«Ночному дозору» — 20 лет: история фильма, который изменил отечественный кинематограф / Skillbox Media
Разбираем легендарный проект, без которого не было бы нового российского кино.
Содержание:
Задумывались о новой профессии, но не знаете, с чего начать? Узнайте, что подойдёт вам: IT, дизайн, геймдев, менеджмент или маркетинг. Пройдите бесплатную профориентацию.
Узнать большеВ этом году исполняется 20 лет с момента выхода шедевра Тимура Бекмамбетов. Фильм стал настоящим откровением своего времени, привлекая внимание не только зрителей, но и таких известных режиссёров, как Квентин Тарантино и Джеймс Ганн. Мы рассмотрим, что именно сделало эту картину знаковой и какие элементы её сюжета и визуального стиля оказали влияние на кинематограф.
В данной статье вы познакомитесь с основными аспектами темы. Мы подробно рассмотрим ключевые моменты, которые помогут вам лучше понять предмет и его значение. Вы получите информацию, необходимую для углубленного изучения вопроса и применения полученных знаний на практике.
- какой была киноиндустрия России 2000-х;
- что нужно знать о Тимуре Бекмамбетове;
- как с «Ночного дозора» началась российская кинофантастика;
- за что ругали создателей фильма;
- сколько всего «Ночных дозоров» и какой из них смотреть.
Что творилось в киноиндустрии в нулевые
Фильм «Ночной дозор» был представлен зрителям в летний период 2004 года и привлек значительное внимание аудитории. Люди, знакомые с оригинальным романом, с интересом следили за процессом съемок, а критики проявили любопытство к этому амбициозному проекту. Бюджет картины составил лишь 4,2 миллиона долларов. Для сравнения, фильм «Папа» с Владимиром Машковым, который вышел в то же время, имел бюджет в 3,5 миллиона долларов, но отличался более простым производственным процессом. «Ночной дозор» стал знаковым произведением в русской киноиндустрии, открыв новую страницу в жанре фэнтези и привлекая внимание к отечественному кино.
Проект Бекмамбетова и Эрнста стал первым крупным блокбастером в стиле Голливуда, который стремится возродить отечественную фантастику в кино и предоставить фанатам экранизацию любимого романа. Мнения о том, насколько фильму удалось достичь поставленных целей, различаются, но одно очевидно: «Ночной дозор» стал знаковым событием, вернувшим зрителям веру в качество отечественного кино. Фильм не только привлек внимание к жанру, но и поднял планку для будущих проектов в российском кинематографе.
Собрав 16,2 миллиона долларов в России и 33,9 миллиона долларов в мировом прокате, фильм «Ночной дозор» стал первым успешным кейсом в новом российском кино. В начале 2000-х годов россияне предпочитали иностранные фильмы, и лишь «Брат 2» в 2000 году собрал более 1 миллиона долларов в российском прокате. Позже «Русский ковчег» Александра Сокурова и «Возвращение» Андрея Звягинцева также продемонстрировали коммерческий успех, собрав 6,7 миллиона и 4,4 миллиона долларов соответственно, но только на международной арене. Продуктивность отечественного кинопроизводства в начале 2000-х можно охарактеризовать как редкие, но меткие успехи.
В начале 2000-х годов наблюдалось возрождение бывших советских кинотеатров. Владельцы этих учреждений старались минимизировать риски и в основном показывали зарубежные фильмы. Российский кинематограф, который только начинал восстанавливаться после распада советской киноиндустрии, не мог составить серьезную конкуренцию иностранным лентам. Это время стало периодом, когда отечественные фильмы искали свою аудиторию и способы привлечения зрителей, чтобы вернуть интерес к российскому кино.
На большом экране зрители могли увидеть как произведения известных режиссёров, так и финансово поддерживаемые картины. Российское кино той эпохи, как правило, создавалось не для широкой аудитории, а для ценителей и элиты. В то время как Андрей Звягинцев завоёвывал признание на международных фестивалях, отечественные зрители не торопились посещать кинотеатры, чтобы увидеть его работы. Однако через полтора года Бекмамбетов смог привлечь внимание всей страны к кинематографу.
«Ночной дозор» превратился в знаковый фильм, став первым в истории российского проката бизнес-проектом, который нацелен на несколько сегментов зрителей одновременно. Лозунг компании Бекмамбетова, Bazelevs Production, подчеркивает этот уникальный подход: «Мы делаем не кино, мы создаем событие». Этот фильм не только стал культовым, но и заложил основы для новых форматов в кинопроизводстве, привлекая внимание широкой аудитории и открывая новые горизонты для отечественного кино.
Кто такой Бекмамбетов
Тимур Бекмамбетов, на момент создания «Ночного дозора» известный в киноиндустрии как автор рекламных роликов банка «Империал», был практически незнаком широкой аудитории. Тем не менее, никто не мог предсказать, что именно он станет ключевой фигурой в формировании новых тенденций массового кино в постсоветской России. «Ночной дозор» стал не только коммерчески успешным проектом, но и открыл новые горизонты для отечественного кинематографа, задав стандарты для последующих фильмов в жанре фэнтези и хоррор. Бекмамбетов продемонстрировал, как можно успешно интегрировать элементы западного кинопроизводства в российский контекст, что привело к возрождению интереса к отечественному кино.
В начале своей карьеры Бекмамбетов проявлял стремление к инновациям, что стало очевидно уже в его дебютном фильме 1993 года «Пешаварский вальс». Эта лента, посвященная советским и афганским военнопленным, оставалась незамеченной, поскольку ни одна из сторон конфликта не признавала их существование. Несмотря на потенциальную значимость, фильм не получил должного внимания: «Вальс» вышел в 1995 году, когда страну охватывали кризисные события, и зрители не обратили на него внимания.
Бекмамбетов, разочарованный в киноиндустрии, успешно переключился на рекламу. Однако спустя десять лет он вернулся в мир кино с проектом «Ночной дозор». Этот фильм стал не только подтверждением его мастерства в работе с массовым контентом, но и попыткой создать уникальный стиль. Одним из нововведений Бекмамбетова стал динамичный клиповый монтаж с частыми сменами кадров и крупными планами. Этот прием, хотя и не является полным возрождением «монтажа аттракционов» Эйзенштейна, значительно влияет на восприятие зрителя, управляя его эмоциями на протяжении всего фильма.
Бекмамбетов не ограничивается созданием коммерчески успешных зрелищных продуктов. Он всегда сосредоточен на повествовании, будь то рекламный ролик банка, фантастический диптих или публичное позиционирование проекта. В 2008 году он привлек внимание зрителей, выпустив фильм «Особо опасен» с известным голливудским актерским составом и яркой интернет-рекламой. Его способность соединять интересный сюжет с визуальными эффектами делает его работы запоминающимися и востребованными.
Кульминацией инноваций Тимура Бекмамбетова стал скринлайф-формат, который он активно продвигает. В 2014 году он представил десктоп-фильм «Убрать из друзей», а в 2015 году стал продюсером картины «Хардкор», созданной Ильёй Найшуллером. В 2018 году Бекмамбетов также продюсировал фильм «Поиск» режиссёра Аниша Чаганти. В том же году он выступил в роли режиссёра, сняв скринлайф-фильм «Профиль». Эти проекты значительно изменили подход к созданию фильмов и привлекли внимание к новому жанру, который продолжает развиваться и вдохновлять других авторов.
В 2004 году Бекмамбетов сделал значительный вклад в развитие российского кинематографа, представив зрителям «Ночной дозор». Этот фильм стал знаковым событием, открывшим новые горизонты для жанрового кино в России. Благодаря его успеху, жанровое кино получило новое дыхание и привлекло внимание широкой аудитории.
Как с «Ночного дозора» в России началось жанровое кино
Бекмамбетов отклоняет звание основоположника отечественной кинофантастики, указывая на режиссёра Павла Клушанцева и его фильм «Планета бурь» (1962) как на предшествующую работу в этом жанре. Тем не менее, следует отметить, что именно он стал пионером создания фантастических фильмов в новом российском кинематографе, привнеся свежий взгляд и современные технологии в этот жанр. Его работы оказали значительное влияние на развитие отечественной фантастики, задав новые стандарты и вдохновив последующие поколения filmmakers.
До прихода Бекмамбетова отечественные режиссёры, создавая жанровые фильмы, в основном ориентировались на западные образцы. Это привело к появлению множества некачественных и карикатурных картин. Одним из немногих успешных проектов в этом направлении стал мистический хоррор «Упырь» Сергея Винокурова (1997). Однако в процессе повествования фильм inexplicably трансформируется в криминальную драму с предсказуемыми сюжетными поворотами.
В начале 2000-х годов российские кинематографисты стремились отразить все аспекты действительности, создавая фильмы, которые стали знаковыми для своего времени. Примеры таких работ — «Война» Алексея Балабанова (2002), «Возвращение» Андрея Звягинцева (2003) и «72 метра» Владимира Хотиненко (2004). Однако среди множества серьезных и мрачных картин «Ночной дозор» стал ярким событием, которое привнесло зрелищность и новую жизнь в кинематограф. Этот фильм позволил зрителям на время убежать от суровой реальности, охваченной последствиями бандитизма, экономических трудностей и безысходности 1990-х годов. «Ночной дозор» не только развлекал, но и стал символом нового этапа в развитии российского кино, открыв двери для жанрового разнообразия и инновационных подходов.
Если вы считаете, что эскапистское кино является поверхностным и аморальным, вы ошибаетесь. «Ночной дозор» можно считать одним из первых постмодернистских проектов в российском кинематографе. Этот фильм сочетает в себе элементы фантастики и реализма, имеет нарочито серьёзный и одновременно комичный тон. Он фарсово отражает события и переживания минувшего десятилетия в истории страны, предоставляя зрителю уникальную возможность осмыслить прошлое через призму искусства.
Продакт-плейсмент в фильме
Промокампания «Ночного дозора» вызвала множество обсуждений, как положительных, так и отрицательных. Явная реклама таких брендов, как кофе, пиво и мобильные телефоны, порой воспринималась как навязчивая и раздражающая. Однако стоит учитывать, что режиссер, создавший такие рекламные ролики, имел опыт в этой области. Ожидать от него чего-то иного было бы неразумно. Важно осознавать, что подобные кампании часто направлены на привлечение внимания и создание запоминающегося имиджа, даже если это иногда вызывает критику.
Эрнст и Бекмамбетов кардинально изменили подход к промоушену фильмов, сделав его таким, каким мы его знаем сегодня. Они внедрили практику участия главных актёров в различных телевизионных передачах для анонсирования фильмов, а также активно использовали новостные репортажи о премьере и рекламные баннеры. В Москве было задействовано более 500 поверхностей для наружной рекламы и почти 400 рекламных видеороликов на телевидении. Репортажи выходили в прайм-тайм, дополнительно была проведена рекламная рассылка от МТС. До выхода «Дозора» никто не использовал такие масштабные методы продвижения, но после этого многие начали следовать их примеру. С тех пор этот подход стал стандартом в киноиндустрии, что подтверждает его эффективность и актуальность.
Целевой аудиторией данного продукта стал массовый зритель, который, скорее всего, не знаком с творчеством Сергея Лукьяненко и его произведениями о Ином и Дозорах. Этот зритель с большей вероятностью выберет фильмы с голливудскими звёздами, чем с российскими актёрами, особенно в условиях, когда в среднем городе России того времени не всегда имелся кинотеатр. Бекмамбетов и Эрнст умело преодолели зрительский скептицизм. Эффективная уличная реклама и качественное представление фильма актёрами на телевидении сыграли ключевую роль в привлечении аудитории.
Продакт-плейсмент стал одним из ключевых вопросов, обсуждаемых в контексте промоушена фильма. Однако, стоит задуматься, насколько это действительно слабая сторона. Режиссёр Тимур Бекмамбетов, имея опыт в создании рекламных роликов, вероятно, заранее осознавал важные аспекты продвижения современных кинофильмов. В Голливуде интеграция товаров определённых брендов в кино — это стандартная практика, позволяющая создать дополнительный интерес к продукту. В то время как для российского кинематографа, когда вышел «Ночной дозор», такая практика была чем-то новым и даже шокирующим: фильм не только привлекал внимание зрителей, но и рекламировал «нокию», находившуюся в руках главного героя. Это решение позволило не только подчеркнуть реалистичность сюжета, но и задать новые стандарты для последующих фильмов в России.
Рекламные контракты с партнёрами сыграли ключевую роль в покрытии затрат на промоматериалы. В этом контексте стоит отметить, что «Первый канал» также внес значительный вклад: Эрнст активно рекламировал фильм, не затрагивая бюджет проекта. Эксперты подсчитали, что общая стоимость промоушена «Ночного дозора», включая услуги Первого канала и без учета контрактов на продакт-плейсмент, могла достигать примерно 6 миллионов долларов. Эти суммы являются не только выдающимися для отечественного кино того времени, но и сопоставимы с мировыми стандартами, где на рекламу обычно выделяется от 50 до 100% от производственного бюджета.
Сегодня наличие промо-материалов, дополнительных материалов, таких как «фильм о фильме», и запоминающихся рекламных кампаний стало стандартом для киноиндустрии. Однако эти инновации во многом обязаны успеху «Ночного дозора». Уникальный подход к продвижению данного фильма продемонстрировал эффективные стратегии работы с кинопроектами. После просмотра картины множество зрителей долго повторяли финальный речитатив и носили характерные костюмы и аксессуары. Режиссер Тимур Бекмамбетов не раз подтверждал свой статус эксперта в области рекламы, в том числе запустив вирусный ролик о герое фильма «Особо опасен» (2008), который многие приняли за реальный. Этот кейс стал примером успешного взаимодействия кино и маркетинга, показывая, как качественная реклама может значительно повысить интерес к фильму и создать вокруг него активное сообщество поклонников.
Какой «Ночной дозор» смотреть
Не все осведомлены о том, что у фильма существует несколько версий. В интернете в основном доступна версия, которая была показана в кинотеатрах. На самом деле существует четыре различных версии этого фильма.
Фильм, получивший прокат в России и странах СНГ, изначально был представлен на Московском кинофестивале. В ходе презентации было объявлено, что история будет разделена на две части. На тот момент они носили названия «Ночной дозор» и «Ночной дозор 2». Примечательно, что ранее картина демонстрировалась на конвенте «РосКон-2004», однако в её показе были использованы вотермарки, а также имели место фрагменты с отсутствующими озвучкой, титрами и спецэффектами. Этот фильм стал знаковым событием в российском кинематографе, привлекшим внимание зрителей и критиков, что способствовало его популярности на отечественном и международном рынках.
Этот «Дозор» появился в результате первоначальных замыслов создать телевизионный сериал. Он включает в себя как кинотеатральную версию, так и вырезанные сцены, которые были добавлены в лицензионное издание на DVD. Такой подход позволяет зрителям получить полное представление о проекте и увидеть моменты, которые не вошли в основной фильм.
Зрители узнали о существовании альтернативной концовки фильма «Ночной дозор». В этой версии главный герой не смог определиться с выбором стороны в конфликте сил. Такой финал усложнял бы сюжет и, вероятно, привел бы к завершению проекта на одном фильме. Альтернативная концовка подчеркивает внутренние противоречия персонажа и добавляет глубину к общей истории, что делает её интересной для обсуждения среди поклонников.
В интернете можно найти смонтированную фанатами версию с удалёнными сценами, но нет уверенности в существовании лицензионной режиссёрской версии. Режиссёры Бекмамбетов и Эрнст не предприняли попыток адаптировать свой фильм «Дозор» для телевизионного формата. В настоящее время многие отечественные режиссёры активно адаптируют киноверсии для ТВ-платформ с целью привлечения новой аудитории. Примером такого подхода является проект «Союз спасения», премьера которого состоялась в 2019 году, а в 2022 году была успешно выпущена телевизионная версия. Эта тенденция свидетельствует о растущем интересе к адаптациям и их способности расширять аудиторию за пределы кинотеатров.
Спустя год после премьеры «Ночного дозора» фильм был представлен на Берлинале, после чего компания Fox Searchlight приобрела у Первого канала права на его международный прокат. Режиссер Бекмамбетов вынужден был провести переработку фильма, чтобы сделать его более доступным для зрителей, не знакомых с первоисточником. Первые переводы книг Сергея Лукьяненко вышли как раз в период проката картины, что способствовало повышению интереса к фильму и его сюжету.
Международная версия фильма отличается большей упорядоченностью и аккуратностью по сравнению с отечественной кинотеатральной. Однако, она утратила часть своего колорита из-за вырезанных сцен, в частности, с участием Гоши Куценко. Также исчезла уникальная ритмика, которая придавала фильму хаотичность и сновидческое ощущение, создавая эффект «потока» или «под воздействием». Этот стиль можно встретить в работах Романа Михайлова, однако его подход представляет собой совершенно иной тип рефлексии. Таким образом, международная версия, хотя и более структурированная, лишена той уникальной атмосферы, которая делала оригинал запоминающимся.
В международной версии фильма «Дозор» Антон Городецкий стал провидцем. В этой версии отсутствуют эффектные титры в начале, а общий хронометраж сократился на восемь минут. Всего в картину было внесено около 90 изменений, из которых 10 касаются диалогов. Эти изменения могут существенно повлиять на восприятие сюжета и характеров персонажей, делая фильм более динамичным и доступным для международной аудитории.
Официальная пародия на фильм «Ночной дозор», созданная теми же авторами, вызывает разнообразные реакции — от недоумения до похвал, звучащих даже в сравнении с оригиналом. Несмотря на это, фильм имеет среднюю оценку 3,7 на платформе «Кинопоиск». В эпоху популярности переводов Дмитрия Пучкова, более известного как Гоблин, выход такой версии стал любопытным коммерческим шагом, который, к сожалению, не оправдал ожиданий. Тем не менее, этот проект подарил зрителям уникальный опыт, за что стоит выразить особую благодарность легендарному Леониду Володарскому.
«Дозоры» сегодня
Спустя 20 лет после своего выхода, фильм продолжает оставаться актуальным. Британский журнал Empire включает его в список 100 лучших неанглоязычных фильмов, а известный режиссёр супергеройских блокбастеров Джеймс Ганн отмечает «Ночной дозор» среди своих любимых картин. В российском медиапейзаже «Дозоры» приобрели статус культовых, а произведения Сергея Лукьяненко стали классикой современной литературы.
Отношение к вампирской дилогии Бекмамбетова стало значительно серьезнее за последние пять лет. Ностальгия по классическим историям всегда была частью массовой культуры, особенно в сфере киноиндустрии. В настоящее время кино все чаще обращается к знакомым сюжетам. Мы наблюдаем перезапуски старых проектов, неожиданные продолжения и активное цитирование культовых фильмов. В «Майоре Громе» можно заметить отсылки к хоккейным маскам, а весь Петербург собирается на ретроспективу Балабанова, вдохновленную популярной выставкой. Не остались в стороне и «Дозоры»: осенью 2023 года был анонсирован новый сериал, который продолжит историю известных кинокартин. Этот проект обещает привлечь внимание как поклонников оригинальной дилогии, так и новых зрителей, желающих погрузиться в мир вампиров и магии.
С момента выхода «Ночного дозора» объёмы производства сериалов увеличились в пять раз. Это дает надежду на то, что зрители смогут увидеть масштабную и глубоко проработанную историю Лукьяненко, где монтаж не будет нарушен ради сокращения хронометража. Хотя сомнения в успехе все же присутствуют, они не столь ощутимы, как в случае с анонсом нового фильма саги. В последнее время наши режиссеры и сценаристы приобрели значительный опыт в создании сериалов, что повышает шансы на качественный продукт.
Профессиональный телевизионный продукт имеет потенциал значительно превзойти первичный, новаторский и неопытный контент. Однако, ответ на вопрос о том, насколько именно это произойдет, станет очевиден лишь в будущем. В текущий момент история развития этого продукта продолжается, и его окончательное признание и успех остаются впереди.
Бесплатная профориентация
• Определите, чего вы хотите от новой профессии• Пройдёте тест и узнаете, какие профессии вам подходят• Разберётесь, чем занимаются такие специалисты
Узнать подробнее