Образование #Статьи

29 июля, 2025

Навыки XXI века: упоминаются во ФГОС, но учат ли им в реальности? / Skillbox Media

На рынке труда растёт ценность гибких навыков (софт-скиллов). Есть две проблемы: мало какие вузы им обучают, а как их оценивать, вообще не ясно.

Научитесь: Методист образовательных программ

Узнать больше

Согласно данным hh.ru, российские работодатели высоко ценят определенные гибкие навыки у своих потенциальных сотрудников. Наиболее значимые из них включают:

  • умение взаимодействовать с людьми и вести переговоры;
  • гибкость ума;
  • клиентоориентированность и эмоциональный интеллект;
  • умение комплексно решать проблемы;
  • креативность и критическое мышление.

Совместное исследование WorldSkills и организации Global Education Futures выделяет ключевые навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности в 2020-х годах. В числе этих навыков критическое и творческое мышление, сотрудничество, межкультурная коммуникация и другие гибкие компетенции. Авторы исследования подчеркивают, что современным специалистам важно освоить этот базовый набор, чтобы успешно адаптироваться к сложным условиям и вызовам, возникающим в быстро меняющемся мире. Развитие этих навыков поможет не только в профессиональной сфере, но и в личной жизни, обеспечивая лучшую коммуникацию и взаимодействие с окружающими.

Увеличение интереса экспертов к универсальным гибким навыкам не умаляет значимость специфических профессиональных знаний, известных как хард-скиллы. Однако в условиях цифровизации, информационных перегрузок и перехода к новым форматам работы становится все более очевидным, что навыки, общие для различных профессий, играют ключевую роль. Это подчеркивает необходимость развития адаптивности, коммуникации и критического мышления, которые становятся важными для успешной карьеры в современном мире. Гибкие навыки помогают специалистам быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям и эффективно взаимодействовать в мультидисциплинарных командах.

Навыки, важные для профессиональной жизни, формируются в процессе образования. В России это отражено в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые включают универсальные компетенции в результаты обучения в высших учебных заведениях. Эти компетенции помогают студентам адаптироваться к требованиям современного рынка труда и успешно строить карьеру. Формирование таких навыков должно происходить не только на занятиях, но и в рамках практической деятельности, что способствует развитию критического мышления, командной работы и других важных умений.

В докладе «Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования» исследователи Института образования Высшей школы экономики поделились опытом образовательных организаций в формировании необходимых навыков у студентов. В ходе исследования и обсуждений на ежегодной Апрельской конференции ВШЭ были раскрыты ключевые подходы и методы, которые помогают вузам адаптироваться к современным требованиям рынка труда. Это исследование подчеркивает важность развития универсальных компетенций, таких как критическое мышление, командная работа и эффективная коммуникация, как необходимых результатов высшего образования.

Что это ещё за универсальные компетентности?

Гибкие навыки, мягкие навыки, навыки будущего и навыки XXI века — все эти термины обозначают одни и те же универсальные компетенции. Согласно докладу Высшей школы экономики, невозможно составить полный список таких навыков, поскольку их содержание зависит от уровня образования и контекста обсуждения. Однако эксперты выделяют несколько ключевых навыков, которые остаются актуальными: критическое и креативное мышление, умение работать в команде, эффективная коммуникация и взаимодействие с людьми, а также самоорганизация и стремление к саморазвитию. Важно отметить, что перечень этих навыков постоянно обновляется, отражая изменения в современном мире.

Объединяющим элементом различных списков является наличие компетентностей. Компетентности представляют собой совокупность знаний, умений и навыков, которые позволяют эффективно выполнять определенные задачи. В каждом списке компетентности могут варьироваться, однако их наличие является ключевым фактором для успешного выполнения работы и достижения поставленных целей. Разнообразие компетентностей в списках позволяет учитывать различные аспекты профессиональной деятельности и улучшает общую продуктивность.

  • не привязаны к одной области, а необходимы для достижения успеха в самых разных профессиональных сферах;
  • относятся к «сложным конструктам».

Последний признак указывает на то, что навык можно разбить на отдельные части, каждая из которых может быть дополнительно детализирована. Например, согласно авторам доклада Высшей школы экономики, критическое мышление охватывает навыки анализа, синтеза и выявления причинно-следственных связей. Работа в команде, в свою очередь, включает в себя навыки коммуникации и целеполагания. Все эти компоненты необходимо учитывать при формировании и оценке универсальных компетентностей. Разделение навыков на составляющие позволяет более точно оценивать уровень подготовки и готовность к сотрудничеству в различных сферах.

Как обстоят дела с формированием универсальных компетенций в вузах

Обучение в вузе для выпускников школ представляет собой совершенно новую жизнь. Это период, когда студенты сталкиваются с повышенной ответственностью, развивают навыки самоорганизации и учатся эффективно находить и использовать информацию. Взаимодействие со сверстниками и преподавателями, а также работа в команде становятся важными аспектами этого этапа. Развитие гибких навыков происходит естественным образом в процессе решения различных задач, с которыми сталкиваются студенты. Важно, чтобы учащиеся осознавали необходимость этих умений и активно применяли их в своей учебной деятельности.

Для ряда универсальных компетенций данный подход оказывается неэффективным. В частности, критическое мышление, на котором акцентирует внимание доклад ВШЭ, требует целенаправленного и систематического обучения, а не формального подхода, предполагающего обучение «между делом». Критическое мышление является важнейшим навыком, который необходимо развивать специально, чтобы обеспечить глубокое понимание и анализ информации.

В докладе рассматриваются зарубежные исследования, посвященные эффективности различных программ по развитию критического мышления. Результаты показывают, что иммерсивные форматы, в которых студенты не осознают направленность курса или задания на развитие критического мышления, оказываются недостаточно эффективными. Опыт международных университетов подтверждает, что формирование критического мышления должно быть целенаправленным процессом и, по возможности, реализовываться в рамках отдельного учебного курса. Это позволяет студентам более осознанно подходить к обучению и развивать необходимые навыки анализа и оценки информации.

Результаты международного проекта SUPERtest (Study of Undergraduate Performance) подчеркивают, что критическое мышление не формируется автоматически в процессе обучения в вузах. В период с 2015 по 2018 годы исследование охватывало вузы России, Китая, Индии и США, изучая уровень знаний студентов-инженеров в области математики и физики, а также их навыков критического мышления. В исследовании участвовало более 30 тысяч студентов, которые проходили тестирование трижды: при поступлении, в конце второго курса и по окончании обучения. Ожидаемого прогресса в развитии критического мышления у студентов из России, Индии и Китая не было зафиксировано, что ставит под сомнение эффективность существующих образовательных методов в этих странах.

В России существует ограниченное количество вузов, где универсальные компетенции развиваются в рамках отдельных предметов. Эти учебные заведения стремятся интегрировать ключевые навыки, такие как критическое мышление, коммуникация и командная работа, в свою образовательную программу. Это позволяет студентам не только углубить свои знания в узкоспециальных дисциплинах, но и подготовиться к требованиям современного рынка труда. Развитие универсальных компетенций становится важным аспектом образовательного процесса, что делает такие вузы особенно привлекательными для абитуриентов, стремящихся к всестороннему развитию и успешной карьере.

  • В ВШЭ курсы по гибким навыкам (так же как по цифровой грамотности и предпринимательству) включаются в программы обучения всем специальностям.
  • В Томском госуниверситете во все программы бакалавриата внедряется общий для всех студентов модуль с такими дисциплинами, как «Концепции современного естествознания», «Логика», «Социология», «Критическое мышление», и с командной работой над проектами в тематических мастерских. Это называется ядром бакалавриата.
  • Похожая система действует в Университете ИТМО.
  • В Уральском федеральном университете создан Центр развития универсальных компетентностей и также внедряется ядро бакалавриата.
  • Аналогичный центр есть в Казанском федеральном университете.
  • В Дальневосточном федеральном университете проводятся тренинги по развитию гибких навыков.
  • В Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете ЛЭТИ действует кейс-лаборатория по развитию навыков критического мышления, работы в команде, решения конфликтов, лидерства и коммуникации.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), во всех университетах также должны развиваться универсальные компетенции. Однако, как подчеркивается в докладе Высшей школы экономики (ВШЭ), большинство преподавателей в российских вузах по-прежнему ориентированы на передачу знаний по конкретным дисциплинам. Это указывает на необходимость пересмотра подходов к обучению, чтобы обеспечить более комплексное развитие студентов и подготовить их к современным требованиям рынка труда.

Некоторые исследователи полагают, что развитие навыков будущего не должно быть исключительно задачей университетов. Это общая ответственность как вузов, так и работодателей. На сессии Апрельской конференции по формированию ключевых компетентностей исследователь образовательной политики Вера Мальцева подчеркнула важность этого взаимодействия. Она отметила, что навыки, обеспечивающие готовность к работе, часто рассматриваются как обязанность только университетов. Однако развитие профессиональных навыков продолжается и на рабочем месте, а требования к ним постоянно эволюционируют. Поэтому ответственность за качество образования и его результаты должна делиться между образовательными учреждениями и рынком труда. Такое сотрудничество поможет создать более эффективную систему подготовки специалистов, соответствующих современным требованиям.

Что мешает развивать навыки XXI века во время учёбы

На первый взгляд, препятствия для внедрения универсальных компетентностей в российских вузах имеют экономическую основу. В университетах часто отсутствуют специалисты, ресурсы и мотивация для разработки и реализации таких инициатив.

На встрече проекта «Клубы мышления» Университета 20.35 Юлия Корешникова, один из авторов доклада ВШЭ, отметила, что развитие критического мышления в вузах осуществляется лишь отдельными инициативными преподавателями. При этом требования Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) остаются в значительной степени формальными, и большинство учебных заведений не создали необходимых условий для их реализации. Преподаватели зачастую сталкиваются с повышенной нагрузкой, а в руководстве вузов отсутствуют агенты изменений, способные инициировать внедрение критического мышления и других универсальных компетенций в образовательные программы. Это также включает разработку инструментов оценки этих компетенций и повышение квалификации преподавателей. Критическое мышление становится важным аспектом современного образования, и его успешное внедрение требует активных усилий как со стороны преподавателей, так и со стороны административного аппарата вузов.

Существуют более серьезные причины, по которым навыки будущего остаются лишь на уровне деклараций. Эти аспекты были выделены в ходе обсуждения доклада Виктором Болотовым, научным руководителем центра психометрики и измерений в образовании ВШЭ. Основные проблемы заключаются в недостаточной интеграции современных навыков в образовательные программы и отсутствии четких критериев для их оценки. Это приводит к тому, что многие студенты не получают необходимых знаний и умений, чтобы успешно адаптироваться к требованиям быстро меняющегося рынка труда. Важно не только обозначить навыки будущего, но и создать эффективные механизмы для их внедрения в учебный процесс, что позволит подготовить новое поколение специалистов, способных справляться с вызовами времени.

В России существует всего несколько вузов, которые действительно уделяют внимание проблеме оценки универсальных компетенций. Причина заключается в недостатке навыков эффективной оценки. Многие учебные заведения заявляют о формировании универсальных компетенций, однако не могут продемонстрировать результаты своей работы. Важно, чтобы на первом месте стояла проблема оценки. Необходима триада: компетенции, их формирование и оценка. В решении этой задачи должны участвовать психологи, психометрики, социологи, философы, а также специалисты, хорошо понимающие рынок труда и его потребности. Эффективная оценка компетенций является ключевым элементом в подготовке квалифицированных специалистов.

Оценка универсальных компетентностей представляет собой сложную задачу, поскольку каждая из них является не отдельной характеристикой, а комбинацией множества элементов. Елена Карданова, руководитель авторского коллектива доклада, отмечает, что невозможно адекватно оценить уровень развития критического мышления или навыков командной работы, опираясь только на одну составляющую. Для того чтобы измерить такие комплексные навыки, необходимы тесты, в которых участники смогут демонстрировать непрерывные действия, аналогичные тем, что они выполняют в реальной жизни. Это позволит получить более точные и полные данные о развитии универсальных компетентностей.

Создание тестов, которые обеспечивают высокую точность и достоверность, при этом подходя для массового использования, является важной задачей в сфере науки. Эта проблема актуальна не только в России, но и за ее пределами. Профессор университета в Майнце, Ольга Златкин-Тройчанская, на презентации в Высшей школе экономики обсудила международный статус данной проблемы.

  • Во всём мире тестирование универсальных компетентностей переносится в цифровую среду. Тому есть две причины. Во-первых, современные учащиеся используют интернет для получения знаний, то есть само развитие навыков происходит во многом в цифровой среде. Во-вторых, исследователям и практикам уже недостаточно одной итоговой оценки знаний или умений выпускника. И будущие работодатели, и сами преподаватели хотели бы отслеживать процесс — как себя ведёт учащийся при решении проблемы, какие действия он предпринимает, в каком порядке. Цифровая среда позволяет фиксировать такие детали.
  • Любые новые модели компетентностей, в том числе профессиональных, и их измерения основаны на холистическом подходе. То есть набор мелких «поднавыков» надо оценивать не отдельно, а в целом. Приведём аналогию из медицины: невозможно измерить конструкт «умение провести операцию на сердце» как сумму отдельных мелких навыков. Конечно, хирургическую операцию можно разделить на отдельные элементы, но мастерство хирурга они характеризуют не поодиночке, а в целом. Так и с универсальными компетентностями. Поэтому для их измерения используются не тесты с выбором ответа, а примеры реальных действий.

Методист образовательных программ

Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.

Узнать подробнее