Образование #Статьи

7 июля, 2025

Женское образование в Афганистане / Skillbox Media

Учить девочек и женщин в этой стране всегда было опасно. Учиться — тоже. Сейчас ставки как никогда высоки. Но всё равно есть те, кто готов рисковать.

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»

Узнать больше

24 мая 2011 года в афганской провинции Логар произошло трагическое событие: был убит директор местной школы для девочек Хан Мохммад. Это преступление носило преднамеренный характер, так как Хан неоднократно получал угрозы от радикальных исламистов, которые настаивали на том, чтобы он прекратил обучение девочек. Несмотря на давление и угрозы, мужественный директор не собирался сворачивать работу и продолжал бороться за право девочек на образование.

В 2021 году, спустя десять лет, движение «Талибан» (признанная в России террористическая организация) вновь пришло к власти в Афганистане. Члены этого движения выступают против женского образования. В августе Шабана Басиж-Расих, директор школы для девочек в Кабуле, опубликовала в Twitter видео, на котором горят учебные материалы. Она отметила, что это символизирует угнетение прав женщин и девочек в стране.

В марте 2002 года, после падения режима «Талибана», тысячи афганских девочек были приглашены в общеобразовательные школы для тестирования и распределения по классам. Это происходило на фоне того, что «Талибан» уничтожил все записи о девочках-ученицах, стремясь стереть их существование из истории. Я была одной из таких девочек. Спустя почти 20 лет, как основательница первой школы-пансиона для девочек в Афганистане, я вынуждена уничтожать всю информацию о своих ученицах, чтобы обеспечить их безопасность и защитить их семьи. Я испытываю глубокую боль и подавленность из-за того, что происходит с ними.

Как выглядит война за образование

С 1996 по 2001 год образование для женщин в Афганистане было под запретом. Правительство талибов считало, что обучение женщин противоречит шариатским законам. Однако с приходом американских вооруженных сил и началом военных действий ситуация кардинально изменилась. Девочкам вновь разрешили посещать школы, и в сферу образования, включая женское, было инвестировано несколько миллиардов долларов. Эти изменения стали важным шагом к восстановлению прав женщин и улучшению образовательной инфраструктуры в стране.

В 2001 году в Афганистане в школу пошли всего пять тысяч девочек, а спустя десять лет их число увеличилось до более чем двух миллионов. Этот образовательный проект считается одним из самых успешных в истории реформ в стране. Однако ситуация оставалась сложной: для учениц и их учителей поход в школу нередко был связан с опасностью. Противники женского образования предпринимали все возможные меры, чтобы воспрепятствовать этому процессу.

В 2008 году гуманитарная организация CARE, Всемирный банк и Министерство образования Афганистана опубликовали доклад «Знания в огне: нападение на образование в Афганистане». В этом исследовании подчеркивается, что с января 2006 года по декабрь 2008 года в стране произошло 1145 нападений на школы, учителей и учеников. Эти инциденты включали поджоги, убийства и угрозы. В 2008 году было зафиксировано 670 нападений. За весь период исследования погибли 103 работника образовательных учреждений, включая учителей, директоров и чиновников Министерства образования. Этот доклад освещает серьёзные угрозы для системы образования в Афганистане и подчеркивает необходимость защиты учебных заведений и их сотрудников.

Учителя и другие специалисты в области образования подверглись серьезным физическим нападениям. В докладе упоминается о случаях избиений, казней с отрубанием голов, а также о поджогах их домов. Эти акты насилия наносят огромный ущерб образовательной системе и создают угрозу для жизни и безопасности работников сферы образования.

В стране имели место массовые нападения. Например, было зафиксировано похищение 125 афганских учителей, причиной которого стали их зарплаты, выплачиваемые на банковские карты. Это сделало их уязвимыми для радикальных группировок, которые требовали деньги в обмен на безопасность. Некоторые школы и отдельные сотрудники вынуждены были выплачивать деньги, чтобы избежать нападений.

Школьницам в Афганистане пришлось пережить тяжелые испытания. В 2008 году две ученицы одной из школ стали жертвами жестокого нападения: им в лицо брызнули кислотой из водяных пистолетов, что привело к их слепоте. Кроме того, несколько других девочек также получили ранения в результате этого нападения. Такие инциденты подчеркивают опасности, с которыми сталкиваются девочки в образовательной среде Афганистана, и необходимость защиты прав женщин и детей.

В 2009 году в течение двух недель в нескольких учебных заведениях произошло массовое отравление газом, в результате которого были госпитализированы ученицы и сотрудники. Причины, по которым газ проникал в школы, а также лица, ответственные за эти инциденты, остаются неизвестными. В общей сложности пострадало более ста человек, включая преподавателей и административный персонал. Подобные ситуации повторялись из года в год в различных школах. Например, в 2015 году около 300 девочек из двух образовательных учреждений стали жертвами газового отравления. Эти инциденты подчеркивают необходимость повышения безопасности в учебных заведениях и выявления источников угроз.

Нападения затрагивали не только людей, но и здания учебных заведений. Определенные группировки сжигали и разрушали школы, что приводило к запланированным последствиям. В 2015 году издание The Observer сообщало, что из восьми миллионов учащихся в стране 500 тысяч не посещают учебные заведения, а 10% школ закрылись из-за страха перед нападениями. Это подчеркивает серьезность ситуации и воздействие насилия на образовательную систему, что в свою очередь негативно сказывается на будущем молодежи и развитии общества в целом.

Представитель министерства образования провинции Логар заявил, что обеспечить образование девочкам крайне сложно. Более трех тысяч девочек, которые должны обучаться в пятом классе и выше, остаются дома. Все тридцать преподавательниц в регионе также были вынуждены уволиться. Эта ситуация подчеркивает серьезные проблемы в доступе к образованию для девочек в данной области.

С 2017 по 2019 год в Афганистане было зафиксировано более 300 нападений на школы. В результате этих атак пострадали или погибли не менее 410 учеников, учителей и административных работников. Эти данные предоставлены Глобальной коалицией по защите образования от нападений, подчеркивающей важность защиты образовательных учреждений в условиях конфликта. Защита школ и обеспечение безопасности учащихся и преподавателей остаются актуальными задачами для международного сообщества и местных властей.

Летом 2021 года власть в Афганистане снова оказалась в руках «Талибана». Новое правительство уверяло международное сообщество, что девочкам и женщинам будет разрешено возвращаться в учебные заведения, но при соблюдении определенных условий. К числу этих условий относились полное разделение образовательного процесса для мальчиков и девочек, а также обязательное ношение никаба. Эти меры вызвали обеспокоенность среди правозащитников, которые указывают на ограничения в доступе женщин к образованию и их правам в обществе. Учитывая текущую ситуацию, важно следить за развитием событий и их последствиями для будущих поколений афганских женщин и девочек.

На данный момент восстановление учебного процесса удалось осуществить лишь для девочек до шестого класса в некоторых школах, а в нескольких городах также разрешили посещать занятия старшеклассницам. Газета The New York Times недавно опубликовала историю одной из таких школ, где девочкам было позволено вернуться к обучению. Мать двух учениц поделилась с корреспондентом издания, что одна из её дочерей потеряла сознание перед выходом из дома в первый день учебы из-за сильного напряжения.

Мать обратилась к педагогам школы с просьбой ограничить девочек в получении слишком большого удовольствия от обучения. Это решение было вызвано её воспоминаниями о прошлом, когда первый захват власти «Талибаном» заставил её оставить любимую работу профессора литературы в университете. Она отметила, что это очень уязвимое поколение. По её словам, если её дочь не сможет поступить в университет, это станет для неё настоящей трагедией.

Педагоги как в России, так и за её пределами прилагают все усилия для поддержки учениц. Они стремятся создать благоприятную образовательную среду, обеспечивая доступ к знаниям и ресурсам, необходимым для их успешного обучения и развития.

Как на выручку афганским женщинам пришли «подпольные» школы и онлайн

В октябре 2021 года газета The Times сообщила о запуске секретной онлайн-школы для девочек старше 12 лет в Афганистане, где в настоящее время обучаются 100 учениц. Школу основала благотворительная организация Learn Afghanistan. Учебная программа включает STEM-предметы, а также обучение веб-дизайну и программированию. Девочкам также предоставляются рекомендации по поиску необходимых материалов для самостоятельного обучения.

Конечно, я готов помочь с редактированием текста. Пожалуйста, предоставьте исходный текст, который вы хотите улучшить.

Мы обучаем 100 девочек, которые станут будущим Афганистана. С помощью планшетов они совместно изучают материалы и выполняют домашние задания на протяжении недели. В нашей организации работают женщины-педагоги, являющиеся специалистами в своих областях. Это способствует развитию образования в стране и формированию нового поколения лидеров. Мы уверены, что инвестиции в образование девочек имеют стратегическое значение для будущего Афганистана.

Учительница Назифа Рахмати из данной школы поделилась своими опасениями по поводу возможных последствий своей работы, однако она не намерена отказываться от своих обязанностей. Она отметила, что в настоящее время все сотрудники школы испытывают тревогу, особенно в свете важности доступа женщин к образованию. «Эта программа имеет огромное значение для нас», — подчеркнула она.

Секретные школы имеют долгую историю в Афганистане. Например, Шабана Басиж-Расих, известная активистка, посещала одну из таких школ в начале 2000-х годов. Эти учебные заведения часто создаются в условиях ограничений на образование, и их существование подчеркивает важность доступа к знаниям в сложных обстоятельствах.

Когда «Талибан» пришёл к власти, он запретил женщинам выходить из дома, и девочки не могли посещать школы. Однако среди женщин нашлись смелые, готовые рискнуть ради образования для девочек. Они открыли школы в своих домах, чтобы обучать детей. В одной из таких секретных школ, где училась я, было около ста учениц. Мы приходили в разное время и притворялись членами семьи, живущей в этом доме. Школа открывалась в шесть утра и закрывалась в 16:30. Для многих из нас путь до школы был долгим: я, например, жила в 45 минутах от неё. Этот опыт подчеркивает важность образования для девочек даже в условиях строгих ограничений.

Ученицы получили больше возможностей, поскольку директору удалось организовать безопасный переход из Афганистана в Руанду для сотрудников, учениц и их семей. Это избавило их от необходимости рисковать и искать тайные пути для достижения школы. Такой массовый побег позволил обеспечить безопасность и стабильность, что крайне важно для полноценного обучения и развития.

Это не единственный случай побега. Женская команда по робототехнике из Афганистана, состоящая из подростков, смогла покинуть страну благодаря международным организациям. Также удалось эвакуировать сто учеников и учителей Афганского национального института музыки в Катар. Директор института, доктор Ахмад Сармаст, поделился с радиостанцией NPR, что испытал сильные эмоции, когда самолёт с эвакуированными наконец взлетел. Эти примеры подчеркивают важность международной помощи и поддержки в кризисных ситуациях, особенно для уязвимых групп населения, таких как женщины и дети.

Ученикам доктора Сармаста угрожала серьезная опасность. Обучение в институте было смешанным, что вызывало недовольство нового правительства Афганистана. Кроме того, женский оркестр, выступающий на международной сцене, также вызывал неодобрение властей. Доктор Сармаст и его ученики осознавали всю степень угрозы: на одном из концертов в 2014 году произошел теракт, в результате которого директор института на время потерял слух, а врачам пришлось удалять шрапнель из его головы и тела. Эта трагедия лишь подчеркивает риск, с которым сталкиваются музыканты и преподаватели в условиях нестабильной политической ситуации.

Не все люди могут покинуть свою страну, и в этом контексте учебные заведения за границей активно предлагают помощь. Например, Азиатский университет для женщин в Бангладеш предоставил 250 стипендий для студенток из Афганистана. Кроме того, благотворительный фонд Ялды Хаким, основанный известной британской телеведущей, предлагает возможность получения образования в ведущих вузах США на конкурсной основе. Эти инициативы помогают молодым женщинам продолжать обучение и развивать свои профессиональные навыки, несмотря на сложные обстоятельства.

Калифорнийский некоммерческий университет University of the People сделал значительный шаг вперед, предложив тысячу стипендий на онлайн-образование для девушек, которым было отказано в возможности учиться в своей стране. Эта инициатива направлена на поддержку женщин, стремящихся к получению знаний и профессиональных навыков, несмотря на преграды, с которыми они сталкиваются. Университет предоставляет доступ к качественному образованию, что способствует расширению возможностей для девушек и помогает им реализовать свой потенциал.

Наш университет был основан на принципе, что образование является неотъемлемым правом каждого человека. В свете трагических событий в Афганистане и роста обеспокоенности по поводу прав женщин, особенно в сфере образования, мы стремимся обеспечить афганским женщинам постоянный доступ к высшему образованию. Президент университета Шай Решеф акцентирует внимание на важности этого вопроса для будущего страны и ее женщин.

Университет получил в два раза больше заявок, чем предполагалось, и уже обеспечил финансирование для обучения всех желающих. Решеф в комментарии для журнала Time подчеркнул, что студенты смогут учиться из дома, сохраняя свою конфиденциальность. Это открывает новые возможности для дистанционного образования и доступности учебных программ.

Студентки, начавшие обучение по онлайн-программе 1 ноября, поделились с изданием своими переживаниями. Они осознают, что на их пути возникнут значительные трудности, включая проблемы с интернет-соединением и высокие тарифы на услуги провайдеров. Тем не менее, они настроены серьезно и намерены завершить обучение. Одна из студенток, Фара, рассказала, что будет заниматься ночью, после того как уложит детей спать.

«Я стремлюсь реализовать свою мечту. Я тщательно планировала свое будущее и сейчас готова предпринять все необходимые шаги для его достижения», — отметила она.

С чем приходится сталкиваться педагогам

Положение афганских учительниц остается крайне сложным. Несмотря на то что некоторые женщины-педагоги смогли вернуться к своим обязанностям, значительное число из них по-прежнему сталкивается с трудностями и ограничениями в доступе к образованию и возможностям трудоустройства. Ситуация требует внимания и поддержки со стороны международного сообщества для улучшения условий работы и жизни женщин в образовательной сфере Афганистана.

В октябре 2021 года правозащитная организация Amnesty International опубликовала свидетельства учителей, которые продолжают оставаться в Афганистане. Одна из преподавательниц рассказала, что получила угрожающее письмо от представителей «Талибана», в котором её предупреждали о серьезных последствиях за преподавание спортивных дисциплин в смешанных классах. В результате она была вынуждена скрываться, и даже её семья полагает, что она уехала из страны. Ситуация с правами человека и свободой образования в Афганистане продолжает оставаться критической, что вызывает беспокойство у международного сообщества.

Молодая учительница рассказала о том, как она и её 16-летний брат стали жертвами нападения, организованного членами группировки в августе. Инцидент произошёл во время урока английского языка, когда один из нападавших оскорбительно охарактеризовал этот язык как «язык неверных». Ещё одна преподавательница сообщила о получении угроз в ответ на свои комментарии в СМИ, в которых она жаловалась на низкие зарплаты и ограниченный доступ женщин к образованию. Ей и её коллегам угрожали выселением из жилья, предоставленного предыдущим правительством страны.

Педагоги продолжают стойко противостоять трудностям. Как заявила Паштана Дуррани, «Я тоже создам армию, похожую на „Талибан“, но моя будет состоять из образованных и целеустремлённых женщин». Это высказывание, опубликованное в газете Guardian, подчеркивает решимость и стремление к образованию среди женщин в условиях непростых обстоятельств. Образовательные инициативы, направленные на поддержку женщин, становятся особенно важными в современном обществе, способствуя их empowerment и обеспечивая равные возможности для будущих поколений.

В 2020 году Глобальная коалиция по защите образования от нападений сообщила о более чем 11 тысячах случаев нападений на школы, учеников и учителей в 37 странах в период с 2015 по 2019 год. Среди государств с высоким уровнем насилия выделяются Турция, Сирия, Палестина, Судан, Йемен, Камерун, Конго, Филиппины, Индия, Пакистан и, безусловно, Афганистан. В результате этих атак пострадали или погибли как минимум 22 тысячи человек, что подчеркивает необходимость защиты образовательных учреждений и обеспечения безопасности учащихся и педагогов по всему миру.

Читать дополнительные материалы:

  • Как репетитор из Зимбабве готовит к экзаменам через WhatsApp
  • Уехать в село, чтобы учить детей: романтика или осознанный выбор?