Образование #Статьи

4 июля, 2025

Необычная практика: как и зачем исландский вуз занялся азартными играми / Skillbox Media

Рассказываем о странном (и не очень этичном) способе финансирования школьной и вузовской системы.

Научитесь: Профессия Шахматы с нуля до PRO

Узнать больше

Образование традиционно финансируется либо за счет государственного бюджета, либо за счет взносов учащихся и их родителей. Однако в большинстве стран наблюдаются постоянные жалобы на нехватку государственного финансирования. Повышать стоимость обучения без ограничений невозможно, что приводит к поиску нестандартных решений. Одним из таких подходов является запуск лотерей, средства от которых направляются на поддержку образовательной системы. В этом контексте стоит рассмотреть успешные примеры таких инициатив из разных стран и их влияние на качество образования.

Как за лотереи взялся университет

Государственные лотереи существуют во многих странах мира и часто служат источником финансирования для социальных, культурных и благотворительных проектов. В России, например, организацией «Спортлото» управляет Министерство спорта, а полученные от лотерей средства направляются на развитие спорта и физической культуры в стране. Лотереи не только способствуют финансированию важных инициатив, но и предоставляют участникам шанс выиграть значительные призы, что делает их популярными среди населения. Таким образом, государственные лотереи выполняют двойную функцию: они поддерживают общественные нужды и предоставляют возможность улучшить финансовое положение участников.

В Исландии существуют уникальные случаи, отличающиеся от общепринятой практики. Одним из таких примеров является старейшая лотерея страны, организуемая Университетом Исландии. Этот вуз не только проводит лотерею, но и получает от неё значительные доходы.

Создание университетской системы в Исландии тесно связано с историческим контекстом страны. Исландия долгое время находилась под контролем Дании и обрела независимость лишь в XX веке. Однако уже в конце XIX века исландцы активно выступали за создание собственного университета, что стало бы важным шагом на пути к национальному самоопределению и укреплению самосознания народа. В результате, университет был основан в 1911 году, всего через два года после получения Исландией формального статуса автономии. Этот шаг положил начало новому этапу в образовании и культуре страны, способствуя развитию науки и образования в Исландии.

В начале своего существования в Университете Исландии обучалось всего 45 человек. С течением времени учебное заведение стало расширяться, однако долгое время не имело собственного здания. Учащиеся и преподаватели находились в здании парламента Исландии, известном как альтинг. В 1930-х годах правительство наконец согласилось на строительство основного корпуса университета, но средств на реализацию проекта не хватало. В результате руководство и преподаватели вуза разработали идею проведения лотереи. Если правительство не может выделить необходимые средства, то университет может организовать лотерею, доходы от которой будут направлены на строительство кампуса. Эта инициатива была одобрена в 1933 году, и уже 10 января 1934 года состоялся первый розыгрыш, который стал важным шагом на пути к созданию собственного здания для Университета Исландии.

Первая лотерея Исландского УниверситетаФото: Háskóli Íslands

Условия, при которых университет получал патент на организацию лотереи на срок пять лет, включали несколько ключевых аспектов. Примерно 70% общего фонда расходов шло на выплаты участникам лотереи. Взамен за патент вуз обязывался перечислять 20% чистых доходов в государственную казну, а оставшаяся сумма оставалась в распоряжении университета. Эти условия обеспечивают баланс между интересами учебного заведения и государственными финансами, способствуя развитию лотерейного бизнеса и его прозрачности.

Первая лотерея выпустила 25 тысяч билетов, но к 1960-м годам объем выпуска увеличился до 60 тысяч билетов в год. Также наблюдался рост доходов: в 1934 году университет собрал почти 100 тысяч исландских крон на строительство, а к 1960-м годам общая сумма заработка составила 23 миллиона крон. Это свидетельствует о значительном увеличении популярности лотереи и ее важности для финансирования образовательных проектов.

Главное здание университета было завершено в 1940 году. Средства от лотереи были использованы для строительства спортивного зала, больничного комплекса, технопарка, а также зданий факультетов и общежитий. Эти объекты способствовали развитию университетской инфраструктуры и созданию комфортных условий для студентов и преподавателей.

Патент на лотерею для университета продлевается до сих пор, и помимо этого, университет имеет право на доходы от продажи скретч-карт, то есть карточек с моментальными выигрышами, а также от игровых автоматов. Несмотря на то что онлайн-казино и казино в целом официально запрещены в стране, оператор лотереи активно лоббировал правительство для получения разрешения на их создание. Такие действия подчеркивают стремление университета к расширению источников дохода и инновационным подходам в сфере азартных игр.

В 2022 году было установлено, что университет ежегодно зарабатывает примерно 1 миллиард исландских крон. Из этой суммы 10% приходятся на доходы от игры на автоматах. Финансовые средства, полученные от азартных игр, продолжают использоваться для строительства новых объектов и поддержания существующих зданий, в то время как остальные нужды университета финансируются за счет государственного бюджета.

Как устроено финансирование через лотереи в США

В большинстве случаев ответственность за лотереи и другие формы финансирования образования лежит не на образовательных учреждениях, а на государственных органах. Эта практика широко распространена, особенно в таких странах, как США. Лотерейные средства часто используются для поддержки образовательных программ, улучшения инфраструктуры школ и повышения качества обучения. Таким образом, государственные власти играют ключевую роль в обеспечении финансовой устойчивости и доступности образования для всех слоев населения.

По состоянию на 2010 год, 19 штатов США активно организовывали лотереи на местном уровне или принимали участие в федеральных проектах, направляя 100% доходов от лотереи (после выплаты выигрышей) на финансирование образования, как общего, так и высшего. Организаторы лотерей часто акцентируют внимание на том, как именно используются собранные средства, чтобы побудить людей покупать билеты. Например, в Калифорнии лотерея стартовала под слоганом «Школы тоже выигрывают», в штате Вирджиния билеты продавались с призывом «Поможем школам Вирджинии», а в Миссури использовали лозунг «Когда вы играете, дети выигрывают». Эти маркетинговые стратегии подчеркивают социальную значимость лотерей и их роль в поддержке образовательной системы.

Правительства различных штатов по-разному используют средства, полученные от лотерей. В некоторых регионах деньги направляют на закупку необходимых учебных материалов для учителей, что способствует улучшению образовательного процесса. В других случаях средства идут на предоставление стипендий для студентов или финансирование детских садов, что помогает поддерживать доступность качественного образования. Есть также штаты, где доходы от лотерей используются для строительства и поддержания школьных зданий, что обеспечивает комфортные условия для обучения. Такой подход к распределению средств позволяет улучшить качество образования и поддерживать образовательную инфраструктуру на должном уровне.

Фото: Deutschlandreform / Shutterstock

На первый взгляд, лотерейные доходы выглядят весьма привлекательно. Согласно данным 2016 года издания International Business Times, в Нью-Йорке доходы от лотереи составили 14% от общего бюджета штата на образование, что эквивалентно примерно 3 миллиардам долларов. Во Флориде этот показатель составил 6%. Эти цифры подчеркивают значимость лотерейных средств для финансирования образовательных программ и инициатив.

Несмотря на популярность лотерей как источника финансирования образования, ситуация не так проста. Вырученные средства не направляются в школы в качестве дополнительного финансирования, а используются для замены части уже запланированных бюджетных расходов. Это означает, что государство фактически экономит бюджетные средства за счет лотерей, перекладывая финансовую нагрузку на участников. Например, в Вирджинии, где лотереи способствовали поддержке государственных школ, за 24 года было собрано 5 миллиардов долларов. Однако эти средства использовались для замещения бюджетного финансирования, что позволяло сокращать выделяемые средства, как сообщала газета The Washington Post в 2012 году. Эта практика не является исключением, а скорее правилами. В результате деньги от лотерей не предоставляют возможности для открытия новых ставок, закупки дополнительного оборудования или проведения значительных ремонтов в учебных заведениях.

Важно отметить, что значительная доля доходов от лотерей направляется на выплаты выигрышей, которые подлежат налогообложению. В результате образуется замкнутый круг: даже выигранные деньги в конечном итоге поступают в бюджет, однако часто наблюдается сокращение финансирования, особенно в сфере образования. Это подчеркивает необходимость более эффективного распределения лотерейных доходов для поддержки важных социальных программ.

Почему от таких «помогающих» лотерей призывают отказаться

Призывы к запрету лотерей и азартных игр звучат уже давно. В феврале 2022 года издание The Higher Education опубликовало статью под заголовком «Университет Исландии зависим от азартных игр», в которой вуз подвергся критике как со стороны сторонних экспертов, так и со стороны своих сотрудников и студентов. Эта ситуация подчеркивает важность обсуждения влияния азартных игр на образовательные учреждения и необходимость обеспечения ответственного отношения к игорной деятельности.

Профессор математики инициировал сбор подписей среди своих коллег с целью запрета университету использования слот-машин и получения финансирования от этой деятельности. В поддержку этого требования выступила Ассоциация игрозависимых Исландии, которая подчеркивает, что 67% людей, страдающих от азартной зависимости, теряют средства на слот-машинах, как в физических заведениях, так и в онлайн-казино. Ассоциация не настаивает на полном запрете лотерейных билетов, считая их безвредными, однако эксперты подчеркивают, что и они могут иметь негативные последствия для некоторых игроков. Вопрос о влиянии азартных игр на общество остается актуальным, и необходимы меры для защиты уязвимых групп населения.

Статья Американского института изучения экономики (AIER) анализирует результаты многочисленных исследований, которые показывают, что желание испытать удачу чаще всего проявляется у представителей бедных слоёв населения. Интересно, что чем ниже уровень дохода человека по сравнению с общим доходом в обществе, тем выше вероятность, что он приобретёт лотерейный билет. Когнитивные искажения и недостаток образования препятствуют адекватной оценке ситуации: участники лотереи воспринимают покупку билета как незначительные расходы, в то время как потенциальный выигрыш кажется им крупным. Однако на практике люди с невысокими доходами тратят на лотереи до одной шестой своей годовой зарплаты. И даже в случае выигрыша сумма выигрыша зачастую оказывается значительно меньше тех затрат, которые они понесли.

Лора Уильямс в своей статье поднимает важную проблему: доходы самых бедных и наименее образованных американцев бесстыдно собираются и перераспределяются. При этом обещается, что лишь один из миллионов сможет вырваться из того социального статуса, который ему навязывает государственная система образования. Эта ситуация вызывает серьезные вопросы о справедливости и эффективности существующих социальных механизмов, а также о реальных возможностях для улучшения жизненных условий уязвимых групп населения.

Существует парадокс: лотерейные системы, созданные для финансирования образования, эксплуатируют стремление людей к быстрому обогащению. Эти люди зачастую не получили достаточного образования, чтобы адекватно оценить свои шансы на выигрыш. Таким образом, лотереи, вместо того чтобы помогать в обучении, становятся инструментом манипуляции, что подрывает основную цель их существования.

Узнайте больше о наших статьях и ресурсах, которые помогут вам углубить свои знания по интересующим темам. Мы предлагаем актуальную информацию и полезные советы, которые могут быть полезны как новичкам, так и опытным пользователям. Не упустите возможность расширить свои горизонты и получить новые навыки. Читайте наши материалы и оставайтесь в курсе последних тенденций и разработок в вашей области.

  • В Японии хотят простимулировать экономику за счёт вложений в систему высшего образования
  • Неожиданный взгляд: тесное партнёрство вузов с бизнесом может привести к катастрофе
  • «Настоящая боль и проблема»: как образование может изменить города и поднять экономику
  • В США вуз получил пожертвование размером в 40% бюджета нашей программы «Приоритет-2030»

Профессия Шахматы с нуля до PRO

Вы с нуля узнаете уникальные шахматные приёмы и тактики, научитесь анализировать стадии игры и побеждать в сложных партиях. Сможете перенять опыт у международного гроссмейстера — и после курса играть на любительском уровне.

Узнать подробнее