Как меняются способности к обучению в пожилом возрасте / Skillbox Media
И почему у кого-то они сохраняются лучше, а у кого-то хуже? Разбираемся на основе обзора научных исследований.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеОбучение в течение всей жизни (lifelong learning) стало неотъемлемой частью современного общества. Вопрос о том, как справляться с изменениями в памяти и внимании с возрастом, становится все более актуальным. Несмотря на то что многие считают, что с годами учиться труднее из-за ослабления когнитивных функций, исследования показывают, что человек способен адаптироваться к новым условиям и учиться на протяжении всей жизни. Важно правильно подходить к процессу обучения, используя эффективные методы и подходы, которые помогают активизировать умственную деятельность. Таким образом, lifelong learning становится доступным и полезным для людей всех возрастов, способствуя личностному и профессиональному развитию.
В этой статье мы исследуем, что наука говорит о способностях к обучению в пожилом возрасте. Вы узнаете о современных исследованиях, которые подтверждают, что пожилые люди могут успешно осваивать новые навыки и знания. Мы обсудим факторы, влияющие на обучение в зрелом возрасте, такие как когнитивные изменения, мотивация и опыт. Вы также познакомитесь с методами, которые помогают улучшить обучаемость и сохранять умственную активность в старшем возрасте. Научные данные показывают, что обучение в пожилом возрасте не только возможно, но и приносит значительные преимущества для умственного и эмоционального здоровья.
- как меняется мозг при здоровом старении;
- что происходит со способностями к обучению;
- кто дольше сохраняет хорошую память и ясное мышление.
Как меняется мозг с возрастом
Согласно Всемирной организации здравоохранения, граница между средним и пожилым возрастом начинается с 60 лет, а 75 лет считается началом старости. Хотя возрастные изменения могут проявляться как раньше, так и позже, в среднем их проявления становятся заметными после достижения 60-летнего рубежа. Важно учитывать, что эти изменения могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей человека и его образа жизни.
Старение мозга происходит одновременно с процессами, затрагивающими весь организм, и зависит от множества факторов. Генетика играет ключевую роль — некоторые люди унаследовали от своих родителей предрасположенность к долголетию. Эпигенетические факторы также имеют значение: в разных условиях активируются различные гены, что приводит к тому, что даже однояйцевые близнецы могут стареть по-разному, если находятся в разных климатических зонах. С возрастом наблюдаются изменения в метаболизме и ослабление иммунной системы, что также влияет на здоровье мозга. Поддержание активного образа жизни и здорового питания может замедлить эти процессы и улучшить качество жизни в пожилом возрасте.
Старение оказывает значительное влияние на мозг, что связано с изменениями в нервной системе пожилых людей. Эти изменения могут затруднять когнитивные функции и эмоциональную регуляцию. Подробное изучение процессов старения мозга и их последствий представлено в одном из томов справочника по клинической неврологии, издаваемого компанией Elsevier. В частности, глава, посвященная нейропсихологии старения, была подготовлена исследователями из Университета Флориды (США). Эта работа подчеркивает важность понимания нейропсихологических изменений, происходящих в пожилом возрасте, и их воздействия на качество жизни.
Исследователи выделяют несколько направлений изменений мозга, которые происходят в процессе старения. Важно понимать, что проявления этих изменений могут значительно различаться у разных людей. Каждый организм уникален, и признаки старения могут проявляться с разной степенью выраженности.
- Атрофия. Уменьшаются, как бы «усыхают» многие области мозга. Прежде всего — кора больших полушарий, она теряет к 90 годам в среднем 14% достигнутого в молодости объёма. Параллельно увеличиваются желудочки мозга — полости, заполненные спинномозговой жидкостью. При этом у здоровых людей (в отличие от страдающих болезнью Альцгеймера и другими подобными недугами) сами нейроны почти не погибают. Мозговые структуры уменьшаются и теряют форму, вероятно, из-за того, что сокращается число связей между нейронами. А именно благодаря нейронным связям возможны обработка информации, запоминание и извлечение воспоминаний и все остальные важные для обучения и жизни когнитивные процессы.
- Деградация белого вещества. Белым веществом мозга называют клетки, которые обеспечивают работу нейронов и связей между ними. Например, из белого вещества состоят оболочки аксонов — длинных отростков нейронов, по ним проходит сигнал от клетки к клетке. С возрастом в одних областях в белом веществе происходят разрывы, а в других его, напротив, становится слишком много.
- Ухудшение кровоснабжения. Сужаются и перекрываются мелкие кровеносные сосуды, сокращается рост новых капилляров, и отдельные области мозга начинают страдать от недостатка кровоснабжения.
- Сокращение концентрации нейромедиаторов. В мозге пожилых людей выделяется меньше таких веществ, чем в молодости. Из-за этого сигналы от клетки к клетке проходят хуже. А, например, для механизма запоминания важен нейромедиатор глутаминовая кислота.
- Появление белковых аномалий. Наблюдаются патологические скопления белков (даже у тех, кому не диагностировали болезнь Альцгеймера или другое заболевание).
Как меняются с возрастом когнитивные способности
Физически пожилой мозг отличается от молодого, однако влияние возраста на когнитивные способности не всегда однозначно. Некоторые умения сохраняются стабильными, несмотря на физиологические изменения. Например, в тестах интеллекта люди старше 60 лет зачастую демонстрируют лучшие результаты по таким показателям, как объём словарного запаса и понимание текстов. Это свидетельствует о том, что жизненный опыт и накопленные знания могут компенсировать некоторые возрастные изменения в мозге, сохраняя при этом высокую когнитивную активность.
Языковые навыки у пожилых людей, как правило, остаются на высоком уровне. Их можно рассматривать как проявление кристаллизованного интеллекта, который включает в себя знания и умения, накопленные за всю жизнь. У здоровых пожилых людей эти навыки демонстрируют хорошую сохранность, что свидетельствует о стабильности и устойчивости когнитивных функций в старшем возрасте.
Способность усваивать новую информацию, известная как подвижный интеллект, имеет тенденцию к снижению с возрастом. Одной из причин этого является то, что усвоение нового материала зависит от образования новых нейронных связей, что с возрастом становится более сложным. Это может быть связано с недостатком нейромедиаторов, необходимых для поддержания эффективной работы мозга. Таким образом, поддержание когнитивной активности и здорового образа жизни может помочь замедлить этот процесс и улучшить способности к обучению на протяжении всей жизни.
С возрастом нейроны становятся менее эффективными в формировании новых связей, что приводит к снижению способности пожилых людей сохранять информацию в кратковременной памяти. Это также затрудняет переключение между задачами и удержание внимания на конкретных объектах, особенно в условиях отвлекающих факторов. Эти изменения значительно влияют на процесс обучения и восприятия новой информации.
Ухудшение когнитивных функций не исключает возможности здоровых пожилых людей успешно обучаться и запоминать новую информацию. Хотя они способны усваивать знания, им, как правило, требуется больше времени для этого по сравнению с молодыми людьми и представителями среднего возраста. Это важно учитывать разработчикам образовательных программ, ориентированных на пожилую аудиторию. Эффективные методики обучения могут значительно повысить уровень вовлеченности и усвоения материала среди пожилых студентов, что способствует их активному участию в образовательном процессе.
С возрастом сложные когнитивные способности, такие как принятие решений и аналитическое мышление, подвержены изменениям. Однако их измерение в лабораторных условиях представляет собой значительную трудность. Тем не менее, можно утверждать, что в большинстве случаев эти навыки сохраняются, поскольку они связаны с кристаллизованным интеллектом. Проблемы, возникающие в одной области нейронных сетей, могут быть компенсированы за счет активности других участков мозга, что позволяет поддерживать уровень когнитивных функций на приемлемом уровне даже в зрелом возрасте.
В пожилом возрасте когнитивные способности становятся более уязвимыми. Стрессы, травмы и заболевания, которые молодые люди могут переносить относительно легко, у пожилых людей чаще приводят к снижению когнитивных функций. Это подчеркивает важность заботы о психическом здоровье и поддержания умственной активности в старшем возрасте. Регулярные упражнения для мозга, здоровый образ жизни и социальная активность могут помочь замедлить этот процесс и сохранить ясность ума.
Кто дольше сохраняет когнитивные способности
Учёные утверждают, что снижение когнитивных функций в пожилом возрасте является неизбежным процессом, однако степень этих изменений варьируется от легкого когнитивного спада до деменции. Разница между простыми трудностями в запоминании, например, новых стихов или иностранных слов, и полной неспособностью усваивать новую информацию значительна. Почему же некоторым людям удаётся сохранить более высокие когнитивные функции? Исследования показывают, что факторы, такие как уровень образования, физическая активность, социальные связи и правильное питание, могут существенно влиять на состояние мозга в пожилом возрасте. Сохранение активного образа жизни и постоянное обучение играют важную роль в поддержании когнитивного здоровья.
При ответе на этот вопрос применяются два ключевых термина:
- мозговой резерв — наличие здоровых участков мозга, которые могут взять на себя те или иные функции пострадавших областей;
- и когнитивный резерв, или поведенческий мозговой резерв, — некие индивидуальные мыслительные особенности, помогающие справляться с последствиями травматических, патологических или возрастных повреждений мозга.
Концепция когнитивного резерва была предложена нейробиологом Яковом Штерном из Колумбийского университета около 20 лет назад. Эта концепция возникла в ответ на вопрос, почему некоторые пожилые люди, несмотря на наличие явных физиологических патологии головного мозга, не проявляют признаков деменции. Когнитивный резерв подразумевает наличие у человека определённых ресурсов, которые помогают справляться с повреждениями мозга и предотвращают развитие когнитивных нарушений. Исследования показывают, что факторы, такие как уровень образования, умственная активность и социальные связи, могут способствовать формированию когнитивного резерва, что в свою очередь может замедлить прогрессирование деменции и улучшить качество жизни пожилых людей.
Когнитивный резерв по-прежнему остаётся преимущественно теоретическим понятием, которое невозможно измерить напрямую. В научных исследованиях его оценивают через ряд показателей, связанных с развитием и поддержанием когнитивных функций. К примеру, анализируется уровень образования участников, их профессии, особенно те, которые требуют интеллектуальных усилий, а также активное участие в умственных занятиях, таких как чтение, дополнительное обучение, настольные игры, кроссворды и судоку. Эти факторы способствуют укреплению когнитивного резерва и могут играть важную роль в поддержании умственной активности на протяжении жизни.
Когнитивный резерв, хотя и не имеет четкого определения, является важным понятием в исследованиях старения и сохранения умственных способностей. Множество исследований подтверждают, что когнитивный резерв играет ключевую роль в поддержании способности к обучению и адаптации в пожилом и старческом возрасте. Высокий уровень когнитивного резерва может помочь замедлить процесс старения мозга и противостоять нейродегенеративным заболеваниям, позволяя людям сохранять активность и умственную гибкость на протяжении всей жизни.
В 2015 году британские исследователи провели обширный метаанализ, в котором были проанализированы результаты 135 исследований с участием более 128 тысяч человек. Исследование показало, что уровень образования имеет наиболее значительное влияние на когнитивный резерв у пожилых людей. Чем выше уровень образования, тем лучше сохраняются способности к обучению у людей старше 60 лет по сравнению с их менее образованными сверстниками. Хотя другие факторы, такие как профессия и участие в умственно стимулирующих мероприятиях, также связаны с когнитивными способностями, их влияние оказалось менее выраженным. Подобные выводы были подтверждены в небольшом обзоре, проведенном бразильскими учеными в 2017 году. Эти результаты подчеркивают важность образования в поддержании когнитивной активности и здоровья в пожилом возрасте.
Недавние исследования, еще не включенные в обзоры и метаанализы, подчеркивают важность когнитивного резерва как защитного фактора. Например, британское исследование 2022 года, основанное на многолетних данных, охватило 1184 респондента, родившихся в 1946 году. Авторы из медицинской школы Брайтона и Сассекса применили уникальную метрику — индекс когнитивного резерва, который учитывал такие параметры, как уровень образования участников к 26 годам, их досуг в 46 лет и профессиональную деятельность в 53 года. Исследователи также имели доступ к результатам когнитивных тестов, проходивших участниками в разные периоды жизни. Эти данные подчеркивают связь между когнитивным резервом и способностью противостоять возрастным изменениям, что делает изучение этой темы особенно актуальным для разработок в области нейропсихологии и геронтологии.
У участников, достигших 26 лет с высшим образованием, индекс когнитивного резерва был самым высоким. В 46 лет они активно занимались шестью или более дополнительными видами деятельности, такими как обучение и волонтёрство. К 53 годам они работали в квалифицированных профессиях. Эти факторы способствовали лучшим показателям памяти и когнитивных функций к 69 годам, независимо от их результатов в аналогичных тестах в детстве.
Образование, интеллектуальная активность и увлекательная работа на протяжении жизни способны выровнять когнитивные способности людей, имеющих различные результаты в детстве. Таким образом, постоянное развитие и самообразование играют ключевую роль в формировании когнитивных навыков, позволяя людям достигать высоких уровней мышления и креативности, независимо от их начальных условий. Это подчеркивает важность lifelong learning и активного участия в профессиональной деятельности для поддержания и улучшения умственных способностей на протяжении всей жизни.
Владение несколькими языками является важным аспектом формирования когнитивного резерва. Билингвы, используя разные языки в повседневной коммуникации, вынуждены постоянно активировать и переключать нейронные сети. Это способствует укреплению связей между нейронами и замедляет процессы старения мозга. Таким образом, знание нескольких языков не только улучшает общение, но и положительно влияет на когнитивные способности, что делает билингвизм ценным ресурсом для поддержания умственного здоровья на протяжении жизни.
Недавние исследования итальянских и российских ученых показывают, что пожилые двуязычные люди демонстрируют лучшие результаты в когнитивных тестах по сравнению с их одноязычными сверстниками. МРТ-данные свидетельствуют о том, что у билингвов наблюдается меньшая потеря серого и белого вещества в мозге. Кроме того, метаанализ, проведенный в 2020 году, указывает на то, что у двуязычных людей симптомы болезни Альцгеймера проявляются в среднем позже, что подчеркивает преимущества билингвизма для сохранения когнитивных функций в пожилом возрасте.
Не все исследования однозначно подтверждают пользу билингвизма, и это может быть связано с различиями в методах их проведения. Например, исследователи часто используют разные критерии для определения билингвов, что влияет на результаты. Такие несоответствия в определениях могут приводить к различиям в интерпретации данных и, как следствие, к противоречивым выводам о преимуществах билингвизма.
Сторонники мнения о пользе владения несколькими языками для мозга акцентируют внимание на том, что важно не только изучение второго языка в прошлом, даже на высоком уровне, но и его активное использование в повседневной жизни. Регулярное переключение между языками способствует сохранению когнитивных функций. Поэтому рекомендуется регулярно читать на иностранном языке, смотреть фильмы и новости, а также общаться с носителями языка. Это может быть как переписка, так и живые разговоры. Активное использование языка помогает улучшить навыки и поддерживает умственные способности на должном уровне.
Сегодня термин «билингвизм» охватывает не только людей, которые с детства владеют двумя языками. Исследования показывают, что билингвизм представляет собой широкий спектр индивидуальных языковых опытов. Разные формы билингвизма оказывают разнообразное влияние на мозг. Овладение новым языком во взрослом возрасте также приносит значительные преимущества, включая улучшение когнитивных навыков и постоянную умственную тренировку. Это делает изучение языков важным аспектом личностного и интеллектуального развития, способствующим повышению гибкости мышления и улучшению памяти.
Существуют различные виды когнитивных тренировок, которые могут привести к схожим результатам, помимо изучения языков. В этой статье мы обсудим научно обоснованные методы, помогающие поддерживать здоровье мозга в пожилом возрасте.
Узнайте больше о мире образования, подписавшись на наш телеграм-канал. Мы делимся актуальной информацией, полезными советами и интересными новостями из сферы образования. Не упустите возможность быть в курсе последних тенденций и событий. Подписывайтесь на наш канал и оставайтесь на связи!
Читайте также:
- Как обучать и развивать сотрудников «50+»
- 5 правил создания и упаковки учебного контента для разновозрастной аудитории
- Названы причины ухудшения способностей к обучению у взрослых
- Нейронауки об образовании: что это такое и зачем они тем, кто учит?
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее