Образование #Статьи

4 июля, 2025

Мотивация к учёбе: какой стиль преподавания помогает её включить / Skillbox Media

Чтобы мотивировать учащихся, необходим баланс между поддержкой их самостоятельности и управлением.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Общение учителя с учениками играет ключевую роль в формировании их учебной мотивации. Эффективная мотивация зависит от множества факторов, включая способ, которым педагог представляет новый материал, метод обратной связи и акценты, которые он ставит в процессе обучения. Важным аспектом является также организация взаимодействия в классе, так как это напрямую сказывается на вовлеченности учеников. Правильный подход к общению и взаимодействию помогает создать положительную атмосферу, способствующую эффективному обучению.

В большинстве исследований акцентируется внимание на влиянии отдельных аспектов поведения учителя на мотивацию учащихся. Психологи Тамара Гордеева из Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Олег Сычёв из Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В. М. Шукшина предприняли попытку систематизировать эти аспекты. Результаты их работы были опубликованы в журнале «Психологическая наука и образование», где они подробно анализируют, как различные педагогические подходы и поведенческие стратегии учителей могут формировать мотивацию студентов и влиять на процесс обучения.

От чего зависит мотивация

Работа Гордеевой и Сычёва представляет собой адаптацию исследований бельгийских ученых Мартена Ванстеенкиста и Натали Эльтерман. Оба исследования опираются на теорию самодетерминации, которая является одной из ключевых современных теорий мотивации. Эта теория объясняет, как внутренние и внешние факторы влияют на мотивацию человека, что делает её актуальной для понимания процессов обучения и развития. Адаптация, выполненная Гордеевой и Сычёвым, позволяет применить эти теоретические концепции на практике, что может значительно улучшить подходы к обучению и мотивации.

Согласно данной теории, внутренняя мотивация и общее благополучие человека напрямую зависят от удовлетворения трех основных психологических потребностей. Это касается не только взрослых, но и школьников, которые также стремятся к удовлетворению этих потребностей. Каждый человек хочет:

1. Ощущать автономию в своих действиях, чтобы принимать собственные решения и контролировать свою жизнь.
2. Иметь возможность развивать свои навыки и способности, что способствует росту и самореализации.
3. Чувствовать социальную связь и поддержку со стороны окружающих, что укрепляет его эмоциональное состояние и способствует чувству принадлежности.

Удовлетворение этих потребностей играет ключевую роль в формировании внутренней мотивации, что, в свою очередь, положительно сказывается на учебных успехах и общем качестве жизни.

  • действовать самостоятельно (потребность в автономии);
  • добиваться успеха (потребность в компетентности);
  • чувствовать внимание окружающих и связь с ними (потребность в связанности).

Игнорирование потребностей учащихся в учебной среде может привести к значительной потере мотивации. Создание комфортной и поддерживающей образовательной атмосферы является ключевым фактором для поддержания интереса и вовлеченности студентов. Учитывая индивидуальные потребности и предпочтения учащихся, образовательные учреждения могут значительно повысить уровень мотивации и успешности в обучении.

Читать также:

Внутренняя и внешняя мотивация играют ключевую роль в обучении учащихся. Внутренняя мотивация связана с личными интересами, стремлением к самосовершенствованию и удовлетворением от процесса обучения. Она способствует более глубокому пониманию материала и формированию устойчивых навыков.

С другой стороны, внешняя мотивация включает в себя внешние факторы, такие как оценки, похвала, награды и конкуренция. Она может быть эффективной в краткосрочной перспективе, но не всегда способствует долгосрочному увлечению учебным процессом.

Взаимосвязь между внутренней и внешней мотивацией важна для создания гармоничной образовательной среды. Учителя и родители могут использовать внешние стимулы для поддержания интереса учащихся, одновременно развивая их внутреннюю мотивацию. Это может быть достигнуто через создание увлекательных заданий, предоставление возможностей для выбора и поощрение самостоятельного обучения.

Таким образом, понимание взаимосвязи внутренней и внешней мотивации позволяет создать более эффективные стратегии для повышения учебной активности и вовлеченности учащихся.

Почему только поддержки автономии недостаточно

Поддержка автономии учащихся оказывает положительное влияние на их мотивацию, что подтверждено множеством исследований. Предоставление разумных возможностей выбора и учет инициативы студентов способствуют улучшению учебного процесса. Однако мотивация не определяется исключительно этими факторами. Важно учитывать и другие аспекты, влияющие на обучение и вовлеченность учеников.

Исследователи выделяют два ключевых измерения в образовательном процессе: «автономия — контроль» и «структура — хаос». Важно понимать, что структура не является синонимом контроля. Можно отказаться от строгих проверок и формальных требований, но при этом продолжать устанавливать определенные правила для учебного процесса. Это создание структуры является необходимым для эффективного обучения и развития студентов. Структура помогает организовать образовательный процесс, обеспечивая при этом свободу для самовыражения и автономии учащихся.

Тамара Гордеева и Олег Сычёв подчеркивают, что правильное структурирование учебного процесса играет ключевую роль в удовлетворении потребности в компетентности. Это особенно актуально при освоении новых или сложных тем. Без тщательно разработанного учебного маршрута, а также без адекватных объяснений и заданий, соответствующих уровню ученика, он может потерять уверенность в своих силах и сбиться с пути. Эффективное планирование уроков и внимание к индивидуальным потребностям обучающихся способствуют не только повышению их мотивации, но и глубокому пониманию учебного материала.

Изучите также:

Оптимальный подход к обучению: сначала теория или практика? Многие педагоги и специалисты в области образования задаются этим вопросом. Исследования показывают, что комбинированное использование теории и практики может значительно повысить эффективность обучения. Важно учитывать, что теоретические знания создают основу для понимания практических задач, в то время как выполнение задач способствует закреплению теоретического материала.

Если начать с теории, учащиеся получают необходимые знания и контекст, что позволяет им лучше осознать суть последующих практических заданий. С другой стороны, если начать с практической задачи, это может вызвать интерес и мотивацию, так как учащиеся сразу видят применение своих действий.

Рекомендуется использовать смешанный подход, который включает в себя предварительное объяснение основных понятий и последующее применение знаний на практике. Такой метод помогает укрепить понимание и делает процесс обучения более целостным и эффективным.

Какие стили мотивирования выделяют учёные

Бельгийские авторы разработали круговую модель, объединяющую различные стили мотивации. Тамара Гордеева и Олег Сычёв адаптировали эту модель для российского контекста. Их подход позволяет эффективно применять методы мотивации, учитывая особенности культурного и социального фона России.

Источник: Гордеева Т. О., Сычев О. А. Диагностика мотивирующего и демотивирующего стилей учителей: методика «Ситуации в школе» // Психологическая наука и образование. — 2021. — Том 26. № 1. — С. 51–65

Контроль, структура, поддержка автономии и хаос представляют собой основные стили взаимодействия между учителем и учениками. Контроль подразумевает активное управление процессом обучения, где учитель задает четкие рамки и требования. Структура обеспечивает организованность занятий, позволяя ученикам лучше усваивать материал. Поддержка автономии способствует развитию самостоятельности у учащихся, позволяя им принимать активное участие в обучении. Хаос, в свою очередь, может проявляться в неформальных подходах и спонтанных моментах, которые стимулируют креативность и индивидуальность обучающихся. Эти стили взаимодействия помогают создать сбалансированную образовательную среду, где каждый ученик может развиваться в соответствии со своими потребностями и целями.

  • Поддерживающий автономию стиль подразумевает, что учитель стремится понять и учесть интересы учащихся, чтобы они добровольно включались в учебный процесс.
  • Структурирующий стиль тоже основан на понимании учителем возможностей учеников, но его суть — в предоставлении педагогом руководства, учебных стратегий и поддержки.
  • При контролирующем стиле учитель стремится к тому, чтобы ученики действовали и относились к учебным ситуациям только так, как им предписано.
  • Хаотичный стиль ещё называют попустительским: при нём учитель отстраняется от учеников.

В каждом из основных стилей преподавания существуют подтипы, которые имеют незначительные различия. Например, в рамках контролирующего стиля выделяется требовательный подтип, где учитель использует прямые указания и приказы. В отличие от него, доминирующий подтип направлен на управление учениками через создание чувства вины и стыда. Эти различия в подходах влияют на восприятие учеников и эффективность обучения. Понимание этих нюансов может помочь педагогам лучше адаптировать свои методы к потребностям учащихся и создать более продуктивную образовательную среду.

Какие стили характерны для учителей

Тамара Гордеева и Олег Сычёв провели исследование, опросив 1400 учителей начальных и средних классов в девяти российских регионах. Для этого они применили адаптированный опросник «Ситуации в школе», который был изначально разработан в Бельгии. Полный текст опросника и инструкции по его использованию опубликованы вместе с результатами исследования. Данное исследование направлено на выявление ключевых аспектов образовательного процесса и понимание ситуации в школах России.

Исследования показывают, что в России, как и в других странах, наиболее распространены поддерживающий и структурирующий стили обучения. Согласно работам бельгийских авторов и других ученых, эти стили оказывают положительное влияние на развитие внутренней мотивации у учеников. Поддерживающий стиль способствует созданию комфортной атмосферы, где учащиеся чувствуют себя ценными и вовлеченными, в то время как структурирующий стиль помогает организовать процесс обучения и устанавливает четкие ожидания. Эти подходы не только повышают уровень вовлеченности, но и способствуют более глубокому пониманию учебного материала. Важно учитывать эти стили в образовательной практике для достижения наилучших результатов в обучении.

В практике мотивации стили редко встречаются в чистом виде. Исследование Гордеевой и Сычёва показывает, что поддерживающий автономию и структурирующий стили имеют положительную взаимосвязь, в то время как контролирующий и хаотичный стили оказывают негативное влияние. Это означает, что учителя, которые поддерживают автономию своих учеников, чаще всего также структурируют учебный процесс. Такой подход способствует созданию более эффективной образовательной среды, где ученики чувствуют себя свободными и уверенными в своем обучении.

Почему учителя выбирают разные стили мотивирования

В дополнение к опроснику «Ситуации в школе» авторы исследования также оценили жизнестойкость и самоэффективность учителей. Эти параметры отражают их способность справляться со стрессом и уверенность в своей профессиональной успешности. Изучение этих аспектов имеет важное значение для понимания общего психоэмоционального состояния педагогов и их готовности к преодолению трудностей в образовательной среде.

Анализ результатов показал, что высокая жизнестойкость и самоэффективность преподавателей непосредственно связаны с поддержкой автономии и четкой структурой в учебном процессе. В то же время учителя с низкой жизнестойкостью имеют тенденцию избегать трудностей, выбирая хаотичный стиль преподавания и дистанцируясь от происходящего в классе. Либо они, наоборот, пытаются контролировать все аспекты процесса, что также негативно сказывается на их эффективности.

В своей лекции на форуме «Преобразование образования» психолог Евгений Осин представил результаты различных исследований, касающихся причин выбора определенных стилей мотивации. В данном контексте он подробно обсудил факторы, влияющие на предпочтения в мотивационных подходах. Более подробную информацию о его лекции можно найти в нашем предыдущем материале.

Согласно исследованию, проведенному в вузах Бельгии, существует связь между поддержкой автономии и структурой в образовательном процессе и концепцией мышления роста. Преподаватели, которые уверены в том, что интеллект и способности могут развиваться на протяжении всей жизни, более активно применяют поддерживающие и структурирующие стили обучения. Это подчеркивает важность создания условий для развития мышления роста у студентов, что, в свою очередь, способствует их успеху и саморазвитию.

Читать также:

Книжная полка: «Гибкое сознание» Кэрол Дуэк

«Гибкое сознание» — это книга, в которой Кэрол Дуэк исследует концепцию фиксированного и растущего мышления. Автор объясняет, как наши убеждения о собственных способностях могут влиять на успех и развитие. Дуэк делится примерами из жизни и науки, показывая, как переход от фиксированного к гибкому мышлению может привести к новым достижениям и возможностям. Эта работа поможет читателям понять, как формирование правильного мышления влияет на личностный и профессиональный рост. Книга станет полезным ресурсом для тех, кто стремится развивать свои навыки и добиваться успеха в различных сферах жизни.

Евгений Осин отметил, что исследования подтверждают: наилучшие результаты в обучении достигаются благодаря педагогам, обладающим внутренней мотивацией. Учителя, которые мотивированы сами, способны вдохновлять своих учеников и создают более продуктивную образовательную среду. В то же время, педагоги с преобладанием внешней мотивации могут проявлять излишний контроль или, наоборот, недостаток внимания к ученикам, что негативно сказывается на процессе обучения. Внутренняя мотивация учителей играет ключевую роль в формировании эффективных образовательных практик.

Внутренняя мотивация преподавателей, как показывает исследование Евгения Осина и магистрантки ВШЭ Инны Резвановой, зависит от нескольких ключевых факторов. Среди них выделяются ясность роли учителя и наличие обратной связи по результатам работы. Ролевой конфликт, возникающий, когда преподаватель сталкивается с противоречивыми функциями или указаниями от различных руководителей, может привести к выгоранию. Для поддержания положительной внутренней мотивации также важны поддержка со стороны руководства и коллег, а также возможность автономии в выполнении своих обязанностей. Эти аспекты способствуют созданию благоприятной рабочей атмосферы и повышению удовлетворенности преподавателей.

Читать также:

  • Какой стиль преподавания помогает развить критическое мышление
  • Тьютор объяснила, как мотивировать подростков к учёбе
  • «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует», Дэниел Пинк

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее