Как тревога и стресс влияют на результат экзамена / Skillbox Media
Рассказываем про два интересных исследования.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеМногие утверждают, что на экзаменах они показывают худшие результаты из-за тревоги и стресса. Считается, что даже хорошая память может подвести, и человек не справляется с заданиями, которые ранее решал без особых усилий. Действительно ли это так? Если да, то в чем причина? Рассмотрим два исследования, в которых ученые искали ответы на эти вопросы. Прежде чем углубиться в исследования, важно понять, как тревога влияет на память.
Как тревога влияет на память и внимание
Люди, подверженные тревоге, часто сосредотачиваются на своих эмоциях, а не на выполнении конкретных задач. Это приводит к перегрузке рабочей памяти, которая отвечает за обработку и хранение информации. Фокусировка на негативных чувствах истощает умственные ресурсы, что в свою очередь затрудняет выполнение повседневных дел и снижает продуктивность. Управление тревожностью и развитие навыков концентрации могут помочь улучшить способность справляться с задачами и повысить общую эффективность.
Сосредоточение на собственных переживаниях может снизить уровень внимания и увеличить время, необходимое для принятия решений, утверждает Керон Хуанг, специалист из Института психиатрии, психологии и нейронаук Лондонского королевского колледжа, в своей статье «Обзор тревожности и рабочей памяти». Исследования показывают, что связь между рабочей памятью и стрессом пока остается недостаточно изученной. Существует гипотеза, согласно которой не стресс воздействует на память, а ограничения рабочей памяти могут способствовать развитию тревожности. Понимание этой взаимосвязи имеет важное значение для разработки эффективных методов борьбы с тревожными состояниями и улучшения когнитивных функций.
Читать также:
Экзамены — это неизменная часть образовательного процесса, и, несмотря на то что к ним можно адаптироваться, стресс и волнение часто остаются с нами. Подготовка к экзаменам требует особого подхода и внимательного отношения. Чтобы успешно справиться с этой задачей, важно разработать эффективную стратегию подготовки, которая включает изучение материала, практику и управление временем. Кроме того, следует помнить о важности психологической подготовки, которая поможет снизить уровень тревожности и повысить уверенность в своих силах. В конечном итоге, хотя экзамены могут вызывать дискомфорт, они также представляют собой возможность продемонстрировать свои знания и навыки.
Почему хорошая память может подвести на экзамене
Ёмкость рабочей памяти влияет на способы решения задач. У людей разные уровни объёма памяти: у одних она более развитая, у других менее. В результате подходы к решению задач могут значительно различаться. Индивиды с высокой ёмкостью рабочей памяти чаще ориентируются на правила и алгоритмы, тогда как те, у кого память менее ёмкая, склонны использовать ассоциации и интуицию. Таким образом, уровень рабочей памяти играет ключевую роль в выборе стратегии решения проблем и может определять эффективность выполнения задач.
Для понимания различий в подходах к решению задач, представьте, что вам необходимо решить математическую задачу: (32 − 8) ÷ 4. В этом случае важно определить, останется ли остаток. Стратегия, основанная на правилах, предполагает последовательное выполнение действий: сначала вычитание, затем деление. В отличие от этого, стратегия на основе ассоциаций предполагает, что вы уже имеете опыт решения аналогичных задач и можете быстро предположить, что, поскольку все числа четные, остатка не будет. В обоих случаях ответ будет отрицательным, однако использование ассоциаций позволяет дать ответ быстрее. Этот пример иллюстрирует результаты исследования американских ученых, которые провели эксперимент, чтобы выяснить, как различия в объеме рабочей памяти влияют на процесс решения математических задач и как стрессовая обстановка может сказываться на этом процессе.
Стратегии, основанные на ассоциациях, имеют свои недостатки, так как не всегда демонстрируют высокую эффективность. Риск ошибки увеличивается, поскольку человек пытается угадать правильный ответ, опираясь на свой опыт. Однако такая стратегия требует меньше концентрации и не нагружает рабочую память. В отличие от неё, стратегия на основе правил чаще приводит к правильным результатам, так как человек сосредоточен и внимательно проходит через каждый этап. Исследование американских ученых показало, что в стрессовых ситуациях люди, которые обычно полагаются на правила, изменяют свои подходы. Это приводит к потере их преимущества перед теми, кто привык мыслить ассоциативно. В следующем разделе мы рассмотрим, как были получены эти результаты.
Студентам одного из университетов в США предложили два типа тестов. Первый тест был сосредоточен на решении задач по модульной арифметике. Участникам было необходимо определить, является ли представленное уравнение верным или неверным. В ходе тестирования испытуемых время от времени просили объяснить, каким образом они пришли к своему ответу.
Второй эксперимент основывался на «задаче Лачинса», где участники должны были вычислить, как получить необходимый объём воды, используя кувшины с различной ёмкостью, изображения которых демонстрировались на экране. Исследователи акцентировали внимание студентов на том, что важно не только найти решение, но и сделать это наилучшим образом. Формула, записанная в ответе, помогала исследователям определить, какую стратегию решения выбрали участники и насколько эффективно они смогли подобрать оптимальный подход.
Исследователи предварительно провели тестирование участников для определения уровня их рабочей памяти. После этого студентов разделили на две группы в зависимости от условий проведения эксперимента. Это позволило оценить влияние различных факторов на эффективность работы памяти и выявить возможные закономерности в ее функционировании.
- Спокойные условия. Эти группы решали задачи в непринуждённой обстановке. И хотя учёные просили студентов закончить насколько возможно быстро, никаких особых ограничений не было.
- Стрессовые условия. Здесь испытуемым обещали, что если они улучшат свой результат по количеству правильных ответов и времени решения, то получат награду в 10 долларов. Причём от них зависит не только собственный успех, но и то, получит ли награду случайно назначенный им «партнёр», который якобы уже успел пройти тест и показал отличные результаты (в реальности партнёров, конечно, не существовало). Кроме того, всю процедуру записывали на видео, якобы чтобы потом показать преподавателям по математике и другим студентам. Всё это заставляло участников эксперимента нервничать.
Исследования показывают, что в спокойной обстановке люди с более развитой рабочей памятью лучше справляются с задачами модульной арифметики по сравнению с теми, у кого память менее емкая. Однако в условиях стресса результаты этих групп становятся сопоставимыми. Это указывает на то, что стрессовые факторы могут нивелировать преимущества, связанные с объемом рабочей памяти, и влиять на когнитивные способности.
Исследования показали, что в спокойной обстановке студенты с развитой памятью более внимательно решают задачи, используя стратегии, основанные на правилах. В то же время студенты с менее эффективной памятью прибегают к ассоциациям, которые не всегда ведут к правильному ответу. Однако в стрессовых условиях студенты с высокой вместимостью рабочей памяти испытывают напряжение и изменяют свои привычные стратегии, полагаясь на ассоциации, что, в свою очередь, увеличивает вероятность ошибок.
Во втором эксперименте, целью которого было выяснить, как с помощью кувшинов получить необходимый объём воды, отбирали участников на основе их успехов в пробных задачах, основанных на конкретных правилах. Тех студентов, которые успешно справились с пробными заданиями, допустили к следующему этапу. В ходе эксперимента им были предложены аналогичные задачи: сначала те, которые можно было решить тем же методом, что и в пробных заданиях, а затем более сложные, но с возможностью решения в одно действие. Такой подход позволил проанализировать эффективность использования различных стратегий в решении задач.
Исследования показывают, что у испытуемых с развитой рабочей памятью реже возникает способность распознавать короткие пути решения задач в спокойной обстановке. Вместо этого они чаще следуют привычным шаблонам, используя более длинные методы, которые были представлены в пробных заданиях. Напротив, участники с менее выраженной рабочей памятью зачастую находят более эффективные короткие пути решения. Однако в условиях стресса студенты с хорошей памятью также начинают использовать короткие пути, подобно своим коллегам с менее развитыми навыками памяти. Интересно, что, несмотря на выбор более быстрого метода решения, все участники демонстрируют более длительное время на выполнение задач в стрессовой ситуации по сравнению с мирными условиями. Эти результаты подчеркивают важность контекста и состояния, в котором находятся испытуемые, для их подхода к решению проблем.
Исследования показали, что преимущества хорошей памяти могут исчезать в условиях стресса, поскольку в таких ситуациях люди начинают мыслить нестандартно. Однако важно отметить, что исследователи сосредоточились на математических задачах и методах их решения, поэтому результаты не следует обобщать на все типы экзаменов. В другом исследовании, которое будет рассмотрено ниже, выяснилось, что неудача на экзамене не всегда обусловлена влиянием стресса на рабочую память. Это подчеркивает необходимость более глубокого анализа факторов, влияющих на результаты экзаменов, и их связи с эмоциональным состоянием студентов.
Изучите дополнительные материалы:
Математическая тревожность: определение и методы борьбы
Математическая тревожность – это состояние беспокойства и страха, которое возникает у человека при необходимости решать математические задачи или участвовать в математических занятиях. Это явление может проявляться как у студентов, так и у взрослых, и часто приводит к снижению успеваемости и уверенности в своих силах.
Причины математической тревожности могут быть разнообразными. Они включают в себя негативный опыт в обучении, высокие ожидания со стороны родителей и преподавателей, а также сравнение себя с другими. Эти факторы могут формировать устойчивые установки, мешающие успешному освоению математики.
Для преодоления математической тревожности важно использовать различные подходы. Один из эффективных методов – это регулярная практика. Решение математических задач в спокойной обстановке помогает повысить уверенность и снизить уровень тревожности. Также полезно работать в группе, где можно обмениваться опытом и поддерживать друг друга.
Психологические техники, такие как дыхательные упражнения и медитация, могут помочь справиться с тревожностью в момент её возникновения. Важно также пересмотреть отношение к математике, воспринимая её как увлекательную и познавательную науку, а не как источник стресса.
Обращение к профессиональному психологу или консультанту может быть полезным в случае, если тревожность мешает повседневной жизни. Специалист поможет выявить коренные причины проблемы и предложит индивидуальные стратегии для её преодоления.
Математическая тревожность – это распространённое явление, но с помощью правильных методов и подходов можно научиться с ней справляться и развить уверенность в своих математических способностях.
Как на результаты экзамена влияет стресс от подготовки к нему
Исследователи из Института образовательных исследований и информации Лейбница, Мария Теобальд, Ясмин Брайтвизер и Гарвин Брод, провели изучение влияния экзаменационной тревоги на результаты студентов. Их цель заключалась в том, чтобы определить, действительно ли повышенный уровень тревожности во время экзаменов негативно сказывается на успеваемости учащихся. Результаты данного исследования могут помочь в разработке методов снижения экзаменационного стресса и улучшения образовательного процесса.
Исследование охватило данные 309 студентов медицинских вузов, которые использовали специализированную онлайн-платформу для подготовки к финальному экзамену, являющемуся ключевым в их учебной программе. Подготовка студентов в основном заключалась в решении тестовых заданий из экзаменов предыдущих лет. Цифровые данные, собранные платформой, предоставили исследователям обширную информацию, а также были получены дополнительные сведения. В результате анализа удалось выявить несколько интересных фактов.
- Уровень личной тревоги (англ. trait anxiety). Для этого студенты оценивали пять утверждений (например, «Я беспокоюсь о том, достаточно ли я позанимался») по шкале от 1 («Абсолютно не согласен») до 5 («Полностью согласен»).
- Уровень ситуативной тревоги (англ. state anxiety). Для сбора данных выпускников просили в процессе подготовки оценивать несколько утверждений (например, «Я чувствую себя беспокойно и нервно») по той же шкале. Исследователи подчёркивают: поскольку ко времени сдачи экзамена студенты уже окончили учебные программы и занимались именно подготовкой, то ситуативная тревога точно относилась не к учёбе в целом, а именно к предстоящему экзамену.
- Уровень подготовки. Учёные оценивали верные ответы на тренировочные экзаменационные вопросы, данные студентами за 100 дней до экзамена. К этому добавились результаты пробных экзаменов, которые можно было пройти в течение 28 дней перед основным, реальным испытанием.
- Результаты реального экзамена. Свои результаты (процентное соотношение верных ответов) студенты предоставляли исследователям сами. Этот экзамен недаром считают очень сложным: он состоит из 230 вопросов, а сдают его в течение трёх дней. Каждый день у студентов есть пять часов на выполнение заданий, то есть по четыре минуты на каждый вопрос.
- Возможности рабочей памяти. Эти данные учёные получили в ходе специальных тестов в процессе подготовки студентов к экзамену.
Исследователи провели всесторонний анализ собранных данных и сформулировали несколько ключевых выводов.
- Кто больше всех тревожился, тот получил плохие баллы за экзамен.
Сравнение данных о уровне тревожности с результатами экзаменов показало, что высокий уровень беспокойства негативно влияет на итоговые оценки. Однако, когда исследователи включили в анализ результаты пробных тестов, выяснилось, что между ними и результатами настоящего экзамена нет значительных различий. Иными словами, студенты, которые показали низкие результаты на пробных тестах, также не справлялись с реальными экзаменами. Это подчеркивает важность подготовки и уверенности в своих силах для достижения высоких результатов на экзаменах.
Пробный тест вряд ли вызывает такие же волнения, как настоящий экзамен. Это может означать, что причины провалов кроются не в стрессе, а в недостаточной подготовке. Следовательно, нельзя утверждать, что тревожные люди сдают экзамены хуже только из-за стресса. Возможно, они испытывают тревогу именно из-за осознания своей плохой подготовки.
- Возможности рабочей памяти не влияли на результаты студентов.
Исследование показало, что уровень рабочей памяти участников не оказал значительного влияния на их результаты экзамена. Авторы пришли к выводу, что нет доказательств в поддержку гипотезы о том, что студенты с высокой тревожностью и низкими показателями рабочей памяти справляются с финальным экзаменом хуже, чем их сверстники с высокими показателями рабочей памяти. Эти результаты могут изменить представление о взаимосвязи между тревожностью, рабочей памятью и успехами в учебе.
Результаты данного исследования могут вызвать определенные вопросы, особенно в контексте предыдущих данных. Сравнивать эти два исследования затруднительно, поскольку в первом случае рассматривались математические задачи и вычисления, в то время как второе исследование включало сложный тест с выбором ответов. Это различие в методологии может существенно влиять на полученные результаты и их интерпретацию.
- Высокий уровень тревоги оказался связан с подготовкой к экзамену.
Основной вывод исследования оказался предсказуемым: студенты, которые менее тщательно готовились к экзаменам, показали худшие результаты. Уровень знаний напрямую влиял на уровень тревожности: чем меньше знаний имели выпускники, тем выше была их тревога. Таким образом, выпускники с недостаточной подготовкой испытывали большее волнение и, как следствие, демонстрировали низкие результаты на экзаменах. Это подчеркивает важность качественной подготовки для успешной сдачи экзаменов.
В ходе исследования, проведенного Марией Теобальд и её коллегами, был выявлен интересный обратный эффект: студенты с высоким уровнем личной тревожности демонстрировали худшие результаты в усвоении знаний. Это наводит на мысль о том, что повышенная тревожность негативно сказывается на способности восприятия учебной информации. Таким образом, важно учитывать психологическое состояние студентов при организации учебного процесса, чтобы создать более эффективные условия для обучения.
Исследования показали, что существует связь между ежедневными результатами студентов на тестах и их уровнем тревоги. Студенты, которые демонстрировали низкие результаты накануне, испытывали повышенную тревогу на следующий день. Это указывает на то, что осознание недостатка знаний непосредственно влияет на уровень тревожности участников эксперимента. Таким образом, важно учитывать психологическое состояние студентов, так как оно может негативно отражаться на их учебной деятельности и результатах.
Результаты данного исследования указывают на то, что низкие оценки на экзаменах не всегда являются следствием конкретной стрессовой ситуации. Тревожность может проявляться значительно раньше, чем наступает момент испытания, и зачастую связана с осознанием недостатка знаний. Однако не стоит полностью обвинять студентов в плохой подготовке. Исследование показало, что люди, склонные к тревоге, часто имеют трудности с запоминанием информации и обучением в целом. Это подчеркивает важность учета психологического состояния студентов в процессе обучения и подготовки к экзаменам.
Как помочь справиться с тревогой перед экзаменом
Оптимальный способ поддержки студентов заключается в предоставлении им инструментов для преодоления тревожности как перед экзаменами, так и в их ходе. Однако эффективность таких методов остается предметом обсуждения.
Эффективность методов борьбы с тревогой остается под вопросом. В 2021 году американские исследователи протестировали два подхода: экспрессивное письмо, позволяющее выразить свои чувства на бумаге, и чтение статьи о тревожности с рекомендациями по её преодолению. Оба метода не показали ожидаемых результатов, хотя ранее проведенные исследования подтвердили эффективность экспрессивного письма. Это подчеркивает необходимость дальнейшего изучения различных стратегий для борьбы с тревожностью, чтобы выявить наиболее действенные способы помощи людям в преодолении этого состояния.
Мария Теобальд и ее коллеги подчеркивают, что инструменты для борьбы с тревожностью и стрессом могут оказаться неэффективными, если не устранить основную проблему — недостаток знаний. Исследования показывают, что наилучшим способом поддержки тревожных студентов является предоставление учебных стратегий, которые они могли бы использовать. Это не только облегчает процесс подготовки, но и помогает минимизировать пробелы в знаниях, что, в свою очередь, улучшает общую успеваемость и уверенность студентов.
Узнайте больше о мире образования, подписавшись на наш телеграм-канал. Мы делимся актуальными новостями, полезными советами и интересными материалами, которые помогут вам оставаться в курсе последних тенденций в образовательной сфере. Присоединяйтесь к нашему сообществу и расширьте свои знания об образовании.
Переделанный текст:
Читайте также:
- Психологические техники для тех, кому тревога мешает учиться или работать
- Так ли страшен стресс от ЕГЭ? И как правильно настроить детей: мнение психолога
- Как студентов учат не пасовать перед трудностями: подборка разных практик
- Психологическое благополучие студентов: что с ним не так и чем помочь
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее