Образование #Статьи

4 июля, 2025

История народных университетов в Российской империи: что за учебные заведения это были? / Skillbox Media

Это были нестандартные, но очень популярные учебные пространства, где учились ради знаний, а не ради «корочки».

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

В данной статье вы получите информацию о ключевых аспектах, которые необходимо учитывать. Мы рассмотрим основные моменты и предоставим полезные советы для достижения лучших результатов. Читайте дальше, чтобы углубить свои знания и улучшить свои навыки в данной области.

  • в какой стране впервые появились народные университеты и как практика их создания пришла в Россию;
  • кто открывал народные университеты и почему власти эти заведения не очень-то любили;
  • чему и кого учили в народных университетах и что необычного было в их устройстве;
  • как большевики закрыли народные университеты, а затем открыли свои.

Что такое народные университеты и как они появились

Народные университеты представляют собой просветительские организации для взрослых, которые не имели возможности получить образование в традиционных университетах из-за низкого социального статуса или отсутствия базовых знаний. Эти учебные заведения создавались энтузиастами, стремившимися обеспечить доступ к знаниям и образовательным ресурсам для всех желающих. Народные университеты играли важную роль в развитии образовательного движения, способствуя самообразованию и культурному прогрессу.

Первые народные университеты возникли в Дании благодаря усилиям Николая Грундтвига, священника, писателя и философа, жившего с 1783 по 1872 год. Его последователи собрали необходимые средства и в 1844 году основали два таких учебных заведения. Эти университеты стали важным шагом в развитии образования и культуры, предоставляя доступ к знаниям широкой аудитории и способствуя культурному прогрессу в стране.

Учредители программы стремились адаптировать курс под потребности слушателей, предоставляя практически полезные знания и навыки, необходимые для ведения хозяйства и профессиональной деятельности. Одновременно с этим акцентировалось внимание на повышении культурного уровня участников.

Обучение в датских народных университетах проходит в формате лекций общеобразовательного характера, без строго разработанной программы. В этих учебных заведениях отсутствуют экзамены и оценки. При желании слушатели могут получить свидетельство об окончании, однако оно не имеет той же силы, что и диплом традиционного вуза. Такой подход способствует свободному обучению и развитию критического мышления, что делает датские народные университеты привлекательными для тех, кто стремится к знаниям в непринужденной обстановке.

Народные университеты финансировались за счет частных пожертвований и минимальных плат за обучение, что делало их доступными для широких слоев населения. Плата за посещение была символической, обеспечивая возможность обучения для простых людей. В народные университеты принимали мужчин и женщин старше 18 лет, завершивших народные школы. Такие учебные заведения способствовали образованию и развитию навыков, что в свою очередь способствовало социальному прогрессу.

Народные университеты в Дании получили широкую популярность в 1860-е годы, особенно после Второй Шлезвигской войны. Важным фактором в этом процессе стала концепция «живого слова» Грундтвига, которая акцентировала внимание на значении образования для народа. Учебные заведения стали центрами изучения народных песен, отечественной истории и мифологии. Таким образом, они сыграли ключевую роль в формировании национального самосознания и противодействии распространению немецкой культуры. Народные университеты способствовали укреплению культурной идентичности и развитию гражданской сознательности среди населения.

К концу XIX века народные университеты стали активно развиваться в Норвегии, Швеции и Финляндии, а позднее их влияние распространилось и на Германию. Эти образовательные учреждения сыграли важную роль в повышении уровня образования и культурной осведомленности среди населения, предлагая доступ к знаниям и навыкам для широкой аудитории. Народные университеты способствовали развитию общественного сознания и социальной мобильности, что стало значительным шагом вперед для многих стран Северной Европы и за её пределами.

В Англии параллельно развивались учебные заведения, известные как открытые университеты (University Extension). Эта инициатива вскоре распространилась и на другие страны, включая США, Австро-Венгрию и Францию. Открытые университеты предоставляли доступ к образовательным ресурсам для широкой аудитории, что способствовало демократизации высшего образования и увеличению уровня грамотности населения.

Николай ЗагоскинФото: Wikimedia Commons

Российская интеллигенция, безусловно, обратила внимание на этот «тренд», который гармонично вписывался в распространённую во второй половине XIX века идею о том, что просвещение народа является ключом к улучшению страны. Эта концепция легла в основу народнического движения. Николай Загоскин, историк, общественный деятель и ректор Казанского университета, подчеркивал важность образования как средства преобразования общества и повышения его культурного уровня. Он утверждал, что просвещение может стать основой для социальных изменений и улучшения жизни граждан.

Главная сила народа заключается в знании. Широкая доступность научных знаний является надежным и необходимым инструментом для борьбы за выживание. Знание, как основа общего благосостояния, представляет собой ключевое средство для решения сложных задач современности. Расширение доступа к образовательным ресурсам и научным исследованиям способствует не только личному развитию, но и укреплению общества в целом. В условиях быстро меняющегося мира именно знание становится основой для прогресса и устойчивого развития.

В России того времени доступ к официальному высшему образованию был ограничен не только для низших сословий, но и для женщин, евреев и представителей других религиозных групп. Основной причиной этого ограничения был образовательный ценз, который не позволял выходцам из крестьянства поступать в вузы из-за недостатка школьной подготовки. В ответ на такие ограничения стало развиваться негосударственное образование, включая народные университеты, которые предоставляли возможность получения знаний и образования тем, кто не мог воспользоваться традиционными образовательными учреждениями.

Предшественниками современных образовательных учреждений стали различные курсы. В 1883 году в селе Смоленском под Петербургом была основана Смоленская школа, также известная как Смоленские классы. В 1897 году в Москве открылись Пречистенские рабочие курсы. К 1900 году Смоленские классы включали начальную школу, различные учебные классы, курсы и лекции, в том числе подготовку к экзаменам на аттестат зрелости. Этот аттестат давал возможность поступить в университеты после обучения в классических гимназиях. Также существовала возможность стать учителем начальной школы в Российской империи, сдав соответствующий экзамен, без наличия специального образования. Пречистенские рабочие курсы к 1908 году составляли три основных уровня образования: начальное, среднее и высшее, включая университетские дисциплины. Народные университеты, появившиеся позже, имели аналогичную организационную структуру.

Чтение является важным аспектом нашего повседневного опыта. Оно развивает воображение, улучшает словарный запас и способствует критическому мышлению. Книги, статьи и блоги предоставляют нам доступ к новым идеям и знаниям, расширяя наш кругозор. Погружение в литературу помогает нам лучше понимать окружающий мир и себя. Кроме того, чтение улучшает концентрацию и внимательность, что является важным навыком в современном быстром темпе жизни. Не упускайте возможность углубиться в разнообразные жанры и темы, чтобы обогатить свой внутренний мир.

Как россияне обучались на курсах сто лет назад и ранее

Образование в России сто лет назад и даже раньше значительно отличалось от современных стандартов. В начале XX века обучение проходило в основном в традиционных школах и гимназиях, где учащиеся изучали базовые предметы, такие как русский язык, математика, история и естественные науки. Учебные заведения часто были связаны с религиозными учреждениями, что оказывало влияние на программу и методы преподавания.

Курсы, доступные россиянам в то время, охватывали широкий спектр тем, от искусства до технических дисциплин. Однако доступ к качественному образованию был ограничен, и лишь небольшое количество людей могло позволить себе обучение в высших учебных заведениях. Программа обучения часто была сосредоточена на подготовке студентов к экзаменам, и акцент делался на запоминании и воспроизведении информации.

Методы обучения также были традиционными, с преобладанием лекций и устных экзаменов. Преподаватели использовали классические учебники, и взаимодействие с учащимися было минимальным. Обучение в основном проходило в очной форме, и дистанционные курсы, как мы их знаем сегодня, были недоступны.

Курс обучения мог занять много лет, и лишь после его завершения выпускники получали дипломы, которые открывали перед ними двери в профессиональную жизнь. Таким образом, образовательная система России начала XX века формировала базу для будущих изменений и реформ, которые произошли в последующие десятилетия.

Кто открывал народные университеты в России

Негосударственные учебные заведения Российской империи можно классифицировать на частные и общественные. Частные учебные заведения создавались на средства одного основателя, который ожидал получения дохода от их деятельности. Общественные заведения, в свою очередь, создавались общественными организациями и филантропами с целью просвещения, а не извлечения прибыли. К этому типу относятся народные университеты, которые играли важную роль в образовательном процессе и развитии общества.

Первым учебным заведением в России, получившим название «народного университета», стали общеобразовательные курсы, организованные Педагогическим обществом взаимной помощи. Это значимое событие произошло в Санкт-Петербурге в 1897 году. Несмотря на значимость данной инициативы, власти вскоре приняли решение о закрытии этих курсов. Этот случай стал важной вехой в истории образования в России, подчеркивая стремление общества к доступному и качественному образованию для всех слоев населения.

Идея народных университетов получила поддержку среди либеральных кругов, что вызвало настороженность у властей. Государственные структуры, опасаясь распространения «левых» идей, осуществляли строгий контроль над всеми аспектами учебного процесса. Это касалось не только учебных программ, но и внешнего вида студентов, а также их личной жизни. Подобные меры отражали стремление власти ограничить влияние альтернативных образовательных инициатив и предотвратить развитие свободомыслия среди населения.

Группа слушателей у доски с распоряжениями, 1904 г.Фото: Государственный центральный музей современной истории России / История России в фотографиях

В области негосударственного образования власти стремились установить аналогичный уровень контроля. Многие известные активисты, поддерживающие движение за народные университеты, были признаны неблагонадёжными, и за ними осуществлялся постоянный мониторинг со стороны агентов охранки. Это подчеркивало важность контроля над образовательными инициативами, которые могли угрожать существующему порядку.

Власти часто препятствовали деятельности народных университетов, что негативно сказывалось на их работе и развитии. Например, лекции, содержащие критику правительства, такие как «Наше финансовое хозяйство», подвергались запрету. Полицмейстер, согласно закону, должен был подписывать афишу мероприятий, но часто откладывал это решение. В результате, не состоялись важные лекции, такие как «Краткий курс первобытной культуры» и «Происхождение человека», которые должен был прочитать А. Н. Коломогоров в Воронежском обществе народных университетов. Эти ограничения на свободу слова и образовательную деятельность подчеркивают сложные отношения между государством и образовательными инициативами того времени.

Первая русская революция 1905–1907 годов существенно изменила политическую и социальную обстановку в России. Властям пришлось пойти на определенные уступки, что способствовало активизации общественных движений. В результате этого процесса в стране начали массово открываться общества народных университетов. Эти учебные заведения возникали не только в крупных городах, таких как Санкт-Петербург и Москва, но и в других населенных пунктах, включая Казань, Нижний Новгород, Оренбург, Смоленск, Саратов, Воронеж, Псков, а также в Самаре, Екатеринодаре (сегодня Краснодар), Тифлисе, Киеве, Уфе, Твери, Валуйках (город в Белгородской области), Ростове, Астрахани и Баку. Это свидетельствовало о росте интереса к образованию и культурному развитию среди населения, что стало важным этапом в истории России.

Народные университеты стали результатом деятельности просветительских обществ, которые создавали группы аудиторий в различных частях города и его окрестностях, а также в соседних населенных пунктах. Эти организации не являлись учебными заведениями в традиционном смысле и не обладали статусом университетов. Они функционировали как просветительские общественные структуры, арендующие помещения для проведения лекций и мероприятий. Лекции были открыты для всех желающих, что способствовало распространению знаний. Кроме того, общества организовывали воскресные школы, музеи и библиотеки, а также проводили экскурсии, что значительно обогащало культурную жизнь местных жителей.

Читайте также:

Былое: как 150 лет назад студенты-народники создавали тайные школы

150 лет назад студенты-народники в России занимались созданием тайных школ. Эти учебные заведения были ответом на ограничения образования и направлены на распространение знаний среди народа. В условиях строгой цензуры и репрессивного режима, студенты искали способы обучать крестьян и рабочий класс, передавая им идеи просвещения и социальной справедливости.

Тайные школы стали местом, где собирались прогрессивные умы того времени. Они обсуждали актуальные вопросы, разрабатывали программы обучения и делились знаниями, которые были недоступны широким массам. В таких условиях формировалась новая образовательная культура, в которой акцент делался не только на академические знания, но и на практическое применение полученных навыков.

Деятельность студентов-народников сыграла важную роль в развитии социальной мысли и формировании гражданского сознания. Эти тайные школы стали основой для будущих реформ и изменений в российском обществе. Они вдохновили многих на борьбу за права и свободы, а также на необходимость образования как средства преодоления социального неравенства.

Таким образом, история тайных школ студентов-народников является важным аспектом в контексте развития образования и социальной борьбы в России. Это наследие продолжает вдохновлять современные поколения на стремление к знаниям и социальной справедливости.

Деятельность народных университетов регулировалась уставами, которые определяли правила членства и функционирования. Стать членом общества можно было с 21 года, независимо от пола, национальности, вероисповедания и социального статуса. В Астраханском и Санкт-Петербургском обществах не было ограничений по возрасту. Члены общества вносили разнообразные вклады в его создание и деятельность: уплачивали членские взносы, организовывали занятия и читали лекции. Все ключевые вопросы, такие как избрание правления, обсуждались на общих собраниях. Каждый год общества публиковали отчеты, в которых отражалось количество проведенных лекций, их тематика, специфика работы и состав слушателей, а также иногда финансовые показатели. Эти отчеты способствовали прозрачности и информированию о работе обществ, что было важно для привлечения новых членов и поддержания интереса к образовательным инициативам.

Средства для деятельности общества формировались за счет членских взносов, пожертвований, доходов от проводимых мероприятий, платы за лекции, прибыли от активов и иногда из государственных субсидий. Отношения народных университетов с властями были неоднозначными: иногда они сталкивались с противодействием, но порой получали и поддержку. К примеру, Воронежское губернское земство выделило народному университету субсидию на ремонт его помещений.

В 1906 году Санкт-Петербургское общество народных университетов организовало Всероссийское совещание, на котором собрались 500 делегатов из различных регионов империи. Несмотря на масштабы мероприятия, участникам не удалось прийти к единому определению термина «народный университет». Запланированный на 1912 год второй съезд не состоялся, так как власти не дали разрешение на его проведение. Это событие подчёркивает важность народных университетов в образовательной системе России начала XX века и их стремление к развитию общественного образования.

Статус народного университета вызывал раздражение у властей, что заставляло организаторов таких учреждений адаптироваться к более нейтральным терминам. В результате появились названия как «общества просвещения», «содействия народному образованию», «общеобразовательные курсы» и другие. Эти изменения позволили сохранить образовательную деятельность и избежать конфронтации с властями, одновременно продолжая продвигать идеи просвещения и доступного образования для широкой аудитории.

Положение просветительских обществ было крайне нестабильным: они открывались и закрывались, зачастую существуя недолго. Важными факторами, влияющими на их жизнь, были отсутствие собственных помещений и нехватка финансирования. Аналогичная судьба постигла множество новых университетов, которые начали активно открываться после революции 1917 года, также испытывая дефицит ресурсов. Эти обстоятельства существенно ограничивали возможности развития образовательных инициатив в тот период.

До 1917 года в России функционировали три так называемых «вольных» народных университета, помимо учреждений общества народных университетов. Эти учебные заведения играли важную роль в распространении знаний и образовании широких слоев населения, предоставляя доступ к учебным программам для людей, не имеющих возможности обучаться в традиционных учебных заведениях. Вольные народные университеты стремились обеспечить качественное образование и способствовали культурному развитию общества, что имело значительное влияние на просвещение и социальные преобразования в стране.

  • Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского (1908);
  • Томский народный университет имени П. И. Макушина (1915);
  • Нижегородский народный университет (1916).
Здание Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского на Миусской площади, МоскваФото: Центральный государственный архив города Москвы / Главархив Москвы

В декабре 1916 года Министерство народного просвещения утвердило уставы Киевского народного университета и Харьковского народного дома наук. Однако из-за революционных событий 1917 года эти учреждения не смогли полноценно начать свою деятельность. Революционные потрясения того времени оказали значительное влияние на образовательную систему, что привело к затруднениям в реализации образовательных инициатив и программ, запланированных для улучшения доступа к знаниям и науке.

Вольные народные университеты отличались от обществ народных университетов своим юридическим статусом. Государство признает их частными учебными заведениями. Все три вольных университета были созданы не на основе общественных объединений, а при поддержке частных меценатов. Эти учебные заведения предоставляли возможность получения образования широкой аудитории, подчеркивая значимость частной инициативы в сфере образования.

Крупнейший и наиболее известный народный университет имени А. Л. Шанявского в Москве получил свое название в честь основателя и идейного вдохновителя Альфонса Леоновича Шанявского (1837–1905). Этот человек, ставший золотопромышленником и ранее служивший генералом, был полон стремления к просвещению, особенно в годы реформ. В 1894 году он пожертвовал значительную сумму на создание Женского медицинского института. Вот как он описывал свою главную мечту:

Все свои средства следует направить на поддержку высших учебных заведений, которые обеспечивают возможность свободного обучения для всех желающих, независимо от наличия аттестатов зрелости. Это касается как мужчин, так и женщин, русских и нерусских студентов. Важно создать условия для доступного образования, где каждый, кто стремится к знаниям, сможет развиваться и получать качественное образование.

Шанявский подал ходатайство в Московскую городскую думу о создании народного университета, но в 1905 году его жизнь прервала болезнь — туберкулёз. В своём завещании он оставил всё своё имущество для будущего учебного заведения. Завершила его дело вдова Лидия Алексеевна Шанявская (в девичестве Родственная), известная активистка в сфере народного образования. Несмотря на длительные и сложные дебаты в Государственной думе, в 1908 году ей удалось получить разрешение на открытие университета. Этот шаг стал важным вкладом в развитие доступного образования в России.

Альфонс Леонович ШанявскийФото: Wikimedia Commons

Помимо завещанного капитала, остальные средства на создание библиотеки собирались благодаря поддержке множества благотворителей. В частности, университету Шанявского было передано более 18 000 томов книг. Московская городская дума также оказала помощь, выделив площадку для строительства нового здания библиотеки. Это здание стало настоящей инновацией своего времени: самая большая аудитория, вмещающая 600 человек, располагалась под просторным стеклянным потолком. Кроме того, в этом светлом помещении была установлена специальная электрическая штора, которая за считанные минуты могла преобразовать аудиторию в кинозал.

Народный университет в Томске был основан просветителем Петром Ивановичем Макушиным (1844–1926), выдающимся сибирским книготорговцем и издателем. Он сделал значительный вклад в развитие образования в регионе, создав на Алтае миссионерское училище для местных мальчиков и первую в Сибири, а также в России, бесплатную Народную библиотеку. Макушин активно содействовал распространению грамотности среди населения. С 1902 года он стремился открыть в Томске народный университет, пожертвовав на это дело 325 тысяч рублей. Эта сумма эквивалентна годовому жалованию 72 ординарных профессоров или ста неординарных профессоров, что подчеркивает его преданность делу образования и культурного развития в Сибири.

Здание Народного университета в ТомскеФото: Wikimedia Commons

В создании Нижегородского народного университета значительную роль сыграл биолог Дмитрий Фёдорович Синицын (1871–1937), который ранее работал профессором в Варшавском и Московском университетах. Синицын активно участвовал в формировании образовательной структуры университета и внес большой вклад в развитие научных исследований. Его идеи и педагогический опыт стали основой для создания учебных программ, ориентированных на развитие научного мышления у студентов. Синицын считал важным объединение науки и образования, что способствовало популяризации знаний среди широкой аудитории. Его работа оставила заметный след в истории Нижегородского народного университета и повлияла на дальнейшее развитие высшего образования в регионе.

Современные университеты устроены таким образом, что лишь ограниченная часть населения имеет возможность получить высшее образование. К этому привилегированному кругу относятся только те, кто завершил среднюю школу и может проживать в университетском городе. Однако опыт народных университетов, особенно в формате тьюторских классов, как это принято в Англии, наглядно демонстрирует, что университетское образование может стать доступным для более широких слоев населения. Университеты способны расширять свою деятельность за пределы своих основных кампусов, обеспечивая образовательные возможности для людей из разных регионов. Кроме того, слушатели, представляющие разные социальные группы, могут не только получать знания, но и активно участвовать в творческой деятельности университета. Эта модель образования способствует более равному доступу к знаниям и создает возможности для личностного и профессионального роста.

Народные университеты, несмотря на финансирование частными и общественными средствами, находились под контролем городских дум, которые назначали попечительские советы и правления. В разработке уставов этих учреждений активно участвовали либерально настроенные профессора императорских университетов. В уставах подчеркивалась цель учебного заведения — способствовать широкому распространению высшего научного образования и привлекать интерес народа к науке и знаниям. Народные университеты играли важную роль в образовательной системе, способствуя развитию культуры и повышению уровня образования среди населения.

Как учились в народных университетах

Для того чтобы поступить в классический университет Российской империи, необходимо было сдать экзамены по программе классической гимназии, включая латинский язык и ряд других предметов. При поступлении в специализированные технические вузы требовались знания, эквивалентные программе реального училища, которое акцентировало внимание на математике и технических дисциплинах. Также абитуриенты должны были пройти вступительные испытания, так как конкуренция была высокой. Кроме того, каждый студент обязан был предоставить свидетельство о благонадёжности и следовать многочисленным правилам и ограничениям, установленным учебными заведениями.

Читайте также:

Студенты Российской империи были обязаны соблюдать ряд правил, которые регулировали их повседневную жизнь и учебный процесс. Основные требования касались посещаемости занятий, выполнения учебных заданий и соблюдения дисциплины. Контроль за соблюдением этих правил осуществлялся как со стороны преподавателей, так и административных органов учебных заведений. Учебные заведения имели свои уставы, которые определяли права и обязанности студентов, а также меры наказания за их нарушение. Важным аспектом был также контроль со стороны государственных структур, которые следили за моральным состоянием молодежи и её политической активностью. Таким образом, соблюдение правил студентами было важной частью образовательного процесса, а контроль за этим обеспечивал стабильность и порядок в учебных заведениях Российской империи.

В народные университеты принимали всех желающих старше 16 лет без каких-либо ограничений. Обучение в этих учебных заведениях было платным, так как финансирование от благотворителей зачастую не покрывало всех расходов. Важно отметить, что в императорских университетах также существовала платная форма обучения, и льготы предоставлялись лишь определенным категориям студентов, при этом общее количество студентов, обучающихся бесплатно, не превышало 15%. Стоимость обучения в народных университетах варьировалась от 5 до 20 копеек за лекцию. Также была возможность записаться на годовой курс: в университете Шанявского в 1910–1911 годах это обошлось в 30–45 рублей, что было сравнительно недорого. Для сравнения, обучение в государственных университетах стоило 100–200 рублей в год, а на высших женских курсах – 100–300 рублей в год. Получение образования в народных университетах стало доступным для широкой аудитории, что способствовало росту уровня образования в обществе.

Народные университеты представляют собой уникальную образовательную модель, которую невозможно однозначно классифицировать по традиционным ступеням образования. В этих учреждениях объединяются элементы высшего и среднего образования, а также профессиональной подготовки в различных областях. В то же время народные университеты выполняли функцию просветительского проекта, способствуя распространению знаний и культурных ценностей среди широкой аудитории. Эти учебные заведения сыграли важную роль в формировании образовательной среды, доступной для всех слоев населения, и продолжали оставаться актуальными в контексте современного образовательного ландшафта.

В университете Шанявского существовало несколько отделений, среди которых были академическое, научно-популярное и отделение для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Академическое отделение предлагало программу, аналогичную университетской, включая возможность изучения сторонних курсов. Оно имело структуры, схожие с факультетами, и было ориентировано на студентов с образованием не ниже среднего. Длительность обучения в этом отделении составляла три года. В Томском народном университете обучение также длилось три года, тогда как в Нижегородском университете курс составлял два года.

В научно-популярном отделении обучались студенты, которым требовалось дополнительное углубление в знаниях, необходимых для завершения среднего образования. Длительность полного курса обучения составляла четыре года.

В народных университетах проводились научные исследования, что способствовало развитию образования в регионе. Университет Шанявского обладал современными лабораториями и стал значимым центром в области физики и биологии. Он также зарекомендовал себя как авторитетное заведение в гуманитарных науках, что стало возможным благодаря выдающимся преподавателям, среди которых были и женщины. Эти женщины не только преподавали, но и входили в попечительский совет университета. В то время в традиционных университетах женщин-преподавательниц можно было считать исключением, что объясняется тем, что им не предоставляли возможности для обучения.

Сотрудники лаборатории экспериментальной биологии Университета имени А. Л. Шанявского (сидят слева направо: М. М. Завадовский, Р. И. Гальперин, В. В. Ефимов, Н. К. Кольцов, Г. И. Роскин, И. Л. Кан; стоят слева направо: С. А. Серебровский, И. Г. Коган, С. Н. Складовский, В. Г. Савич)Фото: Архив Российской академии наук

Слушатели народных университетов имели возможность создать свой уникальный образовательный трек, выбирая курсы по разнообразным предметам. Участники могли записываться на несколько курсов одновременно или сосредоточиться на изучении одного предмета. Также существовала возможность выборочно посещать лекции, оплачивая каждую из них отдельно. Такой подход способствовал гибкости обучения и позволял каждому слушателю адаптировать образовательный процесс под свои индивидуальные интересы и потребности.

Обучение состояло в основном из лекций, которые могли быть как разовыми, так и систематическими, общими и специализированными. Практические занятия также играли важную роль. Тематика курсов была разнообразной и включала такие направления, как местное самоуправление, кооперация, дошкольное воспитание и электротехника. Студенты изучали библиотечное, холодильное, механическое и литейное дело, а также устройство паровых котлов. В курсах также рассматривались творчество Пушкина, Отечественная война 1812 года, астрономия и самолётостроение. Особое внимание уделялось медицине и новому предмету — гражданскому воспитанию, что подчеркивало значимость всестороннего развития учащихся.

Народные университеты активно учитывали пожелания своих слушателей, собирая в конце учебного года отзывы о желаемых темах для изучения. Это позволяло им адаптировать образовательные программы и предлагать курсы, соответствующие интересам и потребностям аудитории. Такой подход способствовал повышению уровня вовлеченности и удовлетворенности обучающихся, а также развитию учебных направлений, наиболее актуальных для общества.

Занятия в народных университетах проводились преимущественно в вечернее время, что позволяло слушателям совмещать учёбу с трудовой деятельностью. Аудитория таких учреждений была разнообразной: среди учащихся можно было встретить рабочих, служащих, военных, священнослужителей и студентов высших учебных заведений. Уровень образования участников также варьировался, что создавалo уникальную образовательную среду, способствующую обмену знаний и опыта. Народные университеты играли важную роль в повышении квалификации и расширении кругозора различных категорий граждан, предоставляя доступ к образованию тем, кто в силу обстоятельств не имел возможности учиться в традиционных учебных заведениях.

Переделанный текст:

Обратите внимание на дополнительные материалы и статьи, которые могут быть вам интересны. Мы предлагаем широкий выбор информации по различным темам, что поможет вам углубить свои знания и найти ответы на важные вопросы. Ознакомьтесь с нашими ресурсами для более полного понимания интересующей вас темы. Читайте также другие публикации на нашем сайте, чтобы не упустить важные детали и актуальные тренды.

Большая перемена на Заречной улице: обучение взрослых в советских школах

В советских школах существовали уникальные программы, предоставляющие возможность взрослым людям получать образование. Этот процесс был особенно актуален на Заречной улице, где организовывались занятия для всех желающих. Взрослые студенты могли изучать различные предметы, от математики до иностранных языков, что способствовало их профессиональному и личностному развитию.

Образование для взрослых в советское время отличалось структурированным подходом и доступностью. Занятия проводились в вечернее время, что позволяло людям совмещать учебу и работу. Программа была направлена на удовлетворение потребностей различных категорий граждан, включая тех, кто хотел изменить профессию или повысить свою квалификацию.

Таким образом, большая перемена на Заречной улице стала символом стремления к знаниям и саморазвитию. Образование для взрослых в советских школах играло важную роль в формировании грамотного и образованного общества, что в свою очередь способствовало развитию страны в целом.

Народные университеты, как правило, возникали в городах, где уже существовали полноценные высшие учебные заведения. Это объясняется тем, что лекции проводили квалифицированные преподаватели. Организовать регулярное расписание только с помощью приезжих лекторов было затруднительно. Например, в Нижнем Новгороде и Воронеже подобная ситуация имела место — туда приезжали профессора и доценты из Москвы. Стоит отметить, что многие преподаватели читали лекции в народных университетах безвозмездно, проявляя свою поддержку делу просвещения. Народные университеты сыграли важную роль в образовательном процессе, предоставляя доступ к знаниям широкой аудитории и способствуя культурному развитию регионов.

Обучение в народных университетах предоставляло слушателям лишь возможность получить знания. При основании университета Шанявского планировалось, что он будет выдавать дипломы. Однако в ходе обсуждений в Госдуме был исключен из устава пункт, касающийся этой возможности. Другие аналогичные учебные заведения также не обрели право на выдачу дипломов.

Неформальный статус образования не стал преградой для популярности народных университетов — люди стремились туда за знаниями, а не ради дипломов. Например, в 1908 году в университете Шанявского обучалось 400 человек, а к 1917 году их число возросло до почти 7 тысяч. Санкт-Петербургский народный университет, основанный соответствующим обществом, также демонстрировал впечатляющие результаты: в 1906 году его посетили 10 500 слушателей, а в 1908 году — уже 49 500. За учебный год 1906/1907 в университете было проведено 214 лекций, из которых 182 представляли собой завершенные циклы от двух до семи занятий. Некоторые лекции собирали по несколько сотен слушателей, что подчеркивало высокий интерес к получению знаний. Народные университеты стали важной частью образовательной среды, предоставляя доступ к обучению широким слоям населения.

Что произошло с народными университетами дальше

После революции вольные учебные заведения оказались под угрозой существования из-за изменений в советской власти. Народные университеты были национализированы, а затем закрыты, что привело к значительному сокращению образовательных возможностей для населения. Это свидетельствует о том, как политические изменения напрямую влияли на образовательную систему страны.

Университет Шанявского функционировал в период большевистской власти до 1919 года, после чего был закрыт в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров о ликвидации «параллелизма» в системе образования. Часть преподавателей и сотрудников университета была переведена в министерскую академию народного образования. Здание университета стало домом для Коммунистического университета имени Я. М. Свердлова, а затем стало базой для Высшей партийной школы КПСС. В настоящее время это здание принадлежит Российскому государственному гуманитарному университету, который продолжает традиции высшего образования в России.

Университет Макушина в Томске был закрыт в 1919 году. В 1925 году его попытались восстановить, однако учреждение вновь закрылось из-за финансовых трудностей, так и не успев полноценно начать свою деятельность. Эта история подчеркивает сложные условия, в которых находились высшие учебные заведения в России в начале XX века.

На базе Нижегородского народного университета был основан Государственный университет имени Н. И. Лобачевского, который является одним из ведущих и крупнейших современных вузов России. Университет предлагает широкий спектр образовательных программ и активно занимается научными исследованиями, что делает его важным центром знаний и инноваций в стране.

Общества народных университетов прекратили свою деятельность.

В 1950-х годах возрождение народных университетов стало важным этапом в культурно-просветительской деятельности. Эти учреждения вновь начали открываться с целью массового распространения научно-технических знаний и общего образования, а также для военно-патриотического воспитания. Наибольшее развитие народные университеты получили в 1970-1980-х годах. Их создание инициировали такие организации, как общество «Знание», министерства просвещения, культуры, здравоохранения, а также творческие союзы и профсоюзы. Таким образом, народные университеты сыграли ключевую роль в системе популяризации науки в Советском Союзе, обеспечивая доступ к знаниям для широкой аудитории и способствуя культурному развитию общества.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов народные университеты были заменены множеством курсов для взрослых, организованных при высших и средних учебных заведениях. Этот переход способствовал более гибкому подходу к обучению и позволил взрослым учащимся получать новые знания и навыки в удобном для них формате. Курсы для взрослых стали важной частью образовательной системы, предлагая разнообразные программы, соответствующие потребностям современного общества и требованиям рынка труда.

Российские эмигранты за границей активно создавали народные университеты, особенно среди тех, кто покинул страну в период с 1917 по 1920-е годы. В их рядах было много бывших профессоров и доцентов. Эмигрантские русские народные университеты возникли в таких городах, как Прага, Париж, Белград, Берлин, Лондон, София, Варшава, Таллин, Рига и Чикаго. Эти учебные заведения функционировали по принципу университета Шанявского и предлагали знания всем желающим, однако дипломы не выдавались. Особенно востребованными были курсы иностранных языков и профессиональные программы, такие как основы технических знаний, которые помогали эмигрантам адаптироваться в новой среде. Эти университеты стали важным элементом культурной жизни русской эмиграции и способствовали поддержанию образовательных традиций в условиях зарубежья.

Читайте также:

Российское образование в эмиграции: история и особенности

Российское образование в эмиграции имеет богатую и разнообразную историю. Эмиграция российских граждан, особенно в начале XX века, привела к созданию образовательных учреждений за пределами страны. Это стало возможным благодаря стремлению сохранить культурные и образовательные традиции, несмотря на политические и социальные изменения.

В условиях эмиграции были открыты школы, гимназии и университеты, которые обучали студентов по российским образовательным стандартам. Эти заведения стали центрами русской культуры и языка, способствуя интеграции эмигрантов в новые общества. Учебные программы включали не только традиционные предметы, но и русскую литературу, историю и искусство, что помогало сохранять идентичность эмигрантов.

С течением времени российское образование в эмиграции адаптировалось к новым условиям. Появились возможности для получения дипломов и сертификатов, признанных в странах пребывания. Это способствовало успешной интеграции выпускников на международном рынке труда и расширению их карьерных перспектив.

Сегодня российское образование в эмиграции продолжает развиваться, предлагая разнообразные программы и курсы, которые учитывают современные требования и стандарты. Это создает новые возможности для студентов, желающих получить качественное образование, сохраняя при этом связь с родной культурой.

С конца 1920-х годов эмигрантские народные университеты начали терять свою популярность и сталкивались с серьезной нехваткой ресурсов. Те из них, которые смогли выжить, трансформировались в просветительские организации, направленные на популяризацию русского культурного наследия за пределами родины. Окончательно их существование прекратила Вторая мировая война, ставшая катастрофическим ударом для эмигрантского образовательного движения.

Основные источники информации играют ключевую роль в формировании знаний и понимания различных тем. Они могут включать книги, научные статьи, интернет-ресурсы и другие материалы, которые предоставляют достоверные данные и факты. Использование авторитетных источников помогает обеспечить точность и актуальность получаемой информации, что особенно важно в условиях постоянного обновления данных. При выборе источников следует обращать внимание на их репутацию, уровень экспертизы авторов и наличие рецензий. Это позволит избежать распространения недостоверной информации и повысить качество контента. Основные источники информации становятся основой для глубокого анализа, исследований и принятия обоснованных решений.

  • Бреев С. И., Конакова Ж. А. Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского как тип высшей школы частной инициативы // Интеграция образования.
  • Веникова М. С. Институционализация и образовательная деятельность народных университетов в императорской России // Genesis: исторические исследования.
  • Волошина В. Ю. Статус и роль народных университетов в русском зарубежье в 1920-е годы // Омский научный вестник.
  • Генкель Г. Г. Что такое народный университет: его история, задачи и организация. — СПб., 1908.
  • Грацианов Н. Народные университеты в Западной Европе, Северной Америке и в России. — Нижний Новгород, 1906.
  • Дворецкий Е. В., Веникова М. С., Мошкин А. Н. Институционализация и деятельность провинциальных народных университетов в России в XIX — начале XX вв. // Via in tempore. История. Политология.
  • Духавнева А. В. «…на благо и возрождение России»: к истории создания и развития народного университета им. А. Л. Шанявского // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки.
  • Евсеева Е. Н. Русский народный университет в Праге (1923–1933) // Новый исторический вестник.
  • Жегульская Т. Ю. Организация народных университетов в России в начале XX века (на материалах Воронежской губернии) // Тенденции развития науки и образования.
  • Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. — М., 1991.
  • Иванов А. Е. Студенчество России конца XIX — начала XX века: социально-историческая судьба. — М., 1999.
  • Игтисамова Г. Р. Становление системы профессионального образования в дореволюционной России // Новые технологии.
  • Комиссаров В. В. «Плоды учёности»: народные университеты в России рец. на кн.: Фандо Р. А. Народные университеты Российской империи: от популяризации к организации науки. М.: «Янус-К», 2020, 344 с. // Интеллигенция и мир.
  • Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Университеты в России: как это работает. — М., 2021.
  • Морозан В. В. Петербургское общество народных университетов // Благотворительность в истории России: Новые документы и исследования. — СПб., 2008.
  • Народные университеты // Большая российская энциклопедия.
  • Ростовцев Е. А. Сидорчук И. В. Негосударственные образовательные организации и инициативы в России (конец XIX — начало XX века) // Расписание перемен: Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи — СССР (конец 1880-х — 1930-е годы). — М., 2012.
  • Семёнов М. Ю. Исторический опыт организации народного просвещения в Австро-Венгрии и России в конце XIX — начале XX века (на примере народного университета в Вене и Воронежского Общества народных университетов) // «Манускрипт».
  • Фандо Р. А. Народные университеты — культурно-образовательные центры русской эмиграции «первой волны» // Преподаватель XXI век.
  • Фандо Р. А. Расцвет негосударственного высшего образования в дореволюционной России // Genesis: исторические исследования.

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее