Конструктивизм в обучении: что это за подход / Skillbox Media
В его основе замечательная идея: учитель не просто наполняет, как пустые сосуды, головы учеников, а позволяет им самим конструировать знания.
Содержание:
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать большеВ этой статье вы получите информацию о ключевых аспектах темы, что позволит вам глубже понять её и применить полученные знания на практике. Мы рассмотрим основные моменты, которые помогут вам лучше ориентироваться в данной области. Подробности, изложенные в статье, помогут вам не только расширить свои знания, но и улучшить навыки. Читайте дальше, чтобы узнать больше.
- как конструктивизм связан с великим Львом Выготским;
- пять принципов конструктивизма в педагогике;
- чем конструктивистский подход отличается от традиционного;
- как устроен учебный процесс при конструктивизме;
- за что его критикуют и почему он мало присутствует в школах.
Что такое конструктивизм
Конструктивизм представляет собой важное направление в психологии и философии образования, утверждающее, что процесс познания является активным конструированием знаний. Это означает, что мы не просто пассивно принимаем информацию, но активно формируем свои знания, основываясь на взаимодействии с окружающим миром и осмыслении полученного опыта. Осознание нового материала происходит с учетом уже имеющихся знаний и личного опыта, а также зависит от уровня нашего когнитивного развития и культурного контекста. Конструктивистский подход подчеркивает значимость активного участия обучающегося в процессе обучения, что способствует более глубокому пониманию и долговременному усвоению знаний.
Для традиционного педагога ученик представляет собой пустой сосуд, который можно заполнить любой информацией. В отличие от этого, учитель-конструктивист создает условия, способствующие самостоятельному поиску ответов на вопросы, которые волнуют ученика. В результате учащийся не просто получает новые знания, а интегрирует их в уже существующие представления о мире, основанные на предыдущем опыте. Учитывая, что опыт каждого человека уникален, знания, которые формируются у разных учеников, будут различаться. Это также подчеркивает, что освоение нового материала невозможно без внутренних изменений. Подход конструктивистского обучения способствует более глубокому усвоению знаний и развитию критического мышления, что является важным аспектом современного образования.
Конструктивизм, хотя изначально не был напрямую связан с образовательным процессом, сегодня активно используется педагогами по всему миру. Идеи этого психологического направления трансформировались в практические методы обучения, которые позволяют учащимся активно участвовать в процессе познания. Примеры конструктивистского подхода в образовании включают экспериментирование в школьных лабораториях, экскурсии на исторические места, посвященные ключевым событиям, а также театрализованные постановки произведений Шекспира на уроках литературы. Эти методы способствуют глубокому пониманию материала и развитию критического мышления у студентов, что делает их важными инструментами современного обучения.
Кто придумал педагогический конструктивизм
Жан Пиаже, швейцарский психолог и один из основоположников конструктивизма, провел глубокие исследования детской психики. Он выделил ключевые стадии интеллектуального развития ребенка, что стало основой для понимания процессов обучения. Согласно его исследованиям, абстрактное мышление формируется у детей не ранее 12 лет, что подчеркивает нецелесообразность обучения сложным концепциям, таким как геометрия, до достижения этого возраста. Понимание этих стадий имеет важное значение для педагогики и разработки эффективных методов обучения в раннем детском возрасте.
Жан Пиаже опроверг распространенное в начале XX века мнение о том, что знание является просто пассивным отражением объективной реальности. Вместо этого он представил концепцию обучения как активный и динамичный процесс, в котором происходит последовательная адаптация к окружающему миру. В этом процессе ученики формируют и проверяют свои собственные гипотезы о реальности, что способствует более глубокому пониманию и усвоению знаний. Такой подход акцентирует внимание на важности активного участия обучающегося в образовательном процессе и демонстрирует, что знание формируется через опыт и взаимодействие с окружающей средой.
Обучение по Жану Пиаже представляет собой процесс трансформации знаний, а не простое их накопление. Пиаже акцентирует внимание на интеллектуальном аспекте обучения, что позволяет рассматривать его теорию как основу когнитивного конструктивизма. Этот подход подчеркивает активное участие учащегося в процессе познания, где знание формируется через взаимодействие с окружающей средой и осмысление опыта. Когнитивный конструктивизм способствует более глубокому пониманию учебного материала и развитию критического мышления, что делает его актуальным в современных образовательных практиках.
Основателем социального конструктивизма, который на Западе известен как social constructivism, является советский ученый Лев Выготский. В отличие от Жана Пиаже, Выготский подчеркивал, что обучение представляет собой, прежде всего, социальный процесс. Окружающая среда, в которой растет ребенок, существенно влияет на его мышление и восприятие мира. Выготский выделял значимость взаимодействия с другими людьми и культурных контекстов в процессе обучения, что делает его теории актуальными для современного образования и психологии.
Обучение происходит через взаимодействие с сообществом и культурой. Выготский выделил три типа задач, с которыми сталкивается человек в процессе обучения. Эти типы задач помогают лучше понять, как происходит усвоение знаний и навыков, а также какое значение имеет социальный контекст для образовательного процесса. Понимание этих задач позволяет оптимизировать методы обучения и адаптировать их к потребностям учащихся.
- задачи, которые мы можем выполнить сами;
- задачи, которые мы можем выполнить под чьим-то руководством;
- задачи, с которыми мы не способны справиться.
Зная, как решать задачи первой категории, мы не получаем нового опыта. С точки зрения обучения нецелесообразно также заниматься задачами третьего типа. Независимо от талантов ученика и его учителя, если ученик не освоил основные правила деления и умножения, он не сможет справиться с физическими задачами на движение. Основной процесс обучения происходит именно при решении задач второго типа, которые представляют собой потенциальный переход от незнания к знаниям. Эта область, согласно Выготскому, называется зоной ближайшего развития. В своей работе «Мышление и речь» он поднимал важные вопросы о процессе усвоения знаний и понимания.
Центральным моментом в психологии обучения является возможность достижения высших уровней интеллектуальных способностей через сотрудничество. В процессе обучения в школе ребёнок не просто выполняет то, что уже умеет, но осваивает новые навыки и знания, которые становятся доступными благодаря взаимодействию с учителем. С помощью наставничества и поддержки педагогов, ребёнок учится тому, что ранее было для него недоступно. То, что он освоит в сотрудничестве с учителем, станет основой для его самостоятельной работы в будущем.
Идеи Жана Пиаже и Lev Vygotsky стали основой для дальнейших исследований и разработок в области психологии и педагогики. Одним из ярких представителей, продолживших эту традицию, является американский психолог Эрнст фон Глазерсфельд. Он предложил концепцию радикального конструктивизма, в которой утверждает, что знание, созданное человеком, не обязательно должно отражать объективную реальность. Главное, чтобы это знание способствовало успешной адаптации индивидуумов к их окружению. Таким образом, конструктивистский подход акцентирует внимание на процессе обучения и его значении для формирования понимания мира.
В педагогике идеи конструктивизма активно развивал американский философ и педагог Джон Дьюи. Подобно Жану Пиаже и Львову Выготскому, Дьюи отвергал концепцию, согласно которой знание можно получить исключительно путем запоминания или многократного прослушивания лекций, которые не удается понять с первого раза. Он подчеркивал, что наиболее эффективным методом освоения новой информации является решение практических задач, с которыми учащийся может столкнуться в реальной жизни. Эти задачи должны быть значимыми и актуальными для ученика. Кроме того, важным стимулом для обучения по мнению Дьюи является когнитивный конфликт, возникающий, когда в сознании ученика сталкиваются две противоположные идеи, и он стремится разрешить это противоречие. Свой подход к обучению Дьюи назвал прогрессивной педагогикой, акцентируя внимание на активном участии учащихся в образовательном процессе.
Обучение по Пиаже представляет собой процесс трансформации, а не простое накопление знаний. Этот подход акцентирует внимание на интеллектуальных аспектах обучения, что делает его основой когнитивного конструктивизма. В рамках данной теории знания не воспринимаются как готовые продукты, а рассматриваются как результат активной деятельности учащегося, который создает собственное понимание мира через взаимодействие с окружающей средой и другими людьми. Когнитивный конструктивизм подчеркивает важность личного опыта и внутренних процессов мышления в процессе обучения, что способствует глубокому усвоению информации и развитию критического мышления.
Центральным аспектом психологии обучения является способность совместно достигать высших уровней интеллектуальных возможностей. В образовательном процессе ребёнок не просто обучается тому, что уже умеет делать самостоятельно, но приобретает новые навыки и знания, которые становятся доступными благодаря взаимодействию с учителем и его поддержке. То, что ребёнок осваивает в процессе сотрудничества, он сможет успешно применять и самостоятельно в будущем.
Принципы конструктивизма
Современные теоретики педагогики выделяют пять ключевых принципов конструктивизма, не разделяя его на различные течения. Эти принципы формируют основу для эффективного обучения и способствуют активному вовлечению студентов в процесс познания.
Основной принцип конструктивизма заключается в том, что новое знание формируется на базе уже имеющихся. Учащийся интегрирует разнообразную информацию, создавая уникальные интеллектуальные связи, которые отличаются от тех, что образует другой ученик. Такой подход способствует глубокому пониманию материала и развивает критическое мышление, позволяя каждому обучающемуся находить собственные пути к освоению знаний.
Эффективное обучение требует активного участия, а не просто пассивного восприятия информации. Учащиеся должны вовлекаться в дискуссии, проводить эксперименты и готовить доклады. Глубокое понимание материала возможно только при создании связей между различными фактами, которые имеют значение для самого ученика. Мотивация играет ключевую роль в процессе обучения. Если психологи-бихевиористы утверждали, что внешние стимулы, такие как поощрения и наказания, могут мотивировать, то когнитивные конструктивисты подчеркивают, что истинная мотивация должна исходить от самого обучающегося. Например, ограниченность текущих знаний может стать мощным стимулом для саморазвития. Социальные конструктивисты же учитывают как внутренние, так и внешние факторы мотивации, что делает процесс обучения более комплексным и эффективным.
Обучение и преподавание представляют собой процесс распространения и обсуждения знаний, накопленных сообществом. На уроках важно учитывать это обстоятельство, поскольку дискуссии, взаимное обучение и групповые активности существенно способствуют освоению материала. Интерактивные методики помогают учащимся глубже понять изучаемый предмет и развивают критическое мышление. Внедрение таких подходов в образовательный процесс способствует созданию более эффективной и динамичной учебной среды.
Новые знания формируются на основе нашего предыдущего опыта и убеждений, что делает процесс обучения уникальным для каждого ученика. Этот процесс и его результаты неповторимы. Мы не воспринимаем новую информацию как абстрактные теории, оторванные от нашей жизни. Для осмысления новой информации мы связываем её с уже известными нам концепциями и пониманием. Такой подход способствует более глубокому и эффективному усвоению знаний, обеспечивая их интеграцию в наш опыт.
Знание представляет собой интерпретацию реальности, основанную на наших ощущениях и восприятии. Эта интерпретация не всегда соответствует объективной реальности. Важно осознавать, что наши чувства могут искажать восприятие окружающего мира, и, следовательно, знание может быть субъективным. Для более глубокого понимания реальности необходимо критически анализировать свои восприятия и стремиться к объективности.
Отличия конструктивистского учебного процесса от традиционного
Традиционное обучение основывается на методе эксплицитного преподавания, где учитель излагает материал, читая лекции или демонстрируя учебные ресурсы. Это подход часто противопоставляется конструктивистскому обучению, которое акцентирует внимание на активном вовлечении студентов в процесс обучения и их самостоятельном открытии знаний. Конструктивистское преподавание подчеркивает важность взаимодействия учащихся с материалом, что способствует более глубокому пониманию и усвоению информации. Исследования в области образования показывают, что комбинирование этих подходов может привести к более эффективным результатам в обучении, обеспечивая как четкое представление знаний, так и развитие критического мышления у студентов.
Как устроен конструктивистский учебный процесс
Учитель-конструктивист стремится подавать информацию таким образом, чтобы ученики могли интегрировать её в уже существующую систему знаний. Эффективным инструментом для достижения этой цели является просьба пересказать новый материал своими словами, что позволяет опираться на предыдущий опыт. Также полезны предварительные тесты в начале урока, которые помогают активизировать знания учащихся, или групповые игры-разминки, способствующие взаимодействию и обмену мнениями. Еще один подход заключается в том, чтобы побудить учащихся подвергать сомнению уже известные им факты. Это противоречие заставляет их пересматривать и модифицировать свои знания. В качестве примеров активностей, которые могут быть предложены, можно рассмотреть дискуссии, мозговые штурмы и ролевые игры, которые помогают углубить понимание материала и развивают критическое мышление.
Конструкционизм — это концепция, основанная на идеях Жана Пиаже и дополненная философом образования Симором Папертом. Паперт подчеркивает важность активного участия ученика в процессе обучения, где он создает что-то материальное, выходящее за рамки своего сознания. Например, учитель может предложить классу задачу по строительству моста. В ходе выполнения этого задания учащиеся могут на практике изучить основы инженерного дела, используя метод проб и ошибок. Такой подход способствует более глубокому пониманию предмета и развитию критического мышления, что делает конструкционизм важной частью современного образовательного процесса.
Групповые активности в обучении, такие как взаимный опрос, метод мозаики и структурированная полемика, значительно обогащают учебный процесс. Взаимный опрос представляет собой технику, при которой ученики задают друг другу вопросы и сами на них отвечают, что способствует глубокому пониманию прочитанного материала. Метод мозаики позволяет каждому ученику стать экспертом в определённой части темы, что помогает им делиться знаниями с другими участниками группы. Структурированная полемика предлагает учащимся рассмотреть изучаемую тему с разных позиций. Учитель, модерируя дискуссию, направляет их к поиску компромисса. Эти методы активного обучения не только развивают критическое мышление, но и способствуют улучшению коммуникационных навыков среди учеников.
Еще один способ применения конструктивизма в образовательном процессе заключается в том, чтобы предоставить ученикам возможность выбирать аспекты темы для углубленного изучения, которые их больше всего интересуют. К примеру, учитель может представить общее представление об эволюции, после чего каждый ученик выбирает тему, наиболее близкую ему, и готовит доклад. Такой подход способствует развитию критического мышления, самостоятельности и мотивации к обучению, так как учащиеся работают с материалом, который им действительно интересен.
За что педагогический конструктивизм критикуют
Несмотря на множество научных исследований, подтверждающих эффективность конструктивистских методов в повышении качества обучения, у данного подхода есть и значительное число критиков. Основные недостатки конструктивистской методики включают в себя недостаточную структурированность учебного процесса, сложности с практической реализацией и риск возникновения группового мышления при кооперативном обучении. Эти аспекты вызывают опасения у педагогов и исследователей, что может снизить популярность конструктивизма в образовательных учреждениях. Важно учитывать эти недостатки при внедрении инновационных методов обучения, чтобы обеспечить оптимальные условия для усвоения знаний и развития критического мышления у студентов.
Критики утверждают, что для определенной категории учеников важно наличие строго структурированного обучения. Исследования подтверждают, что традиционные методы преподавания оказываются особенно эффективными для учащихся с особыми потребностями и при подготовке к экзаменам. В отличие от этого, конструктивистский подход предлагает более свободный темп обучения, не предполагающий четкой структуры и включающий спонтанные обсуждения, часто без оценивания знаний. В результате, знания учеников могут не соответствовать стандартам, что является скорее проблемой образовательной системы, чем самим конструктивизмом.
Для создания непринужденной атмосферы на занятиях учителю необходимо более тщательно планировать уроки, чем при традиционном подходе. Это требует дополнительных временных затрат вне рабочего времени. Чтобы вовлечь в обсуждение как можно больше учеников, также потребуется выделить больше времени на самих уроках. Правильное планирование и использование эффективных методов вовлечения помогут создать комфортную образовательную среду и улучшить усвоение материала.
Когда группа учеников совместно ищет ответ на вопрос, существует риск столкнуться с групповым мышлением. Это явление происходит, когда участники, стремясь избежать конфликта, принимают общую точку зрения, даже если она может быть ошибочной. Те, кто не согласен с мнением группы, могут ограничивать свое участие в обсуждении. Однако данная критика относится лишь к одному из способов применения конструктивистского подхода, а не к самой теории. Важно учитывать, что конструктивистский подход в обучении может способствовать глубокому пониманию материала и развитию критического мышления, если его использовать правильно.
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее