Образование #Статьи

7 июля, 2025

Как создавать курсы в формате лонгридов / Skillbox Media

Этот формат не так прост, как кажется на первый взгляд.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Краткая справка представляет собой сжатую информацию, которая позволяет быстро получить основные сведения по определенной теме. Такой формат часто используется для ознакомления с новым материалом, в образовательных целях или для подготовки к профессиональным мероприятиям. Основная цель краткой справки — донести ключевые моменты, облегчить восприятие информации и сэкономить время читателя. Важно, чтобы текст был структурирован и содержал только актуальные данные, что делает его незаменимым инструментом для эффективного обучения и работы.

Дизайнер образовательного опыта в издательстве «МИФ», а также создатель проекта LXD hero, занимается разработкой и оптимизацией учебных материалов. Его работа направлена на создание эффективных и увлекательных образовательных решений, которые способствуют лучшему усвоению информации. Проект LXD hero фокусируется на инновационных подходах в дизайне учебного контента, обеспечивая высокое качество образовательного опыта для пользователей.

Статья основана на воркшопе LXD hero «Больше чем текст: создание интерактивных лонгридов». В рамках данного мероприятия были рассмотрены ключевые аспекты разработки интерактивного контента, который не только информирует, но и engages читателя. Участники узнали, как использовать различные форматы, такие как изображения, видео и анимации, для улучшения восприятия информации. Важно помнить, что интерактивные лонгриды способны привлечь внимание аудитории и удержать его, что в свою очередь способствует повышению вовлеченности и увеличению времени, проведенного на странице. Правильное сочетание текстового и визуального контента позволяет создать уникальный пользовательский опыт, который выделяется среди традиционных статей. Разработка интерактивных лонгридов требует анализа целевой аудитории и понимания ее потребностей, что делает процесс создания контента более эффективным и результативным.

Интерактивные лонгриды становятся всё более популярными в образовательном процессе, так как они эффективно представляют теоретический материал и привлекают внимание аудитории. Тем не менее, многие преподаватели создают такие материалы интуитивно, не осознавая, как правильно структурировать отдельные уроки и весь курс в целом. Для успешной реализации интерактивных лонгридов важно учитывать принципы организации контента, чтобы обеспечить логичное и последовательное восприятие информации. Применение продуманных методик позволит не только улучшить качество обучения, но и повысить вовлечённость студентов, что в свою очередь способствует более глубокому усвоению материала.

Разберем тему подробнее.

  • что такое лонгрид и в чём его преимущества;
  • почему лонгрид подходит не для всякого курса и как понять, что он точно подойдёт;
  • о каких принципах курсов-лонгридов надо знать, как строятся уроки в таком формате;
  • кто пишет текст и какими фишками дополнить лонгрид методисту.

Что такое лонгрид и зачем он нужен в образовании

Лонгрид — это формат объемной статьи, обычно превышающей 15 тысяч знаков, который включает мультимедийные и интерактивные элементы. Изначально лонгриды появились в журналистике, однако со временем они стали популярны и в образовательной сфере. Этот формат позволяет глубже раскрыть тему, предоставляя читателям возможность не только ознакомиться с текстом, но и взаимодействовать с контентом, что делает его более привлекательным и информативным. Лонгриды способствуют более детальному анализу и пониманию сложных вопросов, что особенно ценно в условиях современного информационного потока.

Основные преимущества заключаются в следующем:

  • он обеспечивает глубокое погружение в тему;
  • создаёт определённую атмосферу для читателя;
  • в отличие от других форматов, даёт учащемуся знакомый, комфортный опыт работы с текстом.

Лонгрид является эффективным инструментом как дополнение к видеолекциям, так и в качестве самостоятельного формата для курсов. Однако, выбор использования лонгрида в качестве основного формата требует серьезного осмысления. Важно учитывать, что он может не только углубить понимание материала, но и удовлетворить потребности различных типов обучающихся. Правильное применение лонгрида способствует улучшению усвоения информации и повышению вовлеченности студентов.

Как понять, что лонгрид — подходящий формат для курса

Лонгрид как формат курса не всегда подходит для решения образовательных задач. Тем не менее, он может быть полезен в качестве дополнительного элемента, который заинтересует определённую аудиторию. Однако, если вы планируете создать курс на основе лонгрида, необходимо быть уверенным в том, что он будет востребован и интересен для целевой аудитории. Использование лонгридов может обогатить учебный процесс, но лишь в том случае, если они соответствуют интересам и потребностям обучающихся.

Перед тем как принять решение, задайте себе несколько ключевых вопросов для проверки правильности вашего выбора.

  • Был ли у студентов опыт такого обучения?

Для успешного освоения материала необходимо внимательно вчитываться, анализировать и, что наиболее важно, применять полученные рекомендации на практике. Людям, которые не любят читать или не имеют опыта с подобным форматом обучения, может быть сложно адаптироваться. Следует отметить, что навыками глубокого, вдумчивого чтения владеют на самом деле немногие. Осознание этого факта поможет лучше подготовиться к процессу обучения и повысить эффективность усвоения информации.

  • Достаточно ли у вашей целевой аудитории времени на глубокое погружение в занятие?

Лонгрид не предназначен для фона, как лекция, и требует от студентов выделения времени для внимательной работы с материалом. Он ориентирован на самостоятельных, самоорганизованных и мотивированных учащихся. Тем не менее, даже те, кто предпочитает поверхностное изучение, смогут быстро просмотреть текст или сосредоточиться только на интересующих их частях лонгрида.

  • Как студенты будут использовать курс?

Лонгриды представляют собой отличную основу для создания базы знаний, к которой пользователи могут периодически обращаться для освежения информации. Такой формат курса трансформируется в хорошо организованную настольную книгу или справочник, позволяя быстро находить необходимые сведения. Это делает лонгриды ценным ресурсом для самостоятельного обучения и повышения квалификации.

  • Чем формат будет полезен студентам?

Курс-лонгрид предлагает множество решений для различных задач. Аудитория «МИФ» включает людей, увлеченных саморазвитием, которые, как правило, имеют базовые знания по изучаемой теме и четкое представление о своих целях. Основное преимущество лонгридов заключается в их адаптивности: вы можете выбрать только те разделы, которые действительно интересуют, пропустив менее важные. Кроме того, лонгриды содержат обширный теоретический материал, что позволяет включить больше информации, чем в видеокурс. Чтение обычно происходит быстрее, чем просмотр видео, даже в ускоренном режиме, что делает лонгриды более эффективным инструментом для обучения и саморазвития.

Фото: Stokkete / Shutterstock

Если у вас есть четкий запрос от целевой аудитории и достаточно ресурсов для разработки лонгридов, стоит рассмотреть запуск тестового продукта, например, одного урока или мини-курса. Важно собрать обратную связь, чтобы подтвердить эффективность выбранного формата и адаптировать его в дальнейшем. Такой подход позволит лучше понять потребности аудитории и улучшить качество контента.

Если вы решили использовать лонгрид как формат для своего курса, важно тщательно рассчитать бюджет и оценить свои возможности. Миф о том, что производство курсов в формате лонгридов обходится недорого, не всегда соответствует действительности. Это справедливо лишь в том случае, если под лонгридом подразумевается просто длинный текст с несколькими изображениями. Однако для создания качественного лонгрида, который будет интересен и полезен вашей аудитории, потребуются значительные инвестиции.

Для создания качественного продукта с единым стилем, привлекательным оформлением и увлекательными интерактивными элементами необходима команда специалистов. В команду «МИФ» входят методист, предметный эксперт, копирайтер, редактор, корректор, дизайнер, иллюстратор и верстальщик, а также проджект-менеджер, который координирует весь процесс. Такой подход обеспечивает высокое качество и профессионализм на каждом этапе разработки.

Создание качественного курса требует участия нескольких специалистов, так как разные функции могут выполнять разные люди. Хотя один человек может взять на себя несколько ролей, рассчитывать на успешный результат при работе в одиночку нецелесообразно. Эффективная команда обеспечивает разнообразие навыков и идей, что значительно повышает качество итогового продукта.

Как создают курс в формате лонгридов

Формат и содержание ваших текстов зависят от темы и целей учебной программы, а также от желаемого пользовательского опыта и других факторов. При этом необходимо учитывать ключевые принципы курса в целом. Эффективные тексты должны быть структурированы, понятны и соответствовать ожиданиям вашей аудитории. Включение важных элементов, таких как ключевые слова, поможет улучшить поисковую оптимизацию и сделать контент более доступным для пользователей. Не забывайте о важности ясности и лаконичности, что способствует лучшему восприятию информации.

Одно из ключевых правил успешного онлайн-курса — использование единого шаблона для всех уроков. Это создает понятный ритм для студентов: на первом занятии они знакомятся с форматом и структурой курса, а на последующих уроках уже четко осознают, чего ожидать. Хотя отдельные элементы могут варьироваться, основная структура должна оставаться неизменной. Такой подход облегчает восприятие информации и повышает уровень вовлеченности учащихся, что в свою очередь способствует успешному усвоению материала.

Оптимальная и зарекомендовавшая себя структура урока в курсе-лонгриде включает в себя несколько ключевых элементов. Каждый урок должен начинаться с четкой цели, которая позволит учащимся понять, что они смогут узнать и освоить к концу занятия. Далее следует вводный раздел, где дается общее представление о теме и ее важности.

Основная часть урока должна быть разбита на логические блоки, каждый из которых раскрывает отдельный аспект темы. Важно использовать разнообразные форматы подачи информации, такие как текст, изображения, видео и интерактивные элементы, чтобы поддерживать интерес учащихся и способствовать лучшему усвоению материала.

Заключительная часть урока должна содержать выводы и рекомендации, а также задания для самостоятельной работы, которые помогут закрепить полученные знания. Эта структура не только способствует систематизации материала, но и делает процесс обучения более эффективным и увлекательным.

  • Обложка. Она включает название урока, тему, имя эксперта, который участвовал в его создании. Иногда стоит также добавить к этому небольшой анонс статьи.
  • Будущие результаты. Объясняем студенту, что он получит в результате занятия, чтобы дополнительно мотивировать его (о чём он узнает из этого занятия и чем ему это будет полезно).
  • Анонс урока. Фактически это содержание текста урока с гиперссылками — студент может выбрать, пройти ли ему всё занятие или сразу перейти к самому интересному. В некоторых курсах сразу в содержании мы также обозначаем, сколько времени уйдёт на изучение урока или отдельной его части, чтобы человек мог спланировать своё время (точно так же, как в СМИ и блогах иногда перед статьями пишут, сколько времени уйдёт на чтение).
Пример анонса из курса LXD hero «Мастерская историй» (создан в смешанном формате лонгридов и воркшопов)Скриншот: предоставлен LXD hero
  • Основное содержание. Важно, чтобы элементы оформления текста не были случайными, «просто потому, что это красиво смотрится». Нужно заранее продумать ключевые рубрики, выделение важных мыслей и цитат (но действительно наиболее важных по смыслу, а не произвольно выбранных), а также списков. Всё это должно служить более удобному восприятию информации читателем, но не перегружать его внимание лишними визуальными деталями.
  • Итоги. В зависимости от задач курса это могут быть, например, кратко сформулированные основные выводы урока, вопросы для учащегося или предложение выполнить какое-то задание.
Пример итогов из курса LXD hero «Мастерская историй» (создан в смешанном формате лонгридов и воркшопов)Скриншот: предоставлен LXD hero

При подготовке урока важно учитывать объем текста и время, необходимое для его чтения. Конкретные требования могут варьироваться в зависимости от темы и особенностей курса, однако рекомендуется ориентироваться на средние значения. Оптимальное время для чтения текста составляет 15–20 минут, что подразумевает разделение на блоки продолжительностью по 5–6 минут каждый. В результате, объем текста должен составлять около 15–20 тысяч знаков. Такой подход не только способствует лучшему усвоению материала, но и улучшает взаимодействие с учениками, позволяя им более эффективно воспринимать информацию.

Основу лонгрида обычно создаёт предметный эксперт. В некоторых случаях необходимо извлекать информацию из эксперта, а текст формировать самостоятельно на основе его слов. Если же вам повезло, и эксперт сам пишет, то ключом к успешной работе над уроком или курсом является чёткое и грамотное техзадание. Это обеспечит правильное направление и структуру материала, что в конечном итоге повысит качество контента и его восприятие аудиторией.

Техническое задание обычно включает детальную структуру текста, обоснование каждого элемента, объясняющее, почему в одном месте будет размещен кейс, а в другом — теоретическая информация. Это своего рода готовый шаблон, который эксперту остается лишь заполнить. С таким заданием работать гораздо удобнее, а вам остается только доработать материал вместе с редактором и добавить интерактивные элементы. Правильно составленное техзадание помогает избежать недоразумений и упрощает процесс создания качественного контента.

Что включить в лонгрид помимо текста

Лонгрид включает не только текст, но и иллюстрации, которые играют важную роль в восприятии информации. Они не только делают материал более привлекательным, но и служат для улучшения понимания содержания. Иллюстрации помогают визуализировать ключевые идеи, поддерживают основные тезисы и делают чтение более увлекательным. Кроме того, качественные изображения могут повысить вовлеченность читателей и способствовать более глубокому усвоению информации. Использование иллюстраций в лонгриде создает гармоничное сочетание текста и визуального контента, что в конечном итоге улучшает общий пользовательский опыт.

  • Представить полезный материал в более понятной и запоминающейся форме, чем просто текстовое описание: использовать инфографику, таблицы, визуальные примеры.
  • Дать учащемуся передышку в процессе занятия. Например, мы в свои курсы часто добавляем мемы, чтобы человек немножко выдохнул и расслабился.

Интерактивные элементы, такие как тесты, упражнения, кейсы, а также короткие аудио- и видеовставки, значительно обогащают учебный процесс. Они позволяют превратить обычный учебник в полноценный образовательный опыт. Для создания интерактивного контента вы можете воспользоваться сервисами LearningApps, который предлагает инструменты на русском языке, и WordWall, доступным на английском языке. Эти платформы помогут сделать обучение более увлекательным и эффективным, способствуя лучшему усвоению материала.

Примеры интерактивов из курса LXD hero «Мастерская историй» (создан в смешанном формате лонгридов и воркшопов)Скриншот: предоставлен LXD herо
Примеры интерактивов из курса LXD hero «Мастерская историй» (создан в смешанном формате лонгридов и воркшопов)Скриншот: предоставлен LXD herо
Примеры интерактивов из курса LXD hero «Мастерская историй» (создан в смешанном формате лонгридов и воркшопов)Скриншот: предоставлен LXD herо
Примеры интерактивов из курса LXD hero «Мастерская историй» (создан в смешанном формате лонгридов и воркшопов)Скриншот: предоставлен LXD herо

Три лайфхака для создания лонгридов

Кроме основных элементов, существует множество необязательных, но привлекательных подходов, которые можно применять в лонгридах. Эти методы могут значительно улучшить восприятие текста и сделать его более увлекательным для читателя. Например, использование визуальных элементов, таких как изображения, графики и инфографика, помогает иллюстрировать ключевые идеи и облегчает понимание сложных тем. Также стоит рассмотреть интеграцию цитат, статистики и примеров из реальной жизни, чтобы подкрепить основные аргументы и добавить контекст. Кроме того, интерактивные элементы, такие как опросы и викторины, могут стимулировать активное участие читателя и удерживать его внимание на протяжении всего материала. Важно помнить, что разнообразие форматов и стилей подачи информации сделает лонгрид более привлекательным и информативным.

  • Мы обычно начинаем текст с цепляющей истории, чтобы заинтересовать читателя и постепенно погрузить его в тему. Здесь хорошо работает отражение личного опыта читателя, чтобы он подумал: «О, у меня ведь точно так же происходит!», — тогда появится дополнительная мотивация дочитать до конца.
  • Ещё один любимый приём — вопросы на рефлексию, причём в курсах «МИФ» мы часто ставим их не только в конец текста, а даём несколько раз по ходу занятия. Они помогают человеку сразу проанализировать и зафиксировать только что прочитанную часть теории, полученные инсайты и выводы.
  • Для особо увлечённых учащихся стоить дать побольше дополнительного контента — ссылок на исследования в тему курса, исторических справок, список литературы и так далее. Например, в «МИФ» мы «прячем» такие материалы, то есть даём в виде гиперссылок туда, где они размещены, скрываем под катом. А ещё в «подвале» лонгрида (то есть в самом конце) ставим список источников и информации для тех, кто любит «покопаться» в теме.

Переделайте текст, но оставайтесь в рамках темы. Не добавляйте ничего лишнего. Скорректируйте текст с учетом SEO и можете дополнить содержание. Избегайте использования смайлов и лишних символов. Не используйте разделы типа 1. 2. 3. и *. Просто предоставьте чистый текст.

  • Как легально использовать чужой контент в своём онлайн-курсе
  • Приёмы нарративного дизайна: как сделать так, чтобы онлайн-курс захватил внимание студента
  • Что такое разветвлённый квест и как с его помощью оживить обучение
  • 4 сценарные фишки, которые пригодятся методистам онлайн-курсов

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее