Контакт с природой правда помогает лучше учиться? / Skillbox Media
Есть исследования, которые показывают, что даже вид на деревья за окном класса приносит пользу для учёбы. Разбираемся, как это работает.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеКак контакт с природой влияет на рабочую память
Исследовательницы проанализировали краткосрочные эффекты взаимодействия с природой, сосредоточив внимание на обработке информации в рабочей памяти. Это включает в себя способность концентрироваться, игнорировать отвлекающие факторы и удерживать в сознании определённый объём данных, таких как условия задач или объяснения преподавателя, а также эффективно с ними работать. Взаимодействие с природой может значительно улучшить эти когнитивные функции, способствуя более эффективному обучению и повышению продуктивности.
В двух исследованиях было проанализировано, как взаимодействие с природой влияет на производительность рабочей памяти. Рабочая память — это максимальный объем информации, который человеческий мозг способен удерживать и обрабатывать одновременно. Результаты показывают, что время, проведенное на свежем воздухе, положительно сказывается на когнитивных функциях, улучшая способность к концентрации и запоминанию информации. Эти выводы подчеркивают важность природы для повышения эффективности умственной деятельности и управления информацией.
Показатель рабочей памяти является переменным и может зависеть от типа информации, которую необходимо запомнить. Например, знакомые концепции усваиваются легче, чем новые. Также на эффективность рабочей памяти влияют состояние человека, усталость и уровень стресса. Для оценки этого показателя учёные применили специализированный тест, в котором участникам озвучивался ряд чисел. Затем им предлагалось воспроизвести услышанные числа как в прямом, так и в обратном порядке. Этот подход позволяет оценить способность к кратковременному запоминанию и обработке информации.
В американском эксперименте 2016 года старшеклассников распределили на уроки по трем классам. В первом классе не было окон, во втором окна выходили на другие школьные здания, а в третьем классе открывался вид на зелёный ландшафт. После урока все участники отдыхали в своих классах в течение 10 минут и затем проходили тест. Наилучшие результаты показали школьники из третьей группы, которые учились и отдыхали с видом на природу. Этот эксперимент подчеркивает важность окружающей среды для учебного процесса и её влияние на когнитивные способности учащихся.
В 2018 году итальянские исследователи провели интересный эксперимент с учениками 4–5 классов начальной школы. Дети участвовали в 30-минутной перемене, во время которой одна группа играла в школьном саду, а другая — на пустом дворе. Для оценки результатов обе группы дважды проходили тест на рабочую память: до и после перемены. Ребята, которые играли в саду, смогли восстановить свою рабочую память, которая была значительно снижена сразу после уроков. В итоговом тесте их результаты оказались значительно выше по сравнению с учениками, игравшими на дворе. Этот эксперимент подчеркивает важность активных игр на свежем воздухе для улучшения когнитивных функций у школьников.
Контакт с природой, даже в форме простого наблюдения, значительно эффективнее способствует восстановлению и отдыху мозга после умственных нагрузок по сравнению с отдыхом в искусственной среде. Природные пейзажи и свежий воздух оказывают положительное влияние на психическое состояние, способствуя улучшению концентрации и креативности. Важно осознать, что время, проведенное на природе, играет ключевую роль в восстановлении умственных ресурсов и повышении общей продуктивности.
Избирательное внимание, или селективное внимание, представляет собой способность сосредотачиваться на определенном стимуле, игнорируя все остальные. Эта функция играет ключевую роль в нашей повседневной жизни. Например, при сборе пазла мы ищем необходимые фрагменты среди множества цветов и форм, а при выполнении домашнего задания можем сосредоточиться на учебном материале, несмотря на отвлекающие факторы. Эффективное использование избирательного внимания способствует улучшению концентрации и повышению продуктивности в различных задачах.
В данном обзоре рассматриваются различные исследования, в которых измеряется избирательное внимание с помощью различных тестов. В некоторых из них участникам предлагается точно указать направление объекта, например, стрелки, среди множества аналогичных объектов, направленных в разные стороны. В других тестах акцент делается на быстром и безошибочном поиске целевого объекта на фоне схожих элементов. Эти методики помогают глубже понять механизмы избирательного внимания и его влияние на восприятие информации.
Два исследования, проведенные в 2019 году в Канаде и Дании, показали, что школьники в возрасте от 8 до 15 лет значительно лучше фокусируются на задачах после 30-минутной прогулки на природе. Аналогичные результаты были получены в итальянском исследовании, где участники проводили перемену в школьном саду или на пустом дворе. В рамках этих экспериментов школьники участвовали в командных играх или просто отдыхали на свежем воздухе. Результаты тестов на избирательное внимание подтвердили, что те, кто провел время в саду, демонстрировали лучшие результаты по сравнению с теми, кто находился во дворе без растительности. Эти данные подчеркивают важность природного окружения для повышения концентрации и улучшения учебных результатов у школьников.
В 2016 году британские исследователи провели аналогичное исследование, в котором участвовали старшеклассники. Одна группа провела 20 минут на зелёной пришкольной территории после уроков, в то время как другая осталась внутри школы. Результаты показали, что первая группа демонстрировала более высокие показатели на тесте на избирательное внимание по сравнению со второй. Это исследование подтверждает важность нахождения на свежем воздухе для улучшения когнитивных функций у подростков.
Переделанный текст:
Изучите дополнительные материалы:
Связь между физической активностью и академическими достижениями вновь подтверждена. Исследования показывают, что регулярные занятия спортом способствуют улучшению когнитивных функций, повышая концентрацию и память учеников. Физическая активность не только укрепляет здоровье, но и positively влияет на успеваемость в школе. Учащиеся, которые занимаются спортом, демонстрируют лучшие результаты на экзаменах и в учебной деятельности. Таким образом, интеграция физической активности в образовательный процесс может стать ключевым фактором в повышении успеваемости студентов.
В обучении важным аспектом является не только способность сосредотачиваться на задаче, но и умение поддерживать внимание на протяжении длительного времени. Исследования, посвященные этой способности, известной как устойчивое внимание, показывают неоднозначные результаты. Для оценки устойчивого внимания обычно используются тесты, аналогичные тем, что применяются для измерения избирательного внимания, однако акцент делается на тех их вариантах, которые требуют продолжительного фокуса на одной задаче.
Согласно результатам исследования, младшеклассники, занимающиеся в классах с комнатными растениями, демонстрируют лучшие показатели в тестах на устойчивое внимание по сравнению с их сверстниками, обучающимися в классах без растений. Значительный эффект был зафиксирован уже через четыре месяца. В другом исследовании изучалось влияние озеленения школьных дворов на умственные способности учеников во время перемен. Результаты показали, что устойчивое внимание школьников улучшилось только после двух лет наблюдений. Эти исследования подчеркивают важность природных элементов в образовательной среде для повышения концентрации и умственной активности детей.
Результаты экспериментов, посвященных влиянию краткосрочных контактов с природой на внимание, оказались разнообразными. Исследование, проведенное среди старшеклассников в Швейцарии, показало, что после часовой прогулки в лесу или лесопарке, особенно в лесу, учащиеся смогли удерживать внимание дольше, чем их сверстники, гулявшие в небольшом городском парке. Однако результаты среди младших школьников в Дании оказались менее однозначными: они продемонстрировали схожие успехи в тестах как после нахождения на природе, так и после занятий в классе. Это приводит авторов обзора к выводу о том, что влияние контакта с природой на умственные способности может быть непостоянным и индивидуальным.
Ситуация с исследованиями скорости обработки информации аналогична. В обзоре представленных работ скорость измерялась через задания, в которых участникам предлагалось быстро преобразовать последовательность чисел в буквы, используя ключ для расшифровки. Такой подход позволяет оценить эффективность обработки информации и выявить основные закономерности в когнитивных процессах.
В исследовании, проведенном в Нидерландах, школьники, обучавшиеся в классах с растениями на стенах в течение четырех месяцев, не показали значительных улучшений в успеваемости. Их результаты по выполнению заданий были сопоставимы с результатами сверстников из обычных классов. Однако, озеленение школьных дворов, упомянутое в этом же исследовании, способствовало увеличению скорости обработки информации у учеников. Тем не менее, эффект от озеленения остается нестабильным и требует дальнейшего изучения.
Как контакт с природой влияет на долговременную память и успеваемость
Исследования, посвященные влиянию природы на учебные успехи школьников, имеют неоднозначные результаты. В обзор вошли лишь две научные работы по этой теме, что может свидетельствовать о недостаточной исследовательской базе. В будущем, с проведением более масштабных и глубоких исследований, возможно, ситуация станет более понятной. Это позволит лучше понять, как природные условия влияют на усвоение знаний и учебные достижения учащихся.
В крупном исследовании в США ученики в возрасте 6–12 лет из 25 школ на протяжении года занимались садоводством на пришкольных участках, а также изучали ботанику и основы нутрициологии на уроках. В результате тестирования по этим предметам участники эксперимента продемонстрировали более глубокие знания по сравнению с учениками из контрольной группы, которые не занимались садоводством. Однако в разных школах время, проведенное учениками за уходом за растениями, варьировалось. Исследователи учли этот фактор и пришли к выводу, что увеличение времени, посвященного садоводству, прямо коррелировало с улучшением знаний учащихся. Это подчеркивает важность практического обучения в области ботаники и нутрициологии для развития образовательных навыков у детей.
Читать также:
Необычная практика: как школьный огород способствует обучению детей
Школьный огород становится все более популярным инструментом в образовательном процессе. Он не только предоставляет учащимся возможность изучать основы агрономии и экологии, но и развивает практические навыки, такие как ответственность и teamwork. Работая на огороде, дети учатся наблюдать за природой, понимать циклы роста растений и осознавать важность устойчивого сельского хозяйства.
Кроме того, занятия в школьном огороде могут быть интегрированы в различные предметы, такие как биология, химия и география. Это позволяет сделать обучение более интерактивным и занимательным. Дети становятся более вовлечёнными в процесс, что положительно сказывается на их мотивации и успеваемости.
Таким образом, школьный огород не только обогащает образовательный опыт, но и формирует у детей экологическое сознание и уважение к природе.
В Швеции было проведено исследование, в котором участвовали семиклассники и восьмиклассники в возрасте от 13 до 15 лет из четырех классов. Все участники прошли двухмесячный курс по биологии с одним и тем же преподавателем. Половина учащихся занималась на свежем воздухе в течение шести уроков, в то время как другая половина — только на двух уроках. В ходе занятий ученики собирали образцы растений и других организмов для последующего изучения под микроскопом, наблюдали за птицами и беспозвоночными, измеряли параметры, такие как влажность и кислотность почвы, а также участвовали в образовательных играх. Это исследование подчеркивает важность практического обучения и взаимодействия с природой для углубления знаний по биологии.
Пять месяцев после завершения учебного курса было проведено интервью с участниками из разных классов. Вопросы касались как изученного материала, так и мнения учеников о занятиях на свежем воздухе. Результаты показали, что школьники из группы, проводившей больше времени на природе, лучше запомнили материал, давали более развернутые и конкретные ответы, а также чаще использовали научную терминологию по сравнению с их сверстниками из другой группы.
Через полгода после завершения курса ученикам было предложено написать эссе, в котором они должны были ответить на вопросы по изученному материалу. Результаты показали, что между группами не было заметных различий в понимании и долговременном запоминании информации. Однако семиклассники, которые чаще занимались на природе и изучали классификации живых организмов в естественной среде, смогли привести больше примеров по сравнению с теми, кто проходил тот же курс в классе. Все ученики положительно оценили уроки на свежем воздухе, отметив, что это было приятное разнообразие в школьной рутине. Они особенно подчеркивали важность совместной активности и возможность применять теоретические знания на практике в естественных условиях.
Чтение является важным аспектом личностного и профессионального развития. Оно способствует расширению кругозора, улучшению концентрации и развитию критического мышления. Чтение книг, статей и других материалов помогает углубить знания в различных областях. Внедрение регулярного чтения в повседневную практику может значительно повысить вашу продуктивность и креативность. Исследования показывают, что чтение не только улучшает навыки коммуникации, но и способствует эмоциональному развитию. Выбор литературы зависит от ваших интересов и целей, что делает процесс чтения индивидуальным и увлекательным. Разнообразие жанров и тем позволяет каждому найти что-то по душе, будь то художественная литература, научные статьи или бизнес-книги. Не забывайте делиться прочитанным с другими, обсуждая идеи и концепции, это обогатит ваш опыт и углубит понимание материала.
Кривая забывания — это концепция, описывающая, как быстро уходит из памяти изученная информация. Она была впервые предложена психологом Германом Эббингаусом в XIX веке. Согласно этой теории, без повторения и закрепления знаний студенты теряют большую часть информации в первые дни после обучения.
Чтобы помочь студентам запомнить информацию надолго, важно применять эффективные методы обучения. Регулярное повторение изученного материала способствует закреплению знаний. Использование активных методов, таких как тестирование и обсуждение, также помогает улучшить запоминание. Визуализация информации, создание ассоциаций и применение мнемотехник могут значительно повысить уровень усвоения материала.
Кроме того, структурирование информации и разделение ее на небольшие части облегчает процесс запоминания. Создание связей между новыми знаниями и уже известной информацией способствует лучшему усвоению. Важно также учитывать индивидуальные особенности студентов, чтобы адаптировать методы обучения под их потребности.
Внедрение этих стратегий в учебный процесс поможет студентам не только успешно запомнить материал, но и эффективно применять его в будущем.
Как именно контакт с природой воздействует на учеников
Исследования показывают различные механизмы, объясняющие положительное влияние контактов с природой на умственные способности человека. Наиболее часто упоминается восстановительный эффект природной среды, который уже был рассмотрен ранее. Этот эффект включает не только умственную разгрузку, но и множество других положительных воздействий. Например, пребывание на природе способствует снижению уровня стресса, вызывает чувство расслабленности, а также предоставляет возможность для активного движения и проявления любознательности. Эти факторы могут способствовать развитию внутренней учебной мотивации, основанной на интересе. Авторы научного обзора утверждают, что в совокупности такие элементы оказывают благоприятное влияние на когнитивное, психологическое и физиологическое состояние учащихся, что подчеркивает важность взаимодействия с природой для образовательного процесса.
Исследование влияния природной среды на умственные способности и обучение провели американские ученые Мин Куо, Майкл Барнс и Кэтрин Джордан. Они проанализировали множество научных работ, изучая взаимодействие с природой среди учащихся различных возрастных групп, включая взрослых. В своем исследовании авторы сосредоточились как на контакте с «зелёной» средой, так и на взаимодействии с животными. Выявленные факторы были разделены на две категории, что позволяет лучше понять, как природа влияет на когнитивные процессы и образовательные результаты.
Первая категория подчеркивает значительное воздействие взаимодействия с природой на человека. Она включает в себя не только ранее упомянутые факторы, но и развитие самодисциплины — способности контролировать свои автоматические импульсы. Например, это проявляется в умении не отвлекаться на уведомления из социальных сетей во время лекции, а дождаться перерыва. Исследования показали, что этот положительный эффект наблюдается как у взрослых, так и у детей, в том числе у тех, кто сталкивается с трудностями в обучении. Контакт с природой способствует формированию навыков самоконтроля, что является важным аспектом для успешной учебы и личностного роста.
Во вторую категорию входят благоприятные для обучения характеристики природной среды. Эти свойства, такие как чистота воздуха, доступ к воде и разнообразие экосистем, создают оптимальные условия для образовательного процесса. Природа служит естественным классом, где студенты могут изучать биологию, экологию и другие науки, взаимодействуя с окружающей средой. Использование природных ресурсов в образовательных программах способствует развитию критического мышления и практических навыков у учащихся. Таким образом, преимущества, предоставляемые природной средой, играют важную роль в формировании качественного образовательного опыта.
- Естественная среда более тихая и спокойная, благодаря чему и ученики ведут себя гораздо более сдержанно. Так, исследователи замечают, что благодаря озеленению школьных дворов или, например, совместному уходу за морскими свинками дети реже нарушают дисциплину, ссорятся и перебивают друг друга или учителя.
- Обучение на природе способствует кооперации. Помимо улучшения поведения, контакт с природой укрепляет социальные отношения. Возможно, дело в том, что природная среда воспринимается как более комфортная и ученики чувствуют себя безопасно и свободно, что помогает им налаживать контакт с другими людьми. Если группа учащихся разобщённая, то совместный поход или занятия на открытом воздухе способны улучшить эмоциональный климат в коллективе. И наконец, в природной обстановке педагогу проще налаживать тёплые отношения с учениками — вероятно, потому, что участники взаимодействия выходят из строгих классных рамок «учитель — ученик» и становятся скорее партнёрами в обучении.
- Природная среда может стимулировать креативность и изобретательность. В 1972 году архитектор Саймон Николсон сформулировал «теорию незакреплённых частей» (англ. Theory of loose parts). Её ключевая идея в том, что искусственная среда (такая, как школьный корпус или городской район) спроектирована другими людьми и поэтому ограничивает наше воображение и творческие способности. В то время как естественная среда хаотична и непредсказуема, и, когда дети играют с палками и камнями, строят песочные замки на пляже, это (в теории) позволяет им развивать свободное творческое мышление. Это влияние пока ещё не получилось доказать экспериментально, но, как пишут исследователи из США, «вклад творческих, активных и социальных игр в умственное, социальное и физическое развитие кажется очевидным».
Общение с природой играет важную роль в образовательном процессе. Несмотря на то что научные исследования о прямом влиянии этого взаимодействия на успеваемость все еще находятся на начальных этапах, очевидно, что природа приносит значительную пользу. В России организовать уроки на свежем воздухе возможно лишь в ограниченные месяцы, таких как сентябрь и май, и не во всех регионах. В то же время, использование комнатных растений в классе может стать отличным решением. Они не только создают приятную атмосферу, но и способствуют улучшению концентрации и усвоению материала, помогая учащимся более эффективно обучаться на протяжении всего года.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее