Можно ли найти единые метрики качества для образования разных уровней и форматов? / Skillbox Media
Вопрос о качестве образования всё больше и больше напоминает поиски философского камня, но тем интереснее. Пересказываем дискуссию на ММСО.
Содержание:
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать большеКачество образования и его показатели продолжают оставаться важной темой для обсуждения. В рамках IX Московского международного салона образования (ММСО-2022) эта тема также была затронута. На сессии «Создание качественного образовательного продукта: подходы и метрики» эксперты из сферы школьного и вузовского образования, а также дополнительного профессионального образования и EdTech обсудили современные методы и метрики, направленные на улучшение образовательных процессов и результатов.
Обсуждение вышло за пределы заявленной темы и охватило не только качество образовательного продукта, но и общее качество образования. Спикеры также обсудили, какие аспекты образования следует измерять на различных уровнях и с какой целью это делать. Мы собрали ключевые цитаты из выступлений экспертов. Видеозапись обсуждения доступна в официальном сообществе ММСО во «ВКонтакте».
Почему вопрос о качестве образования превращается в головоломку
В начале обсуждения модератор Эдуард Хисяков, продакт-менеджер компании SkillFactory, поднял важный вопрос о возможности унификации критериев оценки качества образовательных программ. Он спросил, возможно ли привести к единому стандарту показатели качества для образовательных учреждений, таких как школы и вузы, а также для организаций дополнительного профессионального образования, независимо от формата обучения — онлайн или офлайн. Этот вопрос актуален для всех участников образовательного процесса, поскольку стандартизация показателей качества может существенно повысить уровень образования и обеспечить более прозрачное сравнение различных программ.
Кирилл Савицкий, эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ, высказал важную проблему, с которой согласились и другие эксперты. Вопрос качества образования часто становится источником недопонимания. Как подчеркнул спикер, на сегодняшний день нет общепринятого определения этого термина и связанных с ним понятий, что усложняет обсуждение и оценку образовательных процессов. Важно разработать четкие критерии и стандарты, которые помогут всем участникам образовательной системы лучше ориентироваться в вопросах качества и эффективности обучения.
Эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования при Институте образования НИУ ВШЭ занимается исследованиями и разработкой инновационных подходов в области цифрового обучения. Его работа включает анализ современных тенденций в образовательных технологиях, внедрение цифровых инструментов в учебный процесс и оценку их эффективности. Специалист фокусируется на создании условий для оптимизации образовательного процесса с использованием цифровых решений, что способствует повышению качества образования и адаптации учебных программ к требованиям современного рынка.
Когда речь заходит о качестве образования, важным шагом является создание четкого глоссария, чтобы обеспечить понимание обсуждаемых понятий. В ходе дискуссии мы можем столкнуться с путаницей между различными терминами. Например, сессия под названием «Создание качественного образовательного продукта» может легко перейти к обсуждению качества образовательных программ, а затем и качества образования в целом, включая темы, связанные с Рособрнадзором. Каждый из этих аспектов представляет собой уникальную историю, так как они ориентированы на разные аудитории и имеют различных заказчиков. Сравнение качества, предоставляемого различными образовательными платформами, такими как OTUS и Skyeng, не имеет смысла, поскольку они нацелены на разные целевые аудитории и предлагают различные продукты. Тем не менее, подходы к разработке образовательных продуктов могут быть схожими, что делает их сравнение более уместным.
Соня Смыслова, руководитель центра по академическому качеству и креативной педагогике Universal University и сооснователь School of Education, продолжила мысль Кирилла Савицкого, акцентировав внимание на различиях между классическим высшим образованием и профессиональным обучением. Она отметила, что классическое высшее образование фокусируется на теоретических знаниях и академической подготовке, тогда как профессиональное обучение направлено на практические навыки и готовность к рынку труда. Это подчеркивает важность адаптации образовательных программ к требованиям современного общества и потребностям студентов.
Спикер подчеркивает, что в профессиональном обучении возможно определить четкие критерии качества, в то время как в фундаментальном высшем образовании это сделать гораздо сложнее. Смыслова отмечает, что термин «образование» чаще всего ассоциируется с процессом формирования личности, и данный результат лишь частично поддается количественным и качественным измерениям. Вопрос о том, как оценить критическое мышление и способность человека глубоко и многогранно анализировать различные объекты и их взаимосвязи, остается открытым.
Руководитель Центра академического качества и креативной педагогики Университета Universal, а также сооснователь Школы образования. В своей деятельности он сосредоточен на повышении стандартов образования и внедрении инновационных подходов в преподавание.
Сравнение классического высшего образования и профессионального обучения вызывает разнообразные мнения. Выпуская студента после четырёх лет бакалавриата, мы понимаем, что наша задача заключается не только в подготовке специалиста, актуального на сегодняшний день. Нам необходимо подготовить человека к будущему, ведь именно ему предстоит формировать новый мир и вносить изменения не только в своей профессиональной сфере. Оценить качество образования можно не сразу и не через год после окончания обучения. Этот процесс требует времени и глубокого анализа, чтобы понять, насколько успешно мы готовим студентов к вызовам завтрашнего дня.
Профессиональное обучение нацелено на актуальные задачи современности. В рамках образовательной программы необходимо освоить определённый набор навыков. По завершении обучения человек получает возможность продемонстрировать свои достижения через актуальное портфолио и резюме, что поможет ему устроиться на работу. Это ясный и понятный критерий успешности.
Спикер отмечает, что между профессионально-прикладным и фундаментальным образованием существует множество возможностей для дискуссий. Эти два полюса, с одной стороны, направлены на развитие навыков, необходимых для профессиональной деятельности, а с другой — на формирование личности и ее всестороннее развитие. Многие образовательные формы объединяют как измеримые, так и неизмеримые аспекты, что создает уникальные условия для обучения и роста. Это открывает новые горизонты для обсуждений о том, как лучше всего сочетать разные подходы в образовании, чтобы достичь оптимальных результатов.
Читайте также:
Развитие мышления и формирование сообщества являются ключевыми целями высшего образования. В современном мире, где информация быстро меняется, важно не только передавать знания, но и развивать критическое мышление у студентов. Высшее образование должно способствовать созданию среды, в которой учащиеся могут обмениваться идеями, развивать свои навыки и учиться работать в команде.
Формирование сообщества в учебных заведениях помогает укрепить связи между студентами и преподавателями, создавая атмосферу сотрудничества и взаимопомощи. Это способствует развитию эмоционального интеллекта и навыков общения, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности.
Таким образом, высшее образование должно быть направлено на всестороннее развитие личности, что позволит выпускникам стать не только квалифицированными специалистами, но и активными членами общества. Важно, чтобы образовательные учреждения фокусировались на создании условий для обмена опытом и формирования профессиональных сообществ, что в конечном итоге приведет к улучшению качества образования и подготовит студентов к вызовам современного мира.
Может ли определение цели обучения стать критерием качества
Соня Смыслова подчеркнула, что в прикладном образовании важно не только учитывать критерии качества, связанные с профессиональной деятельностью, но также обращать внимание на цели и потребности студентов. Это позволяет создать более эффективную образовательную среду, способствующую развитию индивидуальных навыков и компетенций. Учитывая интересы и запросы обучающихся, можно значительно повысить качество образования и сделать его более актуальным и востребованным на рынке труда.
Согласно мнению экспертов, существует серьёзная проблема в сфере образования: лишь небольшая часть учащихся способна четко сформулировать свои цели обучения. Михаил Свердлов, бывший директор по развитию бизнеса компании Skypro, куратор сообщества «Образование» на платформе «Яндекс.Кью» и автор Telegram-канала «Образование, которое мы заслужили», привёл статистику группы компаний Skyeng, согласно которой только 20% студентов могут обозначить свои желаемые образовательные результаты. Это указывает на необходимость более глубокого анализа мотивации учащихся и разработки методик, которые помогут им лучше осознать свои цели в процессе обучения.
Тигран Басеян, генеральный директор образовательной компании GeekZ, отметил, что речь идет о взрослых людях с достаточным жизненным и профессиональным опытом. В отличие от них, школьники, которые еще не успели попробовать себя в различных сферах деятельности, сталкиваются с еще более серьезными проблемами. Эти сложности могут затруднить выбор профессии и карьерного пути в будущем. Поэтому важно создавать условия, которые помогут молодым людям исследовать свои интересы и развивать навыки, необходимые для успешной профессиональной реализации.
Генеральный директор образовательной компании GeekZ является ключевой фигурой, отвечающей за стратегическое развитие и управление организацией. Он определяет направление обучения, внедряет инновационные методики и следит за качеством образовательных программ. Под его руководством GeekZ стремится обеспечить высокий уровень образования и подготовки специалистов в актуальных областях. Генеральный директор также активно участвует в формировании партнерств с другими образовательными учреждениями и компаниями, что способствует расширению возможностей для студентов. Важно отметить, что его лидерство способствует созданию уникальной атмосферы, способствующей обучению и развитию.
Многие школьники приходят на занятия без ясного понимания целей предстоящих экзаменов. Это часто происходит под давлением родителей, друзей и окружающей среды. Одним из ключевых критериев качества образования является четкое формулирование целей. Достижение этой цели требует значительных усилий как от образовательной системы, так и от самих учеников. В переходный период, когда подростки начинают осознавать свою идентичность и интересы, им особенно сложно определить, чем они хотят заниматься в будущем. К сожалению, доступных инструментов для профориентации недостаточно, что является одной из основных проблем в системе образования. Более того, ученики и их родители зачастую не уделяют этому вопросу необходимого внимания. По данным Росстата, лишь 2,5% людей в России занимаются профориентацией, что подчеркивает важность этой темы для будущего молодежи.
Определение цели обучения, согласно мнению Басеяна, включает две взаимосвязанные задачи. Первая задача заключается в выявлении профессиональных интересов учащегося и помощи ему в понимании своих стремлений. Вторая задача состоит в том, чтобы поддержать студента, осознавшего ошибочность своего выбора, в процессе исправления этого выбора. Такой подход к обучению способствует более эффективному развитию студентов и позволяет им находить свое призвание.
Спикер утверждает, что на школьном уровне качественное образование можно оценивать по активному вовлечению старшеклассников в проектную деятельность, связанную с их профилем, а также по их достижениям в этой области. В качестве примера он упоминает Кружковое движение Научно-технологической инициативы (НТИ), которое организует олимпиаду и другие мероприятия для школьников, заинтересованных в IT-сфере. Участие в таких проектах способствует развитию практических навыков и углублению знаний, что является важным аспектом современного образования.
Читать также:
Измерение качества образовательного опыта в EdTech: важность и методы
Качество образовательного опыта в сфере EdTech играет ключевую роль в формировании эффективных учебных процессов. Для образовательных платформ и технологий важно не только предоставить доступ к знаниям, но и обеспечить их усвоение, а также удовлетворенность пользователей. Измерение этого качества позволяет выявить сильные и слабые стороны обучения, оптимизировать контент и улучшить взаимодействие с пользователями.
Существуют различные методы оценки качества образовательного опыта. К ним относятся опросы и анкетирования пользователей, анализ успеваемости студентов, а также сбор и анализ данных о взаимодействии с платформой. Эти инструменты помогают понять, насколько материал соответствует потребностям обучающихся и насколько эффективно они его усваивают.
Важно помнить, что регулярное измерение качества образовательного опыта не только способствует улучшению платформы, но и повышает доверие пользователей к ней. В конечном итоге, это ведет к повышению вовлеченности студентов и улучшению результатов обучения. Таким образом, создание системы оценки качества в EdTech не является лишь дополнительной задачей, а является необходимым шагом для достижения успеха в образовательной сфере.
Что такое субъектность ученика и при чём тут качество образования
Соня Смыслова отмечает, что успешная профориентация является следствием, а не причиной выбора деятельности. По её мнению, решение о выборе вдохновляющей профессии приходит не благодаря применению определённых инструментов или манипуляциям, а в результате глубокого понимания собственных интересов и возможностей. Это осознание и самоопределение Смыслова называет субъектностью. Она подчеркивает, что система образования на всех уровнях рассматривает учащегося скорее как объект, чем как активного субъекта с индивидуальными целями и потребностями. Важно, чтобы образовательные учреждения начали учитывать уникальность каждого студента, направляя их к осознанию собственных интересов и способностей для более успешной профориентации.
Система образования обладает ярко выраженной объектно-ориентированной структурой, которая проявляется как на уровне высшего образования, так и в профессиональной сфере. Студент воспринимается как объект, который попадает в эту систему и должен быть правильно направлен для достижения своих целей. Важно, чтобы каждый студент оказался в соответствующей образовательной среде, где он сможет развиваться и стать частью общей образовательной структуры. Я акцентирую внимание на том, что чем больше мы будем доверять индивидуумам в их самоопределении и в выборе того, что они считают правильным или неправильным, тем меньше мы будем придерживаться технократического подхода, стремящегося к унификации и стандартизации. Уважение к личным выборам и потребностям студентов может привести к более гибкой и эффективной образовательной системе, ориентированной на развитие уникальных способностей каждого.
Спикер отметила, что не считает все измерения в образовании ненужными. Она подчеркнула значимость целей, с которыми проводятся эти измерения. Важно понимать, что правильная интерпретация данных может способствовать улучшению образовательного процесса и повышению качества обучения.
Михаил Свердлов обсудил сценарий, в котором сбор данных и метрик способствует не технократическому подходу, а наоборот, усиливает индивидуальность и субъектность каждого ученика. Такой подход позволяет глубже понять потребности и интересы учащихся, что в свою очередь способствует более эффективному учебному процессу и развитию личности.
Экс-директор по развитию бизнеса компании Skypro, куратор сообщества «Образование» на платформе «Яндекс.Кью» и автор Telegram-канала «Образование, которое мы заслужили», имеет обширный опыт в сфере образования и бизнеса. Его профессиональная деятельность направлена на улучшение образовательных процессов и внедрение современных технологий в учебный процесс. Эксперт в области развития бизнеса и образования, он активно делится своими знаниями и опытом с широкой аудиторией, способствуя обсуждению актуальных вопросов и тенденций в этой сфере.
До XX века исследования человека проводились преимущественно качественным методом с использованием небольших выборок. С появлением возможностей массового сбора данных мы получили шанс глубже изучать каждого индивидуума. Преподаватель в университете не может сосредоточиться на каждом студенте, таком как Петя, Катя или Маша — он работает с аудиторией в целом. Вопрос: может ли алгоритм помочь преподавателю уделить внимание каждому студенту, выявить его проблемы, учесть индивидуальные характеристики, скорость усвоения материала и социальные факторы? Да, алгоритмы способны на это. Они могут предоставлять рекомендации преподавателю, что, безусловно, улучшит образовательный процесс. В моем мнении, использование таких технологий значительно повысит качество обучения и позволит каждому студенту получать более персонализированный подход.
По словам Михаила, алгоритм Skyeng, разработанный на основе собранных данных, в 2020 году увеличил прогресс учеников на 26,5% по сравнению с 2019 годом. Эксперт также отметил систему Plario, используемую в Томском университете, которая способствует освоению высшей математики студентами. В Университете штата Аризона была создана модель данных, которая помогла снизить отток студентов, столкнувшихся с трудностями в изучении отдельных предметов. Это позволило многим из них успешно сдать экзамены и продолжить обучение. Такие инновационные подходы в образовании показывают, как технологии могут существенно улучшить учебный процесс и повысить успеваемость студентов.
Михаил утверждает, что такое использование данных позволит лучше заботиться о каждом ученике, а не просто контролировать, чтобы определённый процент обучающихся завершил образовательную программу. Это подход способствует индивидуализации образования и повышению качества учебного процесса, что в конечном итоге приводит к более успешным результатам для всех студентов.
Читать также:
- Важное — в цитатах месяца: про качество образования и профессионализм тех, кто учит
- «Судить о качестве программы невозможно в отрыве от реализации её преподавателем»
- Как оценить и повысить качество общего образования: мнения экспертов
- В Госдуме разрабатывают систему оценки качества образования в вузах
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее