Образование #Статьи

4 июля, 2025

Как и зачем людей учат по СМС / Skillbox Media

Удивительно, но даже в век умных чат-ботов и онлайн-платформ на основе ИИ старая технология тоже на что-то годится.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Множество пользователей уже воспринимают продвинутый EdTech-сервис как стандарт: удобные личные кабинеты, аналитические инструменты, персонализированные помощники, привлекательный дизайн курсов и качественное видео. Однако существуют регионы, где современные технологии не полностью внедрены. В таких случаях на помощь приходят традиционные методы, такие как рассылка СМС-сообщений, которые продолжают выполнять важную роль в образовательном процессе.

Кэти Джордан, исследовательница из Кембриджа, собрала множество примеров использования SMS-рассылок в образовательных целях. В 2021 году она провела анализ существующих исследований на эту тему и составила обзор, который демонстрирует, насколько активно изучается практика обучения через SMS. Рассмотрим, как организовано обучение с помощью текстовых сообщений и почему данная форма коммуникации становится все более популярной.

Школьная программа и прочие уроки по СМС

В беднейших странах учебные материалы чаще всего распространяются через СМС-сообщения, так как традиционные методы связи там еще не так распространены. Сервисы, занимающиеся доставкой образовательного контента через СМС, функционируют как современные онлайн-школы, предлагая собственные системы дистанционного обучения и инструменты для аналитики и адаптации. В медиа такие платформы часто называют SMS-based learning platforms, что подчеркивает их акцент на обучении с использованием текстовых сообщений. Это позволяет преодолевать барьеры доступа к образованию и обеспечивать учащимся необходимые ресурсы для обучения.

Платформа M-Shule в Кении является одним из самых ярких примеров использования мобильных технологий для образования. Запущенная в 2017 году, она направлена на обучение как детей, так и взрослых. Несмотря на низкий уровень доступа к компьютерам и интернету у большинства кенийцев, мобильная связь в стране развита достаточно хорошо. Это создает уникальную возможность для онлайн-обучения через мобильные устройства. Кроме того, в Кении проживает значительное количество беженцев из соседних стран, которые также нуждаются в образовательных ресурсах. M-Shule предлагает доступ к качественному обучению, что способствует улучшению уровня образования и социальному развитию в регионе.

Фото: GaudiLab / Shutterstock

Все программы M-Shule доступны на английском и суахили. Материалы отправляются пользователям через текстовые сообщения или мессенджеры, такие как WhatsApp. Обучение адаптивное: система анализирует данные учеников и предлагает контент, соответствующий их уровню сложности. Это включает теорию, тесты и разнообразные активности, что обеспечивает эффективное и персонализированное обучение.

Новые пользователи платформы проходят предварительные опросы и предоставляют демографические данные для получения курсов, адаптированных под их возраст и потребности. Эта информация доступна создателям платформы, а также позволяет ученикам, их родителям и учителям отслеживать успехи и достижения каждого учащегося, особенно в случае детей.

Eneza Education — это успешный образовательный сервис, который функционирует в Кении и Кот-д’Ивуаре. Он предоставляет доступ к школьным образовательным программам через простую мобильную платформу. Для начала обучения пользователям достаточно отправить код на короткий номер. В 2020 году, при поддержке благотворительного фонда компании Mastercard, Eneza Education запустила СМС-курсы и в Руанде. Этот проект демонстрирует, как мобильные технологии могут улучшить доступ к образованию в развивающихся странах, делая процесс обучения более доступным и удобным для студентов.

Eneza Education выделяется на фоне других образовательных платформ благодаря функции «Спроси учителя», которая предоставляет возможность учащимся задавать конкретные вопросы профессиональным педагогам. В Руанде представители этой платформы сообщили впечатляющие результаты: за год они ответили на более чем 880 тысяч вопросов от 250 тысяч студентов. Эта функция способствует более глубокому пониманию учебного материала и поддерживает активное вовлечение учащихся в процесс обучения, что делает Eneza Education ценным инструментом для образования в регионе.

Проект Dr Math, реализованный в Южно-Африканской Республике, демонстрирует эффективное использование мессенджера Mxit для образовательных целей. Эта платформа предлагала более доступный способ взаимодействия по сравнению с традиционными СМС-сервисами. В Dr Math был организован специальный чат, в котором школьники могли задавать вопросы по математике и получать ответы от тьюторов — студентов местных университетов. Сервис не ограничивался лишь текстовыми ответами, он также включал игры, викторины и возможность получать подсказки по математическим терминам. Таким образом, Dr Math представлял собой полноценную образовательную платформу, основанную на текстовом формате. К сожалению, в настоящее время проект прекратил свое существование.

Изучите также:

Студент из Санкт-Петербурга разработал уникальную платформу, на которой школьники обучают своих сверстников. Этот проект предоставляет возможность учащимся делиться знаниями и опытом, а также укреплять навыки преподавания. Платформа ориентирована на создание сообщества, где каждый может стать учителем и учеником, что способствует более глубокому пониманию учебного материала. Идея заключается в том, что обучение, организованное самими школьниками, становится более доступным и эффективным. Таким образом, проект не только помогает учащимся улучшать свои академические результаты, но и развивает навыки коммуникации и лидерства.

Текстовые сообщения активно используются для совместного обучения по различным предметам, включая английский язык, математику и основы здорового образа жизни. Кэти Джордан в своей статье приводит примеры исследований с ограниченной выборкой, в которых применялись подобные методы обучения. Несмотря на положительные результаты этих экспериментов, эффективность текстовых сообщений в образовательном процессе нуждается в дальнейшем научном изучении, подчеркивает исследовательница.

WhatsApp также активно используется в образовательных целях. Примером может служить история репетитора-самоучки из Зимбабве, Максвелла Чимедзы, который обучает своих учеников к школьным экзаменам через этот мессенджер. Приложение стало незаменимым инструментом в различных странах, особенно в условиях необходимости быстрого перехода на дистанционное обучение. Например, WhatsApp оказал значительную помощь ливанским школьникам после взрыва в порту Бейрута и детям из Индии во время закрытия школ по причине загрязнения воздуха. Использование мессенджера в образовательных процессах подчеркивает его важность и универсальность в современных условиях.

Как текстовые сообщения помогают учителям из бедных стран

Текстовые сообщения продолжают использоваться для обучения как детей, так и взрослых. В 2010-х годах исследователи активно проводили эксперименты, направленные на подготовку педагогов. Целью этих исследований было выяснить, может ли этот инструмент оказать помощь учителям и положительно повлиять на успеваемость школьников. Результаты показали, что интеграция текстовых сообщений в образовательный процесс способствует улучшению коммуникации между преподавателями и учащимися, а также повышает мотивацию студентов к обучению.

Фото: fizkes / Shutterstock

Исследование, проведённое швейцарскими учеными в 2018–2019 году в Кот-д’Ивуаре при поддержке местного министерства образования, выявило серьезные проблемы в системе школьного образования страны. Одной из основных причин низкого уровня образования является недостаточная квалификация местных педагогов, что приводит к тому, что к старшим классам половина учеников не умеет читать, а две трети не владеют базовыми математическими навыками. Кроме того, учителя часто отсутствуют на занятиях, согласно данным исследования, они не присутствуют около 44% рабочего времени. Проблемы также касаются самих учеников, среди которых распространены случаи детского труда и физического наказания. Высокая доля учащихся, не завершающих обучение или вынужденных повторять классы, подчеркивает неэффективность образовательной системы в Кот-д’Ивуаре.

Исследователи в области образования провели эксперимент, направленный на то, чтобы выяснить, возможно ли повысить мотивацию учителей с помощью родителей, при этом минимизировав их участие. В рамках исследования в 24 школах педагогам каждую неделю отправляли текстовые сообщения с советами и рекомендациями по внедрению различных учебных стратегий. В 26 школах рассылка осуществлялась как для учителей, так и для родителей, которые получали рекомендации по внеклассным активностям, советы по активному взаимодействию с учителями и предупреждения о недопустимости физических наказаний. В некоторых школах сообщения приходили только родителям, а 25 школ составили контрольную группу, в которой рассылка не проводилась. Результаты исследования могут дать полезные insights о влиянии коммуникации на образовательный процесс и мотивацию педагогов.

Результаты исследования показали частичный успех: воздействие на учителей способствовало снижению числа учащихся, покидающих школу. Аналогичные результаты были получены и при рассылке сообщений родителям. Однако, когда сообщения направлялись обеим группам одновременно, эффект отсутствовал — доля учащихся, бросающих школу, осталась прежней. Интересно, что текстовые сообщения, отправленные лишь учителям, не оказали значительного влияния на их присутствие на занятиях, в то время как СМС-рассылка родителям способствовала увеличению посещаемости педагогов. В группе, где уведомления получали как учителя, так и родители, результаты были наихудшими: посещаемость учителей даже снизилась. Особенно заметно влияние СМС было на тех педагогов, которые демонстрировали наименьшую активность.

Кэти Джордан привела в пример инициативу SMS Story, запущенную правительством Австралии в 2013 году в Папуа — Новой Гвинее. Этот проект был нацелен на поддержку учителей младших классов в деревенских школах. В рамках программы педагогам отправляли планы уроков по английскому языку и истории в течение двух семестров. Согласно данным департамента образования Папуа — Новой Гвинеи, эксперимент показал впечатляющие результаты: учителя, получавшие эти сообщения, активно использовали разработанные планы, что способствовало улучшению навыков чтения у детей на английском языке. Таким образом, проект SMS Story стал успешным примером внедрения технологий в образование, продемонстрировав, как инновационные подходы могут повысить качество обучения в удалённых районах.

В 2015 году проект был реализован в Индии в качестве эксперимента, в который были вовлечены 50 учителей из государственных школ и 2408 учеников, разделенных на контрольную и экспериментальную группы. На протяжении семи недель учителям отправляли текстовые сообщения. В результате ученики, участвовавшие в эксперименте, показали улучшенные навыки чтения на английском языке, что позволило им читать быстрее и лучше по сравнению с их сверстниками, обучавшимися по традиционным программам.

Фото: poltu shyamal / Shutterstock

В Малави в это время проводился интересный эксперимент с СМС-сообщениями, направленный на улучшение literacy среди младших школьников. В этой африканской стране наблюдается крайне низкий уровень грамотности среди детей, что связано с нехваткой квалифицированных учителей. По официальным данным, на одного педагога приходится около 76 учеников, но исследования показывают, что реальное соотношение может быть значительно хуже. Это приводит к недостаточной подготовке и обучению детей, что негативно сказывается на их способности читать и понимать текст. Эксперимент с СМС-сообщениями был направлен на привлечение внимания к этой проблеме и поиск эффективных решений для повышения уровня грамотности в стране.

Проблему обучения педагогов решили с помощью специальных тренингов и коучинга. Коучи — это специалисты, которые посещают школы, наблюдают за уроками и предоставляют преподавателям рекомендации и обратную связь по их работе. Однако коучей не так легко найти, и их визиты происходят довольно редко. В связи с этим исследователи предложили дополнительную поддержку для учителей: в перерывах между тренингами и посещениями коучей им отправляли SMS-сообщения с простыми и эффективными советами по методам обучения и организации классов. Такой подход позволяет учителям получать ценные рекомендации и улучшать свои навыки, что в итоге способствует повышению качества образования.

Изначально предполагалось проверить, станет ли работа учителей, которые получали сообщения, более эффективной по сравнению с теми, кто их не получал. Однако чистоту эксперимента соблюсти не удалось, так как большинство учителей делились полученными сообщениями с коллегами. Этот факт сам по себе является значимым показателем: учителя признали информацию достаточно ценной и важной, чтобы передать её другим, а сообщения стали удобным инструментом для распространения новых знаний.

Где ещё используют обучение по СМС

Обучение через текстовые сообщения чаще всего ассоциируется с беднейшими странами и школьной системой. Однако это не единственная сфера применения. В Калифорнии, США, обучение по СМС стало важной составляющей программы подготовки к стихийным бедствиям Listos California, инициированной офисом губернатора штата. Эта программа направлена на обеспечение безопасности жителей и эффективное реагирование на чрезвычайные ситуации с помощью доступных и современных технологий. Использование текстовых сообщений позволяет быстро и эффективно донести важную информацию до широкой аудитории, что особенно актуально в условиях стихийных бедствий.

Авторы инициативы решили обучить жителей Калифорнии, в частности тех, кто проживает в удалённых районах, эффективным действиям в случае лесного пожара, который представляет собой серьёзную угрозу для этой местности. В сотрудничестве с частной платформой по микрообучению они запустили уникальный СМС-курс. Чтобы стать участником, достаточно отправить сообщение на короткий номер. В течение пяти дней пользователи будут получать учебные материалы в формате СМС, на изучение которых потребуется всего пять минут в день. Все материалы мини-курса представлены на 12 языках, что обеспечивает доступность информации для широкой аудитории.

Более 100 тысяч жителей Калифорнии воспользовались бесплатным курсом по подготовке к чрезвычайным ситуациям. Согласно данным платформы Arist, которая разработала этот курс, 93% участников отметили значительное повышение уверенности в своей готовности к возможным катастрофам.

Результаты проектов и экспериментов с СМС-сообщениями подчеркивают важность простоты и доступности технологий. Несмотря на доминирование современных решений, таких как ChatGPT, традиционные методы коммуникации остаются актуальными и востребованными. СМС-сообщения предлагают эффективный способ взаимодействия, который не требует сложных навыков или высокоскоростного интернета. Эта технология продолжает играть значимую роль в различных сферах, от бизнеса до личных коммуникаций, подтверждая, что low tech по-прежнему имеет право на существование и может успешно конкурировать с более сложными решениями.

Читать также:

  • 7 примеров EdTech-решений, которые расширяют возможности учителей и школ
  • Что ИИ-помощники научились делать в образовании
  • Необычная практика: как школьный огород помогает детям… учиться
  • Белл-Ланкастерская система обучения: что она собой представляла

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее