Образование #Статьи

7 июля, 2025

Как легально использовать чужой контент в своём онлайн-курсе / Skillbox Media

Допустим, в материалы курса или презентацию к нему нужно включить выдержки из чужого текста или картинки. Как это сделать законно, узнали у юриста.

Содержание:

    Практический курс: «Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO»

    Узнать больше

    Юрист в области интеллектуальной собственности Claims предоставляет профессиональные услуги, направленные на защиту и управление правами на интеллектуальную собственность. Специализации включают авторское право, патенты, товарные знаки и коммерческую тайну. Наша команда экспертов помогает клиентам разрабатывать стратегии защиты их интеллектуальных активов, а также представляет интересы в судебных разбирательствах. Мы обеспечиваем правовую поддержку на всех этапах, от регистрации прав до разрешения споров. Обращаясь к юристу в сфере интеллектуальной собственности Claims, вы получаете надежного партнера, способного максимально эффективно защитить ваши интересы и права.

    В данной статье вы получите информацию о важнейших аспектах темы. Мы рассмотрим ключевые моменты, которые помогут вам глубже понять материал и применить полученные знания на практике. Оставайтесь с нами, чтобы не пропустить полезные советы и рекомендации.

    • как законно вставить в свой курс отрывки из чужих книг и статей;
    • как быть, если нужно приложить не отрывок, а полный текст статьи или главу учебника целиком;
    • как легально использовать фотографии «из интернета», изображения известных картин и мемы или кадры из фильмов;
    • почему нельзя просто так взять и использовать фото из соцсетей;
    • что на самом деле позволяет открытая лицензия Creative Commons;
    • что грозит за использование чужих картинок, текстов, видео.

    Использование чужого контента возможно при соблюдении определенных условий. В соответствии с законодательством, в частности с Гражданским кодексом, существует ряд исключений, позволяющих использовать чужие материалы без согласия правообладателя. В статьях 1273–1279 Гражданского кодекса указаны случаи, когда это разрешено. Например, использование цитат из чужих произведений допустимо в информационных, научных, учебных и культурных целях, а также для раскрытия творческого замысла автора (ст. 1274 Гражданского кодекса). Таким образом, для легального использования цитат из чужих работ в учебных или информационных целях необходимо учитывать следующие требования:

    • указать имя или творческий псевдоним автора. Если имя автора вам не известно, в качестве творческого псевдонима можно указать юзернейм автора в соцсети, где он разместил фотографию или иное изображение (вот пример судебного спора, где была как раз такая ситуация);
    • указать источник заимствования. Нужно сослаться именно на оригинальный источник (выходные данные книги или статьи, ссылку на YouTube-канал автора, личную страницу автора в социальной сети и тому подобное), а не ссылку на первый попавшийся сайт с копией работы. Проще говоря, важно, где она была опубликована впервые;
    • цитировать не больше, чем требуется по контексту для учебных целей. Какой объём цитирования считать достаточным, зависит от конкретных обстоятельств, но в любом случае выложить, например, всю книгу целиком — это, конечно, не «цитирование».

    Для онлайн-курса, ориентированного на обучение, вы имеете право использовать цитаты из работ других авторов, при условии, что вы указываете ссылку на оригинальный источник и автора. Это позволяет не только обогатить ваш контент, но и соблюдать авторские права. Правильное цитирование способствует повышению доверия к вашему курсу и улучшает его SEO-позиции, так как поисковые системы учитывают качественные ссылки и оригинальность материалов.

    Фото: Vasyl Nagernyak / Shutterstock

    Оптимальный способ использования чужого контента заключается в получении разрешения от правообладателя. Это можно сделать в письменной форме, через электронную почту или в мессенджере. Такой подход не только обеспечивает соблюдение авторских прав, но и укрепляет доверие между создателями контента.

    Использование чужого контента возможно, но при этом необходимо соблюдать определенные условия. Согласно общему правилу, без разрешения правообладателя использовать чужие материалы запрещено. Однако в законодательстве существуют исключения, описанные в статьях 1273–1279 Гражданского кодекса. Например, допускается использование цитат из других произведений для информационных, научных, учебных и культурных целей, а также с целью раскрытия творческого замысла автора, что указано в статье 1274 Гражданского кодекса. Таким образом, при использовании цитат в учебных или информационных целях важно учитывать следующие моменты: необходимо корректно указывать источник, соблюдать объем цитирования и не искажать смысл оригинального текста.

    • указать имя или творческий псевдоним автора. Если имя автора вам не известно, в качестве творческого псевдонима можно указать юзернейм автора в соцсети, где он разместил фотографию или иное изображение (вот пример судебного спора, где была как раз такая ситуация);
    • указать источник заимствования. Нужно сослаться именно на оригинальный источник (выходные данные книги или статьи, ссылку на YouTube-канал автора, личную страницу автора в социальной сети и тому подобное), а не ссылку на первый попавшийся сайт с копией работы. Проще говоря, важно, где она была опубликована впервые;
    • цитировать не больше, чем требуется по контексту для учебных целей. Какой объём цитирования считать достаточным, зависит от конкретных обстоятельств, но в любом случае выложить, например, всю книгу целиком — это, конечно, не «цитирование».

    Для онлайн-курсов, направленных на обучение, разрешено использовать цитаты из работ других авторов, при условии, что указаны ссылки на оригинального автора и источник. Это позволяет соблюдать авторские права и поддерживать этические стандарты в образовательном процессе. Правильное цитирование способствует углублению знаний и пониманию темы, а также демонстрирует уважение к труду других исследователей.

    Фото: Vasyl Nagernyak / Shutterstock

    Оптимальный способ использования чужого контента заключается в получении разрешения от правообладателя. Это можно сделать в письменной форме, через электронную почту или с помощью мессенджера. Запрос разрешения не только соблюдает авторские права, но и создает возможность для установления взаимовыгодного сотрудничества.

    Если правообладатель предоставит вам разрешение, то вы сможете использовать его контент в своих целях. Важно помнить, что соблюдение авторских прав и получение соответствующих лицензий является обязательным условием для законного использования материалов. Убедитесь, что у вас есть четкая документация, подтверждающая полученное разрешение, чтобы избежать возможных юридических последствий. Правильное соблюдение авторских прав не только защитит вас от штрафов, но и укрепит вашу репутацию как ответственного пользователя контента.

    • можно будет использовать контент без ограничений, то есть не только цитаты, но и весь текст (конечно, при условии, что в разрешении это указано);
    • в случае спора не придётся доказывать, что вы используете контент именно в учебных или информационных целях (у вас будет разрешение, и этого достаточно), да и в целом можно не опасаться предъявления вам претензий;
    • не будет риска того, что цитирование признают выходящим за допустимые ограничения.

    Авторам будет приятно получить признание за их творческий труд, что поможет избежать потенциальных конфликтов.

    Конечно, я помогу вам с редактированием текста. Пожалуйста, предоставьте оригинальный текст, который вы хотите изменить.

    Если правообладатель предоставит вам разрешение, вы сможете использовать его контент в своих целях. Это может включать возможность копирования, распространения или модификации материалов. Обязательно уточните условия, при которых данное разрешение осуществляется, чтобы избежать возможных юридических последствий. Правильное оформление и соблюдение авторских прав поможет вам легально использовать контент и защитит вас от нарушений.

    • можно будет использовать контент без ограничений, то есть не только цитаты, но и весь текст (конечно, при условии, что в разрешении это указано);
    • в случае спора не придётся доказывать, что вы используете контент именно в учебных или информационных целях (у вас будет разрешение, и этого достаточно), да и в целом можно не опасаться предъявления вам претензий;
    • не будет риска того, что цитирование признают выходящим за допустимые ограничения.

    Авторам будет приятно получить признание за их творческий труд, что поможет избежать возможных конфликтов. Уважение к их работе способствует положительной атмосфере и повышает мотивацию для создания качественного контента.

    Цитирование материалов не зависит от цели использования, что подтверждается положениями Гражданского кодекса. В законе не оговорено, что для законного цитирования необходимо иметь исключительно некоммерческую цель. Даже если контент является платным, это не означает, что у вас отсутствует учебная цель. В случае судебного разбирательства суд вряд ли примет решение о недопустимости цитирования на основании коммерческого характера контента.

    Для суда важно не только наличие цели использования, но и доказательство того, что заимствованный фрагмент действительно является цитатой. Ключевым аспектом является выяснение, была ли цель именно в цитировании, а не в простом копировании контента. Правильное оформление и контекст цитирования играют значительную роль в определении законности использования материалов.

    Согласно Гражданскому кодексу, наличие некоммерческой цели для цитирования не является обязательным условием. Даже если контент является платным, это не означает, что учебная цель отсутствует. В случае судебного разбирательства маловероятно, что суд примет решение о недопустимости цитирования на основании коммерческой природы контента. Важно учитывать, что закон предоставляет определенные права на использование материалов, и правильное оформление цитирования может помочь избежать правовых последствий.

    Для суда важно не только наличие цели использования, но и доказательство того, является ли заимствованный фрагмент цитатой. Необходимо установить, была ли намерена цель именно в цитировании, а не в простом копировании чужого контента. Правильная интерпретация этих аспектов может существенно повлиять на решение суда в делах о нарушении авторских прав.

    Копирование целых глав и статей превышает допустимые рамки цитирования, поэтому без получения разрешения от правообладателя это действие является незаконным.

    Фото: GaudiLab / Shutterstock

    Без разрешения возможно использовать только необходимые фрагменты статей или глав, при этом следует сопроводить их авторским комментарием. Например, можно обозначить, является ли представленный в статье подход корректным, рассмотреть его преимущества и недостатки, а также обсудить альтернативные мнения теоретиков по этим концепциям. Такой подход позволит не только соблюдать авторские права, но и углубить анализ представленного материала.

    Копирование целых глав и статей нарушает нормы допустимого объема цитирования. Без предварительного разрешения правообладателя такое действие неприемлемо. Чтобы избежать юридических последствий, важно всегда уточнять возможность использования защищенного контента. Правильное соблюдение авторских прав способствует уважению к труду авторов и поддержанию честной практики в сфере публикаций.

    Фото: GaudiLab / Shutterstock

    Без получения разрешения можно использовать только ограниченные фрагменты статей или глав, дополненные авторским комментарием. Например, важно указать, является ли представленный в статье подход верным, а также отметить плюсы и минусы концепций, обсуждаемых в главе учебника. Кроме того, можно рассмотреть альтернативные мнения теоретиков по данным концепциям, что позволит глубже проанализировать тему и расширить ее понимание.

    Использование материалов в критических или учебных целях возможно согласно статье 1274 Гражданского кодекса. Однако важно избегать злоупотреблений этим правилом. Примеры удачных и неудачных текстов можно приводить только в объёме, необходимом для иллюстрации. При этом обязательно необходимо указывать имя автора и источник заимствования. Это не только соблюдает авторские права, но и способствует честному и этичному использованию контента.

    Использование материалов в критических или учебных целях возможно согласно статье 1274 Гражданского кодекса. Однако важно помнить, что это правило не должно использоваться в злоупотребительных целях. Примеры удачных и неудачных текстов можно приводить только в объёме, необходимом для демонстрации. При этом обязательно следует указывать имя автора и источник заимствования, чтобы соблюдать права интеллектуальной собственности.

    Автором считается лицо, создавшее объект интеллектуальной собственности, например, человек, написавший книгу, статью или сделавший фотографию. Важно понимать, что авторское право защищает оригинальные творения, предоставляя авторам исключительные права на использование и распространение их произведений. Это определяет не только права на интеллектуальную собственность, но и способствует развитию культуры и творчества в обществе. Каждый автор имеет право наRecognition и защиту своих трудов, что подчеркивает значение интеллектуальной собственности в современном мире.

    Автор произведения является первоначальным правообладателем. При передаче прав на своё произведение, например, через продажу или иным способом, правообладателем может стать другое лицо, такое как покупатель прав или работодатель автора. Важно отметить, что право называться автором произведения остается за автором и не может быть передано. Если автор передал исключительные права на использование своего произведения, например, издательству, необходимо указать данные этого издательства как источник оригинального контента, включая выходные данные статьи или книги. Также важно получить согласие издательства на использование материала. Кроме того, обязательно указывать имя автора или его псевдоним, чтобы соблюсти авторские права и обеспечить корректное цитирование.

    Автором считается лицо, которое создало объект интеллектуальной собственности, например, человек, написавший книгу или статью, а также тот, кто сделал фотографию. Авторство охватывает широкий спектр творческих произведений, включая литературу, искусство, музыку и научные работы. Защита авторских прав обеспечивает авторам исключительное право на использование и распространение их произведений, что способствует признанию их вклада в культурное и научное развитие общества.

    Автор произведения является первоначальным правообладателем. Однако, при продаже или передаче прав на свое произведение, правообладателем может стать другое лицо, например, покупатель прав или работодатель. Важно отметить, что право называться автором произведения не может быть передано другому лицу. Если автор передал исключительные права на использование своего произведения, например, издательству, необходимо указать данные этого издательства как источник оригинала контента, включая выходные данные статьи или книги. Кроме того, обязательно следует указать имя автора или его псевдоним. Это важно для соблюдения авторских прав и обеспечения корректного использования произведения.

    При отсутствии информации о авторе при цитировании необходимо указать имя правообладателя. Это часто встречается с контентом, создаваемым компаниями, такими как рекламные ролики и корпоративные медиа. Например, в случае документального фильма «IP-Достоевский», который представлен на канале компании Claims, правообладателем является сама компания Claims, несмотря на то, что конкретные авторы не указаны. В таких случаях следует делать акцент на названии правообладателя, чтобы соблюсти авторские права.

    Часто контент создаётся несколькими авторами и правообладателями. Например, в случае аудиовизуальных произведений, таких как фильмы и видеоролики, авторов обычно несколько, так как каждое произведение включает разные элементы, каждый из которых имеет своего создателя. Аналогично, книги и статьи также могут иметь несколько авторов. Если права не были переданы одному правообладателю, например, издательству, необходимо получить согласие всех правообладателей, а не только одного из них, согласно пункту 3 статьи 1229 Гражданского кодекса. Это важно учитывать для соблюдения авторских прав и легитимного использования контента.

    Использование персонажей мультфильмов, созданных командами авторов, представляет собой особую сложность. Часто права на таких персонажей не принадлежат одной компании, что затрудняет процесс идентификации создателей. Установить, кто именно разработал и оформил конкретного персонажа, бывает невозможно. Кроме того, общедоступная информация о правах и авторах зачастую неполная или содержит ошибки, что усложняет правовые аспекты использования таких образов.

    Микки и Минни МаусКадр: мультфильм «Клуб Микки Мауса» / The Walt Disney Company

    Конечно, предоставьте, пожалуйста, текст, который нужно отредактировать.

    При отсутствии информации об авторе, важно указывать имя правообладателя при цитировании. Это особенно актуально для контента, создаваемого компаниями, таких как рекламные ролики и корпоративные медиа. Например, в случае документального фильма «IP-Достоевский», который представлен на канале компании Claims, правообладателем является именно эта компания, хотя конкретные авторы не указаны. Поэтому в подобных ситуациях рекомендуется указывать правообладателя, чтобы обеспечить корректность ссылки на контент.

    Часто контент создается несколькими авторами и правообладателями. Например, в случае аудиовизуальных произведений, таких как видеоролики и фильмы, обычно участвуют несколько авторов, так как каждое произведение состоит из различных элементов, каждый из которых имеет своего создателя. Аналогично, книги и статьи могут быть написаны несколькими авторами. Если все авторы не передали свои права одному правообладателю, например, издательству, то для использования контента требуется согласие всех правообладателей, а не только одного из них. Это регулируется пунктом 3 статьи 1229 Гражданского кодекса. Таким образом, важно учитывать коллективное авторство и необходимость получения разрешений для легального использования контента.

    Использование персонажа мультфильма, созданного коллективом авторов, представляет собой значительную проблему, особенно если права на него не принадлежат одной компании. В таких случаях сложно определить всех авторов, а также выяснить, кто именно разработал и оформил конкретного персонажа. Кроме того, информация, доступная в общественном доступе, часто оказывается неполной или неточной, что дополнительно усложняет процесс. Это подчеркивает важность тщательного изучения авторских прав и прав на использование таких персонажей, чтобы избежать юридических споров и сохранить целостность произведения.

    Микки и Минни МаусКадр: мультфильм «Клуб Микки Мауса» / The Walt Disney Company

    В России исключительные права на произведения прекращаются по общему правилу через 70 лет после смерти автора, согласно статье 1281 Гражданского кодекса. Однако существуют исключения, например, если срок охраны произведения составляет 50 лет и этот срок истек до 1 января 1993 года. Важно учитывать данные аспекты для правильного понимания авторского права и сроков защиты творческих произведений.

    После истечения срока авторских прав произведение становится общественным достоянием в соответствии со статьей 1282 Гражданского кодекса. Это означает, что для его использования не требуется получение разрешения, и не нужно контролировать объем цитирования. Общественное достояние открывает новые возможности для творчества и распространения информации, позволяя всем желающим свободно использовать, копировать и адаптировать произведения.

    Срок защиты авторских прав начинает отсчитываться с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Для правильного определения года, когда произведение переходит в общественное достояние, необходимо прибавить к году смерти автора 71 год, а не 70, как часто ошибочно считают. Например, Александр Солженицын скончался в 2008 году, следовательно, его произведения станут доступными для использования без разрешения правопреемников только с 2079 года. Важно отметить, что эта информация касается только России — в других странах срок охраны авторских прав для работ Солженицына может истечь раньше или позже, чем в России.

    В статье 1281 Гражданского кодекса Российской Федерации описаны дополнительные обстоятельства, при которых авторские права прекращаются в особые сроки. В случае посмертной реабилитации автора после репрессий срок действия авторских прав составляет 70 лет, начиная с года, следующего за годом реабилитации. Кроме того, для авторов, которые трудились или принимали участие в событиях Великой Отечественной войны, срок действия исключительного права увеличивается до 74 лет, а не 70 лет. Эти нюансы важны для защиты прав авторов и их наследников, а также для правильного понимания сроков действия авторских прав в различных ситуациях.

    В разных странах действуют свои сроки авторского права, которые зависят как от законодательства конкретного государства, так и от даты публикации произведения или смерти его автора. Например, в США и Мексике сроки охраны авторских прав варьируются: для некоторых произведений они составляют 50 лет, тогда как для других могут достигать 100 лет после смерти автора. Эти различия в сроках охраны имеют важное значение для правопорядка и защиты интеллектуальной собственности на международном уровне.

    В России, согласно статье 1281 Гражданского кодекса, исключительные права на произведения прекращаются через 70 лет после смерти автора. Однако существуют исключения. Например, если срок охраны произведения составляет 50 лет и этот срок истек до 1 января 1993 года, то такое произведение защищается только в течение 50 лет. Такие нюансы важны для понимания авторского права и сроков охраны интеллектуальной собственности в России.

    После истечения срока охраны авторских прав произведение становится общественным достоянием в соответствии со статьей 1282 Гражданского кодекса. Это означает, что его можно использовать без необходимости получения разрешений и контроля за объемом цитирования. Общественное достояние предоставляет возможность свободного доступа к культурным и научным ресурсам, что способствует их распространению и использованию в образовательных и творческих целях.

    Срок охраны авторских прав начинается с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Чтобы правильно определить, когда произведение становится общественным достоянием, необходимо прибавить к году смерти автора 71 год, а не 70, как ошибочно считают многие. Например, Александр Солженицын скончался в 2008 году, следовательно, его произведения станут доступными для использования без разрешения правопреемников только с 2079 года. Стоит отметить, что в других странах правила могут отличаться, и произведения Солженицына могут перейти в общественное достояние раньше или позже, чем в России.

    В статье 1281 Гражданского кодекса описаны дополнительные случаи, когда авторские права могут прекращаться в особые сроки. В частности, если автор был реабилитирован посмертно после репрессий, срок действия авторских прав считается равным 70 годам с года, следующего за годом реабилитации. Кроме того, для авторов, которые работали или участвовали в Великой Отечественной войне, срок действия исключительного права составляет 74 года вместо стандартных 70 лет.

    Сроки охраны авторских прав варьируются в зависимости от страны и могут зависеть от даты публикации произведения или даты смерти автора. Например, в США и Мексике действуют различные сроки охраны для разных категорий произведений: в некоторых случаях охрана длится 50 лет, а в других — до 100 лет после смерти автора. Эти различия важно учитывать при работе с чужими произведениями, поскольку они напрямую влияют на легальность использования контента.

    Если правообладатель предоставляет контент под лицензией Creative Commons (CC), его можно использовать без получения отдельного разрешения. Однако важно указать автора, источник и тип лицензии. Информация о наличии лицензии обычно размещается на сайте, где опубликован контент, например, в статьях. Следует помнить, что Creative Commons включает несколько различных лицензий (таких как CC0, CC BY 4.0 и другие), и некоторые из них разрешают коммерческое использование, а другие — нет. Если в названии лицензии присутствует обозначение NC, это указывает на запрет на коммерческое использование, что означает, что такой контент не может быть использован в платных курсах. Если правообладатель указывает, что контент доступен «по лицензии Creative Commons», но не уточняет, какая именно лицензия применяется, рекомендуется воздержаться от его использования, чтобы избежать нарушения авторских прав.

    Если правообладатель распространяет контент под лицензией Creative Commons (CC), его использование возможно без получения дополнительного разрешения. Важно помнить, что при использовании такого контента необходимо указать автора, источник и тип лицензии. Информация о наличии лицензии обычно представлена на сайте, где размещён контент, например, в статьях. Стоит отметить, что Creative Commons включает в себя несколько различных лицензий (таких как CC0, CC BY 4.0 и другие), и каждая из них имеет свои условия использования. Некоторые лицензии допускают коммерческое использование, в то время как другие имеют ограничения. Например, если в названии лицензии присутствуют буквы NC, это означает запрет на коммерческое использование, что делает невозможным использование такого контента в платных курсах. Если правообладатель указывает, что его контент доступен «по лицензии Creative Commons», но не уточняет тип лицензии, рекомендуется воздержаться от его использования, чтобы избежать возможных нарушений авторских прав.

    Цитирование фотографий стало возможным благодаря решению Верховного суда в 2017 году в деле Ильи Варламова против «Архи.ру». Суд признал, что не только текст, но и изображения могут подлежать цитированию. Это означает, что возможно использовать как фрагменты фотографий, так и целые снимки. Когда Верховный суд принимает такие решения, нижестоящие инстанции, как правило, следуют этой практике. Поддержка данной позиции была дополнительно подтверждена в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 23 апреля 2019 года № 10. Таким образом, сейчас можно уверенно утверждать, что цитирование фотографий является законным и доступным инструментом для использования в различных публикациях.

    Фото: metamorworks / Shutterstock

    Для законного использования чужих фотографий необходимо соблюдать основные условия авторского права. Прежде всего, важно получить разрешение правообладателя на использование изображения. Это может быть сделано через прямой запрос или путем приобретения лицензии. Также стоит учитывать, что некоторые изображения могут находиться в общественном достоянии или распространяться под лицензиями, позволяющими бесплатное использование, такими как Creative Commons. Важно внимательно изучить условия таких лицензий, чтобы избежать нарушений. Кроме того, всегда рекомендуется указывать авторство и источник изображения, что не только уважает труд автора, но и может повысить вашу репутацию в интернете. Соблюдение этих правил поможет избежать юридических последствий и нарушений прав на интеллектуальную собственность.

    • это должно быть цитирование с одной целью из шести: научной, полемической, критической, информационной, учебной, с целью раскрытия творческого замысла авторов;
    • цитировать можно ровно столько фотографий или их фрагментов, сколько требуется для поставленной цели;
    • надо упомянуть автора;
    • нужно указать источник фотографий.

    Фотографии могут быть предметом цитирования. Хотя термин «цитировать фотографии» может показаться необычным, в 2017 году Верховный суд в деле Ильи Варламова против «Архи.ру» установил, что изображения также подлежат цитированию наряду с текстом. Суд признал, что возможно не только цитирование фрагментов фотографий, но и использование целых снимков. Эта правовая позиция, закрепленная Верховным судом, предоставляет уверенность в том, что нижестоящие инстанции будут следовать аналогичным принципам. Важность этого решения подтверждается Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 23 апреля 2019 года № 10, которое еще раз акцентировало возможность цитирования изображений.

    Фото: metamorworks / Shutterstock

    Чтобы законно использовать чужое фото, необходимо выполнить ряд общих требований. В первую очередь, важно получить разрешение владельца авторских прав. Это может быть сделано через лицензионное соглашение или письменное согласие. Кроме того, следует учитывать, что некоторые изображения могут находиться в общественном достоянии или использоваться по лицензии Creative Commons, что позволяет их свободное использование при соблюдении установленных условий. Также рекомендуется указывать авторство, даже если это не является обязательным, чтобы показать уважение к труду создателя. Соблюдение этих правил поможет избежать юридических последствий и поддерживать этику использования контента.

    • это должно быть цитирование с одной целью из шести: научной, полемической, критической, информационной, учебной, с целью раскрытия творческого замысла авторов;
    • цитировать можно ровно столько фотографий или их фрагментов, сколько требуется для поставленной цели;
    • надо упомянуть автора;
    • нужно указать источник фотографий.

    Использование контента в онлайн-курсах подчиняется тем же правилам, что и в других областях. Если создателей курса обвинят в нарушении авторских прав, например, за использование изображения без разрешения, аргумент типа «мы просто хотели развеселить аудиторию после скучной лекции» не будет оправданием. Важно соблюдать законы об авторском праве и получать необходимые разрешения для использования любого контента, чтобы избежать юридических последствий и сохранить репутацию курса.

    Существует одно исключение, позволяющее использовать чужой контент в развлекательных целях: это пародия и карикатура, согласно пункту 4 статьи 1274 Гражданского кодекса. Включение в презентацию комичного кадра из фильма может быть расценено как карикатура, особенно если происходит неожиданное и забавное сопоставление между кадром и текстом слайда, который он сопровождает. Аргумент о том, что это карикатура, часто оказывается эффективным, как, например, в деле о Ждунe, обсуждаемом в «Аргументах и фактах». Важно отметить, что в таких случаях закон не требует указывать авторов фильма и источник изображения, что делает использование таких элементов проще и более доступным для создателей контента.

    Ставшая мемом сцена с актёром Джоном ТраволтойКадр: фильм «Криминальное чтиво» / Miramax Films

    При использовании фрагментов фильмов в учебных или критических целях, а также для раскрытия авторского замысла, важно соблюдать определённые условия, чтобы избежать ответственности. Необходимо использовать лишь ту часть материала, которая действительно необходима для иллюстрации, иначе это уже не будет считаться цитатой. Также обязательно указывать имя автора и источник. При вставке кинокадра следует указать не только название фильма, но и его создателей, включая режиссёра, автора сценария и композитора, в соответствии со статьёй 1263 Гражданского кодекса. Если авторы по каким-либо причинам неизвестны, необходимо указать правообладателя. Информацию о создателях или правообладателях можно найти в титрах фильма, а также в Реестре прокатных удостоверений фильмов. Правильное соблюдение этих норм поможет избежать нарушения авторских прав и обеспечит законность использования материалов.

    Для использования такого контента действуют те же правила. Если создатели онлайн-курса будут обвинены в использовании изображения без разрешения, нельзя будет оправдаться фразой вроде: «Мы просто хотели развеселить аудиторию после скучной лекции». Важно помнить, что соблюдение авторских прав является основой законного использования контента. Нарушение этих прав может привести к серьезным юридическим последствиям. Поэтому всегда стоит проверять лицензии на изображения и получать необходимые разрешения перед их использованием в образовательных материалах.

    Существует одно исключение, позволяющее использовать чужой контент для развлекательных целей: пародия и карикатура, согласно пункту 4 статьи 1274 Гражданского кодекса. Включение комичного кадра из фильма в презентацию может рассматриваться как карикатура, особенно если создается неожиданное и забавное сопоставление между изображением и содержанием слайда. Аргумент о том, что это карикатура, часто оказывается эффективным, как показал случай с Ждуном в «Аргументах и фактах». Важно отметить, что закон не требует указания авторов фильма и источника кадра в подобных случаях. Использование таких элементов может значительно повысить интерес к материалу и сделать его более запоминающимся для аудитории.

    Ставшая мемом сцена с актёром Джоном ТраволтойКадр: фильм «Криминальное чтиво» / Miramax Films

    Если фрагмент фильма используется в образовательных или критических целях, а также для раскрытия авторского замысла, необходимо соблюдать определенные условия, чтобы избежать юридической ответственности. Во-первых, не следует использовать больше материала, чем это необходимо для иллюстрации (в противном случае это будет считаться нарушением). Во-вторых, важно указать имя автора и источник. При вставке кинокадра необходимо указать не только название фильма, но и имена авторов, включая режиссера, сценариста и композитора, в соответствии с требованиями статьи 1263 Гражданского кодекса. Если авторы неизвестны, следует указать правообладателя. Информацию об авторах и правообладателях можно найти в титрах фильма, а также в Реестре прокатных удостоверений фильмов. Соблюдение этих требований поможет избежать правовых проблем и поддержит уважение к авторским правам.

    Если картина принадлежит российскому музею, её использование возможно только с разрешения данного музея. Согласно статье 36 Закона «О Музейном фонде Российской Федерации», коммерческое использование произведений искусства, находящихся в Музейном фонде РФ, находится под контролем музея, который является владельцем картины. Это правило сохраняет свою силу независимо от того, сколько лет прошло с момента смерти художника и даже если картина стала общественным достоянием, то есть авторские права на неё истекли.

    Известное дело Ии Йоц против Эрмитажа стало важным прецедентом в области авторского права. Владелица петербургского дизайнерского магазина одежды обратилась к художнику-оформителю с просьбой создать аналог картины Томаса Гейнсборо «Дама в голубом», в котором должно было быть портретное сходство с её собственным лицом. Эта работа была размещена на сайте магазина и выставлена у входа в заведение. Однако Эрмитаж, являющийся обладателем прав на оригинал картины, потребовал прекратить использование данного изображения. В итоге музей выиграл все судебные разбирательства, что подчеркивает важность соблюдения авторских прав и защиты интеллектуальной собственности.

    В России музеи имеют право подать в суд за коммерческое использование изображений картин без разрешения. Поэтому лучше всего избегать подобного риска. Однако стоит отметить, что в большинстве случаев, особенно когда речь идет о государственных музеях, они обычно требуют лишь прекращения нарушения, а не взыскания компенсации.

    Если картина находится в иностранном музее, необходимо учитывать законодательство конкретной страны. Например, во Франции действуют правила музейных прав, аналогичные российским. Однако подобные случаи за границей встречаются редко. Важно отметить, что музейные права, в отличие от авторских, не действуют вне страны их регистрации. Если авторские права на произведение истекли, а картина из иностранного музея объявлена общественным достоянием (обычно это обозначается как «in public domain»), её можно использовать без специального разрешения. При этом следует помнить, что в одной стране картина может считаться общественным достоянием, тогда как в других странах она может все еще находиться под защитой авторских прав.

    Картина: «Мона Лиза», или «Джоконда» / Леонардо да Винчи / Лувр

    Использование произведений искусства, находящихся в общественном достоянии, не требует указания источника. Однако если картина является общественным достоянием и принадлежит российскому музею, необходимо заранее согласовать условия её использования с данным музеем. Это позволит избежать возможных правовых конфликтов и обеспечит соблюдение всех требований, связанных с использованием музейных коллекций.

    Если картина находится в собственности российского музея, ее использование невозможно без получения разрешения от данного музея. Согласно статье 36 Закона «О Музейном фонде Российской Федерации», коммерческое использование произведений искусства, находящихся в Музейном фонде РФ, находится под контролем музея-держателя. Это правило остается в силе независимо от того, прошло ли много лет с момента смерти автора, и даже если картина считается общественным достоянием, то есть авторские права на нее истекли.

    Известное дело Ии Йоц против Эрмитажа связано с использованием картины Томаса Гейнсборо «Дама в голубом». Владелица петербургского магазина дизайнерской одежды заказала у художника-оформителя аналог этой картины, стремясь создать портрет, напоминающий её собственное лицо. Изображение было размещено на сайте магазина и экспонировалось у входа. Однако Эрмитаж потребовал прекратить использование данного изображения и выиграл все судебные разбирательства. Этот случай подчеркивает важность соблюдения авторских прав и необходимость получения разрешений на использование произведений искусства.

    В России музеи имеют право подать в суд за коммерческое использование изображений картин без предварительного разрешения. Поэтому рекомендуется избегать подобных действий. Однако стоит отметить, что в большинстве случаев, особенно когда речь идет о государственных музеях, они предпочитают требовать лишь прекращения нарушения, а не взыскания компенсации. Тем не менее, для защиты своих прав и интересов важно соблюдать авторские права и получать необходимые разрешения перед использованием изображений произведений искусства.

    Если картина принадлежит иностранному музею, важно учитывать законодательство конкретной страны. Например, во Франции действуют правила музейных прав, аналогичные российским. Однако такие случаи за границей встречаются редко, и музейные права, в отличие от авторских, не имеют международной силы. Если авторские права истекли и картина из иностранного музея находится в общественном достоянии, что обычно обозначается как «in public domain», её можно использовать без необходимости получения разрешения. Важно помнить, что статус общественного достояния может различаться в разных странах: в одной стране картина может быть в общественном достоянии, в то время как в другой она может всё ещё защищаться авторскими правами.

    Картина: «Мона Лиза», или «Джоконда» / Леонардо да Винчи / Лувр

    При использовании картин, находящихся в общественном достоянии, указание источника не требуется. Однако, если произведение искусства является общественным достоянием и принадлежит российскому музею, необходимо заранее согласовать условия использования с этим музеем. Это важно для соблюдения авторских прав и уважения к культурному наследию.

    Свободное использование изображений зависит от конкретных обстоятельств. Существуют два основных ограничения: право личности на собственное изображение и авторские права фотографов. В отношении прав фотографов и других правообладателей, таких как фотобанки, применяются установленные правила. Необходимо указывать источник заимствования и автора, а также обеспечивать оправданность цитирования. Это важно для соблюдения законных требований и защиты интеллектуальной собственности.

    Право личности на собственное изображение регулируется законодательством, в частности, ст. 152 Гражданского кодекса. В общем случае использование фотографий других людей без их согласия запрещено. Однако существует важное исключение: разрешение на использование изображений не требуется, если это делается в публичных интересах, что подтверждается пунктами 43–49 Постановления Пленума Верховного суда от 23.06.2015 № 25. Это правило открывает возможности для использования фотографий в различных сферах, таких как журналистика, научные исследования и социальные проекты, при условии, что это не нарушает права личности.

    В онлайн-курсах можно использовать фотографии знаменитостей без их непосредственного разрешения, если они согласны на фотографирование и не против публикации своих изображений. Например, если публичная личность позирует на красной дорожке кинофестиваля, это подразумевает согласие на использование таких фотографий. Однако если фотография сделана в неформальной обстановке, например, в супермаркете, то такое использование может нарушать право на частную жизнь. Правильное понимание границ согласия на использование изображений знаменитостей важно для соблюдения авторских прав и этических норм.

    Использование изображений зависит от конкретных обстоятельств и регулируется двумя основными принципами: правом личности на своё изображение и авторскими правами фотографов. В отношении прав фотографов и других правообладателей, таких как фотобанки, действуют установленные правила. Необходимо указывать источник заимствования и имя автора, при этом цитирование должно быть обоснованным. Соблюдение этих норм позволяет избежать нарушений и защитить права как авторов, так и людей, изображённых на фотографиях.

    Права личности на своё изображение регулируются законодательством, и основное правило заключается в том, что использование фотографий других людей без их согласия запрещено. Это правило прописано в статье 152 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако существует важное исключение: согласно пунктам 43-49 Постановления Пленума Верховного суда от 23 июня 2015 года № 25, согласие граждан не требуется в случаях, когда фотографии используются в общественных интересах. Таким образом, при соблюдении определённых условий возможно легальное использование изображений без предварительного разрешения.

    В онлайн-курсах можно использовать фотографии знаменитостей без их явного разрешения, если они согласны на публичное фотографирование и осведомлены о возможности последующего использования этих изображений. Например, если публичная личность позирует на красной дорожке кинофестиваля, это считается согласительным моментом. В то же время, если изображение было сделано в неформальной обстановке, например, в супермаркете, где знаменитость не ожидала быть сфотографированной, такое использование фотографии может нарушать её право на личную жизнь. Важно учитывать контекст и условия, при которых была сделана фотография, чтобы избежать правовых последствий и уважать права личности.

    При использовании фотографий и текстов из социальных сетей необходимо следовать тем же правилам, что и при использовании изображений и материалов из других источников. В случае цитирования обязательно указывайте автора и источник, включая ссылку на страницу в соцсети. Если вы планируете использовать текст или изображение полностью, необходимо получить соответствующее разрешение от правообладателя. Соблюдение авторских прав не только уважает труд создателей контента, но и способствует формированию положительной репутации вашего ресурса.

    Размещение собственного изображения в социальных сетях не подразумевает автоматического разрешения на его использование всеми желающими. Это подтверждается позицией Верховного Суда. Важно учитывать правила конкретной социальной сети, так как они могут содержать условия, согласно которым пользователи, загружая фотографии, соглашаются с определёнными правилами. Например, в некоторых случаях может быть указано, что размещая изображение, пользователи разрешают его распространение только внутри этой социальной сети, но не за её пределами. Следует внимательно изучать условия использования контента, чтобы избежать нарушений авторских прав.

    При использовании фотографий и текстов из социальных сетей необходимо соблюдать те же правила, что и при работе с изображениями и текстами из других источников. В случае цитирования важно указать автора и ссылку на страницу в социальной сети. Если же планируется использовать текст в полном объеме, потребуется получить разрешение от правообладателя. Это позволит избежать нарушений авторских прав и обеспечит законность использования контента.

    Размещение собственных изображений в социальных сетях не подразумевает автоматического предоставления прав на их использование всем желающим. Это подтверждается позицией Верховного Суда. Важно ознакомиться с правилами конкретной социальной сети, так как они могут содержать важные условия. Например, в некоторых случаях размещая фото, пользователи соглашаются с условиями платформы, которые могут разрешать другим пользователям распространять изображения в пределах самой соцсети, но не за её пределами.

    Существуют примеры, подтверждающие возможность взыскания компенсаций за нарушение авторских прав. В соответствии с законодательством, нарушители могут быть обязаны выплатить сумму от 10 000 до 5 000 000 рублей или двойной размер стоимости использования чужих фотографий, книг и других произведений (статья 1301 Гражданского кодекса). Как видно, диапазон сумм значительный. В дальнейшем приведены несколько примеров фактических случаев взыскания компенсаций за нарушение авторских прав.

    В марте 2021 года правообладатель подал в суд на ФКУ «Дороги России» за несанкционированное использование его фотографий в презентации. Организация утверждала, что изображения использовались в информационных целях, однако суд не удовлетворил это оправдание. Более того, в презентации не было должным образом указано имя автора и источник фотографий. В результате суд постановил взыскать с ФКУ «Дороги России» 50 000 рублей, что соответствовало сумме, заявленной истцом. Этот случай подчеркивает важность соблюдения авторских прав и необходимость получения разрешения на использование материалов.

    Предпринимательница из Санкт-Петербурга, разработавшая онлайн-курсы по юридическим и бухгалтерским вопросам для бизнеса, смогла взыскать 350 000 рублей с конкурентки за использование своего контента. Суд признал действия нарушительницы недопустимыми, несмотря на её попытки оправдаться аргументом о том, что она просто взяла материалы из интернета. Этот случай подчеркивает важность защиты авторских прав и оригинального контента в сфере онлайн-образования.

    Размер компенсации зависит от множества факторов, включая коммерческую ценность скопированных материалов, продолжительность и степень нарушения авторских прав, а также убытки, понесенные правообладателем. Эти аспекты играют ключевую роль в определении справедливой компенсации за нарушение прав на интеллектуальную собственность.

    Чтение является важной частью нашей жизни, открывающей доступ к новым знаниям и идеям. Оно способствует развитию критического мышления и расширяет кругозор. Книги, статьи и блоги являются источниками информации, которые помогают нам понимать окружающий мир и принимать обоснованные решения. Регулярное чтение не только развивает воображение, но и улучшает навыки письменной и устной речи.

    Современные технологии предлагают множество платформ для чтения, таких как электронные книги и онлайн-ресурсы. Это делает доступ к информации более удобным и быстрым. Читайте разнообразные жанры и темы, чтобы улучшить свои навыки и углубить понимание различных аспектов жизни.

    Не забывайте делиться своими впечатлениями о прочитанном, это поможет вам закрепить знания и создать дискуссии с другими читателями. Чтение не только развлекает, но и обогащает наш внутренний мир.

    • Защита прав на онлайн-курс: что делать, если кто-то украл ваш контент?
    • Авторское право для дизайнера: большой обзор

    Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

    Вы научитесь запускать прибыльные курсы и вебинары с минимальными вложениями. Поймёте, как вывести в плюс существующие EdTech-проекты и зарабатывать на онлайн-обучении.

    Узнать подробнее