Методолог кто такой, чем занимается / Skillbox Media
Разбираемся, чем этот специалист отличается от методиста или, например, педагогического дизайнера (спойлер: чаще всего ничем).
Содержание:
Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»
Узнать большеМетодологии встречаются в различных профессиональных областях. Согласно Большой российской энциклопедии, методология в широком смысле представляет собой совокупность методов, применяемых в конкретной сфере деятельности для достижения определённых целей. Например, существует методология бухгалтерского учёта, методология бизнес-процессов, методология оценочной деятельности, методология научных исследований, методология разработки лекарственных препаратов и методология образования. Таким образом, в каждой области деятельности разработаны свои уникальные методологические подходы, позволяющие эффективно решать задачи и достигать поставленные цели.
Методологи — это специалисты, занимающиеся изучением, анализом и обобщением принципов и методов организации различных видов деятельности. Их работа позволяет систематизировать знания и оптимизировать процессы, что способствует более эффективному управлению и реализации проектов в различных областях. Методологи играют ключевую роль в разработке методик, которые помогают улучшить производительность и качество работы.
Если отобрать вакансии с использованием слова «методолог» на крупных порталах по поиску работы, можно заметить, что это обозначение используется чаще всего в следующих контекстах:
- бизнес-аналитиков и организаторов бизнес-процессов;
- специалистов по организации бухгалтерского учёта;
- специалистов по разработке продуктов (продакт-менеджеров);
- особую функцию в образовательных организациях.
Мы расскажем о последнем варианте, который практически не отличается от функций методологов, занимающихся разработкой продуктов. В данном случае продуктом является образовательная программа, чаще всего представляемая в формате онлайн-курса, что накладывает определенные особенности на процесс разработки.
Методист и методолог: в чём разница
В области образования методологи востребованы как в онлайн-школах для детей и взрослых, так и в отделах корпоративного обучения крупных компаний. Вакансии могут иметь различные названия, такие как методолог онлайн-курсов, начальник отдела методологии, методолог образовательного продукта и методолог электронного обучения. Это свидетельствует о том, что существует высокий спрос на специалистов, способных разрабатывать и внедрять эффективные образовательные программы. Методологи играют ключевую роль в создании качественного контента, который отвечает потребностям учащихся и современным требованиям рынка. Их работа включает анализ образовательных процессов, разработку учебных материалов и оценку эффективности образовательных программ. Таким образом, профессия методолога становится все более актуальной в условиях цифровизации образования и стремительного развития онлайн-форматов.
- прежде всего о неформальном образовании (то есть это обычно работа не в школах, колледжах и вузах);
- чаще всего — об образовании в онлайн-формате (как правило, в виде курсов).
Описание задач для вакансий «Методолог», «Методолог онлайн-курсов», «Методолог EdTech» и «Методолог электронных курсов» включает в себя разработку образовательных программ, создание учебных материалов и методических рекомендаций. Методологи отвечают за анализ современных образовательных тенденций и внедрение инновационных подходов в процессе обучения. В их обязанности также входит оценка эффективности курсов, проведение исследований и сбор обратной связи от учащихся. Методологи должны взаимодействовать с преподавателями и другими специалистами для оптимизации учебного процесса и достижения высоких результатов обучения. Важно, чтобы они обладали навыками работы с различными образовательными технологиями и могли адаптировать материалы под нужды целевой аудитории.
В данном тексте представлены описания четырех вакансий, связанных с методологией и обучением в образовательной сфере. Вакансии включают позиции «Начальник отдела методологии», «Руководитель отдела методологии и обучения», «Методолог образовательных программ» и «Методолог / Продюсер образовательного продукта». Каждая из этих ролей предполагает ответственность за разработку и внедрение образовательных стратегий и методик, а также за координацию процессов обучения и методологической поддержки. Ключевые требования к кандидатам включают опыт работы в сфере образования, умение разрабатывать учебные программы, а также навыки управления проектами и командой. Эти вакансии подчеркивают важность качественной методологической поддержки для достижения высоких результатов в образовательном процессе.
В сфере формального образования также работают методологи, хотя их задачи отличаются от задач, стоящих перед специалистами в других областях. Например, в Федеральном институте педагогических измерений методологи занимаются разработкой систем экспертизы и сертификации, а также созданием заданий для Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и Основного государственного экзамена (ОГЭ). Их работа направлена на повышение качества образовательного процесса и обеспечение объективности оценивания знаний учащихся.
Методологи не ограничиваются исключительно онлайн-обучением; они также разрабатывают программы для очных занятий. В настоящее время онлайн-обучение набирает популярность, и в корпоративном обучении трудно найти компанию, где обучение сотрудников ведется только в офлайн-формате. Практически в каждом случае используются оба формата, что позволяет эффективно сочетать преимущества традиционного и дистанционного обучения.
В сфере образования, помимо методологов, важную роль играют методисты. При сравнении вакансий в области онлайн-образования и корпоративного обучения, где используется термин «методолог», с аналогичными предложениями, в которых указана должность «методист», часто не обнаруживается значительных различий. Более того, аналогичные функции могут выполнять и специалисты, обозначенные как «педагогические дизайнеры» или просто «разработчики онлайн-курсов». Это свидетельствует о том, что в профессиональной среде нередко наблюдается пересечение ролей и обязанностей, что делает выбор подходящей вакансии более гибким для соискателей.
Методист — это специалист, который отвечает за разработку и внедрение образовательных программ. В его задачи входит методическое сопровождение учебного процесса, создание учебных материалов и анализ эффективности образовательных мероприятий. Методист играет ключевую роль в организации обучения, обеспечивая его соответствие современным требованиям и стандартам.
Методист (специалист по дистанционному обучению) фокусируется на создании и реализации образовательных программ в онлайн-формате. Он разрабатывает контент, адаптированный для дистанционного обучения, выбирает подходящие платформы и технологии, а также обучает преподавателей и студентов работе с ними. Ключевым аспектом является обеспечение качества образовательного процесса и поддержка участников на протяжении всего обучения.
Методист тренингов и образовательных программ отвечает за организацию и проведение тренингов, семинаров и курсов, направленных на развитие профессиональных навыков. Он разрабатывает методические материалы, проводит оценку потребностей обучающихся и анализирует результаты обучения. Такой специалист должен обладать отличными коммуникативными навыками и умением работать в команде.
Педагогический дизайнер — это профессионал, который создает образовательные программы и материалы с учетом современных педагогических технологий. Он разрабатывает курсы, учитывая особенности аудитории, цели и задачи обучения. Педагогический дизайнер использует инновационные подходы для повышения вовлеченности обучающихся и эффективности учебного процесса.
Разработчик онлайн-курсов занимается созданием интерактивных и доступных курсов для дистанционного обучения. В его обязанности входит проектирование структуры курса, создание контента, а также тестирование образовательных материалов на различных платформах. Разработчик должен быть знаком с актуальными тенденциями в сфере онлайн-образования и иметь навыки работы с различными инструментами и технологиями.
Причиной данной ситуации является то, что рабочая функция, о которой идет речь, имеет относительно недавнее происхождение. Сферы, требующие таких специалистов, как электронное обучение, онлайн-обучение и EdTech, а также корпоративное обучение, также находятся на стадии формирования. В результате в этих областях еще не установлены единые стандарты для содержания профессии и ее универсального названия. Одну и ту же должность в разных компаниях могут обозначать различными терминами: методолог, методист, разработчик онлайн-обучения, педагогический дизайнер и другими. Поскольку эти профессии продолжают развиваться, важно учитывать, что названия могут варьироваться в зависимости от компании и специфики работы.
Представители данной профессии все еще не пришли к единому мнению относительно названия и точного перечня своих обязанностей. Отсутствие профессионального стандарта создает неопределенность, хотя методическое сообщество активно работает над его разработкой. Тем не менее, у этих специалистов есть одна общая ключевая функция — проектирование обучения. Эта задача требует глубокого понимания педагогических принципов и методик, что является основой для эффективной образовательной практики.
Методолог — это специалист, который занимается проектированием образовательных процессов. Он разрабатывает как конкретные учебные программы, так и общие подходы, применимые к различным образовательным курсам. Методолог играет ключевую роль в создании эффективных и целенаправленных учебных материалов, что способствует повышению качества образования и удовлетворению потребностей обучающихся.
Существует мнение, что задачи методолога отличаются более общим и теоретическим характером по сравнению с задачами методиста. Методолог, опираясь на научные исследования, систематизирует различные образовательные подходы и разрабатывает новые методики, модели и форматы обучения. В свою очередь, методист выступает в роли практического специалиста, который использует инструменты, созданные методологами, для реализации конкретных образовательных программ и разработки курсов.
Представление о методологии основано на её древнегреческом корне «логос», который переводится как «понятие», «разум» или «закон». Это подразумевает, что методология включает в себя обобщающие и основополагающие аспекты, имея теоретическую природу, а не ограничивается лишь частными и практическими задачами, как создание конкретного курса. Однако на практике ситуация может быть разнообразной и не всегда соответствует теоретическим представлениям. Методология может адаптироваться к различным условиям и требованиям, что делает её важным инструментом в любой области деятельности.
В сфере образовательных технологий термины «методист» и «методолог» нередко используются interchangeably, что может вызывать путаницу. Часто методистами называют специалистов, занимающихся разработкой курсов, тогда как методологи — это руководители команды методистов, формирующие стратегические подходы к обучению. Однако на практике эти определения часто пересекаются. Чтобы определить, какой именно специалист требуется для вашей компании — методист, который сосредоточится на создании единых стандартов и принципов обучения, или методолог, который будет разрабатывать и реализовывать конкретные обучающие программы самостоятельно, важно внимательно изучать требования и детали вакансий. Правильный выбор между этими ролями может существенно повлиять на эффективность образовательного процесса в организации.
Задачи методолога
Поскольку универсальных подходов к данной профессии на сегодняшний день не существует, задачи, выполняемые на разных рабочих местах, могут значительно различаться. Тем не менее, можно выделить основные ключевые обязанности методолога, которые остаются актуальными в большинстве случаев. Методолог должен:
- Уметь разрабатывать учебные программы — то есть знать, на основе каких продуктовых подходов строится процесс создания курса, а также по каким логическим принципам собирается учебный материал курса (не факт, что методолог будет делать курсы и собирать к ним материалы сам, но если он задаёт общие правила методистам для этой работы, он и сам должен отлично их знать).
- Проводить исследования для создания образовательного продукта.
- Знать и применять современные теории обучения и методы обучения, отлично разбираться в разных форматах обучения.
- Уметь выстраивать путь, который поможет студентам достичь образовательных целей.
- Знать, как мотивировать людей учиться.
- Уметь разрабатывать практические задания и тесты для курса.
- Уметь оценивать эффективность обучения и успешность образовательного продукта по определённым метрикам.
- Работать над улучшением курса, чтобы сделать его эффективнее.
Методолог, выполняя роль руководителя группы методистов, обязан разрабатывать единые подходы к их деятельности и организовывать процесс проектирования обучения. Эффективное руководство и системный подход к методической работе способствуют созданию качественных образовательных программ и обеспечивают согласованность действий всей команды.
Если в определенной компании методологом называют обычного разработчика учебных программ, это подразумевает, что он должен самостоятельно разрабатывать курсы. Это включает в себя составление учебной программы, создание обучающих материалов в сотрудничестве с экспертом по теме курса, а также разработку тестовых заданий. Кроме того, важно продумывать вовлекающие элементы, чтобы курс был не только полезным, но и интересным для учащихся. Такой подход способствует более глубокому усвоению материала и повышает мотивацию студентов.
В крупных онлайн-школах и отделах корпоративного обучения работа методолога часто ограничивается более прикладными задачами, такими как разработка учебных планов и стратегий. В таких организациях создание курсов обычно осуществляется другими специалистами. В отличие от этого, в небольших компаниях методологам зачастую приходится самостоятельно разрабатывать учебные презентации и собирать все учебные материалы в полноценные курсы, используя специализированные программы-конструкторы. Это требует от них не только творческого подхода, но и навыков работы с различными инструментами для создания образовательного контента.
Полный набор функций методолога зависит от специфики места работы. Это характерно для многих новых профессий, где каждый работодатель формирует уникальный набор обязанностей. Например, в роли SMM-менеджеров также наблюдается разнообразие. У одних специалистов основная задача заключается в разработке контент-стратегии для продвижения проекта в социальных сетях и анализе ключевых показателей эффективности, с последующей корректировкой стратегии. Другие же не только разрабатывают стратегию, но и активно участвуют в её реализации: ведут группы в социальных сетях, пишут и публикуют тексты постов, а также создают визуальный контент. Такой подход позволяет гибко адаптироваться к требованиям рынка и повышать эффективность работы в области цифрового маркетинга.
Войти в новую профессию становится проще, когда её стандарты ещё не устоялись. В отличие от устоявшихся профессий, для новых направлений часто не требуется второе высшее образование. Работодатели акцентируют внимание не на дипломах, а на практических навыках и качественном портфолио. Это открывает возможности для тех, кто готов учиться и развиваться в актуальных областях.
Методолог онлайн-курсов должен иметь педагогическое образование?
Существует распространенное мнение, что для создания образовательного продукта методолог или методист должен обладать педагогическим образованием. Однако это не является строгим требованием. На сегодняшний день в нашей стране отсутствуют четко установленные профессиональные стандарты, что позволяет людям с различным образованием и опытом приходить в эту сферу. В действительности, работа методолога или методиста включает в себя две ключевые составляющие: глубокое понимание образовательного процесса и навыки разработки эффективных методик и материалов. Таким образом, успешный специалист в этой области может иметь разнообразный профессиональный бэкграунд, что способствует инновациям и разнообразию подходов в образовании.
- знание, как строить образование (это про методы обучения);
- умение управлять процессом проектирования и запуска нового продукта (это про методы продуктовой разработки).
Педагогическое образование играет важную роль в образовательном процессе, так как включает в себя знание дидактики — науки, изучающей методы и принципы обучения. Однако этого может быть недостаточно, особенно в контексте обучения взрослых, где ключевую роль играет андрагогика. Эта наука сосредоточена на специфике и особенностях обучения взрослыми, что делает её незаменимой для эффективной организации образовательных процессов для данной категории обучающихся. Понимание как дидактики, так и андрагогики позволяет создать более качественные и адаптированные подходы к обучению, что в свою очередь способствует лучшему усвоению знаний и навыков.
Для второй составляющей, связанной с продуктом, педагогическое образование не окажет значительного влияния. Вместо этого, полезным будет опыт работы в качестве продакт-менеджера, UX-дизайнера или маркетолога. Эти компетенции помогут глубже понять потребности пользователей и эффективно управлять продуктами, что является критически важным для успешной работы в данной области.
Методологами и методистами зачастую становятся специалисты, имеющие опыт в одной из областей, связанных с образованием или разработкой продуктов. Однако для успешной деятельности в этой профессии необходимо изучать и другую сферу знаний, так как методология является многогранной. Важно отметить, что свою карьеру в этой области могут начать и люди, не имеющие прямого опыта в образовании или разработке. Это может быть связано с тем, что методология разработки обучения сочетает в себе аналитический подход и творческие элементы, что привлекает многих. Как отмечает методист Евгения Горунёва, работа в этой сфере требует внимательности и дотошности, но в то же время никогда не становится скучной, поскольку предполагает постоянное переключение между различными курсами и исследование новых тем.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки разработки учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее