Образовательное сообщество: почему стоит его формировать / Skillbox Media
Зачем надо создавать онлайн-сообщества студентов или потенциальных студентов.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеОбучение представляет собой важный социальный процесс, в котором значительная часть навыков осваивается лишь через взаимодействие с другими людьми. Наблюдение за действиями и подходами окружающих также играет ключевую роль в процессе обучения. Поэтому образовательные продукты, ориентированные на индивидуальных клиентов, могут значительно повысить свою эффективность, объединяя студентов в сообщества. Это позволяет не только обмениваться опытом, но и создавать атмосферу поддержки и мотивации, что в свою очередь способствует более глубокому усвоению материала и развитию необходимых навыков.
Сообщества играют ключевую роль в образовательных проектах, как подтвердили представители EdTech-компаний и университетов на дискуссии «Офлайн против онлайна: комьюнити в университете и в дополнительном образовании» в рамках ежегодной конференции «Яндекса» YaC/e. Участники поделились своим опытом, подчеркивая важность создания и поддержки сообществ для эффективного обучения и развития студентов. Активные сообщества способствуют обмену знаниями, повышению мотивации и формированию сетей профессиональных контактов, что в свою очередь усиливает образовательный процесс как в традиционных, так и в онлайн-форматах.
- Алексей Толстиков, академический руководитель Школы анализа данных «Яндекса»;
- Алексей Малеев, директор Высшей школы программной инженерии МФТИ;
- Елизавета Анистратенко, руководитель сопровождения направления «Менеджмент» в «Яндекс.Практикуме»;
- Вадим Михалёв, основатель онлайн-университета «Зерокодер», популяризатор зерокодинга.
Площадка для проверки гипотез
Тестирование идей образовательных продуктов играет ключевую роль для стартапов в сфере образования. Вадим Михалёв утверждает, что проект «Зерокодер» начал свой путь с создания клуба зерокодеров. Для участия в клубе требовалась подписка, однако курсы были запущены только после того, как организаторы удостоверились в интересе сообщества и наличии реальной потребности в обучении. Такой подход позволяет эффективно адаптировать образовательные предложения к запросам целевой аудитории и повышает шансы на успех стартапа.
«Бизнес-барометр»
Зрелые проекты сообществ также получают поддержку в поддержании актуальности своих продуктов. Вадим Михалёв предложил называть эту функцию «бизнес-барометром». Чаты студентов служат индикатором, показывающим направление спроса и выявляющим, что вызывает их интерес. Это позволяет проектам адаптироваться к изменениям на рынке и лучше удовлетворять потребности своей аудитории.
Алексей Толстиков подчеркивает, что студенты способны значительно повлиять на развитие образовательных продуктов. В образовательных сообществах формируются идеи, которые разработчики могли не предусмотреть изначально. Эти идеи, возникающие в процессе обучения и взаимодействия, могут стать основой для улучшения и обновления образовательных решений. Активное участие студентов в обсуждениях и обратная связь играют ключевую роль в создании более эффективных и востребованных образовательных программ.
Ресурс для привлечения клиентов
В сообществе, сформировавшемся вокруг образовательного продукта, можно выявить перспективных студентов для различных проектов. Примером служат олимпиадные школы, созданные при поддержке МФТИ, о которых упомянул Алексей Малеев. Основной целью школ никогда не было стремление, чтобы все участники поступали в МФТИ. Однако со временем вокруг проекта сформировалось активное сообщество, из которого в вуз поступают не только абитуриенты, но и магистры, аспиранты и молодые специалисты. Это показывает, что такие образовательные инициативы способствуют развитию не только учебной среды, но и профессионального роста участников.
В коммерческих образовательных продуктах сообщества активно занимаются привлечением клиентов, утверждает Вадим Михалёв. Потенциальные студенты, которые еще не доверяют онлайн-университетам и их методам обучения, могут изменить свое мнение, когда наблюдают за активным сообществом, в котором реальные люди делятся опытом и обсуждают свои проекты. Наличие такой платформы создает доверие и способствует формированию позитивного имиджа учебного заведения, что в свою очередь может повысить интерес к образовательным программам и увеличить количество клиентов.
Фабрика амбассадоров
Сообщества играют важную роль в распространении информации о возможностях онлайн-обучения и помогают создателям курсов рекламировать свои продукты. Об этом в ходе дискуссии отметила Елизавета Анистратенко. Активное участие в таких сообществах позволяет эффективно достигать целевой аудитории и повышать интерес к образовательным программам.
С точки зрения организации курсов, лучшими амбассадорами становятся не всегда самые лояльные студенты. Если в процессе обучения у студента возникли претензии к курсу или его организации, и при этом его мнение было учтено, а ошибки исправлены, это может привести к значительному улучшению курса. Такой бывший студент, получивший позитивный опыт, станет активным сторонником программы и будет готов защищать её репутацию, даже опровергая негативные отзывы в сети. Это подчеркивает важность обратной связи и адаптации курса к потребностям студентов.
Инструмент поддержки студентов
Некоторые участники обсуждения отметили, что в онлайн-среде не только затруднено обучение, но и сложнее формировать образовательные сообщества. Елизавета Анистратенко утверждает, что онлайн-объединения студентов необходимы каждой образовательной программе, даже если в ней всего несколько десятков человек. Обучаясь в онлайн-формате, легко ощутить себя в изоляции. Сообщество предоставляет поддержку и демонстрирует, что на сложном образовательном пути вы не одни. Создание активных образовательных сообществ способствует обмену идеями и опыту, что в свою очередь обогащает процесс обучения.
Функция сообщества обладает четко измеримыми метриками. Как отмечает Елизавета, поддержка со стороны сообщества способствует успешному завершению курса студентами. Это взаимодействие не только повышает мотивацию, но и улучшает общий успех обучения.
Вадим Михалёв привёл интересный пример метрики — процент вопросов, на которые студенты получают ответы в чате курса от своих одногруппников. Если образовательное сообщество активно развивается, оно функционирует самостоятельно, и организаторам не требуется постоянное вмешательство. Возможность делиться эмоциями и получать конкретные ответы на возникающие проблемы в рамках сообщества является важным показателем его эффективности. Это свидетельствует о том, что сообщество действительно работает и способствует обучению.
Переделанный текст:
Изучайте также:
- Как организовать нетворкинг на онлайн-курсе
- Зачем учителям участвовать в профессиональных онлайн-сообществах
- Peer-to-peer, или взаимное обучение: что за подход
- 13 синхронных активностей для асинхронных онлайн-курсов
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее