Образование #Статьи

7 июля, 2025

Синхронное и асинхронное обучение: что это такое и почему важно понимать их различия / Skillbox Media

Рассказываем про два основных формата дистанционного онлайн-обучения.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Синхронное обучение представляет собой формат, в котором взаимодействие между преподавателем и учащимися, а также между самими учащимися, происходит в реальном времени. Это означает, что все участники находятся в одной образовательной среде одновременно, что позволяет мгновенно обмениваться информацией и задавать вопросы. В отличие от него, асинхронное обучение характеризуется временной разобщенностью, когда учащиеся могут изучать материал и взаимодействовать в удобное для них время. Оба метода имеют свои преимущества, и выбор между ними зависит от целей обучения и предпочтений участников.

Вебинар с ответами на вопросы слушателей в реальном времени представляет собой синхронное обучение. В отличие от этого, просмотр записи вебинара, где у участника есть возможность задать вопрос преподавателю и получить ответ позже, относится к асинхронному формату. Синхронные методы обучения обеспечивают интерактивность и мгновенную обратную связь, в то время как асинхронные форматы предлагают гибкость и удобство, позволяя учащимся усваивать материалы в удобное для них время. Оба подхода имеют свои преимущества и могут быть эффективно использованы в образовательных процессах.

Смешанный формат онлайн-курса сочетает в себе синхронные и асинхронные активности. Синхронные занятия могут включать вебинары, групповые работы в цифровых сервисах, экзамены и защиты проектов в реальном времени. Асинхронные элементы представлены просмотром записанных видеолекций, перепиской с преподавателями для получения обратной связи по выполненным заданиям и тестами. Такой подход позволяет эффективно сочетать живое взаимодействие и самостоятельное изучение материалов, что делает обучение более гибким и удобным для студентов.

Вопрос выбора формата обучения, будь то синхронный или асинхронный, становится всё более актуальным в современном цифровом образовании. Это связано с тем, что цифровая дидактика находится на стадии активного развития, и методологи вместе с методистами исследуют, какие подходы и форматы обучения являются наиболее эффективными для различных задач и аудиторий. Понимание того, как новая информация усваивается и воспринимается, играет ключевую роль в этом процессе. У каждого из форматов — синхронного и асинхронного — есть свои преимущества и недостатки, поэтому важно стремиться к оптимальному сочетанию этих методов для достижения наилучших результатов в обучении.

С момента появления электронного обучения его формат эволюционировал. В начале это были преимущественно асинхронные курсы, однако с переходом на дистанционное обучение во время пандемии коронавируса многие образовательные учреждения начали использовать синхронные занятия через платформы, такие как Zoom. На сегодняшний день как школы, так и вузы, а также онлайн-платформы дополнительного образования всё чаще переходят на смешанный формат обучения. Это обусловлено рядом факторов. Смешанный формат позволяет сочетать преимущества как асинхронного, так и синхронного обучения, обеспечивая гибкость для студентов и преподавателей. Такой подход способствует более глубокому усвоению материала и развитию самостоятельности у обучающихся, а также улучшает взаимодействие между участниками образовательного процесса.

Синхрон, асинхрон… При чём здесь теория коммуникаций?

Обучение представляет собой процесс общения. Теория коммуникации Уилбура Шрамма описывает этот процесс как бесконечный обмен сообщениями и их интерпретацию. Если применить эту модель к обучению, можно выделить ключевые моменты. Обучение включает в себя не только передачу информации, но и активное взаимодействие между обучающим и обучающимся. Важно, чтобы каждый участник процесса понимал и интерпретировал полученные сообщения. Таким образом, эффективное обучение зависит от качественной коммуникации, которая позволяет углублять понимание и расширять знания. Это подчеркивает значимость диалога и обратной связи в образовательном процессе.

  • Источник сообщения (обычно это преподаватель) передаёт сообщение — образовательный контент. Это может быть, например, лекция, список дополнительной литературы, задание.
  • Получатель сообщения (студент) принимает информацию и воспринимает её — интерпретирует. Что-то в лекции или дополнительной литературе может быть ему непонятно, у него также может возникнуть трудность с выполнением задания — и тогда он обращается со своими вопросами к преподавателю. Это тоже сообщение.
  • Теперь преподаватель становится получателем сообщения и интерпретирует его — пытается понять, в чём конкретно возникла трудность у студента и как ему можно помочь. Разобравшись, он объясняет студенту те моменты, которые были неясны. Это снова передача сообщения.
  • И так далее — такой обмен сообщениями происходит на протяжении всего периода обучения.

Стороны взаимодействия постоянно меняют свои роли. То одна сторона выступает в качестве источника сообщения, а другая — его получателем, и наоборот. Этот процесс обмена информацией подчеркивает динамичность общения и важность взаимопонимания в коммуникации.

В процессе выполнения заданий преподаватель может предоставлять обратную связь студентам как в ходе работы, так и после проверки результатов. Эта обратная связь представляет собой важное сообщение, которое помогает студентам исправлять ошибки и улучшать свои навыки. В случае групповых заданий, когда несколько студентов работают над общим проектом или решают задачи совместно, происходит обмен сообщениями между участниками, что способствует более эффективному взаимодействию и развитию командной работы. Обратная связь и обмен сообщениями играют ключевую роль в образовательном процессе, улучшая понимание материала и повышая качество выполнения заданий.

Фото: adriaticfoto / Shutterstock

При обучении в аудитории обмен сообщениями происходит в режиме реального времени. Студенты могут задавать вопросы преподавателю непосредственно во время лекции или уточнять детали у соседей по парте, получая мгновенные ответы. Такой интерактивный формат способствует более глубокому пониманию материала и повышает вовлеченность учащихся в учебный процесс.

В цифровом пространстве коммуникация может быть как синхронной, так и асинхронной. Синхронная связь предполагает взаимодействие в реальном времени, что позволяет участникам мгновенно обмениваться информацией. Асинхронная коммуникация, наоборот, дает возможность отправлять и получать сообщения в удобное время, что особенно важно для пользователей с разными часовыми поясами или графиками. Оба типа коммуникации имеют свои преимущества и могут эффективно использоваться в зависимости от целей и контекста общения.

Синхронная коммуникация подразумевает мгновенный ответ на сообщение, что обеспечивает оперативное взаимодействие между собеседниками. Асинхронная коммуникация, наоборот, не требует немедленного ответа, позволяя участникам общаться в удобное для них время. Обе формы коммуникации имеют свои преимущества и недостатки, и выбор между ними зависит от контекста общения и потребностей участников. Синхронные методы, такие как телефонные звонки или видеоконференции, подходят для ситуаций, требующих быстрого разрешения вопросов. Асинхронные методы, включая электронные письма и текстовые сообщения, предоставляют больше времени для обдумывания ответа и могут быть более удобными в некоторых случаях.

Переписка по электронной почте, как правило, не подразумевает синхронного общения. Вы не ожидаете немедленного ответа и осознаете, что ответ может прийти в течение дня или даже нескольких дней. В отличие от этого, мессенджеры предлагают как синхронное, так и асинхронное взаимодействие, что позволяет пользователям общаться в реальном времени или отвечать в удобный для них момент. Это разнообразие форматов общения делает мессенджеры более гибкими и удобными для повседневной коммуникации, в то время как электронная почта остается важным инструментом для официальных и более формальных переписок.

Какое всё это имеет значение для обучения

Онлайн-занятия в синхронном формате напоминают традиционные аудиторные занятия, так как предполагают взаимодействие между преподавателем и учениками в реальном времени. В отличие от этого, асинхронное обучение предлагает совершенно другую концепцию: здесь преподавание и процесс обучения происходят независимо от времени. Студенты могут изучать материал в удобное для них время, что позволяет адаптировать обучение под индивидуальные потребности и график. Асинхронный формат способствует более глубокому усвоению информации и позволяет каждому участнику темпом, который ему комфортен.

В синхронном обучении информация представляется в виде структурированных данных и оформленных идей, которые передаются преподавателем студентам в виде целостного нарратива. Это позволяет учащимся усваивать материал в едином контексте. В отличие от этого, асинхронное обучение предлагает студентам доступ к множеству материалов, что изменяет подход к обучению. Здесь студенты могут изучать контент в соответствии с рекомендациями преподавателя, однако также имеют возможность самостоятельно выбирать последовательность и способ обработки информации. Такая гибкость позволяет учащимся адаптировать обучение под свои индивидуальные потребности и предпочтения, что усиливает их вовлечённость и понимание материала. Асинхронное обучение, таким образом, обеспечивает баланс между структурированным подходом и свободой выбора, что является его значительным преимуществом.

М. А. Манокин, старший преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ, и А. Шенкман, старший преподаватель департамента экономики и финансов НИУ ВШЭ, исследуют синхронные и асинхронные форматы обучения в контексте теории коммуникации. В их работе рассматриваются ключевые аспекты, влияющие на эффективность образовательных процессов в условиях современного информационного общества. Они акцентируют внимание на том, как различные форматы обучения могут адаптироваться под потребности студентов и образовательные цели, а также на роли коммуникации в организации учебного процесса. Это исследование предоставляет полезные insights для преподавателей и образовательных учреждений, стремящихся оптимизировать свои методики обучения.

Преподавание в онлайн-формате имеет свои особенности. В случае синхронного обучения преподаватель и студенты взаимодействуют в реальном времени, что позволяет мгновенно реагировать на вопросы и уточнять непонятные моменты. В асинхронном формате дистанция не только физическая, но и временная. Преподаватель не может контролировать процесс восприятия материала студентами, что затрудняет понимание уровня усвоения информации. Он не знает, какие темы вызывают сложности, а какие воспринимаются легко. Это ограничивает возможность адаптации учебного процесса к потребностям студентов и снижает эффективность обучения.

Преподаватель не может задать студентам неожиданный вопрос во время занятия, что ограничивает возможность спровоцировать дискуссию и проверить, насколько хорошо они усвоили предыдущую тему и поняли её связь с новой. Он не видит, как студенты выполняют практическое задание и не может в реальном времени корректировать их действия при необходимости. Кроме того, преподавателю недоступна информация о том, все ли студенты просмотрели лекцию, а также о том, кто из них проявляет наибольшие успехи, а кому требуется дополнительная поддержка.

Фото: Ann in the uk / Shutterstock

В конечном итоге вся информация становится доступной, однако в отличие от асинхронного формата, это происходит не сразу, а с определённой задержкой. Анализируются вопросы студентов, поступающие через различные каналы связи, выявляются наиболее типичные из них, а также рассматриваются выполненные задания с ошибками. Кроме того, LMS-система предоставляет отчёты о просмотрах лекций и результатах тестов, что позволяет получить полное представление о процессе обучения.

У студентов в асинхронном обучении отсутствуют привычные возможности, которые предлагает синхронный формат. Невозможность задать вопросы преподавателю или более внимательному сокурснику во время лекции часто приводит к необходимости самостоятельного поиска информации или ожидания ответа от преподавателя. К этому моменту интерес к теме может угаснуть. Также отсутствие возможности получить помощь в процессе выполнения практического задания вызывает раздражение и демотивацию. В результате студенты могут бросить задание, что негативно сказывается на их обучении. Фразы вроде «У меня не получается», «Это не для меня» или «Мне это не по силам» становятся распространёнными, и учебный процесс теряет свою эффективность.

Для методистов и педагогических дизайнеров это означает необходимость поиска инструментов и подходов, которые помогут компенсировать недостатки асинхронного формата обучения. Важно внедрить эффективные инструменты контроля, такие как детальный сбор и анализ цифровых данных в системах управления обучением (LMS), известный как цифровые следы. Также необходимо разработать новые методы проверки знаний и организовать кураторскую поддержку для студентов, что способствует повышению их вовлеченности и успеваемости. Эти меры помогут создать более эффективную образовательную среду и улучшить качество обучения в асинхронном формате.

Читать также:

Асинхронное обучение становится все более популярным, однако многие студенты сталкиваются с проблемами, которые могут привести к его прекращению. Рассмотрим 8 неочевидных причин, по которым студенты могут отказаться от асинхронного обучения.

Одной из главных причин является недостаток самодисциплины. В отличие от традиционных форм обучения, асинхронное обучение требует от студентов высокой степени самоорганизации и способности планировать свое время. Если у студента нет четкой структуры, он может легко потерять интерес и мотивацию.

Также стоит отметить отсутствие личного общения. Многие студенты ценят взаимодействие с преподавателями и сокурсниками, которое сложно достичь в асинхронном формате. Отсутствие живого общения может вызывать чувство изоляции и уменьшать вовлеченность в процесс обучения.

Недостаток обратной связи также является важным фактором. В асинхронном обучении студенты могут не получать своевременные комментарии и оценки от преподавателей, что может привести к недопониманию и неуверенности в своих знаниях.

Технические проблемы могут сыграть значительную роль в отказе от асинхронного обучения. Студенты могут сталкиваться с трудностями при доступе к образовательным платформам или необходимым материалам, что негативно сказывается на их учебном процессе.

Некоторые студенты могут также испытывать сложности с адаптацией к новому формату. Изменение привычного подхода к обучению может вызвать стресс и неуверенность, что приводит к отказу от асинхронного обучения.

Еще одной причиной является недостаток мотивации. Без четких целей и внешнего контроля студенты могут терять интерес к учебе и откладывать выполнение заданий, что в конечном итоге может привести к прекращению обучения.

К тому же, не все студенты могут найти подходящие ресурсы для самостоятельного изучения. Нехватка качественных учебных материалов и поддерживающих ресурсов может снизить эффективность асинхронного обучения.

Наконец, переизбыток информации может стать барьером на пути к успешному обучению. Студенты могут чувствовать себя перегруженными большим количеством материалов и задач, что приводит к снижению мотивации и отказу от обучения.

Таким образом, для успешного асинхронного обучения важно учитывать эти неочевидные причины и находить пути их преодоления, чтобы поддерживать студентов и повышать их вовлеченность в образовательный процесс.

Плюсы и минусы синхронного и асинхронного форматов

Синхронная коммуникация обладает явным преимуществом — это высокая скорость взаимодействия и мгновенная обратная связь. Однако её недостаток заключается в зависимости от расписания. В таком формате преподаватель и группа, или преподаватель и студент на индивидуальных занятиях, должны встречаться в определённые дни и часы. Это может быть неудобно для тех, кто стремится гибко планировать своё время. В связи с этим асинхронный формат онлайн-курсов стал очень популярным, так как он предоставляет возможность учиться людям, у которых ранее не было достаточно времени для занятий. Асинхронные курсы позволяют учащимся самостоятельно выбирать время и темп обучения, что делает их более доступными и удобными для широкой аудитории.

Асинхронный формат обучения предлагает не только гибкость, но и возможность учиться в собственном темпе. Студенты могут в любой момент вернуться к сложным моментам лекции, переслушать их, поставить на паузу и дополнительно изучить материалы из учебника или других источников. Легкие для восприятия темы также можно просмотреть быстрее, что позволяет сэкономить время и сосредоточиться на более сложных аспектах. Такой подход способствует более глубокому пониманию материала и улучшает качество обучения.

Основным недостатком асинхронного формата обучения является низкий уровень вовлечённости студентов. На онлайн-курсах, как бесплатных, так и платных, значительная доля учащихся не завершает обучение. Исследования показывают, что успешнее всего асинхронное обучение проходит для людей с высокой самоорганизацией и целеустремлённостью. Однако не все обладают этими качествами, и многим трудно самостоятельно организовать своё обучение без внешнего контроля и стимула, такого как давление со стороны преподавателя. Асинхронное обучение требует от студентов высокой мотивации и дисциплины, что может стать серьёзным препятствием для многих.

Вовлечённость студентов в процесс обучения, как указывают М. А. Манокин и Е. А. Шенкман в своей статье, зависит от множества факторов. Ключевыми из них являются взаимосвязь между слушателями курса и их ощущение принадлежности к сообществу, а также уровень коммуникационной дистанции между преподавателем и учащимися. Чувство принадлежности к студенческой группе является важным мотивационным фактором для многих студентов. В условиях синхронного онлайн-обучения это ощущение может быть менее выраженным по сравнению с традиционным офлайн-обучением, а в асинхронном формате оно зачастую отсутствует, поскольку студенты обучаются в изоляции, без взаимодействия друг с другом. Улучшение коммуникации и создание условий для формирования сообщества могут значительно повысить уровень вовлечённости студентов в учебный процесс.

Переделанный текст:

Изучайте нашу подборку материалов, которые помогут вам углубить знания по теме. Мы предлагаем полезные статьи и ресурсы, которые позволят вам оставаться в курсе последних тенденций и разработок. Не упустите возможность расширить свои горизонты и узнать больше о важных аспектах, связанных с данной темой.

Асинхронное обучение предлагает множество преимуществ, которые делают его привлекательным выбором для студентов и образовательных учреждений. Во-первых, оно обеспечивает гибкость в графике, позволяя ученикам учиться в удобное для них время и темпе. Это особенно важно для работающих людей и тех, кто совмещает учебу с другими обязанностями.

Во-вторых, асинхронное обучение способствует индивидуализации процесса. Студенты могут сосредоточиться на тех темах, которые им интересны или требуют большего внимания, что повышает эффективность усвоения материала.

Третьим преимуществом является доступ к разнообразным образовательным ресурсам. Онлайн-платформы предлагают широкий спектр материалов, от видеоуроков до интерактивных тестов, что позволяет студентам углублять свои знания по различным направлениям.

Четвертым плюсом является возможность более глубокого анализа и рефлексии. Асинхронное обучение дает студентам время обдумать материал, прежде чем задавать вопросы или участвовать в обсуждениях, что способствует лучшему пониманию.

Наконец, асинхронное обучение способствует развитию самостоятельности и ответственности у студентов. Они учатся планировать свое время, организовывать учебный процесс и ставить перед собой цели. Эти навыки станут полезными не только в учебе, но и в профессиональной жизни.

Таким образом, асинхронное обучение представляет собой эффективный и удобный способ получения образования, который отвечает современным требованиям.

Интересный факт: исследование, проведенное в период пандемии, выявило, что преподаватели университета считают, что уровень обратной связи, предоставляемой студентам в асинхронном формате, аналогичен тому, что они предлагают в синхронном обучении. Однако студенты ощущают дефицит этой обратной связи. Это расхождение в восприятии подчеркивает важность эффективной коммуникации в образовательном процессе и необходимость адаптации методов обучения для удовлетворения потребностей студентов.

В асинхронном обучении помимо специализированных инструментов контроля необходимы также эффективные средства вовлечения студентов в учебный процесс. Ключевую роль в асинхронных курсах играет куратор, который поддерживает мотивацию учащихся, помогает им оставаться на курсе и организует взаимодействие между студентами и преподавателями. Для повышения уровня вовлеченности организаторы асинхронных курсов все чаще внедряют синхронные активности, что способствует более активному участию студентов в образовательном процессе.

С учетом всех преимуществ и недостатков синхронного и асинхронного форматов, исследования пока не предоставили однозначных доказательств о явном превосходстве одного из них. На сегодняшний день оптимальным решением считается использование смешанного формата, который объединяет элементы обоих подходов. Это позволяет максимально эффективно задействовать ресурсы и удовлетворить разнообразные потребности участников. Смешанный формат обучения или работы обеспечивает гибкость, позволяя адаптироваться к различным условиям и предпочтениям, что делает его наиболее привлекательным выбором в современных условиях.

Читайте также:

  • Синхрон или асинхрон? Какой формат выбрать для своего курса
  • Как организовать нетворкинг на онлайн-курсе
  • Как создать качественный онлайн-курс: 6 условий
  • Как создавать контент для дистанционного корпоративного обучения

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее