Образование #Статьи

7 июля, 2025

Как в России обучают востоковедов / Skillbox Media

Оказывается, с нынешней подготовкой по «Востоковедению» есть проблемы: программы не очень актуальны.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

В данной статье вы получите информацию о ключевых аспектах темы. Мы рассмотрим основные моменты, которые помогут вам лучше понять предмет обсуждения и его значимость. Подробно остановимся на важных деталях, которые могут быть полезны как для новичков, так и для опытных специалистов. Читайте далее, чтобы расширить свои знания и навыки в этой области.

  • какой сейчас спрос на востоковедов на рынке труда;
  • что изучают будущие востоковеды и почему это устарело;
  • нужен ли китайский со школьной скамьи будущим китаистам;
  • что на самом деле надо изучать будущим востоковедам;
  • какие ещё специалисты сильно понадобятся в ближайшее время.

Ежегодно на Восточном экономическом форуме во Владивостоке рассматриваются вопросы развития Дальнего Востока и сотрудничества России с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2023 году актуальность второй темы возросла, что обусловлено глобальными экономическими изменениями и необходимостью укрепления связей с соседними странами. Форум предоставляет платформу для обмена идеями и опытом, что способствует привлечению инвестиций и развитию новых проектов в регионе.

Для успешного развития международных контактов организации необходимы сотрудники, обладающие знанием языков, особенностей рынков и законодательства стран-партнеров. Вопросы подготовки таких специалистов обсуждались на сессии Всемирного экономического форума «Знание о Востоке: азиатский вектор образования». Обучение кадров, способных эффективно взаимодействовать в глобальной среде, становится ключевым аспектом для достижения конкурентных преимуществ на международной арене.

В начале дискуссии модератор Людмила Веселова, доцент Высшей школы экономики, акцентировала внимание на противоречивом характере текущей ситуации.

Людмила ВеселоваФото: Николай Гернет / Фонд «Росконгресс»

Востоковедение и африканистика в России имеют долгую историю, начиная с XVIII века. По информации Минобрнауки на июнь 2022 года, более 22 тысяч российских студентов изучают китайский язык. Направление подготовки «Востоковедение» становится все более популярным среди абитуриентов, что подтверждается высоким проходным баллом в российских вузах. Востоковедение открывает перед студентами множество возможностей, включая карьеру в международных отношениях, бизнесе и культурной сфере.

Согласно словам Веселовой, в настоящее время спрос на специалистов по китаистике на российском рынке труда увеличился на 60% по сравнению с февралем 2022 года. Это обусловлено изменениями в международной политике и экономике. На фоне этого также наблюдается острый дефицит кадров в области востоковедения. Для преодоления данной ситуации необходимо провести ряд мер, включая модернизацию образовательных программ и активное сотрудничество с работодателями. Важный вопрос заключается в том, почему на рынке труда не хватает выпускников востоковедческих факультетов. Необходимо проанализировать причины, по которым новые специалисты не могут или не хотят занимать вакансии в данной области.

Что изучают востоковеды и почему программы устарели

Директор Института стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ имени М. В. Ломоносова Алексей Маслов подчеркивает, что одной из основных проблем подготовки востоковедов является несоответствие университетского образования современным требованиям рынка труда. Система образования не успевает адаптироваться к быстро меняющимся условиям и нуждам работодателей, что приводит к дефициту квалифицированных специалистов, способных эффективно работать в международной среде. Важно пересмотреть учебные программы и внедрить практические элементы обучения, чтобы подготовить студентов к реальным вызовам и возможностям в сфере востоковедения.

Востоковедение возникло из историко-филологической дисциплины и прошло значительный путь развития. В XVIII и XIX веках для глубокого понимания восточных культур было достаточно владеть языком, таким как китайский или арабский, а также знать историю и традиции соответствующего народа. Однако со временем востоковедение стало ограничиваться этой узкой традицией, что повлияло на его дальнейшее развитие. В современном контексте востоковедение требует более широкого подхода, включая междисциплинарные исследования, что позволяет лучше понять сложные социальные, экономические и культурные взаимодействия в восточных странах.

Экономическое и юридическое направление в востоковедении имеет долгую историю, однако в последние годы они стали восприниматься как менее значимые направления. Основное внимание в востоковедческом образовании уделяется историко-филологическим дисциплинам. В результате этого менее 30% выпускников востоковедческих специальностей находят работу по своей специальности, как отметил Маслов. Это подчеркивает необходимость переосмысления содержания и структуры востоковедческих программ, чтобы повысить их актуальность на рынке труда.

Алексей МасловФото: Николай Гернет / Фонд «Росконгресс»

Для улучшения подготовки востоковедов необходимо учитывать баланс между классическими предметами историко-филологической направленности и более современными дисциплинами, такими как экономика и право. Однако просто заменить одни предметы на другие не достаточно. Алексей Маслов и другие эксперты подчеркивают, что без глубокого понимания истории, традиций и культуры азиатских стран обучение востоковедов будет неполным. Такие знания являются основой для формирования полноценного представления о регионе и его особенностях, что в свою очередь влияет на качество исследований и практической деятельности специалистов.

Согласно мнению Михаила Кузнецова, директора Восточного центра государственного планирования, знание культуры и истории страны, с представителем которой ведется беседа, способствует установлению уважительного отношения со стороны собеседника. Это знание также позволяет глубже понять основные идеи и убеждения, характерные для данной страны.

Участники дискуссии пришли к выводу о необходимости объединения классического подхода и современных методов в обучении востоковедов. Алексей Маслов подчеркнул, что актуализация образовательных программ возможна без отказа от традиционной базы. Это связано с тем, что методики обучения постоянно развиваются. Например, современные подходы к изучению иностранных языков позволяют освоить материал, на усвоение которого ранее требовалось пять лет, всего за три года. Это свидетельствует о том, что интеграция традиционных и инновационных методов может значительно повысить эффективность обучения востоковедению.

Директор Института стран Азии и Африки (ИСАА) представил свою концепцию обновления востоковедения. Он подчеркнул, что его подход поддерживают коллеги, включая декана восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета Михаила Пиотровского. Эта инициатива направлена на современное переосмысление востоковедения и адаптацию обучения к актуальным требованиям и вызовам, стоящим перед исследователями и студентами в этой области.

  • Закрепить востоковедение как научную специальность. В действующей номенклатуре его нет, поэтому учиться в аспирантуре по специальности «Востоковедение» нельзя.
  • Актуализировать программы курсами по бизнесу и предпринимательству, о политических и военных элитах, об особенностях разных регионов изучаемых стран.
  • Открыть хабы для подготовки специалистов по Востоку в нескольких регионах, прежде всего на Дальнем Востоке — например, во Владивостоке и в Хабаровске. Возможно, для этого потребуется консорциум нескольких вузов.
  • Создать сетевые образовательные программы, которые объединят лучшие разработки из разных университетов России, а также сетевые программы с китайскими и другими зарубежными вузами.
  • Заключать соглашения с работодателями для адресной подготовки специалистов. Например, в одной программе можно учесть требования Минпромторга к будущим сотрудникам торговых представительств России, а в другой — Института востоковедения РАН к будущим учёным-историкам.

Для реализации предложенных идей необходима комплексная программа поддержки современного востоковедения, возможно, с участием Министерства образования и науки. Разработка и внедрение такой программы займет около пяти-шести лет. Хотя это не самый быстрый путь, он обеспечит подготовку квалифицированных специалистов в области востоковедения, одновременно сохраняя и развивая отечественные традиции в данной сфере.

Маслова поддержали другие руководители университетов, участвовавшие в обсуждении. Среди них исполняющий обязанности ректора Дальневосточного федерального университета Борис Коробец, ректор Тихоокеанского государственного университета Сергей Иванченко и проректор по международному сотрудничеству Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова Нюргун Максимов.

Слева направо: Михаил Кривопал, Людмила Веселова, Сергей Иванченко, Борис Коробец, Алексей Маслов, Олег РемыгаФото: Николай Гернет / Фонд «Росконгресс»

Руководитель направления «Китай» в Московской школе управления «Сколково» Олег Ремыга отметил, что профессиональное развитие востоковеда, как и любого другого специалиста, является длительным процессом. Он подчеркнул, что после шести лет интенсивного обучения на фундаментальной программе в вузе необходимо продолжать обучение — будь то дополнительные курсы, обучение в бизнес-школе или практика на рабочем месте. Это естественный этап в карьере каждого профессионала.

Необходимо пересмотреть действующие программы вузов. Ремыга подчеркивает важность привлечения практиков и профессионалов с опытом в бизнесе, которые готовы делиться своими знаниями. По его мнению, именно такие специалисты способны помочь сократить разрыв между образовательными учреждениями и требованиями рынка труда. Однако найти таких людей не так просто, что представляет собой серьезный вызов для вузов.

Надо ли учить в школе китайский, чтобы стать китаистом

Алексей Маслов и Олег Ремыга предлагают варианты подготовки востоковедов, которые требуют длительного обучения — от шести до десяти лет. Учитывая, что подготовка современных востоковедов должна быть глубокой и всесторонней, возникает идея начать этот процесс на школьном уровне. Если ученики старших классов смогут изучать восточный язык до базового уровня, они смогут поступать в университет с уже имеющейся основой для дальнейшего углубленного изучения. Это позволит выпускникам быстрее адаптироваться к университетским программам и более эффективно осваивать специализированные направления востоковедения.

Практическое внедрение идеи преподавания китайского языка уже осуществляется в школах, где с 2019 года появилась возможность сдавать ЕГЭ по этому предмету. Однако, как сообщает Нюргун Максимов, результаты пока не впечатляют. По инициативе Северо-Восточного федерального университета была создана сеть школ в Якутии, в которых активно изучается китайский язык. В качестве проректора вуза Максимов регулярно взаимодействует с преподавателями китайского языка, что позволяет ему быть в курсе их профессиональных трудностей и вызовов. Необходимость улучшения качества преподавания и повышения интереса к изучению языка остается актуальной темой для обсуждения среди образовательных учреждений.

  • Китайский вводится в основном на час-два в неделю, и о серьёзном изучении языка речи не идёт. В лучшем случае это факультатив, с английским он пока не конкурирует.
  • ОГЭ по китайскому языку пока не сдают, то есть последовательности в подготовке нет, — даже если ученик максимально заинтересован этим предметом, в девятом классе ему придётся уделить немалое время на подготовку к экзамену по какой-то другой дисциплине.
  • Учебно-методический комплекс для учителей пока разработан только для классов с пятого по девятый, а для старшей школы материалов нет.
  • Учителям не хватает также возможностей повышать квалификацию по китайскому языку. В целом, отметил Максимов, специалистов с хорошим знанием китайского очень мало.

Алексей Маслов высказывает мнение о том, что внедрение восточных языков в школьные программы может создать дополнительные проблемы. Он приводит в пример ситуацию с изучением китайского языка: по его наблюдениям, выпускники старших классов имеют очень низкий уровень владения языком, и в идеале им вообще не стоило бы его изучать в школе. Маслов уверен, что подобные сложности возникнут и с другими восточными языками, такими как вьетнамский или корейский. Он подчеркивает, что университетским преподавателям будет сложнее работать с выпускниками, которые прошли обучение по таким программам, чем с теми, кто не имел опыта изучения языка вообще.

Может быть, востоковедению и учиться нужно на Востоке?

Обсуждение на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) затронуло важный вопрос о подготовке востоковедов. Одним из эффективных методов обучения является отправка студентов за границу. Практическое погружение в культуру и язык страны значительно улучшает профессиональные навыки и понимание специфики работы в данной области. Учёба и жизнь в другой стране становятся незаменимыми факторами, способствующими формированию квалифицированных специалистов, способных успешно взаимодействовать с уникальными аспектами восточной культуры и экономики.

Эксперты не согласны с таким подходом. Алексей Маслов привел пример опыта руководства ИСАА, утверждая, что выпускники китайских вузов не становятся квалифицированными преподавателями востоковедения. Он считает, что Китай, как и другие страны, не заинтересован в том, чтобы предоставить полное понимание своей культуры и истории. По мнению Маслова, оптимальным путем подготовки специалистов является сочетание российского бакалавриата с последующей стажировкой или магистратурой в стране изучаемого языка. Этот подход позволит получить более глубокие знания и понимание, что является важным для формирования компетентных специалистов в области востоковедения.

Другие участники дискуссии также считают, что передача подготовки востоковедов за границу является неправильным решением. Если предполагается, что выпускники будут работать в российских государственных учреждениях и компаниях, то их обучение должно проходить в России. Это обеспечит соответствие образовательного процесса требованиям и потребностям отечественного рынка труда.

Вопрос о возвращении выпускников китайских и других зарубежных вузов в Россию остается открытым. Опыт руководителей высших учебных заведений показывает, что значительная часть студентов предпочитает оставаться в странах, где они получили образование. В настоящее время многие выпускники восточных факультетов успешно строят карьеру за границей, не планируя применять свои знания и навыки на российском рынке труда. Это может привести к утечке интеллектуальных ресурсов, что негативно скажется на развитии различных секторов экономики и науки в России.

Исполняющий обязанности ректора Дальневосточного федерального университета Борис Коробец выразил определённый оптимизм относительно ситуации с молодыми учеными. По его мнению, несмотря на то что китайские университеты предлагают гранты в размере 50 тысяч долларов для молодых специалистов, это не означает, что уехавшие из России останутся эмигрантами навсегда. Если в стране появятся привлекательные рабочие места, возможности для реализации идей и создания значимых проектов, молодые ученые могут вернуться. Важно создать условия, которые будут способствовать возвращению талантов и развитию науки в России.

Олег РемыгаФото: Николай Гернет / Фонд «Росконгресс»

На данный момент образовательная эмиграция преимущественно направлена в Китай, а не из него. В Россию приезжает сравнительно небольшое количество студентов из Китая. По словам Олега Ремыги, российские университеты уступают в конкуренции за студентов из азиатских стран из-за недостаточной клиентоориентированности. Это создает препятствия для привлечения иностранных студентов, что сказывается на международной репутации российских вузов. Улучшение сервиса и адаптация учебных программ под нужды иностранных студентов могут способствовать изменению ситуации и привлечению большего числа учащихся из Китая и других стран региона.

Отсутствие страницы в WeChat у вуза негативно сказывается на его привлекательности для китайских студентов. Кроме того, отсутствие клиентских менеджеров, способных общаться на китайском языке на начальном этапе, также является значительным недостатком. Важно, чтобы кампус был адаптирован под нужды китайских студентов, иначе это может повлиять на их выбор учебного заведения. Адаптация образовательной среды и коммуникации к культурным особенностям помогает создать комфортные условия для иностранных студентов и повысить конкурентоспособность вуза на рынке образования.

Привлечение студентов из стран Азии является важным аспектом «мягкой силы» России, по словам Ремыги. Он предостерег, что если не уделять этому внимание, через 30 лет мы можем столкнуться с новым поколением, для которого Россия станет незнакомой страной, не видимой на карте. Увеличение числа иностранных студентов из Азии не только укрепит международные связи, но и поможет создать положительный образ России за рубежом. Инвестиции в образовательные программы и культурные обмены с азиатскими странами могут сыграть ключевую роль в формировании долгосрочных отношений и взаимопонимания.

Борис Коробец отметил, что помимо клиентоориентированности важным аспектом является репутация российского образования. В некоторых областях, таких как медицина, российское образование признано качественным во многих странах. Однако в инженерных направлениях привлечь иностранных студентов в Россию значительно сложнее. Увеличение «мягкой силы» и привлечение студентов из-за границы представляет собой серьезную задачу, решение которой потребует времени и комплексного подхода.

Борис КоробецФото: Николай Гернет / Фонд «Росконгресс»

Так что же надо изучать будущим востоковедам?

Участники Восточного экономического форума уверенно отметили, что подготовка востоковедов осуществляется по заказу как государственных компаний, так и частного российского бизнеса, а также государственных органов. Специалисты по взаимодействию с государствами Юго-Восточной Азии и другими регионами становятся востребованными. Олег Ремыга подчеркнул, что новая география для российского бизнеса охватывает не только страны Юго-Восточной Азии, но и все государства БРИКС, а также Ближний Восток, с особым акцентом на Иран и Турцию. Таким образом, спрос на профессионалов в области востоковедения продолжает расти, что открывает новые возможности для обучения и карьерного роста в данной сфере.

В обсуждении ключевых компетенций Ремыга выделил четыре направления подготовки специалистов, которые являются наиболее востребованными работодателями.

  • в сфере логистики и цепочек поставок;
  • в финансовой сфере и юриспруденции;
  • по трансферу технологий;
  • по импортно-экспортным операциям.

Директор «Востокгосплана» Михаил Кузнецов отметил еще несколько ключевых компетенций, которые будут востребованы в отношениях России с азиатскими партнерами. Он подчеркнул, что востоковедам крайне важны навыки работы с данными на восточных языках, а также знание информационных систем, используемых в различных странах. Кроме того, необходимо понимание особенностей ведения переговоров с восточными партнерами и различий в предпринимательской деятельности и инвестиционном рынке. Эти знания и навыки помогут улучшить взаимодействие и укрепить экономические связи России с азиатскими государствами.

Алексей Маслов отметил, что в скором времени на рынке труда возникнет дефицит специалистов, владеющих языками Индонезии, Вьетнама и Мьянмы, а также различными языками регионов Африки, включая амхарский и хауса, от Эфиопии до Нигерии. Это создает новые возможности для профессионалов, которые могут предложить свои навыки и знания в этих областях. В условиях глобализации и растущей взаимосвязанности стран, необходимость в таких специалистах будет только увеличиваться.

Директор ИСАА предложил новую модель разработки и реализации образовательных программ, которая позволит университетам более оперативно готовить востребованных специалистов. Суть подхода заключается в создании образовательных программ заранее и их хранении в «спящем» состоянии. Как только в определённом регионе проявится интерес к конкретной специальности, университеты смогут оперативно активировать программы и начать набор студентов. Эта стратегия поможет повысить эффективность образовательного процесса и удовлетворить потребности рынка труда.

Для эффективной работы вузам необходимо выявлять запросы министерств и ведомств, а также осознавать общие тенденции развития. Это требует преодоления закрытости востоковедения и отказа от устаревших стереотипов о современных азиатских и африканских странах, основанных на представлениях, сформировавшихся десятилетия или даже столетия назад. Важно адаптировать образовательные программы к текущим реалиям и потребностям международного сообщества, что позволит выпускникам успешно интегрироваться в глобальный рынок труда.

Читайте также:

  • Как менялся подход к изучению иностранных языков
  • Где работают выпускники вузов и какие у них зарплаты
  • В чём сила бренда университета и как его продвигать
  • Как привлечь студентов в магистратуру

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее