Образование #Статьи

29 июля, 2025

Зачем учителям анализ данных / Skillbox Media

Помечтаем о будущем, где нет стандартных тестов, зато всегда есть точная картина того, как ученики поняли тему, и даже прогноз их успеваемости.

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»

Узнать больше

Современный мир погружен в эпоху цифровизации и обработки данных. Наши эмоции, предпочтения, здоровье и перемещения становятся частью огромных массивов данных. Алгоритмы анализа данных обрабатывают эту информацию, выявляя закономерности, которые сложно заметить на уровне меньших объемов данных. Большие данные делают наше понимание мира более точным и объективным, а также позволяют формировать прогнозы на будущее. Это открывает новые возможности для бизнеса, науки и повседневной жизни, делая их более эффективными и адаптивными к изменениям.

Глава компании DreamBox Learning Джесси Вулли-Уилсон подчеркивает необходимость датификации образования. DreamBox Learning представляет собой инновационную платформу, которая помогает школьникам осваивать математику, а учителям — на основе собранных данных корректировать учебные программы, отслеживать прогресс учеников и предсказывать их результаты на экзаменах. Вулли-Уилсон считает, что будущее образования должно объединять живое преподавание и глубокий анализ данных. Такой подход позволит педагогам более эффективно выявлять пробелы в знаниях учеников и адаптировать свои методы обучения к их индивидуальным потребностям. В условиях быстро меняющегося мира интеграция технологий и данных в образовательный процесс становится ключевым фактором для достижения успеха в обучении.

Дата-центричная модель обучения может показаться слишком технической, но на самом деле она способствует созданию человекоцентричного подхода в образовании. Используя эту модель, педагоги смогут глубже понимать потребности и возможности своих учеников, а также оперативно реагировать на изменения в процессе обучения. В статье Джесси Вулли-Уилсон рассматривается, почему учителя будущего станут инженерами образования, работающими на пересечении науки о данных и педагогики. Обсуждаются методы, которые помогут приблизить это будущее, подчеркивая важность интеграции технологий в образовательный процесс для улучшения взаимодействия между учителями и учениками.

Что общего у учителей и инженеров

По мнению Вулли-Уилсон, преподавательская деятельность во многом схожа с инженерным делом. Основная задача инженеров заключается в разработке и оптимизации процессов для достижения лучших результатов. Они анализируют проблемы в контексте, используют разнообразные инструменты, применяют математические методы и заимствуют подходы из других наук. Инженеры постоянно оценивают свою работу, чтобы совершенствовать её и добиваться максимальной эффективности.

По мнению Вулли-Уилсон, инженеры образования должны активно искать инновационные подходы к использованию технологий и данных для адаптации образовательного процесса к потребностям каждого студента. Эти специалисты будут перераспределять свое время и переосмыслять задачи для учеников, тщательно отслеживая их прогресс и собирая обратную связь. Важно, чтобы они активно взаимодействовали с родителями, создавая таким образом поддерживающую среду для детей, что способствует более эффективному обучению.

В этом процессе важную роль играют данные, однако инженеры в сфере образования не должны полагаться на алгоритмы бездумно. Данные следует рассматривать как источник информации, который может помочь в оптимизации методов обучения и принятии обоснованных решений.

Учителя уже активно занимаются подобной деятельностью, утверждает Вулли-Уилсон. Корректировка идей в процессе обучения и настройка решений являются основными аспектами преподавательской работы. Однако в эту практику необходимо внедрить более точные и актуальные данные, что позволит повысить качество образовательного процесса и сделать его более эффективным.

Как большие данные могут избавить от тестов и оценок

Современные данные, доступные учителям, зачастую оказываются недостаточно информативными. Тестирование в конце учебного года может дать лишь краткосрочную оценку успеваемости учеников, но вносить изменения в образовательный процесс на таком позднем этапе уже неэффективно. Личное взаимодействие между педагогом и учениками является ценным источником обратной связи, однако пандемия значительно ограничила его возможности. На дистанционном обучении сложно уловить эмоциональное состояние учеников и определить их потребности, что затрудняет адаптацию учебного процесса к индивидуальным запросам.

Предоставление преподавателям современных технологий позволяет им оперативно отслеживать уровень знаний каждого ученика на всех этапах обучения. Существуют уже разработанные сервисы, которые помогают учителям прогнозировать успехи учеников на предстоящих экзаменах. Эти инструменты значительно повышают эффективность образовательного процесса и позволяют вовремя выявлять проблемные области, требующие дополнительного внимания.

Современные технологии избавляют учителей от необходимости вручную анализировать ведомости с оценками в поисках закономерностей. Цифровые инструменты способны выявлять корреляции в образовательных данных и предлагать способы устранения пробелов в обучении. К примеру, анализ данных может показать, что ученик испытывает сложности с дробями из-за недостаточного освоения деления. Если педагоги начнут эффективно использовать такие инструменты, их подход к планированию уроков станет более стратегическим и перспективным, что существенно повысит качество образовательного процесса.

Современные инструменты позволяют эффективно собирать данные непосредственно от учеников. Информация о переходах по ссылкам в электронных материалах на онлайн-платформе, а также результаты опросов и электронных экзит-тикетов служат важными источниками анализа. Эти данные помогут инженерам образования лучше понять, как школьники воспринимают содержание уроков, и адаптировать образовательные материалы для повышения их эффективности и вовлеченности.