Образование #Статьи

29 июля, 2025

Роботы в образовании / Skillbox Media

«А-а-а, нас всех заменят роботы!» — это страшилка про будущее, а мы выяснили, где и для чего в образовании роботов используют уже сейчас.

Научитесь: Профессия Программист дронов и роботов

Узнать больше

В 2027 году образовательный процесс претерпел значительные изменения. Дети проводят в школе не более 30% своего учебного времени. Система обучения изменилась: классы больше не формируются по возрастному признаку, а вместо этого каждый ученик получает возможность развиваться по индивидуальной образовательной траектории в удобном для него темпе. Роль учителей также трансформировалась, так как основную часть образовательного процесса теперь выполняют роботы. Искусственный интеллект, встроенный в этих роботов, способен точно определить интересы каждого ребёнка и предложить соответствующие задачи. Он также анализирует личные характеристики учеников и адаптирует стиль общения к каждому индивидууму. Хотя педагоги не исчезли, их функции изменились: они сосредоточены на развитии навыков, которые пока недоступны для машин, таких как коммуникация, креативность и нестандартное мышление. Таким образом, образовательная система 2027 года сочетает в себе передовые технологии и человеческий подход, создавая оптимальные условия для всестороннего развития детей.

В 2017 году сэр Энтони Селдон, педагог и вице-президент Букингемского университета, описывал будущее образования, фокусируясь на влиянии искусственного интеллекта. В своей книге «Четвёртая революция в образовании: освободит или инфантилизирует человечество искусственный интеллект?» он поднимал важные вопросы о том, как технологии изменят учебный процесс. Хотя до полного внедрения таких инноваций, как роботы-помощники, ещё далеко, они уже начали появляться в образовательных учреждениях. Это не ограничивается только передовыми странами, такими как Япония. Летом текущего года компания «Промобот» сообщила в интервью «Газете.ru» о том, что в мире насчитывается более четырёх тысяч педагогов-роботов, включая 326 в России. Такой рост свидетельствует о том, что образовательные технологии становятся неотъемлемой частью современной школы.

Определимся с терминологией: кто такие роботы

Не следует путать роботов с компьютерными программами. Искусственный интеллект, хотя и является передовым достижением технологий, сам по себе не является роботом. Умные голосовые боты, которые отвечают на сервисные звонки с использованием человеческого голоса и выполняют функции холодных обзвонов, часто именуются роботами. Однако это определение не совсем точное, поскольку такие системы представляют собой лишь программное обеспечение, а не физические устройства. Понимание различий между этими понятиями важно для правильной интерпретации технологий и их применения в современном мире.

Роботы представляют собой механизмы с материальной оболочкой, способные взаимодействовать с окружающей средой и выполнять определенные задачи. Согласно международному стандарту ISO 8373:2012 «Роботы и роботизированные устройства», робот определяется как приводной механизм, который программируется по двум и более осям и обладает определенной степенью автономности. Эти устройства могут перемещаться в своей рабочей среде и эффективно выполнять заданные им функции. Роботы находят применение в различных сферах, включая промышленность, медицину и обслуживание, что делает их важным элементом современного технологического прогресса.

В сфере образования использование цифровых помощников с базовыми социальными функциями, которые взаимодействуют с учениками, имеет смысл реализовывать в физической форме, а не в виртуальной. Это связано с тем, что взаимодействие с физическими роботами становится более увлекательным для детей. Исследования, проведенные с участием нидерландских учеников пятого класса, подтвердили, что роботы значительно более привлекательны для детей по сравнению с виртуальными помощниками. Физические устройства способны лучше удерживать внимание учащихся, что может способствовать более эффективному обучению и вовлеченности.

Это явление затрагивает не только детей. В Университете Санкт-Галлена в Швейцарии функционирует робот Лекси, представляющий собой чат-бота, выполняющего простые задачи. Например, Лекси можно попросить найти информацию в интернете. Хотя эту функцию также выполняют голосовые помощники на смартфонах, взаимодействовать с «физическим» роботом гораздо интереснее. Такие устройства не всегда имеют антропоморфный вид; они могут выглядеть как снеговики или мягкие игрушки, что добавляет элемент увлекательности в процесс общения.

Исследователи определяют три ключевых качества социальных роботов, которые отличают их от виртуальных агентов. Во-первых, социальные роботы обладают физическим телом, что позволяет им взаимодействовать с окружающим миром и людьми на более глубоком уровне. Во-вторых, они способны к обучению и адаптации, что дает возможность им улучшать свои навыки взаимодействия и понимания пользователей. В-третьих, социальные роботы могут выражать эмоции и поддерживать социальные взаимодействия, что делает их более близкими к человеческому общению. Эти особенности делают социальных роботов уникальными и востребованными в различных сферах, включая здравоохранение, образование и развлечение.

  • Они могут быть использованы для обучения, которое требует взаимодействия с физическим миром.
  • Они способны демонстрировать социальное поведение, необходимое в обучении.
  • Обычно люди учатся при взаимодействии с физически воплощёнными роботами лучше, чем с помощью виртуальных агентов.

Зачем нам роботы, если есть люди?

Искусственный интеллект способен выполнять определенные задачи значительно эффективнее, чем люди.

В научной литературе выделяют ключевые преимущества использования роботов в образовательных целях. Основные преимущества роботов в обучении заключаются в их способности повышать уровень вовлеченности учащихся, предоставлять интерактивные и практические навыки, а также улучшать понимание сложных концепций. Роботы могут адаптироваться к индивидуальным потребностям студентов, предлагая персонализированные подходы к обучению. Кроме того, использование робототехники в образовательном процессе способствует развитию критического мышления и творческих способностей у учащихся. Эти аспекты делают роботов незаменимыми помощниками в современном обучении, помогая студентам лучше осваивать материал и готовиться к будущей профессиональной деятельности.

Роботы способны бесконечно выполнять одно и то же действие без усталости. Даже самый отзывчивый человек быстро утомляется от повторяющегося объяснения, в то время как робот может продолжать эту задачу без каких-либо эмоциональных затрат. Это делает роботов идеальными помощниками в ситуациях, требующих постоянного повторения одной и той же информации. Их использование позволяет сократить время и усилия, необходимые для выполнения рутинных задач, что в свою очередь повышает общую эффективность работы.

В одной из школ Финляндии внедрен робот-помощник по имени Элиас. Этот инновационный инструмент эффективно используется на уроках иностранных языков. Элиас способен распознавать уровень знаний каждого ученика и адаптировать учебные задания в соответствии с индивидуальными потребностями. Такой подход помогает ученикам более эффективно осваивать язык, улучшая качество обучения и повышая мотивацию к изучению. Внедрение робота в образовательный процесс открывает новые горизонты для преподавания и способствует развитию технологий в учебных заведениях.

Дети имеют возможность практиковать разговорный язык без страха совершить ошибку. Робот Элиас, разработанный компанией Utelias Technologies, обладает дружелюбным характером, что позволяет детям чувствовать себя комфортно во время обучения. Он не смеется над ошибками, а терпеливо повторяет слова, что способствует лучшему усвоению материала. Такой подход делает обучение более эффективным и приятным для детей.

Роботы, обладающие программным обеспечением, не подвержены изменению «характера». У них отсутствуют такие человеческие эмоции, как плохое настроение, раздражение, недовольство или эмоциональное выгорание. Это особенно актуально в контексте работы с детьми, которые испытывают трудности в учебе. Применение роботов в образовательных процессах может значительно облегчить обучение, обеспечивая стабильную и поддерживающую атмосферу для учеников.

Заснуть на уроке и отвлечься от учебного процесса становится сложнее, если в классе присутствует интересный робот, напоминающий устройства из фантастических фильмов. Исследования учёных из Университета Линкольна показали, что наличие роботов в образовательной среде может значительно повысить мотивацию учащихся. Для детей это является увлекательной и необычной новинкой. В начале эксперимента школьники действительно отвлекались на робота, но со временем они адаптировались и сосредоточились на учебе. Внедрение робототехники в образовательный процесс открывает новые горизонты для обучения и вовлечения детей.

Кадр: фильм «Мой друг Робот»

Исследование ученых из Плимутского университета показало, что роботы могут освоить педагогические техники всего за три часа. Это открытие подчеркивает потенциал использования робототехники в образовательном процессе, где такие устройства могут эффективно поддерживать учителей в их работе. Внедрение роботов в обучение может привести к улучшению качества образования и оптимизации учебного процесса.

Тони Белпэм, профессор Школы инженерии, вычислительной техники и математики Плимутского университета в Англии, утверждает, что социальные роботы могут стать важной частью образовательной инфраструктуры, подобно бумаге, доске или планшету. По его словам, роботы способны освободить ценное время для педагогов, позволяя им сосредоточиться на том, что является их сильной стороной — предоставлении всестороннего, эмпатического и эффективного образовательного опыта. Внедрение социальных роботов в образовательный процесс может значительно повысить качество обучения и улучшить взаимодействие между учителями и учениками.

Роботы могут восприниматься как «игрушки» в странах с доступным образованием, однако в регионах, где школы являются роскошью, они способны кардинально изменить ситуацию. По данным Всемирного банка, в настоящее время в мире работают около 85 миллионов педагогов. К 2030 году для того, чтобы обеспечить равный доступ к образованию для всех детей, потребуется дополнительно 68,8 миллиона учителей только для начальных и средних школ. Кроме этого, еще 32 миллиона специалистов необходимо для улучшения ухода за детьми. Хотя роботы не смогут заменить человеческое взаимодействие и поддержку, они могут предоставить детям необходимые знания и навыки, расширяя образовательные возможности в регионах с нехваткой квалифицированных педагогов. Это подчеркивает важность внедрения технологий в образовательные процессы, что может сыграть ключевую роль в борьбе за доступное и качественное образование для всех.

Дети имеют возможность развивать навыки разговорного языка без страха совершить ошибку. Робот, созданный компанией Utelias Technologies, обеспечивает дружелюбную атмосферу, где ошибки не осуждаются. Он не смеется над ошибками и готов многократно повторять слова, что способствует более комфортной практике. Джоанна Хемминки, сооснователь компании, отметила, что такая поддержка позволяет детям учиться и улучшать свои языковые навыки в непринужденной обстановке.

Какими бывают роботы

Социальные роботы в образовании можно классифицировать на четыре типа в зависимости от их функциональных возможностей. Каждый из этих типов выполняет специфические задачи, которые помогают улучшить образовательный процесс и взаимодействие между учащимися и преподавателями.

Роботы в образовательных классах предоставляют уникальную возможность для практического применения знаний и навыков в программировании. Ярким примером является робот Тимео из Швейцарии, который позволяет детям обучаться программированию и сразу видеть результаты своих усилий. Эти образовательные роботы не обязательно имеют антропоморфный или игрушечный вид; их основная цель — быть техническими помощниками. Тимео, например, представляет собой компактную белую коробку, способную к движению. Дети взаимодействуют с ним, формулируя конкретные задачи, а не воспринимают его как живое существо. Такой подход способствует развитию логического мышления и навыков решения проблем, что является важным аспектом современного образования.

Современные образовательные роботы способны проводить лекции, используя заранее подготовленный контент от квалифицированных педагогов и методистов. Они могут проверять знания учеников через тесты и отслеживать их успехи в процессе обучения. Например, профессор Юрген Хандке из Марбургского университета в Германии применял робота-помощника по имени Юки на своих лекциях по лингвистике. Этот робот не только выдавал студентам задания, но и контролировал время их выполнения, что позволяло преподавателю сосредоточиться на взаимодействии с отдельными учащимися, предоставляя им необходимую помощь и поддержку. Использование таких технологий в образовании открывает новые горизонты для персонализированного обучения и повышения эффективности учебного процесса.

Ранее мне приходилось постоянно перемещаться по аудитории и вручную переключать слайды в презентациях. Теперь эту задачу выполняет робот, что значительно облегчает мою работу, — поделился он с изданием Deutsche Welle.

Мнения студентов о пользе робота Юки разделились. Для некоторых его присутствие стало стимулом для учебы, в то время как другие считали, что достаточно было бы программного обеспечения на компьютере и физическое присутствие робота не требуется. Юки требовалось обучение, и её приходилось перемещать на тележке. Она могла выполнять лишь простые задачи и не обладала возможностью самостоятельного передвижения.

Робот-тьютор играет важную роль в образовательном процессе, способствуя вовлечению учащихся в учебную деятельность и поддерживая их мотивацию. Этот инструмент особенно эффективен в условиях индивидуального обучения, где требуется особое внимание к потребностям каждого ученика. Использование технологий в образовании позволяет создать персонализированный подход, который способствует более глубокому усвоению материала и повышает интерес к обучению.

Учёные уже долгое время занимаются разработкой устройств, которые могут поддерживать детей с психическими и физическими особенностями развития, а также обычных детей, испытывающих трудности в учёбе. Такие роботы-тьюторы могут стать незаменимыми помощниками, так как обладают безграничным терпением, спокойной реакцией на ошибки и возможностью бесконечно повторять учебный материал. Для создания дружелюбного образа многие роботы-тьюторы разрабатываются в форме игрушек, что способствует более комфортному взаимодействию детей с технологиями. Первый робот, созданный для этой цели, появился в Японии в 2000 году и носил название IROBI. Эти инновационные технологии открывают новые горизонты в образовании и поддержке детей, позволяя им развиваться в удобном и ненавязчивом формате.

Робот-тьютор и робот-компаньон имеют различные функции и цели. Исследователь Пол Бакстер из Университета Линкольна (Великобритания) подчеркивает, что основное отличие заключается в уровне допустимых ошибок. Робот-тьютор должен предоставлять точную информацию и не допускать ошибок, так как его задача — обучать и помогать ученикам в освоении материала. В отличие от этого, робот-компаньон может совершать ошибки, что позволяет настоящим ученикам учиться на этих ошибках и делать выводы. Робот-компаньон выступает в роли «цифрового одноклассника» или «соученика», способствуя более естественному процессу обучения и взаимодействию между учениками.

Бакстер утверждает, что роль соученика для робота является предпочтительной. В своем исследовании он сосредоточился на роботах-соучениках, известный как NAO. Эти роботы производятся во Франции и находят применение в различных сферах по всему миру.

На представленном видео на английском языке демонстрируется применение роботов в образовательном процессе в США. Это видео иллюстрирует, как роботы становятся частью учебного процесса, способствуя интерактивному обучению и развитию навыков у студентов. Использование роботов на уроках открывает новые горизонты для изучения технологий и стимулирует интерес учащихся к STEM-дисциплинам.

Бакстер представил результаты исследования в статье, посвященной роли роботов-соучеников в начальной школе. В работе под названием «Роботы-соученики в ситуативном исследовании в начальной школе: персонализация продвигает детское обучение» рассматривается, как использование технологий способствует персонализированному обучению и повышению эффективности усвоения знаний детьми. Исследование подчеркивает важность интеграции инновационных решений в образовательный процесс, что может значительно улучшить результаты учащихся.

Исследование сосредоточилось на взаимодействии детей 7–8 лет с двумя типами роботов. Один из классов использовал социализированного робота, который проявлял инициативу в общении, учитывал индивидуальные особенности и характер детей, а также активно взаимодействовал с ними. Второй класс работал с роботом, который выполнял лишь заданные команды и не проявлял инициативы. Цель исследования заключалась в оценке влияния разных типов роботов на социальное взаимодействие и развитие детей в образовательной среде.

Исследование продемонстрировало, что школьные достижения детей, обучавшихся с использованием социализированного робота, были значительно выше. В ходе эксперимента также было установлено, что 67% детей воспринимают роботов как своих друзей. Это подчеркивает важность интеграции технологий в образовательный процесс и их положительное влияние на мотивацию и взаимодействие учащихся.

Роботы-компаньоны имеют значительное влияние на процесс домашнего обучения. Например, робот Minnie способствовал развитию у школьников интереса к литературе, читая с ними книги. Исследования, проведенные в США, показали, что занятия с роботом делают процесс обучения более увлекательным. Более 50% детей из экспериментальной группы отметили, что взаимодействие с роботом мотивировало их читать больше. Таким образом, использование роботов в образовательном процессе может значительно повысить интерес детей к чтению и обучению в целом.

Так ли роботы безопасны?

В статье «Гуманоидные роботы как учителя и предлагаемый кодекс их использования» ученые из Даремского университета (Великобритания) Дуглас и Линн Ньютон выделяют три ключевые зоны рисков, связанных с внедрением роботов в образовательный процесс. Эти риски требуют внимательного анализа, чтобы обеспечить эффективное и безопасное использование гуманоидных роботов в обучении. Исследование подчеркивает важность разработки четкого кодекса, который регламентирует взаимодействие между роботами и учащимися, а также учитывает этические и социальные аспекты. Понимание возможных последствий использования технологий в образовании является необходимым шагом для их успешной интеграции и максимальной пользы для студентов.

Чтобы роботы и другие компьютерные программы могли эффективно взаимодействовать с учениками, им необходимо анализировать данные о каждом обучающемся. В будущем такие технологии смогут формировать полные профили своих «человеческих подопечных», накапливая информацию о их успеваемости, предпочтениях и поведении. Эта информация требует надежного хранения и защиты от несанкционированного доступа. В отличие от учителя-человека, обладающего интуицией и субъективным восприятием, учителя-роботы могут подвергаться риску взлома, что подчеркивает важность обеспечения безопасности данных. Защита личной информации учеников становится ключевым аспектом разработки и внедрения образовательных технологий, направленных на формирование индивидуального подхода к обучению.

Существует важная проблема, которая требует внимания: что произойдет, если робот неверно проанализирует данные? Кто понесет ответственность за возможные последствия — производитель устройства, педагог или учебное заведение? Этот вопрос поднимает множество этических и юридических аспектов, касающихся внедрения технологий в образовательный процесс. Необходимо разработать четкие нормы и правила, которые помогут определить ответственность и минимизировать риски, связанные с использованием роботизированных систем в обучении.

Роботы не всегда ведут себя подобно людям, однако они неизменно отражают ценности своих создателей. Эти ценности могут варьироваться в зависимости от культурных и ментальных особенностей разных стран. Авторы статьи утверждают, что полностью «обезличить» робота невозможно, так как даже самые безобидные элементы одной культуры могут восприниматься как неприемлемые в другой. Например, в Китае принято обнимать учителя в знак благодарности, в то время как в других странах такое поведение может вызвать недоумение или осуждение. Это подчеркивает важность учета культурных различий при создании и внедрении роботизированных систем.

Несмотря на значительный прогресс в области технологий, роботы все еще не могут общаться с людьми так же естественно, как это делают сами люди. Исследование, проведенное в Австралии, показало, что дети, взаимодействующие с роботами, начинают частично копировать их манеру общения. Другие исследования, проведенные Дугласом и Линн Ньютон, выявили, что дети воспринимают роботов как людей — они стремятся установить дружеские отношения и даже готовы доверять им свои секреты. Это подчеркивает важность изучения влияния технологий на детскую психику и взаимодействие с искусственным интеллектом.

В определенных ситуациях, таких как поддержка детей с расстройствами аутического спектра, отсутствие выраженных эмоций у роботов может быть полезным. Однако, постоянное взаимодействие обычных детей с роботами может вызвать потенциальные проблемы, предостерегают авторы статьи. Существует риск, что дети могут начать воспринимать роботов как замену человеческому взаимодействию, что может негативно сказаться на их социальном развитии и эмоциональном интеллекте. Важно учитывать баланс между технологическим прогрессом и необходимостью живого общения для гармоничного развития ребенка.

Снижение общения между людьми может негативно сказаться на человеческом поведении, так как возможности для изучения нюансов общения и решения проблем, возникающих при его недостатке, существенно сокращаются. Особенно велик риск автоматизации образовательного процесса для молодежи, однако в ближайшее время это маловероятно из-за существующих ограничений в развитии искусственного интеллекта. Такие выводы делают исследователи, подчеркивая важность живого общения для формирования социальных навыков и адаптации в обществе.

А в российских школах роботы уже есть?

В 2015 году Томский политехнический университет анонсировал разработку робота-учителя, созданного студентами вуза. Этот инновационный проект предполагал использование робота для образовательных целей в предметах, таких как математика, физика, химия и информатика. Управление роботом осуществлялось с помощью смартфона: преподаватель задавал тему урока, а робот излагал теоретический материал, проводил тестирование знаний учащихся, предлагал практические задания и иногда выступал в роли объекта для выполнения этих заданий. Например, когда нужно было найти ночной источник энергии для марсохода, работающего на солнечных батареях, робот выполнял функции как педагога, так и самого марсохода. Этот проект стал важным шагом в интеграции технологий в образовательный процесс и открыл новые горизонты для применения робототехники в учебных заведениях.

Фото: пресс-служба Томского политехнического университета

Адаптация робота-учителя была осуществлена с участием педагогов из томских школ и Лицея при ТПУ. Разработчики стремились создать инструмент, доступный для пользователей всех возрастов. Уроки для робота также были подготовлены местными педагогами. Первые занятия с роботом состоялись в сентябре 2016 года.

В том же году школьники IT-лицея Казанского федерального университета познакомились с новым роботом-учителем, разработанным российской компанией «Андроидная техника». Программирование устройства осуществляли специалисты КФУ. Робот получил имя EVA, вдохновленное героиней популярного мультфильма «Валли». Этот проект демонстрирует интеграцию современных технологий в образовательный процесс и подчеркивает значимость робототехники в обучении. EVA поможет ученикам развивать навыки взаимодействия с высокими технологиями и повысит интерес к STEM-дисциплинам.

Первое занятие с EVA прошло под руководством преподавателя информатики, после чего её начали использовать на уроках математики, физики, информатики и химии для седьмых-девятых классов. EVA могла свободно перемещаться по классу, взаимодействовать с учениками, контролировать их во время контрольных работ, чтобы предотвратить списывание, а также добавлять элемент юмора в процесс обучения. Эта технология не только улучшает образовательный процесс, но и делает его более увлекательным и интерактивным.

В будущем специализация роботов в образовании будет практически безграничной. Как отметил директор школы Тимербулат Самерханов, уже через несколько месяцев эти устройства смогут самостоятельно проводить занятия без необходимости сопровождения педагога. Это открывает новые горизонты для образовательного процесса и повышает эффективность обучения.

Информация о будущем томского и казанского роботов остается крайне ограниченной. На запрос Skillbox Media в Казанском федеральном университете (КФУ) не поступило ответа. Один из разработчиков томского робота сообщил, что интерес к данной теме значительно снизился.

В России продолжается разработка «педагогов» в виде роботов, несмотря на успехи или неудачи предыдущих университетских проектов. Частные компании взяли на себя эту задачу, и одной из ведущих является пермская компания «Промобот». По заявлению разработчиков, их робот-учитель выполняет несколько функций одновременно, что позволяет ему эффективно взаимодействовать с учениками и преподавать различные предметы. Это свидетельствует о росте интереса к роботизации образовательного процесса и внедрению технологий в школьное обучение.

Робот способен взаимодействовать с людьми, отвечать на их вопросы, предоставлять консультации и демонстрировать разнообразные материалы на своем дисплее. Он может эффективно дополнять учебный процесс, воспроизводя лекции и озвучивая текстовые фразы, что позволяет освободить время преподавателей от рутинных задач. На основе этой технологии разработан лабораторный кейс, который предоставляет возможность проведения лабораторных работ в области робототехники. Таким образом, робот не только развлекает учащихся, но и поддерживает учителей, а также служит необходимым оборудованием для практических занятий. Подобные инновации делают обучение более увлекательным и эффективным, что подтверждает основатель и директор по развитию компании «Промобот» Олег Кивокурцев.

В Пермском государственном медицинском университете используется робот ЮРА, разработанный компанией «Промобот», для проведения экзаменов у студентов-медиков. Этот робот имитирует пациента, следуя одному из десяти различных сценариев, и оценивает ответы будущих врачей на заданные вопросы, а также их рекомендации. По завершении взаимодействия ЮРА предоставляет обратную связь о том, как студенты справились с поставленной задачей. Эта инновация позволяет улучшить процесс обучения и подготовки медиков, повышая качество их практических навыков и подхода к диагностике.

В Самарском политехническом университете и Колледже Северной Каролины (США) роботы компании «Промобота» помогают абитуриентам ориентироваться в кампусах и решать административные вопросы. В Горном университете робот по имени Гранит уже ведет лекции. По информации из СМИ, он является инженером кафедры, стремится стать преподавателем, участвует в конференциях и способен ответить на любые вопросы студентов. Кроме того, роботы «Промобота» активно используются в гимназиях, кванториумах и кружках по робототехнике, что способствует развитию интереса к STEM-дисциплинам и повышает уровень образовательного процесса.

Кивокурцев отмечает, что робот адаптируется под каждое учебное заведение и программу, разрабатываемую методистами. Важным является то, что для использования робота не требуются специальные знания. Специалист подчеркивает, что любой педагог сможет легко освоить эту технологию, что делает её доступной для широкого круга образовательных учреждений. Разработка адаптивных решений для образовательного процесса с использованием роботов способствует улучшению качества обучения и позволяет эффективно применять современные технологии в классе.

Так заменят роботы учителей или нет?

Ученые, педагоги и разработчики роботов единодушны в том, что технологии не могут полностью заменить человека. Несмотря на значительные достижения в области автоматизации и искусственного интеллекта, человеческий опыт, креативность и эмоциональный интеллект остаются незаменимыми. Важно осознавать, что технологии могут выступать в роли помощников, но не способны полностью заменить личное взаимодействие и человеческое понимание.

Роботы не устают, способны хранить и воспроизводить большой объем информации, не имеют предвзятого отношения к ученикам и выполняют заданные сценарии. Однако у них отсутствует креативность и сознание, что делает их неспособными выполнять роль наставников. Роботы представляют собой лишь инструмент для передачи контента, не способный привнести что-то уникальное или эмоционально поделиться информацией. Олег Кивокурцев отметил, что, несмотря на все преимущества технологий, личный подход и человеческое взаимодействие остаются незаменимыми в образовательном процессе.

Дуглас и Линн Ньютоны предполагают, что в будущем учителям, возможно, придется сосуществовать с роботами. В связи с этим людям необходимо будет адаптироваться к новым условиям. Аналогичные идеи о необходимости изменений в образовательной среде уже активно обсуждаются российскими специалистами, даже без учета внедрения роботов. Актуальность данной темы подчеркивает важность подготовки педагогов к новым вызовам и возможностям, которые могут возникнуть благодаря технологическим инновациям.

Эксперты подчеркивают, что с автоматизацией множества профессиональных сфер акцент в образовании сместится на развитие софт-скиллов у учеников, таких как креативность и критическое мышление. Это изменение требует от педагогов повышения квалификации и дополнительного обучения, чтобы эффективно передавать необходимые навыки. Важно, чтобы учителя осваивали новые методики и подходы, способствующие формированию этих ключевых компетенций у учащихся. Таким образом, подготовка педагогов станет важным аспектом успешной реализации образовательных программ, ориентированных на будущее.

Согласно результатам исследования, проведенного в июне 2021 года совместно «Зарплата.ру» и РИА Новости, российские педагоги уверены в своей востребованности и не опасаются замены на роботов. Тем не менее, каждый пятый россиянин выражает опасения по поводу автоматизации своей профессии, а два процента респондентов опасаются возможного восстания машин. Это свидетельствует о наличии определенных страхов в обществе, связанных с развитием технологий и их влиянием на рынок труда.

Существует важный аргумент против полной замены педагогов на роботов: необходимо наличие специалистов, которые будут обучать машины. Эти эксперты должны разрабатывать образовательные программы, адаптировать и обновлять их, а также контролировать правильность работы технологий. В Московском городском педагогическом университете уже активно занимаются подготовкой таких специалистов. Это подчеркивает важность человеческого фактора в образовательном процессе, даже в эпоху цифровых технологий.

Предлагаем вам познакомиться с удивительным роботом, который не только развлекает, но и способствует развитию навыков общения у детей с особенностями развития. Этот робот прекрасно чувствует музыку и великолепно танцует под её ритмы. Он становится настоящим другом для детей, помогая им преодолевать барьеры в общении и развивать социальные навыки. Взаимодействие с таким милым созданием становится увлекательным и полезным опытом, который помогает детям чувствовать себя увереннее и комфортнее в обществе.

Переделайте текст, сохраняя его основную тему и избегая добавления лишней информации. Оптимизируйте его для SEO и, при необходимости, расширьте содержание. Исключите использование смайлов, лишних символов и структурных разделов, таких как нумерация или маркеры. Представьте текст в чистом виде.

Читайте также:

  • Что говорят эксперты о реальной цифровизации школ
  • Оп-оп, гангнамстайл, или Как k-pop меняет образование
  • Гражданин София и другие удивительные роботы Дэвида Хэнсона
  • Оказалось, что взгляд робота может мотивировать учащихся

Профессия Программист дронов и роботов

Разберётесь в устройстве дронов и мобильных роботов, научитесь создавать ПО для управления ими. Создадите свою систему автономной навигации робота и протестируете её в симуляторе.

Узнать подробнее