Существует ли цифровая дидактика: мнения экспертов / Skillbox Media
Рассказываем, к чему пришли эксперты педагогики, обсуждая цифровую дидактику.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеЦифровые технологии кардинально трансформировали подходы к обучению. Для того чтобы освоить школьную программу или изучить новую профессию, теперь не требуется физическое присутствие в учебном заведении. Учитель и ученик могут взаимодействовать исключительно в онлайн-формате, что открывает новые горизонты для образовательного процесса. Такие изменения делают обучение более доступным и удобным, позволяя каждому учиться в своем темпе и в комфортных условиях.
Цифровизация кардинально меняет подходы к обучению. Это приводит к трансформации традиционной дидактики и внедрению цифровых методов. Однако вопрос заключается в том, изменились ли основные принципы обучения или лишь отдельные методы. Важно понимать, что хотя традиционные подходы сохраняют свою значимость, цифровизация открывает новые возможности, позволяя адаптировать процесс обучения к потребностям современного общества. Технологии делают обучение более интерактивным, доступным и персонализированным, что способствует более эффективному усвоению знаний. Однако суть образовательного процесса, основанная на взаимодействии между преподавателем и учащимся, остаётся актуальной.
На четвёртой международной конференции «Современная цифровая дидактика — 2022», проведённой в Московском городском педагогическом университете, участники активно обсуждали ключевые аспекты современных подходов в области цифрового обучения. В данной статье представлены основные мнения экспертов, высказанные на пленарных заседаниях конференции. Записи выступлений доступны на канале МГПУ, что предоставляет возможность ознакомиться с их идеями и рекомендациями по внедрению цифровых технологий в образовательный процесс.
Как и почему пошатнулись принципы дидактики
На открывающей дискуссии «Цифровая дидактика: реальность или хайп?» участники единодушно отметили, что технологии оказывают значительное влияние на дидактику. Современные цифровые инструменты и методы обучения трансформируют подходы к преподаванию и обучению, предлагая новые возможности для взаимодействия между преподавателями и учащимися. Участники обсуждали, как цифровизация образования способствует улучшению учебных результатов и повышению вовлеченности студентов.
Ректор МГПУ Игорь Реморенко подчеркивает, что даже классические принципы педагогики, предложенные Яном Амосом Коменским в его произведении «Великая дидактика» XVII века, начинают терять свою актуальность. Одним из таких принципов является принцип наглядности, который утверждает, что учащиеся должны иметь возможность непосредственно видеть, слышать и осязать изучаемый материал. Однако возникает вопрос: как применять этот принцип в условиях виртуальных миров, которые стали неотъемлемой частью жизни современного человека? Следует ли рассматривать виртуальные миры как отражение реального мира или как самостоятельные пространства для изучения? Эти вопросы требуют тщательного анализа и переосмысления подходов к обучению в современном образовательном контексте.
Современные реалии образования делают сложным соблюдение принципов систематичности и последовательности, отмечает ректор. Ранее учитель контролировал иерархию тем в учебной программе, однако сегодня знания все чаще представляют собой сеть модулей, что позволяет изучать одну и ту же область с разных ракурсов. Это особенно актуально для междисциплинарных образовательных программ в вузах, где целостная система знаний по одинаковым темам формируется по-разному в зависимости от выбранного профиля. Таким образом, важно адаптировать подходы к обучению, чтобы обеспечить студентам глубокое понимание и возможность интеграции знаний из различных областей.
Большинство участников поддержали мнение Игоря Реморенко о том, что в настоящее время формируется новая дидактика. Однако на данный момент она еще не получила четкого описания и не появилось аналога «нового Коменского».
Если вы хотите получить дополнительные рекомендации или советы, ознакомьтесь с нашими статьями. Мы предлагаем полезные материалы, которые помогут вам глубже понять интересующие вас темы. Наш контент создан для того, чтобы удовлетворить ваши информационные потребности и предложить актуальные решения. Мы стремимся предоставить качественные и ценные ресурсы для наших читателей.
Объявлено о формировании консорциума «Цифровая дидактика», который объединит усилия экспертов в области цифрового образования и технологий. Цель консорциума — разработка и внедрение современных методик и инструментов для улучшения качества обучения с использованием цифровых ресурсов. Участники проекта будут работать над созданием инновационных образовательных решений, способствующих более эффективному усвоению знаний и навыков. Консорциум «Цифровая дидактика» станет важным шагом к трансформации образовательного процесса и подготовке специалистов, готовых к вызовам цифровой эпохи.
«Понятие „цифровая дидактика“ устареет, не родившись»
Вопрос первой дискуссии был сформулирован так: «Цифровая дидактика — это реальность или хайп?» Генеральный директор и основатель Maximum Education Михаил Мягков дал однозначный ответ: «Хайп». Он считает, что хотя цифровые технологии предоставляют учителям новые инструменты, они не вносят принципиальных изменений в сам процесс обучения.
Заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Наталья Киселёва высказала свою скептическую позицию.
Скорость развития технологий и стремительные изменения в окружающем мире могут вызвать опасения о том, что понятие «цифровая дидактика» может устареть еще до своего полного формирования. Однако именно динамика технологических процессов открывает новые горизонты для образовательных методик. Цифровая дидактика, как подход, интегрирующий современные технологии в образовательный процесс, становится важным инструментом для адаптации к быстро меняющимся условиям. Она может не только сохранить актуальность, но и эволюционировать, отражая современные потребности обучающихся и преподавателей. Таким образом, важно активно исследовать и развивать цифровую дидактику, чтобы она могла эффективно реагировать на вызовы времени.
Она считает разделение дидактики и методик преподавания на цифровые и «нецифровые» искусственным и ненужным. Появление цифровых образовательных технологий действительно ставит перед педагогами множество новых вопросов. Однако ответы на них необходимо искать не в самих технологиях, а, как и прежде, в осмыслении роли учителя в образовательном процессе. Важно понимать, что технологии — это всего лишь инструменты, и их эффективность зависит от того, как они используются в обучении. Учитель остается ключевым элементом в формировании образовательной среды, а его методики должны адаптироваться к современным требованиям, сохраняя при этом основные принципы педагогического взаимодействия.
Наталья Киселёва акцентировала внимание на важности переосмысления дидактики с её основополагающих позиций и задач. Важно определить, чему именно следует учить и каким образом это делать. Необходимо поддерживать учителей в выборе эффективных методов и приёмов, которые способствуют более целенаправленному и качественному обучению каждого ребенка.
Выбор методов обучения возможен только при условии, что учитель осознает, как современные технологии могут обогатить образовательный процесс. Спикер подчеркивает важность изучения методик преподавания с использованием различных инструментов в педагогических вузах. Это необходимо для того, чтобы выпускники могли четко понимать, кому из учеников и в каких случаях рекомендовать видеоуроки, когда целесообразно использовать презентации, а также какие моменты требуют применения виртуальных лабораторий. В некоторых случаях классические методы, такие как использование мела и доски, могут оказаться более эффективными.
Наталья Киселёва подчеркивает, что осмысление текущих событий в образовательной системе может привести к переосмыслению дидактических подходов. Ранее учащиеся должны были запоминать математические формулы, чтобы не тратить время на поиск нужной информации при решении задач. В результате кабинеты математики были заполнены плакатами с формулами и таблицами. Однако в современном мире доступ к информации стал мгновенным, и найти нужную формулу или выполнить возведение числа в степень можно за считанные секунды. Это ставит вопрос о необходимости изменения акцента в обучении: вместо заучивания следует учить, как находить надежные источники информации и эффективно использовать их. Границы между цифровыми и традиционными методами обучения стираются, и современная дидактика должна расширять свои рамки, выходя за пределы лишь цифровых инструментов.
«Без владения цифрой мы теряем понимание друг друга»
На завершающей дискуссии конференции «Цифровая дидактика: фронтиры исследований» внимание участников было сосредоточено на применении цифровых технологий не только в образовательном процессе, но и для укрепления связи между поколениями. Ведущим обсуждения стал заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова и академик РАО Александр Асмолов. Он подчеркнул важность цифровых платформ в создании межпоколенческого диалога и обмена знаниями, что способствует более глубокому пониманию и интеграции различных культурных и образовательных традиций. Участники обсудили, как современные технологии могут служить инструментом для развития социальных связей, передачи опыта и формирования единого образовательного пространства, где каждый сможет внести свой вклад.
Школа представляет собой пространство, где происходит обмен знаниями и опытом между поколениями. Важно, чтобы родители обладали цифровыми навыками и понимали основы цифровой дидактики. Если этого не произойдёт, они могут утратить интерес своих детей, что приведет к значительным коммуникационным разрывам. Без навыков работы с цифровыми технологиями мы рискуем потерять взаимопонимание и связь с молодым поколением. Поэтому родителям следует активно развивать свои знания и умения в этой области, чтобы оставаться интересными и значимыми для своих детей.
На конференции наиболее активную поддержку этой позиции выразили руководители EdTech-компаний. Директор по производству и методической части «ИнтернетУрока» Юрий Гребенюк отметил, что цифровизация требует адаптации не только от учителей, но и от родителей. Будущим педагогам в педагогических вузах необходимы курсы, которые обучат методике преподавания с использованием цифровых инструментов. Родителям, в свою очередь, нужна поддержка в выборе действительно полезных детских приложений и онлайн-игр. Эта потребность осознается не всеми семьями, однако с каждым годом она становится все более актуальной, поскольку современные дети сталкиваются с цифровыми технологиями уже в раннем возрасте.
Читайте также информацию о преимуществах чтения. Чтение книг развивает мышление, расширяет словарный запас и улучшает концентрацию. Оно помогает погрузиться в новые миры, знакомит с различными культурами и идеями. Чтение также способствует улучшению памяти и аналитических навыков. Не забывайте, что регулярное чтение положительно влияет на эмоциональное состояние, снижая уровень стресса и повышая общее качество жизни.
Родители отмечают, что детям недостает обучающих и развлекательных фильмов и мультфильмов. В современном медиапейзаже важно предоставить детям качественный контент, который не только развлекает, но и обучает. Образовательные мультфильмы и фильмы могут стать отличным инструментом для развития навыков, расширения кругозора и формирования интереса к учебе. Родители все чаще ищут такие произведения, которые смогут одновременно развлекать и обучать их детей, что подчеркивает важность создания и распространения качественного обучающего контента для детей.
На заключительной дискуссии директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов Высшей школы экономики, Иван Груздев, отметил, что преподаватели в вузах активно внедряют цифровые методики. Это делается для того, чтобы соответствовать актуальным образовательным трендам и оставаться на одной волне со студентами. Использование современных технологий в обучении способствует более эффективному усвоению материала и созданию интерактивной образовательной среды. Внедрение цифровых инструментов помогает преподавателям лучше взаимодействовать со студентами и адаптировать учебный процесс к их потребностям.
Цифровизация в образовательной сфере, по словам Груздева, развивается снизу, основываясь на реальных потребностях преподавателей, а не на административных указаниях. В условиях пандемии это проявилось в изменении стратегий обучения. Преподаватели заметили, что занятия продолжительностью 80-90 минут в формате Zoom оказываются неэффективными, поэтому начали дробить уроки на короткие отрезки, а также внедрять различные форматы, такие как короткие видеоролики, для повышения вовлеченности студентов. Вне дистанционного обучения они также активно используют мемы, связанные с их курсами, и поддерживают связь с учебными группами через мессенджеры, что способствует созданию более динамичной и интерактивной образовательной среды.
Польза цифровых технологий в общении не означает, что они могут полностью заменить традиционные методы, отметил Асмолов. Он подчеркнул, что превращение цифровых технологий в идола ведет к потере ценности традиционных подходов. Будущее образования заключается в синергии цифровой и традиционной дидактики, где цифровые инструменты будут служить важным средством развития личности. Для достижения этой цели необходимо подготовить учителей, способных эффективно использовать цифровые ресурсы, не придавая им чрезмерного значения.
Что задерживает цифровизацию
В ходе утренней и заключительной дискуссий конференции было обсуждено множество факторов, ограничивающих развитие цифровой дидактики. Участники акцентировали внимание на важности устранения барьеров, которые мешают эффективному внедрению цифровых технологий в образовательный процесс. Обсуждались проблемы недостатка технической инфраструктуры, нехватки подготовки преподавателей и ограниченного доступа к ресурсам. Эти аспекты требуют внимания для успешного развития и интеграции цифровых методов обучения.
Иван Груздев выделил проблему различия в подходах к цифровизации в образовательных учреждениях. Цифровизация, инициированная снизу, ориентированная на потребности преподавателей, способствует разработке новых стратегий обучения. В то же время для администраций вузов цифровизация зачастую сводится к внедрению конкретных систем управления обучением (LMS). Однако преподаватели в условиях такой обязательной цифровизации часто не ощущают ее реальной пользы для своей работы и образовательного процесса. Это подчеркивает необходимость более сбалансированного и взаимовыгодного подхода к цифровизации, который учитывает интересы как преподавателей, так и администраций.
Одной из ключевых проблем в сфере образования является игнорирование реального уровня доступности технологий и цифровой грамотности как преподавателей, так и студентов. Это часто происходит из-за чрезмерного увлечения цифровизацией. На самом деле, проблема заключается не только в нежелании преподавателей осваивать новые технологии, но и в сложностях, с которыми сталкиваются студенты. У многих отсутствуют необходимые условия для дистанционного обучения с использованием цифровых технологий, а также недостаточно развиты навыки саморегуляции, что затрудняет организацию учебного процесса вне стен университета.
Узнайте больше:
«Яндекс» опубликовал обширный отчёт, посвящённый проблемам в сфере образования и возможным путям их решения. В документе рассматриваются ключевые вызовы, с которыми сталкиваются учебные заведения и студенты, а также предлагаются инновационные подходы для улучшения образовательного процесса. Отчёт акцентирует внимание на важности интеграции технологий в обучение и повышении качества образовательных программ.
Существует и противоположная точка зрения: некоторые преподаватели в высших учебных заведениях по-прежнему рассматривают цифровые технологии как угрозу. Если бы у них была возможность, они бы запретили студентам использование даже смартфонов. Эта крайняя позиция игнорирует потенциал современных технологий в образовательном процессе и их способность обогатить учебный опыт студентов. Важно находить баланс между традиционными методами обучения и внедрением цифровых инструментов, которые могут способствовать более глубокому пониманию материала и развитию необходимых навыков.
Иван Груздев считает, что решение противоречий заключается в поддержке инициатив, исходящих от基层. Это подход позволяет учитывать мнение и потребности сообщества, создавая устойчивые решения и способствуя развитию. Поддержка инициатив снизу помогает формировать более эффективные и адаптивные стратегии, которые могут привести к гармоничному взаимодействию между различными группами. Эта модель может стать основой для достижения долгосрочных целей и улучшения качества жизни в обществе.
Ключевой вызов заключается в управлении. Важно разработать институты и систему стимулов, которые помогут людям осознать значимость цифровизации. Необходимо создать условия, при которых каждый сотрудник сможет увидеть преимущества внедрения цифровых технологий в свою работу. Это позволит повысить эффективность процессов и улучшить результаты.
Ректор МГПУ Игорь Реморенко подчеркивает, что действующие нормативные требования к системе образования в настоящее время сдерживают прогресс в области новой дидактики. Эти ограничения мешают внедрению современных методов обучения и адаптации образовательных процессов к потребностям студентов. Важно пересмотреть существующие нормы, чтобы обеспечить гибкость и инновации в образовательной среде, что позволит более эффективно развивать учебные программы и подходы к обучению.
Обсуждения о свободном конструировании образовательных программ вызывают много вопросов в контексте существующих институциональных традиций. Важно понимать, как эти новые подходы соотносятся с уже внедренными едиными программами и традиционными экзаменами, имеющими высокие ставки. Адаптация образовательных программ к современным требованиям требует тщательного анализа и согласования с традициями, которые уже устоялись в системе образования.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в России — это ключевое испытание, от которого зависит переход учащихся на следующий уровень образования. Ректор МГПУ подчеркивает, что современная школьная система вынуждена адаптироваться к требованиям ЕГЭ. В идеале образовательный процесс должен быть направлен на развитие навыков школьников и включение разнообразных программ из лучших источников. Однако за несколько месяцев до экзамена акцент смещается на интенсивную подготовку, что приводит к тому, что все ранее накопленные знания и умения отходят на второй план, уступая место исключительно тренировкам перед экзаменом.
Можно ли реализовать альтернативные подходы к оценке знаний? На сегодняшний день «золотого ключика» для оценки учеников не существует ни в одной стране мира. Несмотря на появление новых методов оценки, они пока не дошли до экзаменов с высокими ставками. Это означает, что проверка освоения школьной программы всё ещё осуществляется традиционными способами. Игорь Реморенко подчеркивает, что это представляет собой серьезный вызов для системы образования, поскольку идеи и ценности, которые педагоги стремятся внедрить в учебные программы, не соответствуют действующим институциональным нормам.
Проблемы образования не ограничиваются лишь количественными показателями. Существует множество системных аспектов, требующих внимания и решения. Качество образования, доступ к ресурсам, подготовка преподавателей и адаптация учебных программ к современным требованиям — все это ключевые элементы, которые влияют на образовательный процесс и его эффективность. Необходимо комплексное решение этих вопросов для достижения значимых изменений в системе образования.
Смотрите также:
- Что такое цифровизация образования и зачем она нужна
- Как опыт онлайн-обучения изменил привычные офлайн-занятия
- Как дистант повлиял на качество образования в вузах
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее