Как записать саундтрек к голливудскому фильму удалённо. Рассказывает композитор Владимир Подгорецкий / Skillbox Media
О стажировке у композитора «Интерстеллара» и «Дюны», дресс‑коде на репетициях и режиссёрском дебюте.
Содержание:
Задумывались о новой профессии, но не знаете, с чего начать? Узнайте, что подойдёт вам: IT, дизайн, геймдев, менеджмент или маркетинг. Пройдите бесплатную профориентацию.
Узнать большеДистанционная запись музыки для фильмов становится всё более популярной практикой в современном кинематографе. Оркестр, находясь в студии, может исполнять музыку, в то время как композитор контролирует весь процесс записи онлайн, даже находясь на большом расстоянии. В России эта возможность начала активно использоваться лишь недавно, что открывает новые горизонты для сотрудничества музыкантов и композиторов. Дистанционный формат записи позволяет значительно сократить время на создание музыкального сопровождения и расширяет доступ к талантливым исполнителям, находящимся в разных уголках мира.
Десять лет назад многие западные оркестры уже активно использовали дистанционную запись. В то время российские музыканты не имели представления о таких возможностях и оставались вне индустрии онлайн-записей. Я стремился изменить эту ситуацию и помочь нашим талантливым музыкантам получить заслуженное признание. Так и родился Bow Tie Orchestra, рассказывает композитор Владимир Подгорецкий.
Сегодня Bow Tie Orchestra занимается записью музыки для разнообразных проектов, включая симфонические поэмы, оратории, саундтреки к фильмам и музыкальные альбомы. Среди известных фильмов, в которых звучит музыка Bow Tie Orchestra, можно выделить «Последние рыцари» (2015), «Страшные истории для рассказа в темноте» (2019), «Оборотни внутри» (2021) и «12 могучих сирот» (2021). Этот оркестр продолжает вносить значительный вклад в музыкальное искусство, создавая уникальные звуковые ландшафты для кино и других медиаформатов.
Автор Skillbox Media посетила запись Bow Tie Orchestra на студии «Мосфильм» и обсудила с Владимиром Подгорецким стажировку у известных кинокомпозиторов XXI века, а также возможности и перспективы для российских музыкантов в современной индустрии.
Композитор и дирижёр Bow Tie Orchestra, а также режиссёр, имеет значительный опыт в создании музыки для кино. Его работы включают саундтреки к голливудским фильмам, таким как «Орёл Девятого легиона», «Время ведьм» и «Великий уравнитель». В российском кинематографе он написал музыку для таких фильмов, как «Игра в правду» и «Каникулы президента», а также для сериала «Комиссарша» и мультсериала «Джинглики». Режиссёрская деятельность включает создание шести собственных фильмов, которые были представлены на престижных зарубежных кинофестивалях.
Владимир поделился своим опытом. Он описал, как его жизнь изменилась в результате принятия важных решений. Эти изменения помогли ему достичь новых высот и добиться успеха в различных аспектах жизни. Он подчеркнул важность настойчивости и умения учиться на своих ошибках. Также Владимир отметил, что поддержка близких людей играет ключевую роль в преодолении трудностей. Его история вдохновляет и показывает, как целеустремленность и упорство могут привести к положительным результатам.
- о работе с голливудскими композиторами;
- чем дирижирование напоминает вождение автомобиля;
- как одежда влияет на качество игры оркестра;
- что западные композиторы ценят в дистанционной работе с оркестрами;
- как ему удалось попасть в тренд своим фильмом о Чернобыле;
- что он считает неприемлемым в искусстве.
О работе с голливудскими композиторами
Владимир Подгорецкий начал свою музыкальную карьеру в театре, где проявил свои таланты как композитор и музыкант. Он стал автором первого в России этномюзикла «Дети солнца», который привлек внимание зрителей своей уникальной музыкальной концепцией. Также он написал музыку для балета «Снегурочка», который был поставлен в детском музыкальном театре имени Н. Сац, демонстрируя свое мастерство в создании мелодий для сценического искусства. Позже Подгорецкий расширил свои горизонты и занялся кино, создав саундтреки для сериала «Куклы колдуна» и фильма «Чудес не бывает», что подтверждает его универсальность и способность адаптироваться к различным жанрам.
После работы с фильмами Владимир осознал, что киноиндустрия предоставляет гораздо больше возможностей для самореализации по сравнению с театром. Он решил бороться за стипендию Fulbright, успешно её выиграл и отправился изучать киномузыку в Соединенные Штаты, в Школу искусств Университета Северной Каролины (UNCSA). Затем он продолжил своё образование в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA).
Когда Владимир прибыл в Голливуд, он был поражен тем, насколько увлекательной и высокотехнологичной является профессия кинокомпозитора. Он осознал, сколько возможностей открывает эта специализация в мире кино.
После завершения обучения в Лос-Анджелесе Владимир получил предложение работать ассистентом в компании Remote Control Productions, основанной Хансом Циммером, автором знаменитых саундтреков к таким фильмам, как «Пираты Карибского моря», «Интерстеллар», «Дюна» и многим другим. Эта работа открыла для Владимира возможности сотрудничества с различными известными композиторами, что значительно обогатило его опыт в музыкальной индустрии.
Remote Control Productions — это выдающаяся студия, где создается музыка для самых лучших голливудских проектов. Я работал ассистентом композиторов, наблюдая за их творческим процессом и обучаясь у них. Это был невероятно интересный и полезный опыт, который мог бы сделать даже муху, долго сидящую на стене студии Ханса Циммера, профессиональным композитором кино, — делится Владимир. В процессе работы я сотрудничал с такими мастерами, как Гарри Грегсон-Уильямс, Абель Коженёвский, Нэйтан Фёрст, Нил Акри и Конрад Поуп. Я также подружился с Атли Эрварссоном и помогал ему в создании музыки для фильмов «Охотники на ведьм» и «Единственный выстрел». Мы продолжаем поддерживать связь и, уверен, впереди у нас еще много совместных проектов.
Владимир, накопив ценный опыт и знания в Соединенных Штатах, вернулся в Россию с новой идеей. Он решил создать платформу для знакомства западных композиторов с российскими музыкантами, что позволит записывать музыку для американского кино дистанционно. Эта инициатива открывает новые возможности для сотрудничества и расширяет горизонты как для российских исполнителей, так и для зарубежных авторов.
Как проходит запись оркестра: репортаж из студии «Мосфильма»
11 апреля на «Тонстудии» «Мосфильма» Владимир совместно с оркестром записывал музыку для проекта американского композитора. Эта работа подчеркивает высокий уровень профессионализма и творческого подхода Владимира, который успешно сотрудничает с международными музыкантами. Запись проводилась в уникальной атмосфере студии, известной своим качественным звуком и современным оборудованием. Подобные проекты способствуют обмену культурными традициями и расширяют горизонты музыкального творчества.
«Сегодня нам предстоит много работы, но времени катастрофически не хватает. Это будет настоящим испытанием», — делится своими мыслями Владимир перед началом репетиции. Несмотря на беспокойство дирижёра, музыканты остаются собранными — они уверенно занимают свои места, спокойно настраивают свои инструменты и повторяют ноты. Эта атмосфера профессионализма и сосредоточенности создает правильный настрой для продуктивной работы. Оркестр готов к вызовам, которые ждут их впереди.
Пианистка делится своими мыслями о предстоящем стартовом событии: «Мы не волнуемся и не торопимся. С Владимиром мы уже записали множество музыкальных композиций для различных фильмов, поэтому наши встречи стали привычными и воспринимаются как нечто обыденное».
В Bow Tie Orchestra участвуют 70 музыкантов. Это не обычный концертный коллектив, так как Владимир собирает его несколько раз в месяц для записи новой музыки. Каждый раз создается уникальное звучание, что позволяет экспериментировать с различными стилями и направлениями.
Владимир отмечает, что он сотрудничает с одними и теми же музыкантами на протяжении многих лет, что позволяет им понимать друг друга с полуслова. Это взаимопонимание является важным залогом высокого качества записи. Музыканты, входящие в состав его оркестра, являются настоящими виртуозами и представляют собой одних из лучших специалистов в России. Такой опыт и профессионализм создают уникальную атмосферу для творческого процесса и способствуют достижению высоких результатов в музыкальной индустрии.
На студии Владимир непринужденно общается с оркестрантами, шутит и создает дружескую атмосферу. Однако, как только начинается запись, все разговоры прекращаются. Музыканты надевают наушники с клик-треком и сосредотачиваются на предстоящей работе. Дирижёр располагает перед собой партитуру — внушительный том нот — и объявляет о начале записи.
Сначала инструменты, такие как скрипки, тромбоны, альты, барабаны, ксилофоны, рояль и арфа, играют по очереди, а затем одновременно. Звук записывают расположенные рядом с музыкантами микрофоны на высоких стойках. Музыкальный процесс Владимир согласовывает с композитором по видеосвязи на беглом английском. Работы идут успешно: заказчик доволен, и лишь время от времени просит внести небольшие изменения.
Через полтора часа Владимир объявляет перерыв. Музыканты быстро покидают студию, оставляя её пустой. Альтистка с улыбкой замечает, что все стремятся в буфет за горячими пирожками. Однако Владимиру нет времени на отдых — после интенсивной записи он направляется в продюсерскую, чтобы обсудить записанную музыку со звукорежиссёром.
Запись музыки продолжается в течение нескольких часов. В процессе Владимир изначально часто останавливает музыкантов, чтобы внести коррективы, однако ближе к завершению сессии его вмешательство становится минимальным.
Музыкантам требуется время для того, чтобы полностью погрузиться в музыку. Дирижирование оркестром можно сравнить с управлением автомобилем. Сначала необходимо время для разгона, а затем процесс становится более естественным, и дирижёр лишь указывает направление, в котором следует двигаться. Это требует не только навыков, но и глубокого понимания музыкального произведения и взаимодействия с музыкантами. Каждый дирижёр должен уметь чувствовать динамику и эмоции музыки, чтобы создать гармоничное звучание оркестра.
Владимир завершает запись и аплодирует музыкантам. Дирижёр отмечает, что сессия прошла успешно, и заказчик не имеет претензий к записанному материалу.
После завершения записи оркестранты покидают студию. Владимир остаётся в продюсерской, чтобы обсудить ключевые моменты с композитором и предоставить последние указания звукорежиссёру. Это важный этап, который требует внимательного подхода, чтобы обеспечить высокое качество финального звука.
«Хор скрипучих стульев»: как испортить запись стоимостью в десятки тысяч долларов
Владимир, несмотря на усталость после продолжительной и напряжённой записи, согласился на интервью. В уютной атмосфере студии мы обсудили достижения Bow Tie Orchestra, его режиссёрскую карьеру и амбициозные планы на будущее.
Главной целью вашего оркестра была популяризация российских музыкантов. Как вы оцениваете достигнутые результаты в этой области?
Зарубежные композиторы имеют возможность записывать музыку в любой студии мира через интернет. То, что мы находимся у них на радаре, является значительным достижением. Мы имели удовольствие сотрудничать с Нилом Акри в рамках одного из его проектов, а также работали с Марко Белтрами над фильмом «Страшные истории для рассказа в темноте». Наш опыт включает сотрудничество с другими выдающимися композиторами, и я горжусь каждой записью, которую мы создали.
Получается, вы не выбираете композиторов для сотрудничества, а композиторы выбирают вас?
Наш оркестр предоставляет полный спектр услуг по производству музыки, включая аранжировку для оркестра, запись и сведение аудиоматериалов. В условиях жестких дедлайнов композиторы стремятся быстро создавать музыку для своих проектов, не покидая своих студий в Лос-Анджелесе или Лондоне. Поэтому на протяжении многих лет оркестры по всему миру предлагают услуги удаленной записи, что позволяет эффективно и оперативно реализовывать музыкальные идеи.
Конкуренция на рынке звукозаписи возрастает. Современные композиторы имеют возможность отправлять заказы на запись музыки в различные страны, такие как Исландия, Чехия и Австралия. В этом контексте мы стремимся выделяться благодаря высокому профессионализму и качеству наших услуг. Композиторы отмечают, что качество звука, предоставляемое нашей студией, значительно превосходит предложения многих европейских студий, что подтверждает нашу репутацию на международной арене. Мы нацелены на создание уникальных музыкальных произведений, которые соответствуют самым высоким стандартам.
Несмотря на высокое качество студии и профессионализм музыкантов, отсутствие четкой организации производства может стать серьезной преградой для обращения композиторов. Каждая деталь имеет значение. Например, в одном случае «Мосфильм» инвестировал в студию микрофоны стоимостью шесть тысяч долларов, но не обновил стулья для музыкантов. В результате, вместо чистого звука, высококачественная техника фиксировала шум скрипучих стульев, стоимостью всего 300 рублей. Когда я обратил внимание на эту проблему, мебель была заменена в кратчайшие сроки, за что хочу выразить благодарность руководителю студии Татьяне Балтер. Этот опыт подчеркивает, что для успешной работы студии важно учитывать все аспекты, включая комфорт музыкантов, что напрямую влияет на качество звукозаписи.
Название «Bow Tie Orchestra» в переводе с английского означает «Оркестр галстуков‑бабочек». Мы выбрали это название, чтобы подчеркнуть уникальность и стиль нашего коллектива. Галстук-бабочка ассоциируется с элегантностью и утонченностью, что отражает нашу музыкальную философию и стремление создавать качественную и запоминающуюся музыку. Это название также символизирует нашу способность к разнообразным музыкальным экспериментам, объединяя разные жанры и стили.
Bow Tie — это галстук-бабочка, который символизирует концертную одежду. Мы выбрали это название, чтобы подчеркнуть нашу приверженность стильной и профессиональной одежде для записи музыки. Наша команда всегда одевается в концертную одежду, что отражает нашу любовь к музыке и стремление создать качественный звук.
За годы своей практики я заметил, что выбор одежды музыкантов во время записи имеет значительное влияние на качество работы. Когда исполнители приходят в тренировочных костюмах и футболках, это часто приводит к низкому уровню продуктивности и отсутствию должного настроя. Напротив, если они одеваются в концертную одежду, это не только меняет их отношение к процессу, но и способствует более качественному исполнению. Одежда, соответствующая духу выступления, помогает музыкантам настроиться на нужный лад и раскрыть свой творческий потенциал.
Большинство наших записей мы фиксируем на видео. Музыканты, одетые в соответствии с дресс-кодом, выглядят в кадре очень гармонично.
Западные композиторы предъявляют ряд основных требований к записи музыки, которые включают высокое качество звука, точность исполнения и профессиональный подход к производству. Качество записи должно обеспечивать четкость и детализацию, позволяя слушателям уловить все нюансы музыкального произведения. Исполнение должно соответствовать замыслу композитора, что требует тщательной репетиции и подготовки музыкантов. Кроме того, важным аспектом является выбор студии и оборудования для записи, что напрямую влияет на итоговый результат. Композиторы также ценят креативный подход к аранжировке и использовании технологий, что может улучшить звучание и атмосферу произведения. Соблюдение всех этих требований способствует созданию высококачественной музыкальной продукции, способной привлечь внимание слушателей и критиков.
Западные композиторы требуют четкой и слаженной работы. Они предоставляют информацию о проекте и ноты, ожидая от нас аранжировку, оркестровку и запись в установленные сроки. Наша задача — выполнять работу качественно и в срок. Например, сегодня необходимо было записать более 30 минут музыки всего за четыре часа.
Для успешной записи музыкальных произведений важно придерживаться мировых стандартов качества. Композитор не начнет работу над следующей пьесой, пока не будет уверен в идеальном исполнении предыдущей. Кроме того, необходимо строго следовать установленному регламенту: если композитор отводит на запись четыре часа, эти часы должны быть использованы максимально эффективно. Технические сбои, опоздания музыкантов и ошибки в нотах могут стать серьезными препятствиями, поэтому важно заранее предупреждать о возможных проблемах, чтобы избежать задержек и обеспечить качественный результат.
Западные композиторы требуют от нас безупречной работы, быстрой записи музыки и высокого качества звука. Это отношение формирует нашу репутацию и становится нашей визитной карточкой. Благодаря этому клиенты возвращаются к нам вновь, доверяя нам реализацию своих музыкальных проектов. Мы стремимся к совершенству в каждой записи, что позволяет нам оставаться конкурентоспособными на рынке.
Санкции могут оказать влияние на количество заказов на запись музыки. В условиях экономической нестабильности многие компании сокращают свои бюджеты, что может привести к уменьшению спроса на музыкальные услуги. Однако профессиональные музыканты и студии могут адаптироваться, предлагая новые форматы и сотрудничество с клиентами. Важно оставаться гибкими и находить альтернативные пути для привлечения заказчиков в изменяющихся условиях рынка.
Прогнозирование в текущих условиях представляет собой значительную сложность. Тем не менее, мы не будем оставаться бездействующими. По крайней мере, со мной продолжат сотрудничество композиторы, с которыми у нас сложились долгосрочные рабочие отношения.
Об успехе дебютного фильма, Чернобыле и главной задаче искусства
Вы решили попробовать свои силы в киноиндустрии. Что стало причиной этого выбора?
Работая в постпродакшене кино на протяжении многих лет, я всегда стремился создавать фильмы по своим собственным сценариям. В Соединенных Штатах я посещал лекции по кинопроизводству, что укрепило мою страсть к этому искусству. Вернувшись в Россию, я завершил обучение на Высших курсах сценаристов и режиссёров, что открыло для меня новые горизонты в мире кино. Моя цель — создавать качественные фильмы, которые смогут затронуть зрителей и оставить их с мыслью о важности искусства.
Ваш дебютный фильм «Не мой» собрал более трех миллионов просмотров на стриминговых платформах. Ожидали ли вы такого успеха?
Неожиданно. Для русскоязычного сегмента три миллиона — значительная цифра. В фильме «Не мой» я стремился исследовать темы ностальгии по первой любви, внутреннего одиночества тридцатилетних и поиска родственной души среди множества людей. Мне приятно осознавать, что мои размышления нашли отклик у миллионов зрителей.
Я продемонстрировал этот фильм в внеконкурсной программе на фестивале HollyShorts Film Festival, который проходит в рамках Оскара. После этого его приняли в конкурсную программу Miami Short Film Festival. Этот опыт оказался важным и вдохновляющим, что дало мне дополнительный стимул для дальнейшего творчества.
Вы создали фильм «Terra visionis», посвященный Чернобыльской трагедии, который также стал успешным проектом. Что побудило вас обратиться к этой теме?
Я посетил Киев и решил зайти в музей Чернобыля. Там я увидел видеозаписи молодых ликвидаторов, которые работали на месте взрыва реактора. Эти 20–30-летние парни с энтузиазмом говорили о высокой зарплате, вкусной еде и радовались бутылке водки, предложенной им во время обеда. Однако самое страшное в том, что они не осознавали, что их здоровье под угрозой и их судьба уже предопределена.
Я покинул музей, находясь под сильным впечатлением, и решил создать фильм о людях, связанных с чернобыльской трагедией. Эта катастрофа разрушила множество судеб, о которых мы практически ничего не знаем. Ликвидаторы Чернобыля оказались практически забытыми, и только благодаря сериалу «Чернобыль» большинство людей узнали о них хоть что-то. Важно помнить их героизм и жертвы, чтобы сохранить память о тех, кто боролся с последствиями этой катастрофы.
Я прочитал книгу Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва. Хроника будущего», которая рассказывает о судьбе Людмилы Игнатенко, жены пожарного, тушившего пожар в первые часы после аварии. Этот пожарный, к сожалению, позже умер в ужасных муках. Тематика одиночества человека перед лицом трагедии глубоко меня затронула. Я попытался передать свои чувства в фильме Terra visionis. Интересно, что мой фильм был завершен в 2018 году, и в дальнейшем вышел сериал «Чернобыль» от HBO, что позволило моему проекту оказаться в актуальном контексте.
В данный момент мы активно работаем над новым фильмом, который обещает стать интересным и захватывающим проектом. Этот фильм объединяет в себе элементы драмы и триллера, что делает его уникальным в своем жанре. Мы стремимся создать историю, которая будет не только увлекательной, но и заставит зрителей задуматься о важных жизненных вопросах. В проекте участвует талантливая команда профессионалов, и мы уверены, что результат превзойдет ожидания аудитории.
Я снял фильм «Человек советский», действие которого разворачивается в 1949 году. Главный герой — безногий инвалид войны, возвращается в родную деревню и стремится начать новую жизнь. Однако его инвалидность приносит немало проблем членам семьи. В условиях послевоенной бедности и полуголодного существования люди становятся черствыми и безразличными к страданиям окружающих. Фильм исследует темы человеческой стойкости, социальной изоляции и моральной ответственности в трудные времена.
Несмотря на тяжелые испытания, главный герой сохраняет человечность и искренне верит, что все страдания имеют смысл, а светлое будущее коммунизма скоро наступит. Но возникает вопрос: нужны ли обществу инвалиды в этом светлом будущем? В своем фильме я предлагаю ответ на этот важный вопрос, исследуя темы человеческой стойкости и социальной справедливости.
К сожалению, в послевоенном кино люди с инвалидностью почти не находили своего отражения, несмотря на то что после войны вернулось около 10 миллионов инвалидов. Даже на рекламных плакатах их присутствие было почти отсутствующим. Эта трагедия сотен тысяч человек оставалась незамеченной, а массовая культура фокусировалась исключительно на образах героических воинов-победителей. Безрукие и безногие воины оказывались в тени общества, зачастую ведя бродяжнический образ жизни или, в лучшем случае, полагаясь на поддержку своих семей. Эта ситуация подчеркивает необходимость более глубокого осмысления роли инвалидов в обществе и их представления в культуре.
Неблагодарность к людям, отдавшим все ради будущего своих детей, разъедает основы нашего общества. Я говорю не только об инвалидах, но и о целых поколениях дедов и отцов, которые вынуждены доживать свою жизнь в нищете. В своем фильме я стремился привлечь внимание к этой проблеме, показать, как важно ценить жертвы, принесенные предыдущими поколениями ради нашего благополучия. Наша задача — не забывать о тех, кто отдал все ради нас, и сделать все возможное, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
Спасибо за добрые пожелания. В музыке и кино для меня важнее всего эмоции и возможность передачи глубоких смыслов. Понимание и восприятие художественного произведения могут сильно влиять на жизнь людей. Музыка и кино способны соединять людей, пробуждать чувства и заставлять задуматься о важных вопросах. В этом и заключается их истинная ценность.
Я стремлюсь к тому, чтобы зрители фильмов и слушатели музыки испытывали яркие эмоции и сопереживали героям. Безразличие — это губительно для искусства. Чем больше произведение вызывает разнообразных эмоций и ощущений, тем выше его ценность и воздействие на аудиторию. Искусство должно вдохновлять, провоцировать размышления и оставлять след в душе.
Я стремлюсь к тому, чтобы зрители испытывали те же эмоции, которые я чувствую при создании своих произведений. Для этого важна искренность. В подлинном искусстве нет места лжи и притворству, так как любая фальшь обесценивает смысл творчества. Искусство должно быть честным и открытым, чтобы установить глубокую связь с аудиторией.
Бесплатная профориентация
Пройдите короткий тест и узнайте, какая профессия вам подходит, а потом попробуйте свои силы в выбранной специальности. В конце курса у вас будет сессия с профориентологом. Он поможет определиться с выбором карьерного пути.
Узнать подробнее