Кино и музыка #Статьи

20 июня, 2025

Почему популярны «Сумерки»: хейт, подростки, фанфики, токсичная любовь / Skillbox Media

Рассказываем, за что хейтили франшизу, было ли это оправданно и почему людям нравятся истории про токсичную любовь.

Бесплатный тест: какая digital-профессия вам подходит?Узнайте ответ за 15 минут и попробуйте свои силы в новой специальности.

Узнать больше

Почему «Сумерки» стали так популярны

Если бы первый фильм вышел не в 2008 году, а на год раньше, то мы могли бы пошутить о возвращении в 2007 год, когда многое о «Сумерках» стало бы очевидным. Это было время, когда в российских школах бушевали споры между поклонниками эмо и рэперов. Мальчики и девочки активно обновляли свои статусы в «ВКонтакте» фразами вроде «дождь смоет твои слёзы», танцевали тектоник и делали фотографии на заброшенных местах в чёрно-белых арафатках и узких джинсах. Этот период культуры молодежи отражал стремление к самовыражению и поиску своей идентичности, что стало важной частью их жизни.

В кинотеатрах стартовал показ «Сумерек» — первого фильма, основанного на популярных книгах, издававшихся с 2005 года. Школьницы, успевшие прочитать серию, с энтузиазмом приглашали подруг, не знакомых с вампирской сагой, и вместе они стремились увидеть экранизацию. Таким образом, подростки по всему миру сделали эти фильмы настоящим культурным феноменом.

«Сумерки» — это серия романов Стефани Майер, рассказывающая о сложных отношениях между человеком и вампиром. Главная героиня, Белла Свон, переезжает в маленький город Форкс, где встречает загадочного Эдварда Каллена, который оказывается вампиром. Их любовь сталкивается с множеством препятствий, включая опасности, связанные с миром вампиров и людей. История охватывает темы любви, жертвы и выбора, делая «Сумерки» популярной сагой среди молодежной аудитории. Романы были экранизированы, что привлекло еще больше внимания к этой романтической истории.

Узнать больше информации.

«Сумерки» — известная серия книг и фильмов, повествующая о любви обычной девушки Беллы Свон и вампира Эдварда Каллена. Эдвард, обладая хищной природой, испытывает сильное желание нанести вред Белле, но преодолевает свои инстинкты ради их отношений. Сюжет рассказывает о том, как Белла завершает обучение в старшей школе и испытывает все эмоции первой любви, находясь в конфликте между Эдвардом и Джейкобом, влюблённым в неё оборотнем. Эта история затрагивает темы любви, жертвы и внутренней борьбы, что делает её привлекательной для широкой аудитории.

«Сумерки» представляют собой мрачный и загадочный фильм, который исследует темы насилия, смерти и сложной любви, удовлетворяя запрос подростков на более глубокие и многослойные истории. В то время, когда кино и сериалы в жанре young adult были зачастую лишены серьезности и глубины, молодежи предлагали лишь простые сказки о добре и зле, подобные «Гарри Поттеру». Образы тинейджеров на экране были стереотипными: их изображали исключительно жизнерадостными и счастливыми, а если и происходили какие-то трагедии, то вселенская справедливость немедленно восстанавливала баланс, воздавая им за страдания. «Сумерки» стали значимым шагом в сторону более реалистичного и сложного представления подростковой жизни, открыв новые горизонты для развития жанра.

Детям, как правило, не позволяется испытывать несчастье, за исключением случаев, когда они сироты, живущие в чулане под лестницей. Однако даже в таких сложных обстоятельствах Гарри Поттер оставался позитивным и находил радость в жизни. Появление «Сумерек» стало важным моментом для многих зрителей, которые впервые увидели на экране отражение своих собственных переживаний. Школьницы, обсуждая книги и фильмы, часто говорили: «Это как „Гарри Поттер“, только более мрачные». Этот аргумент имел большое значение: тинейджеры чувствовали, что такие произведения медиакультуры честно говорят о жизни и не требуют от них неестественной радости. «Сумерки» и подобные им истории открыли новую страницу в молодежной литературе и кинематографе, предоставив подросткам возможность идентифицировать себя с персонажами, которые сталкиваются с реальными проблемами и эмоциями.

Актёры Кристен Стюарт (Белла Свон) и Роберт Паттинсон (Эдвард Каллен) в кадре из фильма «Сумерки» (2008)Кадр: фильм «Сумерки» / Goldcrest Pictures / Imprint Entertainment

В нулевых годах наблюдался рост популярности альтернативной, готической и эмо-музыки, что объясняется стремлением подростков свободно выражать свои негативные эмоции и исследовать грусть. Ранее тинейджеры как будто имели право существовать лишь в режиме беззаботного оптимизма, что создавало трудности для более серьезно настроенных, пессимистично или депрессивно настроенных подростков. Эти молодые люди не могли найти своего места в обществе, пока на музыкальной сцене не появились группы, такие как Amatory и Evanescence, а также культурные явления вроде «Сумерек». Эти новые направления стали своеобразным refuge, позволяя подросткам идентифицировать себя и находить поддержку в музыке, отражающей их внутренние переживания.

История любви с вампиром оказала огромное влияние на мировой кинематограф. Фильмы саги «Сумерки» собрали более 3,36 миллиарда долларов в мировом прокате, что превосходит даже трилогию «Властелин Колец», заработавшую 2,91 миллиарда. Несмотря на то, что основной аудиторией «Сумерек» были подростки, фильмы также завоевали популярность среди зрительниц старше 35 лет. В интернете образовались большие сообщества поклонников, которые активно обсуждали сюжетные повороты, спорили о предпочтениях между Эдвардом и Джейкобом, а также создавали фанфики. Один из таких фанфиков даже был экранизирован, что подчеркивает значимость и влияние данной франшизы на современную культуру.

«Сумерки» стали массовым феноменом по нескольким ключевым причинам. Во-первых, уникальное сочетание романтики и фэнтези привлекло внимание широкой аудитории, что сделало историю более универсальной. Во-вторых, яркие и запоминающиеся персонажи, такие как Эдвард и Белла, создали эмоциональную связь с читателями, что способствовало популярности. Кроме того, сильные темы любви, жертвенности и борьбы с внутренними демонами нашли отклик у молодежи.

Не менее важным фактором стали успешные маркетинговые стратегии, направленные на создание громкого ажиотажа вокруг книг и фильмов, что позволило привлечь внимание не только фанатов жанра, но и более широкой публики. В итоге «Сумерки» стали культурным явлением, которое оказало значительное влияние на литературу и кино, породив множество подражаний и обсуждений.

  • Волнующая романтическая история. Аудиторию привлекла центральная сюжетная линия — запретные отношения между школьницей Беллой и вампиром Эдвардом. История особенно отозвалась в подростках: они сопереживали чувству первой любви, а также противоречивым эмоциям героини — простой девушки, которую полюбил «самый опасный хищник в мире».
  • Популярная в тот период тёмная эстетика. Вампиры, оборотни и таинственный мир «Сумерек» создали притягательную мистическую атмосферу. В середине нулевых произошёл всплеск интереса к сверхъестественному, и франшиза идеально попала в тренд.
  • Простота и яркость конфликта. Проблема «Сумерек» очень проста, но вместе с тем увлекательна: мальчик любит девочку, но вампирский инстинкт твердит ему убить её. Любовь может буквально привести подростков к смерти в лучших традициях шекспировских «Ромео и Джульетты». Столь высокий потенциал для трагедии создал остросюжетную историю, которая, с одной стороны, понятна многим, а с другой — «цепляет» читателей и зрителей яркими эмоциями.
  • Персонажи, с которыми легко себя ассоциировать. Образ Беллы, простой и неуклюжей школьницы, специально подан таким образом, чтобы зрительницам было проще представить себя на её месте. Для аудитории «Сумерки» стали словно окошком в тот мир, где они попадают в удивительные приключения, пока за ними увиваются вампир Эдвард и оборотень Джейкоб — идеальные подростковые краши.

За что все ненавидели «Сумерки»

Феномен, который достигает широкой популярности, неизбежно вызывает как восхищение, так и критику. У противников саги «Сумерки» существует множество претензий. Давайте рассмотрим, насколько эти обвинения оправданы и что стоит за негативными отзывами о данной франшизе.

Актёры Кристен Стюарт (Белла Свон) и Кэм Жиганде (Джеймс) в кадре из фильма «Сумерки» (2008)Кадр: фильм «Сумерки» / Goldcrest Pictures / Imprint Entertainment

Зрители выразили недовольство, что главные герои сосредоточены исключительно на своих отношениях. Критики отмечают, что романтические переживания и любовные линии не создают достаточно прочного фундамента для сюжета. Однако такая точка зрения демонстрирует непонимание жанра романтической истории. В этом жанре развитие романтических отношений является основным сюжетным элементом. Возмущение по поводу чрезмерной концентрации на романтике в лав-стори можно сравнить с недовольством из-за наличия убийств в детективном произведении. Важно понимать, что именно эмоциональные связи и их развитие привлекают зрителей и составляют суть жанра.

В конце нулевых — начале десятых годов в мейнстриме наблюдалось пренебрежительное отношение к любовным линиям в кино. Этот период совпал с активным развитием компьютерной графики и выходом таких масштабных саг, как «Пираты Карибского моря» и «Властелин колец». Создатели «Сумерек» почувствовали необходимость добавить больше динамики и зрелищности в свою любовную историю, хотя изначально в ней не было места для этого. Важно помнить, что «Сумерки» — это не экшен, а прежде всего рассказ о любви, который, несмотря на влияние времени, сохраняет свою уникальность и глубину.

Актёры Кристофер Хейердал (Марк), Майкл Шин (Аро) и Джейми Кэмпбелл Бауэр (Кай) в кадре из фильма «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2» (2012)Кадр: фильм «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2» / Summit Entertainment / Sunswept Entertainment

В фильме «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2» (2012) экранизаторы добавили эпичную битву, которая отсутствовала в оригинальных книгах. На экране развернулась зрелищная сцена, наполненная кровавыми столкновениями, оторванными головами и гибелью любимых персонажей, что значительно усилило напряжение и драматизм сюжета. Эта творческая интерпретация позволила сделать финал более захватывающим и эмоционально насыщенным, привлекая внимание как поклонников книг, так и новых зрителей.

В конце история обернулась «сном собаки» — предсказанием, которое одна из героинь передала в сознание вампиров, готовящихся к битве. Это решение оставило зрителей в состоянии混анных эмоций: они уже прошли через страдания от убийств и потерь, а теперь им пришлось пересмотреть свои переживания, осознав, что всё было иллюзией.

Читайте также:

«Дом Дракона» не является феминистским произведением, несмотря на наличие сильных женских персонажей. Сюжет сосредоточен на политической борьбе, наследовании и династических конфликтах в мире Вестероса. Женщины в этом сериале играют значительную роль, но их действия и мотивации часто обусловлены властью и борьбой за влияние, а не исключительно феминистскими стремлениями.

Сюжет фокусируется на сложных отношениях между персонажами и их борьбе за трон, где женские фигуры, такие как Рейнира Таргариен и Алисента Хайтауэр, действуют в контексте традиционных патриархальных структур. Их конфликты и амбиции подчеркивают не феминистскую идею равенства, а реалии жестокой борьбы за власть, которая может быть свойственна как мужчинам, так и женщинам.

Таким образом, «Дом Дракона» является скорее драмой о власти и предательстве, чем произведением, которое акцентирует внимание на феминистской повестке. Сериал исследует, как амбиции и желания персонажей влияют на их судьбы, в то время как вопрос о гендерных ролях остается второстепенным.

Франшиза «Сумерки» часто подвергается критике за то, что она потакает романтическим фантазиям женщин и девушек. Противники этой истории утверждают, что она нереалистична, излишне сентиментальна и чрезмерно ориентирована на желания поклонниц. Некоторые зрители чувствовали дискомфорт, воспринимая сюжет как нечто постыдное, напоминая о содержимом подросткового дневника автора — Стефани Майер. Роберт Паттинсон, исполнивший роль Эдварда, также делился своими впечатлениями о проекте, подчеркивая, что восприятие этой истории может быть очень субъективным.

При чтении книг я пришёл к убеждению, что Стефани идентифицировала себя с персонажем Беллой. Эта работа казалась такой, что её не следовало публиковать. Я ощущал, что это скорее сборник её личных фантазий.

Несмотря на присвоенный рейтинг PG-13, в американском прокате некоторые сцены фильмов могут передавать атмосферу сексуальных фантазий. В частности, в книгах и экранизации присутствует эпизод, в котором Белла, Эдвард и Джейкоб проводят холодную ночь в палатке. Белла, страдая от холода, оказывается в затруднительном положении, так как её возлюбленный Эдвард — вампир, не обладающий теплом человеческого тела. В результате ему приходится уступить место оборотню Джейкобу, который, раздеваясь, обнимает Беллу и согревает её своим теплом. В этот момент Эдвард, обладая способностью телепатии, вынужден терпеть все мысли Джейкоба о Белле, что добавляет напряжённости в сцену. Этот эпизод иллюстрирует сложные отношения между персонажами и подчеркивает эмоциональные и физические конфликты, возникающие в их взаимодействии.

Стефани Майер уверяет, что её книги лишены каких-либо непристойностей. Она не увлекается эротикой и традиционными любовными романами, считая их слишком откровенными. Майер является членом Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, известной своими строгими взглядами на сексуальность. Это объясняет, почему в её произведениях преобладает атмосфера скромности и невинности, создавая уникальный литературный мир, в котором отношения между персонажами развиваются в рамках определённых моральных норм.

Зрители воспринимают «Сумерки» как подсознательную эротическую фантазию, из которой убрали явные эротические элементы. Стефани Майер признает, что в её произведении заложено много скрытых смыслов. Писательница словно обнажает те стыдные и уязвимые мысли, которые многие предпочитают игнорировать. Взаимодействие с чужим подсознанием может вызывать дискомфорт и даже болезненные ощущения — это открывает новые грани самопознания.

Фильмы, которые удовлетворяют фантазии мужчин, так же распространены, как и «Сумерки», которые адресованы женской аудитории. В поп-культуре это явление стало вполне обычным. К примеру, любой фильм о смелом профессионале, который спасает мир и в конце концов завоевывает сердце привлекательной женщины, представляет собой типичную мужскую фантазию о героизме. Это подчеркивает, что герой совершает подвиг, и его сразу начинают желать. Таким образом, критики осуждают «Сумерки» за фан-сервис, который на протяжении десятилетий присутствует в мужском кино. Важно отметить, что такие нарративы являются частью широкой культурной традиции, где оба пола имеют право на свои фантазии и представления о любви и успехе.

Актёры Роберт Паттинсон (Эдвард Каллен) и Кристен Стюарт (Белла Свон) в кадре из фильма «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2» (2012)Кадр: фильм «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2» / Summit Entertainment / Sunswept Entertainment

Жанр супергероики и боевиков в стиле «Рэмбо» ориентирован на мужские фантазии. Этот фан-сервис воспринимается естественно, однако, когда подобные сюжеты создаются с учетом женской аудитории, они часто выглядят неестественно и нелепо. Является ли это справедливым? Скорее всего, нет. Тем не менее, именно такова структура современной поп-культуры. Ситуация подчеркивает существующие стереотипы и ожидания, которые влияют на восприятие произведений и их аудитории.

Основной конфликт в серии книг «Сумерки» заключается в том, что Эдвард влюблен в Беллу, но одновременно испытывает непреодолимое желание ее уничтожить, поскольку он вампир. Его чувства иногда принимают форму одержимости. Например, он регулярно проникает в комнату Беллы, чтобы наблюдать за ее сном. Если рассматривать это поведение с точки зрения реальности, оно может восприниматься как явное проявление сталкинга. Подобные сюжетные элементы вызывали озабоченность у критиков, которые опасались, что молодые читательницы могут воспринять абьюзивные отношения как норму. Важно анализировать такие аспекты в контексте литературы, чтобы понимать влияние на восприятие романтических отношений среди подростков.

«Сумерки» представляют собой романтическую фантазию, в которой любовь и отношения подаются в идеализированной форме. Это фикция, не имеющая отношения к реальной жизни и тому, как развиваются настоящие отношения. Девушки мечтают о парне своей мечты, который заботится о них даже во сне, что отражает их стремление к безопасности и защите. В их воображении он выступает не как угроза, а как защитник, что создает романтический идеал, далёкий от реальности.

Мальчики часто представляют себя героями, которые жертвуют собой ради спасения мира. В основе этой фантазии лежит не стремление к смерти, а желание стать уважаемым и признанным героем. Таким образом, романтика, окружающая абьюз в «Сумерках», не отличается от романтизации самоубийства в историях о героическом самопожертвовании. В обоих случаях это отражает глубокие психологические потребности и стремления, а не реальную ценность или идеальность таких поступков.

Актёрские работы Роберта Паттинсона и Кристен Стюарт долгое время подвергались критике, что создало для них имидж бездарностей. Это восприятие отчасти связано с тем, что их персонажи на экране казались недостаточно эмоциональными. Однако решение режиссёров изобразить Беллу и Эдварда как «пустышек» было обусловлено стремлением максимально приблизить их к оригинальным персонажам из книги. Это обусловлено каноничными характеристиками героев, которые позволяли создателям саги предложить зрителям образы, в которые они могли бы вложить свои собственные фантазии. Белла выглядит невыразительной и «плоской», что упрощает ассоциацию зрительниц с её образом. Эдвард, обладая таинственностью, становится идеальным холстом для представления о совершенном партнёре. Таким образом, художественные решения в адаптации «Сумерек» направлены на создание глубокой связи между персонажами и аудиторией.

Актёры Кристен Стюарт (Белла Свон), Маккензи Фой (Ренесми Каллен), Роберт Паттинсон (Эдвард Каллен) и Тейлор Лотнер (Джейкоб Блэк) в кадре из фильма «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2» (2012)Кадр: фильм «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2» / Summit Entertainment / Sunswept Entertainment

В медиа часто используется прием создания обтекаемых персонажей, что позволяет зрителям или читателям легче ассоциировать себя с ними. Ярким примером такого подхода является образ Гарри Поттера, чей характер не имеет ярко выраженных черт как в книгах, так и в фильмах. Аналогично, любовные интересы персонажей также могут быть изображены в обтекаемой форме, что позволяет аудитории представить себе более близкие и персонализированные образы. Такой прием способствует более глубокому вовлечению зрителей и читателей, позволяя им переживать события через призму своих собственных эмоций и опыта.

В контексте женских персонажей существует троп, известный как manic pixie dream girl. Этот архетип подробно рассматривается в фильме «500 дней лета». В сюжете главный герой влюбляется в эксцентричную и яркую девушку по имени Саммер, которая предпочитает держать его на расстоянии. Она не заинтересована в серьезных обязательствах и стремится к легким, непринужденным отношениям. Эта эмоциональная дистанция становится источником конфликтов для главного героя, что подчеркивает сложность и неоднозначность таких романтических связей.

Поскольку Саммер не раскрывает свою истинную сущность, герою недостает информации о её характере и желаниях. В этой ситуации ему проще проецировать на Саммер свои собственные ожидания. В результате молодой человек интерпретирует её действия по своему усмотрению, воспринимает их отношения как серьёзные и упорно игнорирует действительность.

Образы-пустышки в кино стали распространённым явлением. Однако, когда речь зашла о «Сумерках», реакция аудитории оказалась резко негативной на те же приёмы, которые активно использовались в других фильмах. Критики часто указывают на недостатки франшизы, которые можно встретить в многочисленных жанрах и картинах. Тем не менее, только «Сумерки» столкнулись с такой волной ненависти, тогда как «Гарри Поттер», киновселенная Marvel и другие популярные проекты были встречены с энтузиазмом зрителей. Причина кроется в том, что…

Западные журналисты давно заметили интересный феномен: как только девочки-подростки начинают увлекаться чем-то, интернет мгновенно реагирует негативом. Рок-группа Tokio Hotel, певец Джастин Бибер и бойз-бенд One Direction — все они в разное время становились мишенью для критики именно из-за своей популярности среди школьниц. Это явление подчеркивает не только сложные отношения общества с женскими предпочтениями, но и общую динамику восприятия культурных трендов, когда успех определенной группы или артиста вызывает осуждение.

Интересы девочек часто воспринимаются как легкомысленные и незрелые, хотя они на самом деле не отличаются от увлечений мальчиков. Например, феечки Винкс можно сравнить с Человеком-пауком: обе истории полны суперспособностей и героизма, но в мире Винкс акцент сделан на дружбе и командной работе, где героини объединяются, чтобы преодолеть трудности вместе. Это свидетельствует о том, что интересы девочек могут быть столь же глубокими и значимыми, как и интересы мальчиков, и заслуживают уважения.

Переделайте текст, сохраняя его основную тему и избегая добавления лишней информации. Оптимизируйте его для SEO, при необходимости расширив содержание. Избегайте использования смайлов и ненужных символов. Не используйте разделы с номерами или маркерами, просто предоставьте чистый текст.

Читать также:

Принцессы Диснея: эволюция от традиционных образов к заботе о себе

Принцессы Диснея всегда были символом доброты и нежности, однако их образы со временем претерпели значительные изменения. Ранее они представляли собой идеальные образы хороших девочек, которые ждали спасения от принца. Сегодня персонажи стали более самостоятельными и независимыми, акцентируя внимание на важности заботы о себе и личностного роста.

Современные принцессы, такие как Моана и Эльза, демонстрируют силу, уверенность и стремление к самореализации. Они вдохновляют молодое поколение на то, чтобы следовать своим мечтам и заботиться о собственных потребностях. Эти изменения в образах принцесс отражают новые социальные тренды, подчеркивающие ценность самоуважения и личной силы.

Таким образом, путь принцесс Диснея от традиционных стереотипов к современным идеалам самозаботы стал важным шагом в эволюции их образов. Это не только делает их более relatable для зрителей, но и способствует формированию здорового образа мышления у молодежи.

Сексуальная дискриминация и мизогиния остаются актуальными проблемами, особенно в отношении девочек-подростков. Негативное отношение к ним можно объяснить историческими корнями, уходящими в XVIII–XIX века, когда девочки сталкивались с серьезными ограничениями в доступе к образованию. Они редко имели возможность посещать общеобразовательные школы, а путь в университеты и академии был практически закрыт. Эти исторические барьеры сформировали предвзятое мнение о роли девочек в обществе, последствия которого ощущаются и сегодня.

В обществе существует стереотип, согласно которому интеллект девочек-подростков якобы ниже, чем у юношей. Их воспринимают как взбалмошных, поверхностных и недалёких. Это предвзятое мнение продолжает существовать и в современности. Активистка Бэйли Поланд отмечает:

Существует мнение, что девочки-подростки не способны адекватно контролировать свои эмоции и интересы, что приводит к их чрезмерным радостям или расстройствам без видимых причин.

Франшиза «Сумерки» не сильно выделяется на фоне других популярных фильмов своего времени. Она следует традициям жанра романтической драмы и активно использует фантазии зрителей. Тем не менее, критики рассматривают особенности этой серии как недостатки и даже выступают против неё.

«Сумерки» далеко не совершенны, и сегодня их можно воспринимать как легкий треш или кэмп. Тем не менее, эта франшиза не заслуживает столь жесткой критики. В последнее время в медиапейзаже наблюдается переосмысление: что именно вызвало такую ненависть мейнстрима к «Сумеркам»? Насколько оправдана эта волна негативных отзывов?

Почему любить «Сумерки» — не кринж, а забота о себе

Люди реагируют на различные истории, потому что они удовлетворяют их эмоциональные потребности. Например, в сердце мультсериала «Чародейки» и фильмов о Перси Джексоне лежит стремление быть особенным и заслужить признание. Основная идея «Сумерек» и фильма «Скотт Пилигрим против всех» заключается в желании иметь партнёра, который полюбит и примет тебя со всеми недостатками. Эти истории находят отклик у зрителей, поскольку они отражают универсальные человеческие чувства и мечты о любви и принятии.

Эмоциональные потребности мужчин и женщин могут значительно различаться. Создатели контента учитывают пол целевой аудитории и используют различные подходы для удовлетворения этих потребностей. Например, в романтических историях мужчины часто предпочитают образы независимых и ярких женщин, которых они могут «приручить». Примером может служить Рамона Флауэрс из «Скотта Пилигрима», которая, демонстрируя свою маник-пикси-натуру, тем не менее, выбирает отношения со Скоттом. В то же время женщины склонны мечтать о миллионерах или знаменитостях, чья влюбленность подчеркивает их ценность и способствует повышению социального статуса. Такой подход позволяет создателям контента эффективно обращаться к различным сегментам аудитории, создавая истории, которые резонируют с их желаниями и ожиданиями.

Видеоэссеистка Натали Винн показала, что популярность франшизы «Сумерки» является реакцией зрительниц на патриархальные нормы общества. В этом контексте любовь к «Сумеркам» не следует считать кринжем, а воспринимать как важный акт заботы о себе. Этот феномен позволяет женщинам осознать и понять свои истинные желания. Рассмотрим, как именно «Сумерки» помогают в этом процессе и почему они остаются актуальными для аудитории.

В типичном любовном романе мужчина одаривает женщину подарками, но она отказывается принимать их. Он стремится завоевать её любовь, а она демонстрирует холодность. Он настойчиво ищет её внимания, в то время как она отвергает его чувства. Подобные сценарии часто встречаются в историях о любви, где персонажи играют в игру «хищник» и «жертва». Такой подход вызывает интерес, но часто оставляет вопросы о реальных отношениях и взаимопонимании между партнерами.

Актёры Кристен Стюарт (Белла Свон) и Роберт Паттинсон (Эдвард Каллен) в кадре из фильма «Сумерки. Сага. Новолуние» (2009)Кадр: фильм «Сумерки. Сага. Новолуние» / Millennium Films / Sunswept Entertainment

В этих отношениях мужчина выступает в роли хищника, настойчиво стремящегося к близости, в то время как женщина занимает позицию жертвы, которая одновременно испытывает желание и страх перед его любовью. Итог таких сюжетов обычно предсказуем: женщина, несмотря на свои колебания, поддаётся напору мужского внимания. Хотя в глубине души она долго ждала этого момента, путь к финалу представляет собой длительное и извилистое сопротивление и отказ. Чем более недоступной кажется женщина, тем большей ценностью обретается завоёванная «хищником» близость. В таких историях важна игра на контрастах, где стремление и уклонение переплетаются, создавая напряжение и интригу в отношениях.

Энн Карсон, писательница-эллинистка, в своей книге «Горько-сладкий эрос» отмечает, что часто возникает увлекательный треугольник между любовником, «плохой девочкой», которая его привлекает, и «хорошей девочкой», которая оказывает ему честь, отказывая. Важно отметить, что «плохая девочка» и «хорошая девочка» могут быть одной и той же героиней. Истории о «хищнике» и «жертве» привлекают не только завершающей эротической сценой, но и длительным ожиданием этого момента. Чтобы сближение героев стало по-настоящему ожидаемым, «жертва» должна постоянно убегать от «хищника», даже если сама давно желает его заполучить. Такой подход создает напряжение и интригу, которые удерживают интерес читателя до самого конца.

Актёры Кристен Стюарт (Белла Свон) и Тейлор Лотнер (Джейкоб Блэк) в кадре из фильма «Сумерки. Сага. Новолуние» (2009)Кадр: фильм «Сумерки. Сага. Новолуние» / Millennium Films / Sunswept Entertainment

«Сумерки» честно представляют себя как любовный роман, в котором Эдвард говорит: «Лев влюбился в бедную овечку», подчеркивая их с Беллой роли. Белла выступает не только как «жертва», но и как идеальная «хорошая девочка». Этот сюжетный ход создает контраст между сильным и загадочным вампиром и уязвимой, но доброй героиней, что привлекает внимание читателей. Образ Беллы, несмотря на её наивность, наделен силой и внутренней стойкостью, что делает её интересной и многослойной персонажем в рамках жанра.

Белле стыдно не только носить красивое нижнее белье, но и даже смотреть на него — оно вызывает у неё смущение своей явной сексуальностью. Однако Эдвард находит её невинность привлекательной. Когда Белла спускается по лестнице в длинной юбке и синей блузке, Эдвард комментирует её внешний вид с восхищением.

«Твой внешний вид вызывает недоумение — так соблазнительно выглядеть нельзя, это не честно».

Стефани Майер – автор популярной серии книг «Сумерки», которая завоевала сердца миллионов читателей по всему миру. В центре сюжета находится история о любви между девушкой Беллой Свон и вампиром Эдвардом Калленом. Эта романтическая сага исследует темы любви, жертвенности и вечной жизни, привлекая внимание как молодежной, так и взрослой аудитории.

Серия «Сумерки» состоит из четырех книг, каждая из которых погружает читателя в загадочный мир вампиров и оборотней, где переплетаются человеческие эмоции и сверхъестественные силы. Майер мастерски создает напряжение и интригу, что делает ее произведения увлекательными и запоминающимися.

Книги «Сумерки» не только стали бестселлерами, но и положили начало успешной франшизе, включая фильмы, которые также получили огромную популярность. Стефани Майер сумела создать уникальную атмосферу, которая продолжает привлекать новых поклонников, делая ее работы актуальными и по сей день.

Женская аудитория находит в «Сумерках» отражение своей эмоциональной потребности быть желанной. Эти книги, написанные Стефани Майер, открывают окно в мир сексуальных фантазий, позволяя читательницам и зрительницам через образ Беллы переживать ситуации, в которых они становятся центром мужского внимания без необходимости предпринимать какие-либо активные действия. Это создает ощущение близости и идентичности, что делает произведение особенно привлекательным для женщин.

Актёры Питер Фачинелли (Карлайл Каллен), Элизабет Ризер (Эсми Каллен), Кристен Стюарт (Белла Свон) и Роберт Паттинсон (Эдвард Каллен) в кадре из фильма «Сумерки. Сага. Новолуние» (2009)Кадр: фильм «Сумерки. Сага. Новолуние» / Millennium Films / Sunswept Entertainment

Вампир Эдвард и оборотень Джейкоб соперничают за внимание Беллы, постоянно утверждая, как сильно они её любят. В то же время сама Белла ничего не делает для этого. Чтобы привлечь их внимание, ей достаточно оставаться самой собой. Эта ситуация подчеркивает, что истинная привлекательность не требует усилий и что искренность и естественность могут быть более ценными, чем любые ухищрения.

Желание быть желанной является естественным для каждой девушки, но в этом вопросе существует определенная проблема. Стереотипы общества навязывают женщинам идею о том, что они должны скрывать свои желания и оставаться скромными и пассивными, следуя образу «хорошей девочки». В то же время, активное проявление сексуальности и стремление к вниманию ассоциируются с образом «плохой девочки». Это создает внутренний конфликт, мешая многим женщинам открыто выражать свои желания и принимать свою сексуальность. Важно осознавать, что каждая женщина имеет право проявлять свою индивидуальность и стремление к любви и вниманию без привязки к устоявшимся стереотипам.

Быть «плохой» в обществе не только осуждается, но и воспринимается как опасное состояние. Общество часто оправдывает насилие в отношении «плохих девочек», утверждая, что «она сама напросилась». Это создает впечатление, что насилие становится оправданным наказанием за провокационное поведение. Поэтому многим женщинам важно сохранять в своих фантазиях образ невинной «хорошей девочки»: хороший персонаж, как Эдвард Каллен, будет любить ее, в то время как «плохая» может столкнуться с угрозой и насилием. Этот контекст подчеркивает сложные условия, в которых женщины вынуждены балансировать между социальными ожиданиями и личными желаниями, что требует глубокого понимания и обсуждения вопросов гендерных стереотипов и насилия.

Фантазия о «хищнике», будь то сияющий на солнце вампир, Кристиан Грей или граф Дракула, позволяет женщинам удовлетворить свою эмоциональную потребность в чувстве желанности. Эти образы создают пространство, где женщины могут исследовать свои желания без чувства стыда, вины или тревоги, которые часто сопутствуют активным проявлениям их либидо. Такие фантазии помогают преодолеть внутренние барьеры и открыться новым эмоциональным и сексуальным переживаниям, что является важным аспектом личностного роста и самовыражения.

Фантазии не являются буквальными желаниями. Ни одна разумная женщина не желала бы оказаться в ситуации Беллы — наедине с мужчиной, который колеблется между любовью и желанием причинить ей вред. Психоаналитик Майкл Бадер в своей книге «Возбуждение: тайная логика сексуальных фантазий» утверждает, что фантазии служат инструментом, помогающим людям преодолевать преграды на пути к удовольствию. Эти воображаемые сценарии позволяют исследовать свои желания и страхи, создавая пространство для понимания интимных потребностей и эмоциональных состояний.

Сексуальность не является результатом извращенных желаний, а скорее проявлением естественной потребности в удовольствии и безопасности. Понять свою сексуальность можно через различные пути, и иногда эти пути могут казаться запутанными. Важно осознать, что стремление к удовольствию – это нормальная часть человеческой природы. Безопасность в отношениях и интимной жизни играет ключевую роль в том, чтобы люди могли открыто исследовать свою сексуальность и получать от этого положительные эмоции.

Майкл Бадер — известный психоаналитик, который внес значительный вклад в развитие психоанализа и психотерапии. Его работа сосредоточена на понимании глубинных психических процессов и их влиянии на поведение и эмоции человека. Бадер исследует, как бессознательные механизмы формируют наши мысли, чувства и действия, что позволяет лучше понимать причины психологических проблем. Его подход помогает клиентам осознать свои внутренние конфликты и преодолеть психологические трудности. В практике Майкла Бадера акцентируется внимание на важности психоаналитического понимания для достижения гармонии и личностного роста.

Зрительницы находят привлекательным себя представить на месте Беллы, потому что это дает им возможность ощутить себя желанными, не переживая о необходимости привлекать внимание окружающих. Этот аспект позволяет им погрузиться в мир фантазий, где желание и уверенность идут рука об руку, создавая ощущение свободы и самодостаточности.

Актёры Роберт Паттинсон (Эдвард Каллен) и Кристен Стюарт (Белла Свон) в кадре из фильма «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 1» (2011)Кадр: фильм «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 1» / Imprint Entertainment / Summit Entertainment
Актёры Роберт Паттинсон (Эдвард Каллен) и Кристен Стюарт (Белла Свон) в кадре из фильма «Сумерки. Сага. Новолуние» (2009)Кадр: фильм «Сумерки. Сага. Новолуние» / Millennium Films / Sunswept Entertainment

«Сумерки» создают безопасное пространство, позволяющее женщинам исследовать свои сексуальные потребности без чувства вины и стыда. Этот роман открывает возможность для глубокого понимания женской сексуальности и самовыражения, что делает его важным произведением в контексте женской литературы. В нем затрагиваются темы, связанные с интимностью и самоидентификацией, что способствует более открытому восприятию сексуальности и отношений.

Фантазии позволяют нам без стеснения испытывать те эмоции, которые отсутствуют в реальной жизни. Женщинам особенно близка тема настойчивых миллиардеров, напоминающих Кристиана Грея. Стремление к финансовому благополучию является естественным желанием для каждого человека, особенно в условиях современного общества. Тем не менее, женщин нередко обвиняют в меркантильности за такие желания. Чтобы избежать осуждения, они создают фантазии, в которых богатые ухажёры, несмотря на все сомнения, дарят им щедрые подарки и заставляют принимать их дары, оставляя им фактически безальтернативный выбор. Эти сценарии отражают глубинные желания и стремления, подчеркивая как привлекательность материального достатка, так и эмоциональные потребности, которые могут быть недостаточно удовлетворены в реальной жизни.

Иногда роль ухажёра в жизни героини исполняет «фея-крёстная». В романе «Сумерки» подарки чаще всего преподносит не Эдвард, а его сестра Элис. Например, Белла не мечтает о роскошной свадьбе, однако Элис настаивает на организации большого праздника. В конечном итоге Белла уступает, и получает великолепное торжество без необходимости просить об этом, что избавляет её от ощущения меркантильности. Это позволяет читательницам чувствовать себя комфортно в этой фантазии: они могут «вжиться» в образ Беллы и не испытывать стыда за свои мечты и желания. Таким образом, «Сумерки» создают пространство, где женские стремления и романтические идеалы становятся доступными и приемлемыми.

Элис уговаривает Беллу надеть каблуки. Белла с неохотой сопротивляется, так как не любит «женские штучки» и предпочитает носить брюки и фланелевые рубашки. Эта ситуация отражает популярную фантазию о том, как человека делают более привлекательным против его воли, освобождая от необходимости самостоятельно заботиться о своем внешнем виде.

Размышления о том, чтобы быть желанным, открывают уязвимость. Это состояние часто ассоциируется с поведением «плохой девочки», где забота о внешности считается признаком пустоты. Однако я уверена в своей ценности, и именно поэтому моя сестра жениха поможет мне с нарядом и макияжем. Такой подход подчеркивает, что истинная красота и уверенность в себе не зависят от мнения окружающих. Важно помнить, что стремление выглядеть привлекательно — это не признак слабости, а желание проявить свою индивидуальность и уверенность.

Актёры Кристен Стюарт (Белла Свон) и Роберт Паттинсон (Эдвард Каллен) в кадре из фильма «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 1» (2011)Кадр: фильм «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 1» / Imprint Entertainment / Summit Entertainment

Эти небольшие эпизоды представляют собой детали, которые подчеркивают основную концепцию «Сумерек»: сказку о Золушке. Сага создает уникальный мир, где обычная девушка привлекает внимание привлекательного столетнего вампира, и его любовь становится подтверждением её значимости. В этом контексте исследуются темы самооценки и трансформации, показывающие, как даже самые заурядные личности могут быть замечены и оценены.

Мечта о том, чтобы быть особенным, знакома многим. У большинства из нас есть свои комплексы, и в собственных глазах мы часто воспринимаем себя как нечто несуразное: глупое, скучное, неуклюжее или некрасивое. Но в глазах вампира мы вдруг становимся уникальными и привлекательными. Таким образом, «Сумерки» создают временный мир, в котором наши комплексы теряют силу, а недостатки становятся желанными чертами. Это позволяет зрителям ощутить себя особенными и привлекательными, несмотря на свои внутренние переживания.

Этот мир притягателен, потому что он дарит нам ощущение комфорта. Он помогает нам забыть о стыде и тревогах, пусть и на короткое время. Фильмы, которые могут показаться наивными, кринжовыми или смешными, на самом деле заботятся о нашем эмоциональном состоянии — и это поистине прекрасно. Стремление к комфортным ощущениям никогда не должно восприниматься как что-то негативное, несмотря на мнения критиков в интернете.

Как у «Сумерек» началась вторая волна популярности

Сумеречная сага пользовалась огромной популярностью с 2008 по 2012 год, когда на экраны выходили фильмы, основанные на книгах Стефани Майер. Однако после завершения экранизации франшизы интерес к ней начал угасать. Фандом, который когда-то горел ярким светом, постепенно стал затихать, оставляя лишь воспоминания о культовых персонажах и захватывающем сюжете. Несмотря на это, Сумеречная сага по-прежнему сохраняет свою значимость для поклонников и продолжает вызывать обсуждения в различных кругах.

Долгое время франшиза «Сумерки» оставалась на периферии популярной культуры, однако ее влияние продолжало ощущаться в различных аспектах. Несмотря на то что она вышла из мейнстрима, «Сумерки» стали основополагающим элементом для множества новых проектов в жанре young adult. С момента выхода серии книг и фильмов на рынок появилось множество франшиз, вдохновленных ее успехом, что свидетельствует о прочном наследии «Сумерек». Влияние этого феномена можно увидеть в развитии сюжетов, персонажей и тем, которые стали популярными среди молодежной аудитории.

  • «Голодные игры»;
  • «Бегущий в лабиринте»;
  • «Дивергент»;
  • «Сотня».

Возрождение популярности «Сумерек» началось во время эпидемии COVID-19, когда люди находились в изоляции и искали утешение в знакомых историях. Подобно тому, как в преддверии Нового года многие пересматривают «Гарри Поттера», фильмы о вампирах стали для зрителей своеобразным убежищем от хаоса и неопределённости. Эти картины возвращают к ощущению беззаботного детства, когда жизнь казалась простой и легкой. «Сумерки» действительно представляют собой комфортное кино, которое позволяет отвлечься от повседневных забот.

Фильмы обладают уникальной способностью захватывать зрителей своей зрелищностью и напряжением, но любимые персонажи редко сталкиваются с настоящими страданиями. Опасные моменты всегда завершаются хеппи-эндом, любовь неизменно побеждает зло, а героини, такие как Белла, спасаются из любых трудностей. При повторном просмотре фильмов зрители могут быть уверены: «Не стоит беспокоиться о том, что мне станет грустно или больно», — ведь финал саги всегда оставляет приятное послевкусие. Фильмы создают атмосферу уюта и надежды, позволяя наслаждаться приключениями без страха за судьбу главных героев.

Актёры Тейлор Лотнер (Джейкоб Блэк), Маккензи Фой (Ренесми Каллен) и Кристен Стюарт (Белла Свон) в кадре из фильма «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2» (2012)Кадр: фильм «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2» / Summit Entertainment / Sunswept Entertainment

Современный феминистский дискурс заставляет задаться вопросом: почему безобидный фильм для подростков вызвал такую бурную реакцию? За последние 20 лет, прошедших с выхода первой части, общество значительно изменило своё восприятие девочек-подростков. Интересы девушек всё реже становятся объектом критики, и когда «Сумерки» вновь оказались в центре внимания, сагу встретили не с осуждением, а с широкой поддержкой и любовью. Это свидетельствует о позитивных изменениях в общественном восприятии женских историй и подростковых тем, что демонстрирует растущее понимание и принятие разнообразия в кинематографе.

В 2024 году сага вновь обрела популярность. Испанский бренд Bershka, вдохновленный ностальгией, выпустил коллекцию мерча по мотивам «Сумерек». Одежда, украшенная изображением Эдварда Каллена, напоминает стильные вещи из нулевых, которые были популярны среди школьниц. Коллекция привлекает внимание своим уникальным дизайном и возвращает в моду элементы, которые когда-то определяли молодежный стиль.

Американский производитель косметики ColourPop не остался в стороне и представил линейку продуктов, вдохновленных популярными героями. В это же время стриминговая платформа Netflix анонсировала создание анимационного сериала по мотивам книги «Солнце полуночи», написанной Стефани Майер и выпущенной в 2020 году. Сценаристом и исполнительным продюсером проекта станет Синед Дэйли, известная по работе над сериалами «Детективное агентство Дирка Джентли» и «Воспитанные волками». Анимационный проект по «Сумеркам» вызывает большой интерес, и мы с нетерпением ожидаем новых подробностей о его разработке.

Как сага изменила кино, интернет и нас самих

После успеха серии книг и фильмов «Сумерки» начался бурный рост популярности подросткового фэнтези и жанра young adult в целом. На волне этого успеха появились такие кинофраншизы, как «Голодные игры» и «Дивергент», которые стремились повторить коммерческий успех вампирской саги. Кроме того, произведения, сочетающие романтику и элементы сверхъестественного, также получили новое дыхание. Например, популярность «Сумерек» способствовала распространению сериалов, таких как «Дневники вампира» и «Настоящая кровь», привлекая внимание широкой аудитории к жанрам фэнтези и ужасов.

Фэнтези-проекты продолжают заимствовать тёмную эстетику и мелодраматический тон, характерные для саги «Сумерки». Сериал «Уэнсдей» стал ярким примером такого наследия, привнося мрачную атмосферу, которая нашла отклик у подростковой аудитории. Многие юные зрители узнали в главной героине отражение своего пессимизма, что способствовало огромной популярности проекта. В результате «Уэнсдей» стал самым востребованным сериалом на платформе Netflix, подтверждая тенденцию к росту интереса к подобным историям в мире фэнтези.

Актриса Дженна Ортега (Уэнсдей Аддамс) в кадре из сериала «Уэнсдей» (2022)Кадр: сериал «Уэнсдей» / MGM Television / Millar Gough Ink

Успех франшизы «Сумерки» продемонстрировал высокую коммерческую привлекательность женской аудитории, особенно среди школьниц. Это стало стимулом для киноиндустрии создавать больше контента, рассчитанного на эту целевую группу. Кроме того, Голливуд осознал значительную прибыль от разделения заключительных частей популярных серий на два фильма. Примером служит практика, начатая с «Гарри Поттера», которая после «Сумерек» стала стандартом. Финальные части таких известных франшиз, как «Голодные игры», «Хоббит», «Дивергент» и «Фантастические твари», также были разделены, хотя зрители не всегда воспринимали это положительно, ощущая давление на свои бюджеты.

Серия книг «Сумерки» стала катализатором для формирования множества фанатских сообществ в интернете. Поклонники активно создавали фанфики, иллюстрировали свои идеи и обсуждали любимую историю на различных платформах, таких как «ВКонтакте», X (бывший Twitter), «Инстаграм» и Tumblr. В то время эти социальные сети только начинали развиваться, и вклад фанатов в их популяризацию был значительным. «Сумерки» не только вдохновили волну творческого самовыражения, но также стали источником мемов, пародий и шуток, которые укрепили онлайн-сообщества. Таким образом, влияние «Сумерок» выходит за рамки литературы, формируя уникальную культуру взаимодействия и творчества в цифровом пространстве.

Фанфики по мотивам «Сумерек» стали основой для массового интереса к фанатскому творчеству. Ярким примером является фанфик «Повелитель вселенной» о персонажах Эдварде и Белле, который позже трансформировался в известную эротическую сагу «50 оттенков серого». Автор Э. Л. Джеймс изменила имена героев, чтобы представить книгу как оригинальное произведение. Экранизация «50 оттенков серого» в 2015 году открыла двери для новых адаптаций фанатского контента. В 2019 году вышел фильм «После», созданный на основе фанфика о популярном певце Гарри Стайлзе, где также были изменены имена персонажей. Эти примеры демонстрируют, как фанатское творчество может влиять на основную индустрию развлечений, создавая новые тренды и возможности для адаптаций.

Актёры Джейми Дорнан (Кристиан Грей) и Дакота Джонсон (Анастейша Стил) в кадре из фильма «50 оттенков серого» (2015)Кадр: фильм «50 оттенков серого» / Focus Features / Michael De Luca Productions

Студии киноиндустрии осознали, какую значительную пользу приносят фанаты. Каждый фанфик, рисунок или обсуждение, например, о том, кто лучше — Эдвард или Джейкоб, служит бесплатной рекламой для фильмов. Это создает дополнительный интерес у внешней аудитории и способствует привлечению новых зрителей. В связи с этим студии начали активно сотрудничать с фанатскими сообществами для продвижения своих проектов, что позволяет не только увеличить охват аудитории, но и создать более глубокую связь с поклонниками.

Противостояние поклонников Эдварда и Джейкоба стало основой для формирования «враждующих» лагерей среди фанатов. Одни предпочитали, чтобы Белла осталась с вампиром, в то время как другие поддерживали её связь с оборотнем. Эти разногласия порождали активные обсуждения и привлекали внимание к саге. В результате, интерес к проекту возрастал. Осознав этот тренд, многие студии начали активно использовать элементы любовного треугольника в своих произведениях, чтобы увеличить вовлечённость аудитории и повысить рейтинги.

Во втором сезоне сериала «Разделение» главный герой Марк Скаут оказывается перед сложным выбором, что разделило фандом на два лагеря: одни болеют за его пару с Хелли, другие — с Джеммой. Аналогичная концепция используется и в игровой индустрии, как показала студия, создавшая «Ведьмак 3: Дикая охота», предложив игрокам выбрать между персонажами Йеннифэр и Трисс. И хотя игра была выпущена в 2015 году, обсуждения о том, кто из героинь лучше, не утихают до сих пор. Эта практика создания неоднозначных персонажей и выборов, влияющих на сюжет, остается популярной среди зрителей и игроков, что подчеркивает важность эмоциональной связи с персонажами в современных медиа.

«Сумерки» стали важной вехой в кинематографе, изменив его облик и способствуя развитию фандомов, которые стали неотъемлемой частью поп-культуры. Однако наиболее значимым уроком, который мы извлекли из этого явления, является принятие своих увлечений и отсутствие стыда за свои интересы. «Сумерки» продемонстрировали, что «девчачьи» интересы не только нормальны, но и востребованы, и заслуживают уважения. Этот культурный феномен открыл двери для обсуждения тем, которые ранее оставались на заднем плане, и вдохновил множество людей быть искренними в своих предпочтениях.

Изучите также:

Переходный возраст: ярость, отчаяние и паранойя в одном моменте

Переходный возраст — это сложный и многогранный период в жизни каждого человека. Он сопровождается сильными эмоциями, такими как ярость, отчаяние и паранойя. Этот этап формирования личности часто вызывает трудности как у подростков, так и у их родителей. Внутренние конфликты, смена настроения и поиск своего места в мире становятся характерными чертами переходного возраста. Понимание этих эмоций и их влияние на поведение подростков позволяет лучше справляться с вызовами этого времени. Эмоциональная нестабильность, вызванная гормональными изменениями и социальным давлением, может проявляться в различных формах, что делает этот период особенно непростым. Важно осознавать, что переходный возраст — это не только проблемы, но и возможность для роста и самопознания.

Бесплатный тест: какая digital-профессия вам подходит?

IT, дизайн, маркетинг или менеджмент? Узнайте ответ за 15 минут. А потом — бесплатно попробуйте свои силы в новой специальности.

Узнать подробнее