Образование #Статьи

7 июля, 2025

«Фундаментальность имеет границы, и университеты могут её корректировать» / Skillbox Media

Глава Минобрнауки рассуждает о том, на каких «трёх китах» должны стоять вузы и как изменилось понимание фундаментальности образования.

Научитесь: Онлайн-репетитор

Узнать больше

На конференции, состоявшейся 28 октября и организованной «СберУниверситетом», министр науки и высшего образования Валерий Фальков выделил три ключевые характеристики российского высшего образования. Эти характеристики, по его мнению, определяют стратегию и действия регулятора в условиях меняющегося мира.

Министр высшего образования и науки отвечает за стратегическое управление и развитие образовательной системы в сфере высшего образования. Он занимается формированием государственной политики, направленной на улучшение качества образования, внедрение инновационных технологий и поддержку научных исследований. Важной задачей министра является координация работы университетов, научных учреждений и образовательных организаций, что способствует созданию конкурентоспособной системы высшего образования. Министр также активно участвует в международных проектах и сотрудничестве, что позволяет обмениваться опытом и внедрять лучшие практики в отечественную систему образования.

Что это за три черты высшего образования

Министр выделяет индивидуализацию как ключевую черту современного образования, однако этот термин вызывает множество дискуссий. На недавней конференции председатель «Сбера» Герман Греф отметил, что индивидуализация подразумевает подготовку отдельных специалистов, в то время как акцент следует делать на формировании команд. Он предложил использовать термин «персонализация», который, вероятно, более точно отражает суть изменений, о которых говорит министр. С этой точки зрения, персонализация действительно способна существенно трансформировать российские университеты и их подходы к обучению.

Мировые университеты давно стали лидерами в сфере образования, предлагая массовые образовательные программы и привлекая тысячи студентов, каждый из которых уникален. Валерий Фальков отметил, что в условиях клиентоцентричного подхода необходимо адаптировать образовательную инфраструктуру, чтобы учитывать потребности и ощущения студентов. Это требует от учебных заведений разработки гибких и персонализированных методов обучения, которые помогут каждому учащемуся получить необходимые знания и навыки.

Вторая ключевая характеристика образования — это сочетание фундаментальности и гибкости. Гибкость обеспечивает персонализированный подход, позволяя студентам изменять направления, программы или учебные треки. Фундаментальность, в свою очередь, ассоциируется с высоким качеством и стабильностью знаний. По мнению министра, именно фундаментальные знания помогают уверенно ориентироваться в условиях быстро меняющегося мира и необходимости постоянного обучения.

Слово «фундаментальность» в контексте высшего образования приобрело новое значение. Современная фундаментальность не определяется централизованно, даже регуляторными органами. По моему мнению, фундаментальность имеет свои границы, и университеты различных профилей могут адаптировать эту концепцию в зависимости от своих нужд и задач, что позволяет им более эффективно отвечать на вызовы времени и потребности студентов.

Третья ключевая характеристика высшего образования — стремление к будущему. «Качественный университет всегда балансирует между подготовкой к актуальным технологиям и существующими условиями труда, а также подготовкой человека к новым вызовам, которые только начинают формироваться. На мой взгляд, чем выше уровень университета, тем лучше он справляется с этой сложной задачей. Подготовка специалистов к новым видам деятельности и новым технологическим укладам — это настоящий мастер-класс», — отметил Валерий Фальков.

Как это влияет на политику Министерства науки и ВО

Современное высшее образование характеризуется тремя ключевыми аспектами, которые также являются актуальными трендами. Эти направления определяют стратегию Министерства науки и высшего образования России в процессе перехода к новому технологическому укладу. На основе этих характеристик разрабатываются инструменты государственной поддержки вузов, включая программу «Приоритет-2030», направленную на развитие образовательных учреждений и повышение их конкурентоспособности в условиях глобальных изменений.

Наши действия как регулятора основаны на глубоком понимании высшего образования, которое включает в себя индивидуализацию, современную фундаментальность, гибкость и подготовку человека к будущим вызовам. Содержание образования и используемые технологии должны быть такими, чтобы студенты, получая знания сегодня, могли уверенно ориентироваться в мире через 10–15 лет. Предсказать, каким будет этот мир, сложно, но наша задача — подготовить выпускников к неопределенности и изменениям, обеспечивая им необходимые навыки и компетенции для успешной жизни и карьеры.

Читать также:

  • Про вузы и рынок труда: «Единицы работодателей понимают свою потребность через 6 лет»
  • Герман Греф: персонализации в российском образовании далеко до няни Пушкина
  • Почему высшее образование не может быть чисто прикладным
  • С чем сталкиваются российские вузы в процессе цифровой трансформации

Онлайн-репетитор

Неважно, что вы преподаёте, — английский, кроссфит, йогу, вокал или кулинарное искусство. Всё, чему раньше вы учили в школах, студиях и офисах, теперь можно преподавать онлайн. Продвигайте свои знания и навыки и зарабатывайте из любой точки мира.

Узнать подробнее