Образование #Статьи

8 августа, 2025

Кейс неудачных инноваций: как популярные методы обучения грамоте оказались ошибкой / Skillbox Media

Рассказываем, почему в школах США сейчас меняют программы обучения грамоте, на которые перешли десятилетия назад как на более творческие и свободные.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

В последние месяцы американские СМИ активно обсуждают проблему низкого уровня грамотности среди детей, приводя примеры из государственных школ Нью-Йорка. Как сообщает The New York Times, городской департамент образования принял решение о внедрении новых методов обучения чтению. С начала следующего учебного года около половины школьных округов должны перейти на одну из трёх новых систем обучения, а с 2024 года к ним присоединятся остальные округа. Исключение составят только те школы, где более 85% третьеклассников демонстрируют хорошие результаты в чтении. В настоящее время таких учреждений в мегаполисе насчитывается всего около 20 из почти 700.

С 2013 года в 31 штате США было принято множество законов, которые требуют от государственных школ внедрения программ обучения грамоте, основанных на научных данных. Этот шаг не является первым примером принудительного перехода на новые образовательные методики. Ранее использовавшиеся подходы выглядели заманчиво, однако не имели достаточных научных доказательств своей эффективности. На практике это привело к серьезным проблемам в обучении. Эта ситуация подчеркивает важность осторожного внедрения новых методов в образовательный процесс. Необходимо тщательно оценивать научные обоснования перед тем, как внедрять инновации в школы, чтобы избежать негативных последствий для учащихся.

Что не так с обучением чтению в США

Согласно статье The New York Times, около половины учеников с третьего по восьмой класс в Нью-Йорке не обладают необходимыми навыками чтения. По другим данным, проблема охватывает 65% учащихся четвёртых классов по всей стране. Основные причины этого явления, по мнению чиновников, учёных, журналистов, родителей и педагогов, заключаются в устаревших методах обучения грамоте, широко применяемых в образовательной системе. Необходимость пересмотра подходов к обучению чтению становится всё более актуальной, чтобы обеспечить успешное образование и подготовку будущих поколений.

Обучение чтению детей, чей родной язык имеет алфавитную письменность, основывается на звуковом методе. Этот метод, который стал популярным за последние 150–200 лет, особенно важен для таких языков, как русский и английский. Звуковой метод предполагает, что дети постепенно осваивают связь между звуками родного языка и соответствующими буквами. В процессе обучения они сначала запоминают отдельные буквы, затем учатся распознавать звуки в устной речи. После этого они тренируются комбинировать звуки и буквы, формируя слоги и короткие слова. Таким образом, звуковой метод является эффективным и структурированным подходом к обучению чтению, позволяющим детям уверенно овладевать навыками чтения на ранних этапах их развития.

Звуковое обучение имеет традиционный характер: преподаватель предоставляет учащимся множество прямых инструкций о том, что и как делать, что требует повторения однотипных действий в рамках жесткой программы. В то же время, другие подходы, которые являются более интересными, творческими и ориентированными на ученика, начали набирать популярность, особенно начиная с начала 2000-х годов в США. Эти методы обучения акцентируют внимание на индивидуальных потребностях и интересах студентов, что способствует более глубокому пониманию материала и развитию творческих способностей.

Фото: legenda / Shutterstock

Сторонники подхода к изучению языка как целого (whole language) настаивают на том, что учить язык следует в его единстве, а не с помощью утомительного заучивания отдельных звуков и букв. Примерно 20 лет назад в США возникла целая индустрия учебных программ, основанных на этом методе, и многие школьные округа начали закупать соответствующие учебные комплекты. Эта методика известна как сбалансированная или уровневая грамотность (balanced/leveled literacy). Основная идея заключается в том, что обучение чтению должно быть таким же естественным процессом, как и освоение устной речи. Для этого необходимо окружить детей разнообразными книгами с подходящим содержанием и предоставить им время для чтения на уроках. Постепенно, начиная с простых историй и переходя к более сложным текстам, дети смогут развить необходимые навыки чтения.

Некоторым детям достаточно минимальной помощи родителей, чтобы самостоятельно научиться читать еще до школы. Однако большинству детей чтение дается с трудом. Им нужно больше времени, чтобы понять связь между буквами и звуками речи. Это требует прямого обучения, объяснений учителя и длительной практики, включая работу с отдельными буквами, слогами и короткими словами. Правильный подход к обучению чтению поможет детям успешно освоить этот навык и развить любовь к чтению, что положительно скажется на их обучении в будущем.

Авторы программ по сбалансированной грамотности признают значимость звукового обучения, но не считают его основным компонентом. В 1960-х годах некоторые лингвисты и педагоги предложили теорию о том, что чтение в основном сводится к угадыванию слов на основе графического облика букв, синтаксического контекста предложений и смыслового содержания. В связи с этим возникает вопрос: зачем заставлять детей использовать звуковой подход, если взрослые и успешные читатели чаще всего угадывают слова, чем расшифровывают их? Парадокс заключается в том, что эти теории были опровергнуты еще в 1970-х годах, но до сих пор продолжают оставаться в учебных программах. Необходимость пересмотра подходов к обучению чтению и их адаптация к современным требованиям становится все более актуальной.

В большинстве американских школ обучение грамоте основывалось на неэффективных методах. Детям предлагали угадывать слова в предложениях, обращая внимание лишь на первую букву, а также используя картинки и общий смысл текста в качестве подсказок. Это подход не способствовал развитию навыков чтения и понимания, необходимых для успешного обучения.

США не являются единственной страной, где широко применялись методы обучения чтению с использованием угадывания слов из контекста. Такой подход долгое время использовался и в Новой Зеландии. Во Франции также существовало обучение, при котором младшеклассников обучали воспринимать слово как целое и запоминать его графическую форму, а не написание. Известный французский нейробиолог Станислас Деан посвятил несколько лет своей работы тому, чтобы опровергнуть эти методы. Его исследования, основанные на данных о функционировании мозга, показывают, что даже взрослые с высокими навыками чтения не воспринимают каждое слово как единое целое. Мозг распознает каждую букву отдельно и объединяет их, однако этот процесс происходит так быстро, что взрослый читатель не осознает его.

Почему переучивать придётся и учителей

Подходы, известные как «наука чтения» (science of reading), могли бы стать обязательными в американских школах уже в начале 2000-х годов. В рамках образовательных реформ тогда планировалось внедрение звукового метода. Однако из-за политических противоречий и сопротивления со стороны многих учителей реформу фактически приостановили, что привело к увеличению распространения учебников, ориентированных на сбалансированную грамотность. В этих материалах звуковому обучению уделялось минимальное внимание. Важно отметить, что применение научно обоснованных методов чтения может значительно улучшить результаты учеников и способствовать их успешному обучению.

Метод сбалансированной грамотности, защищаемый многими учителями на протяжении 20 лет, вызывает интерес и сегодня. В чем же его преимущества? Как отмечается в популярном подкасте по этой теме, программы, основанные на этом методе, предполагают, что у детей есть достаточно времени и возможностей для чтения. Каждому ученику предоставляется доступ к библиотеке книг, что является положительным аспектом данного подхода, согласно статье в The New York Times. Однако существует и серьезная проблема: большинство книг, включенных в программы сбалансированной грамотности, представляют собой короткие истории, предназначенные для уровневого чтения. В результате многие дети не читают эти тексты полностью, а лишь выхватывают отдельные слова, полагаясь на контекст и иллюстрации. Со временем ученики запоминают тексты этих книг наизусть и создают иллюзию чтения. Это поднимает вопросы о реальной эффективности метода и его влиянии на развитие навыков чтения у детей.

Фото: BalanceFormCreative / Shutterstock

Реформаторы и авторы образовательных программ не ограничиваются лишь звуковым подходом в обучении грамоте. Они акцентируют внимание на важности развития любви к чтению, изучении новых слов и формировании общих знаний о мире. Такой комплексный подход способствует всестороннему развитию учащихся и помогает им стать более грамотными и образованными личностями.

Возврат к звуковому методу обучения чтению представляет собой сложную задачу. Сторонники новых подходов подчеркивают, что на сегодняшний день существует недостаточное количество готовых учебных программ, включая учебники, книги для чтения и методические пособия для учителей. Важно отметить, что во многих образовательных учреждениях работают учителя, которые никогда не имели опыта применения звукового метода. В Нью-Йорке уже началась программа переобучения для таких специалистов, и консультации по новым методам будут проводиться на протяжении всего учебного года. Также потребуется разработка специальных программ, направленных на помощь тем детям, которые отстают в чтении из-за применения устаревших методов обучения. Таким образом, внедрение научно обоснованных подходов к обучению чтению в школьные классы представляет собой масштабную и сложную задачу, которая только начинает реализовываться.

В США в настоящее время активно обсуждается подход к преподаванию математики в начальных классах. Многие сторонники традиционного обучения считают, что необходимо сосредоточиться на прямых инструкциях и развитии базовых навыков счета. Современные школьные программы, напротив, ориентированы на более гибкий и творческий подход, позволяя детям самостоятельно находить решения сложных задач, избегая зубрежки таблицы умножения и тестов на время. Однако эксперты подчеркивают, что наука о преподавании математики еще не достигла той ясности, которую имеет «наука чтения». Поэтому не всем младшеклассникам полезны монотонные инструкции и выполнение однотипных упражнений. Дебаты по этому вопросу продолжаются, и поиск оптимального подхода к обучению математике остается актуальным.

Узнайте больше об образовании, подписавшись на наш Telegram-канал. Мы делимся актуальными новостями, полезными советами и информацией о новых трендах в образовательной сфере. Присоединяйтесь к нашему сообществу и будьте в курсе всех событий!

Прочтите также:

  • Книжная полка: «Читай не хочу», Римма Раппопорт
  • Исследование выявило связь между навыками чтения и математическими способностями
  • «Дети соседей остались безграмотными, потому что не могли одолеть эту премудрость»
  • Детям с трудностями в чтении и письме помочь проще, чем казалось
  • Какой смысл вкладывается в термин «читательская грамотность»

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее