СДВГ у взрослых: как отличить от обычной невнимательности? / Skillbox Media
Синдром дефицита внимания и гиперактивности появляется в детстве, но многие взрослые живут с ним и не понимают, что с ними происходит.
Содержание:
Задумывались о новой профессии, но не знаете, с чего начать? Узнайте, что подойдёт вам: IT, дизайн, геймдев, менеджмент или маркетинг. Пройдите бесплатную профориентацию.
Узнать большеВ данной статье мы подробно рассмотрим ключевые аспекты темы, чтобы предоставить читателям полное понимание. Мы окунёмся в основные элементы и особенности, анализируя их влияние и значение. Цель нашего обсуждения — помочь вам глубже разобраться в предмете и узнать о его важности в современных условиях. Оставайтесь с нами, чтобы получить полезную информацию и практические рекомендации.
- насколько синдром дефицита внимания и гиперактивности распространённое заболевание;
- какие типы СДВГ существуют;
- чем отличается взрослый СДВГ от детского;
- как отличить расстройство от обычной невнимательности;
- какие расстройства могут сопровождать СДВГ;
- можно ли ужиться с ним.
Психолог с более чем восьмилетним опытом практики, АСТ-терапевт, логотерапевт и арт-терапевт. Являюсь автором телеграм-канала «Саша об СДВГ» и книги «Жизнь с СДВГ. От прокрастинации к самоорганизации». Лично сталкиваясь с СДВГ, я помогаю своим клиентам справляться с этим состоянием и находить гармонию в жизни. Мой опыт и знания позволяют мне эффективно поддерживать людей, стремящихся к самоорганизации и улучшению качества своей жизни.
Мы запустили телеграм-канал «Ты как?», где в удобном формате делимся знаниями о саморазвитии, психологии, эффективном обучении и построении успешной карьеры в любом возрасте. Присоединяйтесь к нам и откройте новые горизонты личностного роста и профессионального развития. Подписывайтесь и оставайтесь в курсе актуальных тем!
Что такое СДВГ и насколько он распространён?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это нейроповеденческое расстройство, проявляющееся стойкими признаками гиперактивности, импульсивности и нарушениями внимания. Данное расстройство может существенно влиять на поведение и самооценку человека, а также на его учебные и социальные взаимодействия. СДВГ часто диагностируется в детском возрасте, однако его симптомы могут сохраняться и во взрослой жизни. Важно понимать, что СДВГ требует комплексного подхода к диагностике и лечению, включая психологическую поддержку и, при необходимости, медикаментозное вмешательство. Правильное понимание и диагностика СДВГ помогут улучшить качество жизни как пациентов, так и их окружения.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) был выделен как самостоятельный диагноз в Международной классификации болезней 11-го пересмотра (МКБ-11). Современные исследования показывают, что первые признаки СДВГ могут проявляться у детей до 12 лет. Однако у некоторых людей симптомы синдрома могут быть замечены специалистами и в более позднем возрасте. Важно своевременно выявлять и диагностировать СДВГ для обеспечения эффективного лечения и поддержки.
В России применяется Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), в которой синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) не имеет отдельного описания. Вместо этого, состояние, проявляющееся подобными признаками, классифицируется как гиперкинетическое расстройство. Обычно такие расстройства начинают проявляться в возрасте до пяти лет. По оценкам, около 7–16% детей и подростков в России страдают от этой патологии. СДВГ может существенно влиять на учебную деятельность и социальное взаимодействие, что важно учитывать при диагностике и лечении.
В последние десять лет диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у взрослых в России начала активно развиваться благодаря усилиям информированных психологов и психиатров. Эти специалисты проходят специальное обучение, что позволяет им правильно идентифицировать симптомы, ранее часто ошибочно относимые к тревожным расстройствам. В дополнение к индивидуальным консультациям проводятся групповые тренинги, разработанные по протоколу Евгении Дашковой, который основан на методах Стивена Сафрена, автора поведенческой терапии для взрослых. Такие подходы способствуют более точной диагностике и эффективному лечению СДВГ, улучшая качество жизни пациентов.
В России отсутствует официальная статистика по СДВГ у взрослых. В мировом масштабе распространенность данного расстройства составляет от 2% до 6%. Симптомы СДВГ могут сохраняться на протяжении всей жизни, однако к 50-60 годам их выраженность, как правило, уменьшается. Согласно американским данным, у взрослых до 44 лет симптомы СДВГ наблюдаются у 4,4% населения.
Типы СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) характеризуется тремя основными симптомами. В этом тексте мы перечислим их, а более подробное описание каждого симптома представим позже.
- нарушение концентрации/внимания,
- импульсивность,
- гиперактивность.
Существует несколько типов синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), которые классифицируются в зависимости от преобладания определенных симптомов. Основные типы включают в себя комбинацию гиперактивности, импульсивности и недостатка внимания. Каждый тип имеет свои особенности, что влияет на подход к лечению и поддержке пациентов. Понимание этих типов может помочь родителям, педагогам и специалистам в разработке эффективных стратегий для управления симптомами СДВГ и улучшения качества жизни пациентов.
- расстройство внимания,
- расстройство гиперактивности/импульсивности,
- смешанный тип.
Чем отличаются детский и взрослый СДВГ?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) проявляется в детском возрасте, и его нельзя «приобрести» во взрослом состоянии. СДВГ — это нейропсихологическое расстройство, которое характеризуется трудностями с концентрацией внимания, повышенной активностью и импульсивностью. Важно понимать, что СДВГ является врожденным состоянием, а не результатом внешних факторов или воспитания. Ранняя диагностика и подходящее лечение могут существенно улучшить качество жизни детей с этим расстройством. Родителям и педагогам следует обращать внимание на признаки СДВГ, чтобы обеспечить своевременную поддержку и помощь.
При преобладании симптома дефицита внимания у человека возникают трудности с концентрацией. Это касается как детей, так и взрослых. Люди с этим состоянием часто испытывают сложности в сосредоточении на поставленных задачах, что может привести к снижению продуктивности и затруднениям в обучении или работе. Основные проявления включают постоянные отвлечения, забывчивость и невозможность завершить начатое. Понимание этих симптомов важно для поиска эффективных методов коррекции и поддержки.
- либо фокус сложно удержать на каком-то одном деле (человек быстро переключается с одного дела на другое);
- либо, наоборот, происходит гиперфокус, при котором человек так сильно увлекается чем-то, что перестаёт замечать происходящее вокруг, — например, он может вечером начать читать книжку про Римскую империю и «зависнуть» с ней, не заметив, что так провёл всю ночь.
Люди с дефицитом внимания сталкиваются с трудностями в повседневной жизни, особенно когда речь идет о ситуациях, требующих длительной концентрации. Им необходимо прилагать значительные усилия, чтобы поддерживать внимание в разговоре или обсуждении, что делает такие взаимодействия более сложными. Это постоянное напряжение может приводить к усталости и снижению качества общения. Понимание этих трудностей и использование стратегий для улучшения концентрации может помочь в создании более комфортной социальной среды для людей с дефицитом внимания.
При наличии симптома гиперактивности человек не может оставаться на одном месте. О таких детях часто говорят, что они «бегают по потолку». Взрослые, хотя и способны лучше контролировать себя, также чувствуют физический дискомфорт при длительном спокойном сидении. Они могут активно жестикулировать, говорить быстро и часто менять позы. Понимая свою проблему, взрослый может осознанно замедлить свои действия.
Основное отличие между СДВГ у детей и взрослых заключается не в симптомах, а в уровне самоконтроля. Взрослые с СДВГ обладают большей осознанностью и способны осмысливать свои состояния. Они умеют контролировать поведение и организовывать своё время с учётом особенностей своего здоровья. Взрослые лучше понимают социальные нормы и осознают, какое поведение является приемлемым для общества, а какое — нет. Это понимание позволяет им более эффективно адаптироваться и взаимодействовать с окружающими, что значительно улучшает качество их жизни.
Еще одно важное отличие заключается в компенсации. С возрастом человек может преодолеть проблему или адаптироваться, научившись эффективно справляться с возникающими трудностями. Это умение компенсировать сложные ситуации часто связано с жизненным опытом и развитием личностных качеств, что позволяет находить оптимальные решения и улучшать качество жизни.
Дети не способны к осознанности.
Как отличить расстройство внимания от обычной невнимательности
СДВГ, или синдром дефицита внимания и гиперактивности, не является приобретённым расстройством, а представляет собой нейроотличие. Это особенность развития мозга, при которой префронтальная кора, отвечающая за исполнительные функции и контроль поведения, функционирует недостаточно активно. Понимание природы СДВГ важно для правильной диагностики и эффективной терапии, направленной на улучшение качества жизни людей с данным состоянием.
Диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) может быть предварительно установлен психологом. Однако окончательное заключение и постановка диагноза осуществляются только психиатром на основе специализированных опросников, таких как DIVA.
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы соблюдались два ключевых критерия.
- симптомы проявляются с шести лет;
- они устойчивы в течение жизни и мешают более чем в двух сферах: в школе, на работе, в хобби или в отношениях.
Люди с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) сталкиваются с проблемами, связанными с исполнительной функцией и самоконтролем. Это приводит к затруднениям в выполнении рутинных задач, которые требуют сосредоточенности и внимания. Часто они принимают необдуманные решения, действуя преимущественно на основе эмоций. Такой подход может негативно влиять на их повседневную жизнь, затрудняя выполнение как личных, так и профессиональных обязанностей. Понимание этих особенностей важно для разработки эффективных стратегий поддержки и управления СДВГ, что поможет улучшить качество жизни и повысить продуктивность.
Существует ряд других отличий.
Взрослые часто начинают осознавать наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в тот момент, когда из их жизни исчезают люди, которые ранее оказывали поддержку в решении повседневных задач, такие как родители или партнер. Это осознание может привести к необходимости поиска новых способов справляться с трудностями, связанными с организацией и управлением временем. Понимание своего состояния и наличие необходимых инструментов поможет улучшить качество жизни и взаимодействие с окружающими.
Человек с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), оставаясь один, испытывает трудности в организации своего времени и планировании дня. Он может забывать важные встречи и терять вещи, что затрудняет сосредоточение на значимых задачах. Например, «опоздание на восемь рейсов за год» иллюстрирует типичную проблему, с которой сталкиваются такие люди. В отличие от них, у людей без этого расстройства поведенческие стратегии формируются автоматически, без необходимости сознательных усилий. Это подчеркивает важность понимания особенностей СДВГ и необходимости поддержки в управлении временем и задачами.
Главное отличие невнимательности или невоспитанности заключается в том, что симптомы, связанные с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), проявляются постоянно на протяжении более шести месяцев. Важно понимать, что людей с СДВГ иногда ошибочно воспринимают как плохо воспитанных, однако их поведение является результатом неврологического расстройства, а не недостатка воспитания. Таким образом, для точной диагностики и своевременной помощи необходимо учитывать длительность и устойчивость симптомов.
Людям трудно объективно оценивать время. С одной стороны, кажется, что впереди целых 15 минут, и можно успеть сделать всё запланированное, но на практике это может обернуться опозданием на час или два. С другой стороны, смотря на навигатор, человек видит, что до пункта назначения остается всего час, но искренне убежден, что сможет проехать значительно быстрее, чем показывает устройство. Эти аспекты особенно ярко проявляются у людей с СДВГ, которые часто сталкиваются с трудностями в управлении своим временем. Они действительно хотят приходить вовремя, но, к сожалению, им это дается с большим трудом.
Люди с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) часто испытывают трудности с самоконтролем. Это приводит к тому, что они стремительно переключаются с одного занятия на другое. Например, такой человек может одновременно приобрести несколько обучающих курсов, которые проводятся в одно и то же время, оформить абонементы в разные спортзалы или купить дорогостоящее оборудование для нового хобби, но в конечном итоге не посвятить этому времени, поскольку быстро теряет интерес. Этот паттерн поведения может негативно сказываться на их жизни, мешая достигать целей и развиваться в выбранных направлениях. Обращение к специалистам и использование стратегий управления вниманием может помочь улучшить ситуацию и повысить уровень удовлетворенности от достигнутых результатов.
Рассредоточение внимания во многом связано с физиологическими особенностями выработки дофамина, нейромедиатора, который отвечает за ощущения радости и удовольствия, а также за долгосрочные награды. У людей с СДВГ мозг не воспринимает радость от длительных действий как вознаграждение. В то время как обычный человек может оценить: «Я поработаю три месяца, и потом отправлюсь в отпуск, это будет замечательно», для человека с СДВГ три месяца могут казаться вечностью. Таким образом, трудности с планированием и мотивацией могут значительно усложнять выполнение задач и достижение целей.
Читать также:
СДВГ у взрослых: причины, симптомы и лечение
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у взрослых представляет собой распространенное расстройство, которое может оказывать значительное влияние на повседневную жизнь. Причины возникновения СДВГ у взрослых могут быть связаны с генетическими факторами, особенностями развития мозга и воздействием окружающей среды. Нередко это расстройство проявляется в детстве, но многие взрослые не осознают, что у них есть СДВГ.
Симптомы СДВГ у взрослых могут включать трудности с концентрацией внимания, проблемы с организацией задач, импульсивное поведение и повышенную активность. Часто люди с СДВГ испытывают сложности в управлении временем, что может приводить к несоответствию между планами и реальными действиями. Также наблюдаются эмоциональные колебания и проблемы в межличностных отношениях.
Лечение СДВГ у взрослых может включать медикаментозную терапию, когнитивно-поведенческую терапию и методы самоорганизации. Применение медикаментов может помочь улучшить концентрацию и снизить импульсивность, в то время как психотерапия способствует выработке эффективных стратегий для управления симптомами. Также полезными могут быть техники тайм-менеджмента и организации рабочего пространства.
Важно помнить, что правильная диагностика и своевременное лечение СДВГ могут значительно улучшить качество жизни человека. Если вы подозреваете, что у вас или у близкого человека есть признаки СДВГ, рекомендуется обратиться к специалисту для оценки состояния и получения необходимой помощи.
Люди с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) часто сталкиваются с трудностями в контроле своих желаний. Когда они видят что-то, что кажется им крайне важным и желанным, отказаться от этого в данный момент оказывается почти невозможным. Убедить себя подождать или обдумать решение становится настоящим вызовом. Для них концепция «отложенного удовольствия» представляет собой серьезную проблему, поскольку «отложенный» дофамин не оказывает должного влияния. В результате физиологическая потребность в мгновенном удовлетворении становится основой импульсивного поведения, что затрудняет принятие взвешенных решений и планирование на будущее.
Импульсивность часто проявляется в высокой отвлекаемости. Например, вы садитесь за работу, но мимо проходит кошка или на телефоне появляется уведомление. В такие моменты концентрация теряется, и рабочий настрой уходит. Чтобы повысить продуктивность, важно научиться управлять отвлекающими факторами и создавать подходящую рабочую атмосферу.
Импульсивность в рутинных задачах может казаться незначительной, однако она становится особенно опасной в рискованных ситуациях. У людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) наблюдается повышенная предрасположенность к совершению опасных действий. Согласно статистическим данным, от 21,7% до 45% лиц, совершивших правонарушения, имеют диагноз СДВГ. Это подчеркивает важность понимания влияния импульсивности на поведение и необходимость применения эффективных стратегий для управления этим состоянием.
Гиперфокус — это состояние, которое не всегда проявляется, но встречается довольно часто. Он может быть особенно полезен в критические моменты, например, при подготовке к экзаменам или в процессе выполнения сложных проектов. Однако у гиперфокуса есть и свои недостатки. Это состояние не подразумевает осознанного управления вниманием, и в такие моменты человеку сложно контролировать себя. Он может забыть о необходимости поесть, попить воды или сделать перерыв, что может привести к физическому дискомфорту, например, к затекшим ногам или болям в спине. Задачи вне гиперфокуса теряют свою значимость и воспринимаются как несущественные. Из-за этого можно потерять счет времени и упустить важные моменты, такие как забрать ребенка из детского сада или прийти на важную рабочую встречу. Это создает дополнительные проблемы и подчеркивает необходимость осознания своих действий во время гиперфокуса.
Какие расстройства могут сопровождать СДВГ
Проблемы с вниманием, постоянная отвлекаемость и неорганизованность могут вызывать значительное беспокойство. Такие состояния часто сопровождаются нарушениями сна и повышенной раздражительностью. В результате симптомы, связанные с этими проблемами, а также стрессовые ситуации могут существенно снижать качество жизни, негативно отражаясь на трудовой деятельности, учебе и личных отношениях. Эти факторы могут приводить к развитию психологических расстройств. Кроме того, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) может сочетаться с другими психическими расстройствами, усугубляя ситуацию и требуя комплексного подхода к решению проблемы.
Тревожные расстройства часто наблюдаются у людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). С детства такие люди сталкиваются с непониманием окружающих: им говорят, что они умные, но не могут сосредоточиться, ленятся или мечтают наяву. Важно понимать, что это не лень, а особенности их восприятия и обработки информации. Сочетание тревожности и СДВГ требует внимания и поддержки, чтобы помочь этим людям проявить свои сильные стороны и эффективно справляться с вызовами.
С детства человек может испытывать чувство вины и постоянное давление, что негативно сказывается на его психическом здоровье и формировании адекватной самооценки. Эти переживания могут привести к различным психологическим проблемам во взрослом возрасте. Важно осознать, как ранние эмоциональные травмы влияют на дальнейшую жизнь и найти пути для их преодоления. Психологическая поддержка и работа над собой могут существенно улучшить ментальное состояние и способствовать формированию здоровой самооценки.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у мужчин диагностируется в два раза чаще, чем у женщин. Однако у женщин с возрастом гиперактивность чаще трансформируется в тревожные расстройства. Это явление обусловлено социокультурными факторами воспитания. В обществе мальчикам разрешается проявлять активность и неугомонность, тогда как девочкам, как правило, предъявляются строгие требования к поведению, что в свою очередь может способствовать развитию тревожности.
Когда взрослая женщина с расстройством внимания приходит на консультацию к психологу, она часто испытывает напряжение. В таком состоянии она может долго оставаться в одной позе, при этом постоянно, но мелкими движениями шевелить руками. Это является проявлением подавленной гиперактивности. Понимание таких симптомов помогает специалисту разработать эффективные методы работы с пациентом и улучшить качество жизни.
Причины, вызывающие тревожность, также могут быть связаны с тем, что нервная система испытывает трудности в адаптации к социальной среде. Это может проявляться в виде стрессовых реакций, неуверенности в себе и затруднений в общении с окружающими. Невозможность эффективно взаимодействовать с людьми может усиливать чувство тревоги и приводить к социальным фобиям. Понимание этих факторов является важным шагом к разработке эффективных стратегий для преодоления тревожности и улучшения качества социальной жизни.
Расстройства аутистического спектра (РАС) часто встречаются в сочетании с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Оба состояния представляют собой особенности нейроразвития. Согласно статистическим данным, от 30% до 50% детей дошкольного возраста с РАС проявляют симптомы СДВГ. При этом у двух третей из них также наблюдаются признаки расстройства аутистического спектра. Важно учитывать эти взаимосвязи для более эффективной диагностики и комплексного подхода к лечению. Понимание особенностей этих состояний может помочь родителям и специалистам в разработке индивидуальных программ поддержки и коррекции.
Слишком громкие звуки, яркие цвета и колючие ярлыки на одежде могут перегружать людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это вызывает у них сильное раздражение и физический дискомфорт, который трудно игнорировать. Важно учитывать эти особенности, чтобы создать комфортную среду для людей с СДВГ. Правильный выбор звукового и визуального окружения может значительно улучшить их состояние и снизить уровень стресса.
С СДВГ можно ужиться?
СДВГ, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью, представляет собой расстройство поведения, а не характера. Это означает, что человек с СДВГ способен осознать свою особенность и увеличить свои знания о данном синдроме. У него есть возможность сделать выводы и найти эффективные стратегии для решения возникающих проблем. Он может развивать навыки организации, формировать полезные привычки и обращаться за поддержкой к близким. Понимание своего состояния и активные действия по его улучшению могут значительно повысить качество жизни человека с СДВГ.
Психологи обучают людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) принимать свой диагноз и осознавать его значение. Специалисты предлагают эффективные техники поведенческой терапии, которые помогают успокоить нервную систему и компенсировать недостаток навыков, необходимых для социального развития. Эти методы способствуют улучшению качества жизни и помогают лучше адаптироваться в обществе.
Групповые тренинги предоставляют участникам важные навыки, способствующие снижению хаоса и импульсивности, а также улучшению качества жизни. Одним из ключевых аспектов является ведение ежедневника, что помогает не забывать о встречах и обязательствах. Использование календаря позволяет увидеть ограниченность времени и правильно расставить приоритеты. Терапевтические практики осознанности играют важную роль, помогая участникам осознавать текущие события и восстанавливать контроль над своей жизнью. Эти навыки способствуют не только личностному росту, но и улучшению межличностных отношений.
Постоянный мониторинг своего состояния и корректировка поведения являются ключевыми факторами для людей с СДВГ, позволяющими им вести полноценную жизнь. При соблюдении этих условий они способны создать крепкую семью и достигать значительных успехов в своей профессиональной деятельности.
Как зарабатывать в IT
Пройдёте простой тест, чтобы понять, какое направление в IT подходит вам больше всего. Освоите Python и Java, мобильную и веб-разработку, анализ данных, нейросети, тестирование и кибербезопасность. Напишете первые программы и создадите персональный карьерный план для старта в IT.
Узнать подробнее