Учебный контракт для мотивации студента: что это такое и как его используют / Skillbox Media
Нет, это не договор о платном обучении, и он вообще не про деньги.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеВ ряде стран активно используются учебные контракты (learning contracts), что представляет собой соглашение между преподавателем и студентами. В этом документе участники образовательного процесса обязуются соблюдать определенные правила и принимают условия организации обучения. Предполагается, что учебные контракты помогают избежать конфликтов и стимулируют студентов к более самостоятельному обучению. Однако действительно ли они так эффективны?
В данной статье мы подробно рассмотрим тему, которая представляет интерес для многих читателей. Мы проанализируем ключевые аспекты, связанные с предметом обсуждения, и предоставим полезную информацию, которая поможет вам лучше понять эту тему. Важные моменты будут выделены, чтобы облегчить восприятие, а также мы предложим рекомендации и советы, которые помогут вам в дальнейшем. Оставайтесь с нами, чтобы углубиться в детали и получить максимум полезной информации.
- откуда взялись учебные контракты и как они связаны с андрагогикой;
- как сформулировать учебный контракт и кто его составляет;
- связаны ли учебные контракты и контрактное оценивание;
- какие преимущества и недостатки у учебных контрактов;
- как одних они приводят к разочарованию, а других — к успеху.
Как появились учебные контракты
Учебные контракты начали формироваться в США в 1970-х годах как результат развития концепций персонализированного обучения, обучения на протяжении всей жизни и андрагогики, науки о процессе обучения взрослых. Внедрение и разработка учебных контрактов были обобщены известным американским педагогом Малькольмом Ноулзом в 1980-х годах. В своей книге «Использование учебных контрактов» Ноулз отметил, что идея контрактов уже витала в воздухе, и он не может с уверенностью сказать, что является единственным автором этого подхода. Учебные контракты предоставляют возможность индивидуализировать образовательный процесс, что делает их важным инструментом в современном обучении.
Контракт, как объяснял Ноулз, учитывает и удовлетворяет потребности в обучении взрослых. Он направлен на создание условий, способствующих эффективному обучению, и обеспечивает соответствие ожиданиям обучающихся. Такой подход позволяет учитывать разнообразие опыта и знаний взрослых, что делает процесс обучения более персонализированным и значимым. Важно, чтобы контракт включал элементы, способствующие активному участию взрослых в обучении, что, в свою очередь, повышает его эффективность и результативность.
- Потребность в знаниях. Человек должен понимать, зачем именно учится, какие преимущества он получит от учёбы. Подготовка учебного контракта становится своеобразным вызовом, который стимулирует человека подумать об этом.
- Потребность в самостоятельности. Взрослые, считает Ноулз, нуждаются в самостоятельности, в том числе в обучении. Работа над контрактом помогает людям «присвоить» себе это обучение: вместе с преподавателями и наставниками определить, чему и как именно учиться, в какой последовательности это делать и с какими результатами.
- Потребность в персонализации. Все люди учатся по-разному, и учебный контракт даёт возможность сделать обучение более гибким и персонализированным.
- Потребность в готовности учиться. Взрослые учатся, когда им нужно достигнуть определённой цели, причём потребности редко возникают одновременно. Контракт помогает синхронизировать потребность и время учёбы.
- Потребность в организации обучения вокруг жизненных задач. Обучение взрослых обычно сконцентрировано не вокруг темы курса, а вокруг проблем и задач, с которыми они постоянно сталкиваются. Контракты позволяют устанавливать учебные цели, в зависимости от потребностей конкретного человека.
- Потребность во внутренней мотивации. В отличие от детей, взрослые в меньшей степени подвержены внешней мотивации, им, скорее, требуется развивать внутреннюю — и учебные контракты подталкивают их к этому.
Ноулз отмечает, что метод контрактов не всегда является эффективным инструментом.
Контракты могут оказать значительное влияние на корпоративное обучение, высшее и школьное образование, особенно в специфических условиях, таких как заочное, асинхронное или междисциплинарное обучение. Однако в ситуациях, когда необходимо развить конкретные физические навыки, например, при работе с техникой, или когда речь идет об обучении предмету, который вызывает трудности у обучаемого, использование контрактов может быть менее эффективным.
Причина заключается в том, что для освоения конкретного навыка, такого как работа на станке или использование скальпеля, человеку необходимо сосредоточиться на выполнении определенных действий. Рефлексия в данном случае не принесет ожидаемого результата. Если ученики не знакомы с предметом, они не смогут правильно определить свои учебные потребности, установить цели и составить детальный план обучения. Это подчеркивает важность практического обучения и предварительного введения в тему, что позволит учащимся более эффективно осваивать новые навыки.
В версии Ноулза учащийся самостоятельно формирует контракт, фактически заключая соглашение с самим собой. Преподаватель, наставник или инструктор выступает в роли консультанта, предоставляя рекомендации и проверяя содержание заключенного контракта. Такой подход способствует развитию ответственности и самостоятельности у учащихся, а также позволяет им более осознанно подходить к процессу обучения и личностному росту.
Читайте также:
Андрагогика: особенности обучения взрослых по сравнению с детьми
Андрагогика – это наука, исследующая методы и принципы обучения взрослых. В отличие от педагогики, которая сосредоточена на обучении детей, андрагогика учитывает уникальные характеристики и потребности взрослой аудитории. Взрослые обучаются иначе, так как у них есть опыт, мотивация и цели, отличные от детей.
Первое отличие заключается в том, что взрослые зачастую уже имеют базу знаний и жизненный опыт, который они могут применять в процессе обучения. Это позволяет создавать более глубокие связи между новым материалом и уже усвоенными концепциями. Взрослые студенты стремятся к практическому применению знаний и часто выбирают обучение, которое соответствует их профессиональным или личным целям.
Кроме того, взрослые обучаются более эффективно в условиях, которые способствуют саморегуляции и активному участию. Это может включать групповую работу, дискуссии и решение реальных проблем. Взрослые предпочитают учиться через опыт и практику, что делает обучение более значимым и релевантным.
Также стоит отметить, что мотивация взрослых к обучению часто связана с личными интересами и карьерными целями. Это означает, что программы обучения должны быть адаптированы к их потребностям и ожиданиям. Взрослые обучающиеся ценят возможность выбирать и контролировать свой учебный процесс.
Таким образом, андрагогика подчеркивает важность индивидуализированного подхода к обучению взрослых. Понимание этих аспектов позволяет создавать более эффективные образовательные программы, которые способствуют качественному обучению и развитию навыков у взрослых.
Какие бывают контракты и как они формируются
В своей книге Ноулз описывает типологию контрактов, разработанную одним из американских университетов. Эта типология позволяет классифицировать контракты по различным критериям, что помогает лучше понять их структуру и назначение. Классификация контрактов может быть полезна как для студентов, изучающих право, так и для практикующих юристов, стремящихся к более глубокому пониманию особенностей контрактного регулирования. Различные типы контрактов имеют свои характеристики и условия, что делает их важным инструментом в сфере бизнеса и права.
- Обзорный контракт (Survey contract) — для изучения содержания разных областей знания.
- Методологический контракт (Methodological contract) — для исследования методов и способов мышления, характерных для одной или нескольких дисциплин.
- Тематический контракт (Thematic contract) — для исследования различных тематических дисциплин.
- Исследовательский контракт (Research contract) — для углублённого изучения проблемы, требующего обширной работы в лаборатории либо в «полевых» условиях.
- Контракт по навыкам (Skill contract) — для приобретения навыков в таких областях, как искусство или иностранные языки.
- Применяемый контракт (Applied contract) — для интеграции аудиторного и полевого опыта или теории и практики.
- «Заочный» контракт (Off-campus study contract) — для обучения в другом колледже или университете, проведения исследования в специализированных институтах, для стажировки или проведения «полевого» проекта.
Ноулз, в одном из своих примеров, предлагает пошаговую инструкцию по подготовке контракта. Он обращается к тем, кто обучается, и предоставляет полезные рекомендации для создания эффективных юридических документов. Эта инструкция включает ключевые этапы, которые помогут избежать распространенных ошибок и обеспечить правильное оформление контракта. Правильная подготовка контракта — важный шаг в любой деловой практике, так как она определяет условия сотрудничества и защищает интересы сторон. Используя советы Ноулза, обучающиеся смогут значительно улучшить свои навыки в области составления контрактов.
- Определить свою учебную потребность — то есть проанализировать, какие навыки и знания нужны для достижения целей и где есть пробелы. Чтобы точнее определить эти пробелы, учёный предлагал самостоятельно расписать модель компетенций.
- Сформулировать учебные результаты — то есть определить, что именно нужно знать и уметь делать в результате обучения. Этот пункт учитывает именно результаты, а не процесс обучения. Причём прописать эти результаты нужно в ясных, понятных формулировках.
- Подобрать стратегии и ресурсы — это всё, что поможет освоить нужный результат. Ресурсы необходимо соединить с результатами. Например, человек хочет повысить свою производительность, то есть выполнять ежедневно на 20% больше работы. Тогда ресурсы и стратегии будут включать поиск и изучение литературы по управлению своим временем, сбор советов от успешных коллег и руководителей, выбор лучших техник тайм-менеджмента, подготовку и реализацию собственного плана на неделю.
- Формирование свидетельств — за этой формулировкой скрываются свидетельства того, что учащийся находится в процессе освоения целей. Ноулз приводит несколько примеров: для навыков таким свидетельством может быть их реальная или тестовая демонстрация, которую оценят наблюдатели, а для знаний — способность их продемонстрировать в письменном или устном виде (например, в эссе или на экзамене).
- Подтверждение свидетельств — то есть критерии оценивания своего прогресса в достижении целей. Так, для области навыков это может быть скорость выполнения, гибкость, креативность, а для области знаний — глубина, ясность и полезность.
- Согласование с консультантом. В примере консультантами могут выступать друзья, коллеги, преподаватели (понятно, что именно в учебной обстановке это скорее преподаватели или наставники). Согласование подразумевает получение обратной связи — понятно ли написан контракт, стоит ли его дополнить.
- Исполнение контракта. Ноулз предостерегает, что у этого этапа есть особенность: в процессе учёбы взгляды на неё могут измениться, и если это произойдёт, то следует изменить и текст контракта.
- Оценка. После выполнения контракта стоит подтвердить, действительно ли человек научился тому, чему собирался. На этом этапе Ноулз рекомендует самый простой шаг: проверить вместе с консультантом заполненную таблицу из пункта 4 и 5.
Не все контракты создаются по указанным шагам, но многие современные преподаватели по-прежнему опираются на рекомендации Ноулза. Эти принципы помогают оптимизировать процесс разработки учебных программ и контрактов, обеспечивая их эффективность и соответствие образовательным стандартам. Учителя, следуя методам Ноулза, могут значительно улучшить качество обучения и взаимодействие с учениками.
Учебный контракт не всегда отражает индивидуальный план студента. В некоторых случаях он представляет собой двусторонний документ — соглашение между преподавателем и учениками о критериях оценивания в рамках курса. На английском языке этот термин обозначается как grading contract, что переводится как оценочный контракт или контракт по оцениванию. Также иногда используется термин learning contract, который служит синонимом. Обычно такие контракты разрабатываются преподавателями, однако их условия часто обсуждаются со студентами для достижения взаимопонимания и согласия.
Перед тем как погрузиться в материал, рекомендуем ознакомиться с дополнительными источниками информации. Это поможет вам глубже понять тему и расширить свои знания. Обратите внимание на связанные статьи, которые могут быть полезны для вашего изучения.
Необычная практика оценки студентов: акцент на усилия, а не на конечный результат
В современном образовательном процессе все чаще встречается подход, при котором студентов оценивают не только по конечным результатам, но и по их усилиям и старания. Эта методика направлена на то, чтобы создать более инклюзивную и поддерживающую атмосферу в учебном процессе. Оценка за старание позволяет студентам чувствовать себя более мотивированными и уверенными в своих силах, даже если они не достигают идеальных результатов. Такой подход может способствовать развитию критического мышления и креативности, а также формированию устойчивой к неудачам личности. Внедрение оценки за старания в учебные программы может привести к более глубокому пониманию материала и долговременному усвоению знаний. Важно, чтобы преподаватели правильно интерпретировали усилия студентов, обеспечивая справедливую и прозрачную систему оценки.
Каковы плюсы и минусы учебных контрактов
Учебные контракты имеют ряд значительных преимуществ, которые подтверждаются как практиками, так и теоретиками. Одним из основных плюсов является персонализация процесса обучения, позволяющая каждому студенту учитывать свои потребности и интересы. Вторым важным аспектом является вовлеченность студентов в учебный процесс. Существует мнение, что чем больше студенты участвуют в планировании своего обучения, тем выше их степень вовлеченности. Однако практика показывает, что это утверждение может вызывать споры. Таким образом, учебные контракты не только способствуют индивидуализации образовательного процесса, но и могут влиять на уровень активности студентов в обучении.
Учебные контракты имеют несколько значительных недостатков. Во-первых, переход к модели, в которой студент или сотрудник самостоятельно определяет, что и как ему учить, может быть сложным для многих. Большинство людей привыкли к традиционной системе, где решения принимает преподаватель. Во-вторых, составление контрактов может стать непростой задачей: цели могут оказаться нечеткими или слишком амбициозными. Кроме того, мотивация студентов может быть недостаточной, что затрудняет достижение поставленных результатов.
Контракты в образовательном процессе предполагают новый подход к преподаванию, где педагог или куратор выступает в роли фасилитатора, а не просто источника знаний. Это изменение требует больше времени для работы со студентами, поскольку персонализация подразумевает необходимость индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Таким образом, контракты способствуют более глубокому взаимодействию между преподавателем и студентом, что может привести к более эффективному усвоению материалов и развитию критического мышления.
Работают ли контракты на практике
Профессор Патрик Уайтхэд делится своими наблюдениями за пятью неделями общения со студентами, в течение которых он узнал больше о их индивидуальных предпочтениях в психологии, чем за последние пять лет. Он отметил, что студенты часто испытывают неуверенность при выводах, принятии решений и выборе, что напрямую влияет на их обучение. Эти аспекты ранее часто оставались на усмотрение преподавателей. Внедрение учебных контрактов стало попыткой изменить эту ситуацию и вовлечь студентов в процесс принятия решений, что, по мнению профессора, критически важно для их развития и успеха в обучении.
Патрик в конечном итоге отказался от этой идеи, осознав, что контракты подойдут только для высокомотивированных студентов. Только треть его учеников проявляла искренний интерес к учебе, в то время как остальные рассматривали её лишь как средство достижения других целей. Большинство студентов искало способы избежать дополнительной нагрузки, что подтверждало необходимость пересмотра подхода к обучению и мотивации.
Существуют также более положительные примеры.
В одном из университетов США студентам, не справившимся с первым экзаменом по инженерии, предложили заключить индивидуальные контракты. Некоторые из них были приглашены на встречу с преподавателем, где обсудили условия персонализированного соглашения. Этот подход направлен на поддержку студентов, предоставляя им возможность улучшить свои знания и навыки, а также повысить шансы на успешное завершение курса. Такие меры могут стать важным шагом в решении проблем академической успеваемости и обеспечении качественного образования в области инженерии.
Данный контракт предусматривал определенную степень автономности, позволяя студенту самостоятельно формулировать цели и устанавливать расписание занятий. Однако он также содержал три обязательных условия.
- обещание сдать все задания и прочесть нужную литературу;
- обещание попросить о помощи в случае необходимости (этот же пункт включал встречи с преподавателем, частоту которых выбирали сами студенты);
- контракт будет расторгнут, когда студент добьётся своей цели на следующем экзамене либо — если он решит, что не хочет его соблюдать, — когда уведомит об этом преподавателя.
В результате проведенного эксперимента наблюдались заметные различия в учебной активности студентов, заключивших контракт. Эти студенты более активно выполняли все задания курса по сравнению с теми, кто не подписывал контракт. Однако стоит отметить, что их уровень чтения материалов курса оказался ниже. Также они уделяли больше времени на выполнение домашних заданий и чаще посещали встречи с преподавателями, что может свидетельствовать о более высоком уровне вовлеченности в учебный процесс.
Одним из самых значительных достижений стали результаты экзаменов. Большинство студентов, обучающихся на контрактной основе, продемонстрировали значительное улучшение своих показателей. В то же время, студенты, которые либо отказались от контракта, либо не получили его, также показали прогресс, однако успех контрактников оказался более выраженным. Это подчеркивает важность контрактного обучения в повышении академических результатов.
Организаторы эксперимента отметили, что нельзя с абсолютной уверенностью утверждать, что контракты стали основным фактором, способствующим улучшению успеваемости студентов. Тем не менее, они согласны с тем, что контракты могли оказать определенное влияние на результаты.
Контракты по системе Ноулза были протестированы в Падуанском университете в Италии на курсе менеджмента в сфере образования. Эксперимент охватил 37 студентов в возрасте от 24 до 54 лет, среди которых преобладали действующие педагоги. Некоторые учащиеся посещали занятия в аудитории, в то время как другие проходили обучение онлайн. Внедрение контрактной системы в вузе было организовано в три этапа.
- Определение пробела в знаниях и навыках. Преподаватели заранее подготовили список образовательных результатов, а студентов попросили оценить свою степень знакомства или овладения соответствующим предметом по шкале от 1 до 4 с помощью онлайн-опроса в LMS.
- Презентация. Тут студентам подробно объяснили, что представляют учебные контракты, зачем они нужны и как с ними работать. В том числе им предложили два онлайн-видео: с объяснениями теории и с практическим примером составления контракта.
- Создание контракта. Студенты самостоятельно заполняли форму, а при необходимости могли обратиться к преподавателю, куратору или сокурсникам (через студенческий форум). Причём контракты публиковались онлайн, и на протяжении курса студенты могли вносить в них исправления.
По завершении курса студенты прошли опрос, в котором поделились своим мнением о системе контрактов. Результаты оказались разнообразными: для некоторых участников контракты стали полезной рефлексивной практикой, позволившей глубже осознать процесс обучения. Однако для других студентов это задание оказалось слишком сложным. Подобные отзывы подчеркивают важность адаптации образовательных методов под индивидуальные потребности учащихся.
15% студентов указали, что им не хватило времени для полноценного изучения контракта в течение курса, а 20% выразили желание иметь больше времени на подготовку данного документа. Эти данные подчеркивают важность времени, выделяемого на работу с контрактами, что может повлиять на качество обучения и понимание студентами условий.
Оптимизация времени на подготовку документов может значительно улучшить учебный процесс и повысить уровень удовлетворенности студентов.
Контракты студентов претерпевают постоянные изменения. Исследования показали, что в среднем за три месяца каждый студент вносит около 213 правок в свой контракт. Это свидетельствует о высокой динамике учебного процесса и необходимости адаптации условий обучения к индивидуальным потребностям студентов. Регулярные изменения контрактов могут влиять на эффективность образовательного процесса и требуют от студентов внимательности и ответственности при их оформлении.
Хотя контракты оказались не для всех, большинство студентов отнеслись к ним с ответственностью и серьезностью. Это дало возможность взглянуть на собственное обучение с новой перспективы. Студенты стали более осознанно подходить к процессу обучения и вникать в суть изучаемых предметов, что положительно сказалось на их академических результатах.
В некоторых случаях контракты значительно упрощаются и содержат лишь несколько стандартных пунктов, которые могут быть составлены преподавателем. Например, лектор Лондонского университета королевы Марии Равшанбек Отоджанов предложил своим студентам подписать заранее подготовленный документ. Такой подход позволяет упростить процесс заключения договора и сделать его более доступным для студентов, однако важно помнить о необходимости четкого понимания условий контракта.
В контракте были указаны важные обязательства, такие как «Я буду приходить на лекции вовремя», «Я буду задавать вопросы в случае непонимания» и «Я буду выполнять домашние задания». Равшанбек предложил студентам пройти опрос в конце курса, в котором приняли участие 279 человек. Вопросы опросника касались условий контракта, включая утверждения «Я полностью соблюдал условия контракта» и «Я активно занимался и прилагал усилия для изучения каждого модуля». Такой подход позволяет оценить уровень вовлеченности студентов и их отношение к образовательному процессу, что важно для повышения качества обучения.
Результаты исследования оказались неоднозначными. Преподаватель отметил, что соглашение оказало положительное влияние на учебное поведение студентов: они старались придерживаться условий контракта и демонстрировали максимальные усилия. Однако данные опроса свидетельствуют о том, что контракт не способствовал повышению внутренней мотивации студентов. Утверждение «Учебный контракт мотивировал меня учиться сильнее» получило низкие оценки, что указывает на необходимость дальнейшего анализа факторов, влияющих на мотивацию учащихся.
Контракты применяются не только в сфере высшего образования, где существует множество примеров их эффективного использования, но и в школьном и корпоративном обучении. Эти инструменты могут быть успешными в обучении, если студенты обладают высокой мотивацией, а преподаватели располагают необходимыми ресурсами для их реализации. Важно учитывать, что правильно разработанные контракты способны повысить ответственность и вовлеченность обучающихся, что, в свою очередь, способствует улучшению результатов обучения.
Узнайте больше о мире образования на нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе актуальных новостей, полезных материалов и образовательных трендов!
Изучите дополнительные материалы:
- Развитие образования взрослых: зачем они учатся?
- Суровый российский lifelong learning: почему учатся и не учатся взрослые россияне
- Учиться, чтобы меняться: что такое преобразующее обучение взрослых
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее