Образование #Статьи

4 июля, 2025

Выпускники каких вузов России зарабатывают больше остальных / Skillbox Media

Предсказать доход после обучения в конкретном вузе можно, например, по тому, с каким средним баллом ЕГЭ в него обычно поступают.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

В каждой приёмной кампании наблюдается постоянная тенденция: наибольший конкурс возникает не на все места в вузах, а именно на позиции в ведущих и престижных университетах. Проходные баллы в таких учебных заведениях существенно отличаются от тех, что устанавливаются в менее известных вузах. Для подтверждения этой информации достаточно ознакомиться с данными Мониторинга качества приёма в вузы, сравнив средние баллы абитуриентов на одинаковые направления подготовки. Рассмотрим, к примеру, одно из самых востребованных направлений — юриспруденцию. В 2022 году средний проходной балл в РАНХиГС и МГИМО составил 96, тогда как в Курганском государственном университете он оказался на уровне 71, и в ряде вузов он ещё ниже. Это происходит потому, что места в ведущих университетах активно «штурмуют» олимпиадники и стобалльники со всей страны, в то время как абитуриенты выбирают региональные вузы зачастую по остаточному принципу. Такой разрыв в конкурсах и проходных баллах подчеркивает важность выбора вуза для будущей карьеры и образовательного пути.

Неужели значение диплома сводится лишь к его престижу? На самом деле, это не единственный аспект. Исследование, проведенное экономистом Ильей Праховым из НИУ ВШЭ, показывает, что выпускники престижных университетов, как правило, получают более высокие зарплаты. В своей статье в журнале International Journal of Educational Development Прахов анализирует, какие дипломы способствуют увеличению шансов на получение более высоких доходов. В этом тексте мы рассмотрим ключевые результаты его исследования и сопоставим их с данными из других источников.

На каких данных основано исследование

В данном материале представлены результаты лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии» (ТРоП). Это исследование предоставляет уникальные данные о путях, которые проходят люди в процессе получения образования и построения карьеры. Результаты проекта помогут лучше понять влияние образовательных и профессиональных траекторий на дальнейшее развитие личности и ее успешность в различных сферах деятельности.

Лонгитюдное исследование представляет собой методику, при которой одна и та же выборка подвергается изучению на протяжении определённого времени. В проекте ТРоП участвуют почти 4900 человек, которые в 2011 году были восьмиклассниками и принимали участие в международном исследовании TIMSS. Данный подход позволяет отслеживать изменения и тенденции в образовательных результатах и поведении участников на протяжении времени, что делает его ценным инструментом для анализа динамики образовательных процессов.

С 2011 года участники выборки TIMSS подвергаются ежегодным опросам, в ходе которых собираются данные об их образовательном опыте, включая обучение в школах, колледжах и вузах, а также информацию о трудоустройстве и карьерных событиях. Хотя не всегда удаётся получить ответы от всей первоначальной выборки, процент участников, согласных участвовать в повторных опросах, остаётся достаточно высоким. В 2020 году на вопросы очередного исследования ответили 77% участников, что подтверждает заинтересованность и активность респондентов. Эти данные помогают лучше понять тенденции в образовании и трудоустройстве, а также выявить ключевые факторы, влияющие на карьерный рост.

Текст можно переформулировать и оптимизировать для SEO следующим образом:

«Рекомендуем ознакомиться с дополнительной информацией по данной теме.»

Книжная новинка под названием «Образовательно-карьерные траектории выпускников российских вузов» представляет собой актуальное исследование, посвященное анализу профессиональных путей, которые выбирают выпускники высших учебных заведений в России. Эта книга охватывает ключевые аспекты образования и карьеры, исследуя, как полученные знания и навыки влияют на трудоустройство и карьерный рост. Издание будет полезно как студентам, так и специалистам в области образования, а также работодателям, заинтересованным в понимании тенденций на рынке труда. Понимание карьерных траекторий выпускников станет важным инструментом для оптимизации образовательных программ и повышения их соответствия требованиям современного рынка.

Чем ведущие вузы отличаются от остальных

Несмотря на мнения о снижении интереса к высшему образованию, в России спрос на него остается высоким. Согласно ежегодному мониторингу экономики образования, 77% родителей учащихся различных возрастов стремятся, чтобы их дети получили высшее образование. Однако исследователи указывают на проблемы с доступностью этой ступени образования, даже несмотря на то, что количество бюджетных мест остается значительным.

Возможность молодого человека поступить в престижный университет на желаемую специальность во многом определяется социальным статусом его семьи. Многие абитуриенты вынуждены выбирать менее известные вузы и те направления, на которых выделяется больше бюджетных мест. Это означает, что они часто поступают не туда, где им действительно интересно учиться, а на специальности, где шансы на зачисление выше. Таким образом, социальные факторы могут значительно ограничивать академические амбиции и выбор молодежи в сфере образования.

Ведущие университеты отличаются от остальных учебных заведений высоким уровнем образования, что привлекает самых талантливых абитуриентов. Качество образования в государственных вузах не всегда одинаково. Основным фактором, влияющим на это, является финансирование. От него зависят многие аспекты, включая качество преподавания, доступ к современным ресурсам и исследовательским возможностям. Поэтому абитуриенты стремятся поступать именно в те университеты, которые могут гарантировать им высокий уровень академической подготовки и перспективы для дальнейшего развития.

Узнайте больше:

Управление качеством высшего образования является ключевым аспектом, который влияет на результаты обучения студентов. Важно понимать, что качество образовательного процесса напрямую связано с его содержанием, методами преподавания и системой оценки. Образовательные учреждения должны активно работать над улучшением учебных программ, внедрением современных технологий и созданием комфортной учебной среды.

Эффективное управление качеством включает в себя регулярную оценку и анализ образовательных практик, а также обратную связь от студентов. Прозрачность в процессе оценки качества образования способствует выявлению проблемных областей и разработке стратегий для их решения. Важно также привлекать к этому процессу преподавателей, студентов и работодателей, чтобы учитывать все мнения и потребности.

Таким образом, управление качеством высшего образования требует системного подхода и постоянного совершенствования, что в конечном итоге влияет на успешность студентов и их готовность к профессиональной деятельности.

Илья Прахов в своей статье анализирует, почему государственные вузы в России отличаются по своему статусу и значимости. Это различие имеет глубокие исторические корни, которые влияют на современное восприятие и рейтинг учебных заведений. Важно понимать, что факторы, определяющие «вес» вузов, включают не только их историю, но и качество образования, научные достижения и взаимодействие с промышленностью. Статья Прахова предоставляет ценные insights о том, как эти аспекты формируют облик высшего образования в России.

В 1990-е годы качество высшего образования в России значительно ухудшилось. Это произошло в результате почти полного прекращения государственного финансирования вузов, что сделало работу в этой сфере низкооплачиваемой и менее престижной. Ведущие университеты испытывали нехватку преподавателей, стремясь поддерживать свой имидж, однако региональные государственные вузы сталкивались с еще большими трудностями. Ограниченные ресурсы и отсутствие возможностей для преподавателей приводили к снижению уровня образования в этих учебных заведениях. Ситуация требовала срочных мер для восстановления качества высшего образования в стране.

С конца 2000-х годов в России наблюдается рост государственного финансирования высшего образования. Реализовано несколько государственных проектов, направленных на поддержку и развитие вузов. Однако распределение средств происходит неравномерно и зависит от статуса учебного заведения. Это усиливает процесс разделения российских вузов на ведущие, обладающие особыми статусами, и остальные учреждения образования. Неравномерное финансирование создает дополнительное напряжение в системе высшего образования, что требует внимания со стороны государственных структур.

В 2006 году произошло объединение нескольких вузов, в результате которого был создан первый федеральный университет — Сибирский. В 2008 году стартовала программа поддержки национальных исследовательских университетов (НИУ), предоставляющая вузам особый статус. В 2013 году был запущен государственный проект «5–100», нацеленный на вывод не менее пяти российских вузов в топ-100 международных рейтингов. За годы реализации проекта участие в нем приняли 21 российский вуз, многие из которых также входили в программу развития НИУ. Это свидетельствует о том, что в рамках обоих проектов развивались одни и те же учебные заведения. Следует отметить, что объёмы финансирования для участников проекта «5–100» значительно варьировались, достигая от 292 миллионов до более 4 миллиардов рублей.

Государство не игнорирует проблемы региональных вузов, однако уровень поддержки остается недостаточным. В 2015 году была запущена программа по созданию опорных университетов, что предоставляет вузам особый статус и дополнительные возможности для развития. Тем не менее, финансовые субсидии в рамках этой программы значительно уступают тем, что выделяются национальным исследовательским университетам и участникам проекта «5–100». Некоторые вузы, входящие в эту программу, получили лишь методическую помощь без необходимого финансирования. Это создает неравные условия для развития образовательных учреждений в регионах и ограничивает их потенциал.

За последние 20-25 лет лишь у ограниченного числа российских университетов возникли возможности для привлечения высококвалифицированных преподавателей и улучшения образовательной среды, что требует финансовых вложений. Именно те университеты, которым удалось обеспечить такие ресурсы, сегодня способны привлекать наиболее подготовленных и талантливых абитуриентов. Это создает разрыв между учреждениями высшего образования, способными обеспечить качественное обучение, и теми, кто не имеет необходимых средств для развития.

Неравномерное распределение статусов среди вузов может привести к различиям в доходах их выпускников. Илья Прахов в своём исследовании проанализировал доходы выпускников вузов с особым статусом, в которые поступают студенты с высокими баллами, и сравнил их с доходами выпускников вузов без статуса, принимающих абитуриентов с более низкими средними баллами. Такой анализ позволяет выявить влияние образовательного уровня и статуса вуза на финансовые перспективы выпускников.

Фото: Popovphoto / Shutterstock

В исследовании к вузам с особым статусом относятся все члены Ассоциации ведущих университетов. В эту ассоциацию входят как национальные исследовательские, так и федеральные университеты. Среди них выделяются старейшие вузы России, такие как Московский государственный университет (МГУ) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). Также членами ассоциации являются крупные образовательные учреждения, включая Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) и Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

В дополнение к этому, был учтен рейтинг вуза, основанный на результатах мониторинга качества приема, что подразумевает анализ среднего балла ЕГЭ абитуриентов.

Обратите внимание на следующие материалы:

Поступление в вузы: интересные факты о платном обучении гуманитариев

Образование в высших учебных заведениях является важным этапом в жизни многих студентов. Однако, в последние годы наблюдается тенденция, что гуманитарные специальности чаще всего предлагаются на платной основе. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, гуманитарные направления, такие как филология, история или социология, часто имеют меньший спрос на рынке труда по сравнению с техническими специальностями. Во-вторых, вузы стремятся компенсировать затраты на обучение и удерживать качество образовательных услуг, что приводит к введению платного обучения.

Интересно отметить, что количество студентов, выбравших гуманитарные специальности, продолжает расти, несмотря на платную форму обучения. Это свидетельствует о том, что многие абитуриенты готовы инвестировать в свое образование, понимая его ценность для будущей карьеры. Понимание этих тенденций позволяет лучше ориентироваться в системе высшего образования и делать осознанный выбор.

Что выяснилось о заработке выпускников разных вузов

Илья Прахов разработал 18 статистических моделей для анализа факторов, влияющих на зарплату выпускников вузов. В каждой модели учитывалось различное количество факторов, которые играют значительную роль в экономической отдаче от образования среди участников исследования «Траектории в образовании и профессии». Это исследование позволяет глубже понять, какие аспекты образования и профессиональной подготовки наиболее влияют на уровень дохода выпускников, что может быть полезно как для студентов, так и для образовательных учреждений.

  • Базовые модели включают только статус оконченного выпускником вуза, то, с каким средним баллом ЕГЭ первокурсники поступают в этот вуз, пол респондента и его опыт работы во время учёбы.
  • Самые сложные модели оценивают также то, по какому профессиональному направлению получил образование респондент, характеристики его семьи (доход, уровень образования матери, количество книг в доме), а также статус школы, которую прежде окончил выпускник, и его личные результаты ЕГЭ по русскому языку.

В ходе опроса был зафиксирован размер заработной платы участников исследования, что позволило оценить влияние различных факторов на ее величину. Результаты анализа показывают, что в разных моделях данные могут варьироваться, однако некоторые факторы остаются значимыми во всех 18 расчетах. Это свидетельствует о их ключевой роли. Основные факторы, влияющие на уровень заработной платы, представлены ниже.

  • Сложность поступления в вуз, или его селективность. Проще говоря, чем выше средний балл ЕГЭ у поступивших в конкретный университет, тем выше зарплата у выпускников этого вуза. Каждый балл в показателе «средний балл первокурсников» увеличивал доход выпускников на 2%.
  • Особый статус вуза (особенно — НИУ). Разные виды особого статуса дают прибавку к зарплате выпускников в среднем на 15%. Конкретно статус национального исследовательского университета (НИУ) увеличивает доход выпускников в среднем на 22% (таких вузов в стране 29), участие вуза в проекте «5–100» — на 17%. А вот статус федерального университета во всех моделях, наоборот, понижал зарплату выпускников — от 3 до 15%. Как предположил автор исследования, причина может быть в том, что такие университеты создавались в регионах путём объединения вузов, без учёта качества образования в них.
  • Высокий доход родителей и обучение в специализированной школе — каждый из этих факторов увеличивает зарплату в среднем на 10%.

Женщины в среднем зарабатывают на треть меньше мужчин, что указывает на проблему гендерного неравенства, а не на образовательные различия. Исследования показывают, что выпускники определенных профессиональных направлений, таких как педагогика и сельское хозяйство, также получают зарплаты ниже среднего уровня. Особенно низкие доходы у выпускников медицинских специальностей, где заработки оказываются на 13–19% ниже среднего. Илья Прахов отмечает, что это может быть связано с длительным обучением медиков: на момент опроса многие из них только начинали свою карьеру и занимали начальные позиции, что, соответственно, отражалось на их заработке. Важно адресовать эти проблемы, чтобы достичь более справедливого распределения доходов и улучшить условия труда для всех профессионалов.

Оптимизируйте свои знания и навыки, изучая актуальные материалы и ресурсы по теме. Важно оставаться в курсе последних тенденций и нововведений. Регулярное чтение специализированных статей и блогов поможет углубить понимание и расширить кругозор в вашей области. Подписывайтесь на обновления и следите за новыми публикациями, чтобы не упустить важную информацию и советы от экспертов.

«Ты же пойдёшь рожать»: какие преграды мешают женщинам в инженерии и IT

В современном мире, несмотря на активные усилия по продвижению гендерного равенства, женщины продолжают сталкиваться с различными барьерами, которые мешают им развиваться в таких областях, как инженерия и информационные технологии. Одной из главных причин является устойчивая стереотипизация ролей, где традиционно считается, что женщинам больше подходит забота о семье и детях, чем технические специальности. Эти предвзятые мнения часто формируют у девушек сомнения в своих способностях и потенциальной карьере в STEM-областях.

Кроме того, недостаток ролевых моделей и менторской поддержки также играет значительную роль. Девушки часто не видят успешных женщин в инженерии и IT, что затрудняет им идентификацию со сферой и уменьшает мотивацию к обучению и развитию в этих областях. Образовательные учреждения и компании должны активно работать над созданием инклюзивной среды, где женщины смогут чувствовать себя уверенно и получать поддержку.

Еще одной преградой является отсутствие программ, направленных на привлечение девушек в технические специальности. Необходимы инициативы, которые бы способствовали раннему интересу к науке и технологиям, такие как клубы по программированию или научные кружки.

Важным шагом к устранению барьеров является также изменение корпоративной культуры в компаниях. Работодатели должны внедрять политики, способствующие равенству и разнообразию, чтобы создать более привлекательные условия для женщин.

Таким образом, для того чтобы увеличить количество женщин в инженерии и IT, необходимо преодолеть стереотипы, создать поддержку и возможности для девушек, а также изменить корпоративные подходы к разнообразию.

Почему зависимость дохода выпускника от статуса вуза — проблема

Результаты исследования показывают, что более качественное и, возможно, более сложное образование, требующее значительных усилий и способностей, связано с более высоким доходом выпускников. Однако это утверждение не учитывает важные факторы, влияющие на поступление в престижные вузы. Шансы абитуриента на успешное зачисление зависят не только от его способностей, но и от возможностей семьи. Расчёты Ильи Прахова подтверждают эту точку зрения: если рассмотреть все влияющие факторы, становится очевидным, что на уровень зарплаты выпускника больше влияет его предыдущее окружение, включая доход родителей и статус школы, нежели само обучение в вузе.

Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) действительно способствовало снижению регионального неравенства в процессе поступления в высшие учебные заведения России, поскольку теперь правила приема во все вузы страны стандартизированы. Однако, несмотря на это, проблема социально-экономического неравенства остается актуальной. Разные слои населения все еще сталкиваются с различными возможностями и ресурсами для подготовки к экзаменам и поступлению в учебные заведения. Таким образом, хотя ЕГЭ и уравнял некоторые аспекты вступительных процессов, он не решает более глубокие социальные и экономические различия, которые влияют на доступ к качественному образованию.

Исследования показывают, что дети из семей с низким уровнем доходов и образования родителей чаще выбирают среднее профессиональное образование вместо высшего. Даже если они демонстрируют хорошие академические результаты в школе, родители могут сомневаться в возможности их поступления в вуз и не поддерживать такую амбицию. Это может быть связано с недостатком информации о возможностях высшего образования или отсутствием примеров среди знакомых и родственников. Важным шагом в решении данной проблемы является повышение информированности родителей о перспективах высшего образования и доступных программах поддержки для их детей.

Олимпиадный трек, позволяющий школьникам поступать в университеты без экзаменов благодаря победам в олимпиадах, также создает неравенство в образовательной системе. Участие в олимпиадах требует серьезной подготовки и зачастую включает специальные тренировочные сборы, что влечет за собой дополнительные расходы на поездки и обучение. Не все школы обеспечивают должный уровень подготовки к таким соревнованиям, и многие учащиеся вынуждены прибегать к услугам репетиторов. Это усиливает разрыв между теми, кто может позволить себе дополнительные занятия, и теми, кто не имеет такой возможности.

На практике ситуация выглядит следующим образом: шансы успешно сдать ЕГЭ или выиграть олимпиаду и поступить в престижный вуз по-прежнему выше у людей из образованных и обеспеченных городских семей. В итоге, выпускники таких вузов имеют больше возможностей для трудоустройства на высокооплачиваемые должности. Этот круг замыкается, и неравенство продолжает воспроизводиться. Таким образом, образование не всегда выполняет свою функцию социального лифта.

Читайте также:

Неуспеваемость в учебе часто связывают с такими факторами, как образовательное неравенство и образовательная бедность. Эти явления оказывают значительное влияние на качество образования, доступное детям из разных социальных слоев. Образовательное неравенство проявляется в различиях в доступе к ресурсам, качеству преподавания и поддержке со стороны родителей. Образовательная бедность, в свою очередь, охватывает не только недостаток финансовых ресурсов, но и отсутствие необходимых условий для успешного обучения, таких как доступ к учебным материалам и современным технологиям. Эти факторы создают барьеры для учащихся, что ведет к снижению их успеваемости и ограничивает возможности для дальнейшего развития. Решение проблемы неуспеваемости требует комплексного подхода, направленного на устранение образовательного неравенства и создание равных условий для всех детей.

Что ещё известно о доходах выпускников вузов с разным статусом

В 2022 году лаборатория исследований рынка труда НИУ ВШЭ опубликовала доклад о трудоустройстве выпускников высших учебных заведений. В этом исследовании использовались данные ежегодного мониторинга Роструда, который охватывает выпускников всех учебных заведений России. Анализ полученных данных показал, что выпускники престижных вузов имеют более высокие заработные платы по сравнению с теми, кто окончил менее известные учебные заведения. Этот вывод подчеркивает важность выбора учебного заведения для будущей карьеры и финансового благополучия выпускников.

В данном докладе основное внимание уделено национальным исследовательским университетам, включая участников проекта «5–100», а также Московскому государственному университету имени М. В. Ломоносова. Следует отметить, что в момент проведения мониторинга данные о Санкт-Петербургском государственном университете отсутствовали.

По состоянию на конец 2021 года, средняя заработная плата выпускников бакалавриата указанных вузов достигала 71,9 тысячи рублей. Это на 37% выше, чем средний показатель по стране, который составляет 52,4 тысячи рублей. Такие данные подчеркивают высокую конкурентоспособность и востребованность специалистов, выпускаемых этими учебными заведениями на рынке труда.

В федеральных и опорных университетах не выявлено значительных отличий от среднего уровня образования.

Рекрутинговый сервис SuperJob регулярно анализирует зарплаты выпускников различных вузов. Согласно данным о выпускниках 2016–2021 годов, наблюдаются значительные различия в доходах в зависимости от выбранной сферы деятельности.

  • В сфере IT самые высокие средние зарплаты — в диапазоне от 180 до 260 тысяч рублей — получали (в порядке возрастания дохода) выпускники СПбГУ, НИУ ВШЭ, МИФИ, МГТУ имени Н. Э. Баумана, Университета ИТМО, МГУ имени М. В. Ломоносова и МФТИ.
  • В сфере экономики и финансов больше всего — от 120 до 150 тысяч рублей — зарабатывали выпускники Финансового университета, РАНХиГС, МГУ, НИУ ВШЭ и МГИМО.
  • И в сфере юриспруденции самые высокие зарплаты — в диапазоне от 110 до 150 тысяч рублей — были у недавних выпускников МГЮА имени О. Е. Кутафина, Финансового университета, НИУ ВШЭ, СПбГУ, МГУ и МГИМО.

На первых позициях различных рейтингов высших учебных заведений преобладают университеты Москвы и Санкт-Петербурга. Большинство из них являются членами Ассоциации ведущих университетов и обладают уникальными статусами, которые подчеркивают их высокое качество образования и научных исследований. Это свидетельствует о концентрации образовательных ресурсов и научного потенциала в этих двух крупных городах России.

Что ещё известно о том, как связаны сложность поступления в вуз и доходы выпускников

В первом номере журнала «Вопросы образования» за 2023 год авторы доклада НИУ ВШЭ о трудоустройстве выпускников представили углубленное исследование, посвященное взаимосвязи между качеством обучения в вузах и доходами выпускников. Качество образования было оценено на основе среднего балла ЕГЭ, с которым первокурсники поступают в учебные заведения. Данные для анализа были получены из мониторинга качества приемной кампании в вузы. В результате исследования авторы выделили четыре типа образовательных программ, что позволяет более точно оценить влияние факторов на успех выпускников на рынке труда.

  • те, при поступлении на которые достаточно низкого (менее 64) среднего балла ЕГЭ;
  • программы со «средненьким» средним баллом ЕГЭ (65–74);
  • программы с хорошим баллом (75–84);
  • программы с высоким баллом (85 и более).

Средние баллы рассчитывались на основе укрупнённых групп направлений подготовки и специальностей.

В исследовании анализировались данные выпускников бакалавриата и специалитета 2019 года, которые решили не продолжать обучение в магистратуре и аспирантуре, а начали трудовую деятельность. Информация о зарплатах этих выпускников была собрана в конце 2021 года. На тот момент 70% из 282 тысяч выпускников имели официальное трудоустройство, при этом неформальная занятость не учитывалась в мониторинге трудоустройства. Основная часть выпускников обучалась по программам, на которые принимают студентов с баллами в диапазоне 65–74. Данные показывают, что значительная часть выпускников успешно интегрировалась на рынок труда, что подчеркивает важность практического обучения и подготовки к профессиональной деятельности.

Исследования показывают, что средняя заработная плата выпускников образовательных программ напрямую зависит от баллов ЕГЭ, полученных при поступлении. В 2021 году выпускники программ, на которые поступают абитуриенты с высокими баллами, зарабатывали в два раза больше, чем их коллеги, обучавшиеся на менее конкурентных направлениях. Этот факт подчеркивает важность выбора учебной программы и уровня подготовки при поступлении в вуз и может служить значительным фактором в формировании карьерных перспектив выпускников.

Источник данных: Рожкова К., Рощин С., Солнцев С. и Травкин П. Дифференциация качества высшего образования и заработных плат выпускников в России // Вопросы образования. — 2023. — Вып. 1 (апрель)Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

В определенных областях обучения разница в доходах выпускников оказывается значительно более заметной. Например, выпускники высокоселективных программ по математике и компьютерным наукам зарабатывали в среднем 202 тысячи рублей, в то время как те, кто закончил менее конкурентоспособные программы, получали всего 52 тысячи рублей. Таким образом, разница в доходах достигает почти четырех раз. Это подчеркивает важность выбора образовательной программы и её конкурентоспособности на рынке труда.

Авторы исследования отметили, что выпускники-мужчины, как правило, имеют более высокие доходы. Кроме того, наличие диплома с отличием способствует увеличению заработной платы.

При анализе данных о поступлении в высшие учебные заведения важно учитывать, что, хотя авторы использовали информацию из различных направлений подготовки, эти выводы можно применять ко всем вузам. Конкурс на программы одного университета, безусловно, различен, что влияет на проходные баллы. Однако ведущие вузы, обладающие особым статусом, как правило, являются селективными учреждениями. Это означает, что на все программы этих вузов существует высокий конкурс, в который входят абитуриенты с высокими или удовлетворительными средними баллами ЕГЭ. Данные Мониторинга качества приёма подтверждают эту тенденцию. В отличие от них, в вузах без особого статуса и других конкурентных преимуществ средние баллы для поступления на популярные и менее востребованные направления могут значительно варьироваться, что также стоит учитывать при выборе образовательного учреждения.

В докладе о трудоустройстве выпускников и в новой статье, подготовленной авторами из Лаборатории исследований рынка труда, подчеркивается, что различия в доходах выпускников не всегда свидетельствуют о неоднородном качестве образования в вузах. Существуют и другие факторы, которые оказывают влияние на финансовые результаты выпускников и не связаны напрямую с образовательным процессом. Эти аспекты могут включать экономическую ситуацию в регионе, востребованность специальностей на рынке труда и личные качества выпускников. Таким образом, для более полного понимания ситуации необходимо учитывать комплексные социально-экономические условия, влияющие на трудоустройство и доходы выпускников.

Фото: DC Studio / Shutterstock

Большинство престижных университетов расположены в столицах и крупных городах, где средний уровень зарплат значительно выше. Диплом известного учебного заведения чаще вызывает интерес у работодателей и может стать решающим фактором при трудоустройстве. Социальный аспект также имеет значение: многие абитуриенты выбирают ведущие вузы не только ради высокого качества образования, но и для возможности завести полезные контакты. Эти факторы подчеркивают различия в значимости диплома обычного вуза и диплома престижного университета.

Как увеличить отдачу от высшего образования

Исследователи предлагают различные подходы к решению проблемы неравенства доходов. Эти стратегии включают в себя налоговые реформы, повышение минимальной заработной платы и улучшение доступа к образованию. Кроме того, акцентируется внимание на необходимости создания рабочих мест и поддержки предпринимательства, что может способствовать более равномерному распределению доходов в обществе. Важно, чтобы предложенные меры были направлены на долгосрочное улучшение экономической ситуации и уменьшение разрыва между богатыми и бедными слоями населения.

В статье Ильи Прахова подчеркивается, что образовательная и карьерная траектория человека формируется не только одним решением, а множеством факторов. Это длительный процесс, на различных его этапах могут закладываться основы неравенства. Важным аспектом является выбор школы: попадает ли ребенок в обычное учебное заведение или в сильную школу? Имеет ли он доступ к дополнительным занятиям и участию в олимпиадах? Ключевым моментом становится выбор после 9-го класса — продолжение обучения в старшей школе или поступление в колледж. Роль родителей также критична: настраивают ли они ребенка на получение высшего образования и помогают ли ориентироваться на престижные вузы? Как проходит подготовка к выпускным экзаменам? По каким критериям выбирается вуз и специальность? Насколько активно ребенок вовлечен в учебный процесс? Поддержка для учащихся из групп риска, таких как дети из неблагополучных семей или с родителями без высшего образования, необходима на всех этих этапах. Эта помощь может оказать значительное влияние на их будущее и снизить уровень образовательного неравенства.

Исследователь подчеркивает важность государственной поддержки большинства высших учебных заведений в стране, а не лишь тех, которые принадлежат к определённым категориям. В этом контексте авторы статьи в журнале «Вопросы образования» приходят к противоположному выводу, акцентируя внимание на необходимости выбора и поддержки лишь отдельных вузов.

Эксперты подчеркивают, что инвестиции следует направлять в вузы, предоставляющие высококачественное образование, так как именно такое образование приносит значительную экономическую отдачу. При этом речь идет не только о государственных вложениях, но и о финансировании со стороны семей для обучения детей. Платное обучение в учебных заведениях с низким уровнем требований к поступлению и легкостью учебного процесса вряд ли оправдает затраты. Такой подход к выбору вуза является ключевым для достижения успешной карьеры и повышения жизненного уровня.

Узнайте больше об образовании, подписавшись на наш телеграм-канал. Мы делимся актуальной информацией, новыми трендами и полезными советами. Не упустите возможность быть в курсе!

Читайте также:

  • Нужен ли сейчас для успешной карьеры диплом о высшем образовании?
  • Стало известно, насколько ожидания от обучения в вузах расходятся с реальностью
  • Цитата недели: если требуется образование в виде диплома, россияне выбирают гуманитарное
  • Спрос на высшее образование в России упёрся в потолок, считают экономисты ВШЭ

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее