Оценка качества образования: рекомендации экспертов / Skillbox Media
Записали рекомендации с конференции Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО).
Содержание:
- Не подменять цели оценки
- Не во всём полагаться на тесты
- Не делать места в рейтингах причиной для наказаний или поощрений
- Не преувеличивать значимость портфолио ученика
- Оценивать достижения в динамике
- Проводить любую оценку по чётким критериям
- Развивать современные формы внутришкольной оценки
- Применять прокторинг при онлайн‑тестировании
- Быть осторожнее с публичными субъективными оценками
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеВ этой статье вы познакомитесь с ключевыми аспектами темы. Мы рассмотрим важные детали и предоставим полезную информацию, которая поможет вам лучше понять рассматриваемый вопрос. Оставайтесь с нами, чтобы получить ценные знания и инсайты.
- почему использовать результаты ЕГЭ для рейтингов школ — плохая идея;
- какие методы оценки, кроме тестов, стоило бы добавить к школьному оцениванию;
- почему не стоит выстраивать рейтинги школ по итогам тех или иных оценок;
- что не так с идеей поступления в вузы на основе портфолио достижений школьника;
- что значит «оценивать работу учителя по добавленной стоимости»;
- как быть с субъективными оценками качества образования.
Современные школьники подвергаются постоянной проверке своих знаний. Помимо традиционных оценок в классе, ученики регулярно проходят контрольные работы, мониторинги и проверочные задания различного уровня. Наивысшей точкой этой системы являются итоговые государственные экзамены, которые играют ключевую роль в образовательном процессе.
Система оценок в образовании требует пересмотра и улучшения. На конференции ЕАОКО профессор Института образования Высшей школы экономики Виктор Болотов и доцент Сибирского института управления РАНХиГС Игорь Вальдман обсудили рекомендации для педагогов и образовательных управленцев по оценке различных параметров в школьном образовании. Мы выделили девять ключевых советов, которые могут помочь в улучшении системы оценок и повышении качества образования.
Не подменять цели оценки
Все проверочные процедуры и тесты можно разделить на категории в зависимости от решаемых задач. Это позволяет более эффективно организовать процесс тестирования и повысить качество получаемых результатов. Классификация тестов помогает определить их цели и методы, что в свою очередь способствует оптимизации рабочего процесса и улучшению общей производительности. Правильная система классификации тестов является важным аспектом в разработке и обеспечении качества программного обеспечения.
- Оценивание внутри класса (включая внутренние контрольные работы) позволяет отслеживать прогресс каждого школьника. Оно встроено в процесс обучения.
- Государственные экзамены нацелены на сертификацию и отбор. Их результаты показывают, что ступень обучения завершена, и определяют, возможен ли переход на следующую.
- Мониторинговые исследования дают базу для оценки отдельных школ и образовательных систем на муниципальном, региональном, государственном уровне и для международных сравнений.
Использование обычных школьных отметок и результатов государственной итоговой аттестации для оценки образовательных учреждений является ошибочным подходом. Это может привести к нарушениям и фальсификациям, что, в свою очередь, подрывает цель оценки и экзаменационных процедур. Важно, чтобы эти инструменты адекватно отражали уровень компетенций учеников и выпускников. Болотов и Вальдман на примере ЕГЭ подчеркивают, что результаты этого экзамена не должны использоваться для составления рейтингов школ или регионов, так как это не соответствует их истинным целям. Правильная оценка образовательных систем требует более комплексного подхода, который учитывает различные аспекты обучения и развития учащихся.
Переделайте текст, чтобы он оставался в рамках темы, не добавляя ненужной информации. Оптимизируйте его для SEO, при этом можете немного улучшить содержание. Избегайте использования смайлов и лишних символов. Не включайте разделы с нумерацией или символами. Текст должен быть чистым и структурированным.
Также обратите внимание на дополнительные материалы:
Оценка и повышение качества общего образования: мнения экспертов
Качество общего образования является одной из ключевых тем в современном обществе. Эксперты подчеркивают важность комплексного подхода к оценке образовательных программ и учреждений. Для начала необходимо определить критерии, по которым будет проводиться оценка. Это могут быть как академические достижения учащихся, так и уровень подготовки педагогов, а также инфраструктура образовательных учреждений.
Одним из методов оценки является анализ результатов экзаменов и тестов, что позволяет выявить сильные и слабые стороны образовательной системы. Кроме того, важно учитывать мнения самих учащихся и их родителей, так как они могут дать ценную информацию о качестве обучения и учебного процесса.
Для повышения качества общего образования эксперты рекомендуют внедрять инновационные методы преподавания, современные технологии и обновлять учебные программы. Не менее важно обеспечивать постоянное повышение квалификации педагогов, что позволит им быть в курсе последних тенденций в сфере образования.
Также стоит обратить внимание на психологическое и эмоциональное состояние учащихся, так как комфортная образовательная среда способствует лучшему усвоению материала. Важно создать условия, при которых каждый ученик сможет реализовать свой потенциал и развиваться.
Таким образом, для оценки и повышения качества общего образования необходимо применять комплексный подход, учитывающий различные аспекты образовательного процесса. Мнения экспертов подчеркивают, что только совместными усилиями можно достичь значительных результатов в этой области.
Не во всём полагаться на тесты
Стандартизированные тесты давно применяются для решения разнообразных задач, выходящих за рамки простой проверки памяти. Психометрики используют их для оценки уровня критического мышления, развития социально-эмоциональных навыков, а также способности управлять собственным обучением. Эти тесты предоставляют ценную информацию о когнитивных и эмоциональных аспектах личности, что позволяет более точно анализировать и развивать навыки учащихся.
Болотов и Вальдман подчеркивают, что современные тесты в школах имеют свои ограничения. Они эффективно оценивают знания, но не способны полноценно проверить практические умения и навыки учащихся. Существующая система обучения рискует свестись к простому натаскиванию на тесты, что не способствует глубокому пониманию материала и развитию критического мышления. Важно искать новые подходы к оценке, которые будут более комплексно отражать способности студентов и их готовность к реальным жизненным вызовам.
Эксперты утверждают, что для точной оценки в образовательном процессе необходимо использовать разнообразные методы. Это включает в себя самооценку и взаимное оценивание между учащимися, экспертные оценки, анализ портфолио и демонстрационные экзамены при переходе между образовательными ступенями. Также важным инструментом являются социологические опросы, проводимые в рамках мониторинга. В некоторых случаях целесообразно отказаться от стандартного измерения, чтобы получить более полное представление о достижениях и потребностях учащихся. Использование комплексного подхода к оценке позволяет лучше адаптировать образовательный процесс и повысить его эффективность.
Личностные качества, такие как патриотизм, любовь к Родине, совесть и честность, невозможно измерить стандартными методами. Это утверждение Виктора Болотова подчеркивает уникальность и глубину человеческой природы. Каждое из этих качеств формируется под воздействием различных факторов, включая воспитание, культуру и личный опыт. Понимание и оценка таких качеств требуют индивидуального подхода, поскольку они играют важную роль в социальной жизни и формировании гражданской ответственности.
В контексте трудноизмеримых личностных результатов Игорь Вальдман отметил важность сосредоточения усилий на их формировании. Необходимо создавать среду, способствующую развитию у детей правильных качеств. Однако на круглом столе не рассматривались детали, касающиеся построения и характеристик такой среды. Создание благоприятной атмосферы для воспитания личностных навыков должно стать приоритетом для родителей и педагогов, что поможет детям развиваться всесторонне и гармонично.
Переделайте текст, соблюдая тему и избегая добавления лишнего. Оптимизируйте его для SEO, при этом не забывайте о содержательности. Убедитесь, что текст не содержит смайлов и ненужных символов. Не используйте разделы, такие как 1, 2, 3 или *. Просто предоставьте чистый текст.
Также рекомендуем ознакомиться с дополнительными материалами.
Я предпочту покинуть школу, чем отказаться от своих убеждений и ценностей.
Не делать места в рейтингах причиной для наказаний или поощрений
Рейтинги учебных заведений, будь то школы или университеты, а также оценка регионов и стран приобрели значимость за последние пару десятилетий. Виктор Болотов отметил, что в некоторых западных университетах можно увидеть стены, украшенные дипломами, подтверждающими их высокие позиции в различных рейтингах. Однако эксперты утверждают, что принимать управленческие решения исключительно на основе этих данных можно лишь в редких случаях. Важно учитывать, что рейтинги могут не полностью отражать качество образования и реальные достижения учебных заведений.
- Во-первых, рейтинг можно использовать, если вы его заказчик и точно знаете, что отражают позиции в нём.
- Во-вторых, можно использовать базы данных рейтингов, или рэнкинги. В таких списках нет фиксированных мест, участников можно упорядочить по любому показателю. Это позволяет оценивать участника не по среднему арифметическому разных оценок, а по конкретным данным.
Система, при которой рейтинг формируется сразу после оценок, может привести к неправильным управленческим решениям, что приведёт к «наказанию невиновных и награждению непричастных», как отметил Болотов. Например, успехи учеников в олимпиадах могут иметь различные причины. Возможно, учителя действительно эффективно работают с одарёнными детьми. Однако не исключено, что это престижная школа, куда поступают ученики с уже выраженными достижениями. Важно учитывать все факторы, чтобы избежать искажений в оценке работы образовательного учреждения и его преподавателей.
Читайте также:
Академик поделился мнением о значимости рейтингов школ и использовании больших данных в образовательном процессе. Он отметил, что рейтинги могут служить полезным инструментом для оценки качества образования, однако важно учитывать, что они не всегда отражают действительность. Большие данные, в свою очередь, открывают новые возможности для анализа образовательных результатов и выявления тенденций. Академик подчеркнул, что правильное использование этих данных может существенно повысить эффективность образовательных учреждений и помочь в формировании более качественной образовательной среды.
Не преувеличивать значимость портфолио ученика
В последние годы активно обсуждается портфолио достижений учеников как эффективный инструмент для объективной фиксации результатов их обучения и внеучебной активности. Портфолио может служить альтернативой традиционным государственным экзаменам, например, при поступлении в вуз, когда учитываются результаты олимпиад вместо ЕГЭ. Такой подход позволяет более полно оценить способности и достижения учащихся, подчеркивая их индивидуальные качества и интересы. Портфолио не только демонстрирует успехи, но и помогает выпускникам выделиться на фоне других абитуриентов, что становится все более актуальным в условиях конкурентного образовательного рынка.
Виктор Болотов и Игорь Вальдман отмечают, что применение портфолио ученика для продвижения на следующий уровень образования связано с существенными рисками. Это обусловлено тем, что объективная оценка значимости ряда достижений зачастую отсутствует. В результате, существует вероятность, что некоторые важные навыки и достижения будут недооценены или неправильно интерпретированы, что может негативно сказаться на дальнейшем образовательном пути учащегося.
Третье место на школьной олимпиаде по математике можно оценить по-разному. Аналогично, первое место в беге на 100 метров также требует контекста. Без информации о количестве участников в соревновании, уровне подготовки ребят и других факторов сложно сделать вывод о значимости результата. Виктор Болотов подчеркивает важность понимания контекста, прежде чем делать выводы о достижениях в различных конкурсах.
Существует и обратный риск: университеты могут искажать значимость достижений студентов в своих интересах. Например, они могут принимать без экзаменов только победителей тех конкурсов, которые организованы самим вузом, игнорируя достижения, полученные в других, более авторитетных конкурсах. Это может привести к недостаточной объективности в отборе абитуриентов и снижению качества образовательного процесса.
Эксперты рекомендуют при поступлении в вуз учитывать только результаты тех мероприятий, которые доступны всем школьникам. Эти мероприятия должны быть признаны профессиональными сообществами и соответствующими организациями, а также иметь прозрачные процедуры оценки. Такой подход обеспечит справедливость и равные возможности для всех абитуриентов.
Для улучшения видимости в поисковых системах и привлечения целевой аудитории, важно структурировать контент, используя ключевые слова и фразы. Ваша цель должна заключаться в создании информативного и актуального текста, который будет интересен читателям.
Чтение является важным аспектом нашей жизни, и его значение трудно переоценить. Оно помогает развивать мышление, расширяет кругозор и способствует обучению. Чтение книг, статей и других материалов позволяет нам получать новые знания и идеи, а также лучше понимать окружающий мир. Важно выбирать качественные источники информации, чтобы обогащать свои знания и развивать критическое мышление.
Не забывайте о том, что регулярное чтение способствует улучшению концентрации и памяти. Это полезное занятие может стать не только способом получения информации, но и источником вдохновения и мотивации. Создайте привычку читать каждый день, и вы заметите, как это положительно скажется на вашем развитии и самочувствии.
В заключение, чтение — это не просто увлечение, а необходимый навык для успешной жизни в современном мире. Обращайте внимание на разнообразие жанров и тем, чтобы сделать процесс обучения увлекательным и разнообразным. Читайте и развивайтесь!
Победители олимпиад обладают уникальным опытом обучения в вузах, который значительно отличается от традиционных методов. Их поступление в учебные заведения через олимпиады создает неравные условия для абитуриентов. Олимпиады предоставляют им преимущество, так как они могут поступать в престижные вузы без необходимости сдачи вступительных экзаменов. Это формирует неравенство среди студентов, так как не все абитуриенты имеют доступ к подготовке и участию в олимпиадах.
Кроме того, участие в олимпиадах требует значительных усилий, времени и ресурсов, что не всегда доступно всем. Таким образом, система приема через олимпиады, хотя и открывает возможности для талантливых студентов, также подчеркивает социальные и экономические различия. Важно учитывать, как эти факторы влияют на образовательную среду и что можно сделать для уменьшения неравенства в доступе к высшему образованию.
Оценивать достижения в динамике
Прогресс имеет значительно большее значение, чем оценка, полученная в конкретный момент времени. Виктор Болотов подчеркнул, что учителей следует оценивать по добавленной стоимости: увеличивается ли «вес» знаний у их учеников или нет. Для эффективного отслеживания динамики образовательных достижений необходимо внедрение внутриклассного оценивания и регулярного мониторинга. На круглом столе были приведены примеры методов, которые используют для этой цели.
- Инструментарий диагностики индивидуального прогресса «Дельта» разработан Институтом психологии и педагогики развития (Красноярск) и Психологическим институтом РАО (Москва) и позволяет измерить, используя задания одного типа в нескольких измерениях в разные годы, как развивается мышление ученика.
- Студенты Московского городского педагогического университета, рассказал доцент вуза Гурген Акопян, ведут в московских школах проект по сопоставлению внутренней и внешней оценки. В эту работу вовлечены те студенты, которые сами работают в школах на административных позициях. В динамике сравнивается, как учитель оценивает учеников и какие оценки те же классы получают в тестированиях Московского центра качества образования. Если разница невелика — это повод поощрить учителя.
Проводить любую оценку по чётким критериям
Некритериальное оценивание представляет собой субъективное мнение, утверждают Болотов и Вальдман. Обоснованная оценка, напротив, основывается на сравнении результатов, достигнутых участником, с заранее установленными и коллективно согласованными критериями, которые известны всем участникам процесса. Такой подход обеспечивает прозрачность и справедливость в оценивании, позволяя каждому участнику понять, по каким параметрам происходит анализ их работы.
Критериальное оценивание является менее субъективным и более эффективным инструментом для формирования навыков самооценки и взаимной оценки у обучающихся. Оно позволяет четко установить стандарты, что способствует более точному отслеживанию индивидуального прогресса. Эксперты подчеркивают важность интеграции критериального оценивания в педагогическое образование и программы повышения квалификации, так как это способствует развитию профессиональных компетенций у преподавателей и улучшению качества образования.
Изучайте также:
Оценка успехов учеников: нестандартные, но эффективные методы
Оценка успехов учеников — это важный аспект образовательного процесса. Традиционные методы, такие как тесты и экзамены, не всегда отражают истинный уровень знаний и навыков. Существуют альтернативные подходы, которые могут дать более полное представление о достижениях учащихся. Один из таких методов — использование портфолио, где ученики собирают свои работы, проекты и достижения. Это позволяет не только увидеть прогресс, но и развивать самостоятельность и критическое мышление.
Другим эффективным способом является проведение самооценки. Ученикам предлагается оценить свои достижения и определить области для улучшения. Это помогает развить навыки саморефлексии и ответственности за собственное обучение.
Также стоит обратить внимание на проектное обучение. Проекты позволяют учащимся применять полученные знания на практике, развивать креативность и командные навыки. Оценка таких работ может базироваться на критериях, которые включают не только конечный результат, но и процесс выполнения задачи.
Кроме того, можно использовать игровые элементы в обучении. Игры и симуляции создают условия для активного участия учащихся и могут демонстрировать их навыки в реальных ситуациях.
Таким образом, внедрение непривычных методов оценки может существенно улучшить понимание успехов учеников и повысить их мотивацию к обучению.
Развивать современные формы внутришкольной оценки
Болотов и Вальдман выделили ряд элементов внутришкольной оценки, дополняющих общий принцип критериального оценивания. Эти элементы играют ключевую роль в формировании объективной и справедливой системы оценки учебных достижений учащихся. Они помогают учителям более точно оценивать уровень знаний и навыков студентов, обеспечивая индивидуальный подход к каждому ученику. В результате, это способствует более эффективному процессу обучения и развитию учащихся. Использование этих элементов в оценивании позволяет создать более прозрачную и понятную систему оценки для всех участников образовательного процесса.
- цели обучения и критерии их достижения вырабатываются в коллективе совместно;
- используются разные приёмы оценивания — тесты, эссе, портфолио;
- ученики оценивают друг друга и самих себя;
- идёт переход от вычитательной к накопительной оценке.
Виктор Болотов подробно объяснил последний пункт.
Конечно, я готов помочь вам с редактированием текста. Пожалуйста, предоставьте сам текст, который вы хотите переработать.
Вычитательная оценка — это метод оценки, основанный на строгом следовании установленным стандартам. В этой системе оценивается, насколько близко выполнение задания к идеалу. Если отклонение от стандарта незначительно, оценка может составить четыре балла. При более значительных отклонениях, например, три балла. Важно понимать, что вычитательная оценка ориентируется на наличие четких критериев. Однако в реальной жизни часто возникают ситуации, где стандартов нет, и именно здесь проявляется умение решать сложные задачи. Способность справляться с такими вызовами важнее, чем простое следование правилам.
В накопительной системе оценивания акцент делается на способности ученика справляться с задачами, которые постепенно усложняются, в отличие от вычитательной системы, где основное внимание уделяется ошибкам и их устранению. Такой подход позволяет более точно оценить прогресс учащегося и его развитие в учебном процессе. Накопительная система способствует формированию у учащихся уверенности в своих силах и мотивации к дальнейшему обучению, так как успехи фиксируются и учитываются в процессе оценки.
Чтение является важным аспектом личностного роста и развития. Не ограничивайтесь обычной литературой; открывайте для себя новые жанры и авторов. Чтение книг, статей и научных исследований помогает расширить кругозор, улучшить словарный запас и развить критическое мышление. Важно не только читать, но и анализировать прочитанное, чтобы применять полученные знания на практике. Делитесь своими впечатлениями о прочитанном с другими, это способствует углублению понимания и обсуждению различных точек зрения. Исследуйте разные форматы, такие как аудиокниги и электронные публикации, чтобы сделать процесс чтения более доступным и увлекательным. Помните, что чтение — это путь к новым знаниям и идеям, которые могут изменить вашу жизнь.
Новые подходы к оцениванию: отмена четвертных отметок и планы в МЭШ
В образовательной системе наблюдаются изменения в подходах к оцениванию, в частности, отказ от традиционных четвертных отметок. Это нововведение направлено на более объективную и эффективную оценку знаний учащихся. Вместо привычной системы оценок акцент делается на формирующее оценивание, которое учитывает прогресс и развитие каждого ученика.
Параллельно с этим в Московской электронной школе (МЭШ) внедряются инновационные технологии, способствующие улучшению образовательного процесса. Планы МЭШ включают создание цифровых платформ для более удобного взаимодействия между учителями и учениками, а также использование интерактивных инструментов для оценки знаний.
Эти изменения помогут создать более гибкую и адаптивную образовательную среду, где внимание уделяется не только конечным результатам, но и процессу обучения. Таким образом, новые практики оценивания в сочетании с технологиями МЭШ открывают новые горизонты для учеников и учителей, способствуя качественному образовательному процессу.
Применять прокторинг при онлайн‑тестировании
Этот совет актуален прежде всего для экзаменов с высокими ставками. Государственную аттестацию невозможно просто перевести в онлайн-формат без внесения изменений. Необходима адаптация тестовых заданий, а также обеспечение дополнительной помощи проктора, который будет осуществлять дистанционное наблюдение. Такой подход позволит повысить объективность и надежность оценки знаний студентов, а также минимизировать риски мошенничества.
Болотов и Вальдман подчеркивают важность прокторинга для оценки качества образования. Прокторинг существенно снижает вероятность списывания, что, в свою очередь, уменьшает репутационные риски. Это увеличивает доверие к результатам экзаменов со стороны студентов, преподавателей и образовательных учреждений. Внедрение прокторинга способствует более объективной и честной оценке знаний, что положительно сказывается на уровне образования в целом.
В качестве успешного примера можно рассмотреть опыт Саудовской Аравии. В 2020 году 117 тысяч школьников сдали тест SAAT (Standardized Achievement Admission Test) в специализированных центрах, в то время как почти в два раза больше, а именно 218 тысяч, прошли тестирование на дому. В этом процессе применялся автоматизированный прокторинг, основанный на технологиях искусственного интеллекта. Это демонстрирует эффективное использование современных технологий в образовательной системе, обеспечивая доступность и безопасность экзаменов для учащихся.
Изучайте дополнительные материалы:
Прокторинг обременяет студентов множеством неудобств, связанных с проведением дистанционных экзаменов.
Быть осторожнее с публичными субъективными оценками
Василий Русецкий, руководитель научно-исследовательского центра Национального института образования Беларуси, призвал педагогов и управленцев реализовать принцип социальной ответственности при оценке качества образования. Он подчеркнул, что критические замечания по поводу образовательной системы обычно исходят от людей, которые не учитывают последствия своих слов. Чаще всего такие оценки строятся на личном опыте, что не всегда отражает реальную картину. Важно подходить к вопросам образования с пониманием и ответственностью, чтобы создавать условия для его улучшения и развития.
Например, в учебнике может быть обнаружена опечатка, после чего делается вывод: «Все учебники плохие, давайте вернемся к учебникам Советского Союза». Несмотря на то что такие мнения обсуждаются всерьез, их авторы не учитывают, как на практике можно реализовать подобные идеи. Важно помнить, что отдельные ошибки не должны дискредитировать всю образовательную систему. Необходимо работать над улучшением качества учебников, а не возвращаться к устаревшим методам.
Для эффективного решения проблемы необходимо обучить всех участников образовательного процесса системной оценке качества образования. Русецкий подчеркивает важность акцентирования внимания на информационной и методической работе с управленцами и педагогами. Ключевым аспектом является формирование культуры взаимодействия со средствами массовой информации и обществом по вопросам образования. Это позволит повысить уровень доверия и понимания между всеми участниками образовательного процесса, а также улучшить качество образования в целом.
Чтение является важной частью нашей жизни, оно обогащает наш опыт и расширяет кругозор. Погружение в книги, статьи и другие источники информации позволяет нам узнавать новое, развивать критическое мышление и углублять понимание окружающего мира. Важно выбирать качественные материалы для чтения, чтобы извлекать из них максимальную пользу. Кроме того, регулярное чтение способствует улучшению навыков письма и расширению словарного запаса. Помните, что каждый прочитанный текст — это возможность для личностного и интеллектуального роста.
- Оценено качество школьного образования за 2021 год
- Можно ли найти единые метрики качества для образования разных уровней и форматов?
- Почему современные педагоги призывают отказаться от выставления оценок
- Какие бывают альтернативы привычным оценкам: американская практика
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее