Внутренняя и внешняя мотивация: как они связаны / Skillbox Media
Какая из них всё-таки важнее для успеха и может ли тип мотивации поменяться у одного и того же студента?
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше
Кандидат психологических наук и доцент департамента психологии Высшей школы экономики, а также заместитель заведующего международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации. Специализируется на исследованиях в области позитивной психологии и мотивации, активно участвует в научных проектах и образовательных инициативах, направленных на развитие личностных качеств и эффективной мотивации. В своей работе сочетает теоретические знания с практическими методами, что позволяет достигать высоких результатов в обучении и научных исследованиях.
Эта статья основана на лекции Евгения Осина «Позитивная психология в образовании: Как учить и учиться с удовольствием?», которая была представлена на первом томском форуме «Преобразование образования». В ней обсуждаются ключевые аспекты позитивной психологии и её влияние на образовательный процесс, а также методы, которые могут помочь как преподавателям, так и ученикам получать удовольствие от обучения. Позитивная психология акцентирует внимание на сильных сторонах студентов и создает условия для их личностного роста, что в конечном итоге способствует более эффективному усвоению знаний. Рассмотренные в лекции подходы могут быть полезны для внедрения в образовательные практики, направленные на создание вдохновляющей и поддерживающей учебной среды.
В данной статье вы познакомитесь с ключевыми аспектами темы. Мы рассмотрим основные моменты, которые помогут вам глубже понять предмет обсуждения. Читайте дальше, чтобы получить полную информацию и полезные советы.
- Всё-таки какая мотивация сильнее — внешняя или внутренняя?
- Может ли у одного и того же человека мотивация к учёбе поменяться с внешней на внутреннюю?
- Как внутренняя мотивация зависит от среды, в которой находится человек.
- Если среда неблагоприятная, значит ли это, что внутренней мотивации быть вообще не может?
Что такое позитивная мотивация
Мотивированный человек отличается от немотивированного ясной целью, энергией и стремлением к достижению результатов. Мотивация играет ключевую роль в успехе, так как она помогает преодолевать трудности и сохранять концентрацию на поставленных задачах. Понимание факторов, которые способствуют мотивации, может значительно повысить продуктивность и удовлетворенность в жизни. Осознание своих целей и стремление к их достижению делает человека более целеустремленным и устойчивым к неудачам.
Мотивация является ключевым фактором, который определяет вашу энергичность, настойчивость и адаптивность. Она помогает сосредоточиться на достижении конкретных целей и преодолевать преграды на пути к их реализации. Мотивированные люди обладают высокой внутренней силой, что позволяет им успешно справляться с трудностями и достигать желаемых результатов.
Зная об энергии и настойчивости, мы часто воспринимаем мотивацию как основную движущую силу в повседневной жизни. Однако мотивация является лишь одной из характеристик, необходимых для достижения успеха. Известно, что постоянное преодоление себя и принуждение к работе или учебе могут привести к выгоранию. Важно находить баланс между мотивацией и отдыхом, чтобы поддерживать свою продуктивность и сохранять высокую работоспособность. Понимание этого аспекта позволяет не только избегать выгорания, но и строить устойчивые привычки, которые помогут достигать долгосрочных целей без ущерба для психического здоровья.
Для того чтобы учёба и преподавание сохраняли свою значимость, важно акцентировать внимание не на силе, а на качестве мотивации. Эффективная мотивация играет ключевую роль в процессе обучения и преподавания, способствуя более глубокому пониманию и заинтересованности в предметах. Сосредоточение на качественной мотивации помогает создать атмосферу, в которой учащиеся и преподаватели могут достигать своих целей и развивать свои навыки.
Когда мы можем говорить о высококачественной, позитивной и оптимальной мотивации? Это состояние потока — момент, когда процесс деятельности становится интересным, увлекательным и приятным сам по себе. Михай Чиксентмихайи, автор концепции потока, описывает это состояние как глубокую вовлеченность в деятельность. В такие моменты человек тратит много энергии, не ощущая при этом усилий, забывая о времени и о себе. Одновременно возникает чувство, что всё удаётся, а само занятие приносит яркие и интенсивные удовольствия. Состояние потока не только способствует повышению продуктивности, но и улучшает общее качество жизни, создавая условия для личностного роста и самореализации.
