Фронтальный опрос в классе: как сделать так, чтобы увидеть «лес рук» / Skillbox Media
Рассказываем про исследование немецких учёных, которые искали способ «расшевелить» на опросе даже застенчивых молчунов.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеУстные фронтальные опросы стали неотъемлемой частью образовательного процесса. На таких занятиях учитель задаёт вопросы всем ученикам, и те, кто готов ответить, поднимают руки. Однако чаще всего отвечают только самые активные ученики, в то время как остальные могут испытывать трудности с формулировкой ответа или стесняются говорить на глазах у класса. Это приводит к тому, что не все ученики имеют возможность проявить свои знания и участвовать в обсуждении. Эффективность таких опросов можно повысить, применяя различные методы вовлечения всех студентов, чтобы создать более равноправную образовательную среду.
Фронтальные опросы представляют собой эффективный инструмент, позволяющий учителю оперативно оценить уровень понимания темы у группы учеников. Они помогают собрать информацию о том, какие аспекты материала усвоены, а какие остаются непонятными, что дает возможность предоставить своевременную обратную связь, включая похвалу или коррекцию ошибок. Однако возникает вопрос: как активизировать менее разговорчивых учеников и вовлечь их в учебный процесс?
Исследователи из Эрфуртского университета в Германии, Лукас Мандельзее и Сюзанн Юрковски, предложили использовать стратегию «Думайте — Обсуждайте в парах — Отвечайте» для улучшения учебного процесса. Эта методика, не являющаяся новшеством, изучается с 1980-х годов и демонстрирует свою эффективность. Суть подхода заключается в том, что школьники могут обсудить свои ответы с соседом по парте, прежде чем поднять руку и ответить учителю. Такой формат взаимодействия способствует более глубокому пониманию материала и повышает уверенность учащихся в своих знаниях.
Мандельзее и Юрковски в качестве теоретической основы своей стратегии обращаются к работам Льва Выготского. Он подчеркивал, что совместная работа способствует активизации учащихся, поскольку создает у них чувство групповой сплоченности, социальной принадлежности, компетентности и автономии. Это взаимодействие в группе не только усиливает обучение, но и формирует важные социальные навыки, что делает данный подход эффективным для образовательного процесса.
Исследование, проведенное с целью оценки влияния предварительного обсуждения ответов в парах на общую активность учащихся во время опроса, показало положительные результаты. Ученые выявили, что такая форма взаимодействия способствует большей вовлеченности даже застенчивых детей. В статье представлены ключевые выводы, подтверждающие, что предварительное обсуждение в парах не только увеличивает активность участников, но и создает комфортную атмосферу для выражения мнений. Эти результаты подчеркивают важность применения методов сотрудничества в образовательной практике.
В чём суть стратегии «Думайте — Обсуждайте в парах — Отвечайте»
Эта стратегия включает три этапа, которые проходят ученики после того, как учитель задает вопрос. Сначала учащиеся формулируют свои первоначальные мысли и идеи по заданной теме. На следующем этапе они обмениваются мнениями с одноклассниками, что способствует более глубокому пониманию вопроса. Наконец, на третьем этапе ученики представляют свои выводы и аргументы классу. Этот подход способствует активному обучению, развивает критическое мышление и улучшает навыки коммуникации у студентов.
- сначала каждый думает над ответом индивидуально;
- потом все объединяются в пары (обычно с соседями по парте) и делятся друг с другом своими вариантами ответа, обсуждают их;
- после этого ребята уже при всех озвучивают свои идеи, проверенные во время обсуждения в паре.
Всё это происходит быстро, всего за три минуты.
Парное обсуждение, согласно выводам исследователей, является менее стрессовым способом представления своей точки зрения по сравнению с озвучиванием мнения перед всем классом. Этот формат позволяет не только проверить свою версию ответа, но и узнать альтернативный вариант от соседа. В результате обсуждения в паре у участников появляется возможность развивать и корректировать свои идеи, что способствует повышению уверенности перед публичным выступлением. Таким образом, парное обсуждение становится эффективным инструментом для улучшения навыков коммуникации и критического мышления.
Мандельзее и Юрковски отмечают, что даже у способных учеников могут возникать проблемы при поднятии руки во время опроса из-за застенчивости и ситуационной тревожности, связанных с неуверенностью в себе. Исследования, на которые ссылаются авторы, показывают, что с момента, когда учитель задает вопрос классу, до приглашения первого поднявшего руку ученика проходит всего от одной до двух с половиной секунд. Этот короткий промежуток времени недостаточен для того, чтобы все ученики смогли сосредоточиться и подготовиться к ответу, а мнительные и застенчивые ученики даже не успевают собраться с духом. Таким образом, важно учитывать психологические аспекты взаимодействия в классе и создавать более комфортные условия для всех учеников, чтобы они могли свободно выражать свои мысли и идеи.
Исследования показывают, что предоставление дополнительного времени для размышлений и обсуждений в парах может значительно повысить вероятность того, что студенты поднимут руки для публичного ответа. Этот процесс может стать особенно полезным для застенчивых учащихся, которые могут почувствовать себя более уверенно и мотивированно участвовать в обсуждении. Таким образом, внедрение этапа парного обсуждения может способствовать более активному вовлечению всех участников в учебный процесс и улучшению качества обучения.
Как исследователи проверяли пользу стратегии
Мандельзее и Юрковски провели исследование, в котором участвовали 481 девятиклассник из 16 классов немецких средних школ. В окончательную выборку вошли 393 участника, предоставившие все необходимые данные для анализа. Эксперимент проводился в привычной учебной обстановке, где учащиеся были рассажены по парам случайным образом.
Для проверки эффективности стратегии «Думайте — Обсуждайте в парах — Отвечайте» было проведено сравнение с двумя альтернативными методами. В первой стратегии участникам предлагалось немедленно поднять руку и ответить на заданный вопрос, при этом им предоставлялось десять секунд на обдумывание ответа. Этот подход представляет собой традиционный метод фронтального опроса.
Во второй стратегии, известной как «Думайте — Отвечайте», участникам предоставлялась одна минута для обдумывания вопроса. После этого у них было десять секунд, чтобы поднять руку и выразить желание ответить. Эта методика способствует развитию критического мышления и вовлеченности, позволяя каждому участнику тщательно сформулировать свои мысли перед тем, как высказать их.
В стратегии «Думайте — Обсуждайте в парах — Отвечайте» добавлен новый этап работы в паре. Участникам предоставляется одна минута для обдумывания своих идей, после чего в течение двух минут они обсуждают свои варианты с партнером. Затем у каждого есть десять секунд, чтобы поднять руку и выразить свое мнение. Эта структура помогает улучшить взаимодействие и способствует более глубокому пониманию материала.
Что представлял собой эксперимент
Перед началом эксперимента подростки заполнили анкеты, в которых вопросы были направлены на определение уровня их застенчивости. Анкеты разработаны с использованием специализированной методики, что позволяет получить точные данные о психологическом состоянии участников. Анализ этих данных поможет лучше понять влияние застенчивости на социальное взаимодействие и поведение подростков в различных ситуациях.
Учащимся было объявлено о проведении коммуникативного тренинга на тему «Проблема всемирного голода», в ходе которого они узнали о его целях и правилах. Задание заключалось в том, что учитель демонстрировал карточки с двумя словами, такими как «стихийные бедствия» и «войны», и предлагал учащимся рассмотреть, каким образом эти явления могут способствовать глобальному голоду. Тренинг состоял из трех раундов, в каждом из которых ребята работали с карточками, содержащими различные слова, при этом порядок ответов в каждом раунде был уникальным.
- В одном раунде учитель сразу после демонстрации карточек со словами задавал вопрос, и у школьников было десять секунд на то, чтобы поднять руку (обычная стратегия «Отвечайте сразу»).
- В другом раунде ребятам после того, как им показали две карточки со словами, давалась минута на размышление о связи этих явлений с голодом. По истечении этого времени учитель задавал вопрос и тоже давал десять секунд на то, чтобы поднять руку (стратегия «Думайте — Отвечайте»).
- Ещё в одном раунде тоже давалась минута на размышление после того, как ребята увидели две карточки со словами, затем в течение двух минут они обсуждали свои идеи с соседом по парте, потом учитель задавал вопрос, и в течение десять секунд желающие могли поднять руку (стратегия «Думайте — Обсуждайте в парах — Отвечайте»).
Вопрос, заданный учителем в каждом из трёх раундов, служил лишь сигналом к началу ответов, так как участники уже были знакомы с заданием благодаря карточкам со словами и заранее объяснённым правилам тренинга. Кроме того, они были предварительно ознакомлены с темой всемирного голода, что позволило им лучше понять контекст задания.
В каждом из трёх раундов учитель после десятисекундного интервала, в течение которого желающие поднимали руки, предлагал ученикам пройти короткий опросник. Опрос касался их уровня тревоги и причин, по которым они решили поднять или не поднять руки. Подсчёт поднятых рук проводил ассистент, присутствующий в классе.
Различные типы стратегий были равномерно распределены между раундами. Это обеспечивает баланс и позволяет оптимально использовать ресурсы в каждом из этапов. При таком подходе каждая стратегия имеет возможность проявить свою эффективность и адаптироваться к условиям, что в конечном итоге способствует достижению общих целей. Равномерное распределение стратегий также помогает избежать перегрузок в отдельных раундах и создает условия для более предсказуемого и управляемого процесса.
В ходе эксперимента были учтены средние оценки участников, а также отношение к соседям по парте и учителю. Также анализировался климат в классе, что позволит проверить результаты с учетом этих факторов.
Что показал эксперимент о пользе стратегии парного обсуждения
Стратегия обсуждения в парах продемонстрировала эффективность, увеличив количество поднятых рук в 1,7 раза по сравнению с традиционным подходом. Также она превзошла метод, при котором ученикам просто предоставлялась минута на обдумывание без парного обсуждения. Эти результаты оставались стабильными, вне зависимости от таких факторов, как средний балл ученика и его отношение к учителю. Внедрение парного обсуждения в образовательный процесс может существенно повысить активность учащихся и их вовлеченность в урок.
Исследования показывают, что метод, при котором участникам предоставляется минута на размышление без последующего обсуждения в парах, не демонстрирует преимуществ по сравнению с традиционным подходом, где требуется немедленный ответ без времени на обдумывание. Ключевым фактором, способствующим лучшим результатам, является именно парное обсуждение, которое способствует сотрудничеству. Ученые отмечают, что обсуждение в парах укрепляет уверенность участников в своих ответах и снижает уровень ситуационной тревожности. В опросах участники подтвердили, что в раундах с парным обсуждением они испытывали значительно меньший уровень стресса. Таким образом, внедрение парного обсуждения в образовательные и тренировочные процессы может значительно повысить эффективность обучения и снизить тревожность у участников.
Наиболее высокий уровень тревожности зафиксирован в стратегии «Думайте — Отвечайте», где учащиеся имели минуту на обдумывание, но отсутствовало парное обсуждение. В отличие от стратегии «Отвечайте сразу», дополнительное время на размышления лишь усиливало беспокойство, поскольку отсутствие возможности обсудить мысли с партнером не позволяло снять напряжение. Исследователи полагают, что учащиеся интерпретировали дополнительное время как сигнал от учителя о том, что от них ожидаются более сложные и глубокие ответы. Это создавало страх неудачи, так как давление ожиданий вызывало чувство неопределенности и тревоги. Таким образом, важность парного обсуждения и психологического комфорта в образовательном процессе становится очевидной.
Учёные также отдельно проанализировали результаты застенчивых участников эксперимента. Эти участники чаще поднимали руки в рамках стратегии с парным обсуждением по сравнению с другими методами. Однако количество поднятых рук оказалось ниже ожидаемого. Тем не менее, даже если застенчивые участники не поднимали руки после обсуждения с соседом, сама стадия обсуждения приносила им значительную пользу. Благодаря этой возможности они могли поделиться своими идеями, что способствовало их общению и взаимодействию больше, чем при использовании других стратегий. Это подчеркивает важность парного обсуждения для развития коммуникативных навыков у застенчивых людей.
Исследования показывают, что застенчивые подростки могут получать больше выгоды от обсуждений в парах, если им предоставляется возможность самостоятельно выбирать партнёра для общения. Однако данное предположение до сих пор не получило экспериментального подтверждения.
Исследования обнаружили причины, по которым застенчивые дети часто избегают поднятия руки на уроках. В ходе эксперимента они чаще других признавались в неуверенности в своих ответах и нежелании быть в центре внимания. Такие дети часто беспокоятся о том, как их воспринимают сверстники, боятся показаться некомпетентными и оказаться в неловкой ситуации. Поэтому исследователи подчеркивают важность поддержки со стороны учителей, которая поможет застенчивым ученикам справиться с социальным давлением и повысить их уверенность в себе.
Узнайте больше о сфере образования в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить актуальные новости и полезную информацию!
Читайте также:
- Исследование: учителя склонны завышать отметки любимчикам
- Математическая тревожность: что это такое и как с ней бороться
- Причина неуспеваемости — образовательное неравенство?
- Забавные истории в учебном материале: как они могут навредить
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее