Образование #Статьи

7 июля, 2025

Как отказаться от смартфона / Skillbox Media

Смартфоны, безусловно, отвлекают. Но слишком трудно просто так взять и отложить их в сторону. Что же с этим делать?

Научитесь: Методист образовательных программ

Узнать больше

В последнее время снова активно обсуждается вопрос о запрете использования смартфонов детьми в школах. Роспотребнадзор быстро уточнил, что никаких новых ограничений не вводилось. Существующее правило, действующее уже год, касается лишь применения смартфонов на уроках для учебных целей. Это значит, что ученики по-прежнему могут приносить смартфоны в школу и использовать их в личных целях. Тем не менее, данная тема вызвала оживленные дискуссии о необходимости введения запрета, так как гаджеты, безусловно, отвлекают школьников от учебного процесса. Проблема касается не только школьников, но и студентов, ведь многие преподаватели вузов и бизнес-тренеры сталкиваются с ситуацией, когда участники занятий смотрят в экраны своих смартфонов, игнорируя происходящее.

Проблема цифровой зависимости актуальна во всем мире. Журналистка Каролина Зайак, исследующая когнитивные науки, посвятила этой теме колонку в блоге Learning Science. В своем анализе различных исследований она предложила рекомендации по проведению цифрового детокса. Ее выводы и идеи стоит донести до студентов и старшеклассников. Важно осознать, как чрезмерное использование цифровых технологий влияет на психическое здоровье и продуктивность, и освоить стратегии для восстановления баланса в жизни.

Как смартфономания сказывается на учёбе

Каролина выделила три ключевые проблемы, возникающие из-за нашей привычки не расставаться со смартфонами. Эти проблемы касаются как физического, так и психического здоровья, а также социальных взаимодействий. Постоянное использование смартфонов может привести к ухудшению зрения, нарушению сна и снижению продуктивности. Кроме того, чрезмерная зависимость от мобильных устройств может отрицательно сказаться на личных отношениях и коммуникации с окружающими. Важно осознавать эти риски и искать баланс в использовании технологий, чтобы минимизировать их негативное влияние на жизнь.

  • Смартфоны отвлекают нас, даже если мы к ним не прикасаемся.

В данной статье представлены результаты исследований, показывающие, что, несмотря на наше восприятие, использование смартфонов для отдыха не способствует восстановлению нашего мозга. Перерывы на проверку социальных сетей или другие действия во время работы над задачами не позволяют мозгу полностью расслабиться. Это приводит к снижению скорости выполнения задач на 19% и снижению их эффективности на 22%. Такие данные подчеркивают важность сосредоточенности и минимизации отвлекающих факторов для повышения продуктивности.

Фото: BearFotos / Shutterstock

Наличие смартфона на столе отвлекает нас, даже если мы не используем его. Исследование, проведенное в Университете Техаса, показало, что во время учебного тестирования студенты, у которых смартфоны находились на столе, продемонстрировали худшие результаты по сравнению с теми, чьи устройства были оставлены вне аудитории. Наилучшие результаты показали студенты, не имеющие доступа к своим гаджетам. Это подчеркивает важность минимизации отвлекающих факторов для повышения концентрации и успеха в учебе.

  • Привычка всё гуглить отключает креативное мышление.

Наш разум склонен к лени и не мотивирует нас искать решения, если мы можем легко найти информацию в интернете. В итоге, люди, которые в повседневной жизни полагаются на свои смартфоны для получения информации, показывают низкие навыки аналитического мышления. Это может негативно сказаться на их способности к критическому анализу и решению проблем, что важно в современном мире, где информация доступна на каждом шагу. Умение самостоятельно анализировать данные и принимать обоснованные решения становится все более необходимым в условиях изобилия информации.

Важно периодически позволять мыслям свободно блуждать, так как это активирует у мозга механизм повторного переживания недавних событий, соединения эмоционально значимой информации и формирования важных нарративов. В состоянии «блуждания» часто возникают озарения. Когда мы не даем мыслям течь свободно и заполняем мозг постоянным потоком информации со смартфона, мы подавляем свой внутренний потенциал. Это объясняет Каролина Зайак. Позволяя себе время для размышлений и отключения от цифровых раздражителей, мы можем значительно повысить креативность и улучшить качество своих идей.

В подтверждение своих аргументов автор ссылается на статью в журнале Time, в которой изложены результаты нескольких исследований. В статье также приводится мнение Николаса Карра, автора книги «Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами». Кроме того, в ней рассматривается работа психолога и нейробиолога Мэри Хелен Иммордино-Янг, которая исследует влияние цифровых технологий на когнитивные процессы и эмоциональное восприятие. Эти источники подчеркивают важность осознания последствий использования интернета для нашего мышления и восприятия информации.

  • Технологии вызывают зависимость.

Чувство удовольствия и предвкушения связано с выработкой дофамина, известного как гормон счастья. Получение лайков и положительных комментариев в социальных сетях вызывает такой же мощный выброс дофамина, как вкусная еда или радость от романтического свидания. Это подчеркивает важность социальных взаимодействий в нашей жизни и их влияние на наше эмоциональное состояние. Дофамин играет ключевую роль в формировании удовольствия и мотивации, что делает его важным элементом нашего благополучия.

Социальные сети трудно игнорировать, поскольку наш мозг связывает удовольствие с использованием этих платформ. Это постоянное желание вернуться к смартфону приводит к частым перерывам на интернет-сёрфинг. Понимание этого механизма может помочь нам осознаннее подходить к использованию социальных медиа и минимизировать отвлекающие факторы.

Согласно последним исследованиям, 63% педагогов выступают за сбор мобильных телефонов у школьников во время уроков. Это мнение основывается на необходимости минимизировать отвлекающие факторы и повысить концентрацию учащихся на учебном процессе. Учителя считают, что отсутствие мобильных устройств на занятиях способствует более эффективному усвоению материала и улучшению общей атмосферы в классе. Сбор телефонов может также помочь в формировании у учеников ответственности и уважения к учебному процессу. Важно отметить, что подобная практика уже внедряется в некоторых учебных заведениях, и результаты показывают положительное влияние на успеваемость и дисциплину учащихся.

Методист образовательных программ

Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.

Узнать подробнее