В магистратуру на другой профиль / Skillbox Media
Стоит ли запрещать бакалаврам и специалистам поступать в непрофильную для них магистратуру?
Содержание:
- Какие аргументы приводят чиновники против магистратуры по другому направлению
- Что в целом не так с российской магистратурой
- Почему идут в магистратуру на другое направление
- Непрофильные переходы в технические магистратуры — редкость
- В чём польза уникальных программ, рассчитанных на разный бэкграунд
- Обязательно ли иметь базовое педобразование для педагогической магистратуры?
- Как быть с юридической магистратурой?
- Что в сухом остатке?
Цифровой колледж Skillbox →Востребованные профессии в IT и дизайне. Диплом о среднем профессиональном образовании и помощь в трудоустройстве.
Узнать большеСмена профиля обучения в магистратуре, то есть поступление на магистерскую программу по специальности, отличной от базового образования, стала привычной практикой в российских вузах. Однако летом этого года, в контексте выхода России из Болонского процесса и формирования собственной системы высшего образования, было предложено ограничить возможность поступления в магистратуру по другому направлению. Это может существенно повлиять на студентов, стремящихся расширить свои знания и навыки в смежных областях. Важно следить за изменениями в законодательстве и учитывать новые требования при планировании своего образовательного пути.
Смена профиля после бакалавриата часто вызывает критику. Почему это происходит? На самом деле, такое решение может привести к различным результатам, и важно учитывать нюансы. Skillbox Media провел исследование, чтобы выяснить мнения руководителей магистерских программ в вузах и выпускников, которые выбрали непрофильные магистратуры. Их опыт поможет понять, действительно ли смена профиля негативно сказывается на карьере или же в этом есть свои преимущества.
Какие аргументы приводят чиновники против магистратуры по другому направлению
Министр образования и науки Валерий Фальков подчеркивает необходимость пересмотра принципа абсолютной свободы поступления в магистратуру после получения бакалавриата. Он указывает, что вузам необходимо лишь два года для подготовки квалифицированных специалистов в таких областях, как история, право и педагогика. Это вызывает сложности, особенно когда у студентов нет необходимого базового образования для дальнейшего обучения. Фальков предлагает более взвешенный подход к отбору кандидатов в магистратуру, чтобы обеспечить качество образования и подготовку специалистов, соответствующих современным требованиям рынка труда.
Недостатки в системе образования способствуют профанации магистерского образования и приводят к поступлению в магистратуру исключительно ради получения диплома, отметил замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев. Это подчеркивает необходимость реформирования образовательных программ и повышения качества подготовки специалистов.
Подготовка квалифицированного специалиста без соответствующего базового образования за два года невозможна. На расширенном заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре в июне, один из участников отметил, что бакалавр-журналист может поступить в магистратуру по юриспруденции и за короткий срок стать юристом. Это вызывает сомнения в правильности такой практики, так как требует глубоких знаний и навыков, которые не могут быть усвоены в сжатые сроки. Образование в сфере юриспруденции требует времени и усилий для освоения необходимых компетенций, что подчеркивает важность качественного образования и профессиональной подготовки.
Заместитель председателя комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин привёл примеры, показывающие несоответствие направления обучения и выбора дальнейшей специализации. Например, выпускник бакалавриата по ветеринарии поступил в магистратуру по истории, а выпускник маркетинга выбрал магистратуру по дефектологии. Эти случаи подчеркивают необходимость более чёткой связи между образовательными программами и профессиональной деятельностью, что может стать важным шагом для повышения качества образования и соответствия рынка труда.
По его мнению, трек «бакалавриат плюс магистратура» должен быть ориентирован на интегрированное обучение в одной области или смежных направлениях. Это позволит студентам углубить свои знания и навыки, обеспечивая более целостный подход к образовательному процессу. Интеграция этих уровней образования способствует более эффективной подготовке специалистов, готовых к современным вызовам на рынке труда.
В законопроектах, касающихся новой системы высшего образования, предусмотрено ограничение на поступление в магистратуру для выпускников непрофильных бакалавриатов или специалитетов. Это значит, что студенты, окончившие бакалавриат по направлениям, не связанным с выбранной магистратурой, не смогут продолжить свое образование в данной области. Данная мера направлена на повышение качества подготовки специалистов и улучшение соответствия образовательных программ требованиям рынка труда.
Некоторые направления магистратуры могут не подчиняться общему правилу о необходимости профильного бакалаврского образования. Во время Российской креативной недели, посвящённой развитию креативных индустрий, Валерий Фальков отметил, что креативная сфера, включая искусство, дизайн, компьютерную графику, геймдев, журналистику и маркетинг, является исключением. Он уверен, что в данной области не обязательно устанавливать требования к наличию профильного образования для поступления в магистратуру. Это открывает новые возможности для талантливых специалистов, которые могут внести свежие идеи и подходы в креативные индустрии.
Что в целом не так с российской магистратурой
Собеседники Skillbox Media отмечают, что идея смены профиля после бакалавриата не является негативной. В таких университетах, как Кембридж и Оксфорд, успешно реализуется подобная практика, где формируются будущие Нобелевские лауреаты и влиятельные бизнесмены. Однако в России на протяжении многих лет действовала иная модель образования, при которой студенты обучались одной специальности на протяжении пяти лет. В результате работодатели часто проявляют недоверие к кандидатам, которые изменили профиль во время обучения, воспринимая их как недостаточно компетентных. Таким образом, существует необходимость в изменении отношения к многообразию образовательных путей и акценте на навыках и знаниях, полученных в процессе обучения.
В бакалавриате я получила юридическое образование, а магистратуру окончила по направлению интегрированных коммуникаций. После выпуска, когда я начинала искать работу, работодатели часто интересовались, почему я решила сменить специальность. Этот вопрос подчеркивает важность гибкости в карьере и необходимость адаптации к современным реалиям рынка труда. Объединение юридических знаний с навыками в области маркетинга позволяет мне эффективно работать в сфере коммуникаций, что становится все более востребованным в условиях быстрого изменения информационной среды.
Опрос, проведённый РБК среди крупных работодателей, выявил, что многие из них предпочитают нанимать специалистов, которые не меняли профиль в процессе обучения. Работодатели считают, что профильная магистратура обеспечивает более глубокое погружение в профессиональную сферу. Такой подход позволяет выпускникам лучше подготовиться к требованиям рынка труда и стать высококвалифицированными специалистами в своей области.
Отношение к смене профиля после получения степени бакалавра, а также к Болонской системе образования в России, формировалось не случайно. По мнению Олега Донских, профессора и заведующего кафедрой философии и гуманитарных наук Новосибирского государственного университета экономики и управления, внедрение этой системы в нашей стране происходило с оговорками, без должного обдумывания и в спешке. Это поспешное внедрение привело к множеству проблем и недоразумений, которые до сих пор сказываются на качестве образования.
Магистерские программы в российских вузах часто разрабатываются недостаточно тщательно. В большинстве случаев высшие учебные заведения просто добавляют еще один год к уже существующим пяти годам обучения, расширяя программу специалитета. В результате студенты в профильной магистратуре нередко сталкиваются с повторением материала, который они уже изучали в бакалавриате. Это создает неэффективность образовательного процесса и снижает интерес к дальнейшему обучению. Оптимизация магистерских программ и устранение дублирования информации могут значительно повысить качество образования и подготовку специалистов.
Некоторые студенты, столкнувшись с трудностями в магистратуре, приняли решение не продолжать обучение и завершить своё образование на уровне бакалавриата. Другие же начали менять направление своей магистерской специализации, выбирая порой совершенно несмежные области.
Сохранение старого советского специалитета стало необходимостью в условиях внедрения двухуровневого образования западного образца. Это связано с тем, что некоторые профессии невозможно освоить за четыре года бакалавриата, особенно если студент решает изменить направление обучения в магистратуре. Александр Сафонов, профессор кафедры управления персоналом и психологии, а также проректор Финансового университета при Правительстве РФ, подчеркивает, что в технических и медицинских специальностях требуется глубокая фундаментальная подготовка. Сокращение учебной программы до четырех лет в этих областях вызывает серьезные трудности, что подтверждает необходимость сохранения более продолжительного обучения.
Александр Фокин, доцент Школы исследования окружающей среды и общества (Антропошколы) Тюменского государственного университета, отметил, что вузы воспользовались текущей ситуацией для увеличения доходов. В результате наблюдается рост непрофильных магистратур, что позволяет учебным заведениям не только конкурировать, но и привлекать студентов как из собственных бакалавриатов, так и из других вузов. Некоторые университеты открыли практико-ориентированные магистратуры по таким направлениям, как менеджмент и экономика, в то время как другие представили уникальные магистратуры, которые сразу же привлекают внимание студентов, например, по урбанистике или биоэкономике. Однако возникает вопрос о качестве предоставляемого образования в этих новых программах.
Создание непрофильной магистратуры во многом зависит от кадрового состава вуза. В авторитетном американском техническом университете Massachusetts Institute of Technology (MIT) успешно функционирует сильная гуманитарная магистратура, основанная известным лингвистом и философом Ноамом Хомским. Однако не каждый российский вуз имеет возможность привлечь таких звездных преподавателей в свои непрофильные программы. Это создает определенные сложности для развития гуманитарных направлений в российских вузах. Качество образования и уровень преподавания в магистратурах напрямую зависят от компетенций и репутации преподавательского состава, что подчеркивает важность привлечения высококвалифицированных специалистов.
Открытие практико-ориентированной непрофильной магистратуры в любом вузе оказывается значительно проще, чем запуск научной программы. Это связано с тем, что для создания непрофильной магистратуры не требуется наличие глубоких научных знаний в конкретной области. Достаточно лишь привлечь преподавателей, обладающих практическими навыками и прикладными знаниями. Таким образом, вузы могут быстрее реагировать на запросы рынка труда и предлагать актуальные образовательные программы, соответствующие современным требованиям.
Почему идут в магистратуру на другое направление
Несмотря на явные недостатки системы образования, молодёжь продолжает активно участвовать в учебном процессе. Опрос, проведённый в 2021 году МГТУ им. Баумана совместно с МАИ и МИФИ среди 2500 молодых людей, показал, что более трети (39,3%) российских бакалавров, магистрантов и выпускников вузов предпочитают обучаться в непрофильной магистратуре. Это свидетельствует о том, что молодые специалисты стремятся развивать свои навыки и знания в различных областях, даже если они не соответствуют их изначальной специальности.
Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко подчеркивает, что в возрасте 17 лет после окончания школы многие молодые люди сталкиваются с трудностью выбора профессии, которую они хотели бы освоить на протяжении всей жизни. Чаще всего выбор основывается на модных тенденциях или рекомендациях родителей. Однако в процессе учебы у студентов может возникнуть осознание своих истинных интересов и предпочтений, что делает магистратуру важным этапом в их профессиональном развитии. Магистратура предоставляет возможность углубить знания и навыки, а также помогает сформировать четкое представление о будущем карьерном пути.
Полина Тыновская, выпускница НИУ ВШЭ, делится своим опытом выбора профессии. С детства она была окружена юристами и с ранних лет мечтала о карьере в этой области, поэтому поступила на факультет права в НИУ ВШЭ. Однако в процессе обучения Полина активно занималась организацией университетских мероприятий и вечеринок. К четвертому курсу она осознала, что ее истинная страсть заключается в работе с людьми и в сфере коммуникаций, в частности в области BLT-мероприятий, связанных с маркетингом. После завершения бакалавриата по юриспруденции Полина приняла решение продолжить обучение в магистратуре в НИУ ВШЭ, выбрав факультет коммуникаций, медиа и дизайна. Этот шаг стал логичным продолжением ее стремления развиваться в сфере, которая приносит ей радость и позволяет реализовывать свои навыки в организации мероприятий и взаимодействии с аудиторией.
Образование является ключевым элементом экономики, поскольку оно отражает и адаптируется к экономическим изменениям в стране. Алексей Бескопыльный, проректор по учебной работе и международной деятельности Донского государственного технического университета, подчеркивает важность этой связи. В условиях динамичного развития экономики образовательные программы должны соответствовать потребностям рынка труда и способствовать подготовке квалифицированных специалистов, способных адаптироваться к изменениям в различных отраслях. Оптимизация образовательных процессов и интеграция новых технологий играют решающую роль в формировании эффективной системы образования, способствующей экономическому росту и развитию страны.
Изменения на рынке труда происходят стремительно, что вызывает неопределённость и затруднения в планировании будущего. В таких условиях молодёжь стремится получить многопрофильное образование, чтобы повысить свои шансы на успешное трудоустройство, отмечает Татьяна Клячко. В результате многие выбирают экономические и юридические направления, так как эти профессии всегда остаются востребованными. Диплом юриста или экономиста значительно снижает риски при поиске работы и обеспечивает стабильный доход, поясняет Олег Буклемишев, заместитель декана экономического факультета МГУ и директор Центра исследования экономической политики этого факультета. Получение таких квалификаций помогает молодым специалистам адаптироваться к изменениям на рынке и уверенно строить карьеру в условиях неопределённости.
Карина Кузьмина, выпускница магистратуры прикладной экономики Высшей школы экономики, выбрала карьеру экономиста, когда училась на бакалавриате механико-математического факультета Новосибирского государственного университета и подрабатывала в Институте математики имени Соболева. Она начала осознавать, что наука и карьера учёного-математика не соответствуют её амбициям. «Я зарабатывала всего 9 тысяч рублей в месяц, а мои кураторы-профессора получали не более 20 тысяч», — делится она. Этот опыт помог ей понять, что она хочет искать более перспективные и финансово привлекательные пути в своей профессиональной жизни.
Узнав о наборе студентов в Зимнюю экономическую школу, организованную Высшей школой экономики в Новосибирском университете, Карина незамедлительно подала документы. В 2016 году она успешно поступила в магистратуру по прикладной экономике НИУ ВШЭ. Это открытое конкурсное мероприятие для абитуриентов магистерских программ по экономике и финансам предоставляет уникальную возможность углубить знания и развить навыки в актуальных областях экономики.
Переход на другую специальность в магистратуре представляет собой непростую задачу. Необходимо готовиться к экзаменам, собирать портфолио работ и писать эссе. Даже после выполнения этих требований потребуется значительное усилие в первые месяцы учебы, чтобы догнать студентов, уже обучающихся по профильной программе. «В первые месяцы я с трудом понимала, что говорят преподаватели. Мне дали понять, что если я поступила, то должна разбираться во всем сама. Я уделила много времени учебе», — делится своим опытом Карина.
Множество студентов утверждают, что их выбор специальности в магистратуре был сделан осознанно, благодаря опыту работы или участию в конкурсах и чемпионатах, и они не испытывают сожаления по этому поводу. Ольга Буданцева, студентка второго курса магистратуры Тамбовского государственного университета, делится своим опытом: «На бакалавриате в Финансовом университете я три года активно участвовала в кейс-чемпионатах, решая задачи из различных отраслей, включая FMCG, фармацевтику, банковский сектор и маркетинг. Со временем я поняла, что международные финансы — это не моя стезя. Я решила, что в магистратуре хочу изучать специальность, которая позволит мне приносить реальную пользу обществу. Так я выбрала управление в сфере здравоохранения, что потребовало от меня изменить вуз и переехать из Москвы в Тамбов». Такой подход к выбору специальности помогает студентам не только лучше понять свои интересы, но и подготовиться к успешной карьерной деятельности.
Выпускники непрофильных магистратур отмечают, что их усилия и настойчивость вознаграждаются новыми знаниями и расширением кругозора. Они развивают гибкость мышления и способность решать сложные задачи. Многие из них уверены, что нашли свое призвание и освоили профессию, которая приносит не только удовлетворение, но и значительно повышает доход.
Непрофильные переходы в технические магистратуры — редкость
Отношение руководителей и преподавателей университетов к смене профиля обучения в магистратуре зависит от направления вуза. Наиболее настороженно к непрофильным студентам относятся технические университеты и институты. При этом непрофильные магистранты редко выбирают такие учебные заведения. Это связано с особенностями подготовки специалистов и требованиями к знаниям, необходимым для успешного освоения технических дисциплин. Смена профиля может быть сложной и потребовать значительных усилий от студентов, что также сказывается на их выборе.
В Новосибирском государственном университете доля непрофильных студентов, согласно данным вуза, не превышает 15% среди поступающих в магистратуру. Это связано с тем, что магистерские программы университета преимущественно сосредоточены на естественных науках и требуют специализированных знаний. Непрофильные студенты чаще всего встречаются на программах социогуманитарной направленности, таких как юриспруденция, где их доля достигает 30%, а также в психологии и философии, где этот показатель составляет до 50%.
В НИЯУ МИФИ наблюдается аналогичная ситуация, где, по информации начальника отдела магистратуры Оксаны Кружаловой, более 90% поступающих составляют бакалавры с профильным образованием. Непрофильные студенты магистратуры, по её словам, в основном представляют собой выпускников прошлых лет или людей старшего возраста, которые принимают осознанное решение о переквалификации. Наиболее часто непрофильные кандидаты выбирают IT-направление, так как многие стремятся дополнить своё образование цифровыми компетенциями, что актуально в условиях современного рынка труда.
Редкие переходы на другие специальности в магистратурах по инженерным и техническим дисциплинам обусловлены сложностью вступительных испытаний. Эти экзамены служат естественным фильтром, отсекающим студентов, недостаточно подготовленных в технической области, отмечает Дмитрий Седнев, ректор Томского политехнического университета. По его словам, наиболее заметные переходы происходят среди студентов-медиков из других вузов, которые выбирают изучение приборостроения, включая медицинское приборостроение. Также наблюдаются переходы инженеров, стремящихся получить знания в области менеджмента, технологического предпринимательства или управления качеством. Таким образом, переходы на другие специальности в магистратурах по инженерии и техническим дисциплинам остаются редкостью, что подчеркивает высокий уровень требований к студентам.
Небольшая часть студентов, обычно от 5 до 15%, осуществляет междисциплинарные переходы в процессе обучения. Например, студенты нефтяных специальностей выбирают в магистратуре ТПУ направление приборостроения, металлурги углубляются в материаловедение, а энергетики осваивают цифровые технологии. Такие переходы открывают новые горизонты и позволяют развиваться в смежных областях, что способствует повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Студенты обычно руководствуются двумя основными мотивами. Первый из них — это желание провести междисциплинарное исследование, что требует приобретения новых знаний и навыков. Второй мотив связан с карьерными амбициями: многие студенты стремятся изменить свою специальность для достижения вертикального карьерного роста или горизонтального перехода в новую профессию. Этот второй мотив чаще наблюдается у более зрелых абитуриентов, которые осознанно подходят к выбору направления своей деятельности.
Гуманитарные специалисты, как правило, редко переходят в технические вузы. Чаще всего это происходит с юристами или экономистами, которые решают расширить свои знания в области технологий. Эта тенденция подчеркивает важность междисциплинарного подхода в образовании, где гуманитарные науки могут обогатить технические специальности.
Мультидисциплинарность становится все более актуальной в условиях современной экономики, где невозможно ограничиваться только одной наукой или профессией. По мнению Александра Сафонова из Финансового университета, широкий взгляд на различные явления необходим для успешного функционирования на рынке труда. Однако он выражает сомнения относительно радикальных переходов студентов между сферами. «Мастера на все руки» востребованы на незрелых рынках, где требуется широкий профиль навыков. В то же время, на более развитых рынках труда возросла потребность в специалистах с глубокой профессиональной подготовкой. Александр Сафонов подчеркивает, что именно такие кадры, особенно в инженерных профессиях, станут ключевыми для восстановления и развития российской экономики.
В чём польза уникальных программ, рассчитанных на разный бэкграунд
Хотя примеры перехода гуманитариев в технические специальности встречаются редко, случаи, когда технические специалисты выбирают гуманитарные, творческие или экономические профессии, гораздо более распространены. Такие переходы свидетельствуют о гибкости и универсальности навыков, которые развиваются в технических областях, и открывают новые горизонты для карьерного роста и самовыражения.
Стиль написания и мышления у специалистов в области естественных наук и гуманитарных дисциплин существенно отличается. Однако главную роль играет мотивация. Александр Фокин отмечает, что встречал людей, которые успешно перешли из технических специальностей в гуманитарные. Он упоминает математика, ставшего историком, а также химика, который продолжил обучение в магистратуре по археологии и теперь проводит химический анализ стеклянных артефактов, найденных на раскопках. Татьяна Клячко также подчеркивает важность междисциплинарного подхода, приводя в пример совместную магистерскую программу РАНХиГС и МФТИ, в рамках которой студенты МФТИ изучают экономику и получают ценные знания для своей профессиональной деятельности. Такие примеры показывают, как разнообразие подходов и дисциплин может привести к новым достижениям и успехам в карьере.
Существуют магистерские программы, предназначенные для абитуриентов с разнообразным образовательным фоном. Эти программы открывают двери для студентов, имеющих различный опыт и знания, позволяя им адаптироваться и успешно развиваться в новой области.
В глобальном масштабе наблюдается активное развитие креативной экономики, что также отражается на образовательных программах. Важно, чтобы студенты, независимо от своей специальности, развивали навыки нестандартного мышления и выходили за пределы традиционных дисциплинарных рамок. По словам Алиии Сахариевой, заместителя директора Центра искусства и науки Университета ИТМО, такие подходы являются ключевыми для формирования будущих профессионалов в условиях быстро меняющегося мира. Креативное мышление и междисциплинарный подход помогут выпускникам адаптироваться к новым вызовам и успешно реализовывать свои идеи в различных сферах.
В 2018 году в университете ИТМО была запущена первая в России магистерская программа, объединяющая искусство и науку. Эта уникальная программа готовит междисциплинарных специалистов, способных решать актуальные проблемы науки, общества и культуры. Она предлагает художникам освоение научно-технических знаний и цифровых навыков, а профессионалам из технических сфер и ученым — знакомство с современным искусством.
Учебный процесс включает как теоретическую, так и практическую составляющую. Студенты углубляются в изучение теории и истории современного и научно-технологического искусства, а также в освоение работы с материалами, программированием и цифровыми инструментами. Практическая часть программы включает мастер-классы с опытными художниками и выборные дисциплины, такие как биоарт, применение искусственного интеллекта и использование цифровых технологий в искусстве.
Эта программа способствует формированию нового типа специалистов, способных интегрировать научные и художественные подходы для создания инновативных решений в различных сферах.
Магистратура доступна для студентов с разнообразным образованием, отмечает Алия. В программу принимаются специалисты из различных областей, таких как психология, экономика, социология, физика, химия и искусство. Примерно половина студентов после окончания выбирает карьеру в технологическом секторе, а другая половина направляется в креативные индустрии. В качестве примера можно привести Анну Каплан, выпускницу 2021 года, которая стала куратором образовательных проектов в Центре искусства и науки. Анна сначала получила бакалаврскую степень по почвоведению на биологическом факультете СПбГУ, а затем решила перейти в творческую магистратуру ИТМО, стремясь работать на пересечении естественных наук и искусства. Именно в ИТМО она обнаружила уникальную программу по «биоарту», что позволило ей реализовать свои амбиции.
Навык критического мышления и работы с информацией становится всё более актуальным в современной экономике и на рынке труда. Дарья Денисова, директор Центра научной коммуникации ИТМО и руководитель одноимённой магистратуры, подчеркивает важность развития эффективной коммуникации с научным сообществом. В условиях, когда общество часто игнорирует мнения ученых, необходимо сокращать дистанцию между наукой и обществом. Курс, предлагаемый в Центре, направлен на формирование этих навыков. Хотя бакалавры ИТМО, сосредоточенные на исследовательском направлении, редко поступают в непрофильную магистратуру, здесь учатся философы, политологи, фармацевты, социологи и биофизики из других учебных заведений. Благодаря разнообразию профессионального опыта студенты обогащают друг друга знаниями и навыками, что способствует более глубокому пониманию междисциплинарных связей и актуальных проблем.
Руководители непрофильных программ университета ИТМО подчеркивают высокую востребованность своих выпускников на рынке труда. Тем не менее, некоторые выпускницы, с которыми удалось пообщаться, отмечают, что остались работать в ИТМО, поскольку стремились продолжать заниматься своей профессией. Они также упоминают о нехватке подходящих предложений на внешнем рынке труда, что подтверждает необходимость более детального анализа ситуации с трудоустройством специалистов в данной области.
Обязательно ли иметь базовое педобразование для педагогической магистратуры?
В июне этого года Правительство утвердило концепцию совершенствования педагогического образования. Согласно новой концепции, ранее озвученные планы по расширению программ специалитета не подразумевают сокращение магистратуры. Одной из ключевых целей данной инициативы является привлечение студентов и специалистов из различных областей к обучению по педагогическим направлениям. Это решение направлено на устранение проблемы нехватки учителей и повышение качества образовательного процесса.
На фоне широкой критики непрофильной магистратуры законодатели не выразили категорического отрицания по поводу приема бакалавров с непрофильным образованием на педагогические программы. Важнейшим условием является наличие крепкой фундаментальной базы в своей области знаний, так как школам остро необходимы квалифицированные преподаватели с междисциплинарными навыками. Эти специалисты способны эффективно сочетать различные области знаний, что особенно актуально в современных условиях образовательного процесса.
Непрофильная магистратура в педагогике имеет право на существование, утверждает Мария Лытаева, руководитель магистерской программы «Педагогическое образование» в Высшей школе экономики. Она подчеркивает, что независимо от первоначального образования студентов, педагогическая магистратура предоставляет основы научной деятельности, а также способствует формированию углубленных компетенций и практических навыков в области преподавания. Это делает программу актуальной и востребованной для тех, кто стремится развивать свою карьеру в сфере образования, обеспечивая качественную подготовку будущих педагогов.
Выпускники педагогических вузов обладают глубокими знаниями основ педагогики и уже имеют опыт работы в школе, что делает их изначально более успешными и уверенными в своей профессиональной деятельности. Программа подготовки в этих вузах включает значительное количество практических занятий, что способствует быстрому развитию педагогических навыков. В то же время, выпускники классических университетов часто имеют более глубокое понимание своего предмета и осознанный подход к выбору профессии учителя. В процессе обучения в магистратуре они развивают необходимые навыки для работы в школе и в конечном итоге достигают успеха наравне с педагогами, прошедшими профильное обучение. Эти различия подчеркивают важность разнообразных образовательных путей в подготовке квалифицированных специалистов в области образования.
Совместное обучение предоставляет уникальную возможность для студентов с различными образовательными фонами обмениваться опытом и генерировать новые идеи. В этом процессе более сильные студенты помогают развиваться тем, кто имеет менее прочные знания. Как подчеркивает Мария, трудно сказать, смогли бы наши студенты с непрофильным образованием найти работу на рынке труда без обучения в нашей программе. В педагогической магистратуре они не только развивают свои навыки, но и становятся более конкурентоспособными на рынке труда благодаря своему сильному базовому предметному образованию. Таким образом, совместное обучение способствует не только профессиональному, но и личностному росту студентов, что делает их более востребованными в образовательной сфере.
Как быть с юридической магистратурой?
Министр образования и науки упомянул юристов в контексте негативных последствий непрофильных магистратур. Это поднимает важный вопрос о том, как недостаток специализированных знаний и навыков может повлиять на качество юридического образования и профессиональную подготовку. Непрофильные магистратуры могут привести к тому, что выпускники не будут готовы к реальным вызовам юридической практики, что, в свою очередь, негативно отразится на их карьерном росте и доверии к юридической профессии. Поэтому важным аспектом является необходимость пересмотра и улучшения образовательных программ, чтобы они соответствовали требованиям современного рынка труда и обеспечивали высокое качество подготовки специалистов в области юриспруденции.
В сфере юриспруденции магистратуру следует разделить на два направления. Первое направление предназначено для людей с опытом работы в качестве юристов, которые осознали необходимость в дополнительных навыках и знаниях. Это может включать такие области, как банкротство или фармацевтическое право. Второе направление, названное «адаптивным», должно быть создано для студентов других специальностей, стремящихся познакомиться с основами юриспруденции. Роман Янковский, заместитель декана по развитию факультета права НИУ ВШЭ, предлагает внедрить в адаптивную магистратуру упрощенные юридические дисциплины для неюристов, например, право интеллектуальной собственности для представителей творческих профессий. При дневной форме обучения годовой курс вполне достаточен для усвоения программы. Однако для вечернего формата студентам из непрофильных специальностей потребуется два года для полного освоения учебного материала.
Адаптивная магистратура отличается тем, что не предоставляет права на юридическую практику и не является аналогом полного юридического образования. Она предназначена для подготовки специалистов с гибридными знаниями, таких как аудиторы или финансисты, которые владеют основами права, необходимыми в своей профессиональной области. Однако для тех, кто стремится стать практикующим юристом, потребуется получение второго высшего образования в области юриспруденции. Роман подчеркивает важность такого разделения, так как оно позволяет лучше адаптировать образование под современные требования рынка труда.
Идея адаптивной магистратуры возникла у него не случайно. На протяжении многих лет он замечает, что студенты юридических факультетов, поступая в магистратуру, часто пропускают занятия. Некоторые из них переходят на вторую ступень высшего образования исключительно ради получения диплома, так как без магистратуры выпускник бакалавриата воспринимается как «неполноценный» юрист. Адаптивная магистратура призвана изменить эту ситуацию, предлагая гибкие форматы обучения, которые будут соответствовать потребностям студентов и современным требованиям юридической профессии.
Роман Янковский указывает на корень проблемы в высшем образовании, заключающийся в избыточном количестве теоретических знаний, которые получают студенты. Большая часть учебного процесса сосредоточена на дисциплинах, возникших из традиционных норм, что приводит к их постоянному присутствию в учебных планах. Это создает дисбаланс между теорией и практикой, что может негативно сказываться на подготовке специалистов, способных успешно адаптироваться к требованиям современного рынка труда. Необходимость пересмотра учебных программ и акцент на практические навыки становятся актуальными для повышения качества образования.
Студенты магистратуры часто не находят полезными курсы, которые уже изучали в бакалавриате. Это приводит к нежеланию повторно слушать те же темы. При переходе к более практико-ориентированному подходу в юридическом образовании юристов можно подготовить за три-четыре года на уровне бакалавриата. Однако для этого необходимо полностью пересмотреть и обновить образовательные программы, а также внести изменения в образовательные стандарты. Такой подход позволит создать более эффективную систему подготовки специалистов, соответствующих современным требованиям рынка.
Что в сухом остатке?
Обсуждая плюсы и минусы упразднения непрофильной магистратуры в российском высшем образовании, большинство участников дискуссии Skillbox Media пришли к выводу о необходимости такой магистратуры. Она востребована экономикой и рынком труда. Современное высшее образование представляет собой не просто набор знаний и компетенций, а включает в себя широкий взгляд на мир, гибкое мышление и междисциплинарные навыки, отмечает Олег Буклемишев из МГУ. Упразднение непрофильной магистратуры может негативно сказаться на подготовке специалистов, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка и решать комплексные задачи. Поэтому важно сохранить и развивать такие образовательные программы, чтобы обеспечить конкурентоспособность выпускников.
Инновационная экономика способствует изменению подходов к трудовой деятельности, что приводит к тому, что многие люди не работают строго по специальности, указанной в дипломе, и часто меняют карьерные пути на протяжении своей жизни. В условиях современного рынка труда особенно важны разносторонние знания и способность к быстрой адаптации. Это мнение высказала Татьяна Клячко из РАНХиГС, подчеркивая необходимость гибкости и многопрофильности в профессиональной деятельности.
Высшее образование нельзя оценивать по единой шкале. В некоторых случаях необходимо сохранять специалитет, в других — оставлять только профильные магистратуры, а в третьих — допускать непрофильные. Такой подход подчеркивает Мария Лытаева из ВШЭ. Она отмечает, что нельзя в один момент отменить непрофильные магистратуры повсеместно. Необходим разумный и комбинированный подход к реформированию образовательной системы.
Переделанный текст:
Изучите также:
- Как привлечь студентов в магистратуру и что значит «упаковать» программу
- 15 необычных магистерских программ для тех, кто работает или хочет работать в образовании
- Онлайн-магистратура для методистов. Как она устроена?
Машинное обучение
Освойте machine learning в онлайн-магистратуре с НИЯУ МИФИ и станьте востребованным специалистом с опытом в индустрии. Пройдите дополнительный трек по MLOps и научитесь внедрять модели в продакшен. Знания от экспертов вуза и практиков из IT + интенсивная практика.
Узнать подробнее