Обязанности методиста в школе, детсаду, СПО, вузе, EdTech и в корпоративном обучении / Skillbox Media
Если два незнакомца встретятся и выяснят, что оба работают методистами, не факт, что у них одни и те же функции. Даже терминология может отличаться.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеВ одной из ныне запрещённых социальных сетей был опубликован пост, содержащий ссылку на интервью с методистом из сферы EdTech, в котором мы обсуждали суть профессии. В комментариях одна из читательниц, представляющая академическую среду, резко отреагировала на наше обсуждение, заявив: «Это не методисты!» На первый взгляд, такое замечание могло бы показаться незначительным, но оно поднимает важный вопрос о различиях в методической работе в различных образовательных сегментах. Методисты часто не осведомлены о специфике работы своих коллег в других областях, что подчеркивает необходимость более глубокого взаимодействия и обмена опытом между специалистами. Понимание этих различий и особенностей важно для повышения качества образования и эффективности методической деятельности.
Мы решили рассмотреть особенности различных методистов, чтобы избежать недопонимания, например, когда кто-то утверждает: «Это не настоящие методисты! Мы — правильные, а остальные — нет!» Для этого мы провели интервью с представителями разных направлений этой профессии, чтобы понять суть их работы и профессиональные подходы.
В данной статье вы получите информацию о важнейших аспектах темы. Мы рассмотрим ключевые моменты, которые помогут вам глубже понять предмет обсуждения. Вы сможете ознакомиться с основными принципами, а также с практическими рекомендациями и примерами. Это поможет вам лучше ориентироваться в вопросе и применять полученные знания на практике.
- чем занимаются «классические» методисты в детских садах, школах, колледжах и вузах;
- в чём заключается работа «новых» методистов — из мира EdTech и корпоративного обучения.
Виды методистов: почему они такие разные?
Существует две основные категории методистов: традиционные и современные. Традиционные методисты действуют в областях дошкольного, школьного и формального профессионального образования, включая вузы, колледжи и центры повышения квалификации. Их главная задача заключается в организации образовательного процесса в соответствии с законодательством РФ, включая закон «Об образовании в РФ» и другие нормативные акты, такие как федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Они обеспечивают соответствие образовательных программ установленным требованиям, что является основой для качественного и эффективного обучения.
Работа с документами в образовательной организации имеет важные юридические последствия. Неправильное оформление или отсутствие необходимых документов может привести к потере лицензии или аккредитации, а также к взысканиям по итогам проверок Рособрнадзора. Обеспечение правильности и полноты документов является ключевым аспектом в соблюдении законодательства и поддержании репутации учебного заведения. Важно следить за актуальностью документов и своевременно реагировать на изменения в законодательстве, чтобы избежать негативных последствий.
Для занятия данной должности необходимо наличие высшего педагогического образования и как минимум двухлетний опыт работы по специальности. Обязанности специалиста четко определены в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Опыт и квалификация играют ключевую роль в успешном выполнении задач, связанных с образовательным процессом и развитием учащихся.
С появлением электронного обучения и активным развитием онлайн-школ в сфере EdTech возникли новые методисты. Эти специалисты отвечают за проектирование учебных курсов и корпоративных программ, которые помогают компаниям обучать сотрудников необходимым навыкам. В условиях современного бизнеса организации сталкиваются с необходимостью регулярно обновлять знания своих команд, что делает роль методистов особенно важной. Они разрабатывают эффективные образовательные решения, учитывающие особенности дистанционного обучения и потребности работодателей.
Онлайн-платформы и корпоративные учебные отделы в основном занимаются неформальным образованием, которое, с точки зрения законодательства, считается дополнительным. В результате, к разработке и оформлению учебных программ в этих учреждениях предъявляются значительно менее строгие требования по сравнению с традиционными образовательными учреждениями, такими как школы, колледжи и университеты. Тем не менее, данная сфера образования сталкивается с уникальными вызовами. Во-первых, необходимо привлекать внимание обучающихся, а во-вторых, обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса. Успех онлайн-платформ зависит от их финансовых результатов, а в корпоративном обучении – от повышения квалификации сотрудников, что напрямую влияет на достижения бизнеса. Поэтому важность качественного контента и интерактивных методов обучения в этих форматах нельзя недооценивать.
В данной сфере существует значительная свобода в разработке учебных программ, что открывает новые возможности для педагогов. Однако, для достижения реальных результатов и обеспечения увлекательного процесса обучения необходимо приложить немало усилий. Этой задачей занимаются методисты, которые применяют принципы педагогического дизайна — относительно новое и динамично развивающееся направление. Важно отметить, что использовать готовые решения формального образования в данном контексте нецелесообразно. Это связано с тем, что цели обучения, а также условия и сроки могут существенно отличаться, а тематика образовательных программ зачастую затрагивает новые области, которые ещё не охвачены традиционным образованием. Поэтому актуальным становится создание адаптивных и инновационных подходов к обучению, чтобы эффективно удовлетворить потребности учащихся и обеспечить их вовлеченность.
Чтение – это важный аспект развития человека. Оно помогает расширить кругозор, улучшить словарный запас и повысить уровень знаний. Книги, статьи и блоги являются источниками информации, которые могут обогатить наш внутренний мир и помочь в решении жизненных задач. Кроме того, чтение способствует развитию критического мышления и аналитических способностей. Регулярное чтение также положительно сказывается на эмоциональном состоянии, помогая справляться со стрессом и улучшая общее самочувствие. Не упускайте возможность погружаться в мир литературы и открывать для себя новые горизонты.
Модели проектирования курсов: как выбрать оптимальную для вашего обучения
Выбор подходящей модели проектирования курсов является ключевым моментом для успешного обучения. Существует множество моделей, каждая из которых имеет свои особенности и преимущества. Оценка потребностей вашей аудитории, целей обучения и контента поможет определить наиболее эффективный подход. Рассмотрим основные модели проектирования курсов, чтобы упростить процесс выбора.
Первая модель, которую стоит рассмотреть, — это модель ADDIE, включающая этапы анализа, проектирования, разработки, внедрения и оценки. Она обеспечивает систематический подход к созданию эффективных обучающих программ. Вторая модель — это модель SAM, которая акцентирует внимание на итеративном процессе разработки и позволяет вносить изменения по мере необходимости.
Также популярна модель Rapid Prototyping, которая позволяет быстро создавать прототипы курсов и тестировать их на целевой аудитории. Это дает возможность оперативно вносить изменения и улучшения. Модель Dick and Carey фокусируется на связи между целями, обучающими действиями и оценкой, что делает ее полезной для структурированного подхода к проектированию.
Наконец, модель 4C/ID (Four-Component Instructional Design) помогает разработать курсы, ориентированные на решение проблем, что способствует более глубокому усвоению материала.
Выбор модели проектирования курсов зависит от множества факторов, включая специфику контента, характеристики целевой аудитории и доступные ресурсы. Правильный выбор модели поможет создать эффективные и увлекательные обучающие программы, которые удовлетворят потребности студентов и достигнут поставленных целей.
Методистам в образовательной сфере, особенно в EdTech, полезно иметь педагогическое образование, но на самом деле в этой роли могут работать люди с разнообразным профессиональным опытом. Ключевым фактором является способность достигать образовательных результатов. Программы обучения в EdTech и корпоративном секторе рассматриваются как продукты, поэтому для их разработки применяются продуктовые подходы. Поскольку эта сфера все еще находится на стадии формирования, универсальные стандарты для методистов пока не разработаны. В зависимости от конкретного проекта и состава команды, методист может также выполнять функции продюсера, маркетолога, копирайтера и UX-дизайнера. Это делает профессию методиста в EdTech многофункциональной и динамичной, что важно для успешного развития образовательных технологий.
Внутри различных категорий методистов существует своя специфика. Например, опыт работы методиста в детском саду может оказаться недостаточно актуальным для аналогичной должности в университете. Чтобы перейти в сферу EdTech, необходимо изучить ее принципы и подходы. В то же время новые методисты постепенно внедряются в формальное образование. Вузы активно разрабатывают онлайн-программы, включая не только короткие курсы, но и полноценные образовательные программы. Для успешной конкуренции с EdTech им важно быть знакомыми с современными методами и технологическими новшествами.
Методист в образовательной сфере выполняет ключевую роль, обеспечивая методическое сопровождение и развитие учебного процесса. В дошкольном образовании методисты занимаются разработкой и внедрением образовательных программ, а также обучением педагогов современным подходам и методам работы с детьми. В школьном образовании их задача заключается в создании условий для эффективного обучения, разработке учебных планов и программ, а также в поддержке учителей в их профессиональном росте. В высшем образовании методисты курируют разработку учебных материалов, аккредитацию программ и внедрение инновационных технологий в обучение. В корпоративном секторе методисты занимаются организацией и проведением тренингов, разработкой учебных программ, направленных на повышение квалификации сотрудников, а также анализом их эффективности. Таким образом, методист является связующим звеном между образовательными учреждениями и современными требованиями к качеству образования в различных сегментах.
Методист в детском саду
Методисты не присутствуют во всех детских садах, поскольку это зависит от того, осуществляется ли в учреждении образовательная деятельность или просто осуществляется присмотр за детьми в отсутствие родителей. Однако все государственные и лицензированные частные детские сады проводят образовательную работу, направленную на развитие дошкольников и подготовку их к поступлению в первый класс. Это подразумевает наличие методических задач, которые охватывают широкий спектр направлений, включая развитие познавательных, социальных и эмоциональных навыков у детей. Важно, чтобы в таких учреждениях работали квалифицированные методисты, способные внедрять эффективные образовательные программы и обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку.
Методисты дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) играют ключевую роль в организации образовательного процесса. Они разрабатывают программы и методические рекомендации, которые помогают создать комфортную и развивающую среду для детей. Методисты обеспечивают поддержку воспитателям, обучая их современным подходам и методам работы с детьми. Их задача — адаптировать образовательные программы к потребностям детей, учитывая возрастные и психологические особенности. Также они занимаются мониторингом и анализом результатов обучения, что позволяет улучшать качество образования в дошкольных учреждениях. Важной частью работы методистов является взаимодействие с родителями, что способствует созданию единого пространства для развития ребенка.
- совместно с воспитателями составляют образовательную программу;
- ведут методическую документацию и контролируют перед плановыми проверками, чтобы все бумаги были корректно оформлены (среди них — образовательная программа ДОУ, календарный учебный график, рабочие программы воспитателей);
- организуют обучение педагогических сотрудников — повышение их квалификации;
- составляют расписание занятий и различных мероприятий;
- обеспечивают методическую поддержку педагогов — посещают занятия и дают обратную связь, помогают решать учебно-воспитательные вопросы;
- следят за тем, чтобы в детском саду были необходимые учебные пособия, технические средства, развивающие игрушки и так далее.
Раз в неделю мы проводим рабочие совещания с педагогами, на которых обсуждаем планы на предстоящую неделю. На этих встречах мы выявляем сложности, с которыми сталкиваются специалисты, определяем их потребности и обсуждаем, как они хотят организовать свою работу, а также какие мероприятия с детьми планируют провести. Ксения Терехова, методист ГБДОУ №30 Петроградского района Санкт-Петербурга, акцентирует внимание на том, что также организует участие педагогического коллектива в профессиональных конкурсах и других значимых событиях. Она активно ведет социальные сети детского сада, публикуя посты о жизни учреждения. Кроме того, Ксения, как и воспитатели, уделяет много времени общению с родителями, что способствует созданию доверительных отношений и улучшению взаимодействия между семьей и детским садом.
В маленьких детских садах может отсутствовать отдельная ставка методиста, и в таком случае методические задачи возлагаются на воспитателей. Однако даже в тех учреждениях, где есть специализированный сотрудник, занимающийся методической работой, его должность не всегда обозначается как методист. В некоторых случаях эти функции выполняет старший воспитатель или заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе (УВР).
В больших детских садах, где насчитывается около десяти групп, обычно формируется расширенный штат. В таком учреждении могут работать заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, старший воспитатель и методист. Эти специалисты, как правило, распределяют между собой административные и управленческие функции, а также занимаются методической поддержкой образовательного процесса. Это позволяет эффективно организовать работу детского сада и улучшить качество воспитания и обучения детей.
Методист в школе и школьной системе
Ставка методиста в общеобразовательной школе является редким явлением. Обычно методисты работают в частных школах и гимназиях, где их роль более выражена. В государственных учебных заведениях методические функции чаще всего выполняет заместитель директора по учебно-воспитательной или учебно-методической работе. Это связано с тем, что в государственных школах акцент делается на комплексный подход к управлению учебным процессом, и методические задачи интегрированы в обязанности административного состава. Важно отметить, что роль методиста, несмотря на свою редкость в государственных школах, остаётся значимой для повышения качества образования и внедрения современных педагогических технологий.
Функции специалиста могут варьироваться в зависимости от учебного заведения. Тем не менее, основные направления его работы обычно остаются неизменными.
- следить за тем, чтобы вся образовательная система школы соответствовала требованиям ФГОС (и вносить изменения при обновлении стандартов);
- разрабатывать основную образовательную программу, учебные планы и расписание, помогать учителям в составлении рабочих программ по предметам;
- контролировать правильное составление отчётных документов;
- организовывать повышение квалификации и аттестацию педагогов;
- посещать уроки и давать обратную связь учителям;
- обобщать и передавать учителям передовой педагогический опыт;
- организовывать и сопровождать итоговую аттестацию выпускников.
Заместитель директора школы часто координирует работу методических объединений, где учителя одного предмета обмениваются опытом и делятся эффективными методами преподавания. Для усиления этого процесса могут создаваться различные внутришкольные структуры, такие как профессиональные педагогические сообщества, проблемно-творческие группы и системы наставничества. Эти объединения способствуют повышению качества образования и развитию педагогического мастерства.
Людмила Лялина, директор МБОУ «Батыревская СОШ №2» в Чувашской Республике, поделилась своим опытом. В нашей школе было организовано профессиональное обучающее сообщество, где каждый член коллектива активно работает над повышением своих компетенций. Каждый педагог несет ответственность за результаты своей деятельности. Мы разработали программу внутриорганизационного обучения, в рамках которой в течение учебного года учителя изучают и внедряют в свою практику две ключевые педагогические стратегии: формирующее оценивание и смысловое чтение. Это позволяет нам не только улучшать качество образования, но и адаптироваться к современным требованиям, что, безусловно, положительно сказывается на образовательных результатах учащихся.
Методическая работа в школьной системе не ограничивается только методистами в самих школах. В рамках национального проекта «Образование» в 85 регионах России были созданы Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМПР), где работают региональные методисты. Как отмечает Татьяна Щербакова, эксперт Федерального методического центра ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», основные задачи этих центров можно классифицировать по трем направлениям. Это подчеркивает важность системного подхода к повышению квалификации педагогов и внедрению передовых методик в образовательный процесс, что, в свою очередь, способствует улучшению качества образования в стране.
- Организационно-подготовительные мероприятия. Региональные методисты анализируют учебно-методическую работу в школе и разрабатывают предложения, как повысить её эффективность, проводят очные и дистанционные консультации педагогов.
- Информационное сопровождение. Сотрудники ЦНППМПР организуют профессиональные конференции, семинары и вебинары (например, по вопросам введения новых ФГОС), составляют различные информационные и методические материалы для учителей.
- Методическое сопровождение. Региональные методисты поддерживают педагогов, испытывающих затруднения в работе (например, если учителям сложно освоить Конструктор рабочих программ). Выявляют нехватку профессиональных компетенций у учителей и помогают её устранить — то есть планируют и организуют дополнительное профессиональное образование. Важный нюанс, отличающий ЦНППМПР от традиционных центров ДПО, — акцент на индивидуальные образовательные траектории, согласно которым педагоги, по идее, будут непрерывно развивать свои компетенции.
Региональные методисты активно взаимодействуют с ответственными за методическую работу в школах, как отмечает Татьяна Щербакова. Это сотрудничество направлено на эффективное решение задач в образовательном процессе и улучшение качества обучения.
В школьном образовании важную роль играют методисты, которые выполняют специфические задачи. Например, сотрудники Федерального института педагогических измерений занимаются разработкой контрольных измерительных материалов (КИМ) для государственной итоговой аттестации, включая ЕГЭ и ОГЭ. В Московском городском педагогическом университете функционирует Институт содержания, методов и технологий образования, где методисты курируют систему Московской электронной школы (МЭШ). Они отвечают за наполнение этой платформы контентом, разрабатывают методические рекомендации по цифровой дидактике, а также организуют курсы и мероприятия для педагогов. Эти усилия направлены на повышение качества образования и внедрение современных методов преподавания, что в свою очередь способствует более эффективной подготовке учащихся к экзаменам.
Недавно была введена новая квалификационная категория для учителей — педагог-методист. В этом тексте мы подробно рассмотрим, что включает в себя данная категория и как она влияет на образовательный процесс. Педагог-методист играет ключевую роль в разработке и внедрении эффективных методов обучения, а также в повышении качества образовательных стандартов.
Методист в колледже
В колледже, в отличие от школы, предусмотрена ставка методиста, а иногда и несколько. Это обусловлено тем, что в школе обычно разрабатывается лишь одна образовательная программа для каждого уровня образования: начального, основного общего и среднего общего. В колледже же количество программ напрямую зависит от направлений профессиональной подготовки, и если колледж универсален, а не узкоспециализирован, объем работы для методистов становится значительным. Это делает наличие нескольких методистов необходимым для эффективной организации учебного процесса и разработки качественного образовательного контента.
В организациях среднего профессионального образования (СПО) дисциплины часто преподают специалисты, не имеющие педагогического образования. Это могут быть эксперты из различных отраслей или выпускники профильных вузов, таких как технические или медицинские. В связи с этим они нуждаются в значительной методической поддержке, что подчеркивает важность разработки эффективных образовательных программ и ресурсов для повышения качества преподавания в СПО. Обеспечение педагогической подготовки и методической поддержки таких преподавателей является ключевым фактором для успешного обучения студентов и повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
Образовательные программы в колледжах, как и в университетах, формируются с акцентом на профессиональную подготовку будущих выпускников. В процессе разработки этих программ необходимо учитывать не только требования Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), но и профессиональные стандарты, а также квалификационные справочники по соответствующим специальностям и профессиям. Важно также учитывать реальные потребности рынка труда и компетенции, которые работодатели ожидают от своих сотрудников. В настоящее время перед государством стоит задача максимально интегрировать сферу среднего профессионального образования (СПО) с практической деятельностью, чтобы обеспечить выпускников актуальными знаниями и навыками, соответствующими требованиям современного рынка.
Для повышения видимости в поисковых системах и улучшения восприятия текста, я переработаю его, сохранив основную тему и добавив необходимые ключевые слова.
—
Читайте внимательно:
Важность качественного контента в современных онлайн-ресурсах невозможно переоценить. Каждый элемент текста должен быть тщательно продуман и структурирован, чтобы привлечь внимание пользователей и повысить рейтинг в поисковых системах. Не забывайте, что уникальность и информативность материалов играют ключевую роль в SEO. Оптимизация текста включает использование релевантных ключевых слов, которые соответствуют запросам вашей целевой аудитории. Это поможет не только улучшить позицию в поисковой выдаче, но и увеличить вовлеченность читателей. Внимательно следите за актуальностью информации и обновляйте контент, чтобы он оставался свежим и интересным для пользователей.
Среднее профессиональное образование в России: 5 ключевых фактов
Среднее профессиональное образование (СПО) в России играет важную роль в подготовке квалифицированных специалистов. Этот уровень образования предоставляет учащимся практические навыки и теоретические знания, необходимые для успешной карьеры. Рассмотрим пять важных фактов о среднем профессиональном образовании в России.
Во-первых, СПО охватывает широкий спектр специальностей, от технических до творческих, что позволяет студентам выбрать направление, соответствующее их интересам и способностям. Образовательные учреждения, предлагающие СПО, включают техникумы, колледжи и профессиональные училища.
Во-вторых, уровень трудоустройства выпускников СПО достаточно высок. Многие работодатели отдают предпочтение специалистам со средним профессиональным образованием, обладающим практическими навыками и опытом. Это делает СПО привлекательным выбором для молодежи, стремящейся к быстрой интеграции в рынок труда.
В-третьих, среднее профессиональное образование в России доступно для различных категорий граждан. Существует возможность получения бесплатного образования на конкурсной основе, а также программы для обучения за счет средств работодателей.
В-четвертых, СПО активно адаптируется к требованиям рынка труда. Учебные планы и программы обновляются в соответствии с современными тенденциями и потребностями бизнеса, что обеспечивает выпускникам актуальные знания и навыки.
Наконец, среднее профессиональное образование в России открывает двери для дальнейшего обучения. Выпускники СПО могут продолжить учебу в высших учебных заведениях, что позволяет им получить дипломы бакалавра и магистра в избранной области.
Таким образом, среднее профессиональное образование в России представляет собой важный этап в образовании и карьере, обеспечивая молодежь необходимыми знаниями и навыками для успешной профессиональной жизни.
Методическая работа в системе среднего профессионального образования (СПО) играет ключевую роль в обеспечении качества обучения. Ольга Курбанова, старший методист ОГБПОУ «Томский промышленно-гуманитарный колледж», делится опытом организации этой работы. В большинстве колледжей существует специализированное подразделение, часто называемое информационно-методическим центром (ИМЦ), хотя могут встречаться и другие названия, например, отдел образовательных проектов. Во главе этого подразделения стоит руководитель, который управляет командой методистов и старшего методиста. Эффективная методическая работа способствует улучшению учебного процесса и повышению квалификации преподавателей, что в свою очередь positively влияет на подготовку студентов к профессиональной деятельности.
Ольга объяснила, что при наличии нескольких методистов существует два подхода к организации их работы. Первый вариант заключается в том, что каждому методисту назначается укрупнённая группа специальностей (УГС), объединяющая родственные направления подготовки. Например, в УГС «Клиническая медицина» могут быть включены такие специальности, как «Лечебное дело», «Лабораторная диагностика», «Медицинская оптика» и другие. Этот подход позволяет обеспечить более целенаправленную и эффективную методическую работу в рамках смежных дисциплин, что способствует повышению качества подготовки специалистов в области медицины.
Второй подход заключается в разделении обязанностей между методистами по различным направлениям работы. Один из методистов может взять на себя ответственность за подготовку учебного плана, разработку макетов рабочих программ и контрольно-оценочных материалов. Он также консультирует преподавателей по составлению рабочих программ для дисциплин и модулей, проверяет их на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и формирует основную профессиональную образовательную программу, обеспечивая полное ведение документации. В то же время другой методист сосредоточен на методическом обеспечении: он разрабатывает учебно-методические материалы для студентов, помогает преподавателям в выборе форм и методов обучения, а также организует курсы повышения квалификации для преподавателей. Такой подход позволяет более эффективно распределять нагрузки и повышать качество образовательного процесса.
Методисты в колледжах играют ключевую роль в образовательном процессе. Они организуют семинары для преподавателей, что способствует повышению квалификации и обмену опытом. Методисты курируют работу цикловых методических комиссий, объединяющих преподавателей одного направления, что позволяет улучшать качество обучения и внедрять новые методики. Кроме того, они посещают и анализируют занятия, что помогает выявлять сильные и слабые стороны преподавания. Методисты также готовят преподавателей и мастеров производственного обучения к участию в конкурсах профессионального мастерства, что стимулирует их профессиональный рост и развитие. Таким образом, деятельность методистов способствует не только повышению качества образования, но и развитию педагогического потенциала колледжа.
Методист в вузе
В высшем образовании методическая работа организована по-другому, чем в школах и колледжах. Вузовская методология акцентирует внимание на научных исследованиях, инновационных подходах к обучению и профессиональном развитии преподавателей. Это позволяет создавать более глубокие и специализированные образовательные программы, которые соответствуют современным требованиям рынка труда. В отличие от школьного и колледжного образования, высшее образование требует активного участия студентов в учебном процессе, что способствует развитию критического мышления и самостоятельности. Преподаватели в вузах чаще используют современные технологии и методики, что делает обучение более интерактивным и эффективным.
На федеральном уровне функционирует система Учебно-методических объединений (УМО) в сфере высшего образования. Эти организации находятся под управлением Минобрнауки и отвечают за определённые укрупнённые группы специальностей и направлений. Состав УМО включает представителей ведущих вузов и профильных ассоциаций, которые активно участвуют в разработке федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для программ бакалавриата, специалитета и магистратуры. УМО также формулирует предложения по оптимизации перечней специальностей и направлений подготовки в высшем образовании, а также проводит экспертизу учебной литературы и оценочных средств, используемых для промежуточной и итоговой аттестации студентов. Эта деятельность способствует повышению качества образования и соответствия учебных программ современным требованиям рынка труда.
В каждом вузе существует учебно-методическое управление (УМУ) или его аналог. Основная функция УМУ заключается в организационном и документооборотном обеспечении образовательного процесса. УМУ отвечает за подготовку документации для лицензирования и аккредитации учебных программ, а также за контроль соответствия качества образования государственным требованиям. Кроме того, УМУ занимается формированием расписания и распределением нагрузки между преподавателями, а также контролирует проведение сессий и итоговых аттестаций. В некоторых вузах эти обязанности могут быть распределены между несколькими подразделениями, что позволяет более эффективно организовывать учебный процесс и поддерживать его высокие стандарты.
Вузах ответственное лицо за учебно-методическую работу, а также заместитель декана по учебной деятельности выполняют ключевую функцию на кафедрах и факультетах. Они организуют создание и распространение методических материалов и учебных пособий, координируют внедрение передового педагогического опыта среди преподавателей. Эти специалисты следят за наличием учебной документации, включая рабочие программы курсов, расчет учебной нагрузки на учебный год, списки тем дипломных проектов и многое другое. Данная должность является руководящей, и помимо неё в учебных заведениях могут быть задействованы специалисты по методической работе. Эти сотрудники относятся к учебно-вспомогательному персоналу (УВП) и занимаются выполнением рутинных задач, а также оказывают консультации студентам по специфическим вопросам, таким как сдача лабораторных работ и зачётов.
Читайте также полезные материалы, которые помогут вам глубже понять тему и расширить свои знания. Наши статьи содержат актуальную информацию, советы и практические рекомендации, которые будут полезны как новичкам, так и опытным специалистам. Не упустите возможность ознакомиться с новыми идеями и трендами в вашей области.
Проектирование высшего образования на основе модели ADDIE требует тщательного подхода, учитывающего Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Модель ADDIE включает пять ключевых этапов: анализ, проектирование, разработка, внедрение и оценка. На этапе анализа необходимо определить потребности студентов и требования рынка труда, чтобы обеспечить соответствие образовательной программы актуальным запросам.
Проектирование должно учитывать цели и результаты обучения, соответствующие ФГОС. На этапе разработки создаются учебные материалы и ресурсы, которые соответствуют установленным стандартам. Внедрение включает реализацию программы, а оценка позволяет определить эффективность обучения и внести необходимые коррективы.
Таким образом, использование модели ADDIE в проектировании высшего образования обеспечивает системный подход к созданию качественных образовательных программ, соответствующих современным требованиям и стандартам.
В высших учебных заведениях традиционно отсутствуют отдельные сотрудники-методисты, ответственные за разработку образовательных программ. Об этом сообщил Сергей Жданов, руководитель команды методистов высшего образования в Skillbox и бывший начальник Центра дизайна образовательных программ Дальневосточного федерального университета. По его мнению, эти задачи выполняют преподаватели, которые создают рабочие программы для своих учебных дисциплин, а также руководители образовательных программ, разрабатывающие учебные планы для отдельных направлений подготовки. Дополнительно, заведующие кафедрами, деканы и директора институтов несут ответственность за портфели программ на своих кафедрах, факультетах и в институтах. Такой подход к разработке образовательных программ может привести к недостатку специализированного внимания к качеству и актуальности учебных планов, что в свою очередь влияет на качество образования и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
Конечно, я помогу вам с редактированием текста. Пожалуйста, предоставьте сам текст, который вы хотите изменить.
В университетском пространстве активно функционируют совещательные органы и советы, которые играют важную роль в разработке и актуализации учебных программ. В некоторых учебных заведениях обсуждение программ дисциплин проходит на заседаниях кафедр, в то время как в других институтах директора собирают ведущих преподавателей для обмена мнениями о новых курсах и обновлении содержания дисциплин. Такой подход способствует улучшению качества образования и повышению актуальности учебного процесса, что является важным аспектом для успешной подготовки студентов.
В некоторых вузах создаются специализированные подразделения для решения методических задач. Эти подразделения могут заниматься запуском новых образовательных программ, обновлением существующих курсов, повышением квалификации преподавателей и организацией проектных сессий для сотрудников разных кафедр, работающих над одной программой подготовки. Они также могут внедрять онлайн-курсы в учебные планы и развивать программы дополнительного профессионального образования.
В некоторых вузах начали появляться новые позиции для методистов, включая педагогических дизайнеров-консультантов. Эти специалисты занимаются проектированием и наполнением образовательных программ и курсов. Важно отметить, что для таких позиций не всегда требуется традиционное педагогическое образование. Как подчеркивает Сергей, в этой области успешно работают специалисты с техническим, естественно-научным и гуманитарным образованием. Развитие таких ролей способствует внедрению инновационных подходов в образовательный процесс, что делает обучение более эффективным и адаптированным к современным требованиям.
Методист в организациях повышения квалификации и переподготовки кадров
Методическая работа в области дополнительного профессионального образования (ДПО) включает в себя значительное количество документооборота, что делает её одной из самых «бумажных» профессий. В рамках этой деятельности работают учебные центры, направленные на повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Эти организации могут быть как государственными, так и частными. Основной целью обращения сотрудников в такие центры является получение удостоверения о прохождении обучения, что имеет важное значение для аттестации работников и может повлечь за собой другие юридически значимые последствия. Таким образом, формальное дополнительное профессиональное образование играет ключевую роль в профессиональном развитии специалистов и обеспечении их соответствия современным требованиям рынка труда.
Все сотрудники предприятий, включая предпринимателей и их работников, обязаны регулярно проходить обучение по охране труда. Повышение квалификации является важной необходимостью для сотрудников, работающих в двух ключевых категориях. Это не только помогает обеспечить безопасные условия труда, но и способствует повышению общей эффективности работы и снижению числа травм на производстве. Регулярное обучение по охране труда позволяет работникам быть в курсе актуальных норм и правил, что является залогом их безопасности и здоровья на рабочем месте.
- работающим в определённых отраслях (например, образование, медицина, строительство);
- ответственным за пожарную, экономическую, экологическую безопасность и так далее.
Содержание образовательных программ, порядок их реализации, формы аттестации и другие важные аспекты этой сферы регулируются множеством нормативных документов. В частности, существует перечень типовых профессиональных программ, которые утверждаются федеральными органами, такими как МЧС, Минздрав и Ростехнадзор. Эти документы обеспечивают соответствие образовательных стандартов современным требованиям и регулируют качество подготовки специалистов. Важно учитывать, что соблюдение данных нормативов способствует эффективному обучению и повышению квалификации работников в различных областях.
Методист в сфере дополнительного профессионального образования играет ключевую роль, аналогичную юристу. Ему необходимо учитывать профессиональные стандарты и Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для программ профессиональной переподготовки. Методист должен также следить за квалификационными требованиями к образовательным программам и методическим материалам, а также быть в курсе изменений в отраслевом законодательстве. В центрах дополнительного профессионального образования методист выполняет следующие функции: разрабатывает учебные программы, обеспечивает соответствие образовательных процессов актуальным требованиям и стандартам, координирует работу преподавателей и контролирует качество обучения. Таким образом, методист является связующим звеном между образовательными учреждениями и законодательными нормами, обеспечивая высокие стандарты образования и профессионального роста.
- проверяет документы потенциальных учащихся — имеют ли они право получать ДПО согласно закону «Об образовании в РФ»;
- ведёт личные дела учащихся и книги регистрации выданных документов о квалификации, оформляет удостоверения о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке и выдаёт их;
- работает с федеральной информационной системой «Федеральный реестр сведений о документах об образовании» (ФИС ФРДО), куда вносятся данные о квалификации учащихся;
- приводит образовательные программы в соответствие нормативам;
- составляет учебное расписание и распределяет нагрузку преподавателей.
Методист в EdTech (онлайн-школах)
Мы подошли к роли методистов, занимающихся разработкой онлайн-курсов в различных областях знаний, навыков и компетенций. В этой сфере методистов могут называть по-разному: методист, педагогический дизайнер, архитектор обучения, проектировщик учебных программ, разработчик или сценарист онлайн-курсов. Их задача заключается в создании эффективного и engaging контента, который помогает обучающимся осваивать новые знания и навыки. Методисты учитывают потребности целевой аудитории и применяют современные технологии для улучшения образовательного процесса.
В данной области творчество играет более значимую роль по сравнению с формальным образованием, и практически отсутствует бумажная работа. Это связано с тем, что содержание образовательных программ пока не регулируется государством, хотя в будущем такие планы существуют. Тем не менее, творчество методистов не является абсолютно свободным и подчиняется определённым правилам и алгоритмам. На данный момент эти правила не контролируются ни государством, ни рыночными стандартами, хотя рынок уже проявляет стремление к стандартизации методов работы.
Главная задача методиста в сфере EdTech заключается в полном проектировании образовательного курса. Процесс разработки курса можно разделить на несколько ключевых этапов. Сначала необходимо провести анализ потребностей целевой аудитории и определить цели обучения. Затем следует разработать структуру курса, включая выбор тем, форматов и методов обучения. На следующем этапе создаются учебные материалы и ресурсы, которые помогут учащимся усваивать материал. После этого важно протестировать курс, чтобы выявить возможные недостатки и внести коррективы. Завершающим этапом является внедрение курса и его постоянное совершенствование на основе обратной связи от участников. Такой подход обеспечивает создание качественного и эффективного образовательного продукта, соответствующего современным требованиям.
- исследовать запросы целевой аудитории;
- определить планируемые результаты обучения;
- разработать план и логическую структуру учебной программы;
- выбрать форматы занятий;
- подготовить учебный материал и конкретные задания;
- проанализировать обратную связь от студентов, чтобы улучшить курс, и заняться этими улучшениями.
В небольших проектах все задачи может выполнять один методист, который сотрудничает с экспертом — носителем необходимых знаний и опыта для передачи студентам. В крупных онлайн-школах же над каждым курсом трудится команда, состоящая не только из методиста, но и из продюсера, дизайнера, операторов-монтажёров, а также сотрудников технической поддержки. Это сотрудничество позволяет создать более качественный образовательный продукт, обеспечивая высокий уровень обучения и поддержки студентов.
Читать также:
Существует множество мифов о работе методистов онлайн-курсов, которые часто вводят в заблуждение как потенциальных сотрудников, так и студентов. Разберемся с основными заблуждениями.
Первый миф заключается в том, что методист только разрабатывает учебные материалы. На самом деле, его работа включает в себя также анализ образовательного процесса, взаимодействие с преподавателями и студентами, а также постоянное совершенствование курсов.
Второй миф утверждает, что методист не имеет педагогического опыта. На самом деле многие методисты имеют опыт преподавания и хорошо понимают потребности учащихся.
Третий миф предполагает, что работа методиста не требует технических навыков. Однако в условиях онлайн-обучения важно понимать платформы и инструменты для создания и управления курсами.
Четвертый миф говорит о том, что методист работает только на этапе разработки курса. На самом деле его работа продолжается на протяжении всего образовательного процесса, включая мониторинг результатов и внесение изменений.
Пятый миф подразумевает, что методист не взаимодействует с учениками. В действительности, он активно собирает обратную связь и учитывает пожелания студентов для улучшения учебного процесса.
Шестой миф утверждает, что методист не участвует в оценивании. Однако они могут разрабатывать критерии оценки и участвовать в процессе аттестации студентов.
Седьмой миф говорит о том, что работа методиста ограничена одной темой. На практике методисты могут работать над несколькими проектами одновременно, охватывая различные области знаний.
Восьмой миф предполагает, что работа методиста не имеет карьерных перспектив. Но на самом деле эта профессия может открывать двери к руководящим должностям и управлению образовательными проектами.
Девятый миф утверждает, что методист не имеет влияния на содержание курсов. На самом деле, он играет ключевую роль в формировании образовательных программ и их соответствия современным требованиям.
Десятый миф говорит о том, что работа методиста неинтересна и рутинна. В действительности, это динамичная профессия, которая требует креативности и постоянного обучения.
Развеяв мифы о работе методистов онлайн-курсов, можно лучше понять их роль в образовательном процессе и оценить важность их вклада в развитие онлайн-образования.
Предметные эксперты, с которыми сотрудничают методисты, часто не обладают опытом преподавания и не умеют структурировать свои практические знания в образовательные программы. Эксперт предоставляет информацию по теме, в то время как методист разрабатывает на её основе курс. В связи с этим методистам не обязательно быть специалистами в конкретной области, однако им необходимо владеть принципами и алгоритмами разработки образовательных курсов. Это знание позволяет им эффективно трансформировать практический опыт экспертов в доступный и понятный образовательный контент, что способствует качественному обучению.
Методист играет ключевую роль в образовательном процессе, служа связующим звеном между знаниями экспертов и людьми, стремящимися их получить. Анна Крылова, методист образовательных программ Skillbox, подчеркивает, что методист не просто передает информацию, а преобразует её в доступный и понятный формат для студентов. Он отвечает за качество контента, обеспечивая его готовность к восприятию. Эта роль можно сравнить с процессом приготовления пирога: методист выступает в качестве духовки, которая помогает превратить сырое тесто, представленное экспертом, в готовое блюдо для студентов — гостей, готовых наслаждаться результатом. Таким образом, методист обеспечивает эффективное обучение, делая знания доступными и понятными для всех желающих.
Методист онлайн-курсов существенно отличается от традиционного методиста тем, что акцентирует внимание на анализе метрик. Важно учитывать два аспекта: с одной стороны, это эффективность обучения, а с другой — успешность курса как коммерческого продукта. Поэтому для методистов онлайн-курсов анализ данных становится ключевым инструментом, позволяющим оптимизировать учебный процесс и повысить привлекательность курса для целевой аудитории.
Методист в корпоративном обучении
В современных HR-службах крупных компаний часто присутствуют специализированные отделы, отвечающие за обучение и развитие персонала. В крупных корпорациях даже создаются корпоративные университеты, которые разрабатывают обучающие программы как для очных тренингов, так и для онлайн-курсов. Эти программы ориентированы на сотрудников, а в некоторых случаях — и на внешних слушателей. Например, при внедрении нового оборудования или изменении внутренних регламентов требуется обучение, чтобы сотрудники могли адаптироваться к новым условиям работы. Также нередко возникает необходимость в повышении квалификации, когда, например, менеджеры по продажам не достигают желаемых результатов. В таких случаях обучающие программы становятся важным инструментом для повышения профессиональных навыков и общей эффективности команды.
Согласно исследованию Digital Learning и «Эквио», 64% из 352 опрошенных компаний, занимающихся обучением сотрудников, разрабатывают свои собственные курсы и программы. Это свидетельствует о наличии в организациях специализированных должностей, таких как методист, педдизайнер или разработчик онлайн-обучения. Также компании могут привлекать методистов-фрилансеров для создания образовательных материалов. Этот подход позволяет организациям адаптировать обучение под свои уникальные потребности и повышать квалификацию сотрудников более эффективно.
В сфере EdTech роли и функции специалистов, занимающихся обучением сотрудников, часто пересекаются. Исследования показывают, что разработчики курсов нередко самостоятельно создают видеоматериалы и графику, а также занимаются администрированием учебных платформ. Кроме того, функции методистов часто выполняют T&D-специалисты — менеджеры, ответственные за организацию корпоративного обучения. В корпоративном обучении особенно ценятся многофункциональные специалисты, способные как разработать концепцию курса, так и реализовать его самостоятельно, а также эффективно организовать и контролировать процесс обучения. Это подчеркивает важность гибкости и многосторонних навыков в современном обучении сотрудников.
Читать также:
Современные профессии в сфере образования становятся все более разнообразными и востребованными. В условиях быстрого развития технологий и изменений в образовательных подходах, новые роли помогают улучшить процесс обучения и адаптироваться к требованиям времени. Среди таких профессий можно выделить:
Педагог-исследователь, который занимается анализом и внедрением инновационных методик обучения, а также исследует эффективность образовательных программ. Специалист по цифровому обучению разрабатывает и реализует программы, использующие современные технологии, такие как онлайн-курсы и мультимедийные ресурсы. Куратор образовательных программ отвечает за организацию и координацию учебного процесса, обеспечивая качество образования и поддержку студентов.
Консультант по вопросам инклюзии помогает образовательным учреждениям создавать доступную среду для всех учащихся, включая детей с особыми потребностями. Специалист по обучению взрослых фокусируется на развитии программ для обучения и повышения квалификации взрослых, учитывая их потребности и интересы. Тренер по развитию софт-скиллов обучает учащихся навыкам, необходимым для успешной коммуникации и работы в команде.
Аналитик образовательных данных использует статистические методы для оценки результатов обучения и оптимизации образовательных процессов. Специалист по управлению проектами в образовании отвечает за реализацию новых инициатив и программ, обеспечивая их успешное выполнение. Наконец, блогер или контент-менеджер в сфере образования создает и распространяет образовательный контент, популяризируя знания и привлекая внимание к актуальным вопросам в области образования.
Эти профессии не только способствуют развитию системы образования, но и помогают адаптироваться к новым вызовам, связанным с технологическими изменениями и потребностями общества.
В области разработки обучающих программ методические задачи в онлайн-школах и корпоративном секторе имеют много общего. Тем не менее, существуют и некоторые отличия, которые стоит учитывать. Онлайн-школы фокусируются на индивидуальном обучении и гибкости, предлагая разнообразные форматы контента и взаимодействия. Корпоративный сектор, в свою очередь, акцентирует внимание на повышении продуктивности сотрудников и внедрении специфических навыков, необходимых для достижения бизнес-целей. Эффективное обучение требует учета как общих принципов, так и уникальных потребностей каждой из этих сфер.
Корпоративные методисты не только разрабатывают учебное содержание, но и самостоятельно собирают курсы, используя специальные сервисы, такие как iSpring и Articulate. Эти инструменты помогают создавать качественные образовательные программы. Важно уметь работать с цифровыми технологиями и постоянно осваивать новые инструменты. В отличие от онлайн-школ, где популярны видеокурсы и более сложные форматы, такие как асинхронное онлайн-обучение, большинство корпоративных методистов предпочитает более простые форматы, например, курсы на основе слайдов. Это позволяет эффективно передавать знания и навыки, адаптируя обучение под потребности сотрудников.
Методист Тамара Бурлева, обладая опытом как в EdTech, так и в корпоративном обучении, выделяет три ключевых отличия между этими областями. Эти отличия помогают лучше понять специфику и подходы, используемые в каждой из них. Важно учитывать эти аспекты для оптимизации учебных процессов и повышения эффективности обучения.
Методист корпоративного обучения должен в совершенстве владеть корпоративным словарем. Сотрудники часто используют специализированный сленг и термины для описания рабочих процессов и явлений. В обучающих материалах необходимо включать эти выражения, иначе участники курса могут не понять его содержание. Методист также взаимодействует с бизнес-заказчиком, который является важным стейкхолдером на всех этапах разработки курса. Ожидания и цели заказчика могут отличаться от учебных целей и иногда даже противоречить им. Поэтому задача корпоративного методиста заключается в нахождении оптимального баланса между интересами бизнеса, потребностями сотрудников и учебными целями.
Третье отличие, упомянутое Тамарой Бурлева, касается специфики работы с мотивацией учащихся. Корпоративное обучение должно приносить пользу бизнесу, однако сотрудники не всегда проявляют желание осваивать новые навыки. В связи с этим корпоративный методист сталкивается с задачами, связанными с преодолением сопротивления, безразличия и низкой мотивации участников при разработке учебного курса. Эффективная работа в этом направлении является ключом к успешному внедрению программ обучения и повышению квалификации сотрудников.
Методисты в онлайн-школах и разработчики корпоративного обучения стремятся объединить накопленные практики различных компаний и на их основе создать единые стандарты. В качестве примера можно привести создание «Академии L&D» корпоративными университетами таких компаний, как «Газпром нефть», «Росатом» и СИБУР, которая направлена на внедрение лучших практик в обучение. Также значительная работа по выявлению и распространению новых подходов осуществляется сообществом Digital Learning. В данной области, аналогично сектору EdTech, стандарты работы продолжают развиваться, что открывает возможности для новых специалистов в этой профессии. Важно отметить, что адаптация и внедрение передовых практик в корпоративное обучение способствуют повышению эффективности и качества образования в организациях.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее