Образование #Статьи

29 июля, 2025

Почему современные педагоги призывают отказаться от выставления оценок / Skillbox Media

Мы собрали несколько основных причин, из-за которых критикуют систему, на которой все мы выросли и выучились.

Научитесь: Методист образовательных программ

Узнать больше

В данной статье представлена информация о том, как оптимизировать ваш контент для поисковых систем. Мы рассмотрим эффективные методы и стратегии, которые помогут улучшить видимость вашего сайта в результатах поиска. Вы узнаете о важности ключевых слов, структуре текста и других аспектах, способствующих повышению SEO-рейтинга. Кроме того, мы обсудим, как правильно использовать мета-теги и описания, чтобы привлечь больше пользователей на ваш сайт. Читайте дальше, чтобы получить полезные советы по оптимизации вашего контента и повышению его эффективности в поисковых системах.

  • как американский преподаватель показывает несостоятельность оценок на примере скейтбординга;
  • как субъективность влияет на оценки и за что на самом деле учителя любят отметки;
  • как оценки влияют на мотивацию к учёбе.

Оценивание по различным шкалам, будь то 1–5, A–F или 1–100, является обычной практикой в образовании, но вызывает множество споров. Учёные до сих пор не пришли к единому мнению о том, приносят ли отметки больше пользы или вреда. Результаты исследований по этому вопросу разнообразны. К числу преимуществ таких систем оценивания обычно относят следующие аспекты: они создают четкие ожидания для учащихся, способствуют мотивации, позволяют объективно сравнивать достижения и помогают учителям отслеживать прогресс студентов. Важно учитывать, что эффективное использование оценок требует их осмысленного внедрения в образовательный процесс, чтобы минимизировать возможные негативные последствия и повысить качество обучения.

  • они помогают и педагогу, и учащемуся понять, на каком уровне находится последний и есть ли пробелы в знаниях;
  • позволяют преподавателю анализировать результативность собственной работы;
  • мотивируют к учёбе, формируют стремление к достижению лучших результатов.

Рассмотрим, почему на первый взгляд очевидные аргументы не всегда оказываются эффективными. Часто причина заключается в том, что восприятие информации зависит от индивидуальных факторов, таких как личный опыт, предвзятости и эмоциональное состояние. Кроме того, контекст, в котором представляется информация, может существенно влиять на её восприятие. Важно учитывать, что различные группы людей могут реагировать на одни и те же доводы совершенно по-разному. Поэтому для достижения максимальной эффективности аргументации необходимо адаптировать подход к каждой конкретной аудитории.

За что пятёрка — за настоящий успех или простое везение?

Американский преподаватель физики, известный как «Доктор Таэ», провел интересное сравнение между образованием и скейтбордингом. Он отметил, что процесс обучения катанию на скейтборде представляет собой отличную аналогию для современного образовательного процесса. В обоих случаях важнее всего не просто усвоение теоретических знаний, а приобретение практических навыков. Успех в обучении зависит от способности применять теорию на практике, что особенно актуально в условиях быстроменяющегося мира. Таким образом, современное образование должно акцентироваться на практическом опыте, который позволяет студентам развивать необходимые навыки для решения реальных задач.

В скейтбординге каждый трюк требует постоянной практики до тех пор, пока не будет выполнен без ошибок. Простое осознание и запоминание движения не достаточно для достижения мастерства. Вы действительно усвоили элемент только тогда, когда можете уверенно и стабильно его выполнять. Регулярные тренировки и настойчивость — ключ к успешному освоению трюков в скейтбординге.

Установить конкретные временные рамки для обучения навыкам скейтбординга невозможно. Некоторые люди могут освоить сложные трюки всего за несколько дней благодаря своим природным способностям, в то время как другим потребуется несколько месяцев упорных тренировок. Для того чтобы развить устойчивые навыки, а не достичь случайного успеха, необходимо многократно падать, вставать и продолжать тренироваться. Постоянство и терпение являются ключевыми факторами на пути к мастерству в скейтбординге.

Доктор Таэ утверждает, что в скейтбординге нет смысла ставить оценки во время обучения. Такие отметки могут демотивировать и не отражают истинные навыки и знания ученика. Например, если трюк не удался, это может привести к низкой оценке, но успех может зависеть не только от мастерства, но и от удачи. Удачный заезд по рампе может произойти благодаря как практике, так и случайности. Поэтому вместо оценок стоит сосредоточиться на процессе обучения и развитии индивидуальных навыков скейтбордиста.

Навык обладает уникальным свойством — его невозможно подделать, списать или получить подсказку. Вы либо обладаете необходимыми умениями, либо нет. Стандартная система оценки результатов, включающая тесты и баллы как элемент мотивации, может быть легко обойдена: можно найти ответ в интернете или спросить у соседа. Даже благожелательное отношение преподавателя к ученику может привести к получению минимального балла или «подтягиванию» отметки. Таким образом, отсутствие оценок значительно изменяет роль педагога в образовательном процессе — он становится не просто оценщиком, а наставником, помогающим ученикам развивать свои навыки и способности.

Так ли полезны отметки преподавателю и ученикам?

Недавнее исследование подтвердило широко известный факт: субъективное мнение учителя о конкретном ученике может существенно влиять на его оценивание. В период с 2019 по 2020 годы специалисты провели сравнение между оценками, выставляемыми педагогами, и результатами государственных экзаменов, где используется тестовая система оценивания, исключающая субъективность. Результаты показали, что ученики, которые воспринимались учителями как приятные, добросовестные и мотивированные, чаще получали высокие оценки. Исследование подчеркивает важность объективного подхода в образовательной системе и необходимость устранения предвзятости в оценивании учащихся.

Журналистка Фрида Вигдорова, ранее работавшая школьным учителем в середине 1930-х годов, в своей повести «Мой класс» описывает интересный эпизод, связанный с педагогической практикой. Вигдорова делится историей, которая была рассказана опытным педагогом, подчеркивая важность и сложность образовательного процесса. Этот эпизод иллюстрирует, как взаимодействие учителя и ученика может влиять на формирование личности и развитие ребенка.

В нашей школе работала молодая учительница, и мне посчастливилось посетить её уроки. Они проходили в соответствии со всеми методическими стандартами. Я поинтересовалась у неё о классе: «Как себя ведут ваши ученики?» — «Замечательные», — ответила она. Я задала вопрос о мальчике на первой парте: «Что вы можете сказать о нём?» — «Это отличный ученик, у него одни пятёрки. Он очень умный и сообразительный». Затем я указала на черноглазого мальчика в голубой рубашке: «А как насчёт него?» — «Он троечник, средний ученик, но при этом дисциплинированный». И, наконец, я спросила про курносого с веснушками: «А что насчёт него?» — «У него четвёрки, но по арифметике оценки всегда выше пяти». И вот, Наталья Андреевна продолжала: «Вдруг все эти ребята — черноглазые и голубоглазые, смуглые и светловолосые, веснушчатые — стали похожи друг на друга, и единственное, чем они различались, это их оценки: четвёрочник, троечник, двоечник, отличник».

Эта ситуация подчеркивает, как важно не только оценивать учеников по их успеваемости, но и обращать внимание на индивидуальность каждого из них.

Считать, что выставление оценок дает учителю объективное понимание своей работы, является заблуждением. Оценки не всегда отражают реальный уровень знаний и навыков учащихся. Они могут зависеть от множества факторов, включая методику преподавания, индивидуальные особенности студентов и даже атмосферу в классе. Поэтому важно рассматривать оценки как один из инструментов оценки, а не окончательный вердикт о качестве образовательного процесса.

Отметка — это не просто оценка знаний, а инструмент, который предоставляет учителю определенные полномочия в процессе обучения. Некоторые педагоги считают, что отметки служат для блага учеников, позволяя поощрять успехи и корректировать недостатки. Например, учитель может поднять балл за активное участие в школьном мероприятии или снизить его за задержку с сдачей эссе. Именно по этой причине многие преподаватели по всему миру продолжают использовать систему оценок, утверждает американская учительница Джениффер Хёрли.

Хёрли в статье «Почему я должна была перестать выставлять оценки или перестать преподавать вообще» делится своим опытом изменения системы оценивания с целью формирования положительного поведения у учеников. Она проводит параллель с тем, как владельцы собак используют лакомства, чтобы приучить своих питомцев к определенным действиям. По её мнению, учителя, включая её саму, оправдывали такие подходы тем, что они направлены на благо студентов. Основная идея заключалась в том, что возможность повлиять на учеников и помочь им делать более осознанный выбор является важной задачей. Хёрли подчеркивает, что правильная система оценивания может способствовать развитию у студентов навыков, необходимых для их будущего.

Проблема заключается в том, что многие ученики не способны полностью осознать истинный смысл оценки, даже если она основана на положительных намерениях. Это затрудняет процесс принятия правильного решения, к которому они должны быть подтолкнуты в результате такого оценивания. Осознание роли оценки в образовательном процессе является важным аспектом, который требует внимания как со стороны учеников, так и со стороны педагогов.

Студенты и взрослые обычно могут понять причины, по которым их работа получила ту или иную оценку. Однако дети часто не способны проанализировать, что именно стоит за оценками, такими как четвёрка, тройка или пятёрка. Как указывал в своей статье 2007 года российский педагог и учёный Шалва Амонашвили, у детей отсутствует достаточный уровень рефлексии для осознания этого процесса. Эмоции, связанные с получением оценки – будь то радость от похвалы или разочарование от критики – зачастую затмевают их способность глубже задуматься о сути ситуации и о том, что именно привело к той или иной оценке. Таким образом, важно развивать у детей навыки саморефлексии, чтобы они могли лучше понимать свои достижения и ошибки.

Конечно, я готов помочь вам с редактированием текста. Пожалуйста, предоставьте сам текст, который вы хотите переделать.

Алексей Воронцов, известный российский педагог, в своей статье «Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка» поднимает актуальную проблему «монополизации» оценивания со стороны учителей. Он утверждает, что такая ситуация препятствует формированию у детей навыков самооценки. Воронцов акцентирует внимание на важности вовлечения младших школьников в процесс оценивания, что способствует развитию их самостоятельности и критического мышления. Установка на активное участие учащихся в оценивании своей работы и достижений позволяет формировать у них ответственность за собственное обучение и успешность. Таким образом, необходимо пересмотреть подходы к оценке учебных достижений, чтобы создать условия для полноценного развития самостоятельности у подростков.

Ученик зачастую не осознает границы своих знаний. Не зная, чего ему не хватает, он не стремится к обучению. Решение о том, когда и какие знания представить взрослому для оценки, обычно принимается не им, а извне. Редко ученик участвует в определении того, усвоена ли тема и готов ли он переходить к новому материалу. Возможность выбрать уровень сложности задания в соответствии со своими способностями и стремлениями к обучению также предоставляется крайне редко. Это позволяет выделить одну из проблем современной образовательной системы: ученикам не хватает возможностей для самостоятельного контроля и оценки своих знаний.

Отметки играют важную роль в формировании личности детей. В статье «От двойки до пятёрки: грани школьной отметки», опубликованной в 2011 году, исследователи из Института социологии образования РАО представили данные, свидетельствующие о том, что по мере взросления детей педагоги всё чаще указывают на необъективность оценивания как одну из причин агрессивного поведения учеников. Это подчеркивает необходимость пересмотра подходов к оцениванию, чтобы создать более справедливую и поддерживающую образовательную среду.

В данном исследовании социологи провели анкетирование 3056 учащихся пятых-девятых классов из 22 московских школ. Авторы статьи изучили факторы, влияющие на мотивацию трёх групп учащихся: троечников, хорошистов и отличников, а также их отношение к оцениванию. Результаты показали, что практически каждый шестой слабоуспевающий школьник испытывает не только необъективное, но и негативное отношение со стороны учителей в процессе обучения. Это подчеркивает важность понимания психологического климата в классе и его влияния на успеваемость и самооценку детей.

Исследования показали, что ученые обнаружили важные факты о…

  • 57,6% опрошенных школьников полагают, что учителя объективно оценивают их знания;
  • 12,2% считают, что учителя занижают им оценки;
  • 3,5% указывают, что учителя их завышают;
  • 19,6% затруднились с ответом.

Социологи отметили, что почти 20% опрошенных школьников не смогли дать четкий ответ на вопросы об оценивании их знаний. Это указывает на то, что значительное количество учащихся не понимает критерии, по которым учителя выставляют оценки. Отсутствие ясности в критериях оценки снижает мотивацию и не способствует развитию навыков и знаний у учеников. Чтобы оценка действительно стала стимулом для учебы, необходимо, чтобы ученики понимали, по каким стандартам они оцениваются.

Переделанный текст:

Рекомендуем ознакомиться с дополнительными материалами.

Татьяна Клячко обсуждает проблему девальвации оценок в системе образования, рассматривая влияние этого явления на учебный процесс и мотивацию студентов. Девальвация оценок приводит к снижению качества образования, поскольку акцент смещается с глубокого понимания материала на получение высоких баллов. Это явление также формирует у учащихся искаженную систему ценностей, где важность знаний и умений уступает место стремлению к высоким оценкам. Татьяна подчеркивает необходимость пересмотра подходов к оцениванию, чтобы вернуть акцент на развитие критического мышления и практических навыков. Важно создать образовательную среду, в которой оценки станут не самоцелью, а инструментом для саморазвития и повышения качества знаний.

Методист образовательных программ

Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.

Узнать подробнее