Правда ли, что хорошее образование в молодости может замедлить старение мозга после 60 / Skillbox Media
Исследований на эту тему много, и они противоречивые, но мы постарались в них разобраться и вытащить из них главное.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеВсемирная организация здравоохранения (ВОЗ) указывает на низкий уровень образования, включая отсутствие школьного аттестата, как один из факторов риска развития деменции. Это поднимает вопросы о том, может ли получение образования, как в школе, так и в вузе, снизить вероятность деменции и замедлить возрастное снижение когнитивных функций. Стоит рассмотреть, действительно ли получение учёной степени или постоянное обучение способствуют сохранению ясности ума. Научные исследования показывают, что образование может сыграть важную роль в поддержании когнитивных способностей, однако это не является абсолютной гарантией. Важно учитывать и другие факторы, такие как образ жизни, физическая активность и социальные связи, которые также влияют на здоровье мозга с возрастом.
Мы провели исследование и нашли следующие ответы:
- доказательства того, что образование действительно защищает от деменции и ухудшения интеллектуальных способностей;
- сомнения на этот счёт и предположения, что дело может быть вовсе не в образовании;
- идею, что, возможно, дело в том, когда начинать учиться!
На первый взгляд, хорошее образование — «страховка» от деменции
Многие исследователи считают, что сохранение способности к обучению в пожилом и старческом возрасте, определяемом Всемирной организацией здравоохранения как 60+ и 75+ соответственно, связано с понятием когнитивного резерва. Когнитивный резерв включает в себя индивидуальные мыслительные характеристики, которые позволяют человеку более эффективно справляться с последствиями возрастных изменений и повреждений мозга. Понимание когнитивного резерва может помочь в разработке стратегий для поддержания умственной активности и улучшения качества жизни пожилых людей.
Считается, что особенности развития когнитивных функций связаны с уровнем образования, интеллектуальными профессиями и активным умственным развитием, включая чтение, дополнительное обучение и решение головоломок. Например, участники многолетнего британского исследования продемонстрировали высокие показатели памяти и мышления в возрасте 69 лет, если к 26 годам они получили высшее образование, в 46 лет участвовали в шести и более дополнительных активностях, таких как обучение и волонтёрство, а в 53 года работали на квалифицированных должностях. Эти данные подчеркивают важность образовательного и профессионального роста для поддержания умственной активности в пожилом возрасте.
В большинстве исследований когнитивного резерва акцентируется внимание лишь на образовательном уровне участников. Многочисленные научные работы, особенно проведенные в конце XX века, подтверждают, что люди с высоким уровнем образования реже сталкиваются с деменцией и демонстрируют менее выраженное возрастное снижение когнитивных способностей. Это подчеркивает важность образования как одного из ключевых факторов, способствующих сохранению умственных функций в пожилом возрасте. Исследования в этой области продолжают акцентировать внимание на необходимости развития образовательных программ, которые могут способствовать укреплению когнитивного резерва и, возможно, снижению риска развития нейродегенеративных заболеваний.
Обзор, проведенный в 2000 году, показал, что в большинстве исследований, опубликованных с 1985 года, образование является защитным фактором, способствующим сохранению когнитивных способностей в старости. Метаанализ, выполненный в 2015 году, который включал работы, опубликованные до 2000 года, также подтвердил, что риск развития деменции уменьшается на 7% за каждый дополнительный год обучения. Эти данные подчеркивают важность образования для поддержания умственного здоровья в пожилом возрасте и его роль в профилактике возрастных когнитивных нарушений.
Недавние исследования подтверждают, что уровень образования оказывает значительное влияние на снижение риска развития нейродегенеративных заболеваний. Например, один из свежих обзоров показал, что увеличение продолжительности обучения на каждые 4,2 года снижает вероятность возникновения болезни Альцгеймера на 30%. Эти данные подчеркивают важность образования как фактора, способствующего сохранению когнитивного здоровья в пожилом возрасте.
Французские исследователи в 2014 году подвели итоги двадцатилетних наблюдений за несколькими сотнями людей с болезнью Альцгеймера. Они установили, что у пациентов с низким уровнем образования период от первых симптомов нарушений функций мозга до развития деменции составляет в среднем семь лет. В то же время у более образованных людей этот промежуток времени достигает 16 лет. Примечательно, что около половины этого шестнадцатилетнего периода изменения наблюдаются только в отдельных когнитивных функциях и не влияют на общую способность к познанию. Это означает, что образование может играть важную роль в замедлении прогрессирования болезни Альцгеймера и сохранении когнитивных возможностей человека.
Недавние исследования подтверждают связь между уровнем образования и когнитивным здоровьем пожилых людей. В частности, работа, проведенная в 2021 году в США на выборке из более чем 200 участников, показала, что у 65-летних, не завершивших колледж, наблюдается наиболее значительный спад обучаемости и когнитивных навыков. Эти данные подчеркивают важность образования для поддержания умственной активности в пожилом возрасте, что может способствовать лучшему качеству жизни и сохранению независимости.
Недавнее исследование американских ученых показало, что когнитивные способности людей в пожилом возрасте определяются не только уровнем образования, но и его качеством. Анализ проводился на основе данных большого американского проекта, начатого в 1960 году, который изучал школы, а спустя 58 лет — их выпускников. Результаты показали, что выпускники школ с более высоким количеством учителей с высшим образованием сохраняли лучшие когнитивные функции в старшем возрасте. Авторы исследования отмечают, что это влияние может быть частично опосредованным, поскольку выпускники этих школ чаще продолжали свое образование в колледжах и университетах. Таким образом, качество образования играет ключевую роль в поддержании когнитивных способностей на протяжении всей жизни.
В 2019 году был проведен обзор исследований из 14 стран, в котором участвовало более 60 тысяч человек. Результаты подтвердили, что существует связь между уровнем образования и когнитивными способностями. Более высокий уровень образования ассоциируется с более развитыми когнитивными функциями и более поздним началом их снижения. Эти данные подчеркивают важность образования для поддержания умственной активности на протяжении жизни.
Согласно оценкам экспертов, каждые четыре года обучения после 60 лет увеличивают ожидаемую продолжительность здоровой жизни на 2,3 года. Таким образом, человек с высшим образованием может рассчитывать на более чем два года долгой жизни без когнитивных нарушений по сравнению с ровесником, имеющим более низкий уровень образования. Это подчеркивает важность образования для поддержания не только интеллектуального, но и физического здоровья в пожилом возрасте.
Обзор 18 лонгитюдных исследований, проведённый в 2020 году и включающий 30 тысяч участников, продемонстрировал, что более высокое образование связано с меньшей распространённостью когнитивных нарушений. Однако для людей старше 80 лет эта связь становится менее выраженной. Это указывает на то, что образование является важным защитным фактором от интеллектуальных нарушений в возрасте от 60 до 80 лет.
Но на самом деле образование не так уж «страхует»
Исследования и обобщающие обзоры подтверждают, что высокий уровень образования у человека связан с лучшими когнитивными способностями в пожилом возрасте. Люди с более высоким образованием позже сталкиваются с когнитивными проблемами, что подчеркивает важность образования для поддержания умственного здоровья на протяжении жизни.
Темп ухудшения способностей к обучению вызывает множество вопросов. Если у человека уже наблюдается снижение этих способностей, возникает интересный вопрос: будет ли этот процесс происходить медленнее у тех, кто активно занимался обучением на протяжении своей жизни? Исследования показывают, что постоянное обучение и умственная активность могут замедлить когнитивные изменения. Люди, которые регулярно развивают свои навыки и знания, могут лучше противостоять возрастным изменениям. Это подчеркивает важность непрерывного образования и умственной стимуляции для поддержания когнитивного здоровья.
Существует множество исследований, которые подтверждают положительные ответы на этот вопрос. Эти исследования предоставляют ценные данные и выводы, которые могут помочь глубже понять рассматриваемую тему и ее влияние на различные аспекты жизни. Важно учитывать, что каждая работа основывается на тщательном анализе и проверке, что делает их значимыми в соответствующей области.
- Нидерландская работа 2022 года, в которой изучили почти тысячу человек, связала наличие высшего образования не только с более высокими способностями, но и с их замедленным спадом в пожилом возрасте. У более образованных участников память ухудшалась медленнее на протяжении 12 лет наблюдений.
- Российское исследование 2018 года также показало, что менее образованные люди быстрее теряют некоторые способности — например, умение воспроизвести заученную информацию спустя несколько минут.
Существуют исследования, которые показывают, что связь между уровнем образования и темпом когнитивных изменений не всегда очевидна. В большинстве случаев результаты не подтверждают наличие прямой зависимости между этими двумя факторами. Это говорит о том, что уровень образования может не оказывать значительного влияния на скорость когнитивного развития и изменений.
Шведское исследование 2018 года и японское исследование 2023 года выявили отсутствие связи между уровнем образования и скоростью когнитивного спада. В японском исследовании, проведённом в течение 20 лет, было обнаружено, что у более образованных участников на начальном этапе наблюдений уровень кристаллизованного интеллекта был выше. Кристаллизованный интеллект включает в себя знания и навыки, накопленные за жизнь. Однако связь с подвижным интеллектом, который отвечает за способность усваивать новую информацию, оказалась значительно более слабой. Более того, скорость снижения этих способностей не зависела от уровня образования. Это означает, что хотя люди с высоким уровнем образования имели больше знаний, это не гарантировало, что они лучше усваивали новые знания в пожилом возрасте или что их память снижалась медленнее.
Исследование, проведенное в 2022 году группой ученых из Германии, США и Швейцарии, подтверждает, что уровень образования не влияет на скорость возрастных изменений интеллекта. В рамках анализа были сопоставлены данные двух крупных исследований: первое началось в 1990 году, а второе — в 2010 году. Участники этих исследований выросли в разных эпохах и, соответственно, имели различный доступ к образовательным ресурсам. Эти результаты подчеркивают, что факторы, влияющие на интеллектуальное развитие, могут быть более сложными и многогранными, чем просто уровень образования.
Сравнительное исследование показало, что участники второго исследования, находясь в том же возрастном диапазоне, что и их предшественники, демонстрируют более высокие когнитивные способности. Это объясняется тем, что у них было больше возможностей для обучения и поддержания здоровья на протяжении жизни. Тем не менее, траектории изменения когнитивных способностей у обеих групп в течение трёх лет после начала замеров оказались схожими. Несмотря на более высокий начальный уровень интеллекта у более молодой когорты, темп негативных возрастных изменений остался неизменным.
Исследование, проведенное на данных британцев, родившихся в 1936 году, показало, что снижение когнитивных способностей в возрасте от 70 до 82 лет не зависит от уровня образования, а связано с тем, насколько значительно происходил когнитивный рост на протяжении жизни. Наименьший интеллектуальный спад в пожилом возрасте наблюдается у тех, чьи способности значительно развивались с 11 до 70 лет. Хотя традиционно получение образования считается основным способом улучшения навыков и повышения результатов в интеллектуальных тестах, результаты исследования указывают на то, что уровень образования не всегда коррелирует с когнитивным развитием.
В 2020 году шведские ученые провели систематический обзор 92 научных статей, посвященных связи между уровнем образования и когнитивными изменениями в пожилом возрасте. Результаты исследования показали отсутствие значимой связи между этими факторами. Большинство рассмотренных работ не подтвердили гипотезу о том, что у людей с высоким уровнем образования когнитивные способности ухудшаются медленнее. Эти выводы совпадают с результатами более раннего обзора, который анализировал ограниченное количество исследований на эту тему.
Исследования показывают, что образование оказывает положительное влияние на когнитивное старение. Например, в американском исследовании 2009 года были проанализированы данные 14-летнего наблюдения за более чем 6500 пожилыми жителями Чикаго. Результаты этого исследования подтверждают, что высокий уровень образования связан с замедлением когнитивных изменений в пожилом возрасте.
Сравнение результатов тестирования пожилых людей с различным уровнем образования показывает, что более образованные группы демонстрируют лучшие показатели. Однако при долгосрочном анализе видно, что способности обеих категорий снижаются с аналогичной скоростью. Основное отличие заключается в том, что у более образованных людей начальный уровень интеллектуальных способностей выше, что делает последствия снижения менее заметными со временем. Таким образом, чем выше уровень интеллектуального развития, тем больше времени требуется для его снижения. Это подчеркивает важность образования в сохранении когнитивных функций в пожилом возрасте.
В 2020 году группа учёных из Швеции, Великобритании, США и Германии провела обзор множества исследований, выявив аналогичные выводы, что и исследователи Чикаго. В результате они предложили пороговую модель когнитивного старения. Суть этой модели заключается в том, что люди с более высоким уровнем образования достигают лучших результатов в когнитивных тестах. Когда начинается возрастное снижение когнитивных способностей, они теряют их с той же скоростью, что и их сверстники с меньшим уровнем образования. Однако, поскольку изначально их результаты были выше, им требуется больше времени, чтобы достичь порога, за которым начинается деменция. Таким образом, образование может отсрочить проявление тяжёлых симптомов возрастного снижения когнитивных функций.
Кажется, дело может быть совсем не в образовании…
Некоторые исследователи в настоящее время предлагают пересмотреть подходы к изучению когнитивного старения, предлагая отказаться от оценки образовательного уровня. Вместо этого они рекомендуют использовать вербальный интеллект в качестве более точного показателя. Уровень образования, хотя и является распространенной метрикой, не всегда адекватно отражает развитие и сохранность обучающих способностей с возрастом. Это подчеркивает необходимость поиска более эффективных методов оценки когнитивных функций в процессе старения.
Образование является важным показателем, который определяет не только личные качества человека, но и его социально-экономическое положение. Возможность получить качественное образование во многом зависит от статуса семьи и уровня образованности родителей, особенно матери. Уровень образования отражает не только когнитивные способности, но и условия жизни, в которых растёт человек. Более образованные люди чаще трудятся в комфортных условиях, избегая неквалифицированного и травмоопасного физического труда. Они имеют доступ к качественной медицинской помощи, получают более высокие доходы и обладают знаниями о том, как эффективно заботиться о своём здоровье и благополучии. Таким образом, образование не только открывает новые горизонты, но и способствует улучшению качества жизни.
Уровень образования влияет на качество жизни человека, что, в свою очередь, способствует поддержанию здоровья, включая здоровье мозга. Таким образом, высокие когнитивные способности в пожилом возрасте часто связаны с материальным и социальным благополучием. Образование служит как показателем этого благополучия, так и фактором, способствующим его достижению. Хорошее образование открывает двери к лучшим условиям жизни, что в конечном итоге положительно сказывается на здоровье и умственных способностях человека в старости.
Содержание образования и доступ к нему варьируются в разных обществах и странах, что непосредственно влияет на когнитивное старение. В некоторых регионах доступ к обучению относительно равный, в то время как в других наблюдается значительное образовательное неравенство. В высокоразвитыых странах высокий уровень образования часто открывает двери к высокооплачиваемой работе. Однако в условиях экономических кризисов, таких как в постсоветских странах в 1990-е годы, дипломы и научные степени могут не иметь значения для уровня жизни. Кроме того, при сравнении образовательного уровня между странами возникают трудности, так как даже при одинаковом количестве лет обучения интенсивность и содержание образования могут значительно различаться. Это создает сложности в проведении сравнительных исследований и оценке влияния образования на когнитивное старение.
Исследования когнитивного старения могут быть неточными по ряду причин. Оптимально, выводы о причинах когнитивного спада у пожилых людей должны основываться на долгосрочных наблюдениях за испытуемыми на протяжении всей их жизни. Однако на практике, за исключением некоторых длительных исследований, учёные часто ограничиваются единственным замером и кратким периодом последующего наблюдения. Это ограничение может влиять на точность и надежность получаемых данных, что делает необходимым развитие более комплексных подходов к исследованию когнитивных изменений в пожилом возрасте.
Организация регулярных замеров может привести к нежелательным последствиям. С каждым разом участники начинают показывать всё более высокие результаты, что связано с улучшением навыков тестирования, а не с реальным ростом знаний или умений. Кроме того, при ответах на вопросы в исследовательских анкетах люди часто оценивают своё образование и другие аспекты из прошлого по памяти. Это делает такие оценки ненадежными, так как они могут не отражать действительное положение дел.
Некоторые эксперты утверждают, что влияние образования на когнитивные способности пожилых людей недооценено. Основная идея заключается в том, что многие люди, не обладающие высокими образовательными достижениями, не доживают до возраста, когда проводятся исследования таких взаимосвязей. В первую очередь это касается тех, кто сталкивается с неблагоприятными условиями жизни и ограниченными возможностями для получения образования. Это подчеркивает важность образовательных ресурсов и равного доступа к обучению в обеспечении долгосрочного когнитивного здоровья.
Возможно, влияние на когнитивные способности исходит не только от образования, но и от врождённых факторов. Некоторые люди, обладая благоприятным сочетанием генов, изначально имеют более высокие когнитивные способности. Это может объяснять, почему такие люди лучше учатся, стремятся к получению академических степеней, выбирают интеллектуальную работу и дольше сохраняют свои когнитивные функции в оптимальном состоянии. Исследования показывают, что генетические факторы могут играть значительную роль в формировании умственных способностей, что подчеркивает важность комплексного подхода к изучению связи между образованием и когнитивными навыками.
Есть ли у образования реальное влияние на мозг?
Обучение действительно может оказывать значительное влияние на состояние мозга и когнитивные функции. Исследования показывают, что образовательный процесс способствует развитию нейронных связей, улучшая память, внимание и аналитическое мышление. Уровень образования не просто отражает доступ к более благополучным условиям жизни, но и непосредственно влияет на когнитивные способности. Чем больше человек обучается, тем выше вероятность улучшения его умственных способностей и общего состояния здоровья мозга. Таким образом, образование играет ключевую роль в формировании когнитивного потенциала и может способствовать улучшению качества жизни.
В 2015 году группа исследователей из США, включая Якова Штерна, автора концепции когнитивного резерва, попыталась ответить на важный вопрос о влиянии образования на когнитивные способности пожилых людей. В рамках исследования была проанализирована выборка более 3400 пожилых участников, чьи когнитивные функции отслеживались на протяжении 18 лет. Исследователи выделили две группы: одну с участниками, имеющими не более восьми лет формального образования, и другую с теми, кто учился девять и более лет, вплоть до 20. Результаты этого исследования могут дать ценную информацию о том, как образование влияет на умственное здоровье в зрелом возрасте и как когнитивный резерв может помочь в поддержании когнитивных функций.
Более образованная группа демонстрировала превосходство над менее образованной по множеству ключевых факторов. Это преимущество проявляется в различных аспектах жизни, включая уровень дохода, качество жизни, доступ к информации и возможности карьерного роста. Образование влияет на способность адаптироваться к изменениям на рынке труда, а также на уровень критического мышления и аналитических навыков. Таким образом, наличие высокой степени образования становится важным фактором, способствующим социальной мобильности и улучшению жизненных условий.
- по результатам когнитивных тестов;
- по уровню доходов;
- по субъективному благополучию.
Пожилые люди с общим уровнем образования менее девяти лет чаще сталкиваются с депрессией. В ходе исследования у значительного числа участников из этой группы была диагностирована деменция, в то время как в группе с высоким уровнем образования этот показатель составил 12%. Кроме того, лица с восьми классами образования к 70-80 годам сохраняют больше жизненных навыков по сравнению с теми, кто не получил образования вовсе. Это подчеркивает важность образования для психического здоровья и когнитивных функций в пожилом возрасте.
Исследования подтвердили важность образовательного опыта для сохранения когнитивных способностей. Однако ученые решили расширить свою статистическую модель, добавив переменную уровня дохода. Их целью было выяснить, действительно ли высокий уровень образования влияет на когнитивные способности, или этот эффект обусловлен доступом к жизненным благам. Результаты показали, что связь между образованием и когнитивными навыками существует, но только для более образованной группы. В их случае как уровень дохода, так и образование оказывают влияние на когнитивный уровень.
Доход, по-видимому, выступает в роли посредника, через который образование оказывает положительное влияние на различные аспекты жизни. Эти эффекты включают долгосрочное сохранение когнитивных способностей, улучшение психического здоровья и снижение распространенности деменции. Таким образом, образование не только развивает навыки, но и способствует финансовой стабильности, что в свою очередь положительно сказывается на общем благополучии человека.
В группе с низким уровнем образования не наблюдалось аналогичного эффекта, несмотря на присутствие людей с различными доходами. В среднем доход в этой группе был ниже, чем в группе с высоким уровнем образования, однако различия в доходах сохранялись. Введение дополнительной переменной не уменьшило значимость образования в модели — именно образование предсказывало сохранение когнитивных способностей, независимо от роста дохода. При этом доход и когнитивные способности не имели между собой связи.
Авторы не смогли полностью объяснить различия, но предполагают, что раннее образование, охватывающее период до восьми лет, имеет непосредственное влияние на развитие мозга детей. Оно играет ключевую роль в формировании навыков, необходимых для успешной жизни. В то же время, последующее образование может не оказывать такого значительного влияния на когнитивное развитие, однако оно предоставляет дополнительные экономические и социальные возможности, что также является важным аспектом.
Исследования, посвященные сохранению когнитивных способностей в пожилом возрасте, свидетельствуют о важности образования. Несмотря на существующие споры, научные данные подтверждают, что наличие образования приносит значительные преимущества. Например, группа исследователей из Университета Джона Хопкинса в своем обширном обзоре подчеркивает необходимость развития образовательных возможностей на протяжении всей жизни, что способствует формированию когнитивных резервов. Также они акцентируют внимание на важности создания инфраструктуры, способствующей поддержанию здоровья пожилых людей. Образование и поддержка здоровья являются ключевыми факторами для улучшения качества жизни в пожилом возрасте.
Узнайте больше о дизайне, подписавшись на наш телеграм-канал. Там вы найдете актуальные тренды, советы и вдохновение для создания уникальных проектов. Присоединяйтесь к нашему сообществу и не пропустите интересные материалы!
Читать также:
- Учёба, мозг и ДНК: как обучение влияет на нас физиологически
- «Лох-несское чудовище в образовании»: 11 мифов о том, как люди учатся
- Как помочь ребёнку стать успешным в учёбе
- 6 книг по андрагогике — о том, как учить взрослых
- Хьютагогика: важные принципы самообразования
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее