Кино и музыка #Статьи

21 июня, 2025

«Восхождение»: экранизация повести Василя Быкова «Сотников» / Skillbox Media

19 июня исполняется 100 лет со дня рождения Василя Быкова. Рассказываем о судьбе его главной повести и её экранизации «Восхождение».

Бесплатный тест: какая digital-профессия вам подходит?Узнайте ответ за 15 минут и попробуйте свои силы в новой специальности.

Узнать больше

Как писался «Сотников»

Повесть была создана на основе реальных событий. В августе 1944 года молодой лейтенант Красной армии Василь Быков, проезжая мимо румынского села, заметил среди пленных немцев своего бывшего сослуживца. Об этом опыте он рассказал в заметке «Как создавалась повесть „Сотников“». Эта встреча стала вдохновением для написания произведения, в котором автор отразил глубокие человеческие переживания и реалии войны.

Вдруг я заметил загорелое, небритое лицо одного из тех, кто безучастно сидел в канаве рядом с изгородью. Этот взгляд показался мне знакомым. Пленный тоже задержал на мне свой отрешённый взгляд, и в следующее мгновение я узнал в нём своего бывшего сослуживца, который с осени 1943 года считался погибшим. Более того, за свою стойкость он был посмертно награждён высокой наградой. Он попросил закурить и кратко рассказал свою печальную историю. Он не был убит, а всего лишь ранен и попал в плен. В лагере, где он оказался, сотнями умирали от голода, и он хотел выжить. Чтобы обмануть немцев, он записался во власовскую армию, надеясь найти момент, чтобы перебежать к своим. Однако удобный момент всё не наступал. С начала нашего наступления ему пришлось участвовать в боях против своих, хотя он стрелял в воздух, утешая себя мыслью, что не является врагом. Я слушал его и верил. Он не обманывал, говорил правду. Он не был из тех, кто жаждал служить врагу; его личная храбрость и воинское мастерство были подтверждены высокой наградой. Оказавшись в плену, он поставил свою жизнь на первое место и решил обхитрить фашистов.

Встреча осталась в памяти, и более двадцати лет спустя Сергей Быков, уже ставший известным писателем благодаря своим произведениям, таким как «Третья ракета», «Альпийская баллада» и «Мёртвым не больно», начинает работу над своим новым произведением «Ликвидация». Этот роман изначально имел такое название, и именно под ним он был издан в Минске в 2014 году, когда текст впервые вышел без цензуры.

В оформлении книги использованы рисунки Василя Быкова на машинописном экземпляре «Ліквідацыі»Изображение: издательство «Медыял»

55 лет назад началась сложная борьба за публикацию произведения «Сотников». Автор, Василь Быков, написал его на белорусском языке, затем перевёл на русский и направил в журнал «Новый мир», который в то время был оплотом либерально-демократической литературы в Советском Союзе. Однако в феврале 1970 года произошли значительные изменения в редакции, и большая часть редколлегии была снята с должностей, что привело к разгромлению журнала. Быков не остался в стороне и обратился к бывшему главному редактору Александру Твардовскому. Игорь Золотусский позже вспоминал об этих событиях, подчеркивая, как политическая ситуация повлияла на судьбу произведения и литературу в целом.

Василь обратился к Твардовскому с вопросом о своей повести: оставлять ли её в журнале «Новый мир» или убрать. Твардовский, не сдерживая эмоций, ответил резко, призвав Василя действовать решительно. В итоге разговор закончился abrupt, когда Твардовский положил трубку. Этот эпизод подчеркивает важность выбора и смелости в литературной карьере.

Роман «Сотников» был опубликован в журнале «Новый мир», несмотря на то что Быков не withdrew рукопись. Всего через год после публикации Твардовский скончался, что стало последней их встречей. Эта ситуация несет в себе горькую иронию, ведь драма произведения словно отражает основные темы творчества Быкова, который часто исследовал вопросы выбора и смерти в своих работах.

Как читать «Сотникова»

Для читателей романа «Сотников» произведение Роберта Джордана «По ком звонит колокол» было наравне с работами Ремарка и Хемингуэя. Оба автора исследуют темы любви и смерти, и выбор, стоящий перед героем Джордана, не так уж отличается от dilemы героя Быкова. Эти произведения подчеркивают универсальность человеческого опыта и глубокие внутренние конфликты, связывая их с вечными вопросами о жизни и судьбе.

Стиль Быкова, подробный и предметный, напоминает репортаж, акцентируя внимание на каждой детали и раскрывая психологию героев. Его творчество находит свои корни в произведениях Толстого, таких как «Севастопольские рассказы», «Кавказский пленник» и батальные сцены «Войны и мира». Однако «Сотников» не ограничивается только темами войны и психологизма. В этом произведении присутствует ощущение религиозной драмы, которое скорее перекликается с наследием Достоевского.

В повести присутствует множество христианских аллюзий. Деревенский староста Сыч, к которому приходят Рыбак и Сотников, явно увлечён чтением Библии. Сотников ощущает присутствие немцев и полицаев как «дьявольское», и, готовясь к смерти, размышляет: «В конце концов, это их право, их звериный обычай, их власть». Это отражает слова из Евангелия от Луки: «Но теперь ваше время и власть тьмы». Миф становится реальностью для участников событий, которые лишь частично осознают это. Кульминация наступает перед казнью, когда Сотников вглядывается в лицо мальчика среди толпы: «Полный боли и страха, его взгляд следовал за кем-то под виселицей, приближаясь всё ближе к нему. Сотников не знал, кто идёт, но по выражению мальчишки понял всё до конца». Ясно, кто готов разделить страдания с казнёнными.

Религиозный аспект не является единственным и не последним в данной ситуации. Вдова Дёмчиха, приютившая двух партизан, задает вопрос: «Наверно ж, в пекло не верите?» Это подчеркивает не только её личные убеждения, но и более широкую тему веры и сомнения, которая пронизывает жизнь персонажей. Вопрос о вере в загробную жизнь и пекло отражает внутренние конфликты и моральные дилеммы, с которыми сталкиваются люди в условиях войны и лишений.

Рыбак с легкой иронии заметил, что они верят в рай.

Вы дождетесь рая, это точно.

Атеист, красноармеец Сотников, вряд ли мог бы ожидать Царствия Небесного. Однако он не является полным отражением Иисуса. В его характере присутствует стоическая гордыня: он принимает решение пойти с Рыбаком на задание, и это решение обусловлено тем, что другие отказались. Тем не менее, именно его болезнь замедляет движение товарища. Его кашель выдает его присутствие и ставит под угрозу жизнь не только его, но и Рыбака и Дёмчихи, которая здесь совершенно ни при чем. Сотников не проявляет особой жалости к тем, кто, по его мнению, предал, например, к старосте. Он не выступает в роли спасителя грешников, что подчеркивает его внутреннюю борьбу и сложные моральные дилеммы.

Кадр: фильм «Восхождение» / «Мосфильм»

История перестает восприниматься как противостояние добра и зла. Фашисты и полицаи в глазах Сотникова представляют собой людей, добровольно утрачивающих свою субъектность и становящихся частями бездушной системы: «либо ты служишь ей, либо она уничтожит тебя». Когда он, находясь на грани жизни и смерти, лишен возможности сопротивляться, когда надежда на месть, подвиг или даже на добрую память исчезает, остается лишь один способ сохранить себя — не поддаться разрушению.

У него оставалась последняя возможность, от которой он не собирался отказываться. Эта возможность была единственной и полностью зависела только от него. Он имел полное право распоряжаться ею, ведь только он мог покинуть этот мир с чистой совестью и человеческим достоинством. Это была его последняя милость, святая роскошь, которую жизнь щедро подарила ему.

Это утверждение можно связать с философией Сартра, который подчеркивает, что подлинная человеческая жизнь начинается за пределами отчаяния. В переписке с Алесем Адамовичем Быков открыто признается, что его творчество вдохновлено экзистенциализмом, как он его понимает. Одним из ярких примеров этого вдохновения является его ссылка на «Чуму» Альбера Камю, которую он называет своим Евангелием. Экзистенциализм акцентирует внимание на поисках смысла жизни и внутреннем конфликте, что делает произведения этих авторов актуальными для понимания человеческого существования.

Узнайте больше:

Воистину воскрес: самые запоминающиеся образы Христа в кино

Образы Иисуса Христа на экране всегда вызывают глубокие эмоции и размышления. В кинематографе представлены множество интерпретаций этой ключевой фигуры христианства, каждая из которых отражает уникальный подход к его жизни и учению. Фильмы, посвященные Христу, не только передают библейские события, но и раскрывают философские, культурные и исторические аспекты его личности.

От классических произведений до современных адаптаций, каждая экранизация привносит свою уникальную интерпретацию. Многие режиссеры стремятся передать не только религиозное значение, но и человеческую природу Иисуса, что делает эти фильмы актуальными для широкой аудитории.

Исследование образов Христа в кино позволяет глубже понять его влияние на культуру и искусство, а также на современное общество. Каждый из этих фильмов предлагает зрителю возможность задуматься о смысле жизни, вере и духовных ценностях.

Таким образом, образы Христа на экране продолжают оставаться важной темой для обсуждения и анализа, вдохновляя поколения зрителей на размышления о духовности и человечности.

Как снимали «Восхождение»

Через шесть лет после выхода «Сотникова» украинская режиссёр Лариса Шепитько взялась за экранизацию повести. Шепитько, уже завоевавшая признание благодаря своей драме «Крылья», рассказывающей о судьбе лётчицы после войны, испытывала сложные чувства касательно своего следующего проекта «Ты и я», основанного на сценарии Геннадия Шпаликова, который освещает жизнь молодых учёных. В фильме сыграли такие актёры, как Юрий Визбор, Алла Демидова и Олег Ефремов, и картина была удостоена одного из призов на Венецианском кинофестивале. Однако Шепитько столкнулась с жесткой цензурой, из-за чего ей пришлось отстаивать множество эпизодов. Эти трудности усугубили её состояние, и она оказалась в глубокой депрессии.

Неудачное падение во время беременности усугубило ситуацию. Режиссёр получила сотрясение мозга и травму позвоночника, что заставило её провести несколько недель в постели. В это тяжелое время, размышляя о близости смерти, Шепитько прочитала повесть «Сотников» и осознала, что экранизация этого произведения сможет полностью отразить её внутреннее состояние. Подготовка к съемкам стала для неё духовным подвигом. Валентина Хованская, второй режиссёр проекта, вспоминала о том, насколько серьезно Шепитько подходила к этому творческому процессу.

В фильме «Сотников» нет явных антигосударственных элементов, однако его глубокий смысл может вызвать недоумение у некоторых зрителей. Лариса, одна из героинь, с возмущением заявляет, что те, кто так думает, не понимают истинного содержания картины. Она подчеркивает, что это кино имеет свои корни в Библии, заставляя задуматься о связи между религиозными текстами и современными проблемами. Это утверждение открывает дискуссию о том, как классическая литература и духовные ценности могут отражаться в современном искусстве, в том числе в кино.

Название фильма придумал супруг Ларисы, режиссёр Элем Климов, и за это получил десять рублей в рамках их шутливой традиции. «Восхождение» отличается от произведений Быкова, в которых акцент сделан на конкретном персонаже, Сотникове, и особенно от формально устрашающей «Ликвидации». В этом фильме фокус смещается на высокие, духовные темы.

В греческом языке слово «восхождение» переводится как «анабасис». Изначально этот термин имел военное значение и обозначал перемещение из низкой местности на более высокую. Он стал известен благодаря знаменитому произведению Ксенофонта. Со временем понятие «анабасис» приобрело более глубокий смысл, ассоциируясь с духовным возвышением человека и его стремлением к божественному. В книге воспоминаний «Долгая дорога домой» писатель Василь Быков упоминает, что Лариса, одна из героинь его произведений, действительно стремилась к возвышенной религиозности и даже планировала назвать фильм «Вознесение». Её страстный подход произвел на Быкова впечатление, и он отметил: «Если бы мы встретились раньше, возможно, я бы по-другому написал „Сотникова“». Это свидетельствует о том, как идеи о восхождении и духовности могут влиять на творчество и восприятие художественных произведений.

Кадр: фильм «Восхождение» / «Мосфильм»
Кадр: фильм «Восхождение» / «Мосфильм»

Данный текст представляет собой богословский спор, и цензоры из Госкино не ошибались, когда заподозрили, что военная повесть Шепитько превращается в «религиозную притчу с мистическим оттенком». В произведении Рыбак и Сотников, как Авраам с Исааком или Каин с Авелем, ведут овцу — агнца — по снежной пустыне, символизируя жертвенность и путь к искуплению. Завершая свое восхождение (на Голгофу), они застывают в позах, напоминающих работы Брейгеля и Рогира ван дер Вейдена, что подчеркивает глубину их внутреннего конфликта. Малодушный Рыбак получает от зрителей меткое прозвище «Иуда», а староста перед казнью читает 50-й псалом: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей…». Этот текст служит не только художественным произведением, но и своеобразной религиозной аллегорией, исследующей темы предательства, искупления и духовного поиска.

У Быкова не было столь откровенных параллелей. По воспоминаниям Бориса Плотникова, писатель выдвинул свои условия: съемки должны проходить в сильный мороз и на снежной целине. Шепитько также придерживалась этого подхода, считая его наиболее достоверным. Актёры должны были ощутить зиму «всеми клетками».

По прогнозам, такие погодные условия зимой ожидались лишь под Муромом, поэтому наша команда направилась туда. Каждый день представлял собой серьёзное испытание, даже для мужчин, а для Ларисы Ефимовны — особенно. Однако она ощущала, что создавая этот фильм, выполняет своё истинное предназначение. Ларису мучили сильные боли, но, несмотря на это, во время съёмок «Восхождения» она просыпалась на два-три часа раньше остальных, чтобы собрать себя по частям и затем, на пределе своих возможностей, трудиться весь день. Это пример истинной преданности делу и силы духа, который вдохновляет окружающих.

Плотников вспоминал, что участники съемок испытывали сильный холод, доходивший до обморожений. Режиссер, после каждой дубля, собственноручно отогревала и растирала актёров, проявляя заботу и внимание. Её воля и энергия буквально гипнотизировали и вдохновляли всю съемочную группу, что позволяло сосредоточиться на работе. Никто не жаловался на сложные условия, что подчеркивало преданность и профессионализм команды.

Чтение является важным аспектом личностного роста и развития. Оно обогащает наш внутренний мир, расширяет горизонты и углубляет понимание окружающей реальности. Книги, статьи и другие источники информации помогают нам получать новые знания и идеи, что способствует улучшению навыков и умений. Погружение в литературу также развивает воображение и критическое мышление, позволяя нам анализировать и сопоставлять различные точки зрения. Регулярное чтение способствует улучшению концентрации и памяти, что делает его не только приятным, но и полезным занятием. Подключайтесь к чтению и открывайте для себя новые миры и возможности.

Думай как женщина, снимай как мужчина: 15 женщин-режиссёров в киноиндустрии

В мире кино все чаще звучат имена женщин-режиссёров, которые меняют представление о киноискусстве. Эти талантливые профессионалы приносят свежий взгляд и уникальные идеи, создавая фильмы, которые затрагивают важные социальные и культурные темы. В данной статье мы рассмотрим 15 выдающихся женщин-кинорежиссёров, которые оказали значительное влияние на современное кино.

Каждая из них обладает своим стилем и подходом к созданию фильмов, демонстрируя, что женская перспектива в кинематографе играет ключевую роль. Их работы не только развлекают, но и поднимают важные вопросы, заставляя зрителей задуматься о жизни, обществе и человеческих отношениях.

Изучив их фильмы, можно заметить, как они используют различные кинематографические приемы, чтобы передать свои идеи и эмоции. Эти женщины вдохновляют новое поколение режиссёров, показывая, что в кино нет границ для творчества и самовыражения.

Если вы хотите узнать больше о вкладе женщин в киноиндустрию и их влиянии на искусство, обязательно познакомьтесь с творчеством этих 15 талантливых кинорежиссёров.

Кадр: фильм «Восхождение» / «Мосфильм»

Упрёки в многозначительности и притчеобразности можно также адресовать фильмам Андрея Тарковского. Тем не менее, можно понять причины недовольства как самого Тарковского, так и Фассбиндера — представителей искусства, исследующих тёмные стороны человеческой души. Фильм «Шепитько», отражающий её личность, является чёрно-белым и резким, не допуская моральных компромиссов. В отличие от оригинальной повести, в фильме отсутствует психологическая нюансировка. Важным аспектом произведения является стремление автора заглянуть в душу предателя Рыбака, от лица которого ведётся основная часть повествования, а также в душу Портнова, который, несмотря на свою мерзость, не представлен как абсолютное зло. В этом контексте присутствует трагическое вопрошание, отсутствует же абсолютное моральное осуждение, что позволяет зрителю глубже осмыслить внутренние конфликты персонажей.

В фильме Шепитько сюжет достигает высшей точки религиозного экстаза и мистерии. Персонаж Сотников, несмотря на свои внутренние слабости, уже не ищет Христа среди толпы — он сам становится воплощением Иисуса. В результате страдание и жертва обретает смысл и оправдание: это касается не только жертвы Сотникова, но и других персонажей, которые также оказываются на одной Голгофе с ним. В противоположность этому, предателю в фильме не предоставляется ни прощения, ни возможности для раскаяния: когда он пытается покончить с собой в туалете, даже ремень рвется, не позволяя ему осуществить задуманное. Этот контраст подчеркивает глубокую моральную дилемму и делает акцент на важности искупления и самопожертвования.

Предложенный подход мог быть актуален для интеллигенции семидесятых, но современному зрителю он может показаться сомнительным с точки зрения «духовности». Однако ключ к пониманию фильма «Восхождение» сегодня заключается в его художественном исполнении. Фильм богат тонкими и деликатными деталями: черные ветви деревьев, луна, плывущая в сером морозном мареве, длинные общие планы, где оператор словно погружается в раздумья, показывая белоснежные поля с миниатюрными фигурами. Особенно запоминающимися являются взгляды персонажей, которые случайно встречаются с камерой, создавая эффект непосредственного взаимодействия со зрителем. Музыка Альфреда Шнитке, начинающаяся мягко на фоне скрипа деревьев и воя ветра, усиливает атмосферу и погружает в мир фильма, добавляя глубину к его эмоциональной насыщенности.

Существует особый ракурс, который освобождает произведение от влияния советской, христианской и других идеологий, позволяя зрителю заглянуть вглубь себя. Это та скрытая комната, где каждый, будь то Рыбак, Сотников или Портнов, ежедневно сталкивается с решением о верности своим принципам или саморуйновании. Война, во всей своей ужасной реальности, лишь подчеркивает и усугубляет этот неизбежный конфликт между духом и телом, стремлением к жизни и желанием остаться верным себе, между конформизмом и свободой. В этом контексте фильм Ларисы Шепитько, безусловно, резонирует с творчеством Василя Быкова, поднимая важные вопросы человеческой сущности и морального выбора в условиях кризиса.

Чтение является важным аспектом нашей жизни, который обогащает знания и расширяет горизонты. Оно способствует развитию мышления, улучшению словарного запаса и помогает лучше понимать окружающий мир. Чтение книг, статей и других материалов развивает критическое мышление и креативность. Важно уделять время этому процессу, выбирая разнообразные жанры и темы, чтобы получить максимальную пользу. Если вы ищете рекомендации по книгам или статьям, которые стоит прочитать, то не упустите возможность ознакомиться с множеством доступных ресурсов, которые помогут вам улучшить свои навыки и углубить знания в интересующих областях.

20 выдающихся фильмов о войне

Фильмы о войне всегда привлекают внимание зрителей благодаря своей драматургии и исторической значимости. Они позволяют глубже понять военные конфликты и их влияние на человечество. В этом списке представлены 20 лучших фильмов о войне, которые заслуживают внимания. Каждый из них по-своему раскрывает темы мужества, жертвы и человеческой стойкости.

Эти картины предлагают зрителям уникальный взгляд на различные войны и конфликты, от Первой и Второй мировых войн до современных боевых действий. Они не только рассказывают о солдатах и сражениях, но и исследуют человеческие судьбы, показывая, как война меняет жизни людей.

Фильмы о войне могут служить мощным напоминанием о том, как важно ценить мир и стремиться к пониманию между народами. В этом контексте представленные ленты становятся не только развлекательными, но и образовательными произведениями искусства. Независимо от того, интересуетесь ли вы историей или просто любите качественное кино, эти 20 фильмов о войне не оставят вас равнодушными.

Бесплатный тест: какая digital-профессия вам подходит?

IT, дизайн, маркетинг или менеджмент? Узнайте ответ за 15 минут. А потом — бесплатно попробуйте свои силы в новой специальности.

Узнать подробнее