Читать также:
Состояние потока — это психологическое состояние, при котором человек полностью погружен в выполняемую деятельность. В этом состоянии наблюдается высокая концентрация, потеря ощущения времени и полное вовлечение в процесс. Использование состояния потока в обучении может значительно повысить эффективность усвоения материала.
Для достижения состояния потока важно создать комфортную и безмятежную обстановку. Это может включать в себя минимизацию отвлекающих факторов и выбор подходящего времени для занятий. Также следует устанавливать четкие и достижимые цели, что поможет поддерживать мотивацию и интерес к обучению.
Практика показывает, что использование подходящих методов обучения, таких как активное участие, взаимодействие с материалом и применение знаний на практике, способствует погружению в состояние потока. Важно также учитывать индивидуальные особенности учащихся, чтобы адаптировать процесс обучения под их потребности и предпочтения.
Таким образом, состояние потока может стать мощным инструментом в образовательном процессе, способствуя более глубокому пониманию и запоминанию информации.
В жизни существует множество ситуаций, в которых мы испытываем состояние потока. Это может происходить во время увлечений, занятий спортом, игр или работы. Все эти ситуации имеют общие характеристики, которые способствуют погружению в поток.
- ясные цели: знаю, что нужно и как достичь;
- обратная связь: вижу, успешны ли действия;
- ощущение контроля: знаю, что успех возможен и что в моих силах его добиться;
- уровень сложности оптимален по отношению к моим способностям: не запредельно сложно, но не настолько легко, чтобы становилось скучно.
Почему мотивация не может быть только внутренней
Состояние потока характеризуется внутренней мотивацией, при которой деятельность становится самоцелью. Однако в реальной жизни внешние факторы часто влияют на нашу продуктивность. Например, учебные задания редко способствуют погружению в поток, так как могут восприниматься как обязательства, а не как интересные вызовы. Для достижения состояния потока важно создать условия, способствующие концентрации и увлечению задачей, что позволит повысить эффективность и удовлетворение от работы.
Подготовка кандидатской диссертации часто оказывается задачей с высокой степенью сложности. Цели остаются неясными: не всегда понятно, каким требованиям должна соответствовать диссертация и какие критерии определяют её успешность. Обратная связь о качестве вашей работы практически отсутствует, даже рецензенты в научных журналах могут предоставлять отзывы только через месяцы ожидания. Это приводит к отсутствию ощущения контроля над процессом. На этапе защиты вы сталкиваетесь с неопределенностью: нет уверенности в том, как пройдет защита и сможете ли вы её успешно одобрить.
Выполнение задач на основе внешней мотивации может иметь различные последствия для психического состояния. Хотя такая мотивация может быть полезной и способствовать достижению результатов, она также может привести к выгоранию. Важно осознавать эти аспекты, чтобы находить баланс между внешними стимулами и внутренними потребностями, что поможет избежать негативных последствий и сохранить продуктивность.
Метаанализ 2014 года, основанный на исследованиях с участием более 200 тысяч респондентов, демонстрирует, что внутренняя и внешняя мотивация часто идут рука об руку. Обе формы мотивации играют важную роль в достижении результатов. Однако внутренняя мотивация в большей степени предсказывает качество результата, тогда как внешняя мотивация влияет на количественные показатели. Например, если студент пишет реферат с целью получения высокой оценки, его работа может быть более объемной, но не обязательно интересной. В то же время, чтобы реферат стал творческим и увлекательным, важно развивать внутреннюю мотивацию и интерес к теме. Это позволит не только повысить качество выполнения задания, но и обеспечить глубокое понимание материала.
Внутренняя мотивация напрямую связана с высоким уровнем психологического благополучия. Наше исследование показало, что успешные студенты, испытывающие удовольствие от учёбы, зачастую более счастливы, чем их сверстники с высокими оценками. Мы выяснили, что у этих счастливых отличников наблюдается высокая внутренняя мотивация, что способствует их успешности и удовлетворению от образовательного процесса. Это подтверждает важность развития внутренней мотивации для достижения не только академических успехов, но и общего счастья в жизни.
Как связаны внутренняя и внешняя мотивация
Наиболее распространенной теорией мотивации в современной психологии является теория самодетерминации, разработанная Ричардом Райаном и Эдвардом Деси. В своей работе они интегрировали идеи гуманистической философии, подчеркивающие стремление человека к свободе как ключевому элементу счастья. Одним из основных компонентов их теории является модель континуума относительной автономии мотивации, которая объясняет, как различные уровни автономии влияют на мотивацию и поведение людей. Эта теория актуальна для понимания того, как внутренние и внешние факторы формируют наше стремление к достижению целей и удовлетворению потребностей.
Разные формы внешней мотивации имеют уникальные психологические механизмы и разные последствия для индивида. Эффективность этих форм мотивации зависит от уровня автономности, с которым человек регулирует своё поведение. Чем больше независимости в принятии решений, тем более положительное влияние внешняя мотивация может оказать на личностное развитие и достижение целей. Важно понимать, что выбор внешних факторов мотивации должен соотноситься с внутренними желаниями и потребностями, что позволяет создать гармоничное взаимодействие между внешними и внутренними источниками мотивации.
Во внутренней мотивации ключевую роль играет автономия — именно внутренние интересы и желания побуждают человека к действиям. Тем не менее, среди форм внешней мотивации также встречаются достаточно автономные варианты, которые могут эффективно стимулировать активность и достижение целей.
Человек, стремящийся стать стоматологом, осознает, что эта профессия имеет для него важное значение и позволяет оказывать помощь людям. Хотя в процессе обучения встречаются трудные моменты, которые не всегда приносят радость и вдохновение, ощущение значимости и ценности своей работы способно преобладать. Это явление можно охарактеризовать как интегрированная регуляция, которая подчеркивает внутреннюю мотивацию и стремление к профессиональному росту. Стоматология — это не просто работа, а призвание, которое требует усердия и преданности.
Хорошая новость заключается в том, что процесс интернализации мотивации возможен — это движение по континууму сверху вниз. Например, ребёнок сначала посещает школу по настоянию родителей, но со временем он начинает осознавать значимость и ценность учебы для себя. В результате формируются автономные формы мотивации, и учебная деятельность начинает приносить положительные эмоции. Этот переход от внешней к внутренней мотивации играет ключевую роль в образовательном процессе и способствует более глубокому пониманию и интересу к знаниям.
Читайте также:
Любопытство и лидерство: факторы, влияющие на мотивацию детей к обучению
Вопрос о том, что способствует обучению детей, часто сводится к двум ключевым аспектам: любопытству и лидерству. Эти факторы играют важную роль в формировании образовательного процесса и могут значительно повлиять на желание детей учиться.
Любопытство является естественным стимулом для обучения. Дети, обладающие высоким уровнем любопытства, стремятся исследовать окружающий мир, задавать вопросы и находить ответы. Это желание узнать новое способствует более глубокому пониманию предметов и развитию критического мышления. Важно создать среду, где любопытство может проявляться свободно, позволяя детям самостоятельно исследовать и экспериментировать.
Лидерство, в свою очередь, также имеет решающее значение. Дети, которые имеют возможность проявлять лидерские качества, становятся более уверенными в себе и ответственными. Лидерство может проявляться в групповых проектах, обсуждениях или в роли инициаторов различных мероприятий. Это помогает детям развивать навыки командной работы и учит их принимать решения, что, в свою очередь, также повышает их мотивацию к обучению.
Таким образом, для создания эффективной образовательной среды необходимо учитывать как любопытство, так и лидерство. Эти факторы взаимосвязаны и могут быть использованы для формирования позитивного отношения к обучению у детей. Стимулируя любопытство и предоставляя возможности для проявления лидерских качеств, мы можем помочь детям не только учиться, но и наслаждаться этим процессом.
Два условия перехода внешней мотивации во внутреннюю
Одно из ключевых открытий в теории самодетерминации заключается в том, что мотивацией можно эффективно управлять, создавая условия для развития более автономных форм. В этом процессе важно подходить с двух сторон. С одной стороны, необходимо предоставить людям возможность принимать самостоятельные решения и выбирать свои пути. С другой стороны, следует поддерживать и укреплять внутреннюю мотивацию, создавая эмоционально безопасную и поддерживающую среду. Такой подход способствует более глубокому вовлечению и удовлетворенности, что в свою очередь положительно сказывается на результатах.
Развитие внутренней мотивации во многом обусловлено окружающей средой. Важным аспектом является удовлетворение трех основных психологических потребностей человека, которые играют ключевую роль в формировании мотивации и стремления к саморазвитию. Эти потребности включают в себя необходимость в автономии, компетентности и социальной связи. Удовлетворение этих потребностей способствует укреплению внутренней мотивации, что, в свою очередь, позитивно сказывается на личностном росте и достижении целей.
- в автономии — потребность действовать самостоятельно, поступать в соответствии с тем, что лично вам кажется правильным в данной ситуации;
- в компетентности — потребность переживать успех, чувствовать, что ваши действия приводят к желаемым результатам;
- в связанности — потребность чувствовать близость с окружающими людьми, чувствовать, что вы друг другу не безразличны, что ваши взаимоотношения не формальны.
Существуют рекомендации, позволяющие поддерживать удовлетворение потребностей учащихся. Например, для нужды в автономии стоит предоставить студентам возможность выбирать темы для проектов или определять собственный темп обучения. Это способствует развитию самостоятельности и ответственности за собственное обучение. Также важно создавать условия, в которых учащиеся могут выражать свои мнения и идеи, что укрепляет их мотивацию и вовлеченность в учебный процесс. Поддержка автономии учащихся помогает формировать у них уверенность в своих силах, что положительно сказывается на их общем образовательном опыте.
- предоставлять разумные возможности выбора;
- отказаться от контроля путём наград и наказаний;
- вводить правила и требования только при необходимости и всегда прояснять причины этого и ценности, которые за этим стоят;
- принимать точку зрения других, выслушивать их мнения и уделять им должное внимание и уважение;
- поддерживать инициативу, давать свободу для творчества;
- перейти от контролирующего языка к поддерживающему автономию: вместо «Вы должны» — «Будет хорошо, если вы…».
Для обеспечения высокой компетентности необходимо постоянно обновлять и расширять свои знания. Это включает в себя изучение новых тенденций в вашей области, участие в профессиональных семинарах и конференциях, а также чтение специализированной литературы. Важно также обмениваться опытом с коллегами и активно участвовать в профессиональных сообществах. Таким образом, вы сможете не только поддерживать свою квалификацию на должном уровне, но и повышать ее, что является ключевым аспектом успешной карьеры. Регулярное самообразование и стремление к профессиональному росту помогут вам оставаться конкурентоспособным на рынке труда.
- предлагать задачи оптимального уровня сложности;
- прислушиваться к проблемам, предлагать варианты их решения, давать поддержку;
- давать информативную обратную связь (что в работе хорошо, чего не хватает) без негативных оценок;
- хвалить за успехи, отмечать достижения;
- предлагать учебные цели, связанные с процессом (освоить материал, найти что-то интересное), а не с результатом (получить такую-то оценку).
Для поддержания связности в учебном процессе важно уделять внимание и заботиться о студентах и коллегах, учитывая их благополучие. Это способствует формированию позитивной атмосферы и укрепляет взаимопонимание в образовательной среде. Забота о психоэмоциональном состоянии участников процесса способствует повышению их мотивации и эффективности обучения.
Поддержка друг друга в образовательной среде, будь то вуз или школа, играет ключевую роль в создании продуктивной атмосферы для обучения. Часто мы недооценим важность психологического комфорта, однако исследования на начало XXI века подтверждают, что эмоциональная поддержка среди студентов и учеников способствует не только улучшению академических результатов, но и развитию социальных навыков. Психологический климат в учебных заведениях напрямую влияет на мотивацию и успешность учащихся, что подчеркивает необходимость формирования взаимопомощи и поддержки в образовательном процессе.
В дистанционном образовании основным препятствием для успешного обучения может стать недостаток связи между участниками процесса. Студенты часто не имеют возможности видеть однокурсников и взаимодействовать с преподавателем, что затрудняет обмен мнениями и идеями. В таких условиях легко потерять мотивацию и ощущение вовлеченности, особенно без регулярной обратной связи и поддержки от преподавателей. Поэтому важно создавать условия для активного взаимодействия, чтобы обеспечить полноценный образовательный процесс и улучшить результаты обучения.
Читать также:
Организация нетворкинга на онлайн-курсе является важным аспектом, который способствует развитию профессиональных контактов и обмену опытом. Для успешного нетворкинга рекомендуется использовать различные инструменты и платформы, доступные в рамках курса. Во-первых, активно участвуйте в обсуждениях на форумах и в чатах, чтобы познакомиться с другими участниками и обменяться мнениями.
Во-вторых, используйте социальные сети для создания групп и обсуждений, где можно делиться идеями и проектами. Это позволит не только укрепить связи, но и получить обратную связь от других участников.
Также стоит организовать виртуальные встречи и вебинары, на которых можно обсудить актуальные темы и задать вопросы экспертам. Не забывайте о важности личных сообщений для установления более тесных контактов с единомышленниками.
Создание совместных проектов и участие в групповых заданиях также поможет укрепить связи и расширить круг знакомств. Важно помнить, что нетворкинг — это не только обмен контактами, но и возможность для взаимопомощи и сотрудничества. Используйте все доступные ресурсы, чтобы сделать свой опыт на онлайн-курсе максимально полезным и продуктивным.
Положения теории самодетерминации были неоднократно протестированы в различных культурах. Как они применимы в наших условиях? Примером служит исследование, проведенное несколько лет назад на небольшой выборке студентов московских вузов. В рамках этого исследования анализировалось отчуждение от учебного процесса и утрата смысла учебной деятельности. Результаты показали, что студенты испытывают снижение мотивации и интереса к учебе, что подчеркивает важность применения теории самодетерминации для понимания образовательных процессов в современных условиях.
- Продуктивную мотивацию у российских студентов, как мы тогда выяснили, обеспечивают ясность требований преподавателя, возможность выбирать задания или темы, адекватная сложность задач и поддержка со стороны преподавателей и однокурсников.
- И противоположные условия, когда преподаватель дистанцирован, и у студента нет возможности выбора, были связаны с отчуждением.
Если окружение не способствует удовлетворению основных потребностей, человек все равно способен опираться на внутреннюю мотивацию и заниматься рефлексией, а также искать смысл в своей деятельности.
Экзистенциальный анализ открывает путь к поиску смысла. Альфрид Лэнгле, известный психотерапевт, предлагает рассматривать смысл как наилучшую из возможных реалий. Важно задать себе вопрос: что может стать самым ценным и значимым в рамках текущего учебного задания? Из множества доступных тем стоит выбрать ту, которая вызывает наибольший интерес и обещает пользу. Такой подход поможет не только определить приоритеты, но и углубить понимание личных целей и ценностей.
Теория самодетерминации предлагает подход к саморазмышлению, акцентируя внимание на вопросах о мотивации и цели своих действий. Важно задаться вопросом, зачем и почему я выполняю ту или иную задачу. Если действие осуществляется по внешним причинам, необходимо проанализировать свою готовность продолжать его. Например, стоит ли тратить несколько часов на составление бюрократического отчета, чтобы сохранить возможность преподавать в дальнейшем? Такой анализ помогает определить истинные мотивы и улучшить качество принимаемых решений.
Этот вопрос открывает перед нами возможность выбора. Мы можем либо отказаться от того, что воспринимаем как бессмысленное, либо принять осознанное решение и сказать: «Хотя это может показаться не очень увлекательным, у меня есть причины продолжать». В результате внешняя, контролируемая мотивация трансформируется в идентифицированную и автономную, что позволяет нам осознанно подходить к своим действиям и находить в них смысл.
Забота о своей мотивации играет ключевую роль в поддержании психологического благополучия и увлеченности. Когда мы находимся в состоянии внутреннего сопротивления, заставляя себя работать или учиться, это приводит к снижению качества выполнения задач и негативным эмоциям. Без ощущения ценности и интереса к деятельности любое занятие становится обременительным и превращается в источник стресса. Сохранение увлеченности и позитивного отношения к работе и учебе способствует более эффективному обучению и профессиональному росту.
Узнайте больше об образовании в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить важные обновления и интересные материалы!
Повышение видимости вашего сайта в поисковых системах является ключевым аспектом успешного онлайн-маркетинга. Оптимизация контента под SEO помогает привлечь больше целевой аудитории и увеличить трафик. Используйте ключевые слова, которые соответствуют тематике вашего сайта, и органично внедряйте их в текст. Не забывайте о важности мета-тегов, заголовков и описаний для каждого раздела. Также стоит уделить внимание качеству контента: он должен быть информативным, уникальным и актуальным для ваших читателей. Регулярное обновление информации и адаптация под актуальные запросы пользователей поможет вам оставаться на плаву в условиях постоянных изменений алгоритмов поисковых систем. Создание качественных внешних и внутренних ссылок также способствует улучшению позиций вашего сайта. Помните, что SEO — это не разовая акция, а непрерывный процесс, требующий регулярного анализа и адаптации стратегий.
- 5 книг о том, как мотивировать учиться
- Как смена ролей учителя поможет мотивации школьников
- Модель мотивации ARCS-V: что это такое и как работает
- Как мотивировать взрослых учиться
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее