Как установка на рост помогает повысить успеваемость в учёбе / Skillbox Media
Рассказываем о результатах интересных экспериментов.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеУстановка на рост, или мышление роста, представляет собой веру в то, что при должных усилиях можно освоить практически любой навык. Способности не являются фиксированными и могут развиваться благодаря настойчивости и самоотдаче. Это значит, что даже если на начальном этапе обучение вызывает трудности и результаты остаются далеки от идеала, с упорством и регулярными тренировками можно достичь значительного прогресса. Мы уже подробно рассматривали этот тип мышления, его принципы и преимущества.
Кэрол Дуэк, автор теории мышления роста, и другие исследователи утверждают, что люди с мышлением роста добиваются больших успехов по сравнению с теми, кто придерживается фиксированного мышления. Фиксированное мышление предполагает убеждение, что способности человека являются врожденными и неизменными. Люди с таким подходом считают, что если у них нет определённых навыков от природы, то усилия бесполезны, и они не смогут добиться успеха. В отличие от них, обладатели мышления роста верят в возможность развития своих способностей через упорство и обучение. Этот подход способствует не только личностному росту, но и профессиональному успеху, позволяя людям преодолевать преграды и достигать поставленных целей.
Мышление роста играет важную роль в образовательном процессе, превосходя фиксированное мышление. В различных странах мира проводятся эксперименты, направленные на изучение влияния мышления роста на успехи школьников и студентов. Исследования показывают, что развитие мышления роста может значительно улучшить учебные результаты, способствуя более глубокому пониманию материала и повышению мотивации к обучению. Учёные стремятся определить, как внедрение принципов мышления роста в образовательные программы может привести к устойчивым изменениям в академической успеваемости, а также к формированию более позитивного отношения к обучению и самосовершенствованию.
В данной статье речь пойдет об одном из интересных экспериментов, результаты которого были недавно опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS). В отличие от предыдущих исследований, авторы этого эксперимента применили нестандартный подход: они разработали специальную методику обучения педагогов, акцентируя внимание на важности мышления роста и способах его развития у старшеклассников. Это нововведение направлено на формирование у учеников навыков, способствующих их личностному и академическому росту.
Почему учёные взялись сначала за учителей
Результаты предыдущих исследований подтверждают, что развитие мышления роста у школьников во многом зависит от общения с учителями. Педагоги своим поведением и высказываниями могут формировать у учеников необходимые психологические установки. Для эффективного формирования мышления роста важно, чтобы сами учителя верили в его значимость и в свою способность привить его своим ученикам. В противном случае они могут не быть готовы тратить своё ограниченное время на следование рекомендациям, касающимся взаимодействия с учащимися, и не захотят проводить дополнительные занятия, посвящённые этой теме. Часто научные рекомендации воспринимаются как непрактичные и не связанные с реальной жизнью, что вызывает у педагогов скептицизм. Для успешного внедрения мышления роста в образовательный процесс необходимо обеспечить поддержку и подготовку учителей, чтобы они могли уверенно применять эти принципы в своей практике и вдохновлять учеников на самосовершенствование.
Авторы нового исследования сосредоточились на ценностях и приоритетах учителей, чтобы через них внедрить мышление роста у школьников. В начале работы исследователи определили ключевые ценности, которые важны для педагогов в их деятельности. На основе этих ценностей они разработали изменения в педагогических методах. Ожидается, что эти изменения способствуют формированию установки на рост у детей, что, в свою очередь, будет способствовать их личностному и академическому развитию.
Исследование, проведенное среди более 900 американских учителей старших классов, выявило ключевые аспекты, которые они ценят в своих коллегах. На первом этапе опроса выяснилось, что важнейшими качествами являются способность вдохновлять учеников и поддерживать их интерес к обучению без применения наказаний или угроз. В то же время, учителей больше всего разочаровывает равнодушие студентов к образовательному процессу.
Исследователи разработали 45-минутный онлайн-курс, посвященный педагогическим практикам, способствующим развитию мышления роста у подростков. В первой части курса рассматривается чувствительность подростков к мнению окружающих и их обидчивость. Подчеркивается важность уверенности педагогов в потенциале учеников для обучения и развития. Если учитель будет демонстрировать веру в способности своих учеников, это поможет повысить уровень вовлеченности подростков и снизить их равнодушие к учебному процессу.
Во второй части обсуждаются варианты формулировок, которые помогают создать у учащихся установку на развитие и рост. Эти высказывания могут служить эффективным инструментом для формирования позитивного мышления и мотивации к обучению. Использование правильных фраз и подходов способствует улучшению восприятия сложных задач и преодолению трудностей на пути к достижению целей. Важно, чтобы такие высказывания были понятны и близки учащимся, что значительно повысит их заинтересованность в процессе обучения и личностного роста.
- Это фразы, которые транслируют уверенность педагога в способности учеников учиться и улучшать свои навыки по ходу курса. Например: «Не так важно, сколько вы знаете сейчас. Важнее то, чему вы научитесь к концу года. И пока вы будете вкладываться в учёбу, я помогу, чтобы ваши усилия не были потрачены впустую».
- Фразы, которые подчёркивают, что важно не то, какой у учеников уровень знаний сейчас, а то, какой у них может быть прогресс, если они приложат усилия. Например: «Тесты — просто показатель того, что вы знаете прямо сейчас. Я же хочу видеть, что вы учитесь и продвигаетесь по материалу. Тесты помогут мне понять, где вы сейчас, и как я могу помочь вам продвинуться дальше».
- Фразы, которые демонстрируют, что учитель действительно ждёт от учащихся стараний и готов поддержать их. Например: «Я не потерплю лени, но не жду, что каждый из вас сам знает наилучшие способы обучения — я научу вас им».
Авторы подчеркивают, что их метод отличается от предыдущих экспериментов по развитию мышления роста тем, что не требует готовых лекций или дополнительных уроков, которые учителя должны интегрировать в свою работу, что может негативно сказаться на традиционных программах. Этот подход изначально масштабируемый: 45-минутный материал может быть легко распространен среди любого количества учителей.
Как сработал этот подход
Эффективность разработки была оценена с точки зрения её влияния на образовательное неравенство. Исследователи сосредоточили внимание на курсах двойного зачисления, которые предлагаются в старших классах американских школ. Эти курсы позволяют учащимся изучать часть учебной программы колледжей, что дает им возможность не только получать школьные оценки, но и зачисления по соответствующим предметам при дальнейшем обучении в колледже. Важно отметить, что колледжи в США могут иметь статус вузов и предлагают программы бакалавриата. Курс двойного зачисления способствует смягчению образовательного неравенства и открывает дополнительные возможности для студентов.
Курсы двойного зачисления представляют собой значительную сложность, и статистика показывает, что в США их чаще всего не завершают подростки из бедных афро- и латиноамериканских семей. В таких семьях часто существует предвзятое мнение о том, что высшее образование недоступно, и у них не получится поступить в вуз и успешно его окончить. Для многих учащихся, испытывающих трудности с курсом двойного зачисления, такая неудача становится подтверждением их сомнений в способности продолжить образование в колледже. Они начинают считать, что если не могут справиться с одним учебным курсом, то и поступление в колледж для них не актуально.
Читать также:
Неуспеваемость учеников часто объясняется такими факторами, как образовательное неравенство и образовательная бедность. Образовательное неравенство проявляется в различиях в доступе к качественному обучению, ресурсам и поддержке. Учащиеся из неблагополучных семей нередко сталкиваются с недостатком учебных материалов, квалифицированных преподавателей и возможностей для дополнительного обучения. Образовательная бедность также включает в себя отсутствие мотивации и поддержки со стороны родителей, что негативно сказывается на успеваемости. Для решения этих проблем необходимо внедрение программ, направленных на повышение доступности качественного образования для всех учащихся, независимо от их социального положения. Улучшение образовательной среды и обеспечение равных возможностей помогут сократить разрыв в успеваемости и создать более справедливую систему образования.
Исследования показывают, что формирование установки на рост может помочь учащимся преодолеть страх неудачи и успешно завершить сложные курсы двойного зачисления в школе. Такая установка не только способствует улучшению успеваемости, но и значительно увеличивает шансы студентов на дальнейшее продолжение образования в колледже. Развитие установки на рост играет ключевую роль в образовательном процессе, позволяя учащимся уверенно воспринимать трудности и научиться справляться с вызовами.
В 2020/2021 учебном году исследователи провели эксперимент для проверки своей гипотезы, в котором приняли участие 155 учителей, обучающих по курсам двойного зачисления, преимущественно в области естественных наук и математики. В эксперименте участвовали почти 5400 старшеклассников. Учителям был предоставлен доступ к специально разработанному онлайн-материалу, который за 45 минут объяснял педагогические практики, направленные на развитие мышления роста. Этот подход может значительно повлиять на образовательные результаты и способствовать более глубокому пониманию предметов учениками.
В исследовании участвовала контрольная группа из 164 учителей, которые проводили аналогичные занятия для более чем 6100 учеников. Вместо материала о мышлении роста этим учителям было предоставлено руководство по дизайну цифровых учебных материалов. Это позволило сравнить эффективность подходов к обучению и выявить влияние различных методик на учебный процесс.
В обеих группах учителей были проведены опросы, которые исследовали их отношение к теории мышления роста. Также были собраны данные об успеваемости учащихся в курсах двойного зачисления. Это позволило выявить взаимосвязь между педагогической практикой и академическими результатами студентов, что может быть полезно для дальнейшего анализа и улучшения образовательных методик.
Эксперимент выявил, что среди учителей, участвующих в экспериментальной группе, ознакомленных с концепцией мышления роста, наблюдается значительное распространение этого подхода и увеличенная готовность применять соответствующие педагогические практики. Наиболее важным результатом стало увеличение числа учеников, успешно завершивших курсы двойного зачисления. Особенно заметный эффект был зафиксирован в классах, где большинство учащихся происходят из семей с низким социально-экономическим статусом. В среднем, доля успешно завершивших курс в экспериментальной группе оказалась на 3,6% выше, чем в контрольной, а в классах, где обучаются преимущественно дети из малообеспеченных семей, этот показатель возрос на 6,3%. Эти данные подчеркивают важность внедрения мышления роста в образовательный процесс для улучшения результатов учащихся.
Авторы исследования объясняют полученные результаты тем, что в более благополучных классах учителя изначально проявляли уверенность в успехах своих учеников. В отличие от них, в классах с высоким количеством детей из неблагополучных семей педагоги, вероятно, не стремились настраивать своих учеников на успех, так как сами не верили в возможность достижения положительных результатов.
Исследования показывают, что даже рост всего на 3–6% может оказать значительное влияние на страну. Такой прирост приведет к ежегодному увеличению на 157 тысяч старшеклассников из неблагополучных семей, которые смогут завершить курсы двойного зачисления в школах. Обеспечение лучшей жизни для 157 тысяч молодых людей — это серьезный результат, который можно достичь благодаря 45-минутному мини-курсу для учителей, посвященному развитию мышления роста у подростков. Эффективное обучение педагогов может стать ключевым фактором в изменении судьбы многих учеников и их будущего.
Что ещё известно о влиянии установок и убеждений на образовательные результаты
Успех обучения во многом зависит от отношения учащихся к своим целям и способностям. Это подтверждается результатами недавнего исследования, опубликованного в School Psychology Review. Исследователи из Кембриджского университета (Великобритания) провели опрос среди примерно 600 британских подростков, выясняя их психологическое состояние и сопоставляя полученные данные с их школьными оценками. В этом исследовании акцент был сделан не на психологических проблемах, а на восприятии счастья подростками. Результаты подчеркивают важность позитивного отношения к учебному процессу для достижения высоких результатов.
По информации, представленным авторами в пресс-релизе на сайте университета, схожая на первый взгляд картина психологического благополучия может скрывать различные состояния. Это может быть как простое удовлетворение жизнью, так и более сложный феномен — эвдаймония. Этот термин, имеющий корни в философии Сократа, подразумевает не только удовлетворенность текущими обстоятельствами, но и ощущение целеустремленности, мотивации и компетентности, позволяющее человеку уверенно двигаться к своим целям.
Исследования показывают, что высокий уровень эвдаймонии положительно коррелирует с успешностью в математике и английском языке. Например, подростки с высокими показателями эвдаймонии демонстрируют результаты на экзамене по математике, необходимом для получения аттестата в Великобритании, которые в полтора раза превышают результаты их сверстников, не обладающих такими качествами. Это подчеркивает важность эмоционального и психического благополучия для академической успеваемости.
Исследования показывают, что мышление роста не всегда напрямую влияет на школьные успехи. Однако подростки, стремящиеся к эвдаймонии, чаще демонстрируют установку на развитие и улучшение своих навыков. Это свидетельствует о том, что внутреннее стремление к гармонии и самосовершенствованию может способствовать более позитивному восприятию учебного процесса и мотивации к обучению. Эвдаймония, как состояние благополучия, может служить основой для формирования мышления роста и, в свою очередь, влиять на общие достижения в школе.
Исследования показывают, что для эффективного обеспечения психологического благополучия в школах необходимо внедрять практические меры. К числу таких мер относится развитие психологических служб и повышение квалификации учителей. Важно учитывать, что психологическое благополучие включает в себя осознание детьми своих целей и удовлетворение их потребностей в автономии, что подразумевает возможность принятия собственных решений. Также необходимо развивать компетентность учащихся, поддерживая их способности и интересы. Это комплексный подход, способствующий созданию здоровой образовательной среды и повышению общего уровня удовлетворенности учеников.
Узнайте больше об интересных аспектах образования, подписавшись на наш телеграм-канал. Мы делимся актуальными новостями, полезными советами и увлекательными материалами, которые помогут вам оставаться в курсе событий в сфере образования. Не упустите возможность расширить свои знания и быть в числе первых, кто узнает о новых тенденциях и возможностях. Подписывайтесь на наш канал уже сегодня!
Читать также:
- Что такое мышление роста и почему оно важно для образования
- Как личностные черты влияют на успеваемость в разных предметных областях
- Учебная мотивация: как её объясняют научные теории
- Учителя могут повысить успеваемость в классе, не только давая знания по предмету
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее