VR-тренажёры, виртуальные лаборатории и учебники с дополненной реальностью в школе и вузе / Skillbox Media
Подборка технологических решений от российских разработчиков. Жаль, что пока это доступно не каждому учебному заведению.
Содержание:
Научитесь: Онлайн-репетитор
Узнать большеТехнологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности постепенно проникают в российские образовательные учреждения, включая школы и вузы. Основные причины медленного внедрения заключаются в высокой стоимости оборудования, ограничениях, установленных СанПиН, а также недостатке качественного VR- и AR-контента, соответствующего образовательным задачам. Устранение этих препятствий может значительно ускорить интеграцию современных технологий в образовательный процесс, повысив его интерактивность и эффективность. Важно обратить внимание на разработку и адаптацию контента, который будет способствовать обучению и развитию студентов.
Для эффективной работы с дополненной реальностью часто достаточно мобильного приложения на смартфоне. Однако использование телефонов в образовательных учреждениях, таких как школы, не всегда разрешено. В некоторых случаях смартфоны начинают заменять планшетами, которые предоставляются ученикам исключительно для учебных целей. Тем не менее, внедрение таких технологий происходит медленно и требует времени для адаптации.
Виртуальная реальность представляет собой сложную технологию. На сегодняшний день VR-гарнитуры и соответствующие компьютеры доступны не во всех учебных заведениях. Точное количество школ, которые оснащены данной техникой, определить сложно.
В Национальном центре технологической инициативы по направлениям «Нейротехнологии» и «Технологии виртуальной и дополненной реальности», расположенном на базе Дальневосточного федерального университета, пришли к выводу, что в России насчитывается более тысячи школ, оснащенных VR-оборудованием. Основная часть этих учебных заведений получила оборудование в рамках программы «Точка роста». Кроме того, VR-шлемы и сопутствующие технологии доступны в детских «Кванториумах», «IT-кубах» и других центрах дополнительного образования. Это свидетельствует о растущем интересе к использованию виртуальной реальности в образовательном процессе и стремлении к интеграции современных технологий в обучение.
В вузах оснащение продолжает развиваться, особенно в тех учебных заведениях, где функционируют профильные лаборатории, занимающиеся разработкой аппаратного обеспечения и программного обеспечения для виртуальной реальности. Это создает благоприятные условия для подготовки специалистов в области VR-технологий, что, в свою очередь, способствует инновациям и повышению качества образования.
Имеющиеся в школах VR-оборудование не всегда используется эффективно. Согласно опросу Центра НТИ ДВФУ, среди учителей, заявивших о наличии VR-шлемов в их образовательных учреждениях, 45% не смогли указать даже их модели. В ближайшее время ситуация может усугубиться, так как, по данным издания «Известия», рынок VR-оборудования может сократиться на 30-40% из-за проблем с импортом. Это подчеркивает необходимость не только оснащения школ современными технологиями, но и их активного применения в образовательном процессе.
Контент в области виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) для российского образования значительно больше, чем можно было бы ожидать, исходя из информации о недостаточной технической оснащённости учебных заведений. Однако, стоит отметить, что этот контент зачастую не так впечатляющ, как виртуальные миры, представленные в фантастических фильмах. Важно понять, каким образом VR и AR технологии могут быть интегрированы в образовательный процесс и какие возможности они предоставляют для учеников и студентов. Разберёмся в этом подробнее, чтобы осветить перспективы и вызовы, с которыми сталкивается российское образование в контексте новых технологий.
Детализация и интерактив: как применяют AR
Одним из самых востребованных видов AR-приложений в школьном образовании являются «ожившие иллюстрации» для учебников. Например, компания Modum Lab разработала подобное решение для предмета биология. Пользователям достаточно навести камеру смартфона на иллюстрацию, чтобы увидеть объемные модели анатомических органов вместо плоских изображений. Такие технологии не только делают обучение более интерактивным, но и способствуют лучшему усвоению материала, что важно в современном образовательном процессе. AR-приложения становятся незаменимым инструментом, позволяющим оживить учебный процесс и повысить интерес учащихся к предмету.
На сайте компании «Увлекательная реальность» доступно бесплатное приложение, предназначенное для учебника по физике для 7-го класса. Это приложение включает 18 анимированных 3D-моделей, которые позволяют пользователям с помощью камеры смартфона взаимодействовать с физическими опытами и визуализировать условия задач прямо на страницах бумажного учебника. Пользователи могут значительно улучшить понимание физики, используя современные технологии для изучения материала.
Компания XReady Lab предлагает AR-приложение, которое позволяет ученикам визуализировать объем стереометрических фигур в чертежах учебника по геометрии. Это решение будет особенно полезно для тех, кто испытывает трудности с пространственным восприятием. Использование дополненной реальности помогает улучшить понимание сложных геометрических концепций, делая процесс обучения более эффективным и наглядным.
Существуют AR-приложения с виртуальными помощниками, такие как у компании Modum Lab. В этих приложениях, например, 3D-кот помогает ученикам в сборке робота и программировании на Arduino. Использование дополненной реальности позволяет сделать обучение более интерактивным и увлекательным, что способствует лучшему усвоению материала и развитию технических навыков у студентов.
В лаборатории систем мультимедиа Поволжского государственного технологического университета, расположенного в Йошкар-Оле, было разработано уникальное AR-решение, ориентированное не на индивидуальных пользователей, а на целые классы. В данной системе дополненной реальности активную роль играет только учитель, в то время как ученики могут вносить свои ответы через чат. Приложение Our Minds AR предназначено для сбора ответов и получения обратной связи от учащихся. Учитель не только получает ответы в текстовом формате, но и видит их визуализацию в виде «облачков» над головами учеников, которые ответили, что создает эффект комикса. Это решение способствует более интерактивному обучению и вовлечению студентов в учебный процесс, делая его более наглядным и интересным.
На вебинаре Центра НТИ ДВФУ для учителей Михаил Морозов, руководитель лаборатории ПГТУ, отметил, что основное преимущество приложения заключается в его способности обеспечивать каждому ученику в классе возможность высказаться. Это способствует более активному участию студентов в учебном процессе и созданию открытой образовательной среды, где мнение каждого имеет значение. Приложение не только улучшает взаимодействие между учениками и учителем, но и повышает вовлеченность учащихся, что в свою очередь положительно сказывается на их обучении и развитии.
Разработчики представили новое приложение для распознавания химических формул и редактирования молекул — AR VR Molecules Editor. Это приложение доступно в двух версиях: для VR-гарнитур и в формате AR для мобильных устройств. С помощью дополненной реальности пользователи могут увидеть 3D-модель молекулы, просто направив камеру на карточку с химической формулой. В версии для виртуальной реальности предусмотрена возможность собирать молекулы из атомов, что делает процесс обучения химии более интерактивным и увлекательным. AR VR Molecules Editor — идеальный инструмент для студентов и преподавателей, стремящихся улучшить понимание химических структур и процессов.
Виртуальные лаборатории и путешествия
Главное преимущество виртуальной реальности (VR) заключается в способности перемещать пользователей в места и ситуации, которые невозможно или сложно воспроизвести в реальном мире. Это открывает широкие возможности для образовательных приложений в VR. Виртуальная реальность позволяет не только визуализировать сложные концепции и объекты, недоступные для наблюдения в обычной жизни, но и эффективно запоминать алгоритмы и последовательности действий. Использование VR в обучении способствует более глубокому пониманию материала и улучшению усвоения знаний, что делает эту технологию незаменимой в современном образовательном процессе.
Существуют и более нестандартные способы применения виртуальной реальности. Например, компания Neiry разработала инновационное решение, которое сочетает квизы в виртуальной реальности с нейроинтерфейсом. Это позволяет детям сосредотачиваться не на нажатии кнопок, а на глубоком осмыслении правильного ответа. Устройство самостоятельно фиксирует электрические импульсы мозга и определяет выбранный ответ. Такой подход не только делает обучение более увлекательным, но и способствует развитию критического мышления и аналитических навыков у детей.
Существуют несколько популярных категорий VR-приложений, которые привлекают широкую аудиторию пользователей. Эти категории охватывают различные аспекты виртуальной реальности и предлагают уникальный опыт взаимодействия. К числу самых массовых категорий относятся игры, образовательные приложения, симуляторы, социальные платформы и приложения для фитнеса. Игры в виртуальной реальности позволяют пользователям полностью погрузиться в игровой процесс, создавая ощущение присутствия. Образовательные приложения используют VR-технологии для улучшения учебного процесса, предлагая интерактивные занятия и виртуальные экскурсии. Симуляторы позволяют пользователям тренироваться в различных сферах, от авиации до медицины, в безопасной и контролируемой среде. Социальные VR-платформы предоставляют возможность общения и взаимодействия с другими пользователями, создавая новые формы социальных связей. Приложения для фитнеса предлагают пользователям возможность заниматься спортом в виртуальной среде, что делает тренировки более увлекательными и разнообразными. Эти категории продолжают развиваться, привлекая новых пользователей и расширяя возможности виртуальной реальности.
XReady Lab предлагает уникальные VR-симуляции, позволяющие погрузиться внутрь живых клеток. Пользователи могут изучить структуру грибных, животных и бактериальных клеток, а также наблюдать за процессом их деления. Эти интерактивные симуляции предоставляют возможность глубже понять клеточную биологию и процессы, протекающие в живых организмах.
Решение XReady Lab выделяется благодаря своей интеграции с VR-технологиями, что позволяет организовывать групповые занятия в виртуальной среде. Все ученики могут погружаться в эту среду и выполнять задания, предоставленные преподавателем. Программа также позволяет фиксировать результаты урока, что способствует более эффективному анализу и оценке учебного процесса.
Погружение в микромир является увлекательной темой для видеоигр, как демонстрирует опыт компании Luden.io. Среди её разработок можно найти виртуальные игры, которые предлагают уникальный игровой процесс. В частности, в игре In Cell игроку предстоит защищать клетку от атак вирусов, immersively исследуя биологические процессы. В продолжении под названием In Mind игрок отправляется в путешествие по мозгу подростка, что позволяет глубже понять внутренние механизмы человеческого разума. Такие проекты не только развлекают, но и предоставляют образовательный контент, помогая игрокам узнать больше о микромире и его сложностях.
Обе игры были выпущены более пяти лет назад.
Одним из заметных примеров VR-решений является VR Chemistry Lab. Эта программа в настоящее время доступна для пользователей, в том числе через Центр НТИ Дальневосточного федерального университета. VR Chemistry Lab предлагает уникальную возможность изучения химии в виртуальной реальности, что позволяет учащимся погрузиться в процесс экспериментов и лучше усвоить сложные концепции. Использование VR-технологий в образовательных целях открывает новые горизонты для обучения и делает его более интерактивным и увлекательным.
Это не просто визуализация, а полноценный виртуальный аналог школьной химической лаборатории. В данной лаборатории можно воссоздавать эксперименты из учебной программы по химии, что позволяет учащимся более глубоко понять основные концепции и процессы химических реакций. Виртуальная лаборатория предоставляет возможность безопасно проводить опыты, изучать различные химические вещества и их взаимодействия, что значительно обогащает учебный процесс и делает его более интерактивным.
Виртуальная реальность предлагает значительное преимущество: в ней действуют те же химические и физические законы, что и в реальном мире. Все условия и взаимодействия были тщательно проработаны командой педагогов и ученых. Это означает, что ошибка ученика может привести к реалистичным последствиям — реакция может не произойти, образоваться осадок или возникнуть возгорание. Однако, в отличие от настоящей химической лаборатории, все последствия остаются в виртуальной среде, что делает обучение безопасным и безрисковым. Виртуальная реальность становится эффективным инструментом для изучения химии, позволяя учащимся экспериментировать и учиться на своих ошибках без страха перед реальными последствиями.
Центр НТИ ДВФУ предлагает программу, разработанную в сотрудничестве с Modum Lab, по школьному курсу физики. В отличие от других предложений, эта программа включает меньшее количество лабораторных работ, что позволяет сосредоточиться на теоретических основах предмета.
Компания «Увлекательная реальность» предлагает аналогичный комплекс, который включает AR-приложение для школьных учебников. Это решение позволяет интегрировать дополненную реальность в образовательный процесс, улучшая восприятие материала и повышая вовлеченность учащихся. Использование AR-технологий в учебниках делает обучение более интерактивным и увлекательным, что способствует лучшему усвоению знаний.
Компания MEL Science предлагает несколько десятков VR-уроков по химии и физике. Эта компания известна своим сервисом доставки реагентов для проведения реальных химических экспериментов. В ассортименте VR-уроков можно найти как лабораторные работы, так и визуальные погружения, которые напоминают путешествия по живым клеткам, о которых упоминалось ранее. Эти уроки позволяют учащимся углубить свои знания и навыки в области естественных наук, предлагая уникальный опыт обучения через виртуальную реальность.
Издательство «Физикон» анонсировало создание нескольких готовых лабораторных работ в формате виртуальной реальности (VR). Эти разработки направлены на улучшение процесса обучения и предоставление студентам уникальных возможностей для практического освоения физических концепций в интерактивной среде.
Интерактивные VR-лаборатории активно разрабатываются не только для курсов физики и химии, но и для геометрии. Виртуальная реальность особенно полезна для изучения объемных объектов в стереометрии. В традиционном классе учащиеся могут лишь начертить фигуры, рассмотреть их в виде моделей или создать из бумаги. Однако VR-технологии открывают новые возможности для взаимодействия с геометрическими фигурами и значительно упрощают понимание сложных тем. По информации из Дальневосточного федерального университета, решение VR Space, разработанное в Центре НТИ, позволяет ученикам погрузиться в изучение стереометрии, что способствует более глубокому освоению материала и улучшению учебных результатов.
Компания DreamPort также предлагает аналогичное решение.
Виртуальные экскурсии представляют собой популярный и доступный формат VR-контента, который активно используется в образовательных целях. Примером успешного применения данной концепции является платформа ClassVR. Уроки на этой платформе в основном сосредоточены на создании уникального опыта погружения в необычные среды, что позволяет учащимся исследовать мир вокруг и расширять свои знания. Такой подход помогает сделать обучение более увлекательным и интерактивным, повышая интерес студентов к изучаемым предметам. Виртуальные экскурсии отлично дополняют традиционные методы обучения, предлагая новые возможности для знакомства с историей, наукой и культурой.
Экскурсии в формате виртуальной реальности не требуют активного участия учеников, однако они создают впечатляющий вау-эффект. В данном ролике учащиеся имеют возможность погрузиться в контент от Google Expeditions, используя VR-очки-кардборд, в которые вставляется смартфон. Этот формат позволяет глубже понять представляемый материал и делает процесс обучения более увлекательным. Важно отметить, что российская компания Boxglass Education также предлагает аналогичные решения для погружения в виртуальную реальность, что расширяет возможности образовательного процесса.
Modum Lab предоставляет уникальные виртуальные экскурсии, которые позволяют пользователям погрузиться в увлекательные миры и исследовать новые горизонты. В свою очередь, компания Altairika предлагает разнообразный каталог VR-фильмов, включающий как развлекательные, так и образовательные материалы. Эти ресурсы позволяют не только развлекаться, но и получать новые знания, делая обучение более интерактивным и доступным.
Существуют и более реалистичные проекты, такие как пространство «Терра Тех» от Atlas VR, которое идеально подходит для образовательных целей. Этот цифровой двойник Земли позволяет пользователям добавлять собственные объекты, что создает уникальные возможности для учебного процесса. Использование такого инструмента не только обогащает знания, но и способствует развитию критического мышления и творческого подхода к изучению окружающего мира. «Терра Тех» становится важным ресурсом для образовательных учреждений, стремящихся внедрять современные технологии в учебный процесс.
Образовательные путешествия в виртуальной реальности (VR) открывают новые горизонты для изучения астрономии. Разработка компании DreamPort предлагает уникальный опыт, позволяющий школьникам погрузиться в увлекательный мир космоса. С помощью VR-курса по астрономии учащиеся могут исследовать планеты, звезды и галактики, получая знания в интерактивной форме. Такой подход не только развивает интерес к науке, но и способствует более глубокому пониманию астрономических понятий. Виртуальная реальность делает обучение доступным и увлекательным, открывая перед учениками безграничные возможности для познания вселенной.
Курс разработан по заказу Московского центра качества образования и направлен на повышение уровня образовательных стандартов. Существуют и другие аналогичные проекты, такие как инициатива студентов Астраханского государственного университета, которые стали победителями гранта на развитие схожей концепции в рамках всероссийского конкурса «УМНИК — VR». Эти проекты подчеркивают важность инновационных подходов в образовательной сфере и способствуют внедрению современных технологий в учебный процесс, что в итоге улучшает качество образования на всех уровнях.
Виртуальная реальность (VR) предоставляет уникальную возможность путешествовать не только по Земле и космосу, но и во времени. Технологии VR позволяют создавать детализированные реконструкции исторических эпох и значимых событий, immersing пользователей в атмосферу прошлого. Погружаясь в виртуальные миры, люди могут изучать исторические моменты, взаимодействовать с персонажами и получать новые знания о культуре и традициях различных времен. Это делает VR мощным инструментом не только для развлечений, но и для образовательных целей, открывая новые горизонты в понимании истории.
Одним из самых ярких проектов последних лет является «Объёмная история» от компании «VRT — Иммерсивные технологии для бизнеса». Эта инициатива предлагает погружение в исторические мини-фильмы, которые не предполагают активного участия зрителей. В качестве примера можно привести тизер ролика, посвященного строительству русского флота под руководством Петра I. Проект ориентирован на создание уникального опыта, позволяющего зрителям глубже понять исторические события через визуальное и аудиовосприятие.
На вебинаре Центра НТИ ДВФУ Константин Негачев, представитель проекта, отметил, что основной целью является привлечение школьников к изучению истории. Проект нацелен на то, чтобы сделать уроки истории более яркими и визуально привлекательными, чем традиционные учебники и старые фильмы. Это разнообразие в учебном процессе способствует более глубокому пониманию исторических событий и повышает интерес учащихся к данному предмету.
Проект визуализации реконструкции города Болгара XIV века представляет собой уникальное представление исторической среды. Он позволяет глубже понять архитектурные и культурные особенности того времени. Благодаря современным технологиям, такие как 3D-моделирование и виртуальная реальность, зрители могут погрузиться в атмосферу средневекового Болгара, увидеть его улицы, здания и повседневную жизнь горожан. Этот проект не только сохраняет историческое наследие, но и привлекает внимание к важности изучения истории и культуры региона. Визуализация служит образовательным инструментом, который вдохновляет новые поколения на изучение истории и археологии.
Интерактивная игра в виртуальной реальности была разработана командой Digital Media Lab при Институте информационных технологий и интеллектуальных систем Казанского федерального университета. Этот проект был задуман как средство обучения школьников Татарстана в рамках курса по истории родного края. Однако идея не приобрела широкую популярность и не была продолжена.
Проект VR Science от компании Digital Oxygen представляет собой уникальную визуализацию исторических знаний, объединяющую различные дисциплины. В рамках этого проекта пользователи имеют возможность изучать теорему Пифагора, обучаясь у виртуальной копии знаменитого древнегреческого математика. Такой подход не только делает обучение более интерактивным, но и способствует глубокому пониманию математических концепций через погружение в исторический контекст. VR Science открывает новые горизонты в образовании, позволяя пользователям получить уникальный опыт взаимодействия с научными идеями прошлого.
В Центре НТИ ДВФУ создан модуль Varvara для изучения английского языка в виртуальной реальности на платформе российской компании VR Supersonic. Обучение проходит через серию симуляций, в которых учащиеся взаимодействуют с ботами-собеседниками, выполняя различные задачи, такие как регистрация в отеле или знакомство с одноклассниками. Разработчики отмечают, что содержание модуля соответствует школьной программе и предоставляет возможность практиковать разговорные навыки на уровнях А1–А2. Использование VR-технологий делает процесс обучения более увлекательным и эффективным, что способствует лучшему усвоению языка.
Центр НТИ поддержал создание «VR-азбуки тофаларского языка», направленной на сохранение этого вымирающего языка, которым владеет менее ста человек в Иркутской области. VR-приложение предназначено для школьников, изучающих тофаларский язык как родной. В отличие от проекта Varvara, данное приложение акцентируется не на моделировании повседневных ситуаций, а на уникальных пейзажах Тофаларии и богатой культуре её народа. Это поможет не только сохранить язык, но и передать будущим поколениям знания о традициях и образе жизни тофаларцев.
В промышленности тренинги по технике безопасности являются одной из наиболее востребованных категорий VR-контента. В сфере школьного образования VR-курсы по «Основам безопасности жизнедеятельности» также находят активное применение. В рамках программы апробации VR-приложений, организованной Центром НТИ ДВФУ, VR-продукт для ОБЖ занял третье место по количеству скачиваний. Это подтверждает растущий интерес к использованию виртуальной реальности для обучения основам безопасности, что способствует повышению осведомленности и эффективности обучения среди пользователей. Внедрение VR-технологий в образовательный процесс позволяет создать интерактивную и увлекательную среду, что, безусловно, способствует лучшему усвоению материала.
Продукт VR-ОБЖ был разработан компанией «Цифровое пространство» из Нижнего Новгорода. Это интерактивные сценарии, которые позволяют школьникам стать участниками различных происшествий. В процессе обучения они учатся спасать пострадавших и обеспечивать свою безопасность. Одним из примеров такого сценария является «Пожар в школе», где учащиеся могут на практике освоить важные навыки по действиям в экстренных ситуациях.
Компания предлагает широкий спектр образовательных разработок, выходящих за рамки общества безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). В их портфолио также присутствуют интерактивные сценарии по таким предметам, как физика, химия и биология. Эти сценарии представляют собой короткие игры, в которых учащиеся могут активно применять свои знания. Например, в сценарии по физике задача состоит в том, чтобы сконструировать летательный аппарат, способный функционировать на другой планете. Такие подходы способствуют более глубокому усвоению материала и развивают критическое мышление у студентов.
Виртуальная реальность (VR) открывает новые горизонты для образовательного процесса, особенно в школьном обучении. Одним из наиболее значимых решений в этой области является учебный комплекс Varwin Education, который позволяет учащимся самостоятельно разрабатывать проекты в виртуальной реальности. Этот комплекс включает в себя уроки по визуальному программированию и обширную библиотеку 3D-объектов и сцен, которые студенты могут использовать для создания собственных виртуальных миров.
Работа над такими проектами способствует междисциплинарному подходу в обучении. Например, ученики могут совместно с учителем истории планировать VR-проект, посвященный путешествию в древнюю крепость, а затем разрабатывать приложение на уроках информатики. Это не только расширяет их знания в различных областях, но и развивает навыки критического мышления, творчества и командной работы. Таким образом, VR-решения, подобные Varwin Education, значительно обогащают образовательный процесс и делают его более увлекательным и эффективным.
Анализ востребованности данных решений является ключевым аспектом для понимания их актуальности на рынке. В условиях быстро меняющегося спроса и технологических трендов, важно учитывать, какие решения наиболее популярны среди потребителей и бизнеса. Исследования показывают, что спрос на инновационные решения продолжает расти, особенно в таких областях, как автоматизация, цифровизация и улучшение пользовательского опыта. Эти факторы подчеркивают важность адаптации к новым требованиям и потребностям клиентов, что, в свою очередь, способствует увеличению конкурентоспособности компаний. Таким образом, оценки востребованности решений помогут определить направления для дальнейшего развития и инвестиций.
В 2020–2021 годах Центр НТИ провел масштабный эксперимент по внедрению технологий виртуальной реальности (VR) в образовательный процесс. Результаты апробации показали, что контент в формате VR пока не обладает достаточной ценностью для педагогов, чтобы они были мотивированы активно его использовать. Учителя оставили положительные отзывы о протестированных VR-продуктах, однако в общем восприятии они рассматриваются как дополнительный инструмент, а не как необходимый элемент учебного процесса. Многие педагоги проявили интерес к VR-тренажёрам и фильмам, готовые использовать их в одном-двух уроках, но не видят необходимости в их постоянном применении. Это подчеркивает важность дальнейшей работы над созданием качественного и актуального контента для VR в образовании, который мог бы стать неотъемлемой частью учебного процесса.
Опасные места, сложные объекты и профессиональные алгоритмы: VR для вузов
В высших учебных заведениях виртуальная реальность применяется не только для создания впечатляющих эффектов, но и для эффективного обучения в безопасной среде. Этот подход особенно важен для студентов инженерных и медицинских специальностей, которым необходимо отрабатывать сложные практические навыки без риска для жизни и здоровья. Метод проб и ошибок в виртуальной реальности позволяет учащимся развивать профессиональные компетенции и уверенность в своих действиях, что значительно улучшает качество образования и подготовку к реальным условиям работы.
Студенты вузов и работающие специалисты обязаны освоить основы безопасной эксплуатации сложного оборудования. Понимание принципов работы ядерного реактора или нефтедобывающей скважины является важным этапом подготовки до выхода на реальные объекты. Виртуальная реальность (VR) предоставляет уникальную возможность для формирования необходимых знаний в безопасной среде, позволяя обучающимся взаимодействовать с оборудованием и изучать его характеристики без риска для жизни и здоровья. Использование VR в образовательных программах способствует эффективному усвоению материала и повышает уровень подготовки будущих профессионалов.
В Томском политехническом университете активно разрабатываются виртуальные тренажеры, что позволяет студентам получить уникальный опыт в различных областях. В виртуальной реальности студенты обучаются обслуживанию нефтяных резервуаров и учебного ядерного реактора. Они изучают работу с аппаратами компьютерной томографии и осваивают навыки в цехе рудоподготовки с радиоактивными веществами. Кроме того, студенты имеют возможность защищать дипломные работы в виртуальной среде, что способствует более глубокому пониманию учебного материала и развитию практических навыков. Внедрение таких технологий делает обучение более интерактивным и эффективным, обеспечивая студентов необходимыми компетенциями для профессиональной деятельности.
Большинство виртуальных тренажеров ТПУ доступны для использования на стандартных мониторах, что позволяет обойтись без VR-шлема. Хотя погружение в альтернативную реальность в этом случае менее эффектное, обучение становится более доступным и экономичным. Использование обычного монитора не снижает качества образовательного процесса, позволяя пользователям эффективно осваивать необходимые навыки.
Примеры VR-тренажёров для обучения студентов технических специальностей включают виртуальную биотехнологическую лабораторию, разработанную командой Казанского федерального университета, а также симуляторы, созданные студентами Волгоградского государственного технологического университета. Эти инновационные решения обеспечивают практическое обучение на станках с числовым программным управлением (ЧПУ) и 3D-принтерах, что значительно повышает качество образовательного процесса и позволяет студентам получить необходимые навыки в безопасной и контролируемой среде. Таким образом, VR-тренажёры становятся важным инструментом в подготовке квалифицированных специалистов в области технологий и инженерии.
Компания VR Concept предлагает инновационную платформу для обучения в виртуальной реальности. Она также разрабатывает решения для промышленности и строительного сектора. Студенты вузов-партнеров компании имеют возможность взаимодействовать с 3D-объектами в VR-окружении совместно с преподавателями. На платформе доступно множество учебных сценариев, включая сборку и разборку различных устройств, а также виртуальные экскурсии по проектируемым зданиям. Это позволяет значительно улучшить процесс обучения и углубить понимание сложных концепций.
Виртуальные решения от компании VR Concept активно применяются в детском технопарке «Кванториум», расположенном при Технологическом университете в городе Королёве. В рамках программы дети погружаются в мир виртуальной реальности, где имеют возможность изучать конструкции космических кораблей и создавать собственные проекты. Это позволяет юным исследователям развивать навыки инженерного мышления и креативности в увлекательной форме. VR-технологии открывают новые горизонты в обучении, делая процесс познания более интерактивным и интересным для детей.
В современном медицинском образовании наблюдается тенденция, при которой акцент делается на подготовку будущих врачей с использованием манекенов и виртуальных моделей. Этот подход позволяет студентам получить необходимые навыки и уверенность, прежде чем они начнут работать с реальными пациентами. Использование симуляций и высокотехнологичных тренажеров способствует более безопасному обучению, что в свою очередь повышает качество медицинской помощи и снижает риски для пациентов.
В медицине границы использования виртуальной реальности (VR) для обучения становятся всё более очевидными. Несмотря на высокую степень реалистичности симуляций, в настоящее время невозможно воспроизвести осязание и полноценно тренировать мелкую моторику. Тем не менее, VR-тренажёры доказали свою полезность в обучении хирургии. Как отметила Айкуш Назарян, руководитель отдела виртуальных технологий в Самарском государственном медицинском университете, на одном из вебинаров в Центре НТИ ДВФУ, виртуальная реальность значительно улучшает запоминание алгоритмов медицинских процедур, включая хирургические операции. Согласно оценкам специалистов СамГМУ, обучение с использованием VR на 25% эффективнее традиционных методов запоминания. Внедрение VR в медицинское образование открывает новые горизонты для подготовки специалистов, способствуя повышению качества медицинских услуг.
СамГМУ является одним из ведущих медицинских вузов в России, активно разрабатывающим и внедряющим VR-тренажеры. В его портфолио представлены впечатляющие симуляторы, включая тренажеры для выполнения различных хирургических операций, осмотра глазного дна, обработки ран, а также для диагностики пациентов специалистами разных профилей и работы скорой помощи. Эти инновационные решения значительно повышают качество медицинского образования и подготовки будущих врачей.
СамГМУ располагает современными VR-тренажерами, которые предназначены для реабилитации пациентов с неврологическими нарушениями. Эти технологии позволяют эффективно проводить восстановительное лечение, улучшая motor skills и способствуя адаптации пациентов к повседневной жизни. Использование виртуальной реальности в реабилитации открывает новые возможности для повышения качества медицинских услуг и ускорения процесса выздоровления.
В других медицинских вузах также активно применяются аналогичные тренажёры. Например, в Южно-Уральском медицинском университете студенты используют виртуальную реальность для тренировки навыков сердечно-лёгочной реанимации. В Сеченовском университете, который разрабатывает множество собственных VR-тренажёров, обучающиеся не только практикуют навыки выполнения хирургических операций и осмотров пациентов, но и знакомятся с процессами фармацевтического производства. Об этих инновационных разработках рассказал Станислав Грибков, руководитель отдела виртуальной и дополненной реальности Сеченовского университета, на экспертной дискуссии в Иннополисе. Использование VR-технологий в медицинском обучении значительно улучшает качество подготовки студентов и повышает их профессиональные навыки.
Коммерческие компании активно развивают технологии для медицинского образования. К примеру, симулятор лапароскопических операций от VR-APP, тренажёр для офтальмологов NOE-VR и виртуальная клиника от резидента «Сколково» MEDVR предоставляют инновационные решения для обучения специалистов. Эти инструменты помогают врачам совершенствовать свои навыки и обеспечивают более качественное медицинское образование.
Существуют продукты для школ, которые позволяют ученикам самостоятельно создавать VR-контент. В высших учебных заведениях обучение VR-разработчиков уже осуществляется на профессиональном уровне, что открывает новые возможности для студентов в области виртуальной реальности.
Магистерские программы по данному профилю предлагаются в таких вузах, как Дальневосточный федеральный университет, Московский авиационный институт и Казанский федеральный университет. Эти учебные заведения предоставляют качественное образование, которое позволяет получить глубокие знания и навыки в области авиации и смежных технологий. Выбор магистерской программы в этих университетах открывает возможности для карьерного роста и профессионального развития в авиационной сфере.
В ведущих вузах студенты активно занимаются разработкой VR-продуктов, включая решения для образовательных целей. Например, в Томском государственном университете студенты совместно с IT-компанией Rubius создали платформу UniVRsity, предназначенную для разработки образовательных курсов и обучения в виртуальной и дополненной реальности. В Иркутском национальном исследовательском техническом университете также тестируется аналогичный конструктор для преподавателей, который позволит им создавать собственные VR-уроки. В Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова осуществляется обучение школьных учителей в области разработки VR-уроков. Эти инициативы способствуют интеграции технологий виртуальной реальности в образовательный процесс и расширяют возможности для интерактивного обучения.
В профессиональном образовании технологии виртуальной реальности (VR) имеют более уверенные перспективы, чем в школьной системе. Это связано с тем, что VR позволяет более эффективно отрабатывать алгоритмы и навыки, чем традиционные методы запоминания. Кроме того, многие крупные компании уже активно применяют виртуальную реальность для обучения сотрудников, проектирования, дизайна и решения других задач. Таким образом, высшие учебные заведения будут адаптироваться к требованиям рынка труда и готовить специалистов, обладающих опытом работы с VR не только в сфере развлечений, но и в различных отраслях. Это создает дополнительные возможности для студентов и способствует повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
Эксперты в области технологий оптимистично оценивают будущее виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности в образовательном секторе. Леонид Змиевский, руководитель методического отдела стартапа XReady Lab, отмечает, что главными препятствиями для внедрения VR и AR в образование являются нехватка качественного контента и квалифицированных IT-специалистов, способных эффективно работать с этими технологиями. Однако, по его мнению, эти проблемы можно решить, что откроет новые возможности для обучения и развития студентов.
Основатель и генеральный директор компании VR Concept, Денис Захаркин, убежден, что виртуальная реальность (VR) постепенно войдет в сферу образования. Это произойдет в том же ключе, как когда-то произошла интеграция компьютеров и смартфонов в повседневную жизнь. Виртуальная реальность станет доступным и привычным инструментом, который изменит подход к обучению и предоставит новые возможности для взаимодействия с информацией. В будущем VR будет восприниматься как один из основных видов медиа, что откроет дополнительные горизонты для образовательных практик и методик.
Узнайте больше об образовании в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе последних новостей и интересных материалов!
Чтение является важным аспектом нашего развития и обучения. Оно способствует расширению кругозора и улучшению навыков критического мышления. Важно выбирать качественные материалы, которые не только увлекают, но и обогащают знаниями. Рекомендуем обратить внимание на книги и статьи, которые помогают углубить понимание различных тем. Читайте разнообразные жанры и авторов, чтобы получить многогранный взгляд на мир. Это не только развивает личные качества, но и способствует профессиональному росту. Не забывайте делиться своими находками и обсуждать прочитанное с другими. Это поможет закрепить знания и открыть новые горизонты.
- Что такое Edutainment и как соединить обучение с развлечением
- Как создавать инновации в образовании: руководство
- VR-тренинги по софт-скиллам в корпоративном обучении
- Чего ждать от цифровой трансформации науки и высшего образования
Онлайн-репетитор
Неважно, что вы преподаёте, — английский, кроссфит, йогу, вокал или кулинарное искусство. Всё, чему раньше вы учили в школах, студиях и офисах, теперь можно преподавать онлайн. Продвигайте свои знания и навыки и зарабатывайте из любой точки мира.
Узнать подробнее