«Бедные-несчастные»: что нужно знать о фильме / Skillbox Media
И что у него общего с «Барби» Греты Гервиг.
Содержание:
Задумывались о новой профессии, но не знаете, с чего начать? Узнайте, что подойдёт вам: IT, дизайн, геймдев, менеджмент или маркетинг. Пройдите бесплатную профориентацию.
Узнать большеФильм Йоргоса Лантимоса, получивший «Золотой глобус» и венецианского «Льва», привлекает внимание зрителей и критиков. В преддверии результатов «Оскара» мы анализируем эту киносказку о загадочной принцессе, исследуя её темы и образы. Мы также рассматриваем связь фильма с «Барби» и феминизмом, выявляя, как эти элементы переплетаются в сюжете и создают глубину повествования.
В этой статье вы получите информацию о.
- чем известен режиссёр Йоргос Лантимос;
- кто придумал «Бедных-несчастных»;
- как снимали фильм;
- кто такие «бедные-несчастные».
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В этом канале наши коллеги с душевным подходом и научной точностью обсуждают темы психологии и саморазвития. Каждые выходные мы будем радовать вас новыми подборками фильмов и музыки, которые помогут вам расширить кругозор и найти вдохновение. Присоединяйтесь к нашему сообществу и оставайтесь в курсе актуальных тем, связанных с личностным ростом и культурой.
Чем прославился режиссёр фильма Йоргос Лантимос
В начале десятых годов в Греции разразился финансовый кризис, который в 2015 году привел к дефолту, массовым забастовкам и политическим волнениям. Эти turbulent времена вдохновили на создание «новой греческой волны» в кино — группы молодых режиссёров, стремившихся отразить в своём искусстве реалии смутного периода. К числу таких режиссёров относятся Афина Рахель Цангари, Бабис Макридис, Панос Коутрас и Александрос Авранас. Их авторское кино исследует распад человеческих отношений, разрушение социальных институтов и трансформацию телесности, которая порой приводит к абсурдному поведению людей. Это странное артхаусное кино гармонировало с окружающей действительностью и предлагало зрителям определённые ответы на вопросы о том, как адаптироваться в условиях глубокого кризиса.
Среди этих режиссёров выделяется молодой кинематографист Йоргос Лантимос. Ранее он занимался созданием рекламы, музыкальных клипов и коммерческого кино. Кроме того, Лантимос работал над церемониями открытия и закрытия Олимпийских игр в Афинах в 2004 году. Именно там он встретил Афину Рахель Цангари, с которой впоследствии сотрудничал в различных проектах.
Первый значительный успех Георгоса Лантимоса связан с его фильмом «Клык», в котором он представил необычную самоизолированную семью, живущую по странным правилам. Этот фильм можно рассматривать как эксперимент в духе классического эксперимента Павлова. На Каннском кинофестивале «Клык» получил главный приз в программе «Особый взгляд» и был номинирован на премию «Оскар» в категории лучший иностранный фильм.
В фильме «Лобстер» действие разворачивается в изолированном санатории, где одинокие люди подвергаются эксперименту: если они не найдут свою пару в установленный срок, их превращают в животных. Эта тема экспериментирования звучит особенно остро, а персонажи становятся олицетворением биологических существ, составленных из рефлексов, страхов и желаний. Как отмечал известный абсурдист Даниил Хармс, «человек устроен из трёх частей… борода и глаз, и пятнадцать рук». Фильм заставляет задуматься о природе человеческой сущности, о том, как социальные нормы и страх одиночества формируют наши поступки и выборы.
Режиссёр Йоргос Лантимос в своём фильме «Убийство священного оленя» отошёл от буквальных метафор, интерпретируя трагедию Еврипида «Ифигения в Авлиде». Он удачно сочетает элементы современности с традициями древнегреческой культуры. Древние эллины, жившие более двух тысяч лет назад, сформулировали основные темы, которые остаются актуальными и сегодня: рок, страсть, власть и война. Эти темы также занимают центральное место в творчестве Лантимоса. Его работы можно считать современными мифами, в которых он осмысляет и переосмысляет античные идеи. В своём предпоследнем фильме «Фаворитка» режиссёр мастерски объединяет проблемы власти и человеческих отношений, используя приёмы, знакомые по произведениям Еврипида и Шекспира. Лантимос создаёт глубокие и многослойные нарративы, которые находят отклик у зрителей, благодаря своей способности транслировать вечные вопросы человеческой природы.
Кто придумал «Бедных-несчастных»
В 1992 году британский писатель Аласдер Грей представил свой роман «Бедные-несчастные», который получил престижные литературные награды, такие как Whitbread Novel Award и Guardian Fiction Prize. Аласдер Грей, ушедший из жизни в 2019 году, известен как социалист и сторонник шотландского сепаратизма. Его творчество охватывает жанр «странной прозы» (weird fiction) и ставит его в один ряд с такими авторами, как Говард Лавкрафт, Филип К. Дик и Хорхе Луис Борхес. В его романах удачно совмещаются элементы фантастики, реализма и фэнтези, что позволяет переосмыслять и развивать основы жанров, из которых они выросли.
Роман «Грей» представляет собой постмодернистскую интерпретацию викторианской автобиографии врача Арчибальда Маккэндлесса. В центре повествования находится судьба его жены, Беллы Бакстер. Маккэндлесс подозревает, что его коллега, доктор Годвин Бакстер, провёл эксперимент, пересадив Белле мозг её собственного ребёнка после её неудачной попытки суицида. В результате этого эксперимента Белла, обладая изначально младенческим сознанием, начинает стремительно развиваться. Она сбегает с хитроумным адвокатом Веддерберном, познаёт радости жизни, включая сексуальные отношения, участвует в азартных играх с Достоевским, работает в борделе в Париже и в итоге заново осознаёт свою человеческую сущность. Роман исследует темы идентичности, любви и экспериментов с человеческой природой, погружая читателя в сложный мир викторианской эпохи с элементами фантастики и психологического анализа.
Во второй половине книги фантастические элементы, казалось бы, уходят на второй план. Белла делится с читателем своими размышлениями о том, что её муж оказался втянут в романтические и готические клише, в то время как она просто осуществила свои давние мечты. Однако это утверждение также можно поставить под сомнение.
Режиссер Йоргос Лантимос давно мечтал экранизировать роман, и уже в 2009 году он встретился с автором произведения, чтобы получить разрешение на адаптацию. Писатель поддержал идею Лантимоса и даже провел экскурсию по Глазго, показывая места, описанные в романе. Это сотрудничество стало важным шагом на пути к созданию фильма, который обещает привнести новую жизнь в литературное произведение, сохраняя его суть и атмосферу.
Как делали фильм
После коммерческого успеха «Фаворитки» режиссёр Йоргос Лантимос вернулся к новому проекту, получив возможность реализовать более амбициозные идеи. В «Фаворитке» Эмма Стоун, звезда фильмов «Зомбилэнд» и «Человек-паук», сыграла свою первую роль под руководством Лантимоса. Именно тогда режиссёр задумал пригласить её на главную роль в своём следующем фильме. Сотрудничество между актрисой и режиссёром достигло такого уровня доверия, что Стоун также стала сопродюсером «Бедных-несчастных». Этот проект обещает быть не только интересным, но и значимым вкладом в современное кино.
К проекту, помимо Эммы Стоун, присоединились и другие известные актеры. Главным партнером Эммы Стоун является Уиллем Дефо, который исполнил роль доктора Годвина, «отца» Беллы. Друзья называют его просто Год, что в переводе означает Бог.
В этой истории центральную роль играет Макс Маккэндлесс, деликатный и застенчивый персонаж, влюблённый в Беллу. Его роль исполнил Рами Юсеф, актёр и стендап-комик египетского происхождения. Алфи, первый избранник Беллы, представлен Кристофером Эбботтом, известным по сериалам «Девчонки» и «Уловка-22». Также в фильме появляется Фелисити, которую сыграла Маргарет Куолли, звезда «Однажды в Голливуде» и «Уборщицы», представляющая второй проект доктора Годвина. Эти персонажи создают многослойный сюжет, наполненный эмоциями и неожиданными поворотами.
В фильме на роль адвоката Веддерберна был приглашен Марк Руффало, что стало приятным сюрпризом для зрителей, так как он предстал в совершенно иной ипостаси, отличной от образа Халка. В этой роли он демонстрирует неожиданный и харизматичный характер, представляя собой вальяжного персонажа с ухоженными усами. В роли хозяйки парижского борделя, мадам Суини, выступила талантливая театральная актриса Кэтрин Хантер, известная своей выразительной игрой и, в частности, запомнившаяся зрителям по роли мисс Фигг в фильме «Гарри Поттер и Орден Феникса». Такой состав актеров привносит в фильм уникальную атмосферу и создает интригующую динамику сюжета.
Съёмки фильма проходили в Лондоне, куда режиссёр Йоргос Лантимос, возможно, вопреки идее сценариста Аласдера Грея, перенёс начало сюжета. Однако действие быстро перемещается в Лиссабон, Париж и Александрию. Важно отметить, что география не играет ключевую роль — «Бедные-несчастные» разворачиваются в мире стимпанка. Над городом парят дирижабли, по улицам курсируют паровые повозки, а между зданиями проложены фуникулёры. Во дворе доктора Бакстера можно встретить собакогусей и других фантастических существ, обитателей его маленького Эдема. Сам доктор напоминает чудовище Франкенштейна, сшитое из фрагментов плоти, — актёр Дефо проводил шесть часов в день в гримёрном кресле. Кроме того, он подключён к сложной механике, из-за чего из его рта периодически с жутким звуком выходят мыльные пузыри. В отличие от постмодернистского неопределённого подхода автора романа, в фильме всё предельно ясно: Беллу действительно воскресил доктор.
Кто здесь бедные-несчастные
Большого ребёнка Беллу, воплощающего в себе Адама и Еву, мир не пугает, а привлекает. Сначала её восприятие выглядит чёрно-белым, ведь новорождённые не различают цветов. Позже всё наполняется яркими акварельными оттенками. Белла стремится впитать все радости жизни, что вызывает беспокойство у её покровителей-мужчин. Для врачей она представляет собой прежде всего экспериментальный результат, для других — либо удобная игрушка, либо небесное совершенство. Однако, так или иначе, все хотят обладать ею.
Героиня, покидая детскую наивность, погружается в подростковый бунт. Она начинает носить экстравагантные платья, увлекается танцами и интимными отношениями, которые сама называет «яростными прыжками». Белла пробует устриц и открывает для себя жестокую реальность мира, испытывая боль от окружающей несправедливости, наблюдая за эпидемией среди бедняков в Александрии. Циничный философ Гарри, её попутчик, замечает: «Если бы мы спустились к ним, они бы нас изнасиловали и убили, и мы бы сделали то же самое на их месте». Однако Белла не позволяет этим мыслям затмить её стремление понять, что именно она может изменить в этой реальности.
Мужчины часто оказываются в состоянии замешательства, пытаясь адаптироваться к новым обстоятельствам. Некоторые из них, как Веддерберн, стремятся превратить её в послушную спутницу, которая лишь восхищается их достижениями, произнося фразы «изумительно», «восхитительно» и «как им удаётся достичь такой хрустящей выпечки?». Однако есть и более достойные представители, такие как доктор и Маккэндлесс, которые пытаются установить с ней равноправный диалог. Она готова простить их усилия, если они научатся общаться с ней на одном уровне и воспринимать её как равную.
Мужчины, обладающие общественными правами и свободами, часто оказываются в ловушке своих собственных принципов и ожиданий. Эти «бедные-несчастные» личности, зажатые в строгие рамки социальных норм и стандартов, теряют возможность проявлять свою индивидуальность и свободу выбора. В результате, они становятся пленниками своих же образов, что приводит к внутренним конфликтам и ощущению несчастья.
Сюжеты о Еве, созданной из ребра Адама, и о Галатее с Пандорой представляют собой archetypical образы, созданные для мужчин. Эти истории можно рассматривать как метафору влияния патриархата на формирование женской идентичности с самого раннего возраста. Они иллюстрируют, как традиционные представления о женщинах и их ролях в обществе формируются под воздействием социальных норм и ожиданий.
Идея о женщине как о самостоятельной личности была затронута еще в произведениях сестер Бронте и Эдит Уортон, и эта тема остается актуальной и в наши дни. Примером может служить Лила из «Пятого Элемента», могущественное существо во вселенной, для которого важнейшим оказывается поцелуй с Брюсом Уиллисом. В фильме «Барби» режиссера Греты Гервиг искусственная женщина отправляется на поиски жизненного опыта и самопознания. Однако, несмотря на их стремления, и Барби, и Белла находят лишь уютный, но ограниченный мир, который представляет собой привилегированный рай для них самих. Изменить окружающий мир пока не удается, что подчеркивает необходимость дальнейшего исследования и обсуждения роли женщин в современном обществе.
В воздухе витает что-то особенное, и это ощущение становится все более явным. Популярность фильмов о Барби и Белле подтверждает этот тренд. Обе картины стали предметом обсуждения, получив десятиминутную овацию на Каннском фестивале, завоевав «Золотой лев», а также отметившись 92% свежести на Rotten Tomatoes. В дополнение ко всему, фильмы получили 11 номинаций на премию «Оскар», включая категории «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая женская роль». Эти достижения подчеркивают значимость и влияние данных фильмов в современном кинематографе.
Бесплатная профориентация
• Определите, чего вы хотите от новой профессии• Пройдёте тест и узнаете, какие профессии вам подходят• Разберётесь, чем занимаются такие специалисты
Узнать подробнее