Наступит ли «смерть школы»? Эксперты обсудили последствия цифровизации образования / Skillbox Media
Не все считают, что переход к онлайн-форматам глубоко изменил преподавание. Но, возможно, самые значимые перемены ещё впереди.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеНа встрече в лектории Skillbox представители образовательных технологий (EdTech), школ и вузов обсудили влияние цифровой трансформации на образовательный процесс. Участники мероприятия рассмотрели, как современные технологии меняют подход к обучению, внедряя инновационные методы и инструменты. Обсуждение охватило важные аспекты, такие как адаптивное обучение, онлайн-курсы и использование искусственного интеллекта в образовательной среде. Стремительное развитие технологий открывает новые возможности для повышения качества образования и доступа к учебным ресурсам.
Переход на цифровой формат действительно может стать новой вехой в образовательной сфере, сопоставимой с изобретением книгопечатания и внедрением классно-урочной системы. Цифровизация образования открывает новые возможности для обучения, взаимодействия и доступа к информации. Однако, не менее значительным фактором для изменения образовательной парадигмы является развитие искусственного интеллекта. Эксперты отмечают, что ИИ способен трансформировать процесс обучения, предлагая персонализированные подходы и улучшая качество образовательных материалов. Важно рассмотреть, как эти два направления — цифровизация и искусственный интеллект — могут взаимодействовать и совместно влиять на будущее образования.
В обсуждении принимали участие:
- научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ Виктор Болотов;
- историк, заведующий гуманитарной кафедрой школы «Le Sallay Диалог» Пётр Мазаев;
- директор частной школы «Снегири» Александр Гулин;
- руководитель методического отдела Skillbox Марина Харахордина;
- руководитель управления образования в ИНТЦ МГУ «Воробьёвы горы», ректор ЧОУ «Долина талантов МГУ» Татьяна Иванова;
- модератор дискуссии — руководитель программ методических практик в Skillbox Кирилл Прудников.
Какие события в истории сильнее всего повлияли на развитие образования
Перед обсуждением роли цифровизации в образовании участники выделили важные этапы в истории этой сферы, которые помогут лучше понять масштаб современных изменений. Среди таких событий можно выделить семь ключевых моментов, оказавших значительное влияние на развитие образовательных систем.
- Книгопечатание. По мнению Виктора Болотова, оно поставило образование в совершенно новые условия, упростив сохранение и передачу информации. Во многом благодаря этому стало возможно появление «Великой дидактики» Яна Амоса Коменского.
- Массовость образования. Историк Пётр Мазаев напомнил: идея о том, что образование должно быть всеобщим, распространилась относительно недавно в масштабах истории цивилизации — лишь в XIX веке, а её реализация достигла своего пика в XX веке.
- Политические революции. Виктор Болотов упомянул их применительно к России — они сильно меняли весь контекст жизни в стране, в том числе, конечно, и образовательный.
- Педагогические идеи первой половины XX века. Их важность подчеркнул Пётр Мазаев. Он рассказал, что в конце XIX — начале XX века в образовании почти одновременно появились важные теории, которые по-разному говорили о повороте обучения к человеку. Они были довольно разными: проектный подход, гуманистическая педагогика, педология, которая послужила предвестником доказательного подхода к образованию. Один из важных результатов в том, что педагогика стала самостоятельной наукой, в которой возможен эксперимент.
- Стандартизированные тесты. Первые из них, напомнил Пётр Мазаев, появились в 1930-е годы в США, и с тех пор во многих странах мира они остаются важнейшим инструментом в образовании — в том числе в отборе на программы высшего образования. Для России главным стандартизированным тестом стал ЕГЭ.
- Теория развивающего обучения Василия Давыдова и Даниила Эльконина. По словам Виктора Болотова, эта теория серьёзно изменила подход к образованию в России — благодаря ей на всех уровнях стали признавать (по крайней мере на словах), что в обучении нужно не только транслировать знания, но и развивать умения самих учащихся, их учебную самостоятельность.
- Компьютеризация. Ещё до цифровизации образовательного процесса по всем дисциплинам важную роль в развитии образования сыграл предыдущий шаг — само по себе появление компьютера и предмета «Информатика» в школах. Как напомнил Александр Гулин, впервые он появился в 1985 году всего в двух странах — в СССР и в Ирландии.
Переделайте текст, сохраняя основную тему. Оптимизируйте содержание для SEO, добавив ключевые слова, без лишних деталей. Избегайте использования смайлов и ненужных символов. Не включайте разделы с нумерацией или символами. Простой и лаконичный текст.
Читайте также:
Цифровизация образования представляет собой процесс интеграции современных цифровых технологий в образовательный процесс. Она включает в себя использование онлайн-платформ, электронных учебных материалов, виртуальных классов и интерактивных инструментов, направленных на улучшение качества обучения и доступности образования. Цифровизация позволяет учащимся получать знания в удобное для них время и темпе, а также способствует развитию необходимых навыков для работы в цифровом обществе. Внедрение технологий в образовательный процесс делает его более интерактивным и привлекательным, что повышает мотивацию студентов. Кроме того, цифровизация помогает образовательным учреждениям оптимизировать свои ресурсы и улучшить управление учебными процессами. В условиях быстрого изменения рынка труда цифровизация образования становится необходимым шагом для подготовки квалифицированных специалистов, способных эффективно работать в условиях цифровой экономики.
Стала ли такой же важной вехой цифровизация
Цифровизация образования вызвала активные дискуссии среди экспертов относительно ее значения для истории образовательного процесса. Мнения разделились, и были представлены различные точки зрения на этот вопрос. Некоторые специалисты подчеркивают, что внедрение цифровых технологий в образовательную сферу стало ключевым этапом, который изменил методы обучения и доступа к знаниям. Другие же высказывают сомнения, считая, что цифровизация может привести к утрате традиционных ценностей образования. Важно учитывать, что цифровизация открывает новые возможности для студентов и преподавателей, улучшая качество обучения и делая его более доступным.
Некоторые эксперты обсуждают, что переход на дистанционное обучение во время пандемии стал катализатором значительных изменений в образовательной сфере. Прежде всего, изменилась среда обучения: физические классы в школах и вузах уступили место виртуальным платформам. Однако перемены не ограничиваются этим аспектом. Пандемия подтолкнула педагогов к освоению цифровых технологий и эффективной работе с компьютерами, что само по себе является важным достижением. Этот масштабный переход к онлайн-образованию создает основу для будущих трансформаций в учебных процессах и методах преподавания, открывая новые возможности для студентов и преподавателей.
Виктор Болотов выразил мнение о том, что изменения в образовательной среде повлияли на педагогические подходы. С ним согласны Марина Харахордина и Кирилл Прудников, который отмечает, что в связи с новыми условиями преподаватели начали применять методику перевёрнутого класса. Эта методика позволяет активизировать студентов и сделать процесс обучения более интерактивным, что особенно актуально в современном образовательном контексте.
Существуют противоположные мнения о переходе на дистанционное обучение. Одно из таких мнений высказал Александр Гулин, который утверждает, что многие учителя и преподаватели вузов просто перенесли в цифровую среду привычные методы и технологии, используемые в офлайн-формате. По его мнению, педагогические технологии не претерпевают изменений при переходе на новые инструменты: работа с интерактивной доской не отличается от работы с меловой. В результате, с переходом на дистанционное обучение, те же слайды, которые ранее демонстрировались в классе, начали показывать в онлайн-формате. Таким образом, важно переосмыслить подходы к обучению, чтобы использовать потенциал цифровых технологий более эффективно.
В дискуссии возникла новая точка зрения: изменения в образовании во время дистанционного обучения заключаются не только в активном использовании цифровых технологий, но и в изменении отношений между образовательной системой и обществом. Александр Гулин отметил, что во время пандемии возникла шутка о «педагогическом стриптизе». Это связано с тем, что родители школьников впервые получили возможность увидеть, как проходят уроки у их детей и каким образом работают учителя. В результате наблюдения за школьными занятиями увеличился интерес к репетиторам и онлайн-урокам на специализированных платформах. Этот тренд подчеркивает важность прозрачности образовательного процесса и необходимость адаптации образовательных услуг к требованиям времени.
Пётр Мазаев утверждает, что изменившийся баланс между образовательной системой и обществом имеет значительные и долгосрочные последствия. В последние годы наблюдается рост интереса к внешкольному обучению, что указывает на изменение восприятия роли школы как общественного института. Все больше людей понимает, что получение знаний не обязательно связано с традиционным школьным обучением. По мнению Мазаева, это может привести к «смерти школы» и разрушению классно-урочной системы, которая существовала с XVII века и формировала основы дидактики. Будущее образования остается неопределённым, но Мазаев предполагает, что оно будет кардинально отличаться от существующих форматов. Это говорит о необходимости адаптации образовательных подходов к новым социальным реалиям и потребностям общества.
Не все согласны с мнением о том, что школа теряет свою значимость. Татьяна Иванова подчеркивает, что в цифровой среде невозможно обеспечить полноценное воспитание без личного общения в коллективе. Для успешного продолжения учебы и освоения профессии необходимо развивать у детей осознанность и вовлеченность. Эти качества не возникают спонтанно, они формируются под влиянием учителей, сверстников, родителей и других значимых фигур в жизни ребенка. Важно признать, что школа играет ключевую роль в этом процессе, обеспечивая взаимодействие, поддержку и формирование социальных навыков.
Александр Гулин подчеркнул, что образовательные учреждения выполняют важную практическую функцию, выступая в роли «камер хранения» для детей работающих родителей. Эта роль становится особенно актуальной в современном обществе, где многие семьи нуждаются в надежных местах, где их дети могут находиться в течение рабочего дня. Образовательные учреждения обеспечивают не только безопасность, но и развитие детей, что делает их незаменимыми для родителей, совмещающих работу и семейные обязанности.
Перевернёт ли ИИ мир образования?
В завершение дискуссии Кирилл Прудников обратился к экспертам с просьбой поделиться своими взглядами на будущее образования в горизонте 15–20 лет. Некоторые прогнозы оказались довольно пессимистичными. По мнению ряда участников, цифровые технологии могут усугубить социальное расслоение, в том числе в сфере образования. Например, Александр Гулин высказал мнение, что общество может разделиться на создателей и потребителей цифрового контента. В этом сценарии большинство людей станет потребителями, тогда как процесс создания контента станет всё более сложным, затратным и, в конечном итоге, элитарным. Гулин подчеркивает, что одной из ключевых задач образования в будущем станет развитие у учащихся навыков по производству контента, что позволит им не только потреблять, но и активно участвовать в цифровом мире.
Эксперты предсказывают, что значительная часть будущих изменений в образовании будет связана с развитием искусственного интеллекта. Генеративные и другие типы нейросетей могут стать ключевыми элементами в трансформации образовательного процесса. Их внедрение в учебные программы открывает новые возможности для персонализированного обучения и повышения эффективности образовательных методов.
Спикеры в основном избегают преувеличения значимости и возможностей современных систем искусственного интеллекта. Пётр Мазаев отметил, что ChatGPT и его аналоги действительно ускоряют решение некоторых задач, однако чаще всего это простые рутинные операции, такие как написание стандартных деловых писем. Важно помнить, что нейросети могут допускать ошибки и генерировать неверную информацию, которую может выявить только специалист, обладающий необходимыми знаниями в конкретной области. Это подчеркивает, что использование нейросетей не отменяет необходимость в профессиональных навыках и экспертизе.
Искусственный интеллект на текущем этапе своего развития способен существенно изменить сферу образования и профессиональную деятельность. По мнению эксперта Петра Мазаева, для ряда профессий достаточно минимального уровня знаний, и такие специалисты могут оказаться ненужными, так как ИИ выполняет их задачи с большей скоростью и эффективностью.
По мнению Виктора Болотова, последствия внедрения искусственного интеллекта в общество пока трудно предсказать. Однако для сферы образования это изменение однозначно потребует пересмотра дидактических подходов. Необходимость отказаться от традиционных реферативных заданий, которые предполагают воспроизведение текстов и выводов, становится очевидной. В качестве альтернативы могут быть предложены проектные задачи, которые способствуют развитию критического мышления и творческих навыков у студентов.
Узнайте больше об образовании в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить интересные материалы и актуальные новости!
- Что ИИ-помощники научились делать в образовании
- Позицию ретранслятора знаний надо менять на «когнитивного инженера»
- Новая практика: как ChatGPT используют в школах и вузах — с пользой
- Дискуссия: цифровые инструменты делают образование «видимым» — но и дегуманизируют
- Что такое проектное обучение и где оно применяется
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее