Геймдев Дизайн #Статьи #Статьи

30 января, 2024

Кто такой 3D-дженералист и чем он занимается

В IT не так много профессий, которые бы подходили людям творческим, но с техническим складом ума. Чаще всего требуется часами выполнять однообразную работу. Но только если вы не 3D-дженералист.

Профессия, на которой держатся современные индустрии развлечений и высокотехнологичного производства

При упоминании 3D-моделирования люди сразу думают о компьютерных играх или эффектах для фильмов. Но в реальности этот навык сегодня пригодится и во многих других сферах. Вот только несколько отраслей, где не обойтись без специалистов, умеющих работать с трехмерной графикой:

  • Реклама. Практически вся реклама, включая видео и печатные баннеры, на 70-80% — результат работы специалистов по трехмерной графике.
  • Телевидение. Даже небольшие региональные каналы привлекают в штат художников по трехмерной графике для создания заставок, виртуальных студий, работы над рекламой и телепередачами.
  • Разработка современных игр. Тесно связана с 3Д. Прежде всего это относится к крупным ААА-проектам с полноценными виртуальными мирами. 
  • Метавселенные. Это виртуальные миры, где можно общаться, проводить деловые встречи, играть и даже устраивать концерты. Пока проекты больше развлекательные, но идея активно развивается.
  • Кинопродакшн. Сложно найти фильм, снятый за последние пару десятилетий, в котором отсутствует 3Д-графика. В некоторых современных картинах вроде фильмов «Аватар», «Первому игроку приготовиться» и «Аквамен» нарисовано все — от персонажей до зданий, деревьев и даже неба. Трехмерная графика присутствует в 80-90% кадров.
  • Полиграфия. 3D-дженералист может создавать красивые иллюстрации для журналов, буклетов, книг, брошюр. Это может быть визуализация природы, интерьеров или товаров.
  • Интернет-торговля, маркетинг. Часто именно 3D-дженералисты занимаются дизайном упаковки, создают макеты товаров, которые потом используются в рекламе и на витринах интернет-магазинов и маркетплейсов.
  • Производство. На крупных предприятиях и в конструкторских бюро работают инженеры с профильным инженерным образованием. Но сейчас на рынке есть много небольших производственных компаний, которые изготавливают сувениры, декор для дома и рекламные вывески на заказ. Все это создается с помощью оборудования с числово-программным управлением (ЧПУ) — фрезерных станков и 3D-принтеров. Поэтому там часто нужны специалисты, которые умеют быстро создавать трехмерные модели на основе эскизов или по описанию.
  • Строительство, сфера недвижимости. Проектированием зданий занимаются архитекторы. Но для создания рендеров, визуализации здания для рекламных проспектов не нужно инженерное образование — будет достаточно навыков 3D-моделирования.

Узнайте, как создавать реалистичные текстуры в Substance Painter и ретушировать изображения в Photoshop на курсе 3D-художник

Узнать больше

Чем занимается 3D-дженералист

3D-generalist — художник по трехмерной графике, он же 3D-artist. Цифровая графика продвинулась в развитии до того уровня, что 3Д-моделирование уже делится на несколько специализаций. 

Есть аниматоры, которые занимаются анимацией персонажей или художественных сцен. Есть моделлеры, которые создают макет или каркас трехмерной модели. Есть специалисты по освещению, которые настраивают виртуальные источники света, и текстурам, что раскрашивают персонажей или окружающую среду. Есть специалисты по окружению, которые разрисовывают фон, наполняют окружающий мир зданиями и растениями, а есть специалисты по спецэффектам или VFX — они добавляют в игру или фильм ветер, вспышки молнии, настраивают свет заката. 

Однако не все студии могут позволить себе содержать армию дизайнеров и художников, хотя и доскональное владение отдельными направлениями нужно не всегда. Чаще всего компании ищут дженералиста — специалиста, который сможет в одиночку и в ограниченные сроки сделать несложный проект под ключ. Например, создать концепт игрового персонажа или рендер проекта здания для презентации.

3D-generalist  — художник, который в комплексе освоил создание 3D-графики. Если дословно перевести термин, то это специалист широкого профиля, который может заменить несколько человек. Есть энтузиасты, которые досконально изучили трехмерную графику со всех сторон, а также сопутствующие инструменты. Они могут в одиночку выпустить полноценный анимационный фильм или под ключ разработать графику для игры, включая игровых персонажей, мобов и окружающую среду. Но не обязательно знать все. 

Дженералисты делятся на отдельные направления, и достаточно освоить определенный набор инструментов для полноценного решения конкретной задачи. Например:

  • Художник по персонажам (3D Character Artist) создает персонажа. Например, героя или животное, прототип транспорта с текстурами, освещением и риггингом (анимацией движений, мимики) для игры или фильма. 
  • Художник по окружению (Environment Artist) разрабатывает концепт окружающей среды. Собирает целый мир для игры, фильма или мультфильма из готовых объектов, добавляет природные явления (дождь, ветер, тучи), накладывает текстуры неба и настраивает свет. 
  • Концепт-художник (3D Concept Artist) создает прототип на этапе отбора идей. От специалиста не нужна предельная детализация. Главное, работать быстро. Например, за несколько часов необходимо перенести эскиз героя с бумаги в 3Д-модель или сделать несколько вариантов архитектуры проектируемого здания. 

Дженералисты также отличаются по сфере, в которой они работают, и используемым инструментам. Это могут быть специалисты по дизайну интерьера, архитекторы, 3Д-художники видеорекламы и видеоклипов, печатной рекламы, промышленные дизайнеры, которые занимаются дизайном различных приборов, бытовой техники и автомобильных концептов. В каждой отрасли используется определенный набор инструментов и пайплайн — поэтапный план работы от создания идеи до результата. Но технически переквалифицироваться из одной сферы в другую несложно. Для разных задач используются одни инструменты, приемы работы во многом похожи или даже полностью повторяются.

Список задач и pipeline в геймдеве, теле-, кинопроизводстве и рекламе:

 

  • создание модели;
  • UV-маппинг, текстурирование;
  • создание «скелета» объекта для анимации (ред.: риггинг);
  • настройка анимации объектов и сцен;
  • работа с окружением;
  • добавление спецэффектов (VFX);
  • настройка света;
  • композинг, рендеринг, постпродакшн.

В других сферах пайплайн будет немного короче. Например, для рендеров в архитектуре не нужны спецэффекты, а часто и анимация. В производстве отпадает еще и окружение, иногда не нужны и текстуры. 

Какие навыки нужно развивать 3D-дженералисту и какие инструменты пригодятся для работы

Полезным навыком для 3D-дженералиста будет умение рисовать от руки, которое поможет более ясно выражать мысли и реализовывать идеи. Это упростит работу, если использовать графический планшет. Но без этого навыка можно обойтись. Многие 3D-дженералисты работают в связке с дизайнером и просто переносят «бумажные» наброски в цифровую модель. 

Основная работа проходит в одном 3D-редакторе. Обычно используется одно из универсальных и мощных приложений, которое подойдет для разных специализаций:

  • Blender. Универсальный и бесплатный редактор, который позволяет делать почти все в киноиндустрии, геймдеве, рекламе, полиграфии, производстве, архитектуре. Можно моделировать с помощью полигонов и скульптинга, делать эффекты, анимацию, накладывать и редактировать текстуры.
  • 3DS Max. Еще один комбайн, который используется практически везде. Позволяет настраивать интерфейс в зависимости от сферы использования.
  • Maya. Редактор с продвинутыми инструментами для текстурирования, анимации, работы с частицами, VFX. Может почти все, но заточен под кинопроизводство, рекламу и разработку игр.
  • Cinema 4D. Редактор разработала компания Maxon для киноиндустрии в качестве конкурента Maya. Но благодаря продвинутым возможностям работы с частицами и спецэффектами, хорошей производительностью и удобному интерфейсу активно используется при разработке игр. Подходит для рекламы и рендеров для полиграфии.
  • AutoCAD и его конкурент SolidWorks. Изначально приложения разработали для проектирования в промышленности. Хотя инструменты заточены под инженеров и разработку деталей, различных приборов и моделирования для 3Д-печати, они применяются и в других отраслях.

Иногда возможностей одного из универсальных редакторов недостаточно. В некоторых случаях реализовать идею, например, настроить текстуры и спецэффекты, намного удобнее и быстрее в специализированном приложении. Поэтому помимо одного из базовых редакторов для какой-то сферы полезно изучить и более продвинутые инструменты.

  • Геймдев. В дополнение нужно знать один из 3D-редакторов с продвинутыми возможностями для  настройки спецэффектов, скульптинга (лепки) и анимации моделей. Например, Unity, LightWave 3D, ZBrush, Houdini, Sculptris, Mudbox. Приложения для текстурирования — Adobe Substance 3D Painter, 3D Coat, Mari. 3D-конструкторы на базе игровых движков — Unity Editor, Unreal Engine.
  • Телевидение, реклама, кинопроизводство. Дополнительно изучаем 3D-редактор с продвинутыми функциями анимации, скульптинга и спецэффектов, приложения для текстурирования, а также софт для постпродакшна. Например, After Effect, Fusion или Nuke.
  • Архитектура, дизайн интерьеров. Многие архитекторы и дизайнеры используют 3Ds Max, Sketchup, ArchiCAD, Rhinoceros 3D, Lumion от Act-3D.
  • Полиграфия, маркетинг. Здесь используются Blender, Zbrush, Maya, SketchUp и приложения для работы с 2D-графикой — Photoshop, Gimp, Illustrator, CorelDraw.
  • Производство, промышленный дизайн. Удобнее использовать приложения для проектирования прототипов в промышленности. Например, AutoCAD, Fusion 360, SolidWorks, Autodesk Alias, Inventor, Rhinoceros 3D.

Дженералисту не нужно изучать десятки разных приложений. Обычно достаточно 2-3 инструментов, но важно хорошо знать их возможности и сильные стороны. Например, с моделированием персонажей и объектов, текстурированием, анимацией, VFX справится Cinema 4D и Maya.  В теле- и кинопроизводстве дополнительно понадобится знание софта для постпродакшена. Например, Fusion или After Effect. В разработке игр пригодится 3D-редактор игрового мира вроде Unity Editor. Houdiny, ZBrush или Mari знать полезно, но конкретно для дженералиста они не обязательны и нужны не так часто, как 3Д-художникам по анимации, VFX.

Если говорить об основных приемах и особенностях 3Д-разработки, то среди основных hard skills 3Д-дженералиста можно отметить:

  • Моделирование. Работа с полигональными моделями, навыки скульптинга.
  • Маппинг, текстурирование. Текстуры — растровые двухмерные изображения, которые имитируют разные материалы — ткани, дерево, кожу, камень. Дженералисту нужно уметь редактировать, создавать новые текстуры и накладывать их на 3Д объект.
  • Риггинг. Создание «скелета» живых существ и объектов, которые планируется анимировать, чтобы в дальнейшем управлять их движениями или мимикой. 
  • Анимация персонажей и сцен.
  • Умение использовать ассеты — готовые объекты или целые наборы. Это могут быть модели зданий, растений, персонажей, шаблоны с анимацией, эффектами.
  • Работа с освещением и виртуальными камерами.
  • VFX.  С помощью этой программы дженералист работает с частицами (пылью, дождем, снегом) и другими явлениями (взрывами, молниями и магическими эффектами). 
  • Композинг. Сведение нескольких объектов в одной сцене. Например, наложение разработанных в отдельном объекте спецэффектов, добавление окружения.
  • Рендеринг, визуализация. Создание на основе 3Д-проекта кадра или изображения.

Большую часть работы дженералист проводит за компьютером и часто работает над проектом один. Поэтому быть общительным не обязательно. Но нужно научиться понимать с полуслова заказчика или продюсера, уметь правильно понять задачу, даже когда техзадание содержит минимум данных. 

Среди основных основных soft skills, которые нужно развивать 3D-дженералисту, еще можно отметить:

 

  • усидчивость и внимательностьиногда приходится часами работать над прорисовкой мелких деталей;
  • умение быстро переключаться между задачами;
  • умение планировать время и доводить работу до конца;
  • личная организованность и умение расставлять приоритеты;
  • проактивность — желание развиваться и осваивать новые инструменты, технологии.

Сколько зарабатывают 3D-дженералисты 

Вакансии для специалистов по трехмерной графике можно найти даже в небольших городах. Спрос на таких специалистов стабильно растет. И что важно — в этой сфере распространена удаленная занятость, можно устроиться на работу в зарубежную компанию.

Еще одно достоинство профессии — гибкость. Специалисты, которые могут сделать проект под ключ, нужны крупным студиям и небольшим компаниям. Карьерное развитие такого специалиста традиционно для IT-сферы — стажер > junior > middle > senior. В перспективе можно дорасти до руководителя проектов или арт-директора. Работать можно в маркетинговом агентстве, студии дизайна интерьера, архитектурном бюро, на телевидении, на предприятии, которое занимается 3Д-печатью, в кино и игровой индустрии.

В этой профессии развивается и фриланс. При этом зарабатывать можно на уровне 3D-художника, трудоустроенного в крупном продакшене. Эксперты с опытом реализации масштабных проектов получают в разы больше. 

По Беларуси сложно составить объективную статистику по зарплатам 3D-дженералиста. Большинство продакшенов и студий, занятых в креативной сфере, предпочитают оговаривать доход по результатам собеседования и не публикуют конкретных предложений. Небольшие мебельные фабрики и компании по ремонту квартир, согласно данным belmeta.com, готовы платить 3Д-дизайнерам мебели и интерьеров от 1200 до 4800 белорусских рублей в месяц.

По данным glassdoor.com, в США средняя зарплата такого специалиста составляет 93 тысячи $ в год. При этом специалисты широкого профиля зарабатывают больше узкоспециализированных 3D-художников, а 3D-дженералист уровня middle с трехлетним опытом работы может зарабатывать как 3D-artist уровня senior.

Бонус освоения полного стека технологий 3D-разработки — много возможностей для трудоустройства. За рубежом такой специалист нужен в небольших компаниях, студиях дизайна интерьера, рекламных агентствах, ювелирных мастерских и в крупных корпорациях уровня Caterpillar или Microsoft. Вполне возможно устроиться в зарубежную компанию удаленно со средним уровнем английского. 

Как освоить профессию 3D-generalist. Полезные ресурсы от редакции Skillbox.by

Освоить 3Д-моделирование можно в вузе. Например, в технических университетах Беларуси вроде БНТУ. Там изучают такие инструменты как AutoCAD, Компас 3D и 3Ds Max. Существуют и профильные специализации, где можно изучить 3Д-технологии более глубоко. БГАИ готовит специалистов по направлениям «Дизайн изделий бытового потребления», «Графический дизайн», «Дизайн виртуальной среды» и «Дизайн мебели».

Но при этом высшее образование не обязательно. Работодатели обычно смотрят на портфолио с реализованными проектами, уровень владения технологиями 3Д-разработки и инструментами. Последний критерий наименее важен. Нет большой проблемы, если вы крутой 3Д-дженералист, но изучили Blender, а в студии используют Cinema 4D. Принципы работы в разных приложениях схожи и освоить новый инструмент можно за пару месяцев. 

В качестве альтернативы высшему образованию можно рассмотреть дистанционные курсы — в таком случае освоить профессию можно за 8-12 месяцев. При выборе обучения редакция Skillbox.by рекомендует обращать внимание на актуальность учебных программ и возможность поработать над реальными кейсами. 

Для того чтобы вы могли ближе познакомиться с профессией 3D-дженералиста, редакция Skillbox.by собрала для вас полезные интернет-ресурсы:

  • Blog | CG Spectrum — здесь собраны полезные статьи и обучающие материалы по моделированию, анимации и VFX.
  • Blog | ActionVFX — блог портала по продаже ассетов. Здесь много материалов по анимации и визуальным эффектам.
  • Blender Guru — youtube-канал, где можно найти обучающие видео по Blender для новичков.
  • SKStudio — youtube-канал по 3Д-моделированию.
  • Pix Cores — Art, 3D and AI — блог, где можно найти статьи по графическому дизайну, включая 3D.
  • VideoSmile — youtube-канал по 3Д-графике, спецэффектам и анимации.
  • Behance — сообщество дизайнеров и фотографов. Здесь авторы выкладывают свои работы и портфолио.

Редакция Skillbox.by также рекомендует к прочтению:

Осваивайте профессию «3D-дженералист» со Skillbox

Вы научитесь создавать трехмерных персонажей и объекты окружения. Подбирать референсы для создания 3D-моделей. Узнаете, как преобразовывать 3D-модели в 2D (UV Mapping). Освоите популярные инструменты, среди которых — Houdini, Autodesk Maya, Blender, Photoshop, ZBrush. Поработаете над реальными кейсами и добавите проекты в собственное портфолио.

Забрать доступ

Узнайте, какие навыки будут востребованы на рынке в 2024 году и как их прокачать

Подробнее