Как на подростков влияет требовательный тон педагога / Skillbox Media
Исследование показало, что привычный инструмент может не принести желаемых результатов.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеСтрогий и требовательный тон может быть эффективным инструментом для формирования нужного поведения у учеников. Многие учителя считают, что такой подход мотивирует студентов выполнять необходимые задания и прекращать нежелательное поведение. Однако важно рассмотреть реальные последствия такого стиля общения. Исследования показывают, что строгий подход может не только вызвать страх, но и снизить уровень вовлеченности и творческой активности у учащихся. Важно найти баланс между требовательностью и поддержкой, чтобы создать безопасную и продуктивную учебную среду.
Профессор психологии Эссекского университета Силке Полманн и профессор Школы психологии и клинических исследований языка в Редингском университете Нетта Вайнштейн провели исследование, результаты которого были опубликованы в British Journal of Educational Psychology. В своем эксперименте они изучили влияние различных факторов на процесс обучения и восприятие информации. Выводы исследования подчеркивают важность психологических аспектов в образовательной среде, что может помочь в разработке более эффективных методов обучения.
Как требовательный тон влияет на мотивацию
В данной работе исследовательницы опираются на концепцию теории самодетерминации, разработанную Ричардом Райаном и Эдвардом Деси. Эта теория утверждает, что три ключевые психологические потребности значительно сильнее влияют на мотивацию людей, чем внешние стимулы. Эти потребности включают в себя автономию, компетентность и связанность. Понимание этих факторов позволяет глубже разобраться в механизмах мотивации и их влиянии на поведение и удовлетворенность жизнью.
- тяга к взаимной связи с другими людьми;
- желание чувствовать свою компетентность;
- потребность в автономности, независимости.
Внутренняя мотивация, основанная на психологических потребностях, играет ключевую роль в формировании поведения. В отличие от неё, внешняя мотивация возникает под воздействием требований, давления или угрозы негативных последствий. Чаще всего внешняя мотивация применяется в условиях контролирующего стиля воспитания. Исследования показывают, что такой подход негативно сказывается на удовлетворении основных психологических потребностей. Контролирующий климат в учебной среде, как свидетельствует анализ научной литературы, приводит к снижению общего благополучия учеников как в образовательном процессе, так и в жизни вне школы. Вместо желаемого послушания, такая мотивация вызывает сопротивление и негативные реакции. Таким образом, мотивация, основанная на контроле, демонстрирует результаты, которые противоречат ожиданиям.
Исследования влияния интонации голоса на мотивацию остаются ограниченными. Большинство ранних научных работ сосредоточены на взаимодействии родителей с детьми, в то время как влияние педагога на учеников остается менее изученным. Одно из немногих исследований, проведенное самими авторами, показало, что контролирующий тон голоса в внеучебной обстановке негативно сказывается на благополучии испытуемых и снижает их готовность к сотрудничеству. В новом эксперименте целью является исследование воздействия интонации голоса в учебной среде и ее влияние на мотивацию учащихся.
Исследовательницы провели обобщение существующих данных по данной теме, опираясь на результаты других научных исследований. Это позволило им выявить ключевые аспекты и направления, которые требуют дальнейшего изучения.
- Особенности голоса оказывают заметное влияние на то, насколько успешно дети обрабатывают и понимают новую информацию.
- Те, кто никогда не меняет тон голоса, с трудом контролируют внимание учеников.
- Тон голоса полезно менять — так преподаватели могут указывать ученикам на неправильные ответы и подталкивать их к поиску правильных.
Эффект, который оказывают требовательные и мотивирующие к самостоятельности интонации, до недавнего времени оставался недостаточно исследованным. Именно эти аспекты стали предметом изучения в рамках нового эксперимента. Исследование направлено на понимание влияния интонации на развитие самостоятельности и инициативы у участников, что может оказать значительное влияние на педагогические практики и методы обучения.
Чтение является важным аспектом нашей жизни. Оно не только развивает мышление, но и обогащает знания, расширяет кругозор и помогает понять окружающий мир. Книги, статьи и другие материалы предоставляют возможность узнать новое, погрузиться в различные культуры и точки зрения. Регулярное чтение способствует улучшению навыков коммуникации и критического мышления. В современном мире, насыщенном информацией, важно уметь выделять полезные и качественные источники. Читайте больше, чтобы развивать себя и свою личность.
Голос лектора и его речевые характеристики играют ключевую роль в процессе обучения. Качество звучания голоса, интонация и темп речи могут значительно повлиять на восприятие информации слушателями. Ясность и выразительность голоса помогают удерживать внимание, а также способствуют лучшему пониманию материала.
Важно учитывать, что разнообразие в интонации и ритме может сделать лекцию более увлекательной и запоминающейся. Лекторы, которые используют эмоциональную окраску и изменяют темп своей речи, способны вызвать больший интерес к теме. Кроме того, голосовые качества, такие как громкость и тембр, могут создать у слушателей ощущение доверия и вовлеченности.
Также стоит отметить, что особенности речи, такие как акцент и произношение, могут оказывать влияние на восприятие. Они могут как облегчить, так и усложнить понимание информации в зависимости от уровня подготовки аудитории.
Таким образом, использование эффективных голосовых техник и внимательное отношение к речевым особенностям лекторов являются важными факторами, способствующими успешному обучению и усвоению знаний.
Как проводили эксперимент
Авторы исследования стремились выяснить, как различные тона голоса влияют на три ключевые психологические потребности детей, а также на их общее благополучие, готовность делиться переживаниями и желание взаимодействовать с учителями. В ходе работы учёные выделили три основных типа интонации:
- Поддерживающая автономию учеников, то есть побуждающая их к самостоятельным действиям. Исследовательницы характеризуют её как тёплый, вежливый, но всё-таки уверенный тон, которым учитель указывает ученикам на важность подготовки к урокам.
- Контролирующая. Это напористая, приказывающая или осуждающая интонация, которая призвана заставить учеников выполнить указанные действия.
- Нейтральная.
Силке Полманн и Нетта Вайнштейн выдвинули гипотезу о том, что…
- Контролирующий тон плохо скажется на благополучии учеников, их готовности делиться переживаниями и желании взаимодействовать с учителями.
- Тон, поддерживающий автономию, окажет на все три фактора более благоприятное влияние, чем контролирующий и нейтральный.
- Благополучие, готовность делиться переживаниями и желание сотрудничать будут зависеть от степени удовлетворения основных психологических нужд по Райану и Деси — то есть потребности в автономии, компетентности и связи с другими людьми.
Эксперимент проводился в онлайн-формате с участием 250 британских школьников в возрасте от 10 до 16 лет. Участникам предложили ответить на ряд общих вопросов, после чего они прослушали заранее записанные фразы, произнесённые с различными интонациями. Согласно легенде, эти фразы произносил учитель. Авторы исследования не раскрыли содержание фраз, но отметили, что они типичны для школьной обстановки. Исследование направлено на изучение восприятия интонации в образовательной среде и его влияния на учеников.
Школьникам было предложено поделиться своими ощущениями, если бы учителя произносили указанные фразы напрямую к ним. Участникам случайным образом предоставлялась запись, на которой диктор говорил в контролирующем, нейтральном или побуждающем к самостоятельности тоне. Это исследование позволяет понять, как интонация и стиль общения педагогов влияют на восприятие и эмоциональное состояние учеников.
Фрагменты аудиозаписей продолжались по 80 секунд. После их прослушивания участники заполняли анкету, с помощью которой исследовательницы оценивали восприятие подростками различных тонов общения. В анкете респонденты выбирали, казался ли тон поддерживающим, контролирующим или нейтральным. Для этого им предлагались утверждения с несколькими вариантами завершения, например: «Если бы мои учителя таким тоном просили меня выполнить учебное задание, я бы почувствовал(-а), что…». Варианты ответов включали: «…мой учитель проявляет ко мне интерес и готов выслушать меня» и «…мой учитель давит на меня или хочет заставить вести себя определённым образом». Интенсивность их чувств участники оценивали по шкале от одного до пяти. Исследование направлено на понимание влияния тона общения преподавателей на эмоциональное состояние подростков.
Второй этап исследования заключался в оценке реакции подростков на заданный тон общения. Для этого участникам предлагалось ответить на ряд вопросов, направленных на измерение различных показателей. Например, для оценки ощущения благополучия использовался вопрос: «Как бы вы себя почувствовали, если бы учитель говорил в таком тоне?», с вариантами ответов: «счастливым», «радостным», «заинтересованным», «испуганным», «несчастным», «пристыжённым». Также участникам предлагалось оценить интенсивность каждого переживания, что позволило получить более точные данные о влиянии тона на эмоциональное состояние подростков.
Переделанный текст:
Читайте также:
Повышение мотивации к обучению: эффективные стили преподавания
Мотивация к обучению играет ключевую роль в образовательном процессе. Разные стили преподавания могут существенно влиять на уровень вовлеченности студентов. Применение активных методов обучения, таких как проектная работа и групповые дискуссии, способствует развитию интереса к предмету. Важно также учитывать индивидуальные особенности учащихся, чтобы создать комфортную и поддерживающую атмосферу.
Использование технологий в обучении, таких как интерактивные платформы и онлайн-ресурсы, позволяет сделать процесс более увлекательным и доступным. Преподаватели, которые активно вовлекают студентов в процесс, задают открытые вопросы и поощряют критическое мышление, способствуют формированию положительного отношения к учебе.
Кроме того, создание связи между теоретическим материалом и практическим применением способствует углублению интереса и мотивации. Понимание значимости изучаемого предмета в реальной жизни помогает студентам осознать ценность получаемых знаний.
Таким образом, разнообразие стилей преподавания, активное вовлечение студентов и применение современных технологий являются важными факторами для повышения мотивации к обучению.
Что показал эксперимент
В результате проведённого эксперимента учёные сделали несколько значимых открытий, которые могут оказать влияние на дальнейшие исследования в данной области. Эти находки углубляют понимание изучаемых процессов и открывают новые перспективы для научных разработок.
- Контролирующий тон негативно сказался на психологических потребностях подростков.
Исследование показало, что у учеников, слушавших фразы в контролирующем тоне, отмечены более низкие показатели удовлетворения психологических потребностей, согласно теории Деси и Райана, включающих автономию, компетентность и связь с другими. Это говорит о том, что использование требовательного тона не способствует повышению мотивации, а, наоборот, негативно сказывается на ней. У участников, воспринимающих контролирующий тон, также зафиксированы более низкие уровни благополучия и готовности делиться своими переживаниями по сравнению с теми, кто слышал нейтральный тон. Это означает, что школьники менее склонны открываться педагогам, использующим жесткий и требовательный стиль общения. Авторы исследования подчеркивают важность этих выводов, учитывая, что всего лишь 80-секундная аудиозапись оказала заметное влияние, в то время как ученики проводят до 60% своего времени в школе, слушая учителей.
- Поддерживающий тон помог стремлению к самостоятельности, но не к компетентности.
Исследования показывают, что различные тона голоса оказывают различное влияние на ключевые психологические потребности. В частности, поддерживающий тон голоса способствует повышению уровня автономности у подростков, однако не оказывает значительного влияния на их уровень компетентности. Это означает, что поддерживающий тон действительно может стимулировать подростков к самостоятельным действиям, но не всегда способствует формированию уверенности в своих способностях. Авторы исследования изначально предполагали, что поддерживающая интонация будет положительно влиять на все рассматриваемые психологические аспекты, но результаты показали иные выводы. Таким образом, важно учитывать, как различные интонации могут воздействовать на подростков, чтобы лучше поддерживать их развитие и удовлетворение психологических потребностей.
- Похоже, тон голоса не очень влияет на готовность школьников к сотрудничеству.
Этот тон общения не способствует достижению желаемых результатов, хотя и не снижает готовность учеников выполнять указания педагога. В то же время, предыдущее исследование тех же авторов выявило, что контролирующий тон со стороны родителей негативно сказывается на готовности детей к сотрудничеству. Проще говоря, родители не могут добиться от подростков нужного результата, используя контролирующий подход, а учителя могут рассчитывать лишь на минимальный эффект — он существует, но крайне незначителен.
Исследование показало, что контролирующий тон голоса, в отличие от нейтрального, не способствует достижению желаемого результата в виде покладистого поведения учеников. Более того, использование такого тона может привести к непреднамеренным негативным последствиям, включая снижение уровня удовлетворения психологических потребностей, ухудшение благополучия и снижение готовности делиться своими переживаниями. Эти выводы подчеркивают важность выбора подходящего стиля общения в образовательном процессе для создания более эффективной и поддерживающей атмосферы.
Исследования подтверждают, что образовательная среда, способствующая самостоятельности, более эффективна, чем контролирующая. Такая обстановка не только способствует вовлечению учеников, но и повышает их мотивацию и удовлетворение от учебного процесса. Создание условий, которые поддерживают активное участие и независимость учащихся, играет ключевую роль в их образовательном опыте.
Какие выводы сделали исследовательницы
Оценка результатов данного эксперимента требует учета его недостатков. Во-первых, подростки прослушивали запись, а не взаимодействовали с настоящим учителем в реальных учебных условиях. Во-вторых, их психологическая реакция на различные тона голоса оценивалась на основе самоотчетов, в то время как более надежным методом было бы использование электрофизиологических маркеров для точной оценки.
Тем не менее, важный вывод можно сделать. Авторы отметили, что контролирующий тон негативно сказывается на психологических потребностях подростков, усиливая их отрицательные эмоции по сравнению с положительными. Это также снижает самооценку и препятствует желанию делиться своими достижениями и проблемами с учителем, который использует такой подход в общении.
Контролирующий тон, используемый учителями, часто не достигает своей основной цели — формирования необходимого поведения у подростков. Напротив, тон, который поддерживает автономию, положительно сказывается на удовлетворении потребностей в самостоятельности и в отношениях. Это подчеркивает важность подхода, ориентированного на поддержку и сотрудничество, что способствует более эффективному взаимодействию с подростками и улучшает их поведенческие результаты.
Силке Полманн и Нетта Вайнштейн отмечают, что педагоги часто сталкиваются с заболеваниями, которые негативно сказываются на качестве их голоса. Неправильное использование голоса, например, постоянные попытки перекричать учеников или поддерживать дисциплину с помощью силы голоса, могут привести к его ухудшению. Исследования показывают, что такие усилия не только неэффективны, но и вредны для общего психологического климата в классе, а также для благополучия самих учеников. Важно понимать, что здоровье голоса учителя напрямую связано с успешностью образовательного процесса.
Сосредоточение на тёплом и поддерживающем звучании голоса может существенно повлиять на создание эффективной учебной среды. Это подход помогает учителям удовлетворять психологические потребности учащихся и способствует их благополучию. Поддерживающий голос не только улучшает атмосферу в классе, но и повышает уровень вовлеченности и удовлетворенности учеников. Таким образом, использование тёплого тона в общении с учащимися становится важным инструментом в педагогической практике, способствующим улучшению учебных результатов и общему психологическому климату в образовательном процессе.
Узнайте больше об образовании и его актуальных тенденциях в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь и оставайтесь в курсе!
Чтение является важной частью нашей жизни. Оно не только развивает мышление, но и обогащает наш внутренний мир. Увлекательные книги, статьи и блоги могут открыть новые перспективы, расширить кругозор и углубить понимание окружающего мира. Важно уделять время чтению, чтобы обогатить свой словарный запас и улучшить навыки коммуникации.
Чтение может быть не только полезным, но и приятным занятием. Погружение в интересные истории или изучение новых тем способствует развитию креативности и критического мышления. Также чтение помогает снизить уровень стресса, позволяя отвлечься от повседневных забот и насладиться моментом.
Не забывайте о том, что чтение разнообразных материалов, включая художественную литературу, научные статьи и новостные сводки, играет важную роль в формировании вашей индивидуальности и мировоззрения. Регулярное чтение также положительно сказывается на способности к анализу и синтезу информации, что является важным навыком в современном мире.
Поэтому выбирайте интересные книги, статьи и ресурсы, чтобы обогатить свои знания и сделать чтение неотъемлемой частью своей жизни.
- Как стиль преподавания и позитивные эмоции могут повлиять на обучение?
- Развить критическое мышление: какой стиль преподавания этому помогает?
- Что не так с обратной связью в наших школах и как это исправить
- Что лучше — прогрессивное или традиционное обучение? Учёные провели большое исследование
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее