Образование #Статьи

8 августа, 2025

Семейное образование: почему школьников на него переводят и какие ресурсы для этого нужны / Skillbox Media

Причины не только в проблемах со здоровьем или разногласиях с учителями и одноклассниками.

Научитесь: Младший школьник. Большая инструкция для родителей

Узнать больше

Семейная форма образования предполагает, что ребёнок посещает школу исключительно для промежуточной и итоговой аттестации, то есть для написания контрольных работ и сдачи экзаменов. В остальное время семья самостоятельно определяет, как будет организован учебный процесс. Некоторые родители занимаются с детьми по школьной программе самостоятельно, другие предпочитают нанимать репетиторов или оформляют подписку на онлайн-платформы с объяснениями школьных тем. Существуют также случаи, когда несколько семей объединяются и совместно приглашают частных педагогов для обучения в мини-группах. Важно отметить, что семья обязана организовать образовательный процесс, обеспечивая ребёнку овладение знаниями, умениями, навыками и компетенциями, а также способствуя развитию его способностей. Это требование прописано в законе «Об образовании в РФ». Семейное образование предоставляет родителям гибкость в выборе методов обучения, что может значительно повысить качество образования и индивидуальный подход к каждому ребёнку.

В России семейное образование остается малораспространенной практикой. Несмотря на то что во время пандемии коронавируса этот подход к обучению стал более востребованным, согласно данным Института образования НИУ ВШЭ, менее 1% семей выбирает его для получения начального и общего образования. Семейное образование предлагает альтернативу традиционным школам, позволяя родителям самостоятельно управлять учебным процессом и адаптировать его к потребностям своих детей. Однако, его популярность все еще ограничена, и многие семьи предпочитают традиционные образовательные учреждения.

Исследователи Института образования провели анализ причин, по которым семьи выбирают определённую образовательную форму, а также изучили, как они справляются с этой формой обучения. Данные результаты представлены в 45-м выпуске информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования».

На основе 40 глубинных интервью с родителями, которые выбрали семейное образование для своих детей, были сделаны выводы. Участники исследования проживают в городах с различной численностью населения. Общими чертами для таких родителей являются: стремление обеспечить индивидуальный подход к обучению, желание создать комфортные условия для развития ребенка и стремление к более тесному взаимодействию в семье. Эти характеристики позволяют глубже понять мотивацию родителей, выбравших этот образовательный путь, и выявить ключевые аспекты их опыта и потребностей. Семейное образование становится все более популярным, и понимание его особенностей помогает лучше поддерживать родителей в этом выборе.

  • наличие высшего образования (нередко это даже не один диплом);
  • творческий характер профессий, связанных с высокой степенью самостоятельности, в том числе свой бизнес.

Респонденты часто упоминали о своем постоянном обучении и желании делиться знаниями с другими. Однако только у немногих из них было педагогическое или психологическое образование.

Семейная форма обучения становится выбором для родителей, обладающих высоким уровнем образования и стремящихся к креативному подходу в воспитании и обучении своих детей. Эти родители ценят самостоятельность и ищут альтернативные методы обучения, которые соответствуют индивидуальным потребностям и интересам своих детей.

Авторы бюллетеня прогнозируют, что количество людей, выбирающих семейное образование, будет расти. Однако они не считают, что этот формат сможет полностью заменить традиционное школьное обучение, при котором дети обучаются в классе.

По каким причинам родители выбирают семейное образование

В ходе интервью исследователи выявили три ключевые категории проблем, которые респонденты стремятся решить, переводя детей на семейное образование.

  • забота о благополучии — ребёнка, собственном или общем семейном;
  • несоответствие традиционной системы образования ожиданиям родителей;
  • доступность и удобство организации домашнего образовательного процесса.

Специалисты применили модель благополучия, разработанную Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Эта модель основывается на трех ключевых категориях благополучия.

  • личное (психологическое состояние, здоровье, условия обучения и способности к нему);
  • школьная среда (социальное окружение, организация обучения);
  • внешкольная среда (социальное окружение, материальные условия, досуг).

Исследования выявили множество причин, по которым родители выбирают семейное образование, рассматривая его как более благоприятный вариант для своих детей. Семейное образование предоставляет возможность индивидуального подхода к обучению, учитывая уникальные потребности и интересы каждого ребенка. Кроме того, оно способствует укреплению семейных связей и позволяет родителям активно участвовать в образовательном процессе. Родители также отмечают, что семейное образование позволяет создать комфортную и безопасную образовательную среду, что способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков.

Некоторые респонденты отметили, что выбор данного формата обучения был обусловлен переживаниями по поводу травли в школе. В ряде случаев родители заранее выражали опасения, что их дети могут столкнуться с подобными проблемами. Эта ситуация особенно волновала тех, чьи дети не отличаются высокой самооценкой, имеют ранимую натуру, предпочитают уединение, а также родителей детей с особенностями развития. Таким образом, выбор альтернативного формата обучения стал для них способом защитить детей от потенциальных негативных ситуаций в образовательной среде.

Фото: Lia Koltyrina / Shutterstock

Родителей также беспокоит будущее детского коллектива. Для них важно, чтобы дети не сталкивались с негативным влиянием сверстников и не перенимали культурные нормы, отличающиеся от тех, что приняты в их семьях. Респонденты подчеркивали стремление обеспечить детям качественный круг общения, что не всегда удается в школьной среде. Кроме того, отмечалось, что источниками нежелательной культуры могут быть не только дети, но и взрослые, включая педагогов.

Участники исследования также выражали обеспокоенность по поводу взаимоотношений своих детей с учителями. Многие из них отметили, что решение перейти на семейное образование было вызвано негативным опытом взаимодействия в школьной системе. В некоторых случаях у детей, посещавших школу, возникало недоверие к своим способностям и отсутствие мотивации к обучению. Некоторые из них воспринимали учёбу как обязанность и испытывали трудности с адаптацией к требованиям образовательной системы. Эти факторы оказывали негативное влияние на их психологическое состояние, что в свою очередь вызывало беспокойство у родителей и ухудшало атмосферу в семье.

Читайте также:

Цитата недели акцентирует внимание на проблеме неуспешности, которая начинается в школьные годы и продолжается в вузе, а затем переносится на рабочее место. Эта цепочка неудач может быть связана с недостатком мотивации, отсутствием поддержки и неправильным выбором учебных направлений. Важно понимать, что неуспешность не является неизбежной. Психологическая поддержка, правильные методики обучения и развитие личной ответственности могут помочь преодолеть эти препятствия. Обращая внимание на эти аспекты, можно создать условия для успешного обучения и профессионального роста, что в конечном итоге приводит к положительным результатам в карьере.

Здоровье учащихся остаётся важной проблемой, особенно когда речь идёт о частых болезнях детей в школе. Многие родители связывают это с высокой учебной нагрузкой, считая, что школьные уроки требуют слишком много сил. Кроме того, контроль за уровнем перегруженности часто оказывается невозможным. Переход на семейное образование позволяет решить эту проблему, так как данный формат обучения даёт возможность адаптировать учебный график к физиологическим ритмам детей. Например, можно избежать слишком ранних подъёмов, что положительно сказывается на здоровье и общем самочувствии учащихся.

Родители отмечали, что в обычной школе их детям не хватает индивидуального подхода. Часто дети испытывают трудности с адаптацией из-за различий в способностях по сравнению с одноклассниками. Некоторым ученикам требуется более медленный темп обучения, в то время как другие усваивают материал быстрее и начинают скучать на занятиях. Это может негативно сказаться на мотивации и успеваемости, поэтому важным аспектом образовательного процесса является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Переход на семейное образование значительно упростил жизнь многих родителей. Отсутствие привязки к строгому школьному расписанию позволяет легче планировать семейные мероприятия. Респонденты отмечают, что альтернативная форма обучения способствует улучшению домашней атмосферы и укреплению семейных связей. Это также увеличивает время, проводимое родителями с детьми, повышает авторитет родителей в глазах детей и позволяет активнее вовлекать их в домашние дела. Семейное образование становится всё более популярным выбором для тех, кто хочет создать гармоничную образовательную среду, где ценятся личные отношения и индивидуальный подход к обучению.

Почему традиционная школа не соответствует ожиданиям родителей

Некоторые респонденты подчеркивают, что современная школа не всегда обеспечивает желаемые результаты. Родители, предпочитающие семейное образование, стремятся к тому, чтобы их дети становились более самостоятельными, научились брать на себя ответственность, развивали любовь к обучению, а также эмоциональный интеллект и уверенность в своих силах. Они считают, что традиционная школа не способствует достижению этих целей.

Многим родителям важно активно участвовать в образовательном процессе своих детей и иметь возможность влиять на него в случае необходимости. Однако в традиционных школах у них часто возникает ощущение, что их мнение не учитывается.

Некоторые респонденты отметили, что альтернативные формы обучения позволяют им не так активно вовлекаться в процесс, как это происходит в традиционной школе. Это может быть связано с тем, что они больше доверяют организации образовательного процесса, возможно, благодаря привлечению репетиторов. В результате у родителей появляется больше свободного времени, которое они могут посвятить другим занятиям с ребёнком.

Участники исследования отметили, что их ценности не совпадают с теми, которые придерживаются школы или её сотрудников, таких как учителя и руководство. Эти разногласия наблюдаются как в государственных, так и в частных учебных заведениях. Родители иногда не готовы отказаться от своих убеждений. Даже в случае согласия проявить лояльность, их отталкивает строгая позиция школы по определённым вопросам. Подобные несоответствия могут негативно сказываться на взаимодействии между семьями и школами, создавая напряжённость и недопонимание.

Переделанный текст:

Рекомендуем ознакомиться с дополнительными материалами.

«Я предпочту утратить школу, чем отказаться от тех ценностей, в которые верю».

Многие опрошенные подчеркнули важность комфорта и гибкости в организации учебного процесса. Они отметили, что ценят готовность образовательных учреждений адаптироваться к потребностям учащихся. Однако на практике в школах нередко возникают трудности с реализацией этих принципов.

Семейное образование становится идеальным решением для семей с удалённой работой, а также для тех, кто часто переезжает из-за профессиональной деятельности или предпочитает длительные поездки за город или в другие страны. Такой подход позволяет родителям гибко управлять учебным процессом, адаптируя его под свои обстоятельства и обеспечивая комфортные условия для детей.

Одной из причин выбора альтернативной формы обучения является транспортная недоступность выбранной школы. Часто родители сталкиваются с финансовыми трудностями: даже если удается найти подходящее учебное заведение, не всегда есть возможность оплатить обучение. В некоторых случаях семьи могут позволить себе оплатить учебу лишь одного ребенка, в то время как в семье несколько детей школьного возраста. Это создает дополнительные сложности в организации образования для всех детей. Альтернативные формы обучения могут стать выходом из ситуации, позволяя обеспечить качественное образование без лишних затрат и проблем с транспортом.

Причинами перехода на семейное образование могут быть различные факторы, которые часто действуют одновременно.

Переделанный текст:

Обязательно ознакомьтесь с дополнительной информацией:

Человекоориентированная школа — это образовательное учреждение, в котором акцент ставится на развитие учащихся, их интересов и потребностей. В такой школе основной целью является создание условий для самостоятельного обучения и самовыражения детей. Здесь не просто передаются знания, а формируется среда, способствующая активному участию и вовлечению ученика в образовательный процесс. Важно, чтобы дети не только получали информацию, но и умели её применять, анализировать и критически осмысливать. Это подход обеспечивает более глубокое понимание материала и способствует развитию ключевых компетенций, необходимых в современном мире.

Какие ресурсы требуются для организации семейного обучения

Качество организации семейного обучения во многом зависит от возможностей родителей, включая финансовые, а также от их сил и здоровья. Многочисленные работающие мамы, которые чаще всего берут на себя ответственность за образование детей, сталкиваются с нехваткой времени и энергии из-за профессиональной деятельности. Кроме того, многие родители испытывают недостаток знаний в ряде предметов, что усложняет процесс обучения. Поэтому важно заранее оценить свои ресурсы и подготовить необходимые материалы, чтобы обеспечить качественное образовательное пространство для ребенка.

Некоторые родители берут на себя только те предметы, в которых они хорошо разбираются, а для остальных нанимают репетиторов или используют возможности дополнительного образования, такие как кружки и онлайн-платформы. При выборе онлайн-ресурсов часто учитываются бесплатные материалы и значительные скидки на подписки. Это позволяет родителям эффективно поддерживать учебный процесс своих детей и обеспечивать им доступ к качественным образовательным ресурсам.

Если родители не готовы полностью взять на себя обучение детей, им приходится сталкиваться с определёнными финансовыми расходами. Многие из них отмечают, что при достаточном финансовом положении они бы инвестировали в более обширный образовательный онлайн-контент. Некоторые респонденты также указывают на то, что суммы, которые они тратят на подписки на различные образовательные платформы, могли бы быть направлены на услуги репетиторов. В заключение, авторы бюллетеня подчеркивают, что родители тратят значительное время на поиск подходящего учебного контента, соответствующего их бюджету.

Все участники исследования отметили, что их дети занимаются хотя бы одним предметом с репетиторами, чаще всего это математика или иностранный язык. При выборе преподавателя родители ориентируются на баланс между собственными возможностями, ценами и качеством обучения. Чаще всего выбираются опытные специалисты, которые предлагают разумные расценки на свои услуги.

Родители отмечают, что региональная поддержка в виде выплат и льгот является недостаточной. При этом все опрошенные дети, помимо обучения по общеобразовательной программе, активно участвуют в различных кружках и секциях, преимущественно в творческой и спортивной сферах.

Недавний опрос, проведённый образовательной компанией «ЯКласс», среди 1,6 тысячи учеников 5–11 классов из 78 регионов России, выявил, что основным мотивом для посещения школы у подростков является желание общаться с одноклассниками. Этот ответ выбрали 44% опрошенных. Результаты исследования подчеркивают важность социальной составляющей школьного обучения для молодежи. Взаимодействие с ровесниками играет значительную роль в формировании не только академических, но и социальных навыков, что делает школу важной частью жизни подростков.

Оптимизация текста для SEO важна для повышения видимости вашего контента в поисковых системах. Важно использовать ключевые слова и фразы, которые отражают суть вашего материала. Также стоит обратить внимание на структуру текста, чтобы он был читабельным и логичным. Убедитесь, что ваш контент отвечает на вопросы пользователей и предлагает ценную информацию. Это поможет не только привлечь аудиторию, но и удержать ее интерес. Не забывайте регулярно обновлять ваш контент, чтобы он оставался актуальным и соответствующим современным требованиям.

Читайте также:

  • Вальдорфская педагогика: это действительно педагогика или сектантство?
  • В России унифицируют школьную программу — все школы перейдут на «золотой стандарт» знаний
  • Единый стандарт образовательных программ будет обязателен и для частных школ
  • 6 детей и одна учительница: вышла зарисовка о жизни малокомплектной школы

Младший школьник. Большая инструкция для родителей

Вы поймёте, как без конфликтов договариваться со своим ребёнком и находить с ним общий язык. Поможете ему преодолеть сложности в школе и справитесь с родительским выгоранием.

Узнать подробнее