Образование #Статьи

7 июля, 2025

Как устроено целевое обучение / Целевое обучение: как возникло и развивалось, кем востребовано, главные проблемы и реформы / Skillbox Media

Разбираемся в системе, которую многие воспринимают как лазейку на бюджетное место в престижные вузы.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

В данной статье вы получите информацию о…

  • как появилось и зачем вообще нужно целевое обучение;
  • как менялись правила приёма на целевые места;
  • на кого чаще всего идут учиться целевики;
  • в чём заключаются три главные проблемы целевого обучения и почему целевики отчисляются;
  • как планируется реформировать целевое обучение.

Как поступить в хороший университет на бюджетное место, если у вас нет выдающихся способностей? На популярных направлениях в престижных вузах конкурс особенно высок, и пройти с средним баллом ЕГЭ выше 90 становится практически невозможным. Участие в олимпиадах школьников — это вариант, но он подходит не всем, так как требует значительных усилий и таланта. К тому же, с следующего года количество победителей олимпиад будет ограничено, что усложнит поступление для многих абитуриентов.

Важно предельно ответственно подходить к подготовке к ЕГЭ и учитывать все возможные варианты, такие как дополнительные баллы за индивидуальные достижения или участие в различных конкурсах. Заранее составьте план подготовки и активно используйте доступные ресурсы для улучшения своих знаний.

При отсутствии разных социальных льгот для абитуриентов, таких как поддержка для студентов с инвалидностью или детей военнослужащих, погибших или получивших увечья, остается возможность поступления по квоте на целевое обучение. Этот способ предоставляет шанс получить образование тем, кто соответствует установленным критериям и нуждается в поддержке. Квота на целевое обучение позволяет абитуриентам, имеющим определенные социальные или профессиональные обстоятельства, облегчить процесс поступления в учебные заведения и обеспечить доступ к качественному образованию.

Для поступления на целевое обучение необходимо заключить договор с государственным органом, госучреждением, госкорпорацией или компанией с госучастием. Этот договор следует представить в вузе во время приёмной кампании. Одним из ключевых условий такого соглашения является обязательство работать в интересах заказчика обучения в течение трёх лет или более после окончания учебы. Работа может осуществляться как непосредственно у заказчика, так и в подведомственной ему организации, которая также будет являться стороной договора.

Целевое обучение доступно на всех уровнях образования, включая бакалавриат, специалитет, магистратуру, ординатуру и аспирантуру. Согласно правительственному докладу о реализации государственной политики в сфере образования, в 2021 году в российские вузы было зачислено более 54 тысяч студентов, обучающихся по целевым направлениям. Из них почти 53 тысячи получили возможность учиться за счёт федерального бюджета, что составляет 9% от общего числа студентов, принятых на бюджетные места, а именно 570 106 человек. Целевое обучение способствует подготовке специалистов в востребованных областях, что является важным аспектом развития образовательной системы страны.

Как появилось целевое обучение

Высшее образование в России сталкивается с серьезной проблемой: до 60% выпускников не работают по своей специальности, в то время как вчерашние школьники продолжают поступать на вузы, не учитывая приоритетные программы, определенные государством. Введение целевого обучения может стать решением этой проблемы, обеспечивая приток молодых специалистов в ключевые для экономики и социальной сферы отрасли. Выпускники, обязанные отработать полученное образование, станут гарантией того, что необходимые кадры будут приходить в важные сферы. Дополнительные меры поддержки, такие как стипендии и материальная помощь, могут способствовать привлечению студентов к целевым программам.

Данный подход служит способом привлечения рабочей силы в регионы, которые не пользуются популярностью среди молодежи из-за неблагоприятных условий труда. В экономически депрессивных областях, где найти работу самостоятельно сложно, целевое распределение может оказаться выгодным для выпускников. Это позволяет им получить, хоть и не самый привлекательный, но гарантированный источник дохода.

Идея подготовки профессионалов с учетом потребностей государства имеет глубокие корни и восходит не только к советскому времени, но и к эпохе Российской империи. В те времена студенты, получавшие образование за счет государственного бюджета, были обязаны после завершения обучения отработать в государственных учреждениях. Эта практика подчеркивала важность связи между образовательным процессом и потребностями общества, обеспечивая государство квалифицированными кадрами. Подобный подход остается актуальным и в современных условиях, когда важно, чтобы образовательные программы соответствовали требованиям рынка труда и способствовали развитию государственного сектора.

В Советском Союзе с его плановой экономикой выпускники распределялись по рабочим местам, обычно на срок три года. Эта практика была введена в 1933 году и сохранилась до конца существования СССР. В 1960-е годы к системе распределения добавилась целевая подготовка специалистов для конкретных предприятий, проводимая в аспирантуре и ординатуре. Организации из регионов, не имеющих собственной аспирантуры, имели возможность отправлять своих сотрудников на обучение в другие города. После завершения учебы выпускники обязаны были вернуться на свои рабочие места, что способствовало развитию кадрового потенциала в различных отраслях экономики.

Студенты, 1953–1968 гг.Фото: Музей Москвы (mosmuseum.ru)

В 1987 году Совет Министров СССР принял решение о переходе на новую систему подготовки кадров, ориентированную на целевой подход. В рамках этой инициативы предусматривалось заключение договоров об обучении специалистов между министерствами и ведомствами, для которых готовятся кадры, и Министерством высшего и среднего специального образования СССР. Также планировалось установление прямых связей между предприятиями, организациями и высшими учебными заведениями. Эта система нацеливалась на более эффективное соответствие подготовки специалистов требованиям рынка труда и потребностям различных отраслей экономики.

После распада СССР прекратили свое существование как советская система целевой подготовки, так и основная система распределения. Однако в 1995 году новые правила целевой подготовки были официально утверждены постановлением Правительства Российской Федерации. В последующие годы данные правила претерпели изменения, адаптируясь к современным требованиям и условиям образовательной системы.

Постановление 1995 года действовало до 2013 года и касалось студентов, обучавшихся на бюджетной основе — как федеральной, так и региональной. В данном контексте речь шла не о целевом обучении, а о возможности работодателя заключить соглашение с студентом о будущей трудовой деятельности. В рамках этого процесса оформлялись два контракта: один между студентом и учебным заведением, другой — между студентом и работодателем. На протяжении обучения работодатель имел право выплачивать студенту дополнительные пособия, а после завершения учебы гарантировал рабочее место на срок до трех лет. При этом перечень возможных работодателей не имел ограничений, что способствовало более широким возможностям для студентов.

В 2002 году в закон об образовании был внесён пункт, позволяющий вузам и учреждениям среднего профессионального образования осуществлять целевой приём для нужд органов государственной власти и местного самоуправления. Для этого выделялись бюджетные места. Госорганы формировали заявки на необходимое количество целевых мест и составляли списки претендентов, которые передавались в учебные заведения. Вузы, в свою очередь, распределяли места и проводили конкурс среди претендентов на поступление. Такой механизм целевого приёма способствует подготовке специалистов, соответствующих потребностям регионов и государственных структур.

В результате функционировали две параллельные системы: целевой прием студентов по отдельному конкурсу и целевая контрактная подготовка для абитуриентов, которые уже поступили на общих основаниях. Это позволило создать гибкую модель подготовки кадров, учитывающую потребности как студентов, так и образовательных учреждений. Целевой прием обеспечивает возможность привлечения талантливых молодых людей, в то время как контрактная подготовка дает возможность углубленного обучения и практической подготовки уже зачисленных студентов.

В 2013 году была внедрена новая система целевого обучения, закрепленная в законе «Об образовании в РФ», где появилась статья 56, касающаяся данной темы. Закон продолжил действовать как целевой прием, так и возможность для студентов, принятых в вуз в общем порядке, заключать договоры о целевом обучении с будущими работодателями. В этом случае студенты получают не только гарантированное рабочее место, но и ряд социальных льгот от работодателя, таких как стипендия, материальная помощь, а также обеспечение жильем. Это создает дополнительные стимулы для студентов, выбирающих целевое обучение, поскольку они могут рассчитывать на поддержку со стороны своих будущих работодателей.

Для целевого приема предусмотрены бюджетные места в рамках специальной квоты. На эти места могут претендовать только те абитуриенты, которые заранее заключили договор о целевом обучении с государственным органом (федеральным, региональным или местного самоуправления), государственным учреждением, государственным предприятием, госкорпорацией, госкомпанией или организацией с государственным участием. Согласно этому договору, заказчик целевого обучения обязуется трудоустроить выпускника, однако это не обязательно должно происходить в самой организации, с которой был заключен договор. Законом не установлены конкретные сроки для трудоустройства, что предоставляет гибкость как для выпускников, так и для заказчиков.

С 2019 года закон «Об образовании в РФ» претерпел изменения. Прием на целевое обучение на бюджетные места остался, однако теперь он регулируется отдельной статьей 71.1. Также появилась возможность заключить договор о целевом обучении с будущим работодателем уже после поступления студента в учебное заведение на общих основаниях, без целевой квоты. Эти изменения расширяют возможности для студентов и работодателей, позволяя более гибко подходить к вопросам образования и трудоустройства.

Количество бюджетных мест для целевиков устанавливается квотой, которая учитывает потребности экономики в квалифицированных кадрах и особенности конкретных отраслей. В зависимости от источника финансирования обучения, квота может определяться Правительством РФ, органами власти субъектов РФ или муниципалитетами. Как было упомянуто ранее, большинство целевых мест финансируется из федерального бюджета. Это обеспечивает доступ к образованию для студентов, стремящихся работать в востребованных профессиях, и способствует развитию ключевых секторов экономики.

В рамках квоты для абитуриентов-целевиков проводится отдельный конкурс, который отличается от общего конкурса.

Количество потенциальных заказчиков на целевое обучение за бюджетный счет увеличилось, однако все они имеют отношение к государственным учреждениям.

В новом законе введен минимальный срок обязательной отработки для целевиков-выпускников, который составляет три года. Также детализированы последствия за нарушение данного условия как для студентов, так и для заказчиков. В случае несоблюдения этого требования предусмотрены штрафные санкции.

Порядок заключения договоров о целевом обучении регулируется постановлением Правительства, принятом в 2020 году. Это постановление устанавливает основные правила и процедуры, касающиеся целевого обучения, что позволяет улучшить подготовку специалистов в соответствии с потребностями рынка труда. Важно ознакомиться с данным документом для получения полной информации о условиях и порядке оформления таких договоров.

В настоящее время договоры о целевом обучении могут заключать не только государственные учреждения, но и частные компании, а также индивидуальные предприниматели. Однако стоит отметить, что студенты, обучающиеся по таким договорам, не имеют права претендовать на бюджетные места. Это связано с тем, что приём осуществляется на коммерческой основе, а расходы на обучение покрываются заказчиками.

Обучение на платных местах за счет частного работодателя не обязательно оформлять как целевое. Вузы, студенты и компании могут заключить договор о коммерческом обучении, где компания выступает в роли плательщика. Отношения между работодателем и студентом по поводу будущей отработки можно регламентировать специальным ученическим договором, что уже предусмотрено Трудовым кодексом. Однако договор о целевом обучении предлагает дополнительные возможности для работодателя, позволяя ему контролировать процесс обучения. Работодатель может запрашивать у вуза информацию о достижениях студента и вносить предложения по организации учебной практики. Такой подход позволяет обеспечить более высокое качество подготовки специалистов, соответствующих требованиям работодателей.

Фото: Drazen Zigic / Shutterstock

На кого чаще всего идут учиться целевики

В соответствии с законодательством, целевые квоты на бюджетные места в вузах определяются на основе потребностей экономики в квалифицированных специалистах и специфики различных отраслей. Однако на практике целевые места выделяются на многие направления подготовки, включая такие, которые могут показаться избыточными. Например, на юриспруденцию, а также на дисциплины, которые не всегда считаются приоритетными для экономики, такие как филология, философия и теология, отводится по 10% бюджетных мест в бакалавриате. Направления, которые пользуются высокой популярностью среди абитуриентов, такие как медиакоммуникации и дизайн, получают квоты в 15% и 10% соответственно. Лингвистика и международные отношения имеют еще более значительные доли — от 34% до 35%. Важно отметить, что значительные квоты также выделяются на направления, связанные с искусством, что может свидетельствовать о специфике и особенностях соответствующих отраслей.

Источник данных: распоряжение правительства от 23.11.21 № 3303-р. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Самые высокие квоты на целевой приём традиционно выделяются специальностям, связанным с оборонной промышленностью, гражданской инфраструктурой и медициной. Квоты на медицинские специальности были увеличены в 2020 году по специальному поручению президента, что подчеркивает значимость этой области. В некоторых случаях весь приём или его основная часть осуществляется в рамках целевого набора, особенно для военных специальностей, а также для судебной и прокурорской деятельности. Это свидетельствует о растущем спросе на квалифицированных специалистов в этих важнейших секторах.

В 2022 году на рынке образования наблюдается высокая конкуренция за места на целевое обучение. По данным аналитики, направления подготовки и специальности с наибольшей долей мест на целевое обучение включают в себя медицинские, инженерные и IT-специальности. Эти области продолжают привлекать внимание абитуриентов благодаря высоким перспективам трудоустройства и востребованности специалистов. В частности, медицинские специальности, такие как стоматология и фармацевтика, предлагают значительное количество целевых мест, так как здравоохранение требует постоянного обновления кадров. Инженерные направления, включая машиностроение и строительство, также имеют множество целевых мест, что связано с активным развитием инфраструктуры и технологий. Кроме того, IT-специальности, такие как программирование и кибербезопасность, продолжают набирать популярность в условиях цифровизации экономики. Таким образом, выбирая направление подготовки, стоит обратить внимание на эти востребованные специальности, которые обеспечивают высокую вероятность поступления на целевое обучение.

Квота на трудоустройство выпускников устанавливается правительством заранее, обычно в ноябре предыдущего года. Этот документ определяет регионы, в которых выпускник может трудиться по полученной специальности. Однако для ряда специальностей предусмотрена возможность работы по всей территории России. Примеры направлений подготовки и специальностей, включенных в список на 2022 год, представлены в таблице выше.

Квота в процентном отношении к выделенным бюджетным местам для определенной специальности отличается от абсолютного числа студентов, принятых по целевому набору. Какие направления подготовки имеют наибольшее количество целевиков? Согласно докладу о реализации образовательной политики в 2021 году, наибольшее число целевиков зачислено на специальности «Лечебное дело» (11 212 целевиков), «Педиатрия» (4 346 целевиков) и «Педагогическое образование» (4 701 целевик). Эти данные подчеркивают популярность указанных направлений и их значимость для обеспечения квалифицированными специалистами в соответствующих областях.

На других направлениях подготовки количество целевиков значительно меньше тысячи. Это связано с тем, что общее число бюджетных мест на узкоспециализированных направлениях ограничено по сравнению с массовыми медицинскими и педагогическими специальностями. В педагогических вузах даже небольшая доля в 20% мест, выделенная для целевого обучения (такая же, как в 2021 году), в абсолютном числе студентов значительно превышает количество принятых, например, на специальность военной журналистики, где целевая квота составляет 100% и обучает лишь один вуз.

Лечебное дело и педиатрия сегодня являются ведущими направлениями в медицинском образовании, демонстрируя наибольшее количество принятых целевиков и значительную долю бюджетных мест, составляющую 75%. Это означает, что большинство будущих врачей поступает в вузы именно по целевому набору, что подчеркивает важность этих специальностей для здравоохранения. Целевой набор обеспечивает подготовку квалифицированных специалистов, необходимых для удовлетворения потребностей медицинской сферы.

Распоряжение о квоте на целевое обучение публикуется после определения общего количества бюджетных мест в вузах страны на следующий год и их распределения по конкурсу. Места для целевого обучения выделяются из этого общего количества. Если количество желающих поступить на целевое обучение превысит число доступных мест, проводится отдельный конкурс среди абитуриентов. В случае, если некоторые целевые места останутся незаполненными, они будут возвращены для общего поступления на основании баллов ЕГЭ.

В большинстве направлений квота, предназначенная для целевого обучения, остается незаполненной. По информации представителей университетов, в 2022 году многие абитуриенты с целевыми направлениями не воспользовались ими, так как получили высокие баллы на ЕГЭ. В результате квоты остались незанятыми, а их возврат в общий конкурс произошел слишком поздно — на тот момент абитуриенты уже подали согласия на зачисление в вузы, где шансы на поступление были выше. По данным издания «Фонтанка», такая ситуация сложилась, в частности, в медицинских вузах, что привело к образованию недобора. Это позволило некоторым поступающим с более низкими баллами ЕГЭ занять свободные места.

Фото: WorldStockStudio / Shutterstock

Главные проблемы системы целевого обучения

Ключевой проблемой в сфере образования на протяжении многих лет является правовая незащищенность целевого обучения, что подчеркивают исследователи. Эта модель поступления нередко используется не по назначению, а как способ обойти общие правила и получить бюджетное место с меньшими усилиями, чем в случае участия в общем конкурсе по результатам ЕГЭ. Это приводит к искажению сути целевого обучения и ставит под сомнение его эффективность.

Планы по будущей отработке могут быть фиктивными как для абитуриентов, так и для организаций, отправляющих их на обучение. В действительности обе стороны могут не проявлять заинтересованности друг в друге. На каждом этапе, начиная с заключения договора о целевом обучении и заканчивая трудоустройством выпускников, существует возможность манипуляций и нарушений закона. Эти риски требуют внимательного мониторинга и регулирования, чтобы обеспечить честность и прозрачность процесса.

Приём на целевое обучение включает два основных этапа. Первый этап заключается в подаче заявки и сборе необходимых документов для участия в программе. На этом этапе важно правильно оформить все бумаги и указать актуальные данные. Второй этап — это оценка кандидатов, которая может включать собеседование или тестирование. Успешное прохождение этих этапов позволяет студентам получить возможность целевого обучения, что способствует их профессиональному развитию и повышает шансы на трудоустройство в выбранной сфере.

  • сначала абитуриент заключает с госорганом или госкомпанией (словом, с заказчиком) договор о целевом обучении, по которому обязан будет потом отработать;
  • потом абитуриент, заключивший такой договор, предъявляет его в вузе и участвует в приёмной кампании. В каждом вузе, имеющем целевые места, конкурс для целевиков устраивается отдельно от общего конкурса (так установлено Порядком приёма на обучение по образовательным программам высшего образования).

На первом этапе в федеральном законодательстве отсутствовали четкие требования к претендентам на целевое обучение, а также специальная процедура для взаимодействия абитуриентов и организаций, нуждающихся в молодых специалистах. Регулирование целевого обучения начиналось только с момента заключения договора, что подразумевало, что абитуриент и организация уже каким-то образом встретились. Это создавало сложности в процессе поиска и отбора кандидатов на целевое обучение, поскольку не было прозрачных механизмов для их сопоставления. Важно разработать более ясные и доступные процедуры, чтобы упростить взаимодействие между образовательными учреждениями и работодателями, что в конечном итоге способствует подготовке квалифицированных кадров, соответствующих требованиям рынка труда.

В 2022 году были введены единые критерии для отбора абитуриентов, получающих направление на целевое обучение от государственных органов с обязательством дальнейшей работы на госслужбе. Конкурс среди желающих попасть на такое целевое обучение должен проводиться публично. Однако для целевиков, с которыми заключают договоры госкорпорации и компании с государственным участием, эти правила не распространяются. На федеральном уровне в законе до сих пор не установлены процедуры отбора для данной категории студентов.

Регионы имеют право самостоятельно устанавливать критерии для кандидатов на направление на целевое обучение. Однако исследователи подчеркивают, что эти требования часто не публикуются в открытом доступе. В результате абитуриенты, а также организации, финансирующие их обучение, остаются в неясной и непрозрачной зоне. Это создает риски коррупции и может привести к неконкурентному и закрытому трудоустройству в государственные учреждения по завершении целевого обучения. Прозрачность в установлении требований и критериев отбора кандидатов на целевое обучение необходима для обеспечения честной конкуренции и повышения доверия к системе образования.

Проблема заключается во втором этапе приема на целевое обучение — конкурсе в вузе. Конкурс для целевиков проводится отдельно от общего конкурса, что означает, что конкуренция за целевые места зависит от числа желающих, имеющих договор с заказчиком о целевом обучении. Успех в этом этапе зависит от количества кандидатов и их готовности соответствовать требованиям, установленным для целевого обучения.

Если количество абитуриентов на целевые места невелико, то даже студенты с низкими баллами ЕГЭ могут получить возможность поступить. Вузы не располагают инструментами, позволяющими изменить эту ситуацию. Об этом говорит исследователь Юрий Эзрох из Новосибирского государственного технического университета в своей статье, опубликованной в журнале «Высшее образование в России».

В то же время в общем конкурсе на бюджетные места в этом вузе на том же направлении происходит конкуренция среди абитуриентов с высокими баллами. Поскольку количество поступающих по общему конкурсу превышает число студентов с договорами о целевом обучении, у высокобалльников формируется значительный конкурс на востребованные специальности. Это создает дополнительные сложности для тех, кто стремится получить образование в популярных областях.

Ольга Исабекова, исследовательница, проанализировала данные Минобрнауки и установила, что в приёмных кампаниях с 2017 по 2019 год конкурс на целевые места значительно уступал общему конкурсу на бюджетные места, составляя всего 6–7 раз меньше. В среднем по стране конкурс на целевые места не превышал двух человек на место, что свидетельствует о фактическом отсутствии конкуренции в этом направлении. Это означает, что поступить на целевое обучение может практически каждый, кто сумел договориться с госорганизацией, что подчеркивает непрозрачность данного процесса.

Свежая федеральная статистика демонстрирует, что ситуация с целевым приёмом в вузы не является катастрофической. В 2021 году средний балл ЕГЭ у абитуриентов, зачисленных по квоте, составил 66,8, что лишь немного ниже общего конкурсного показателя в 70,3 балла. Однако за этим средним значением скрываются значительные различия между отдельными образовательными программами, вузами и регионами. Эти разрывы подчеркивают важность анализа данных о целевом приёме, поскольку они могут существенно варьироваться в зависимости от местных условий и специфики учебных заведений.

Юрий Эзрох, проанализировав приказы о зачислении на медицинские и IT-программы в вузах из топ-100 рейтинга Forbes за 2021 год, сделал вывод о том, что на сложные IT-направления треть университетов, как столичных, так и региональных, приняла целевиков с низкими показателями. В частности, зачисленные студенты имели сумму баллов по трём предметам ЕГЭ менее 160, что поднимает вопросы о качестве подготовки будущих специалистов в этих областях. Этот факт свидетельствует о возможных проблемах в системе образования и о том, как критерии отбора влияют на уровень компетенций студентов.

В 75% проанализированных вузов студенты, поступающие по целевым направлениям, не смогли бы пройти на бюджетные места, если бы участвовали в общем конкурсе. Это свидетельствует о том, что даже самый низкий проходной балл для бюджетников, поступающих по общему конкурсу, превышает самый высокий балл среди студентов-целевиков. Данная информация подчеркивает важность прозрачности и справедливости в системе приема студентов.

Пример из области информационных технологий демонстрирует, что целевое поступление часто рассматривается как возможность для тех, кто в противном случае не смог бы получить бюджетное место. Это дает шанс абитуриентам, которые сталкиваются с ограничениями в традиционном процессе поступления.

Фото: fizkes / Shutterstock

В 2021 году ситуация с поступлением на медицинские специальности оказалась существенно отличной. Средний балл зачисленных целевиков оказался ниже, однако сильнейшие абитуриенты имели возможность пройти на бюджетное обучение, так как результаты их ЕГЭ были вполне удовлетворительными. Тем не менее, разрыв между целевиками с низкими баллами и абитуриентами, поступающими по общему конкурсу, остается значительным. В 2020 году в крупных университетах Москвы этот разрыв достиг 111 баллов, что подчеркивает актуальность и конкурентоспособность медицинских вузов.

Среди первокурсников 2021 года, поступивших на платное обучение, около 13% составляют студенты с средними баллами ЕГЭ 80 и выше. Эти абитуриенты не смогли занять бюджетные места из-за нехватки вакантных мест, а также не имели возможности заключить договор о целевом обучении. Сложившаяся ситуация вызывает вопросы о справедливости существующей системы распределения мест в вузах.

Проблема заключается не только в справедливости, но и в качестве подготовки студентов, поступивших в вузы с низкими баллами. По некоторым данным, до 10% целевых абитуриентов не справляются с учебной нагрузкой и подлежат отчислению. Например, в Дальневосточном государственном медицинском университете с 2013 по 2018 год наблюдался высокий уровень отсевов на первом и втором курсах, который превышал 20% среди целевиков. Это свидетельствует о необходимости пересмотра подходов к отбору и подготовке студентов, чтобы обеспечить высокое качество образования и успешную карьеру будущих специалистов.

В 2016 году, по данным мониторинга Министерства образования и науки, более 60% договоров о целевом обучении не содержали конкретных сроков трудоустройства. Это не стало неожиданностью, поскольку закон не обязывал к установлению таких сроков. До введения минимального трёхгодичного срока отработки трудоустройство часто носило формальный характер. Об этом также упоминали на совещании правительства в 2016 году. Если основным условием выполнения контракта о целевом обучении является лишь факт «трудоустройства», а не обязательная отработка в течение определённого времени, то работник может быть принят на работу всего на один день. Это подчеркивает необходимость более строгого регулирования в сфере целевого обучения, чтобы обеспечить реальное трудоустройство выпускников и повысить качество образования.

Исследователь Юрий Эзрох утверждает, что работодатели не проявляют особого интереса к тому, чтобы молодой специалист отрабатывал у них три года. Кроме того, контроль за качеством подготовки выпускников со стороны организаций зачастую отсутствует. В большинстве случаев заказчики не рассматривают целевое обучение как эффективный способ привлечения новых сотрудников. Это подчеркивает необходимость более глубокого анализа взаимодействия между образовательными учреждениями и работодателями, а также разработки механизмов, которые могли бы улучшить процесс подготовки специалистов, соответствующих требованиям рынка труда.

Студенты, обучающиеся по целевым программам, часто не видят пользы такого обучения для своей карьеры. Особенно это заметно на медицинских специальностях, где многие учащиеся считают, что работодатели, финансирующие целевое обучение, предлагают выпускникам лишь непрестижные и низкооплачиваемые вакансии. Обязанность отработать в определённом учреждении после окончания учебы воспринимается как бремя, а не как возможность для успешного старта карьеры. Важно изменить это восприятие, акцентируя внимание на преимуществах целевого обучения и перспективах, которые оно может открыть для молодых специалистов.

В 2011 году, согласно оценкам руководителей образовательных учреждений, лишь около 40% студентов, обучающихся по целевым направлениям, возвращались на свои рабочие места после завершения обучения. Ситуация в области подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса также оставляла желать лучшего. Например, из 150 целевиков, выпустившихся в 2015 году из Оренбургского государственного университета, только 34% нашли работу на предприятиях, для которых их готовили. Введение минимального трехлетнего срока отработки должно было сократить количество фиктивных трудоустройств, однако на данный момент сложно оценить его эффективность. Первые целевики-бакалавры, обязанные подписывать договоры на условиях трехлетней отработки, получат свои дипломы только в 2023 году, а специалисты — в 2024 году.

Основной мерой противодействия невыполнению обязательств по договорам о целевом обучении являются штрафные санкции. В случае, если заказчик целевого обучения не трудоустроит выпускника, ему предстоит уплатить компенсацию выпускнику в размере трехкратной средней заработной платы в данном регионе. Кроме того, заказчик обязан выплатить штраф вузу, так как отсутствие трудоустройства означает, что бюджетные средства были использованы неэффективно. Размер штрафа соответствует стоимости обучения выпускника по государственным нормативам, что отражает сумму бюджетных расходов на его образование.

В случае нарушения условия о трудоустройстве после выпуска, когда выпускник не приступает к работе на оговорённом месте или увольняется до окончания установленного срока, он обязан уплатить вузу штраф. Размер штрафа определяется пропорционально неотработанному времени, если выпускник частично выполнил условия. Кроме того, выпускник должен компенсировать заказчику обучения расходы, понесённые на дополнительные меры поддержки, такие как оплата дополнительных образовательных услуг, обеспечение жильём или выплата стипендии. Это условие стимулирует студентов выполнять свои обязательства и минимизирует финансовые риски для учебных заведений и работодателей.

Согласно механизму, установленному в постановлении правительства, заказчики целевого обучения обязаны в течение трех лет предоставлять вузу письменные отчеты о трудоустройстве выпускников-целевиков. В случае, если заказчик уклоняется от приема целевика на работу, выпускник должен уведомить об этом вуз. Эффективность данной схемы пока трудно оценить, поскольку она начала действовать только с 2021 года.

В этом году медицинские вузы, следуя рекомендациям Минздрава, внедрили новые меры по борьбе с нарушениями условий отработки. Теперь нарушители не смогут поступить в ординатуру, даже на платные места. Это решение направлено на повышение качества медицинского образования и строгое соблюдение профессиональных стандартов.

Фото: Supamotion / Shutterstock

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее