Образование #Статьи

7 июля, 2025

Можно ли в школе научить делать проекты / Skillbox Media

Как научить учеников планировать свою работу, если не планируешь её сам?

Содержание:

    Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

    Узнать больше
    Фото: личный архив Алексея Корнилова

    С более чем 15-летним опытом в области создания и реализации образовательных проектов в сфере высоких технологий, я являюсь экспертом в проектном обучении. Моя деятельность включает авторство курсов и методических пособий по таким темам, как робототехника, интернет вещей и цифровые технологии. Я разрабатываю и внедряю образовательные программы в таких учреждениях, как МФТИ, Британская высшая школа дизайна и платформа Coursera, включая проект «еНано». Мой опыт также охватывает разработку систем автоматизации и непромышленной робототехники. Я был организатором первых в России фестивалей робототехники и выступал в роли разработчика и первого руководителя всероссийской программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России». Моя работа направлена на формирование технологических кадров для инновационного развития страны.

    Представляем текст, опубликованный с разрешения Алексея, из его личного блога на платформе «Фейсбук». В данном посте обсуждаются основные препятствия, которые препятствуют эффективной проектной деятельности в образовательных учреждениях.

    Научить школьников создавать проекты возможно. Проектная деятельность в школе способствует развитию критического мышления, креативности и навыков работы в команде. Внедрение проектного обучения позволяет учащимся применять теоретические знания на практике, что повышает их интерес к учебе и углубляет понимание предметов.

    Для успешного обучения проектной деятельности важно создавать поддерживающую образовательную среду, где учащиеся могут свободно выражать свои идеи и экспериментировать. Это включает в себя использование современных технологий, доступ к ресурсам и активное вовлечение педагогов в процесс.

    Проектное обучение также развивает навыки планирования, организации и презентации, которые являются важными для будущей профессиональной деятельности. Таким образом, внедрение проектного обучения в школьную программу является важным шагом к подготовке учащихся к реальным жизненным вызовам и требованиям современного общества.

    Проект в проектном менеджменте представляет собой процесс, в ходе которого достигается определённый результат в установленные сроки. Формирование навыков проектной деятельности, закреплённых во ФГОС, акцентирует внимание на умении добиваться результатов и повышать личную эффективность в различных сферах жизни. Проектный менеджмент способствует развитию критического мышления, организованности и ответственности, что является ключевыми аспектами успешного выполнения проектов.

    В одной уважаемой школе была проведена дискуссия о причинах сложностей, связанных с внедрением проектного подхода в образовательный процесс. Участники обсудили, почему проекты и проектная деятельность зачастую сводятся к имитации, а не к настоящему развитию навыков и знаний учащихся. Главные проблемы заключаются в недостаточной подготовке преподавателей, отсутствии четких критериев оценки проектов и низком уровне вовлеченности студентов. Необходимы эффективные стратегии для преодоления этих препятствий и создания условий, способствующих настоящему освоению проектного метода.

    У меня есть три весомые причины.

    Эффективность работы учителя, включая достигнутые образовательные результаты, не является обязательным требованием.

    Учитель должен реализовать образовательную программу, при этом результаты ЕГЭ и ОГЭ оказывают косвенное влияние на педагогические достижения. Важно понимать, что успех в экзаменах не всегда отражает качество учебного процесса. Эффективное обучение требует комплексного подхода, где акцент делается не только на итоговые испытания, но и на развитие знаний и навыков учащихся в течение всего учебного года.

    Эффективность не всегда связана с получением результата. Однако стремление к эффективности действительно упрощает жизнь. Когда вы работаете более рационально, это позволяет снизить затраты сил и нервов. Зачем не использовать возможность быть эффективным ради собственного комфорта? Улучшая свои рабочие процессы, вы создаете более приятные условия для себя и облегчаете выполнение задач. Поэтому стоит задуматься, что мешает вам стремиться к эффективности не только ради результата, но и ради собственного удобства.

    Ситуация напоминает известную пословицу: «Некогда точить пилу — занимаемся работой». Это выражение подчеркивает важность выделения времени для подготовки и оптимизации процессов, даже если кажется, что на это нет времени. Правильная организация рабочего процесса и регулярное обновление навыков играют ключевую роль в достижении высоких результатов. Без должной подготовки эффективность может значительно снизиться, что в конечном итоге повлияет на качество выполненной работы. Поэтому стоит помнить: инвестирование времени в улучшение собственных инструментов и навыков всегда оправдано и приведет к лучшим результатам.

    Третья причина оказалась неожиданной: как отметил Дмитрий Анатольевич, учитель — это призвание и миссия. Настоящий учитель искренне считает, что если благодаря более эффективным образовательным технологиям у него освобождается время, то это приводит к чувству недоработки. Правильно организованная проектная деятельность может значительно снизить нагрузку на педагога. В результате, если учитель не испытывает усталости, он может ощущать, что не выполнил свою миссию должным образом.

    Слово «проект» имеет множество значений, и «проект по изготовлению скворечника» можно понимать не только как конечный результат, но и как процесс, который включает в себя презентацию. Такой подход удобен для всех участников, поскольку акцент смещается с итогового продукта на саму идею и активное вовлечение в создание.

    Читать также:

    • Как в образовании используют эффект IKEA
    • Верят ли учителя, что от них зависят успехи учеников?
    • Как ТРИЗ-педагогика помогает развивать мышление

    Судом принято решение о запрете деятельности компании Meta Platforms Inc. в России, касающейся реализации социальных сетей Facebook и Instagram. Это решение обусловлено обвинениями в экстремистской деятельности, что в свою очередь ставит под сомнение легальность работы этих платформ на территории Российской Федерации.

    Мы публикуем с разрешения Алексея его пост из личного блога на платформе «Фейсбук», в котором он обсуждает препятствия для эффективной проектной деятельности в школе. Алексей делится своими наблюдениями о том, какие факторы могут негативно влиять на реализацию проектов, а также предлагает возможные решения для улучшения образовательного процесса. Важно обратить внимание на организационные моменты, недостаток ресурсов и нехватку времени, которые часто становятся барьерами для успешной работы над проектами. Понимание этих проблем поможет создать более продуктивную среду для учащихся и педагогов, способствуя развитию креативности и инициативы в школьном обучении.

    Профессия Методист с нуля до PRO

    Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

    Узнать подробнее