Образование #Статьи

8 августа, 2025

Как давать обратную связь ученикам / Skillbox Media

Эксперты рассказали об исследованиях и инструментах для качественной работы с обратной связью.

Научитесь: Методист образовательных программ

Узнать больше

В апреле на Московском международном салоне образования (ММСО-2022) прошла панельная дискуссия на тему «Обратная связь и оценивание в образовательном процессе». В ходе обсуждения эксперты представили результаты своих исследований, поделились личными историями и опытом из педагогической практики. Основное внимание было уделено важности обратной связи как инструмента оценки и её влиянию на процесс обучения. Участники отметили, что качественная обратная связь способствует улучшению образовательных результатов и развитию студентов, а также позволяет преподавателям корректировать свои методы обучения.

  • что такое грамотность обратной связи;
  • почему учителя даже не замечают, что, давая обратную связь, сосредоточены больше на негативном, чем на позитивном;
  • какой должна быть качественная обратная связь в школе;
  • как автоматическая проверка заданий и электронный мониторинг могут освободить учителям время для общения с учениками.

Понятие «обратная связь» в педагогическом процессе встречается реже, чем более распространённое «оценивание». Тем не менее, обратная связь представляет собой гораздо более широкий концепт, чем просто выставление оценки. В своей книге «Видимое обучение» учёный-педагог Джон Хэтти аргументированно демонстрирует, что обратная связь является ключевым ресурсом для достижения качественного образования. Она помогает ученикам не только осмыслить выполненную работу, но и осознать свои достижения и недостатки, а также разработать план дальнейшего обучения. Обратная связь способствует развитию критического мышления и самооценки, что в конечном итоге улучшает образовательные результаты.

Фото: MARIYA Y / Shutterstock

Обратная связь служит важным инструментом для ученика, позволяя ему выявить свою зону ближайшего развития. Согласно концепции Льва Выготского, именно в этом пространстве ученик, взаимодействуя с педагогом, может освоить навыки и знания, которые ему пока недоступны. Эффективная обратная связь способствует развитию образовательного процесса, помогая учащимся преодолевать трудности и достигать новых высот в обучении.

Все учителя осознают важность обратной связи, но как она реализуется на практике? Обратная связь является ключевым элементом образовательного процесса, способствующим не только улучшению результатов учеников, но и развитию педагогов. Эффективная обратная связь помогает учащимся понять свои сильные и слабые стороны, а также определяет направления для дальнейшего обучения. На практике важно не только давать обратную связь, но и делать это своевременно и конструктивно. Это создает атмосферу доверия и открытости, что способствует лучшему восприятию информации и повышает мотивацию учеников. Учителям необходимо развивать навыки предоставления обратной связи, чтобы она была максимально полезной и способствовала росту как учеников, так и самого преподавателя.

Какие есть проблемы с обратной связью

Анастасия Азбель, доцент Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, представила результаты исследований, посвященных культуре обратной связи в образовательных учреждениях. В ходе работы с коллегами она проанализировала методы и практики, которые способствуют эффективному обмену информацией между учащимися и преподавателями. Исследование направлено на выявление ключевых факторов, влияющих на развитие конструктивной обратной связи в школах, что может значительно улучшить образовательный процесс и повысить качество обучения.

В 2020 году в исследовании, проведенном среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет из 56 регионов, были собраны анкеты с открытыми вопросами, касающимися качества обратной связи, которую они получают. Результаты данного опроса были опубликованы в журнале «Вопросы образования». Исследование выявило важные аспекты взаимодействия между подростками и образовательными учреждениями, а также подчеркнуло значимость качественной обратной связи для успешного обучения и развития молодежи.

В рамках исследования мы также опросили педагогов. Им был задан тот же вопрос, что и ученикам: «Как вы считаете, в процессе обратной связи учителя чаще указывают на ошибки или акцентируют внимание на возможностях для роста?» Результаты показали, что 80% педагогов считают, что они чаще подчеркивают точки роста, в то время как 70% учеников придерживаются противоположного мнения, полагая, что учителя чаще акцентируют внимание на недостатках. Эти расхождения в восприятии могут свидетельствовать о необходимости улучшения коммуникации между учителями и учениками в процессе обратной связи.

Согласно исследованиям, 61% учителей возлагают ответственность за негативную обратную связь на внешние факторы. К числу этих факторов относятся стандартизация образовательного процесса, избыточный контроль за работой педагогов и личные качества обучающихся. Это подчеркивает важность анализа влияния внешней среды на качество педагогической деятельности и взаимодействие с учениками.

Анастасия Азбель прокомментировала распространенные педагогические установки, отметив, что часто ответственность за проблемы в образовании перекладывается на систему или на самих детей. Она подчеркнула, что учащиеся сосредоточены лишь на оценках и не стремятся получать от учителей более глубокие знания и навыки. Таким образом, вместо поиска решений, многие предпочитают обвинять всех вокруг, кроме самих педагогов.

Только 23% педагогов признали, что не обладают навыками предоставления полезной и развивающей обратной связи. Это подчеркивает важность профессионального развития учителей в области эффективного взаимодействия с учениками. Качественная обратная связь играет ключевую роль в образовательном процессе, способствуя росту и развитию учащихся. Улучшение этих навыков может значительно повысить уровень обучения и мотивацию студентов.

Исследования опроверждают тезис о том, что критика способствует повышению усилий детей. Азбель отметила, что распространенный в российской образовательной системе критический стиль обратной связи оказывает негативное влияние на мотивацию учеников. По данным опроса, 43% школьников заявили, что критические замечания не способствуют их развитию, а, наоборот, демотивируют.

Читать также:

Современные педагоги все чаще выступают за отказ от выставления оценок в образовательном процессе. Основная причина этого подхода заключается в том, что традиционные оценки часто не отражают истинные способности и знания учащихся. Оценки могут создавать стресс и негативное восприятие учебы, что в свою очередь снижает мотивацию к обучению.

Отказ от оценок позволяет сосредоточиться на индивидуальном развитии каждого ученика, поощряя их стремление к знаниям и саморазвитию. Вместо оценок педагогам рекомендуется использовать более гибкие методы оценки, такие как портфолио, самооценка и обратная связь. Это помогает создать более комфортную атмосферу для обучения, где ученики могут свободно выражать свои мысли и идеи, а также развивать критическое мышление и творческие навыки.

Таким образом, отказ от выставления оценок может значительно улучшить образовательный процесс, сделав его более ориентированным на потребности учащихся и способствуя их всестороннему развитию.

В данном исследовании рассматривается концепция обратной связи, известная как feedback literacy, что в переводе с английского означает грамотность обратной связи. Это понятие охватывает навыки, необходимые для эффективного предоставления и восприятия обратной связи. Грамотность обратной связи включает в себя четыре ключевых компонента: умение формулировать конструктивные комментарии, способность воспринимать и анализировать полученные отзывы, готовность к изменениям на основе полученной информации и навыки общения, которые способствуют открытому диалогу. Развитие этих компонентов способствует улучшению взаимодействия в образовательной среде и повышает качество обучения.

  • рационального: «Я знаю, как давать обратную связь и как её запрашивать»;
  • эмоционального: «Я после получения обратной связи могу справиться со своими эмоциями»;
  • ценностного: «Я понимаю, зачем получать обратную связь от кого-то»;
  • деятельностного: «Получив обратную связь, я могу продолжать что-то совершенствовать и двигаться к своей цели».

Грамотность является важным аспектом не только для учителей, но и для детей. Развитие навыков обратной связи у учеников критически важно, так как эффективное обучение предполагает равноправное взаимодействие между учителем и учеником. Для достижения лучших результатов в учебном процессе детям необходимо уметь не только запрашивать обратную связь, но и правильно ее воспринимать. Это создает условия для активного участия в обучении и способствует более глубокому пониманию материалов. Развитие этих навыков помогает детям становиться более самостоятельными и уверенными в своих знаниях, что в свою очередь положительно влияет на их успехи в учебе.

Исследователи провели опрос среди учителей о том, какие именно знания и навыки необходимо передавать школьникам для формирования их субъектности. В результате были получены различные мнения и рекомендации. Учителя отметили важность развития критического мышления, умения самостоятельно принимать решения и ответственности за свои поступки. Также было подчеркнуто значение творческого подхода к обучению, который способствует формированию индивидуальности и самостоятельности учащихся. Эти аспекты обучения помогут школьникам стать активными участниками своей жизни и общества в целом, что является ключевым для их дальнейшего развития и успешной адаптации в современном мире.

  • 43% учителей уверены, что школьникам нужно учиться формулировать мысли и задавать вопросы;
  • 26% считают важным развивать рефлексию и навыки самооценки;
  • 21% считают, что школьникам нужно развивать навыки уважительной и конструктивной коммуникации;
  • 10% говорят об умении управлять эмоциями, преодолевать страх и застенчивость.

«Учителя, по сути, сами определили себе домашнее задание», — пошутила Азбель.

Исследование демонстрирует неутешительные результаты: педагоги и их ученики продолжают воспринимать обратную связь преимущественно как инструмент оценки. Лишь небольшой процент учителей понимает, что предоставление и получение обратной связи — это только первый этап. Ключевым является следующий шаг: совместно с учеником разработать план действий, основываясь на полученных комментариях. Этот процесс в англоязычной академической среде обозначается термином feedforward, который можно перевести как «связь относительно будущего». Понимание важности feedforward может существенно улучшить образовательный процесс и способствовать более эффективному обучению.

Обратите внимание на следующие материалы:

Школа, в которой отсутствует желание учиться, становится местом, где процветает насилие. Важно создать атмосферу, способствующую развитию интереса к знаниям и уважению к окружающим. Без мотивации и стремления к учебе учащиеся могут прибегать к агрессивным действиям, что негативно сказывается на образовательном процессе. Поэтому необходимо развивать в образовательных учреждениях такие методы, которые будут вдохновлять и поддерживать желание учиться, тем самым предотвращая проявления насилия и увеличивая уровень вовлеченности учеников.

Дарья Островская, руководитель проекта «Измерение знаний» на платформе «Учи.ру», подчеркнула важность обратной связи в образовательном процессе, ссылаясь на идеи Джона Хэтти. Он утверждает, что обратная связь должна быть ориентирована на будущее, помогая ученикам и учителям совместно определять шаги, которые приведут к улучшению знаний и достижению успеха. Такой подход способствует глубокому пониманию учебного материала и активному вовлечению учащихся в процесс обучения.

Исследование восприятия обратной связи школьниками показало, что подростки рассматривают ее преимущественно как инструмент, используемый учителем, а не как ресурс для собственного развития. Это указывает на отсутствие элемента feedforward в образовательном процессе, что требует внимания и дальнейшей работы. Улучшение восприятия обратной связи среди учащихся может способствовать их образовательному росту и повышению мотивации к учебе.

Какой должна быть обратная связь

Константин Лёвушкин, преподаватель школы «Летово», выделил три ключевых качества эффективной обратной связи. Эти качества играют важную роль в образовательном процессе и способствуют улучшению взаимодействия между учениками и учителями. Правильная обратная связь помогает учащимся осознать свои сильные и слабые стороны, а также способствует их развитию и мотивации. Важно, чтобы обратная связь была конструктивной, своевременной и конкретной, что позволяет ученикам понять, как они могут улучшить свои навыки и достижения.

Своевременность — ключевой аспект в процессе обсуждения качества работы ученика. Ученик должен быть готов к диалогу о своих достижениях и недостатках. Если момент для обратной связи выбран неудачно, это может привести к тому, что информация не будет воспринята должным образом, что в свою очередь может демотивировать ученика и отрицательно сказаться на его обучении. Правильное время для обсуждения позволяет создать конструктивный диалог и способствует более глубокому пониманию своих сильных и слабых сторон.

Обратная связь является важным аспектом общения и подчиняется его основным правилам. Время, когда произносятся определенные слова, может оказать значительное влияние на восприятие сообщения. Успех общения зависит от восприятия собеседника. Например, можно задать вопрос: «Ты готов обсудить эту работу сейчас?» Как взрослый, так и ребенок смогут ответить на этот вопрос, что показывает значимость открытого диалога и взаимопонимания. Эффективная обратная связь способствует улучшению отношений и повышению продуктивности в любом взаимодействии.

Соразмерность обратной связи является важным аспектом в обучении. Необходимо учитывать, сколько информации ученик сможет воспринять, так как избыток критики может привести к демотивации. Соразмерность касается не только объема информации, но и ее тематики. Константин рекомендует задавать ученикам прямой вопрос: «Какую обратную связь вы хотели бы получить от меня? О чем именно?» Формулирование ответа может быть сложной задачей для учащихся, но если они смогут это сделать, то это повысит вероятность успешного общения и улучшит процесс обучения.

Третье — позитивный подход. В процессе обсуждения результатов работы ученика ключевым моментом является акцент на положительных аспектах. Признание достижений и успехов стимулирует ученика к дальнейшему развитию и усиливает мотивацию. В английском языке существует подходящее слово appreciation, которое переводится как благодарность или признание заслуг. Позитивная обратная связь играет важную роль в образовательном процессе, помогая создать доверительную атмосферу и поддерживать интерес к обучению.

По мнению спикера, в нашей культуре практически отсутствует традиция благодарности. Он отмечает, что неоднократно наблюдал это после выступлений как школьников, так и взрослых. Люди часто занимаются чем угодно, но только не выражают признательность и благодарность.

Константин Лёвушкин отметил важность сближения понятий обратной связи и похвалы. Хотя эти термины не являются синонимами, их взаимосвязь имеет значительное значение в контексте продуктивного общения и повышения мотивации. Понимание этого аспекта может улучшить взаимодействие в командах и способствовать развитию позитивной атмосферы.

В своей практике он часто отклоняется от строгого принципа объективности, заменяя обратную связь на конструктивную похвалу. Это делается в интересах соразмерности и своевременности. Важно, чтобы похвала была предметной, конкретной и информативной, а не сводилась к общим фразам типа «ты молодец». Такой подход способствует более эффективному восприятию информации и улучшает мотивацию.

Чтение является важной составляющей развития личности и расширения кругозора. Оно помогает не только получать новые знания, но и развивать критическое мышление. В современном мире доступ к информации стал проще благодаря интернету. Онлайн-ресурсы и цифровые книги позволяют людям находить нужную информацию в любое время. Чтение книг, статей и научных публикаций способствует улучшению словарного запаса и повышению уровня грамотности. Поэтому стоит уделять время чтению, чтобы не только развивать свои знания, но и наслаждаться процессом.

Читайте также:

Человекоориентированная школа характеризуется тем, что в ней акцент делается на обучение детей, а не на традиционное преподавание. В такой образовательной среде учащиеся активно участвуют в процессе, развивают свои навыки и интересы, что способствует более глубокому пониманию материала и формированию критического мышления. Важно создать атмосферу, в которой каждый ученик чувствует себя комфортно и мотивированно для обучения. Это позволяет не только усваивать знания, но и развивать личность, что является ключевым аспектом современного образования.

Константин наглядно продемонстрировал значимость своевременной и соразмерной обратной связи на примере своего опыта в магистратуре. Он отправил свою работу на проверку преподавателю и получил множество конструктивных замечаний. Все критические комментарии были справедливыми, и преподаватель, безусловно, стремился помочь, указывая на все недостатки и мелкие недочеты. Однако количество замечаний оказалось чрезмерным для одного раза. Весь документ оказался испещрен красными пометками, включающими как общие комментарии, так и замечания к конкретным фрагментам, а также прямые исправления. Это изобилие правок стало для Константина настоящим шоком.

Своевременная обратная связь не только помогает выявить недостатки, но и способствует более эффективному обучению. Однако важно помнить, что она должна быть сбалансированной, чтобы не перегружать получателя излишними замечаниями. Правильный подход к обратной связи — это ключ к успешному развитию как студентов, так и преподавателей.

В тот момент я не был готов к такой разрушительной критике. Эта обратная связь сильно демотивировала меня, и в итоге я покинул программу, чувствуя разочарование от сложившейся ситуации.

Алексей Турчин, руководитель департамента методологии «СберОбразование», добавил к принципам, названным Константином Лёвушкиным, две важные идеи. Во-первых, обратная связь должна быть адресной, то есть необходимо предоставлять её по каждому выполненному заданию. Во-вторых, обратная связь должна быть прозрачной и основываться на чётких критериях, чтобы у ребёнка не возникало вопросов, например: «Почему у меня три?» Дарья Островская также поддержала эту позицию, напомнив о книге Джона Хэтти. Она отметила, что качественная обратная связь должна быть основана на фактах и доказательствах, а не на субъективных оценках учителя. Это подход способствует более глубокому пониманию процесса обучения и помогает детям развивать свои навыки.

Что мешает наладить правильную обратную связь в школах и в чём тут польза от технологий

Ученики редко получают от учителей позитивную, своевременную и развивающую обратную связь, несмотря на то что это является основой эффективной педагогики. Спикеры выделяют две главные причины данного явления. Первая причина заключается в недостатке времени у педагогов, что ограничивает их возможность предоставлять качественную обратную связь. Вторая причина связана с недостаточной подготовленностью учителей к эффективному взаимодействию с учениками, что также сказывается на качестве обратной связи. Понимание этих факторов может помочь в разработке стратегий, способствующих улучшению образовательного процесса и повышению уровня вовлеченности учащихся.

Грамотная обратная связь — это сложное искусство, требующее осознанности и высокого уровня эмоционального интеллекта. Эффективная коммуникация в этой области подразумевает умение правильно интерпретировать чувства и потребности других людей, а также способность четко и конструктивно выражать свои мысли. Создание здоровой атмосферы для диалога позволяет не только улучшить взаимодействие, но и способствует развитию отношений как в личной, так и в профессиональной сфере. Правильная обратная связь играет ключевую роль в процессе обучения и роста, помогая людям осознавать свои сильные стороны и области для улучшения.

Во-вторых, существуют явные системные препятствия. Учителям сложно выделить время для предоставления детальной обратной связи каждому ученику в классах, состоящих из 30-40 человек. Эта проблема затрудняет индивидуальный подход к обучению и снижает качество образовательного процесса. Необходимы решения, которые бы позволили эффективно организовать учебный процесс и обеспечить каждому ученику необходимую поддержку.

Фото: fotosparrow / Shutterstock

Планомерное обучение учителей в предоставлении правильной обратной связи может решить первую проблему. Однако проблему нехватки времени можно облегчить с помощью технологий. Автоматизируя рутинные процессы, они позволяют педагогам сосредоточиться на более качественном и глубоким взаимодействии с учениками. Участники обсуждения привели два примера, иллюстрирующие эту идею.

Автоматическая проверка и самопроверка являются важными инструментами в образовательном процессе. Алексей Турчин утверждает, что нехватку времени у педагогов можно эффективно решить с помощью цифровых ресурсов, предназначенных для проверки типовых заданий. Эта концепция реализована на платформе «СберКласс», которая предлагает автоматическую проверку типовых заданий, относящихся к системе шкалирования 2.0. Использование алгоритмов для проверки заданий позволяет учителям сосредоточиться на более творческих заданиях и проектах, тем самым повышая качество образования. Платформа «СберКласс» становится незаменимым помощником для учителей, оптимизируя их рабочий процесс и позволяя уделять больше внимания развитию креативных навыков у учеников.

Самоанализ и самооценка являются важными инструментами в образовательном процессе. В «СберКлассе» учащиеся получают возможность после выполнения заданий использовать ключи для самостоятельной проверки своей работы. Это помогает им выявлять ошибки, анализировать свои знания и улучшать результаты. Такой подход способствует развитию критического мышления и повышению учебной мотивации.

Задания, направленные на развитие определенных навыков, не должны отвлекать учителя от предоставления качественной обратной связи. Эту задачу может эффективно выполнять цифровой продукт. Это является одним из наших ключевых принципов. Использование технологий позволяет освободить время учителя для более индивидуального общения с учениками и улучшить процесс обучения.

Существуют задания, которые требуют не только проверки по ключевым ответам, но и детального развернутого анализа и конструктивной обратной связи. В таких случаях особенно важна роль учителя, по мнению Турчина. Педагог должен не только оценивать работу ученика, но и помогать ему понять ошибки, развивать критическое мышление и углублять знания. Это способствует более глубокому усвоению материала и формированию у учащихся навыков самостоятельного анализа.

Третий инструмент — это оценивание друг друга, или peer-to-peer оценка, когда одноклассники оценивают работу друг друга. В этом процессе важна роль учителя, который может обучить учащихся правильно предоставлять обратную связь. Эффективное взаимодействие между учениками способствует развитию критического мышления и навыков саморефлексии, что в конечном итоге улучшает качество образовательного процесса.

Переделанный текст:

Обратите внимание на дополнительные материалы:

Оценка успехов учеников: нестандартные и эффективные методы

Оценка успехов учащихся играет ключевую роль в образовательном процессе. Однако традиционные методы оценки, такие как тесты и контрольные работы, не всегда отражают реальный уровень знаний и навыков. В этой статье мы рассмотрим несколько альтернативных подходов, которые помогут более точно оценить достижения учеников.

Одним из таких методов является портфолио, в которое собираются работы учащихся за определенный период. Это может включать проекты, эссе и творческие задания, что позволяет увидеть прогресс и развитие навыков. Анализ портфолио помогает выявить сильные и слабые стороны каждого ученика.

Другим эффективным способом является использование формативной оценки, при которой акцент делается на процессе обучения, а не только на конечном результате. Учителя могут проводить регулярные обсуждения, обратную связь и самооценку, что способствует более глубокому пониманию материала.

Также стоит обратить внимание на проектное обучение, где ученики работают над реальными задачами и проектами. Это не только развивает критическое мышление и креативность, но и позволяет увидеть, как ученики применяют полученные знания на практике.

Кроме того, использование технологий, таких как онлайн-тестирование и интерактивные платформы, может значительно упростить процесс оценки и сделать его более объективным. Эти инструменты позволяют проводить мгновенную обратную связь и анализировать результаты в реальном времени.

Таким образом, для эффективной оценки успехов учеников стоит рассмотреть нестандартные методы, которые помогут лучше понять их способности и уровень знаний. Это не только повысит качество образовательного процесса, но и создаст более комфортную атмосферу для обучения.

Тестирование с качественной аналитикой. Дарья Островская поделилась информацией о новом сервисе «Учи.ру» — мониторинге, который упрощает учителям подготовку обратной связи. Данный сервис предлагает электронное тестирование для учеников 2–9-х классов и адаптирован для различных учебно-методических комплексов и образовательных программ. С помощью мониторинга учителя могут быстро и эффективно оценивать знания учащихся, получая детализированные отчеты и рекомендации для дальнейшей работы.

Дарья отмечает, что существующая система еще не способна обучить педагогов эффективному предоставлению обратной связи и ведению конструктивных диалогов с учениками. Тем не менее, она может предложить инструменты, которые помогут учителям лучше понимать, в каких аспектах необходимо давать эту обратную связь. Это позволит улучшить взаимодействие между педагогами и учащимися и повысить качество образовательного процесса.

Сервис проводит проверку ключевых навыков и умений, необходимых для учеников, и предоставляет обобщенные выводы. Он определяет, какие задания были наиболее сложными для значительного числа учащихся, а также выявляет, кто из них показал лучшие и худшие результаты на тесте. В результате учитель получает объективную картину успеваемости класса, что позволяет избежать предвзятости в обратной связи и сделать её более точной и конструктивной. Кроме того, сервис автоматически генерирует задания, которые помогут ученикам устранить выявленные пробелы в знаниях.

Подсказки для учителей могут быть весьма полезными, даже если они уверены в своих знаниях о трудностях учеников. Исследование, проведенное сервисом, показало, что 51% опрошенных педагогов отметили, что мониторинг помог им выявить новые проблемы, с которыми сталкиваются их ученики. Это указывает на наличие слепых зон в обучении, которые важно освещать. Полученные данные подтверждают, что даже опытные учителя могут упустить важные аспекты, требующие внимания и помощи.

Мониторинг результатов обучения ориентирован на долгосрочные перспективы. В исследовании, проведенном «Учи.ру», учителя поделились примерами использования полученных данных. Около 48% педагогов обсудили с классом темы, которые вызвали затруднения у учеников. Кроме того, 37% учителей направили своим ученикам автоматически сгенерированные задания, что позволяет более эффективно адресовать пробелы в знаниях.

А ждут ли дети подробной обратной связи?

Результаты анкетирования, проведённого Анастасией Азбель и её коллегами, продемонстрировали, что большинство школьников заинтересованы в получении подробных комментариев от учителей относительно своей учебной деятельности. Подобные отзывы могли бы существенно повысить качество обучения и способствовать более глубокому пониманию материала.

Модератор дискуссии, профессор педагогики Санкт-Петербургского государственного университета Леонид Ильюшин, подтвердил этот вывод, поделившись историей из своего школьного детства.

В класс пришёл новый учитель, который на письменных работах ставил отметку «См.», что означало, что он ознакомился с работой, но не дал никакой оценки. Ученикам это не понравилось, так как они ожидали более чёткой обратной связи. В ответ на это они решили проявить креативность и добавили к его отметкам свои комментарии с юмором. При сдаче очередных тетрадей, ребята сделали приписки к его «См.»: у кого-то было написано «Смешно», у кого-то — «Смело», а кто-то добавил «Смутно». Таким образом, ученики выразили свои эмоции и креативно откликнулись на стиль преподавания нового учителя.

Конфликта, к счастью, не возникло. Учитель осознал, что мы читаем его работы и не совсем удовлетворены их форматом. В результате диалог наладился. Я надеюсь, что вы будете получать в своих учебных тетрадях не только краткие ссылки, но и полноценную обратную связь, которую сможете как получать, так и предоставлять.

Читать также:

  • «Каждый преподаватель должен понимать, что происходит в мозге»
  • Верят ли учителя в то, что от них зависят успехи учеников?
  • Исследование подтвердило, что учителя склонны завышать отметки любимчикам
  • О неуспешности, которая тянется из школы в вуз и потом в работу

Методист образовательных программ

Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.

Узнать подробнее