Образование #Статьи

4 июля, 2025

Необычная практика: как колледжи и университеты работают без семестров и сессий / Skillbox Media

Эти заведения пользуются большой популярностью у студентов в США, но подвергаются большой критике от академиков. Устроены они по модели EdTech.

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»

Узнать больше

В США существует множество колледжей и университетов, предлагающих полностью онлайн-обучение, что позволяет студентам учиться в удобном для них темпе. Эти учебные заведения могут быть как частными, так и государственными. С каждым годом интерес к онлайн-образованию возрастает. Согласно данным платформы Best Colleges, в 2020 году в США действовало 422 онлайн-колледжа, в которых обучалось более двух миллионов студентов, что составляет 15% от общего числа учащихся в стране. Рассмотрим подробнее, как организовано онлайн-обучение и какие критические замечания высказываются в его адрес.

Разберем различия между колледжами и университетами в США. Колледжи, как правило, меньше университетов по числу образовательных программ и студентов. Тем не менее, они также могут считаться высшими учебными заведениями и предлагать программы бакалавриата. Магистерские программы встречаются в колледжах крайне редко, так как эта ступень обучения обычно представлена только в университетах. Важно отметить, что колледжи могут быть частью университетов, аналогично тому, как в России крупные университеты могут включать несколько институтов.

Чаще всего колледжи в США предлагают программы, аналогичные нашему среднему профессиональному образованию или курсам дополнительного профессионального образования. По завершении этих программ учащиеся получают профессиональные сертификаты. Эти сертификаты являются официальными документами, которые подтверждают, что их обладатель обладает необходимыми знаниями и навыками для успешной работы в определенной профессии. Получение профессионального сертификата открывает новые возможности трудоустройства и способствует карьерному росту.

Онлайн-колледжи и онлайн-университеты предоставляют возможность получить образование как на уровне бакалавриата, так и в форме краткосрочных программ для получения сертификатов. Такие учебные заведения привлекают внимание взрослых работающих людей, которые стремятся улучшить свои навыки и повысить квалификацию без необходимости посещения традиционных учебных заведений. Онлайн-образование обеспечивает гибкость, позволяя совмещать учебу с работой и личными обязательствами.

Как устроены крупные онлайн-колледжи и онлайн-университеты

Учебные заведения нового типа организованы по принципу онлайн-платформ с асинхронными курсами. Здесь отсутствуют семестры, что позволяет студентам обучаться в удобном для них темпе. Продолжительность обучения может варьироваться в зависимости от индивидуального подхода. Студенты могут просматривать занятия в любое время, участвовать в вебинарах и сдавать задания в онлайн-формате. По завершении курса они получают сертификат или диплом, подтверждающий их достижения. Такие образовательные форматы становятся все более популярными благодаря гибкости и доступности, что делает обучение более эффективным и адаптированным к современным требованиям.

Университет Уэстерн Говернорс, расположенный в штате Юта, является старейшим и крупнейшим частным университетом в США. Каждый год здесь обучается около 150 тысяч студентов, которые проходят обучение исключительно в онлайн-формате. В Уэстерн Говернорс можно получить полноценную степень, а не просто сертификат об окончании курса. Абитуриенты имеют возможность выбирать из различных направлений, включая IT, маркетинг, финансы, менеджмент и бухгалтерский учёт. Этот университет предоставляет гибкие условия обучения, что делает его привлекательным для студентов, стремящихся совместить учёбу с работой или другими обязательствами.

Обучение основано на компетентностной модели, что позволяет студентам учиться в удобном для них темпе. Однако для получения зачёта или степени необходимо подтвердить свои знания и навыки. Все взаимодействия с представителями вуза происходят в онлайн-формате. В отличие от традиционных колледжей, на одного преподавателя может приходиться до 230 студентов. Студенты могут обращаться за поддержкой к менторам, которые помогают в решении вопросов и составлении учебного плана. Оцениванием выполненных заданий занимаются около 700 экспертов, которые не знакомы с учащимися. Это гарантирует объективность и независимость в процессе оценки.

Южный университет Нью-Гэмпшира является вторым по значимости учебным заведением, где обучаются 145 тысяч студентов. Из этого числа только шесть тысяч человек занимаются очно, что составляет менее 10% от общего числа. Формат обучения в университете отличается от традиционного «свободного расписания»: студенты получают доступ к учебным материалам, заданиям и описаниям курсов за неделю до начала занятий. После консультации с преподавателем или консультантом, студенты могут учиться в собственном темпе, соблюдая установленные сроки. Курсы бакалавриата длятся восемь недель, а курсы повышения квалификации — десять недель. Преподаватели, работающие по контракту, составляют более восьми тысяч, и их доход за семестр не превышает двух с половиной тысяч долларов, что значительно ниже прожиточного минимума в стране.

Фото: PeopleImages.com — Yuri A / Shutterstck

Оценка успеваемости студентов основана на выполнении заданий, которые они отправляют на проверку. В университете Уэстерн Говернорс студенты должны предоставлять эссе, видео или презентации, по которым преподаватели оценивают их понимание материала. В Южном университете Нью-Гэмпшира проверочные задания сдаются еженедельно, без традиционных периодов сессий. Преподаватели анализируют успеваемость, включая соблюдение сроков сдачи тестов и других заданий, чтобы определить, насколько хорошо учащиеся усвоили учебный материал. Такой подход позволяет более гибко и объективно оценивать знания студентов, что способствует улучшению образовательного процесса.

Такой подход вызывает обоснованную критику в академических кругах. Полная зависимость колледжей от преподавателей, работающих по принципу Uber, может показаться финансово целесообразной, но с академической точки зрения это создает значительные риски. Отсутствие преемственности и постоянных преподавателей негативно сказывается на качестве образования. Более того, работа в нестандартных условиях, без обеспечения прожиточного минимума и социальных гарантий, рассматривается как эксплуатация. Роберт Убелл, декан Политехнического института Нью-Йоркского университета, акцентирует на этом внимание в своей колонке, посвященной онлайн-колледжам. Эти проблемы подчеркивают необходимость пересмотра подходов к организации учебного процесса в условиях цифровизации образования.

Популярность онлайн-колледжей и университетов обусловлена отсутствием жестких временных рамок и более низкой стоимостью обучения по сравнению с традиционными учебными заведениями. По прогнозам экспертов компании HolonIQ, к 2030 году доля онлайн-программ в высшем образовании США достигнет почти одной трети, однако гибридные форматы обучения все еще останутся наиболее распространенными.

Исследования показывают, что ситуация с онлайн-обучением не так проста. Во-первых, многие студенты часто прекращают обучение, что приводит к тому, что получение степени или сертификата занимает значительно больше времени по сравнению с традиционными колледжами. Во-вторых, возвращать кредиты на обучение оказывается сложнее. Хотя для российского рынка эта проблема не так актуальна, для американцев долги за образование становятся серьезной финансовой нагрузкой.

За что критикуют такую онлайн-модель

Калифорнийский колледж Колбрайт, основанный в 2018 году, стал ярким примером доступного онлайн-образования. Он предлагает жителям штата возможность получения бесплатного образования в удобном формате. Финансирование колледжа осуществляется за счет государственного бюджета, что позволяет сделать обучение доступным для всех желающих. Основная аудитория Колбрайта — это не только выпускники школ, но и взрослые, которые стремятся быстро освоить новые знания для переквалификации или завершить общее образование. Колбрайт предоставляет уникальные возможности для тех, кто ищет качественное и доступное образование в условиях современного мира.

Колледж предлагает разнообразные программы обучения, которые позволяют выпускникам работать как из дома, так и в офисе. Набор специальностей ограничен, однако в Колбрайте можно получить профессию сотрудника техподдержки, специалиста по информационной безопасности (требуется предварительный опыт в IT), администратора CRM-платформ и программиста в сфере медицины. Эти направления подготовки ориентированы на современные потребности рынка труда и обеспечивают высокий уровень востребованности специалистов в различных областях.

Программа обучения основана на компетентностном подходе. Начать обучение можно в любое время, так как в колледже отсутствуют обязательные лекции и семинары. Вместо этого предоставляется поддержка онлайн-преподавателей и тьюторов, а также доступ к бесплатным электронным учебникам. Студенты могут воспользоваться арендой планшетов и модемов, что особенно важно для тех, кто не имеет собственного оборудования.

Колледж сообщает, что при занятиях от 6 до 12 часов в неделю большинство программ можно завершить за шесть месяцев. Однако выпускник получает не диплом, а сертификат, который подтверждает успешное прохождение программы и сдачу необходимых тестов.

В колледже возникли серьезные проблемы с выпускниками: к 2021 году их численность составила всего 70 человек. Кроме того, из 518 студентов, зарегистрированных в колледже в этом году, лишь 129 активно проходили обучение. Это свидетельствует о типичной для EdTech-платформе проблеме — низкой доходимости студентов до завершения курсов. Эффективные решения для повышения вовлеченности и удержания студентов становятся критически важными для успешного функционирования образовательных учреждений.

Власти штата выразили недовольство в связи с деятельностью Колбрайта. Несмотря на улучшение показателей вуза, его закрытие стало предметом обсуждения уже в третий раз. Политики аргументируют свою позицию тем, что миллионы долларов, выделяемые на поддержку онлайн-университета, можно было бы направить на финансирование традиционных колледжей, где количество выпускников значительно превышает показатели Колбрайта.

Учебное заведение сталкивалось с рядом серьезных проблем. Одной из ключевых трудностей были неоправданно высокие зарплаты представителей администрации. Это вызывало недовольство среди сотрудников, которые сомневались в достоверности данных о якобы активных студентах. Существовали также опасения по поводу возможного обмана со стороны властей штата, что усугубляло ситуацию внутри учебного заведения. Проблемы с финансами и управлением негативно сказывались на репутации учреждения и его взаимодействии с государственными структурами.

Фото: AnnaStills / Shutterstock

Несмотря на существующие проблемы, популярность колледжа Колбрайта продолжает расти. Согласно информации издания СalMatters, в 2022 году в учебном заведении обучалось 2300 студентов из Калифорнии, и каждый месяц количество новых поступлений увеличивается на 8%. Ожидается, что к лету общее число учащихся достигнет около 3000 человек. В то же время, во втором квартале 2022 года 70% студентов были активными, что свидетельствует о том, что они успешно проходили курсы и выполняли домашние задания. Однако, несмотря на высокий уровень вовлеченности, число выпускников пока остается низким: по данным на 2023 год, менее 10% студентов смогли получить свои сертификаты в течение года. Этот аспект требует дополнительного внимания и улучшения на уровне образовательного процесса.

В Южном университете Нью-Гэмпшира, согласно заявлению Роберта Убелла, уровень доходимости студентов на курсах достигает 90%. Это показатель, который вызывает зависть у многих EdTech-платформ. Высокая доходимость свидетельствует о качестве образовательных программ и эффективных методах обучения, применяемых в университете.

Есть ли подобный опыт в России

В России в настоящее время отсутствуют вузы, предлагающие полностью онлайн-образование. Тем не менее, государственные и частные университеты предлагают образовательные программы высшего образования в формате онлайн. Чаще всего такие программы организуются в сотрудничестве с EdTech-платформами. Например, РАНХиГС, Петербургский Политехнический университет, МПГУ, УрФУ и МФТИ реализуют партнерские онлайн-программы с такими платформами, как Skillbox и Skillfactory. В мае 2023 года НИУ ВШЭ представил онлайн-кампус «Вышка Онлайн», который включает три программы бакалавриата и 16 магистерских программ, доступных в онлайн-формате, а также короткие курсы. Некоторые частные колледжи также предлагают факультеты, функционирующие полностью в режиме онлайн. Таким образом, онлайн-образование в России активно развивается, предоставляя студентам широкий выбор образовательных программ.

Изучите дополнительные материалы:

  • Главные сферы сотрудничества вузов и EdTech: британская версия о перспективах
  • Что такое саморегулируемое обучение и почему это важно как для EdTech, так и для вузов
  • Развитие EdTech — угроза университетам? Что думают эксперты