Какой стиль преподавания помогает развивать критическое мышление? / Skillbox Media
Оказывается, разные стили преподавания по-разному влияют на мотивацию студентов — а она, в свою очередь, влияет на мышление.
Содержание:
Научитесь: Soft Skills for Hard Times
Узнать большеВ новом выпуске научного журнала «Вопросы образования» представлена статья «Заинтересовать нельзя заставить. Роль академической мотивации и стилей преподавания в развитии критического мышления студентов». Авторами исследования являются Юлия Корешникова, научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ, и Елена Авдеева, заведующая кафедрой педагогики и психологии Красноярского государственного медицинского университета имени В. Ф. Войно-Ясенецкого. Статья освещает важные аспекты академической мотивации и методов преподавания, которые способствуют формированию критического мышления у студентов, что является актуальной темой в современном образовательном процессе.
Учёные проанализировали различные научные исследования, посвящённые мотивации и развитию критического мышления, а также провели собственное исследование среди студентов. Их цель заключалась в определении того, какой стиль преподавания способствует развитию критического мышления у студентов. В частности, они исследовали, какой подход к обучению активирует мотивацию студентов, которая, в свою очередь, играет ключевую роль в формировании критического мышления. Данная проблема требует глубокого понимания, и мы сейчас объясним её суть.
Из каких предпосылок исходили исследователи
Критическое мышление является одной из ключевых компетенций в современном мире. Оно позволяет эффективно фильтровать недостоверную информацию, избегать манипуляций, принимать обоснованные решения и аргументировать свои мнения. Используя классификацию учебных целей Бенджамина Блума, критическое мышление можно рассматривать как совокупность навыков, включая анализ информации, оценку аргументов и синтез — формулирование логически обоснованных выводов. Развитие критического мышления способствует более глубокому пониманию окружающей действительности и улучшает способность к решению сложных задач.
Юлия Корешникова и Елена Авдеева утверждают, что существуют исследования, подтверждающие, что критическое мышление не развивается автоматически в процессе обучения. Вместе с другими образовательными результатами, данная компетенция требует целенаправленного подхода для своего формирования. Это подчеркивает важность внедрения специальных методик и практик, направленных на развитие критического мышления у студентов, что способствует более глубокому усвоению знаний и навыков.
Зарубежные исследователи подчеркивают важность учебной мотивации как ключевого фактора в развитии критического мышления. В этом контексте стоит отметить исследования Патрика Бакли и Илэйн Дойл, а также работу Сэмюэля Абрамовича, Кристиана Шанна и Росса Хигаши. Их исследования демонстрируют, как мотивация к обучению способствует формированию аналитических навыков и способности к критическому осмыслению информации. Это подчеркивает необходимость внедрения методов, которые стимулируют интерес студентов к учебному процессу, что, в свою очередь, влияет на развитие их критического мышления.
Корешникова и Авдеева отмечают, что мотивация в процессе обучения часто снижается. Для того чтобы отсутствие мотивации не стало препятствием для студентов в развитии критического мышления, важно обеспечить её постоянную поддержку. Активные методы обучения, создание условий для самовыражения и вовлечения студентов в учебный процесс могут способствовать поддержанию мотивации на высоком уровне, что, в свою очередь, будет способствовать более эффективному развитию критического мышления.
В образовательном процессе важную роль играют различные стили преподавания, такие как конструктивистский (деятельностный) и традиционный (знаниевый). При конструктивистском подходе студенты активно участвуют в обучении, самостоятельно конструируя знания и находя решения задач. Этот метод способствует развитию критического мышления и навыков самостоятельной работы. В отличие от него, традиционный стиль подразумевает передачу знаний в догматической форме, обычно через лекции, где студенты получают информацию и решают задачи по заранее заданным алгоритмам. На практике оба подхода редко встречаются в своем чистом виде, так как преподаватели часто комбинируют элементы разных стилей. Тем не менее, можно выделить преобладающий стиль в каждом конкретном случае, что позволяет лучше понять методические предпочтения педагога и их влияние на образовательный процесс.
Исследовательницы И-Ван Кван и Анджела Вонг провели изучение влияния конструктивистского подхода на развитие критического мышления и пришли к выводу о наличии связи между этими двумя аспектами через мотивацию. Однако влияние традиционного (знаниевого) подхода на формирование критического мышления остается недостаточно исследованным. В России вопрос о влиянии стиля преподавания на развитие критического мышления студентов до сих пор не получил должного внимания. По мнению Корешниковой и Авдеевой, в этом контексте ключевую роль играет культурный фактор, что делает невозможным простое перенесение зарубежных результатов на российские реалии. Таким образом, необходимо провести дальнейшие исследования, чтобы понять, как различные подходы к обучению влияют на критическое мышление в российских образовательных институтах.
Эксперты провели исследование, чтобы определить, какой стиль преподавания наиболее эффективно мотивирует российских студентов и способствует развитию их критического мышления.
Как провели исследование
Данная работа является частью международного проекта WiWiKom, направленного на оценку экономической грамотности студентов. Исследование проводилось в онлайн-формате и охватывало 5123 студента бакалавриата, обучающихся на программах, связанных с экономикой и менеджментом, на первых трех курсах. Проект WiWiKom предоставляет ценную информацию о уровне экономических знаний среди студентов и способствует повышению качества обучения в данной области.
Студентам предложили пройти тест на экономическую грамотность и заполнить анкету, содержащую вопросы для самооценки уровня критического мышления и мотивации. Кроме того, им необходимо оценить стили преподавания, с которыми они сталкивались в университете. Эта инициатива направлена на выявление уровня экономической осведомленности и критического подхода к обучению, что способствует улучшению качества образовательного процесса в вузах.
Исследовательницы отмечают, что метод самооценки критического мышления имеет свои недостатки, так как он основан на субъективном восприятии. Тем не менее, они подчеркивают, что в России отсутствуют стандартизированные, валидные и надежные инструменты для оценки критического мышления на уровне высшего образования. Зарубежные инструменты не могут быть применены в этом контексте из-за культурных различий. Таким образом, существует необходимость в разработке адаптированных методов оценки, которые будут учитывать особенности российской образовательной среды.
Для оценки уровня академической мотивации применяется Шкала академической мотивации (ШАМ), созданная Тамарой Гордеевой, Евгением Осиным и Олегом Сычёвым, основанная на теории самодетерминации Эдварда Деси и Ричарда Райана. В отличие от традиционных подходов, которые делят учебную мотивацию на внешнюю и внутреннюю, данная шкала выделяет семь различных подвидов мотивации. Это позволяет более точно определить факторы, влияющие на учебный процесс и достижения студентов.
- внутренняя мотивация — познания (стремление узнавать новое), достижения (человек получает удовольствие от высоких результатов и решения трудных задач), саморазвития (учёба ради ощущения мастерства и компетентности, реализации своего потенциала);
- внешняя мотивация — экстернальная (человек учится, чтобы избежать возможных проблем), интроецированная (стремление учиться основано на чувстве долга и стыда) и мотивация самоуважения (учёба ради ощущения собственной значимости);
- амотивация — отсутствие мотивации учиться.
Для определения стилей преподавания исследователи провели опрос среди студентов, предложив им оценить ряд утверждений по шкале от «Совершенно не согласен» до «Полностью согласен». Традиционный стиль преподавания определяется следующими характеристиками:
- преподаватели ожидают, что на занятиях студенты в основном будут записывать материал под диктовку или с доски;
- преподаватели делают упор на необходимости заучивания фактов;
- большинство занятий организованы так, что преподаватель рассказывает материал учебного курса;
- для преподавателей важнее, чтобы студенты выучили определённые факты, а не то, как эти факты можно использовать;
- преподаватели ожидают, что студенты будут относиться к представленной на занятиях информации как к неоспоримым фактам.
К конструктивистскому стилю исследователи отнесли следующие утверждения:
- преподаватели показывают связь преподаваемого материала с практикой;
- преподаватели делают упор не только на заучивание фактов, но и на понимание теорий, в рамках которых они возникли;
- преподаватели на занятиях отводят время для участия студентов в дискуссиях;
- преподаватели предлагают студентам задавать вопросы и формулировать собственные гипотезы;
- преподаватели предлагают студентам решать аутентичные задачи на занятиях;
- преподаватели предлагают студентам на практике применять навыки, приобретаемые на занятиях.
Студенты предоставили свои ответы на вопросы, касающиеся критического мышления, методов преподавания и мотивации, разработанных Корешниковым и Авдеевым. Эти ответы были размещены на соответствующих шкалах для дальнейшего анализа. В результате анализа данных были выявлены взаимосвязи между различными показателями, что позволяет глубже понять влияние этих факторов на образовательный процесс.
Какие результаты получились
Исследование подтвердило выводы зарубежных ученых о том, что конструктивистский стиль преподавания способствует развитию критического мышления у студентов. В отличие от него, традиционный подход, ориентированный на передачу знаний, не продемонстрировал значимой связи с формированием этой важной компетенции. Это подчеркивает необходимость внедрения инновационных методов обучения, которые будут способствовать более глубокому пониманию материала и развитию аналитических навыков у обучающихся.
Стиль преподавания не создает критическое мышление напрямую, а влияет на него через поддержание учебной мотивации. Исследование Корешниковой и Авдеевой подчеркивает, что внутренняя мотивация, основанная на стремлении к познанию, достижениям и саморазвитию, играет ключевую роль в развитии критического мышления. Это подтверждает важность создания условий, способствующих интересу студентов к обучению, что в свою очередь способствует формированию аналитического мышления и способности к критическому анализу информации.
Внешняя мотивация играет важную роль в образовательном процессе, однако её влияние на развитие критического мышления оказывается не таким положительным, как можно было бы ожидать. Исследования показывают, что мотивация, основанная на самоуважении, не способствует улучшению критического мышления. Более того, внешняя (экстернальная) и интроецированная мотивация могут оказывать отрицательное воздействие. Студенты, которые учатся с целью избежать негативных последствий, таких как проблемы или чувство долга и стыда, менее склонны развивать навыки критического мышления. Это также касается студентов, которые не испытывают внутреннего стремления к обучению. Для успешного формирования критического мышления важна внутренняя мотивация, которая способствует более глубокому осмыслению информации и активному участию в учебном процессе.
Исследование выявило влияние различных стилей преподавания на виды мотивации студентов. Конструктивистский подход усиливает внутренние стимулы, такие как мотивация к познанию, достижению и саморазвитию. В отличие от этого, традиционный знаниевый подход негативно сказывается на этих мотивах, поддерживая лишь экстернальную и интроецированную мотивацию, что в итоге может привести к амотивации. Таким образом, традиционный метод преподавания способен подавить искреннее желание учиться и осваивать новое у изначально любознательных студентов, заменяя его мотивом «учусь, потому что так нужно». Это подчеркивает важность выбора подхода к обучению для формирования устойчивой мотивации у учащихся.
Какие выводы можно сделать
Авторы российского исследования утверждают, что их выводы подтверждают и углубляют результаты зарубежных исследований. Они подчеркивают, что критическое мышление напрямую связано с различными видами внутренней мотивации. Важно отметить, что конструктивистский стиль преподавания оказывает положительное влияние на развитие как критического мышления, так и внутренней мотивации у обучающихся.
Юлия Корешникова и Елена Авдеева подчеркивают, что конструктивизм как образовательный подход обоснован его уникальными особенностями. В рамках конструктивистской модели обучения студенты активно осмысляют получаемую информацию, интегрируя ее с уже имеющимися знаниями для формирования нового понимания. Роль педагога в этой системе заключается в том, чтобы инициировать и организовать учебный процесс таким образом, чтобы стимулировать интерес и любопытство учащихся. Это создает основу для активной внутренней мотивации, что является ключевым элементом успешного обучения.
Авторы исследования считают, что выводы, полученные в ходе работы с участием студентов одного университета, могут быть применимы и к студентам других российских вузов. Однако они признают ограничения данной работы и планируют провести повторное исследование на более репрезентативной выборке. Для этого будет использован стандартизированный инструмент для оценки критического мышления, который в настоящее время находится в разработке.
Чтение является важной частью нашей жизни, и оно приносит множество преимуществ. Оно расширяет кругозор, развивает мышление и улучшает навыки коммуникации. Книги, статьи и блоги могут стать источником вдохновения и знаний. Уделяйте время чтению, чтобы обогатить свой внутренний мир и повысить уровень грамотности. Современные технологии предлагают доступ к различным источникам информации, что делает чтение еще более доступным и увлекательным. Не упустите возможность развить себя через литературу и научные публикации. Читайте регулярно, чтобы оставаться в курсе новых тенденций и открытий в вашей области интересов.
- Зачем и как российские вузы внедряют педдизайн
- Soft skills против hard skills: что важнее для трудоустройства
- 5 книг о том, как мотивировать учиться
- Модель мотивации учащихся Джона Келлера: что это такое и как работает
Soft Skills for Hard Times
Вы научитесь управлять командами, распознавать эмоции коллег и выступать на публике. Узнаете, как не терять продуктивность в стрессовых ситуациях, лучше справляться с работой и чувствовать себя увереннее.
Узнать подробнее