Нейромифы в образовании / Skillbox Media
Некоторые расхожие представления о том, как работает мозг, — просто мифы, которые мешают нормально учить и учиться.
Содержание:
- Что такое нейромифы и какой от них вред
- Лево- и правополушарные люди интеллектуально отличаются
- Аудиалов, визуалов и кинестетиков надо учить по-разному
- Специальные упражнения укрепляют связи между полушариями и развивают грамотность
- Прослушивание классической музыки развивает детский интеллект
- Некоторые навыки ребёнок может освоить лишь не позднее определённого возраста
- Для интеллектуального развития малышей надо специально «обогащать среду»
- Информация в мозге хранится так же, как файлы на жёстком диске
- Мозг используется только на 10%
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеНейронауки стали актуальной темой во всех медиаформатах. Научно-популярные материалы о функциях и механизмах работы мозга постепенно заменяют традиционную психологию в книжных магазинах. Последние исследования нейроучёных обсуждаются в многочисленных блогах и подкастах на разных языках, что свидетельствует о высоком интересе к данной области.
Нейронауки окружены множеством мифов, многие из которых основаны на искажённых интерпретациях научных исследований. Неправильные понимания и поверхностные выводы стали причиной вирусного распространения этих мифов. Важно развенчивать эти заблуждения, чтобы более точно понимать природу работы мозга и его влияние на поведение и когнитивные функции. Настоящие научные данные могут помочь в формировании более точного представления о нейронауках и их значении для различных областей, включая психологию и медицину.
В данной статье мы разберем восемь распространенных нейромифов и развенчаем их. Нейромифы — это ложные представления о работе мозга, которые могут вводить в заблуждение и мешать пониманию реальных процессов, происходящих в нейрофизиологии. Мы проанализируем каждую из этих мифов, предоставим научные объяснения и факты, которые помогут лучше разобраться в том, как функционирует наш мозг. Понимание истинных механизмов работы мозга имеет важное значение для развития эффективных методов обучения, повышения продуктивности и улучшения качества жизни.
- лево- и правополушарные люди интеллектуально отличаются;
- аудиалов, визуалов и кинестетиков надо учить по-разному;
- специальные упражнения укрепляют связи между полушариями;
- прослушивание классической музыки развивает детский интеллект;
- некоторые навыки ребёнок может освоить лишь не позднее определённого возраста;
- для интеллектуального развития малышей надо специально «обогащать среду»;
- информация в мозге хранится так же, как файлы на жёстком диске;
- мозг используется только на 10%.
Что такое нейромифы и какой от них вред
В 2002 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представила определение нейромифа. Нейромифы – это популярные, но зачастую неверные представления о работе мозга, которые могут вводить в заблуждение и искажать понимание нейронауки. Эти мифы часто возникают из-за упрощения сложных научных концепций или из-за их неправильного толкования в массовой культуре. Понимание истинной нейробиологии и механизмов работы мозга важно для формирования научно обоснованных представлений о когнитивных функциях и обучении. Развеять нейромифы необходимо для того, чтобы улучшить образовательные практики и повысить эффективность методов обучения.
Заблуждение возникает из-за непонимания, неверного толкования или искажения фактов, которые были научно установлены в ходе исследований мозга.
Заблуждения часто возникают, когда выводы научных исследований адаптируются для применения в образовательной или другой сферах. Это происходит, когда авторы исследований или другие лица стремятся объяснить, как использовать научные результаты на практике. Ошибочные толкования возникают по нескольким причинам. Во-первых, сложность научного языка может привести к неправильному пониманию. Во-вторых, контекст применения результатов может существенно отличаться от условий, в которых проводились исследования. Это подчеркивает важность тщательной интерпретации и передачи научной информации, чтобы избежать недопонимания и обеспечить правильное применение научных выводов.
- Во-первых, выводы далеко не из каждого исследования в принципе применимы к практике. Многие научные работы — всего лишь отдельные кирпичики в здании научного знания. Их результаты помогают другим исследователям понять происходящее, но не более того. К тому же в биологических исследованиях первые эксперименты проводятся на культурах клеток, затем на животных. И на ранних этапах вообще нет уверенности, что к людям полученные результаты тоже относятся.
- Во-вторых, всегда есть проблема перевода с научного на повседневный язык. Чтобы сделать научные факты понятными для неспециалиста, их объяснение сильно упрощают. В процессе неизбежно теряются важные нюансы.
- В-третьих, исследования устаревают: предыдущие открытия опровергают или пересматривают выводы. Для такой интенсивно развивающейся области, как нейронауки, это особенно характерно. Но если основанные на каких-то исследованиях идеи стали мейнстримом, то остановить их распространение после того, как выводы этого исследования опровергли, почти невозможно. Миф продолжает жить своей жизнью.
Нейромифы, как правило, не представляют серьезной угрозы и не причиняют прямого вреда. Однако они могут стать опасными, если начинают убеждать людей отказываться от необходимой медицинской помощи или принимать лекарства без консультации специалиста. Важно осознавать потенциальные риски, связанные с распространением неверной информации о работе мозга, чтобы избежать негативных последствий для здоровья.
Косвенный вред от нейромифов в образовании очевиден. Например, они могут негативно повлиять на математические способности ребенка, ставя его в рамки гуманитарных наук. Исследования показывают, что некоторые нейромифы стали частью образовательной практики в школах различных стран, включая официальные упоминания в учебниках по педагогической психологии. Эти мифы поддерживаются тренингами для учителей и специализированными программами. В девяностые и нулевые годы в США наблюдался бум на различные стили обучения, что также способствовало распространению этих заблуждений. Для образовательной системы такие новшества представляют собой ненужные расходы и потерю времени, которые могли бы быть направлены на действительно эффективные методы обучения и развития студентов.
В данной статье мы рассмотрим наиболее распространённые нейромифы, которые стали популярными среди педагогов как в России, так и за рубежом. Нейромифы представляют собой ложные представления о работе мозга, которые могут влиять на образовательные практики и подходы к обучению. Мы проанализируем, какие из этих мифов получили наибольшее распространение и как они могут затрагивать педагогическую деятельность. Понимание этих мифов поможет педагогам более осознанно подходить к образовательному процессу и использовать научно обоснованные методы обучения.
Лево- и правополушарные люди интеллектуально отличаются
Сторонники популярного нейромифа утверждают, что левое полушарие мозга отвечает за логическое мышление, в то время как правое связано с креативностью. Это мнение приводит к выводу, что способности и склонности человека зависят от доминирующего полушария. В связи с этим предполагается, что учителя должны учитывать «полушарность» своих учеников при объяснении материала и заданий. Например, творческие ученики, обладающие «правополушарными» наклонностями, могут испытывать трудности в понимании математики, в то время как «левополушарные» ученики могут не проявлять такой же креативности. Однако важно отметить, что нейробиология не поддерживает эту упрощённую концепцию, и способности человека формируются под воздействием многих факторов, включая образование и личный опыт.
На основе данного мифа возник новый тренд — обучение правополушарному рисованию. Этот метод акцентирует внимание на использовании творческих способностей и интуитивного подхода к искусству. Правополушарное рисование способствует развитию креативности, улучшению навыков самовыражения и укреплению уверенности в себе. В рамках таких занятий участники учатся воспринимать мир с другой стороны, открывая для себя новые горизонты в искусстве и жизни.
Левое и правое полушария мозга имеют физиологические отличия, что влияет на их функции и восприятие. У большинства правшей доминирует левое полушарие, отвечающее за логическое мышление и аналитические способности. В то же время правое полушарие, которое чаще всего бывает ведущим у левшей, связано с креативностью и эмоциональным восприятием. Эти различия в работе полушарий играют важную роль в формировании индивидуального стиля мышления и восприятия окружающего мира.
Немецкие исследовательницы Финья Гроспич и Изабель Линс в своем обзоре нейромифов подчеркивают, что ни один важный когнитивный процесс, связанный с обучением, не осуществляется изолированно в одном полушарии мозга. Например, хотя зоны, отвечающие за речь, в основном расположены в левом полушарии (у большинства людей), обработка интонации происходит в правом. Таким образом, при решении математической задачи или написании сочинения активируется весь мозг. Это подчеркивает важность комплексного подхода к обучению, учитывающего взаимодействие различных мозговых структур.
Согласно исследованию, проведенному в 2021 году по заказу Минпросвещения, более 90% опрошенных учителей в России согласны с тем, что полушарность мозга влияет на индивидуальные различия между людьми и должна учитываться в образовательном процессе. Это подтверждает важность адаптации методов обучения к особенностям восприятия и мышления каждого ученика, что, в свою очередь, может значительно повысить эффективность образовательного процесса.
Согласно результатам опроса, 69% преподавателей вузов поддерживают это мнение. Данные были представлены на открытом семинаре Института образования Высшей школы экономики специалистами лаборатории онлайн-обучения и анализа данных в образовании Института онлайн-образования Финуниверситета, Ольгой Фроловой и Марией Максимовой.
В нескольких странах была проведена исследование распространенности нейромифов среди учителей с использованием методики британского нейропсихолога Пола Говарда-Джонса. Результаты показали, что заблуждение о различиях полушарий мозга является одним из самых распространенных мифов в образовательной сфере. Убеждение о том, что способности учеников зависят от доминирования одного из полушарий, разделяют 91% учителей в Великобритании, 86% в Нидерландах, 79% в Турции, 86% директоров школ в Китае и до 72% работников высшего образования, включая преподавателей, педагогических дизайнеров и администраторов, согласно международному исследованию 2019 года. Эти данные подчеркивают необходимость повышения осведомленности среди преподавателей о реальных механизмах работы мозга и о том, как развивать потенциал учеников без привязки к устаревшим мифам.
Аудиалов, визуалов и кинестетиков надо учить по-разному
Этот широко распространённый нейромиф уже был предметом обсуждения. Его суть заключается в том, что каждому человеку якобы соответствует определённый стиль обучения, который можно определить по предпочтительному формату восприятия информации. Визуалы склонны к восприятию через изображения, аудиалы лучше усваивают информацию на слух, вербалы предпочитают чтение и запись, а кинестетики ориентируются на осязание и обоняние. Считается, что обучение будет наиболее эффективным, если задания будут представлены в формате, соответствующем индивидуальным предпочтениям каждого обучающегося.
Теория стилей обучения не находит подтверждения в исследованиях поведенческой психологии и нейронаук. У людей действительно есть предпочтения в форматах обучения, например, кто-то предпочитает аудиокниги, а кто-то — видео. Однако эти личные предпочтения не влияют на образовательные результаты. Многочисленные психологические исследования демонстрируют, что обучение в предпочитаемом формате не обеспечивает более высокую эффективность по сравнению с другими методами. Практика подтверждает это: за годы тестирования стилей обучения в США и других странах данный подход не продемонстрировал значимых результатов. Поэтому важно сосредоточиться на универсальных методах обучения, которые могут быть эффективными для всех, независимо от индивидуальных предпочтений.
С точки зрения нейронаук разделение людей по стилям обучения не имеет обоснования, поскольку нейронные сети, отвечающие за различные сенсорные процессы, взаимосвязаны. Как отметил в интервью Skillbox Media исследователь из Высшей школы экономики Андрей Фабер, более эффективным подходом является использование разнообразных форматов обучения каждым учеником. Чем больше нейронных путей активируется, тем лучше происходит усвоение информации. Важно учитывать, что такой подход способствует не только лучшему пониманию материала, но и развитию когнитивных навыков, что в конечном итоге повышает качество образования.
Идея о преобладающих полушариях мозга и стили обучения остаются популярными нейромифами. Согласно исследованиям 2015 года, 97% учителей из Китая, Турции и Греции согласны с тем, что ученики учатся эффективнее, когда информация представлена в формате, соответствующем их стилю обучения. Эти данные подчеркивают важность индивидуального подхода в образовательном процессе и подтверждают необходимость адаптации методик обучения к различным стилям восприятия информации.
В Испании, Китае и России более 90% опрошенных школьных педагогов согласны с данной точкой зрения. В России среди преподавателей вузов, согласно опросу Финуниверситета, 80% поддерживают эти стили обучения.
Специальные упражнения укрепляют связи между полушариями и развивают грамотность
Сторонники этой точки зрения связывают множество проблем у детей и подростков, таких как двигательные нарушения и трудности с чтением и письмом, с несогласованной работой полушарий мозга. Это мнение подчеркивает важность гармоничного взаимодействия между полушариями для успешного развития когнитивных и моторных навыков.
Комплексы упражнений, известные как «BrainGym» или «образовательная кинезиология», направлены на развитие связей между левым и правым полушариями мозга. Эти упражнения предполагается помогают улучшить координацию движений и, как следствие, способствуют успешности в учебе. На представленном ниже видео вы можете увидеть примеры таких упражнений. Считается, что регулярная практика этих заданий может положительно сказаться на учебных достижениях детей, улучшая их способности к обучению и восприятию информации.
Обзор популярных нейромифов, проведенный немецкими исследовательницами, подчеркивает, что полушария мозга постоянно взаимодействуют и действуют синхронно. Нарушения в этом процессе возникают только при повреждении мозолистого тела, которое связывает оба полушария. Проблемы с обучением чаще всего обусловлены различиями в объеме рабочей памяти, недостатком концентрации, мотивационными трудностями или неэффективными методами обучения. Тем не менее, многим людям кажется более привлекательным мнение о том, что все можно исправить с помощью простых физических упражнений. Это заблуждение подчеркивает важность осознания реальных причин трудностей в обучении и необходимости применения научно обоснованных методов для их преодоления.
Упражнения на координацию играют важную роль в развитии двигательных навыков и оказывают положительное влияние на общее физическое состояние. Хорошее здоровье и самочувствие способствуют учебному процессу. Однако следует отметить, что специальная гимнастика не активизирует процесс формирования новых нейронов и связей между полушариями мозга. Поэтому для полноценного развития важно сочетать координационные упражнения с другими методами, которые стимулируют нейропластичность и когнитивные функции.
В исследованиях, проведенных среди учителей, использовались два неверных утверждения: первое касалось улучшения интеграции полушарий мозга с помощью специальных упражнений, а второе — их влияния на грамотность. В целом, доля педагогов, согласных с этими утверждениями, значительно меньше по сравнению с теми, кто верит в распространенные мифы о стилях обучения и разнополушарности. Тем не менее, количество тех, кто поддерживает эти мифы, остается значительным.
Согласно опросам, 56% греческих учителей считают, что упражнения на координацию способствуют связи между полушариями мозга. Более 72% участников исследований уверены в положительном влиянии таких упражнений на грамотность. В большинстве опубликованных опросов от 70% до 90% респондентов поддерживают идею о пользе специальной гимнастики для мозга. Эти данные подчеркивают важность физической активности и ее влияние на когнитивные функции, что может быть полезно для образовательных учреждений и родителей, стремящихся улучшить умственное развитие детей.
Среди российских школьных учителей нейромиф о пользе физических упражнений для интеграции полушарий мозга имеет значительную популярность. Согласно результатам опросов, более 95% педагогов верят в эффективность физических упражнений для улучшения взаимодействия полушарий. Кроме того, свыше 90% учителей уверены, что физическая активность способствует повышению грамотности у учеников. Эти цифры подчеркивают важность внедрения физической активности в образовательный процесс, несмотря на научные споры о реальном влиянии таких методов на обучение.
Прослушивание классической музыки развивает детский интеллект
Авторы российского исследования нейромифов в образовании считают, что миф о влиянии музыки Моцарта на развитие интеллекта у младенцев можно отнести к безобидным. Суть этого мифа заключается в том, что прослушивание классической музыки, особенно произведений Моцарта, способствует улучшению работы мозга и формированию высокого интеллекта в будущем. Несмотря на популярность этого утверждения, научные исследования не подтверждают его эффективность. Важно подходить к вопросам развития детей с научной точки зрения и опираться на проверенные методы.
Научные исследования показывают, что прослушивание музыки и занятия ею не оказывают значительного влияния на академические достижения детей. Ученые утверждают, что отсутствуют убедительные данные, подтверждающие так называемый «эффект Моцарта». Тем не менее, данная концепция продолжает оставаться популярной среди родителей и педагогов. Хотя её эффективность не была доказана, использование музыки в образовательном процессе, скорее всего, не принесет вреда.
В опросах среди школьных учителей по всему миру утверждения об «эффекте Моцарта» не находят применения, однако эта концепция все еще сохраняет актуальность. В международном исследовании 2019 года 85-89% сотрудников вузов подтвердили, что прослушивание классической музыки способствует улучшению когнитивных способностей. В России подобные взгляды также имеют поддержку: 59% преподавателей согласны с этой идеей, согласно исследованию Финуниверситета, а более 50% учителей также высказали положительное мнение. Это свидетельствует о том, что классическая музыка продолжает восприниматься как средство, способствующее развитию интеллектуальных навыков.
Некоторые навыки ребёнок может освоить лишь не позднее определённого возраста
Существует мнение, что развитие когнитивных способностей человека наиболее активно происходит в ранние годы жизни. Сторонники этого убеждения утверждают, что в первые годы формируется значительное количество нейронных связей, что делает этот период оптимальным для освоения новых знаний и навыков. Если в это время не заложить фундамент для таких умений, как чтение или устный счёт, то впоследствии может быть сложно восполнить этот пробел. Такой критический период обучения не следует упускать, поскольку он играет ключевую роль в дальнейшем развитии человека.
В первые годы жизни ребенка действительно существуют сензитивные периоды для освоения некоторых базовых навыков. Например, если ребенок до шести месяцев не слышал человеческой речи, ему будет значительно сложнее научиться говорить. Однако нет убедительных доказательств того, что для таких навыков, как чтение или письмо, также имеются сензитивные или «критические» периоды. Это означает, что хотя раннее знакомство с этими навыками может быть полезным, их освоение возможно и в более позднем возрасте.
Академические навыки формируются на основе более простых знаний и умений, поэтому неблагоприятные условия жизни в детстве могут значительно замедлить интеллектуальное развитие на длительный период. Это особенно актуально в случаях, когда в развитие ребенка влияют явно негативные факторы, такие как отсутствие поддержки, стрессовые ситуации или нехватка ресурсов для обучения. Своевременное вмешательство и создание благоприятной среды могут помочь компенсировать эти задержки и способствовать полноценному развитию ребенка.
Исследования, проведенные в различных странах, подтверждают, что миф о критических периодах для развития определённых навыков не является широко распространённым. В 2012 году 33% британских учителей и 52% нидерландских учителей верили в этот миф. В Турции, по данным исследования 2015 года, процент учителей, придерживающихся этого мнения, составил 68%. В Китае, согласно исследованию 2019 года, 29% директоров школ также разделяли эту точку зрения. Эти данные подчеркивают необходимость дальнейшего изучения и обсуждения данной темы в образовательной среде.
Для интеллектуального развития малышей надо специально «обогащать среду»
Понятие обогащенной среды стало популярным после выхода ключевой научной работы. В шестидесятые годы американские зоологи провели исследования и выяснили, что крысы, имеющие доступ к игрушкам и различным стимулирующим объектам, демонстрировали более выраженное развитие мозга по сравнению с обычными лабораторными крысами. Эти результаты подчеркивают важность обогащенной среды для оптимального когнитивного и физического развития животных.
Исследование стало ярким примером нейропластичности, демонстрируя, как небольшие изменения в окружающей среде могут физически трансформировать мозг. Мозг маленьких детей обладает высокой степенью пластичности, что открывает возможности для его развития. На основе концепции обогащённой среды сторонники этого подхода утверждают, что детям необходимо предоставлять разнообразные и правильные стимулы для обучения, такие как классическая музыка, а также активно обогащать их окружение, чтобы способствовать полноценному развитию мозга.
Идея обогащённой среды основана на здравом смысле. Дети не должны расти в изоляции или в условиях, лишающих их разнообразия. Важны общение с взрослыми и разнообразные внешние стимулы. Однако, как и в случае с критическими периодами развития, не стоит искусственно обогащать нормальную среду, например, приобретая множество развивающих игрушек. Корректировать серьёзные недостатки развития с помощью специалистов необходимо, но не существует универсального решения, которое могло бы сделать нормально развивающийся мозг ещё более эффективным. Важно понимать, что естественная среда и взаимодействие с ней играют ключевую роль в развитии ребенка.
Исследования на крысах включали в себя процесс «обогащения» бедной лабораторной среды, который был направлен на создание условий, максимально приближенных к естественной среде обитания этих грызунов. Однако важно отметить, что эти условия не имели целью формирование «крыс-интеллектуалов». Основная задача заключалась в улучшении среды обитания, что позволяло лучше изучать поведение и когнитивные способности животных в условиях, близких к их естественной жизни.
Большинство педагогов по всему миру уверены в положительном влиянии обогащённой среды на развитие детей. Согласно исследованию, 95% учителей в Великобритании, 89% в Китае и 97% в Греции поддерживают эту точку зрения. Возможно, причина такого единодушия кроется в формулировках вопроса: если вы не согласны с тем, что детям необходима обогащённая среда, можно ли считать, что вы выбираете для них условия, лишённые необходимых стимулов для развития? Обогащённая среда способствует не только когнитивному, но и эмоциональному развитию, что особенно важно в современном образовательном процессе.
Информация в мозге хранится так же, как файлы на жёстком диске
Во время проведения магнитно-резонансной томографии (МРТ) исследователи могут наблюдать активность различных областей мозга испытуемого, который выполняет определенные задачи. Это порой приводит к упрощённому выводу о том, что информация по конкретной теме хранится в строго определенном участке мозга и обрабатывается именно там. Следовательно, с развитием технологий может возникнуть возможность определения, в каком конкретном «ячейке» мозга находится то или иное воспоминание. Однако важно помнить, что мозг функционирует как сложная система, и простая локализация информации может не отражать всей глубины и многогранности его работы.
Исследования показывают, что мозг не является набором независимых модулей, которые функционируют отдельно друг от друга. Хотя различные области мозга выполняют свои специфические функции, полностью изолированных «островов» не существует. Это утверждение подтверждается явлением нейропластичности, которое демонстрирует способность мозга восстанавливаться после травм и инсультов. В таких случаях функции поврежденных участков мозга могут быть компенсированы другими зонами, что подчеркивает взаимосвязанность различных областей. Кроме того, каждое воспоминание, даже самое незначительное, обрабатывается и сохраняется в сложной нейронной сети, что подразумевает активное участие множества участков мозга. Таким образом, мозг функционирует как единое целое, где взаимодействие различных его частей критически важно для полноценной работы.
Согласно опросу Финансового университета, 55% преподавателей согласны с тем, что каждое воспоминание хранится в отдельной крошечной области мозга. Интересно, что исследователи не обнаружили прямой связи между уровнем образования респондентов и их профессиональной деятельностью. Это означает, что преподаватели, работающие в области медицинских наук, поддерживают мнения о нейромифах так же часто, как и их коллеги из других сфер.
В опросах учителей нейромиф о сравнении мозга с компьютером встречается достаточно редко. Например, в исследовании 2015 года 59% греческих учителей выразили согласие с этой идеей. Это позволяет предположить, что в других странах также существует средняя распространённость подобных представлений о мозге.
Мозг используется только на 10%
На большинстве изображений, полученных с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), активные зоны мозга занимают лишь небольшую его часть. Это создает ложное впечатление, что только эти области функционировали в момент сканирования, в то время как остальные «отдыхали». Авторы обзора нейромифов утверждают, что именно так могла возникнуть популярная идея о том, что люди используют лишь 10% потенциала своего мозга. Эта мифология может вводить в заблуждение, отвлекая внимание от истинного функционирования и возможностей человеческого мозга.
Снимки функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) не подтверждают выводы о полной неактивности определённых зон мозга. Эти изображения формируются на основе специфических характеристик, и зоны, не отображаемые на итоговом снимке, продолжают функционировать. ФМРТ сосредоточена на других аспектах мозговой активности. Кроме того, стоит отметить, что значительная часть энергии, потребляемой организмом, расходуется на деятельность мозга. Если бы 90% мозга действительно были бесполезны, не было бы необходимости в таком высоком уровне энергозатрат.
Миф о том, что человек использует лишь 10% своего мозга, имеет низкую популярность среди педагогов по сравнению с другими нейромифами. Это связано с тем, что данный миф часто опровергается в СМИ, а его распространение в поп-культуре, например, в сюжете фильма «Области тьмы», способствует постоянному его упоминанию. Многие люди интуитивно чувствуют нелепость этого утверждения, что также влияет на его восприятие. Согласно опросам, убеждение о том, что мозг функционирует только на 10%, поддерживают лишь 28% бразильских учителей, 44% испанских педагогов, 45% российских преподавателей вузов и до 53% работников высшего образования в международном исследовании 2019 года. В российском исследовании 2021 года этот показатель достиг 57% среди учителей различных уровней. Это свидетельствует о необходимости развеять мифы о работе мозга и повысить уровень научной грамотности в образовательной среде.
Изучите также:
- Когнитивизм в обучении: что это за подход
- Теория когнитивной нагрузки в обучении
- Что такое нейронауки в образовании
- Зачем преподавателям нейронауки: интервью
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее